СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ КНР
Чэнь Хао,
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета
В статье дан краткий обзор современного этапа преобразований отношений собственности в экономике КНР, результатом которого явилось создание конкурентоспособного государственного промышленного сектора — основы модернизации экономики КНР, базирующегося на изменении имущественного статуса госпредприятий и их частичной приватизации.
Ключевые слова: реформа собственности, государственный промышленный сектор, модернизация, имущественные права, институциональная теория прав собственности, государственное регулирование, общественная собственности.
УДК 338(100-87) ББК 65.9(4/8)
Современный этап преобразований отношений собственности в экономике КНР связан с руководителями четвертого поколения руководства страны — Ху Цзиньтао и Вэн Цзябао. Он охватывает период с 2003 г. по настоящее время и реализует стратегию строительства социалистической рыночной экономики и создания единого механизма социально-экономического развития города и деревни, предполагающего развитие и совершенствование институциональных механизмов в системе отношений собственности в плане интенсификации имущественных прав и связанной с ней социальной мобильности субъектов имущественных прав.
Задачи современного этапа преобразований отношений собственности определены решениями III Пленума ЦК КПК 16-го и 17-го созывов (октябрь 2003 г. и октябрь 2008 г.), направленными на «совершенствование социалистической рыночной экономики» и создание «социализма с китайской спецификой» (XVII съезд КПК, 2007 г.).
Реализация данного этапа реформирования отношений собственности предполагает развитие и совершенствование институциональных механизмов рыночной экономики, рост конкуренции, создания эффективной системы социального обеспечения в целях полного построения к столетию КПК (к 2021 г.) среднезажиточного общества. Решение этих задач проходит в два этапа.
На первом этапе (2002-2007 гг.), проходящем в условиях новой фазы индустриализации страны, основное внимание было уделено дальнейшему процессу реформирования отношений собственности в городе в плане продолжения работы по расширению хозяйственной самостоятельности предприятий, находящихся в государственной собственности в целях повышения их эффективности.
С этой целью в марте 2003 г. был создан Госкомитет по контролю и управлению государственным имуществом, входящий в состав Госсовета КНР Стратегия реформ собственности предусматривала введение института юридических лиц; официальное признание равноправия развития необобществленных укладов; создание совета директоров и других органов управления, самостоятельно принимающих решения в компаниях и на крупных предприятиях, на которых государство является либо собственником, либо основным собственником; введение конкурентной системы на замещение руководящих постов, в которой могут принимать участие и иностранные специалисты; передачу мелких, средних и неэффективных государственных предприятий в частную или коллективную собственность; сохранение государственной монополии в финансово-банковском секторе, в сфере производства и распределения электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения, транспорте и почтовой связи [1].
Вступление Китая в ВТО (2001 г.) способствовало развитию смешанных форм собственности, формированию транснациональных корпораций.
Второй этап стратегии реформы собственности Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао (с 2008 г. по настоящее время) обусловлен необходимостью поддержания устойчивости и дальнейшего институционального совершенствования сформировавшейся к началу XXI века структуры собственности, способной и далее обеспечивать высокие темпы экономического роста страны.
Следует отметить, что решения XVII съезда КПК (2007 г.) во многом были определены проблемами, которые были поставлены XVI съездом КПК (2002 г.), продемонстрировавшем обострение политических разногласий по поводу дальнейшего курса страны, обусловленных глубоким социальным расслоением общества, ростом разрыва в уровнях дохода деревенских и городских жителей и вступлением в ряды КПК представителей крупного и среднего бизнеса, что в целом рассматривалось сторонниками курса Мао Цзэдуна партийной номенклатурой и «новыми левыми» как отход от идей социализма, как уступка либерализму.
В этой связи Ш Пленумом ЦК КПК 17-го созыва (2008 г.) было принято решение о необходимости создания единого механизма социально-экономического развития города и деревни.
Пленум впервые декларировал, что рост экономики проходил за счет деревни (на основе реформирования отношений коллективной собственности, за счет внедрения семейного подряда), что город, промышленность должны помочь социально-экономическому подъему деревни, так как «...без достижения “малой зажиточности” 800 млн крестьян не могут жить в гармонии, которой мы добиваемся» [2, с.76].
Несмотря на активизацию процессов реформирования отношений собственности в деревне, государственный промышленный сектор, по-прежнему, рассматривается руководством КНР в качестве экономической основы модернизации экономики страны. За годы 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) углубление реформы госсектора проявилось в переводе крупных государственных предприятий на режим функционирования компаний или акционерных обществ в целях содействия их финансово-промышленному развитию; в принятии Закона КНР о подоходном налоге с предприятий (2009 г.), предусматривающем введение унифицированного налогообложения для всех предприятий, как национального, так и иностранного капитала; во введении с 2009 г. новой формы налога на добавленную стоимость, который стал взиматься не с производственной, а с потребительской добавленной стоимости, что способствовало росту заинтересованности предприятий в самостоятельном развитии инновационной деятельности и технической реконструкции своих производственных мощностей. Реформа в монопольных отраслях промышленности — электроэнергетики, почтовой связи, телекоммуникациях, железнодорожном транспорте, городских коммунальных служб и в ряде других, выразившаяся в диверсификации их субъектов инвестиций и прав собственности, значительно расширила рыночные отношения функционирования предприятий этих отраслей [3, с.46].
