ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (5)
УДК 316.356.2
СОВРЕМЕННЫЙ БРАК — РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Л.А. Хачатрян
С самых давних времен брак был предметом внимания исследователей самых различных направлений. Социологи обратили внимание на социальную сущность брака, изучали закономерности его создания, функционирования и распада. В настоящее время брак приобретает новые черты и свойства, что заставило исследователей сделать вывод об отмирании института брака и формировании новой модели брачности в России.
Ключевые слова: современный брак; факторы стабильности брака; мотивы; фактический брак; новые формы брака; новая модель брачности.
Одним из первых социальных институтов, которые создал человек, была семья. Будучи первичной клеточкой социального организма, она в своей основе имела брачный союз мужчины и женщины, предполагала кровное родство между детьми и родителями. Брак длительное время существовал как узаконенный половой союз мужчины и женщины, благодаря которому происходило воспроизводство населения и который отвечал требованиям общества. Брак прошел длительный путь эволюции, развиваясь и изменяясь вместе с обществом. Складывающаяся новая социальная реальность объективно сопровождалась изменениями в браке. Историческая изменчивость брака и семьи впервые стала предметом научного интереса И.Бахофена, который пришел к выводу, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами. Подобные представления о браке высказал в своей работе «Первобытный брак», опубликованной в 1865 г. Дж. Ф. Мак-Леннан. Для социологов до настоящего времени представляет научный интерес работа финского социолога Э. Вестермарка «История человеческого брака», вышедшая в свет в 1891г. Среди российских исследователей семьи и брака безусловный интерес вызывают работы М. М. Ковалевского, в частности
«Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1897 г.), К.Каутского «Возникновение брака», работы А. Коллонтай и др.
Большую роль в определении сущности понятий «семья» и «брак» сыграли социологи. Выявив социальную сущность семьи и брака, они пришли к выводу, что брак следует рассматривать как отношение, а семью — как социальную организацию, поскольку для семьи характерны более сложные и многогранные отношения. А. Г. Харчев отмечал, что исторической «...границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами» [12.C. 36], можно считать сложившийся в обществе запрет на половые отношения между родителями и детьми. Естественнобиологический элемент брака, т.е. половая связь, в социуме проявляется в осознанных действиях homo sapiens, в то время как у животных необходимость в сексуальном партнере является проявлением инстинкта. Сущность этой связи определяется уже социальными причинами, регулируется рациональностью. Основным правилом выбора партнера становится избирательность, а в критериях выбора
Хачатрян Людмила Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и политологии, Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]
начинают преобладать ценности, порожденные социальностью.
Длительное время сущность брака трактовалась как экономическая сделка. Но с развитием общества возрастала роль социальной составляющей брака, что доказывается тем, что в обществе возникает вначале нравственное, затем религиозное, а позднее и правовое регулирование половой жизни. Постепенно формировались обязанности супругов, приобретающие общественную значимость, чувство ответственности и долга перед обществом. Еще К.Маркс подчеркивал, что брак «...не может подчиняться произволу вступившего в брак, а наоборот, произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности брака» [7.С 162].
Общество всегда контролировало отношения между полами, используя различные виды контроля. Система контроля складывалась вначале из табу, затем из общественного мнения и социального воздействия на индивида. Постепенно в обществе складывались социальные нормы, которые менялись вместе с обществом, но всегда выполняли функции социального контроля. По сути, они и сегодня представляют собой совокупность требований и ожиданий общества от людей, вступивших в брак, и определяют границы обязательного и допустимого в браке. Санкционируя брак, общество берет на себя обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи.
Переход общества к индустриальному и постиндустриальному этапам развития отразился на браке. В большинстве экономически развитых стран были приняты новые законы в области семейно-брачных отношений. Брачные отношения стали предметом правого регулирования гражданского законодательства. В России брак регламентируется Кодексом о браке и семье.
Интерес к браку и брачным отношениям стимулировал проведение разнообразных исследований, результаты которых нашли отражение в новых теориях, объясняюших социальное содержание брака. Среди российских социологов особым вниманием пользовались теории Р. Ф. Уинча, Р. Сентера, Дж. Хоманса, Б. Мурштейна и других западных социологов, например, теория комплементарных потребно-
стей Р. Ф. Уинча, которая выделяет закономерности выбора брачного партнера. В основе выбора лежит потребность наиболее полно учесть свои предпочтения в брачном партнере. А максимума удовлетворения можно достигнуть в случае, если потребности мужа и жены комплементарны. В инструментальной теории Р. Сентера упор сделан на то, что одни потребности могут быть боле значимыми, чем другие, что определяется типом общества, его обычаями и традициями. Он сформулировал принцип гендерной конгруэнтности, сущность которой видел в том, что потребности, более типичные для мужчин, позитивно коррелируют с потребностями, более типичными для женщин. К браку вполне применима теория социального взаимодействия Дж. Хоманса, который предполагал, что в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может обеспечить больший выигрыш при меньших собственных затратах. Характеристики партнера — это и есть благо, подлежащее обмену и имеющее определенную рыночную цену: возраст, внешние данные, статус, социально-психологические личностные характеристики, ценности и убеждения. Б. Мурштейн в своей теории «стимулов-ценностей» выделяет источник брачного поведения — это потребность в браке и потребность в брачном партнере. В результате исследований им был сделан вывод, что доминирование второй потребности над первой означает снижение ценности брака и супружества и усиление ценности партнерства или товарищество — партнерского сожительства.
