Научная статья на тему 'Использование специальных считалок на занятиях по «Музыкальной стимуляции» в реабилитации детей с нарушением слуха в системе верботонального метода'

Использование специальных считалок на занятиях по «Музыкальной стимуляции» в реабилитации детей с нарушением слуха в системе верботонального метода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
914
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абашина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование специальных считалок на занятиях по «Музыкальной стимуляции» в реабилитации детей с нарушением слуха в системе верботонального метода»

ПЕДАГОГИКА

О.В. Абашина*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧИТАЛОК НА ЗАНЯТИЯХ

ПО «МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ» В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СИСТЕМЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА

Наряду с использованием традиционных подходов в обучении глухих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики. В данной статье рассматривается коррекционная направленность специально разработанных нами считалок в формировании просодической и звукопроизносительной стороны речи детей с нарушением слуха, занимающихся по верботональному методу. Обосновывается эффективность их применения на занятиях по музыкальной стимуляции, которая отражена в проведенном эксперименте.

Введение

Формирование у глухих словесной речи - специальная задача, от решения которой в значительной мере зависит интеграция глухого человека в обществе слышащих. Несмотря на достижения в области формирования у глухих детей произносительной стороны устной речи, в большинстве случаев качество произношения не удовлетворяет специалистов. Устная речь детей, имеющих нарушение слуха, часто оказывается малопонятной из-за недостаточности произносительных навыков, интонационной окрашенности, эмоциональноэкспрессивной выразительности, что отмечается многими сурдопедагогами: И.Г. Багровой, В.И. Бельтюковым, К.А. Волковой, Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау,

Н.Ф. Слезиной, А.Д. Салаховой, Н.И. Шелгуновой, Е.З. Яхниной и др.

Наряду с использованием традиционных подходов в обучении глухих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с на-

*

© Абашина О.В., 2007 Абашина Ольга Владимировна - логопед МУЗ ЦВМиР «Ариадна».

рушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики. Одной из таких современных технологий является верботональная система (ВТС) «СУВАГ» (система универсальной аудиовизуальной глобально-структуральной методики слухового восприятия), автором которой является профессор, член Академии наук и искусства Хорватии Петар Губерина. верботональная система находит все большее признание в обучении глухих и слабослышащих детей в России.

Профессор Петар Губерина неоднократно в своих работах подчеркивает важность ритма и интонации в продукции и перцепции речи. Исходя из результатов своих исследований, он установил, что низкие частоты, к которым изначально чувствительно наше тело, переносят ритм и интонацию речи. Учет синкретического характера ритма, построенного на интерсенсорных связях, позволяет формировать речевой ритм, корректировать недостатки интонационной и звукослоговой структуры речи у детей с недостатками слуха [1].

Обсуждение роли «специальных считалок» в коррекционной работе по формированию ритмико-интонационной и звукопроизносительной стороны речи детей с нарушением слуха на занятиях по музыкальной стимуляции.

Благодаря многолетним экспериментальным исследованиям в системе верботонального метода, развился и применяется специальный раздел в реабилитации детей с нарушением слуха - «музыкальная стимуляция» - это название специальных групповых и индивидуальных занятий (согласно терминологии, принятой в ВТС), применяемых в реабилитации по верботональному методу. Главной особенностью формирования у детей с нарушением слуха произносительной и ритмико-интонационной структуры на занятиях по «музыкальной стимуляции» в системе верботонального метода является использование специально разработанных фонетических слоговых считалок (оптимальные или иррациональные, полурациональные и рациональные, т.е. речевые считалки), основанных на ритме детских стихосложений - считалок, дразнилок, закличек, пестушек, скороговорок, стишков и.т.д., которые служат прекрасным средством в решении коррекционных задач: развитие слухового восприятия; развитие чувства ритма (речевого и музыкального); формирование интонационно-мелодической стороны речи; формирование звукослоговой структуры слова; вызывание, коррекция и дифференциация звуков; выделение словесного и фразового ударения; пополнение лексического словаря.

