Научная статья на тему 'Современный экономический кризис и социальное государство'

Современный экономический кризис и социальное государство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC CRISIS / THE SOCIAL STATE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / UNEMPLOYMENT / TOTAL INTERNAL PRODUCT / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Владимир Петрович

В статье рассматриваются причины мирового экономического кризиса, его влияние на социальную динамику, определяются специфические черты проявления в России, пути и задачи экономической стратегии, отвечающие принципам социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern economic crisis and the welfare state

In the clause the reasons of a world economic crisis, its influence on social dynamics are considered, display peculiar features in Russia, ways and the tasks of economic strategy answering to principles of the social state are determined.

Текст научной работы на тему «Современный экономический кризис и социальное государство»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2011. № 2

В.П. Васильев, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой государственного и муниципального управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

В статье рассматриваются причины мирового экономического кризиса, его влияние на социальную динамику, определяются специфические черты проявления в России, пути и задачи экономической стратегии, отвечающие принципам социального государства.

Ключевые слова: экономический кризис, социальное государство, инновационное развитие, безработица, валовой внутренний продукт, глобализация.

In the clause the reasons of a world economic crisis, its influence on social dynamics are considered, display peculiar features in Russia, ways and the tasks of economic strategy answering to principles of the social state are determined.

Key words: economic crisis, the social state, innovative development, unemployment, total internal product, globalization.

Методологической основой анализа траектории социальной динамики является суждение П. Сорокина о нелинейности общественного развития1. Отметим, что П. Сорокин исходил из выводов ученых-экономистов о причинах и фазах цикличности экономики и прямо ссылался на работы Н. Кондратьева, проанализировавшего большие циклы экономической конъюнктуры и их зависимость от инновационной деятельности2.

Нелинейность предполагает не только исторические периоды подъема, развития социальных отношений, ценностей, социокультурной компоненты общественного развития, но и обратные процессы неравномерности и некоторую хаотичность с точками би-фуркаций3. Это неизбежно ведет к крупным изменениям как в сфере экономики, так и в социальных отношениях.

Государство — один из факторов неравномерности динамики кризисных явлений. Так, определяя цивилизационные структуры

* Васильев Владимир Петрович, e-mail: [email protected]

1 См.: Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социальная мысль. М., 1996.

2 См.: КондратьевН.Д. Избранные труды. М., 2002. С. 341—397.

3 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 2003.

XIX в., оказавшие непосредственное воздействие на развитие всеобщего кризиса начала ХХ в., К. Поланьи выделял четыре главных института: систему равновесия сил, международный золотой стандарт, саморегулирующийся рынок и либеральное государство4.

Современный экономический кризис не является феноменом XXI в. Внутренние механизмы рыночной экономики формируют объективные причины кризисов, которые с различной периодичностью происходят, нарушая экономическую и социальную динамику. В условиях глобализации, тесных и интенсивных взаимосвязей национальных рынков, особенно финансовых, расширилась география и скорость экспорта кризиса из страны-генератора.

Традиционные методы коррекции государством экономики, работающие в рамках делового цикла (снижение ставки рефинансирования, налоговой нагрузки), не срабатывают. Кризис можно считать системным, так как, во-первых, он охватил все институты (банки, фондовые рынки, реальный сектор экономики, национальные валюты). Во-вторых, показал неэффективность форм рыночного регулирования и внутреннего контроля в бизнес-структурах.

Как и предшествующие кризисы, современный стал проявляться в финансовой сфере, вызвав серьезные социальные следствия.

Во-первых, обесценение ценных бумаг. В отличие от России в большинстве развитых стран ценные бумаги рассредоточены, не являются собственностью только крупных держателей. Тем самым этот фактор сократил и в ряде случаев вообще обесценил стабильные доходы среднего класса. Во-вторых, банкротство ряда банковских структур лишило население части вкладов, а главное — возможности свободного получения кредитов, за счет которых приобретение товаров длительного пользования, недвижимости стало не только способом, но и образом жизни в обществе всеобщего благоденствия.

По законам экономической динамики финансовый кризис перешел в реальный сектор экономики: стал сокращаться ВВП и промышленное производство. Это вызвало рост безработицы, которая является самым серьезным социальным феноменом, вызывая определенные негативные последствия для общества. Статистическая характеристика данных процессов представлена в таблице.

4 См.: Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени СПб., 2002. С. 13.

Динамика реального объема валового внутреннего продукта, прирост/снижение и безработица (в % к предыдущему периоду)5

Динамика реального объема валового внутреннего продукта Уровень безработицы

Годы/страны 2008 г. 2009 г. III квартал 2010 г. в % к III кварталу 2009 г. 2009 г. Сентябрь 2010 г.

