Научная статья на тему 'Современный детский игровой фольклор: считалки'

Современный детский игровой фольклор: считалки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1826
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукова Ольга Ивановна, Хайдукова Любовь Владимировна

Авторы представляют фрагмент детского исследовательского проекта по литературе. Изучение детского фольклора актуально для пятиклассников, данный раздел входит в примерную программу по литературе. Проектирование является формой внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный детский игровой фольклор: считалки»

МАСТЕР-КЛАСС

Ввиду того, что в сфере дополнительного образования преподавателю предоставлены самые широкие возможности применить свои знания, опыт и педагогические умения, педагогу-музыканту необходимо определиться с способами и методами решения поставленных перед ним общепедагогических и узкопрофессиональных задач для достижения главной цели -всестороннего развития ученика.

Литература

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования.- М.: ACDEMA, 2004,- с.3.

2. Артюхова Е. С. Влияние музыкального восприятия на умственное развитие младших школьников в услови-

ях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 2.

3. Картавцева М.А. Сольфеджио 21 века.- М.: «Кифара», 1999,- с.3.

4. Матюшина Л. Е. Интенсификация музыкально-образовательной деятельности как педагогическая проблема. // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 3.

5. Теплов Б. М. Психология развития музыкальных способностей. Т. 1.- М.: Музыка, 1988,- с.42-49.

6. Крафт М.А. Сольфеджио для начинающих.- Новосибирск: «Книжица», 2002,- с.5.

7. Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио.- Ленинград: Музыка, 1970,- с.147.

8. Никольская М. Н. Методика обучения игре на фортепиано.- Владимир: ВМУ, 1996,- с.3.

Стукова Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы Хайдукова Любовь Владимировна

ученица 5 «Б» класса МБОУ гимназия № 18 E-mail: [email protected] г.Нижний Тагил

J ^

СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР: СЧИТАЛКИ

Л

г

Аннотация. Авторы представляют фрагмент детского исследовательского проекта по литературе. Изучение детского фольклора актуально для пятиклассников, данный раздел входит в примерную программу по литературе. Проектирование является формой внеурочной деятельности.

Ключевые слова: одаренный ребенок, исследовательский проект, детский фольклор, исследование.

Встреча с одаренным учеником всегда интересна для учителя. Умение вызвать интерес к определенной деятельности, увлечь таких детей интересным делом, привить им вкус к серьезной творческой работе - задача педагога.

Занимаясь с такими детьми, мы не просто преподаем «предмет», а вводим их в науку.

Творческие способности ребенка, безусловно,- дар природы. Однако одаренность находится в постоянном движении. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличаю-

щие их от большинства сверстников: высокая любознательность, умение пользоваться накопленными знаниями, исследовательская активность, упорство

в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Все эти качества в сочетании с творческими способностями позволяют претворить в жизнь интересные значимые проекты. Широкие возможности для проявления и развития одаренности детей дает исследовательская деятельность.

В данной статье свою работу на тему «Современный детский игровой фольклор:

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

65

МАСТЕР-КЛАСС

считалки» представит моя ученица, Хайдукова Люба, которая является лидером и творцом, пользуется большой популярностью в коллективе сверстников, часто берет на себя роль организатора групповых игр.

Еще в начальной школе мы читали русские народные сказки, изучали фольклорные праздники на «Истоках», проводили «Николины посиделки». В первой четверти пятого класса нам по предмету литературы задали нарисовать фольклорное «дерево». Я была удивлена: как много жанров фольклора - это и сказки, былины, скороговорки, загадки, частушки, колыбельные, колядки, считалки и другие.

В отличие от сказок, скороговорок, которые в основном дети узнают из книг, считалки передаются из уст в уста, обретая все новые и новые варианты. Дети в начальной школе знают разнообразные считалочки, запоминая их по собственному игровому опыту [4, 6].

Объект исследования - современный детский фольклор.

Предмет исследования - считалки.

Цель исследования - проанализировать считалки с целью определения различных видов и выявления самых популярных среди детской возрастной группы от 8 до 11 лет.

Фольклор - народное творчество, отражающее его жизнь, воззрения, переживания, идеалы, мечты о справедливости и счастье. Он бывает музыкальный, танцевальный, словесный. Фольклор как словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. Термин «folk-lore» буквально означает «народная мудрость, народное знание». Впервые он был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом [1, 3].

Фольклор подразделяют на две группы - обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

1. Календарный фольклор - это колядки, масля-ничные песни, веснянки.

2. Семейный фольклор - семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания.

3. Окказиональный фольклор - от латинского слова «случайный», т.е. не соответствующий общепринятому употреблению, носящий индивидуальный характер - заговоры, заклички, считалки.

Что такое считалки? Считалки относятся к игровому фольклору, который занимает ведущее место в детском творчестве и передается из уст в уста, обретая все новые и новые варианты.

Считалка - рифмованный стишок, который определяет ведущего в игре. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Во время счета дети обычно становятся в круг, и тот, кто считает, громко произносит текст. Считающий выделяет составные части стиха - стопы (иногда - слоги). Во время счета он рукой слегка дотрагивается до игроков или указывает, на кого из них падает та или иная ударная стопа [5].

Корней Иванович Чуковский - автор моих любимых детских книжек, в том числе и «От двух до пяти», в ко-

торой описывал детское стихотворчество. Он отмечал, что «сколько ни доводилось мне слышать подобных стишков, во всех один и тот же ритм - хорей. Может быть, потому, что дети всего мира прыгают и пляшут хореем» [10].