Составление и использование таких структур (в верботональной системе они называются «ЬгсцаПсе» - считалки, от слова «Ьгсц» - счет) в коррекционной работе требует от реабилитатора тщательного анализа звукослоговой, ритмико-интонационной структуры оригинальных детских стихосложений, на основе и по принципу которых создается весь лексический материал, применяемый на занятиях по «музыкальной стимуляции».

Ритмические игры являются важной составляющей частью в работе над развитием речи. В этих играх ритм берет начало в природных естественных детских вокализациях (крик, гуление, лепет). Также ритмические игры, сопровождающиеся движением, важны для выработки самоконтроля, восприятия, управления общей моторикой, ориентации в собственной схеме тела.

В каждом ребенке присутствует латентное чувство ритма, которое богато, но не организовано и хаотично. В этой связи игровые считалки в большем почете у детей, чем другие формы детского фольклора, предназначенные одновременно и для расчета, и для игры. Сведения детей в этой области достаточно обширны. В детском исполнении они звучат как стихи: это и «ехала машина... », «вышел месяц из тумана.», «вышел зайчик погулять.», «аты-баты шли солдаты...», «на золотом крыльце...» и др.

Приведем примеры детских считалок разных народов мира:

Английская иррациональная считалка:

Heetum, peetum, penny, pie Pop a lorie, jinkie jye!

Eena, meena, mina, mo.

Bassa, lena, lina, lo!

А вот как пересказал английскую считалку С. Маршак:

Интер, мици, тици, тул,

Ира, дира, дон.

Окер, покер, доминокер,

Шишел, вышел вон!

Хорватская иррациональная считалка:

Eketi, peketi, cuketi me Angule, bangule cinga ce.

Мы видим, что своеобразие этих иррациональных (т.е. не имеющих смысла) считалок заключается в их ритмичности и мелодичности. «Создавая их на всех языках мира, дети опираются на музыку вокальных созвучий, не ища в них определенный смысл. Все, что дети слышат, чувствуют и очень легко сопровождают спонтанными движениями, это и есть ритм считалок, которые своей полетностью, бойкостью, возбуждением заполняют каждодневные игры детей» [2]. В нашей работе специально созданные иррациональные считалки имеют коррекционную направленность.

Иррациональные (или оптимальные) считалки - это ритмически организованные слоговые структуры, где каждая фонема представлена в своем оптимальном ритме и положении [3]. В них мы презентуем ребенку определен-

ный звук в комбинации с одним или двумя гласными, в результате чего ребенок легко воспринимает и воспроизводит его. Семантического значения для ребенка эта считалка не имеет. Слоговая структура считалки не объемна. Все эти ритмические композиции, составленные на каждый звук, имеют свою фонетическую и слоговую прогрессию, это оправдано речевым онтогенезом ребенка (от простых до более сложных по артикуляции звуков): па, ба, ма, та, да, на, ла, ва, фа, ка, га, са, ша, жа, ца, ча, ща, ха, ра. Структура детского лепета такова, что, повторяя по инерции разные созвучия, они меняют лишь один единственный звук.

Главная задача таких иррациональных структур с помощью различных ритмических слоговых вариаций - добиться точного фонетического воспроизведения коррегируемого звука; умения дифференцировать фонемы по заданному ритму; правильного воспроизведения речевого ритма и интонационных модуляций. Например, аффрикат «ц» - звонкий шумный, твердый, переднеязычный смычный согласный; напряженный, качество его произношения вызвано изменением напряжения т.е. представлено в форме «81юсса1;о», восьмыми и шестнадцатыми длительностями; время произношения краткое. Оптимальной в данном случае является та считалка, которая подчеркивает изменения фонации и паузы. В этом примере представлены три варианта иррациональных считалок. Важно, что качество фонации звука не изменяется, звук остается в своем оптимальном ритме и положении, а комбинация с выкочастотным вокалом «и» и напряженным согласным «п» еще больше подчеркивает его акустико-артикуляторные характеристики.