Россия 5,2 -7,9 2,72) 8,4 6,6

Бразилия 5,2 -0,2 8,73) 7,5 6,7

Германия 1,0 -4,7 3,9 7,8 8,3

Индия 6,4 5,7 8,83) 8,3 8,0

Италия -1,3 -5,0 1,0 7,6 7,71)

Канада 0,5 -2,5 4,14) 9,3 9,6

Китай 9,0 8,7 10,65) 9,5 10,0

Соединенное Королевство (Великобритания) -0,1 -4,9 2,8 5,1 5,0

США 0,0 -2,6 3,1 8,4 6,6

Франция 0,2 -2,6 1,8 7,5 6,7

Япония -1,2 -5,2 4,1 7,8 8,3

Общий фон реакции населения на экономический кризис — снижение доверия к рыночным институтам, падение индексов потребительской уверенности и надежды на позитивные шаги государства.

Для России кризис оказался более масштабным, чем для других развитых стран: более резкое падение темпов ВВП, промышленного производства, фондовых индексов, девальвация национальной валюты. Причинами этого являются:

1) зависимость экономики от мировых цен на нефть, которые в условиях рецессии масштабно стали снижаться (за несколько месяцев второй половины 2008 г. в 2,5—3 раза)6;

2) существенный внешний долг бизнеса и банков (около 500 млрд долл.)7;

5 По данным Росстата.

6 Росбизнесконсалтинг.

7 По данным Центрального банка.

3) недиверсифицированность отраслей экономики и практическое отсутствие инноваций (лишь 8—10% промышленных предприятий ведут инновационную деятельность)8;

4) не преодолены элементы экономики неплатежей (убыточные предприятия, невыплата налогов).

Мировой финансовый кризис был зарожден в банковском секторе США, занятом ипотечным кредитованием, и охватил другие банковские структуры. Кризис начался весной 2008 г., осенью 2008 г. стадия кризиса стала уже острой. Банкротство банка Lehman Brothers Holdings Inc стало знаковым. Российские власти, в отличие от российского бизнеса, не спрогнозировали начало кризиса, его глобальный характер и стали разрабатывать и реализовывать антикризисные меры лишь после резкого скачка мировых цен на нефть и масштабного падения индексов на российских фондовых площадках.

Правительственные антикризисные меры оказались противоречивыми. Для социальной области было важным поднять величину гарантированных вкладов (до 700 тыс. руб.), что во многом уберегло банковскую систему от оттока вкладов и успокоило широкие слои населения; с другой стороны, проведенная девальвация (январь 2009 г.) относительно обесценила рублевые вклады и дала толчок инфляции, повышению цен.

Значительные государственные кредиты представлены крупным собственникам для спасения их активов, заложенных под кредиты за рубежом, что вызывает много вопросов в обществе.

В целом анализ причин и кризисных механизмов требует серьезной проработки, так как кризис поставил под сомнение важнейшие цивилизационные институты: эффективность свободного рынка, государства, международной валютной системы.

Возникают проблемы рациональности мотивов субъектов рынка, ассиметричности информации, в широком смысле социального контроля за деятельностью банковских структур, фондового рынка, резервной валюты. Для российской экономики жизненно необходимым стал серьезнейший вопрос об изменении структуры экономики, догоняющего развития не с точки зрения темпов роста, а реального развития инновационной компоненты, формирование экономики знаний. Становится очевидным, что не только экономический выход из кризиса, но и решение хронических проблем социальной структуры общества, избыточной дифференциации общества по доходам, обеспечение комфортного качества жизни в условиях сырьевого развития невозможно.

Государство генетически является социальным институтом, так как его возникновение основывается на социальных взаимодей-

8 По данным Росстата.

ствиях, социальных нормах и контроле. Поэтому представители научных школ различных направлений — экономики, социологии, права и др. — на протяжении многих десятилетий анализировали роль государства в решении социальных проблем общества. В центре внимания — собственность, социальная справедливость, неравенство, перераспределительные отношения, социальные нормы, генерируемые государством.

Принципиально новые черты государства, его социальная составляющая начинают развиваться в эпоху промышленной революции

XIX в., перехода развитых обществ от традиционного к индустриальному развитию. Крупное машинное производство вело не только к новой, более высокой производительности труда, но и к новым негативным последствиям — безработице, производственному травматизму. Индустриальное развитие генерировало формирование рабочего движения в защиту своих прав. В теоретических исследованиях характеристика определенной модели социального государства была дана в работах Л. фон Штайна, практических разработках социальной политики Бевериджа, Бисмарка. Были сформированы основные принципы и направления действий социального государства:

— правовое введение норм социальной защиты;

— формирование института социального страхования;

— софинансирование работниками и работодателями страховых взносов;

— социальная помощь неработающим членам общества.