Теоретические исследования в области семейно-брачных отношений позволили определиться с понятием брака. Следует отметить, что трактовка его в праве и науках, изучающих семью, неоднозначна. Даже у социологов имеются разные определения брака, хотя все подчеркивают его социальную сущность. Так, Э. Бо-гардус определяет брак как «институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни
— жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей. Этот институт имеет социальную и религиозную санкции» [12.С 41]. В английской социологии брак определяется как «узаконенный союз между мужчиной и жен-
щиной» [6. С 36]. Российские социологи трактуют брак как «союз мужчины и женщины, имеющий либо религиозно-церковную, либо гражданско-правовую оформленность, отвечающий требованиям человеческой природы и служащий продолжению рода, рождению и воспитанию детей» [1. С 31]. Таким образом, социологи выделяют два аспекта отношений между полами: индивидуальный и социальный и акцентируют внимание на том, что форма отношений между мужчиной и женщиной санкционируется и регулируется обществом, устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу.
Причем в оценке брака долгое время преобладала точка зрения тех, кто рассматривал брак как практически пожизненный союз мужчины и женщины. И установка прожить с супругом или с супругой до гробовой доски многое определяла в отношениях мужа и жены примерно до середины 40-х гг. ХХ в.
Изменение к середине ХХ в. социальной реальности повлекло за собой появление современного брака, который многим отличался от брака традиционного. Современный брак стал предметом пристального внимания социологов с конца 1940-х гг. ХХ в., когда во многих странах-участницах Второй мировой войны резко возросло количество разводов. Отечественные социологи стали активно изучать брак и семью с начала 1960-х гг. ХХ в. В стране была принята программа строительства коммунизма, одной из задач которой было формирование коммунистических отношений в быту, который «немыслим без правильных взаимных отношений в семье» [5. С 71]. Поскольку в основе семьи лежит брак, то важнейшей темой исследований в СССР стали проблемы формирования, функционирования и распада брака, выявление факторов, обеспечивающих ему стабильность.
В результате были получены интересные выводы, которые до настоящего времени не утратили своей актуальности.
В течение длительного времени, пока господствовали патриархальные отношения, жизненный выбор женщины определяли всего две позиции: замуж или в монастырь. Социальные нормы предписывали жене носить фамилию мужа, так как она была его собственностью, и обязывали мужа содержать жену и детей. Демографы отмечали, что реально женщина в
своей добрачной жизни того времени встречала всего 5 — 6 потенциальных брачных партнеров. Процесс брачного отбора всегда исторически конкретен, так как протекает в конкретных экономических, социальных, социокультурных и иных условиях. Пространство выбора возможного брачного партнера определяется культурой, и сегодня оно охватывает почти 150 тыс. чел. Пространство брачного выбора зависит от того, допустимы ли в обществе разводы. Если да, то совокупность, из которой производится выбор, будет предельно широким, так как включает всех достигших брачного возраста граждан. Если нет, то из совокупности исключаются все состоящие в браке. Исследователи брака выделили несколько групп факторов, обусловливающих брачный выпор.
Самыми известными из них являются культурологический факторы — это правила эндо-и экзогамии, сложившиеся еще в древности, но сохранившие свое влияние и в настоящее время. Социологи выделили социологические факторы: возраст, образование, социальный статус, этничность и т.п., позволившие выявить ряд закономерностей формирования брачного союза.
Фактор образования выражается в том, что вероятность вступления в брак выше у партнеров с одинаковым или близким образованием; для мужчины с любым уровнем образования наиболее вероятен брак с женщиной, имеющей такой же уровень образования. И чем дальше по уровню образования невеста от жениха, тем меньше вероятность заключения брака между ними.
Действие фактора статуса приводит к тому, что образовательная гомогамия одновременно означает и статусную гомогамию, партнеры, как правило, принадлежат к одной социальной группе. Как показали исследования отечественных демографов, правило гомогамии проявляется и в том, что никогда не состоявшие в браке предпочитают вступать в брак с себе подобными, разведенные — с разведенными, вдовые — с вдовыми.
Выбор брачного партнера испытывает воздействие и фактора близости (соседства), проявляющегося в том, что выбор может быть обусловлен пространственной, территориальной близостью. Исследования 1970-х гг. ХХ в., проведенные в городах Центральной России, показали, что примерно треть опрошенных брачных
пар познакомились друг с другом либо на работе, либо в учебном заведении.
Пожалуй, не меньшую роль при выборе брачного партнера играет фактор влияния родителей. Опыт жизни многих поколений показывает, что дети чаще всего поступают так же, как поступали их родители, для них родительский опыт — пример для подражания. Как считают психологи, образ «идеального» партнера программируется у ребенка с самого рождения.
В итоге многих исследований были отмечены следующие тенденции, проявляющиеся в процессе брачного выбора:
• старший сын вступает в брак в среднем в более молодом возрасте, чем другие сыновья;
• мужчина с более старшим отцом в среднем женится позже;
• дети из этнически смешанных браков предпочитают выбирать партнера из этнической группы родителя противоположного пола;
• люди склонны к союзу с теми, кто в физическом отношении более похож на родителя противоположного пола, чем своего собственного.