В слоге консонантная часть тесно связана с более разборчивой и мощной по своей интенсивности вокальной частью. Поэтому при обозначении основного качества фонем в оптимальной слоговой считалке целесообразно применять, помимо проговаривания, еще и напевную (мелодизированную) форму с определенным интервальным диапазоном. Эту ритмическую композицию требуется пропевать в пределах кварты или квинты высоким голосом, так как аффрикат «ц» высокочастотный звук.

Слоговые считалки на слоги «ма», «на», «ва», «ла» легче воспринимаются в виде напевной стимуляции. Например:

Звук «л» - звонкий сонорный согласный с выраженным вокальным компонентом. Оптимальная ритмическая структура может быть представлена в виде восьмых, четвертных и половинных длительностей. Пропевание возможно как в форме «stoccato», так и «legato» в пределах пентатоники:

А-ЦИ А-ЦА

ЦУПА ЦАП

А-ЦИ А-ЦА

ЦАПА ЦА

Или:

А-ЦИ А-ЦА

А-ЦИЦИЦИ ЦА

А-ЦИ

ЦИ

А-ЦА

ЦА

ЛАЛА ЛАЛА соль ля соль ми

ЛА ЛАЛАЛА соль ля соль ми

ЛА пауза ЛАЛА ре пауза соль до

Звук «м» - звонкий, сонорный согласный. Время его произношения продолжено по отношению к звуку «п». Оптимальный ритм для этого звука представлен четвертными и половинными длительностями: Эту ритмическую структуру лучше воспроизводить напевным голосом в медленном темпе через минимальное высотное изменение (в пределах секунды) в форме «legato»:

до до АМ АМ

ре ре АМ АМ

до МА

до МА

У каждого ребенка, особенно в начале реабилитации, свое интеграционное время восприятия, как правило, у глухих детей оно продолжено. Применяя на занятиях по «музыкальной стимуляции» напевные формы специальных считалок, стишков, мы тем самым, продлеваем время звукового «раздражителя». Другими словами, за время «напевной эмиссии» реабилитатора ребенок успевает приспосабливаться к восприятию того или иного материала. Напевные считалки используются в коррекции качества голоса, его тембровой и тоновой

окраски, регистра, мелодических модуляций голоса (повышение, понижение,

восходяще-нисходящая, ровная интонация), речевой интонации (побудительной, вопросительной, восклицательной, повествовательной), продуцирования и восприятия звуков речи.

Каждая оптимальная считалка имеет свою напевную (мелодизированную) форму с определенным интервальным диапазоном. Когда ребенком прочно усвоены те или иные звуки, целесообразно составлять ритмическую структуру из наиболее часто смешиваемых фонем (субститутов). Например, при замене «са - та»:

СА ТА

АСА ТА

ТАТАТАТА СА

СА

ТА

Эта ритмическая композиция состоит из комбинаций четвертных, восьмых и кратких шестнадцатых длительностей в форме «81юсса1;о», где «са» проговаривается или пропевается четвертными длительностями, а «та» - краткими. Такое ритмическое сочетание еще больше подчеркивает качественные характеристики фонем.

Существуют и такие считалки, где иррациональная часть, которая не имеет никакой связи с содержанием и служит ради пересчета или сложения слогов, перемежается с вербально осмысленной - рациональной частью. Например:

Если убрать иррациональный компонент, то остается вполне осмысленный сюжет. Вероятнее всего, иррациональная часть служит не только для пересчета, но и является ритмической и фонетической подготовкой к произнесению речевой части. В верботональной системе такая считалка называется полура-циональной. Она является переходным этапом от музыкального ритма к речевому.

Полурациональная считалка - это ритмическая структура, состоящая из двух частей. Первая часть - иррациональная - служит фонетической и ритмической подготовкой для второй - рациональной (речевой) части [3]. В нее вводится слово с отрабатываемым звуком, «ибо подлинный стих начинается там, где кончается автоматическое произнесение звуков и начинается смысл» [2.С.494]. В составленной нами полурациональной считалке на звук «ца» мы наблюдаем то же самое. Например,

С помощью такой считалки ребенок учится правильно воспроизводить звуковую, ритмическую и мелодическую структуру отрабатываемого словесного материала.