Эти принципы характеризуют основу социального государства.

Эволюция рыночной экономики, рост ее масштабов к середине

XX в. сформировали две новых задачи социального государства. Это — обеспечение свободного входа на рынок, устранение дискриминаций и регулирование финансовых рынков, заметно влияющих на уровень жизни населения. Первое обстоятельство означает устранение барьеров на рынке труда (дискриминации), а также входа на отраслевые предпринимательские рынки (административные и монопольные барьеры). Другое обстоятельство — финансовые рынки, которые становятся реальным феноменом общества всеобщего благоденствия. Доходы средних слоев зависят от получения кредитов для потребительских целей. Известно, что финансовые рынки — самые неустойчивые, поэтому их регулирование является социальной задачей. Таким образом, если базовые элементы социального государства XIX в. были ответом общества на последствия введения новых средств производства, то в XX в. — это ответ на влияние ярко проявившихся особенностей и базовых черт рыночной экономики.

Отметим, что новое понимание задач социального государства связано уже не с последствиями принципиально новых средств производства, а с защитой от реалий рыночных механизмов функционирования экономики. Выявленные "провалы рынка"9 структурируют новые экономические задачи, являющиеся одновременно и социальными. Внутренним законом рыночной экономики с этапа индустриализации является ее цикличность с непременными не только спадами, но и кризисами, обостряющими социальные проблемы. Поэтому одной из задач социального государства является разработка и реализация мер по устойчивому развитию экономики. Спад производства автоматически ведет к безработице и сокращению социальных программ государства и бизнеса вследствие сокращения доходов.

Своеобразным пиком социальных функций государства стали 70—80-е гг. XX в. В это время значительно, в разы, увеличился поток перераспределения государством ВВП в пользу социальных программ. Но с этого же периода западная научная литература и политика говорят о кризисе государства всеобщего благоденствия.

В чем причина? Она не в том, что государства развитых стран отказываются от базовых принципов социального государства. Приход к власти неоконсерваторов — М. Тэтчер, Р. Рейгана — привел к некоторому сокращению социальных программ. В научной литературе зазвучало утверждение о "перегрузке государства".

Принципы социального государства, их реализация на практике предопределены степенью зрелости государства как такового, уровнем развития общества; возможности его сформировавшихся духовно-нравственных ценностей. Поэтому социальность государства неотделима от этапов общественного развития, национальных традиций, хотя ряд основополагающих принципов является универсальным. Эти обстоятельства необходимо учитывать, так как реализация принципов социального государства связана с перераспределительными процессами, которые почти всегда субъективны.

Поэтому, когда мы анализируем конституционное положение о социальном Российском государстве10, необходимо взглянуть на роль государства в нашей новейшей истории. На первом этапе трансформации (1992—1998 гг.) поддержка социальной сферы была для государства вторичной задачей, главное — создание основ, институтов рыночной экономики. На втором этапе (1999—2008 гг.) были реализованы некоторые реформы, оказавшиеся неэффективными (пенсионная) или вызывавшие немало острых дискуссий в обществе (монетизация льгот, организационно-экономические реформы в образовании и здравоохранении). Вместе с тем на этом этапе

9 Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М., 2005. С. 66.

10 Конституция РФ. М., 2009. С. 4.

государством были выделены определенные социальные приоритеты, сформулированные в виде национальных проектов (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, доступное жилье, а также проект по решению демографических проблем).

С осени 2008 г. государству пришлось решать социальные проблемы в контексте мирового экономического кризиса. В это же время приняты решения по модернизации пенсионной системы, развитию материальной базы здравоохранения, реформе оплаты труда в бюджетной сфере. Однако базисных системообразующих изменений пока не произошло.

В условиях информационного общества, глобализации не только экономических, но и социальных связей элементами социализации личности становятся опыт, образ, качество и уровень жизни в других государствах. Этому же должно следовать и государство, позиционирующее себя как социальное. По целому ряду индикаторов уровня и качества жизни Россия существенно отстает, и чем больше это отставание, тем больше снижение доверия к институтам власти.

Стратегия улучшения показателей уровня и качества жизни, нацеленная на перспективу, не сложилась, нередко те или иные меры обусловлены стадиями политического цикла.

Необходима долгосрочная поэтапная программа с индикаторами уровня жизни, целевыми показателями достижения уровня оплаты труда, пенсий, помощи семьям, безработным и других социальных гарантий, например закрепленных в Европейской социальной хартии, к которой Россия присоединилась.