Такой характер выбора можно объяснить тем, что человек выбирает что-то хорошо знакомое как в плане личностных характеристик, так и в плане разделяемых ценностей.
Важнейшая проблема, на решение которой были направлены исследования советских социологов, это проблема стабильности брака. Общество заинтересовано в прочном браке. Свидетельством его устойчивости и прочности является сохраняемость брака во времени, в процессе совместной супружеской жизни. Стабильный брак определяет устойчивость и стабильность семьи. Устойчивость брака как системы зависит от двух элементов этой системы: брака жены и брака мужа, от того, насколько они конгруэнтны. Как показали исследования С. И. Голода, З. И. Файнбурга и др., у каждого из вступающих в брак имеются собственные представления о своем браке, об отношениях между супругами, у них сложились определенные ожидания от брака. Брак оценивается как счастливый, если ожидания от брака подтвердились. Но будет ли брак стабильным и счастливым, зависит не столько от совпадения представлений, сколько от ряда объективных факторов, среди которых особого внимания социо-
логов и психологов были удостоены такие, как предбрачный период, нацеленность на брак, качество брака в родительской семье и мотивы брачного союза.
Изучая отношения будущих молодых супругов, исследователи выделили несколько негативных моментов предбрачного периода. Оказалось, что некоторая парадность отношений формирует у молодых ложные представления о партнере и его реальных качествах. Парадность отношений определяется тем, что желание быть выбранным из множества представителей брачного рынка диктует определенное поведение: цветы, подарки, ухоженный внешний вид. В результате оцениваются наиболее привлекательные в этот момент черты, а не те, что понадобятся в будущей семейной жизни. После вступления в брак, когда бороться уже не надо, число букетов, подарков и т.п. сокращается, начинает действовать синдром « старого халата», возникает чувство разочарования, подрывающее брак. Стабильность брака зависит и от продолжительности предбрачного периода. Короткий предбрачный период не дает возможности увидеть недостатки партнера и решить для себя, устраивает это вторую половину или нет. На Руси с давних пор известно, что бабушка обычно советовала внучке перед свадьбой присмотреться, как ест ее суженый. И если это внучку не раздражает, то она может выходить за избранника замуж. Наблюдения современных исследователей показали, что наиболее прочные союзы складываются после полутора — двух лет предбрачного «ухаживания».
Будущее брака зависит от того, насколько молодые люди нацелены на брак. Опросы студентов Москвы и Санкт-Петербурга, проведенные в последней четверти ХХ в., показали, что встретить любимого — любимую мечтают более 70%, а создать семью — всего около 40%. Слабую нацеленность на брак подтверждает и статистика: каждая десятая пара, подавшая заявление на вступление в брак, не является на регистрацию в назначенный срок. Подрывает устойчивость брака мысль о возможном разводе в заключаемом браке. Опросы конца ХХ в. показали, что 60% российских невест и 40% российских женихов при вступлении в брак предполагают возможность развода. Немецкие исследователи, характеризуя проявление дан-
ного признака в Германии, называют цифру 10%. А это означает, что из жизни уходит феномен пожизненного брака и супруги не будут «держаться» за брак, при возникновении малейших проблем пойдут на разрыв. На бытовом уровне термин «выйти замуж», что у поколения бабушек означало брак до гробовой доски, заменяется термином «схожу замуж».
Изучив статистику, демографы и социологи пришли к выводу, что на стабильность брака молодоженов влияет качество брака в родительской семье. Так, если в семье родителей хотя бы у одного из молодоженов был развод, то вероятность развода в молодом браке возрастает в три раза по сравнению с теми молодоженами, у чьих родителей развода не было. Еще З.Фрейд отмечал, что при выборе брачного партнера дети ориентируются на родителя противоположного пола. Последние исследования американских социологов показывают, что девушка, выросшая в семье, где отец алкоголик, стремится выйти замуж за непьющего мужчину. Она долго ищет партнера, но выходит замуж за мужчину того типа, который в возрасте ее отца также будет пьяницей.
Стабильность брака определяется также мотивом, лежащим в основе его создания. Самые стабильные браки — это браки, основанные на взаимной любви. В нем супруги не представляют жизни друг без друга. На втором месте по прочности стоят браки по расчету, поскольку стабильность в нем поддерживается сознательно. Стабильными могут быть и межнациональные браки. Здесь супруги, чувствуя, что сообщество негативно воспринимает такой брак, постоянно доказывают, что они не ошиблись в выборе. В результате брак действительно становится прочным, устойчивым, так как супруги редко ссорятся, уважают друг друга, стараются не портить отношений с родственниками.
Следует отметить, что кроме этих факторов в социологической литературе можно встретить и другие. Так, А.Г. Харчев на основании результатов опроса 1974 г. выделил восемь факторов, от которых зависит супружеское счастье и прочность брака. Это взаимная любовь, хорошие материальные и бытовые условия, общность интересов, взаимное уважение, физическая совместимость, меньшие затраты сил и времени на домашнее хозяйство, невмешатель-
ство окружающих в дела семьи, большее вмешательство общественности в личную жизнь людей [12. С 185].