Далее из слов и фраз полурациональной считалки составляется рациональная (речевая) считалка с теми или иными звуками, которые отрабатывались ранее (здесь важно учитывать слоговую прогрессию).

Речевая или рациональная считалка представляет собой небольшие считалки, стишки, содержащие в себе все просодические элементы: ритм, пауза,

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Тады-рады тынка -

Где же наша свинка? Тады-рады толки:

Съели свинку волки! и.т.д.

А-ЦИ

ЦВЕТЫ

А-ЦУ

А-ЦИ

ЦВЕТЫ

А-ЦИ

ЦВЕТЫ

ЦИ

ЦВЕТУТ

А-ЦИЦИЦИ

ЗАВЯЛИ

ЦВЕТЫ.

интонация и т.д. Дети особенно восприимчивы к просодической стороне языка, так как именно она связана напрямую с эмоционально - экспрессивным аспектом речи, являющимся ведущим в данный период (в речевой деятельности взрослых на первый план выходит информационный, содержательный компонент). Просодика кодирует эмоции, а на них и ориентируется ребенок. В общении с малышом ритмико-интонационная выразительность таких стишков особенно существенна. Приведем примеры рациональных считалок.

Пример «считалки-диалога» на звук «в»:

Вова, Вова Как дела?

У Вовы «вава».

Вот беда!

Такие ритмические стихосложения, как единая, целостная структура, и будут являться отправной точкой, переходным этапом к повествовательной речи ребенка.

Важно отметить, что движения и тактильный контакт, которыми сопровождаются специальные считалки, точно следуют их мелодии и ритму. Для глухих детей движение является внешней опорой, вспомогательным средством при восприятии и воспроизведении темпоритмического и интонационного рисунка считалки, т.е. оно должно отражать темп, ритм, интонацию и паузу.

На занятиях по «музыкальной стимуляции» движения выбираются в зависимости от возраста ребенка по принципу от простого к сложному. Организуемая реабилитатором специальная «имитационная деятельность» с использованием движений требует от ребенка двигательной и голосовой активности. Маленьким детям легче имитировать простые, большие по амплитуде движения, тогда как с возрастом они должны быть более дифференцированными (аналитическими). При работе с разными видами считалок требуется учитывать, что в иррациональной части композиции движение должно быть точно ритмически организовано, тогда как в рациональной части слова и фразы произносятся с помощью произвольного двигательного моделирования, не допуская скандированного проговаривания.

Пример на звук «ц»:

Цинь - цинь, цинь - цинь, Цветут цветы.

Цинь - цинь, цинь - цинь, Поют скворцы.

Пример на звук «л»:

Ляля мала, ляля спала. Ляля встала! Ляляля - ля! Ляля упала - «оп ляля»!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уа - Уа.

Свое утонченное чувство ритма дети как бы подтверждают, скандируя считалки. Игру со словами начинает один ребенок, подхватывает группа, дополняя новыми словами, повторяя и надстраивая их. К концу игры создается правильная ритмическая структура, не говоря о ее вербальном смысле. В подобных играх ребенка не интересует содержание считалки, и только последний слог осмыслен, которым разрешается напряжение, созданное игрой. Важно, что наикратчайшим путем нужно решить задачу игры, а затем последовательно продолжать игру через постоянное повторение.

По этому же принципу на занятиях «музыкальной стимуляции» выстраивается алгоритм работы над считалкой. Многократно пересчитывая слоговые считалки, пока не выйдет из игры последний, дети легко запоминают и самостоятельно воспроизводят правильную ритмическую и звукослоговую структуру этих считалок. Ребенок, на котором заканчивается пересчет, должен верно озвучить последний слог или слово считалки. Правильно ответивший выбывает из игры и так до последнего участника группы. Оставшийся ребенок воспроизводит всю считалку от начала до конца, сопровождая ее движением, моделирующим ритмико-интонационный рисунок всей структуры. Реабилита-тор во время игры должен проследить за качеством звучания фонем, соблюдением словесного ударения, ритмико-мелодической структурой считалки и сразу же проводить коррекцию. На таких занятиях у детей формируется умение говорить эмоционально и выразительно, активно использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику, естественные жесты и.т.д.).

