Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ) И ПУБЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ'

СОВРЕМЕННЫЙ АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ) И ПУБЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГЫС / ПУБЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕСТА ПАМЯТИ / ЯКУТЫ / ALGYS / PUBLIC MEMORY / HISTORICAL MEMORY / PLACE OF MEMORY / YAKUT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлев А.И., Егоров А.Ф.

В статье рассмотрен современный Алгыс, один из главных обрядов якутов, который являясь фрагментом публичной памяти, трансформируется под влиянием современной глобальной культуры. Под публичной памятью в данной статье понимается, то как в современном мире представляются образы прошлого. Изучение алгыса и публичной памяти дает основу для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ALGYS (BLESSING) AND PUBLIC MEMORY

The article deals with the modern Algys, one of the main rites of the Yakuts, which is a fragment of public memory, is transformed under the influence of modern global culture. Public memory in this article is understood as the way the images of the past are presented in the modern world. The study of algys and public memory provides a basis for further research.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ) И ПУБЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ»

УДК 93

Яковлев А.И., к. и.н.

доцент

кафедра «Всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии»

Егоров А. Ф. студент магистратуры 2 курса Исторический факультет СВФУ им М.К. Аммосова Россия, г. Якутск

СОВРЕМЕННЫЙ АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ) И ПУБЛИЧНАЯ

ПАМЯТЬ420

Аннотация: В статье рассмотрен современный Алгыс, один из главных обрядов якутов, который являясь фрагментом публичной памяти, трансформируется под влиянием современной глобальной культуры. Под публичной памятью в данной статье понимается, то как в современном мире представляются образы прошлого. Изучение алгыса и публичной памяти дает основу для дальнейших исследований.

Ключевые слова: Алгыс, публичная память, историческая память, места памяти, якуты.

Yakovlev A.I., PhD in History, Associate Proffesor Department of World, Russian History, Ethnology, Archelogy

named M.K. Ammosov NEFU Russia, Yakutsk Egorov A.F.

2-year-master student, Faculty of History named M.K. Ammosov NEFU Russia, Yakutsk MODERN ALGYS (BLESSING) AND PUBLIC MEMORY

Abstract: The article deals with the modern Algys, one of the main rites of the Yakuts, which is a fragment of public memory, is transformed under the influence of modern global culture. Public memory in this article is understood as the way the images of the past are presented in the modern world. The study of algys and public memory provides a basis for further research.

Key words: Algys, public memory, historical memory, place of memory,

Yakut.

В современной Якутии наблюдается трансформация традиционной культуры[1], которая обусловлена влиянием культурной глобализации на якутов. Этот процесс охватывает практически все сферы общественной жизни

420 Выполнено в рамках Гранта президента РФ «Неоязыческие культовые сооружения в современном ландшафте Якутии» № МК-3046.2018.6

народа, и проникает во все уровни повседневной жизни. Все примеры процесса трансформации традиционной культуры имеют неоднозначный характер и в условиях цифрового поворота общества быстротечны, и кажется невозможно определить его границы. Процесс трансформации охватывает практически всё население, делая их акторами (участниками), иногда и организаторами каких-либо мероприятий, общественных акций, или наоборот дает возможность позиционировать себя как «борца против трансформации». Но в целом эта ситуация, являющихся для историков-антропологов опорными точками и маркерами, помогает понять процесс трансформации культуры в якутском обществе.

В данной статье, ключевой позицией для раскрытия феномена трансформации традиционной культуры является публичная (историческая) память, и один из «продуктов» трансформации традиционной культуры -современный Алгыс. Алгыс представляет собой один из главных обрядов якутов, который изменился под влиянием современной глобальной культуры, перенимая новые веянья, образы и идеи. Обряд получил новое от глобальной культуры и при этом сохранил свои традиционные элементы. Такой пример взаимодействия глобальной и традиционной культуры можно назвать культурной глобализацией.

Так для того, чтобы лучше понять данный процесс нужно обратиться к такому явлению, как история памяти и публичная память. Для этого следует обратиться к трудам двух французских историков, социологов, Мориса Хальбвакса и Пьера Нора, а также к хорватскому исследователю публичной памяти Томиславу Шоле. Морис Хальбвакс, французский историк, представитель школы «Анналов», который в 1925 году публикует статью "Социальные рамки (контекст) памяти", в которой он говорит, что память играет одну из главных ролей в создании истории как таковой. История по мнению Мориса Хальбвакса «не просто воспроизводит рассказы современников о событиях прошлого, но время от времени и подправляет их - не только потому, что располагает другими свидетельствами, но и с тем, чтобы приспособить их к приёмам мышления и репрезентации, свойственным нынешним людям»[2] Морис Хальбвакс уделяет главное внимание на коллективные воспоминания, суть которых обусловлена реконструкцией прошлого в современности. Воспоминания или коллективная память, необходимы для жизни социальной группы или народа, будучи тем общим, что формирует группу как таковое, является гарантом его идентичности. «Прошлое» не возникает в наших знаниях само по себе, а, является «искусственным продуктом» современности[2]. На фоне данных исследований к 1980-ым годам возникает концепция «мест памяти».