Поскольку в мире обострилась проблема разводов, все чаще стали появляться одиночки, то предметом профессионального интереса социологов стали мотивы заключения брачного союза. В СССР, где существовало мнение, что браки заключаются только по любви, нарастание разводов противоречило этому мнению и привело к тому, что были проведены многочисленные исследования по изучению мотивов заключения брака.
Мотив внутренне побуждает личность к деятельности определенной направленности в целях удовлетворения ее потребности. Вступление в брак также обусловлено действием определенных мотивов, связанных с достижением определенной цели, которую ставят перед собой вступающие в брак. Причем цели жениха и невесты могут и не совпадать: для мужа — это одни цели, для жены — могут быть диаметрально противоположными. Многочисленные исследования западных и отечественных социологов позволили сгруппировать многочисленные мотивы и отследить их влияние на будущее брака.
Социологи, опираясь на понятие «прочность» брака, выделили пять групп мотивов брака: расчет, духовный союз, брак для романтики, для товарищества и брак по любви.
Браки по расчету известны давно, примером их являются династические браки. Сегодня эти браки преобладают среди браков, заключаемых представителями высшего слоя. Вступающие в него преследуют определенные выгоды, видят в нем реальный способ решения острой для них проблемы. При этом выгоды могут быть самыми разными: экономическими, династическими, политическими, психологическими и т.п. Так, руководствуясь экономическими мотивами, супруги преследуют цель — объединить свои состояния либо один из супругов — завладеть собственностью другого и т.п. Психологические мотивы, как правило, предполагают удовлетворение потребности заботиться о ком-либо или ощущать заботу о себе, избавить себя от одиночества. Если ожидания супругов от брака оправдываются, то он становится стабильным и долгосрочным; пока
взаимоотношения супругов выгодны обоим партнерам, брак не распадется.
Высшим типом брака исследователи называют духовный союз. Человек при заключении брака руководствуется желанием сделать свою жизнь и жизнь партнера счастливой. Между супругами возникает бессловесная взаимосвязь, они понимают другу друга с полуслова, по взгляду и т.п. Они тяжело переносят разлуку, мужественно встречают несчастья, не бросают друг друга в беде. Супружеский союз сохраняется до конца жизни.
Романтический союз основан на влюбленности, страсти. Иногда супружеская пара сохраняет эти чувства до глубокой старости. Но чаще всего отношения в браке развиваются по другой линии. Если страсть порождена физической привлекательностью, то стареющая жена перестает быть объектом страсти. Чувство может быть и результатом преувеличения способностей, знаний, интеллекта объекта страсти. Но практика показывает, что если супругов кроме страсти ничего не связывает, то такой брак может легко разрушиться.
Брак — товарищество основан на общности интересов, взаимном влечении, уважении. В нем вместо слепого обожания партнеров объединяет дружба, им импонируют человеческие качества другого. Супруги всегда поддерживают друг друга в беде, дополняют друг друга.
Результаты многочисленных исследований позволяют судить о том, что брак, созданный по любви, — это самый прочный брак. Настоящая любовь — это чувство зрелого человека. Лейтмотивом поведения любящего человека является тезис: «Я с тобой, потому что хочу, чтобы тебе было со мной хорошо». По данным Monitoring.ru на любви держатся 28% браков (для сравнения: на деньгах — 17%, на привычке — 17%, на дружбе — 7%) [9]. Столкнувшись с ситуацией, что браки, заключенные по любви, распадаются, социологи пришли к выводу, что за любовь часто принимается другое чувство — влюбленность либо страсть. Французский социолог А. Вилли сформулировал различия между любовью и влюбленностью. По его мнению, предметом влюбленности бывает не личность как таковая, а ее индивидуальные свойства: глаза, фигура, волосы и т.п. Но влюбленность полна противоречий и длится недолго. Сущность подлинной любви специалисты ви-
дят в сумме двух желаний: любить и быть любимым (любимой). Любовь является неотъемлемым элементом счастливого брака, но одной любви недостаточно для его функционирования. Давно известна истина, что от любви до ненависти — один шаг.
Интерес исследователей вызывают браки, заключенные и по другим мотивам. Среди них молодожены отмечают такие мотивы, как обычай, общественный долг, желание иметь детей, забота о своем здоровье, желание забыть прежнюю несчастную любовь, назло ему, ей и др. Например, опрос студентов, вступивших в брак, показал, что кроме любви мотивами студенческих браков могут быть желание получить отдельную комнату в общежитии, уйти из-под опеки родителей, общие с партнером интересы, заботы, проблемы и даже желание веселого праздника с красивым платьем, множеством гостей, подарков и т.п.
Почти десять лет назад Monitoring. ru попросил россиян ответить на вопрос: «На чем держатся браки?» Картина получилась такая: 28% держатся на любви, 19% — на детях, по 17% — на деньгах и на привычке, 7% — на дружбе, 3% — на безысходности; остальные 9% — на множестве других оснований, которые сгруппировать сложно[9].