В играх со считалками также решаются и психологические проблемы: дети становятся более раскованными и раскрепощенными, легко адаптируются в коллективных играх. Считалки могут быть незаменимым средством социализации ребенка, поскольку с их помощью можно определить ведущих и ведомых, снимая напряженность во взаимоотношениях между детьми при распределении ролей.

Говоря о лексической ценности считалок, мы можем наблюдать, что в них чаще всего используются существительные и глаголы. Таким образом, опираясь на общую тенденцию языкового развития детей при подборе лексического словаря для разрабатываемых «полурациональных и рациональных» считалок, подбирались в основном глаголы, существительные и ономатопеи, характерные для русской речевой культуры, а также прилагательные из разряда качественных, обозначающие размер (большой, маленький), вкус (сладкий, соленый и др.), цвет (красный, желтый..), вес (тяжелый, легкий), температуру, разного рода оценки. Эти лексические единицы являются наиболее частыми в употреблении и составляют основу детского словаря [4, 5].

В возрасте от 4 до 6 лет дети в своем окружении ищут собственные ритмические выражения. Дети, не страдающие потерей слуха, сами выдумывают считалки или часто используют уже известные («эники - беники»,

«эус - дэус...», «ехала машина.», «чок - чок.», «сорока - ворона.» и т. д.). Глухие дети не способны самостоятельно употреблять в речи эти оригинальные стихосложения, т.к. нет полноценной звукопроизносительной базы, но чувство ритма сохранно. Этим обоснована правомерность применения специальных считалок в реабилитации детей с проблемами слуха: речевой аппарат у глухого ребенка способен ритмически функционировать так же, как и у слышащего; слоговой ритм и интонация переносятся через низкие частоты, к которым глухие дети наиболее чувствительны; ритмические формы - считалки дети легко воспринимают и запоминают.

С помощью считалок, как отмечает Петар Губерина, «мы стимулируем мозг ребенка в определенном ритме и далее развиваем слуховое восприятие» [1].

Таким образом, мы определили главные особенности считалки, которые приняты нами за основу при разработке специальных иррациональных, полу-рациональных и рациональных (речевых) считалок: 1) в считалке все подвержено ритму и мелодичности; 2) она постоянно сопровождается движением и тактильным контактом во время игры; 3) она не объемна и очень сжата, поэтому легко воспринимается маленькими детьми; 4) многократное повторение считалки способствует быстрому ее запоминанию; 5) считалки обладают богатством ритмических вариаций, но по направленности ритмического движения преобладающими являются «нисходящие» хорей (с акцентом на первую долю), дактиль (ритм триолы с акцентом на первую долю) и «восходящий» ямб (ритм из-за такта с акцентом на вторую долю); 6) считалки в основном состоят из основных лексических единиц (существительные, глаголы, ономатопеи, прилагательные), что вполне соответствует тенденции развития начального детского лексикона; 7) с нейролингвистической точки зрения, в осуществлении восприятия и воспроизведения ритмических слоговых считалок доминирующую роль наряду с корой играют подкорковые структуры и вегетативная нервная система, которые у глухих детей сохранны (отсутствие речи на внешнеречевом плане не исключает его присутствие во внутриречевом) [6]; 8) считалки обладают неоспоримыми художественными и педагогическими достоинствами по своей семантике и ритмике идеально соответствуют умственным потребностям русских детей; 9) с психологической точки зрения, считалки являются прекрасным средством социализации ребенка и способствуют быстрой адаптации его в коллективе, так как реализуются в групповой форме работы.

Используя такие стихосложения (или сочиняя по подобию) в качестве речевого материала в коррекционной работе на занятиях по «музыкальной стимуляции», мы плодотворно влияем на речевое развитие детей с нарушением слуха и речи, способствуем совершенствованию их родного языка. Богатство ритмических, звуковых и интонационных вариаций форм русского детского фольклора неоспоримо является для нас наиболее ценным. «Благодаря этим изящным словесным конструкциям, - пишет К.И. Чуковский, - подчиненным

гибкому музыкальному ритму, богато украшенным звонкими рифмами, ребенок, играючи, без малейших усилий еще прочнее закрепляет в уме словарь и строй общенародной речи» [2. С.538].