Есть два способа увеличения финансирования социальных проектов. Первый — перераспределить имеющиеся у общества ресурсы. Но здесь есть проблемы. В России не очень велика величина ВВП, и она перераспределяется для финансирования социальной сферы. Разговоры о Фонде будущих поколений несерьезны. Он невелик и почти весь уже уходит на погашение дефицита Пенсионного фонда. Второй — перераспределение через увеличение налоговой нагрузки на бедных и богатых. Перераспределение может обеспечить реализацию принципа социальной справедливости. Это важно! Однако возникает вопрос: какие члены общества должны "поделиться"? Олигархи? Первые 10 или 100 из списка Форбс? Или 10% верхней децили? Но здесь 14 млн российских граждан. И, видимо, они могут быть основой нормального, по европейским меркам, среднего класса.

Поэтому возникает другой вопрос: как выйти за пределы существующего роста производительности труда, чтобы увеличить общественное богатство? Путь — модернизация и инновационное развитие. Их необходимо структурировать. Во-первых, модерни-

зация экономики. Здесь широкий контекст. Но важен критерий. Таким является уровень современного индустриального общества. И прежде всего качество основного капитала, соответствующего по своим физическим и моральным качествам современному уровню.

Статистические данные по России свидетельствуют о следующем: степень износа основных средств, обрабатывающих производство на 2008 г., составила 46,2%, удельный вес полностью изношенных — 12,9%, в добыче полезных ископаемых соответственно — 53,4% и 20,4%11.

Понятно, что на таком оборудовании нельзя поднять производительность и качество выпускаемой продукции даже для внутреннего рынка, а уж о внешнем и мечтать не приходится. Поэтому необходимо обновление основных средств производства, реализация инвестиционных программ в реальном секторе экономики. Проблемы для России:

— неэффективные собственники;

— неразвитость финансовых институтов (банки, фондовый рынок);

— стимулирование со стороны государства (налоговое и техническое регулирование).

Иные обстоятельства связаны с инновационным развитием. Этот путь предполагает появление принципиально новых технологий, продуктов, маркетинговых и организационных решений. Для национальной инновационной системы необходима цепочка: фундаментальная наука — НИОКР — производство — рынок.

Инновации в экономике выполняют две стратегические функции. Во-первых, они способствуют росту эффективности и, следовательно, дают преимущества в конкурентной борьбе. Во-вторых, распространение инноваций за рамки незначительного количества фирм выступает существенным факторов экономического роста.

Признаком инноваций является успешное коммерческое внедрение нового продукта, технологии, новых форм организации производства и бизнеса, методов продвижения товаров и услуг на рынок. Неотъемлемая часть инновационной деятельности — исследования и разработки. Основа технологического прогресса — изобретение в результате прикладных научных исследований. Однако направления прикладных разработок, их общие горизонты определяет фундаментальная наука — ее результаты нередко открывают целые новые направления для практики, формируют новые отрасли промышленности.

Для России роль инновационного развития актуализируется рядом современных проблем:

11 Российский статистический ежегодник 2008. М., 2008. С. 330—331.

— исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели экономического развития. Неустойчивость конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, консервация устаревших технологий ставят экономику в зависимость от внешних факторов развития, не обеспечивают устойчивый экономический рост;

— обострение конкуренции в условиях глобализации мировой экономики. Даже на внутреннем рынке изменились стандарты потребительского и инвестиционного спроса;

— сокращение трудоспособного населения под влиянием целого ряда демографических и других факторов ставит задачу повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий;

— невысокий уровень социальной защиты населения. Уровень и качество жизни существенно отстают от соответствующих показателей в развитых странах.

Инновационная экономика предполагает существенные вложения в человеческий капитал, который является и предпосылкой и результатом инновационной деятельности. Поэтому и в этой области крайне необходимо участие государства.

Отметим, что инновационный путь развития, формирование экономики знаний не являются технократической задачей. Новые технологии, новые системы управления на основе информационных комплексов несут новую культуру производства, новые социальные взаимодействия и нравственные качества. Как и всякое новое, — это прогресс человеческих отношений. Но могут быть и проблемы, отрицательные последствия, например в связи с доступностью благ биотехнологий для человека. Путь к инновациям также не линеен, противоречив, но необходим для государства не только сильного, но и социального.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кондратьев Н.Д. Избранные труды. М., 2002.

Конституция РФ. М., 2009.

Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М., 2005.

Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени СПб., 2002.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 2003.

Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социальная мысль. М., 1996.

http://www.cbr.ru

http://www/rbc.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.