Важной характеристикой брака и показателем его устойчивости является качество брака, критерием оценки которого выступает степень достижения целей брака, поставленных индивидами. По качеству брака социологи выделяют брак идеальный, в котором супруги счастливы, стремятся всегда быть вместе, удовлетворены браком. Брак в целом хороший — его отличают преданность партнеру и семье, но отсутствует особая эмоциональная привязанность, он часто держится из-за детей; вместе с тем супруги опасаются развода, рассматривая его как удар судьбы. Брак эмоционально разлаженный, характеризующийся наличием постоянных ссор, претензий друг к другу, сознательной неверности. У каждого супруга свои интересы, свободное время они проводят раздельно. Брак на грани развода, означающий, что равновесие в браке утрачено, и супруги осознали, что развод неизбежен. Распавшийся брак, в котором развод официально не оформлен, хотя брака фактически уже нет, супруги в
течение длительного времени не проживают вместе.
Психологи обратили внимание на то, что стабильность брака может зависеть от наличия совместимости супругов в браке. Гармонию в браке гарантирует социальная, психологическая, сексуальная и семейно-бытовая совместимость.
Социальная совместимость предполагает общность мировоззрения, важнейших ценностных ориентаций, одинаковое понимание смысла жизни, общественную активность, одинаковое отношение к труду, обществу, себе, людям. Она зависит от нравственной зрелости, уровня образования, структуры потребностей обоих супругов. Социальная несовместимость ведет к распаду семьи.
Психологическая совместимость включает взаимодействие характеров, темпераментов, лично-волевых особенностей супругов, обеспечивая эмоциональный фон семейной жизни. В то же время в браке возможно и сосуществование противоположностей: волевая супруга может ужиться со слабохарактерным мужем и наоборот; в таком браке муж и жена дополняют друг друга, образуя целое.
Важное место в супружестве занимает сексуальная совместимость, так как она означает наличие в браке гармонии, соответствия в интимном общении. Но если супруги не сумели достичь ее, то браку грозит развод, причиной которого выступает тезис «не сошлись характерами».
Семейно-бытовая совместимость означает совпадение взглядов на предназначение семьи, стиль ее жизни, семейные роли членов семьи.
Исследователями семьи были сформулированы и факторы, дестабилизирующие брак. Дестабилизатором брака может быть любовь, которая может привести к распаду брака. До брака молодые люди в системе ценностей на уровне личности ставят любовь на одно из первых мест, а после вступления в брак она перемещается уже на четвертое место — после уважения, доверия и взаимопонимания, а нежность, вообще, уходит на последнее место. Эта ситуация позволяет сделать вывод о том, что любовь в браке недооценивается.
Не укрепляет брак несовпадение среднего желанного супруга со средним реальным супругом. Исследования, проведенные среди сту-
дентов в последней четверти ХХ в., показали, что средний желанный супруг умнее, трудолюбивее, смелее, веселей, чем реальный юноша из окружения девушек. Идеал мужа был описан в когда-то популярной песне:
Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, Чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл, Был к футболу равнодушен и в компании не скучен,
И, конечно, чтобы он и красив был, и умен.
А средняя желанная для мужа супруга должна быть не только лучше реальных девушек, но и превосходить по уму, честности, веселью и трудолюбию даже юношей.
Супружеская неверность является фактором, подрывающим устойчивость брака. Сегодня в обществе меняется отношение к супружеской неверности. С одной стороны, общественное мнение осуждает адюльтер. Так, в 23 штатах США существуют законы, запрещающие супружескую неверность, в Австрии и Австралии за данное преступление дают год тюремного заключения. С другой — нормой социальной жизни стал добрачный секс, частая смена партнеров. Поэтому супружеская неверность многими не рассматривается как недостойное поведение. Опросы состоящих в браке мужчин и женщин показали следующее: допускают возможность измены со стороны второй половины около 50% опрошенных. Американские социологи нашли оправдание мужской неверности: мужчины биологически настроены на супружескую неверность. В них активна потребность в охоте, где предметом охоты является женщина. Опросы российских социологов, проведенные еще в середине 1990-х гг. ХХ в., показали, что более 70% девочек к десятому классу имеют сексуальный опыт. Примерно столько же считают, что девушка может соблазнять женатого мужчину.
Статистика приводит разные цифры, доказывающие наличие супружеской неверности, газеты и журналы часто публикуют сравнительные данные, доказывающие, кто чаще изменяет, в какой стране и т.д. Но в общественном мнении утвердилось положение о том, что чаще в браке изменяет жена. Но результаты многих опросов доказывают, что число жен, изменивших своим мужьям, в два раза меньше, чем число мужей, изменивших женам.
На стабильность брака влияет распределение между мужем и женой домашней работы.
Выход женщины за пределы семьи, потребности общества в женских рабочих руках привели к тому, что женщина вынуждена была сочетать материнство с трудовой деятельностью в общественном производстве. Как отмечал немецкий исследователь семьи Р.Зидер, женщины в 1970е гг. хотели «своей работой обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от профессии...» [3. С 245]. В свою очередь, вполне закономерно встал вопрос о перераспределении домашних обязанностей между членами семьи. Немецкие социологи обратили внимание на то, что у молодых людей представления о том, кому заниматься домашней работой, стали меняться. Проведя ряд исследований, они пришли к выводу, что в семьях, где муж делит домашние заботы пополам с женой, счастливых браков встречается в три раза больше и в семь раз меньше несчастных, чем в браках традиционных. Отказ со стороны мужа в помощи супруге по ведению домашнего хозяйства влечет за собой конфликты, ссоры и даже разводы.