Материалы и методы исследования

Учитывая то, что верботональный метод создан в Хорватии и весь речевой материал, включая и те речевые структуры, в частности иррациональные, по-лурациональные и рациональные считалки, используемые в музыкальной стимуляции, составлены на основе фонетической системы хорватского языка, назрела необходимость в разработке речевого материала, в том числе специальных считалок, на основе анализа ритмической и фонетической системы русского языка; а также их адаптации и применения на занятиях по музыкальной стимуляции глухих детей, для которых родным является русский язык, что и составляют цель настоящего исследования.

Разработка и составление специальных считалок проводилась нами с включением всех групп фонем (па, ба, ма, та, да, на, ла, ва, фа, ка, га, са, ша, жа, ца, ча, ща, ха, ра) в соответствии со слоговой и фонетической прогрессией, что оправдано речевым онтогенезом ребенка. Считаем нужным отметить, что слог в периоде до обучения грамоте рассматривается В.К. Орфинской (1951) в качестве фонологической единицы [7].

В лингвистике и психолингвистике в течение многих лет не затихают споры относительно того, какими факторами обусловлена последовательность появления звуков в речи детей: их ролью в организации основных фонологических противопоставлений (точка зрения Р. Якобсона), их артикуляционной сложностью или их так называемой перцептивной выпуклостью (точка зрения А.Н. Гвоздева).

В.И. Бельтюков отметил интересную закономерность, последовательность усвоения звуков: губные согласные появляются раньше язычных, твердые губные - раньше мягких губных, а мягкие зубные - раньше твердых; смычные - раньше щелевых, свистящие - раньше шипящих. Подобный порядок наблюдается и в других языках мира - он универсален. Характерно, что в лепете регистрируются те же закономерности, однако, приступая к словесной речи, ребенок вынужден снова пройти все эти стадии [8].

Не исключено, как считает С.Н. Цейтлин, что все факторы в той или иной степени значимы: весомость звука в системе противопоставлений является глубинным механизмом, определяющим необходимость их постижения, но для вхождения их в продуктивную речь требуется, чтобы они были первоначально восприняты и осознаны [4.С.73].

В нашем случае восприятие и осознание звуков детьми, страдающими потерей слуха, формируются через ритмические структуры, где каждая фонема

находится в своем оптимальном ритме и положении. Важно отметить, что в качестве основного момента, обеспечивающего возможность их вхождения в активную речь, выступает доступность артикуляционных операций при образовании звука. По мнению С.Н. Цейтлина, многовековая традиция введения ребенка в язык основана на том, что слова, составляющие ядро начального детского лексикона, имеют примитивное в фонетическом отношении устройство и доступны для малыша, не имеющего навыков произвольной артикуляции [4.С.74].

В спонтанном лепете русского ребенка доминируют постепенно затухающие цепи псевдослов, чему соответствует преобладание в речи окружающих хореических слов («мама», «папа», «няня», «баба», «бяка» и пр.), что обусловлено биологическими факторами. Но наряду с хореическими и дактильными псевдословами нисходящей звучности постепенно (к 13-14 месяцам) начинают накапливаться и ямбические псевдослова восходящей звучности, а позднее (к 18 месяцам) эти структуры в лепете русских детей даже начинают отчетливо преобладать [5].

Лексикон начинающего говорить ребенка крайне ограничен и первые несколько месяцев пополняется медленно. К тому же набор первых слов у всех детей в некотором смысле постоянен (можно выделить ядро, неизменно присутствующее в лексиконе любого начинающего говорить ребенка): папа, оп-оп, мама, ам-ам, баба, бо-бо, дай, на, вава, ав-ав и.т.д. Этот начальный набор скомпонован из таких слов, которые ребенок в состоянии произнести. В фонетическом отношении они элементарно просты и состоят из одного или двух слогов: в двухсложных словах слоги преимущественно одинаковы (ма-ма, гав-гав, би-би, топ-топ), что напоминает повторение слогов в лепете - они равноударны. Постепенно происходит разделение ударного слога, характеризующегося большим динамическим напряжением, и безударного, периферического слога. Ударный слог в большинстве случаев занимает начальную позицию, т.е. почти все начальные детские слова хореичны [4]. В более позднем периоде, к двум годам, у ребенка должны появляться и ямбически организованные слова. Такие слова из детского лексикона составляли основу разработанного и подобранного речевого материала для работы по развитию речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