Сами того не подозревая, подчиняясь считалочно-му ритму и переводя руку с одного игрока на другого, дети безошибочно делят считалку на ритмические отрезки, например: «Вышел месяц из тумана...»

Четкий ритм считалки «Аты-баты, шли солдаты» напоминает шаг солдатской роты.

Я решила выяснить: какие считалки знают учащиеся гимназии № 18 и выбрала для опроса возрастную группу детей от 8 до 11 лет. Всего в анкетировании приняло участие около 70 человек: 2, 3, 4 и 5-е классы.

Анкетирование позволило выделить самые популярные считалки детей: на 1 месте - «Катилась апель-синка...»; 2 место занимает - «Вышел месяц.»; 3 место - «На золотом крыльце.»; 4 - «Ехала машина.»; 5 - «Аты-баты.».

Все выше перечисленные считалки считаются основным (базовым) фондом, т.е. распространенными во многих областях России. Они в результате анкетирования учащихся гимназии № 18 распределились следующим образом: во вторых и третьих классах лидирует считалка «Катилась апельсинка.», в 4 классах - две считалки - «Ехала машина.» и «Шла кукушка.», в 5 классах - «На золотом крыльце.».

Исследование (опрос) считалок среди классов гимназии показал, что 2 классы знают тексты 21 считалки; 3 класс - 26, 4 кл.- 25, 5 кл.- 33 считалки.

Сравнивая детские считалки, мы обнаружили, что есть:

1. Считалки, которые почти не меняются в текстовке, например: «Вышел месяц из тумана.».

2. Считалки, имеющие разные варианты, например «На золотом крыльце.», «Катилась апельсинка.».

Анализ анкетирования родителей учащихся МОУ гимназии № 18.

Анкетирование проводилось параллельно и среди родителей детей. Оно показало, что родители знают меньше считалок (более 40), чем дети. С годами они уже позабыли часть считалок. Любопытно то, что почти половина текстов считалок у родителей были иными, чем у опрошенных детей. Эти считалки со-

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

МАСТЕР-КЛАСС

временные дети не знают и не используют их в своих играх,- такие, например, как «Шел баран по крутым горам», «Баба сеяла горох», «Сидели кони на балконе», «Шла коза по мостику».

Анкетирование родителей учащихся показало, что самыми распространенными считалками 20-30 лет назад являлись следующие: 1 место занимает - «На золотом крыльце...», 2 место - «Ехала машина...», 3 -«Аты-баты...» и 4 - «Вышел месяц».

В основном темы для считалок придумывают сами дети. Я решила тоже пофантазировать и придумать свои считалки. Несколько считалок я уже использовала в игре с подружками, и они охотно стали ими пользоваться, например:

Раз, два, три, четыре, пять Вышла кошка погулять, Побежала на карниз И скатилась сверху вниз, На кого она попала,

Тот и вышел для начала.

Шел однажды великан, Обходил все страны сам. Сапоги все обносились, Старым выглядел костюм, Кто в пути его увидит,

Тот и сразу первым выйдет.

Разговаривали дети Чума-пума, контрабас,

Об игрушках и конфетах. Бас-гитара, фунтик-таз,

Барби, Мокси, Винкс и Братс Беки-меки, интервью, Выходи на этот раз! Ты выходишь, я-галю!

Вышла мышка погулять, Корку сыра поискать, Побежала, покрутилась, На тебе остановилась.

Шла по городу машина Гайка-гайка, шина-шина, Руль, багажник и капот, Выходи - тебе везет!

Представленная в начале нашей работы цель -исследование считалок, которые используют в играх дети (на примере анкетирования учащихся гимназии № 18) и анализ этих считалок - была достигнута.

В работе был изложен материал о происхождении считалок, их назначение, сюжеты. Исследование показало, что дети в возрасте 8-11 лет наиболее активно пользуются считалками, применяя их в игровой практике. Анализ анкетирования показал основные (базовые) считалки, распространенные среди гимназистов, указал на имеющиеся в считалках элементы вариантности или схожести текстового сюжета. В работе выявлены самые популярные считалки среди детей.

Подводя итог, можно сказать, что считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливым образом, без обмана. Она помогает выработать такие качества у ребят, как честность и чувство товарищества. И самое главное, что считалки, как жанр фольклора, продолжает существовать. Изучение этой темы представляется весьма актуальным, ведь несомненно, что детские считалки - это одно из средств восстановления связей современного мира с истоками устного народного творчества [9].

Литература

1. Аникина В. Русский фольклор.- М.: Художественная литература, 1986.

2. Каршинова Л. В. Народная культура как средство формирования целостного мировоззрения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008.- № 1.

3. Куликова Л. Современный игровой фольклор // Народное творчество.- 2008.- № 3.

4. Малова В. В. Фольклорный праздник «ОСЕНИНЫ». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 1.

5. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка // Воспитание школьников.- 2001.- № 3.

6. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы.- М.: 1996.

7. Новицкая Г. М., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор.- М.: Просвещение, 1995.

8. Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

9. Пикулева Н. В. Играй-городок.- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989.

10. Троицкая Т., Петухова О. Современные считалки.- М.: 2004.

11. Чуковский К. От двух до пяти.- М.: 1968.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.