Дестабилизаторами брака могут быть добрачная беременность невесты, неудовлетворенность интимной жизнью (не удовлетворены сексуальными отношениями в браке чуть больше половины жен и около 60% мужей), алкоголь и курение и др. Косвенно стабильность брака зависит от уровня образования супругов, отношения к труду и удовлетворенности им, несовпадения интересов супругов и т.д. Например, люди, относящиеся безответственно к работе, не умеют и не могут ответственно относиться к семье.
В современной России мы наблюдаем в браке те же процессы, что в свое время наблюдались в западных странах. Возникает множество нестандартных, нетипичных форм брака, среди которых наиболее популярен так называемый фактический брак, т.е. брак, не зарегистрированный в соответствующих органах. Еще во второй половине ХХ в. исследователи предложили такой брак пробным, или этапом, предшествующим заключению официального брака, что позволяло молодой паре проверить свою готовность к брачным отношениям. Увеличение численности пробных браков и сокращение числа официальных трактовалось семье-ведами как подтверждение вывода об отмирании института брака. Но некоторые сожитель-
ствующие пары при появлении у них ребенка женятся, а результаты интернет — опроса, проведенного компанией ACNielsen в мире, показали, что более 70% мужчин и около 70% женщин считают брак неотъемлемой частью жизни.
Таким образом, видимо, следует обратить внимание на выводы английских социологов о том, что не столько институт брака переживает кризис, сколько меняется наша трактовка этого понятия [6. С36-37].
В Российской Федерации гражданский брак
— это брак законный, заключенный в органах загса с соблюдением юридических норм. Еще в СССР он стал единственной легитимной формой организации личных и сексуальных отношений. Но со второй половины прошлого века более активно стали появляться браки в форме сожительства, ставшие в последней четверти века новой для России социальной нормой. Сожительство определяется как «незаконный брак, обиходное, ненаучное наименование полового союза, не оформленного в соответствии с брачным законодательством» [11. С 344]. Современные социологи и демографы вместо не очень красиво звучащего термина «сожительство» начинают все активнее использовать термины «фактический» или «консенсуальный» брак. В народе же за ними прочно утвердилось название «гражданский брак». Например, в США в конце 1989-х гг. на основании общенациональной выборки был сделан вывод, что примерно 4% населения жили в незарегистрированном браке [8. С 172]. В России, как показали результаты переписи 2002 г., фактических браков было примерно 3 млн, т.е. 10%. Анализируя результаты переписи, демографы обратили внимание на то, что существует разница в численности замужних женщин и женатых мужчин. И если в 1989 г. она составляла 28 тысяч в пользу женщин, то в 2002 г. — уже 65 тысяч. Объяснение данного феномена оказалось довольно простым: 72% мужчин, живущих в гражданском браке, считают себя холостыми, а 90% женщин — замужними.
Исследования социологов и психологов дали возможность выделить плюсы и минусы фактического брака. Положительные стороны: супруги меньше ссорятся, сохраняется ощущение свободы, так как нет штампа в паспорте; есть время «притереться» друг к другу и позд-
нее оформить законный брак. Отрицательные -в основе союза, как правило, лежит страсть, которая может быстро угасать. В таком браке не формируются корни, не создаются семейные традиции, например, празднование годовщины первой встречи, свадьбы, первого поцелуя и т.п. При появлении серьезных трудностей в семье у одного из супругов, чаще всего у мужа, находится самое простое решение проблемы — уйти из семьи.
К минусам фактического брака относится и то, что он обычно бывает бездетным. Но если и появляется ребенок, то он находится на иждивении и попечении жены, а муж играет роль «воскресного папы»; ребенок такого брака не принимает, он в нем не ощущает безопасности.
Вместе с тем для большинства людей заключение официального брака остается весьма значимым явлением, и нежелание партнера заключить его может быть серьезным препятствием для дальнейшего продолжения отношений. Например, результаты социологического опроса ROMIR Monitoring показывают: официально зарегистрированный брак приемлем для 72% опрошенных россиян, без регистрации согласны жить 18%, венчание предпочитают 7%, не хотят иметь семью 2% [4].
Расширение прав и свобод личности, демократизация общества вызвали у мужчин и женщин желание создать альтернативную форму брака. В России сегодня можно встретить новые для нее формы брака: гостевой, конкубинат, бизнес-брак, открытый, полигинию у православных, групповой, однополый и т.д. Изучая многообразные формы брака, исследователи отдают предпочтение гостевому браку, который, по их мнению, будет самым популярным в XXI в. Они попытались выяснить причины появления этой формы брака, а также выделить его преимущества перед законным браком. Оказалась, что причины распространения гостевого брака разнообразны: место жительства и место работы супругов находятся в разных местах и даже городах, супругам не хочется лишаться собственного жилья, а вдруг... Кроме того, супруги не успевают привыкнуть к словам «муж» и «жена», а соответственно, и усвоить стоящие за ними семейные роли. Брак базируется на романтических отношениях. К достоинством гостевого брака многие социологи и психологи относят и то, что состоящие в нем не
ведут борьбы за главенство в семье, их «не заедает быт», у них не портятся добрые отношения друг к другу, а каждая встреча превращается в праздник. Гостевой брак внешне нравится мужчине. Будучи обычно единственным ребенком в семье, он с детства привыкает к заботе о себе. Женщину, пока она молода, гостевой брак тоже устраивает, но чем старше она становится, тем меньше он ей нравится.