По данным исследования Е.В. Шереметьевой, отсутствие ямбически организованных псевдослов, а затем и слов, а также преобладание хореически организованных слов после двух лет станут предвестниками нарушения фонематического слуха и могут повлиять на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи [9]. Поэтому мы считали целесообразным включить уже на ранней стадии при отработке ритмико-интонационной и звукопроизносительной стороны речи в иррациональные, полурациональные и ра-

циональные структуры, помимо хареически организованных, еще и ямбически и дактилически организованные ритмы и слова.

Анализ ритмической организации русского детского фольклора (считалок, дразнилок, рифмованных стихосложений), слов и простых предложений показал, что они обладают богатством ритмических вариаций, но преобладающим является ритм с акцентом на первую долю (хорей), ритм «из-за такта» с акцентом на вторую долю (ямб), ритм «триолы» (дактиль), а также их комбинации. Эти ритмы достаточно сложны для восприятия глухими детьми, но, тем не менее, они составляют основу ритмической структуры русского языка и вполне доступны глухим дошкольникам, как показала наша экспериментальная работа.

Таким образом, мы разработали и составили иррациональные и полурацио-нальные слоговые считалки. Рациональные считалки создавались по принципу оригинальных стихосложений. При этом за основу был взят доминирующий ритм русских оригинальных детских считалок (хорей, ямб, дактиль). При составлении считалок учитывался возраст детей, поэтому композиция считалки была необъемной.

1. При разработке считалок учитывался дифференцированный подход, т.е. их соответствие уровню речевого развития и состоянию слуха ребенка.

2. Фонемы были представлены в пределах каждого вида иррациональной ритмической структуры и располагались в порядке возрастающей трудности.

3. За основу был взят речевой материал, подобранный из слов, в составе которых находились отрабатываемые звуки.

4. В соответствии с фонетической и слоговой прогрессией подбирались слова и простые предложения (входящие в основу детского лексикона), которые составляли речевую часть полурациональной считалки, а уже исходя из анализа ритмической и фонетической структуры подобранных слов и предложений, составлялись иррациональные считалки, в которых вызываемая фонема давалась в оптимальном ритме. Также в иррациональных структурах доминировал ритм, соответствующий отрабатываемым словам и фразам.

Эффективность применения разработанных считалок на занятиях по музыкальной стимуляции отражена в анализе результатов проведенного нами эксперимента.

В эксперименте участвовали 20 дошкольников (от 4 до 6 лет) с нарушением слуха, ранее не занимающихся по системе верботонального метода. Большинство испытуемых 11 (55%) составляли дети с двусторонней сенсоневральной тугоухостью 4 степени (по классификации Л.В. Неймана), 6 (30%) испытуемых - двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени, 3 (15%) испытуемых - двусторонняя сенсоневральная глухота 4 группы. Все дети на момент исследования слухопротезированы цифровыми аппаратами. У всех детей интеллект сохранен.

Сравнительная оценка результатов эксперимента проводилась по следующим критериям:

- точность воспроизведения всей ритмической структуры иррациональных и полурациональных считалок;

- качество произношения вызываемой фонемы в иррациональной считалке;

- качество произношения речевой части полурациональной считалки (слово, простое предложение);

- точность воспроизведения ритма полученного слова (правильная постановка ударения);

- правильность интонации.