С 2007 г. в госсекторе был начат эксперимент с бюджетной системой хозяйствования на государственных активах, направленный на предотвращение утечки государственного имущества, охрану законных прав и интересов трудящихся. Суть его заключалась в формировании нормативов владения, пользования и распоряжения государственным имуществом и их нормировании для передачи их государственным предприятиям.
Итоговым результатом современного этапа преобразований отношений собственности явились следующие изменения: общественная собственность из абсолютной трансформировалась в доминирующую; общественная собственность включает
в себя не только государственный и коллективный сектор, но и государственные и коллективные компоненты в смешанных формах собственности, обусловленные диверсификацией прав собственности госпредприятий; общественная собственность приобрела различные формы реализации: государственная, коллективная, смешенная (государственно-частная, государственно-коллективно-частная и другие формы); государственная собственность разделена на различные формы региональной собственности; частная собственность получила официальный статус. Основу экономической системы страны, находящейся на начальной стадии социализма составляет одновременное и равноправное развитие всех форм собственности при доминирующей роли общественной собственности на средства производства.
В табл.1 представлена структура промышленности по формам собственности за период с 1978 по 2007 гг. [4, с.43]
Таблица 1
Динамика структуры собственности в промышленном секторе Китая за период с 1978 по 2007 гг. (удельный вес государственных и негосударственных предприятий в общем объеме производства), в %%
Год Государственные предприятия Негосударственные предприятия
коллек- тивные частные* всего
1978 77,6 22,4 — 22,4
1990 54,6 35,6 9,8 45,4
2000 47,3** 13,9 38,8 52 7***
2007 29,5** 2,7 67,8 70,5***
*Частный сектор, включая собственно частные предприятия, предприятия с участием иностранного капитала и акционерные общества;
**Собственно государственные предприятия и акционерные общества с контрольным пакетом государственного участия;
***Негосударственные предприятия с годовым объемом продаж менее 5 млн юаней.
Процесс реформирования современной структуры собственности не закончен. Развитие различных форм собственности необобществленного и обобществленного сектора экономики находится под контролем и регулированием государства в силу, прежде всего, двух причин: быстро и эффективно развивающегося частного и индивидуального сектора, а также, формирования и развития новых типов хозяйственных структур и форм собственности, не предусмотренных решениями ЦК КПК, как, например, в случае с развитием частного предпринимательства.
Кроме того, существующие в стране формы собственности еще не достигли своей зрелости и по содержанию реальных отношений (прав) собственности не всегда полностью соответствуют заявленной им форме, как в городе, так и в деревне. Этому несоответствию, например, способствует законодательная нечеткость определения прав собственности. Например, коллективные предприятия в городе и волостно-поселковые предприятия в деревне фактически находятся в собственности государственных органов, работников предприятий и частных лиц. Процесс превращения их в хозяйственные структуры с четко выраженными правами собственности еще не закончен и его завершение напрямую связано с дальнейшим развитием рыночных отношений, как в городе, так и в деревне.
В последние годы государственное регулирование экономики страны значительно возросло, в силу, прежде всего, двух причин: во-первых, роста потребностей экономики и социальной сферы в инвестициях в инфраструктуру и социальную сферу, обусловленную ростом имущественного неравенства, во-вторых, необходимостью повышения эффективности управления государственным сектором экономики, основанным на общественной собственности, призванной сохранить доминирующие позиции в социально-рыночной экономике, находящейся на этапе начальной стадии социализма, о чем свидетельствует и антикризисная политика государства, направленная на поддержку государственного сектора экономики.
В целом реализация современного этапа преобразований отношений собственности, предпринятая руководством КНР позволила создать стратегический конкурентоспособный государственный промышленный сектор, представленный эффективными предприятиями и акционерными компаниями с высокой капиталоемкостью, мощной базой НИОКР и крепнущими позициями на мировом рынке.
Государственный сектор явился экономической основой модернизации экономики. Главная особенность модернизации госсектора заключалась в том, что она проходила в уже созданной руководством рыночной среде, наличии частного предпринимательства и присутствия иностранного капитала, что позволило государству существенно снивелировать негативные последствия модернизации государственных предприятий, связанные, прежде всего, с сокращением занятости.
В планах 12-й пятилетки 2011-2015 гг. центральным звеном является рост конкурентоспособности промышленности КНР, что обусловливает необходимость продолжения теоретических и научно-практических разработок институциональной теории прав собственности. Именно в условиях сохранения доминирующих позиций общественной собственности, институциональный подход решения проблем собственности, с одной стороны, позволяет государству сохранить права собственности на принадлежащее ему имущество, с другой — обеспечить его использование в интересах всего общества.
Литература
1. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. — М.: Квадрига, 2010. — 643 с.
2. Гельбрас В.Г Тридцатилетие эпохи «реформ и стратегии» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 6. — С.73-84.
3. Муромцева З. Промышленная политика КНР в 2006-2015 гг. // Проблемы Дальнего Востока. — 2011. — № 4. — С.34-47.
4. Ван С., Фан Г. Экономические преобразования в Китае: анализ и сопоставление с российским реформационным опытом // Российский экономический журнал. — 2009. — № 9. — С. 38-50.