Поколение «гостевых супругов» составляют родившиеся в 1970-е гг. прошлого века молодые люди, для которых гостевой брак — это выбор обоих супругов [2]. По оценке психологов это поколение получило название «кризисное поколение», поколение базового одиночества. Семья для них ярмо, обуза, где есть только обязанности. Дети, появившиеся в гостевом браке, его не понимают и не принимают, но социологи уже обратили внимание на то, что в развитии брака намечается новая тенденция: эти дети, став взрослыми, предпочитают именно эту форму брака.
Сегодня в России все чаще встречается так называемый бизнес-брак, характеризующийся тем, что муж живет и работает в городе, а жена, обычно не работающая, и дети живут за городом, на свежем воздухе. Постепенно такой брак трансформируется в открытую с одной стороны семью. У мужа могут быть увлечения, которые он считает нормой. Практика показывает, что его продолжительность зависит во многом от того, насколько жена готова мириться с таким положением. Многие черты бизнес-брака проявляются у брака в форме «творческого союза». В этом браке каждый супруг имеет свой круг общения, сохраняет свои добрачные привычки, никто из них не претендует на абсолютную власть второй половины. Сами супруги ситуацию преподносят окружающим так, как выгодно им: «Мы — в состоянии развода» либо «Мы
— в законном браке».
В научной и публицистической литературе описывается довольно оригинальная форма брака — дистантный брак, по характеристикам близкий к гостевому браку. Супруги встречаются периодически в течение довольно длительного времени (5-8 лет), но попытка жить вместе на одной площади часто бывает неудачной, и, поняв, что друг без друга они обходиться не могут, супруги продолжают сохранять дистантные отношения.
Особенностью современного брака является повышение возраста вступления в первый брак, что приводит к созданию семьи в более позднем возрасте. Брак планируется после достижения молодыми людьми других целей: получение престижного образования, приобретение квартиры, карьерный рост, обеспечение прочного материального положения.
История показывает, что в культуре многих народов социальной нормой признавалось предпочтение женщинами мужчин более старшего возраста и наоборот, предпочтение мужчинами более молодых, чем они, женщин. Мужчины ценят в молодой женщине привлекательность, женщины в мужчине ценят статус, который мужчина достигает, как правило, в более зрелом возрасте. Как правило, брачный возраст определяется законом с учетом возраста половой, психологической и социальной зрелости, а также традиций и обычаев. Например, впервые в России Синод установил брачный возраст для женщин 13 лет, для мужчин — 15 лет. До 1918 г. в законе существовало понятие о предельном брачном возрасте — 80 лет. В то же время для вступления в брак православных старше 60 лет требовалось особое разрешение церкви. В декабре 1917 г. было принято новое положение, по которому утверждался брачный возраст для женщины — 16, а для мужчины -18 лет. С 1926 г. в нашей стране законодательно был утвержден брачный возраст для жениха и невесты 18 лет. Это положение сохраняется и сегодня, хотя в некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы о снижении брачного возраста до 14 лет.
Для современного брака характерно новое для российского брака явление, как более поздний возраст вступления в брак. По мере развития российского общества в нем повторяется процесс, пройденный другими странами, т.е. идет процесс смены модели брачности. Практика западных стран показывает, что в возрасте 28-30 лет молодые супруги более серьезно относятся к родительству. Первенец у них появляется в более позднем возрасте. С одной стороны, это хорошо, поскольку социальная зрелость достигается к концу третьего десятилетия жизни человека. С другой стороны, более здоровое потомство женщина воспроизводит в возрасте 20-24 года. Повышение возраста вступления в брак влечет за собой сокращение рож-
даемости, так как на рождение второго, а тем более на третьего ребенка супруги не решатся. Вместе с тем для решения демографической проблемы России требуется, чтобы каждая семья имела примерно троих детей.
Сравнительно новым для России явлением сегодня становится увеличение в брачной структуре населения браков, где существует большая разница в возрасте супругов. Наиболее приемлемой считается разница в возрасте супругов 2 — 3 года. В демографии такой брак называется браком ровесников. Однако сегодня в России из-за деформации половой и возрастной структуры общества все чаще заключаются браки, в которых разница в возрасте значительно больше. Так, 49% российских браков — это браки, где муж старше жены на 7 — 20 лет, 11% браков — это браки, где жена старше мужа на 7 и более лет и только 40% браков — это браки ровесников. Социальными причинами данного феномена является тот факт, что юные девушки в качестве брачного партнера хотят видеть материально обеспеченного мужчину, а всего этого он достигает в зрелом возрасте. А юноши все чаще начинают предпочитать более взрослых женщин, т.к. нуждаются в заботе и не готовы проявлять ее сами, поскольку боятся брать на себя ответственность за молодую супругу с детьми. У него сформирована потребность в зрелой и социально адаптированной жене, которая будет выполнять и роль матери. Специалисты отмечают, что в настоящее время каждый седьмой заключаемый брак — это брак, в котором невеста старше жениха более чем на семь лет. В ближайшее время ожидается, что таковым будет каждый пятый, так как в молодых мужьях «нуждаются» дамы с ярко выраженным материнским инстинктом, «забывшие» вовремя выйти замуж.