Результаты эксперимента

Результаты эксперимента показали, что дети справились с поставленной перед ними фонетической задачей - качественные характеристики звука были приближены к норме у 13 (65%), у 3 (15%) испытуемых воспроизведение звукового состава соответствовало норме, у 4 (20%) детей наблюдались регламентированные замены, что допускается в соответствии с возрастом и степенью поражения слуха. Точность воспроизведения ритма отрабатываемого речевого материала соответствовала правильной акцентуации, так как в иррациональной части был задан соответствующий слову ритм, дети правильно ставили ударение в слове и самой фразе. С помощью дифференцированных движений, моделирующих ритмическую и интонационную структуру иррациональной считалки, дети впоследствии легко воспроизводили ритмический рисунок считалки и запоминали ее. С этой задачей справились все испытуемые (100%). Полученные экспериментальные данные свидетельствовали о том, что все испытуемые воспринимали и успешно воспроизводили логическое ударение, слитность и паузы при восприятии и воспроизведении ритмических интонационных структур, базовых модуляций голоса и мелодического контура считалок.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что:

1) верботональный метод является одним из эффективных методов работы по формированию ритмико-интонационной стороны речи и коррекции звукослоговой структуры слова, что дает больше возможности при обучении детей устной речи и развивает слуховое восприятие.

2) целенаправленное использование специальных считалок на занятиях по «музыкальной стимуляции», созданных на основе анализа ритма русских оригинальных считалок и специально подобранных русских слов и фраз, под-

твердило необходимость адаптации их в работе с русскоязычными детьми с нарушением слуха на занятиях по «музыкальной стимуляции» в системе верботонального метода.

3) при составлении специальных считалок и подборе речевого материала в соответствии со слоговой прогрессией учитывалось разнообразие ритмических вариаций и фонетического состава русского языка, а также речевого онтогенеза ребенка.

Результаты нашей многолетней практики и экспериментального обучения показали, что дети с помощью движения, тактильного контакта, сопровождаемого звуками, прекрасно воспринимают, запоминают и воспроизводят ритмические структуры, правильно усваивая интонационные модуляции, несмотря на несовершенство звуковой стороны речи - это способствует эмоциональной отзывчивости и желанию слушать.

Ритм, движение, интонация, тактильный контакт для детей, страдающих нарушением слуха, не только будут являться началом коммуникации, но и прекрасным стимулом для развития речи, играющим важную роль в реабилитационном процессе.

Библиографический список

1. Guberina, Petar. Zvuk I pokret u jeziku. Matica Hrvatska / P. Guberina.- Zagreb, 1952.

2. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - М.: Дет. лит., 1981. - 607с., (Б-ка мировой литературы для детей. - Т.22. - Кн.2).

3. Smit, Blanka. Glazbom do govora / B. Smit. - Zagreb: Naklada Haid, 2001. - S. 136.

4. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛА-ДОС», 2000. - 240 с.

5. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов / Е.Н. Винар-ский, Г.М. Богомазов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 207с.

6. Визель, Т.Г. Нейролингвистическая концепция коррекции ритма речи / Т.Г. Ви-зель // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. Т.2. - М.: МИГУ, 2005. - С. 75.

7. Орфинская, В. К. К вопросу о системе русских гласных по материалам обследования речи детей / В.К. Орфинская // Памяти академика Л.В. Щербы. - Л., 1951. -

С. 208-217.

8. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. - М., 1964.

9. Шереметьева, Е.В. Ритмическая организация речи ребенка третьего года жизни: норма и девиация / Е.В. Шереметьева // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. Т.2. - М.: МИГУ, 2005. - С.270.

Статья принята в печать в окончательном варианте 15.12.2006 г.

O.V. Abashina

USAGE OF SPECIAL COUNT VERSES AT MUSICAL STIMULATION LESSONS FOR REHABILITATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT WITHIN THE VERBOTONAL METHOD

Deaf-and-dumb pedagogy experts try to expand knowledge in the field of adjustment and teaching of children with hearing impairment and speech disturbance along with traditional approaches and the russian deaf-and-dumb pedagogy experience.

Using world special pedagogy experience they apply modern technologies in hearing-impaired children rehabilitation.

In the paper the correction trends of specially worked out count verses in forming of prosodic and sound-producing aspects of hearing-impaired children speech within verbotonal method are considered. The efficiency of count verses application to at musical stimulation lessons is proved by a carried out experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.