В общественном мнении такой брак оценивается по-разному. Еще до недавнего времени общественное мнение осуждало неравный по возрасту брак, особенно тот, где жена была старше мужа на 10-15 лет. Сегодня общество гораздо терпимее относится к таким бракам.
Для новой модели брака в России характерно изменение половых ролей в браке. Исторически сложилось, что муж выполнял роли добытчика, кормильца, собственника жены и детей, т.е. он всегда был главой семьи. Жена же должна была быть хорошей хозяйкой, храни-
тельницей домашнего очага, воспитательницей своих детей.
Сегодня половые роли в браке меняются. В обществе отмечена тенденция феминизации мужчин и маскулинизации женщин. У современных мальчиков крайне смутные представления в отношении половых ролей мужчины и женщины в семье. Если раньше на брачном рынке ценились тихие, ласковые, домашние девочки и сильные, подвижные и любящие борьбу, опасность мальчики, то сейчас о различиях говорить не приходится. У детей не сформировано четкого понимания мужского и женского начала. Отмечена тенденция увеличения доли семей, где главой является жена. Она имеет высокий уровень образования, стала авторитетом для детей, научилась зарабатывать средства к существованию, что изменило ее роль как в обществе, так и в семье. Женщина взяла на себя новые для нее мужские роли. Мужчина же все больше нуждается в заботе, избегает брать ответственность на себя. Изменился тип мужа: на смену мужу — ровеснику пришел новый тип мужа — сына.
Становление новой модели брака в России сопровождается нарастанием числа лиц, отказывающихся от брака. На эту тенденцию европейские социологи обратили внимание еще около 40 лет назад. Было выяснено, что безбрачие может быть вынужденным как результат плохого здоровья, наличия психических и физических аномалий, плохой ситуации на брачном рынке, принадлежности к определенной социальной группе. Но сегодня в обществе формируется новый феномен — добровольное безбрачие, заключающееся в нежелании вступать в брак. Было замечено, что от 30 до 40% европейцев не вступают в брак, а среди мужчин в возрасте до 45 лет вообще преобладают холостяки. Мужчина перестал нуждаться в жене — кухарке, прачке, домохозяйке. Выросший при маме в неполной семье мужчина длительное время ищет жену, похожую на мать, и не найдя ее, остается холостым. К отказу от брака может привести сформированный у сына комплекс вины перед матерью, которая растила его одна, а он «неблагодарный» хочет счастья лично для себя, отдельно от мамы. И мать может начать манипулировать своим здоровьем, всячески привязывая к себе сына. С другой стороны, современный мужчина все чаще не желает брать
на себя ответственность за семью. Его позицию выражает установка: «Я достаточно зарабатываю для себя, но недостаточно на семью».
В России избегают брака примерно 30% лиц, достигших брачного возраста. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. из 1000 чел. населения никогда не состояли в браке 251 мужчина и 175 женщин бракоспособного возраста, в то время как по переписи 1989 г. — 196 мужчин и 132 женщины [10. С. 11]. Причем добровольное безбрачие популярно не только среди мужчин, оно все больше и больше интересует и женщин. Женщина отказывается от брака обычно в том случае, если пережила тяжелый развод после первого брака, если поиски «принца на белом коне» не увенчались успехом. Делая карьеру, она не торопится замуж, поскольку зарабатывает достаточно и не только для своего содержания. Как правило, такая женщина росла без отца, и мать сформировала у нее негативное отношение к мужчинам. Жить одному — это исторически новый феномен.
В основе смены модели брачности лежит переход от чуть ли не обязательного ритуала заключения брака, символизирующего завершение вхождения во взрослую социальнодемографическую страту, к браку, основанному преимущественно на рациональных соображениях. Пройдя длительный путь эволюции, выполнив свои функции, брак сегодня характеризуется рядом особенностей, которые свидетельствуют об отмирании социального института брака и об изменении подходов к трактовке этого понятия. Но общество заинтересовано в том, чтобы супружеские отношения между мужем и женой удовлетворяли их потребность в браке, а брак, в любой форме, сохранялся до глубокой старости.
Список литературы
1. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
2. Гостевой брак: муж на выходные // Комс. правда. 2008. 9-16 окт.
3. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII- XX вв.)/ пер.с нем. Л. А. Овчинцевой; науч. ред. М. Ю. Брандт. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Какая форма семейных отношений для вас является наиболее приемлемой? // Аргументы и факты. 2004. № 23.
5. Лифанов М. О быте при коммунизме // За коммунистический быт. Л., 1963.
6. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А — Я: словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
8. Медков В.М. Демография: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
9. На чем держатся браки? //Аргументы и факты.
2002. № 45.
10. Основные итоги Всероссийской переписи насе ления 2002 года. М., 2003.
11. Социальная энциклопедия. М., 2000.
12. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: ЦСП, 2003.
MODERN MARRIAGE IS A RESULT OF THE EVOLUTION OF FAMILY RELATIONS
L. Khachatryan
From the ancient times, marriage was the subject of attention of researchers of various directions. Sociologists have paid attention to the social nature of marriage, and studied the principles of its creation, operation and dissolution. Currently, the marriage becomes new features and qualities that made the researchers conclude the withering away of the institution of marriage and the formation of a new model of marriage in Russia. Keywords: modern marriage, marriage stability factors, motives, the actual marriage, new forms of marriage, the new model of marriage.