Концепция «мест памяти», предложенная французским историком Пьером Нора, продолжателем дела Мориса Хальбвакса, предполагает, что память - абсолютно не терпит плюрализма интерпретаций, а это значит, что ей невозможно существовать в эпоху диалогического постмодернистского дискурса[3]. Места памяти - это люди, события, предметы, здания, ритуалы и

обряды, книги, песни или географические точки, которые «окружены символической аурой», имеют особую физическую или функциональную ценность, для того или иного народа или общества. Который сохраняется на протяжении долгого периода времени и в случае, если он утрачивает свое значение он может возродиться благодаря самому обществу, народу через какое-то время. Данное верно и для якутской традиционной культуры, где на данный момент происходит процесс трансформации традиционной культуры. Так изменения происходят и в религиозной составляющей, так создаются неоязыческие культовые комплексы (Дома Арчы, Дома Олонхо)[4]. Так одним из самых ярких примеров трансформации можно назвать Алгыс

Для понимания современного Алгыса как фрагмента публичной памяти нужно разобраться с его местом в прошлом якутов. Так для якутов Алгыс является одним из главных обрядов ритуального комплекса народа, которому присущи благопожелание и благословления перед любыми событиями в жизни человека, начиная от Алгысов при постройке дома, заканчивая Алгысами, во время празднования Ысыаха, которые хранят в себе основы традиционной культуры народа[5][6].

Из-за происходящей в обществе трансформации традиционной культуры, роль Алгыса для населения приобрела более торжественный, религиозный (сакральный) характер[7]. В свою очередь если опираться на мнение Хальбвакса про «место памяти», что индивидуальная память трансформируется в память социальных групп (народов, классов, сословий, наций), в которых он выявляет универсальные подходы к формированию традиций:

1) приспособить прошлое и превратить память прошлого в устойчивый ритуал и догматические формулировки;

2) использовать как "руководство к действию" в настоящем.

То при соблюдении данных подходов мы видим это и на трансформации традиционной культуры якутов. Примером можно считать проявление «неоязычества», «традиционализма», где память прошлого превращается в устойчивую систему со своими ритуалами (мужской Алгыс, осуохай и др) и принципами их проведения.

Так Алгыс, как и любое место памяти, сохраняется благодаря самому обществу, которое способствует также и развитию самого обряда, так вовремя Алгыса на Ысыахе в Сунтаре, люди подкрепили слова Алгыса специальными движениями рук и головы, что является новым в практике проведения Алгыса[8]. В свою же очередь Алгыс, является проявлением процесса глокализации и мобилизации этничности, которая способствует формированию новой культуры в рамках массовой культуры, которая опирается на традиции. Это заметно в появлении новых обрядов Алгыса, таких как мужской Алгыс, в котором участвует мужское населения города Якутска. Мужской Алгыс мы рассматриваем как ответ на культурный шок [9], вызванный урбанизацией населения. В городах, где происходит активное

взаимовлияние различных культур, происходит такое явление как, культурный шок. Культурный шок здесь понимается как процесс адаптации традиционной культуры к глобальной и последующих за этим процессов. Все это можно назвать ренессансом традиционализма, когда у традиционной культуры появляется новый виток в его влиянии и значении в обществе и культуре.

Изучение мест памяти и публичной памяти дает понять, как изменяется культура на современном этапе и дальнейшее рассмотрение данного вопроса открывает много нового в плане исследования. В свою очередь изучение Алгыса, как фрагмента публичной памяти, представляет собой особое место памяти для якутов, т.к. он носит в себе не только большое значение для самого народа, но и представляет основу духовного развития якутов на современном этапе.

Использование методов исследования публичной памяти (исторической памяти), способствует большему пониманию проявлений "традиционализма" - неоязычества, неомифологии.

Использованные источники:

1. Брагина Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия): 70-90-е гг. XX вв. Новосибирск: Наука, 2005. -208 с.

2. М. Хальбвакс. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступительная статья С.Н. Зенкина - М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

3. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок / Пер. с фр.: Дина Хапаева. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999, 328 с.

4. Яковлев Айтал Игоревич, Яковлева Капитолина Максимовна Неоязыческие культовые сооружения в современном якутском селе // Общество: философия, история, культура. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neoyazycheskie-kultovye-sooruzheniya-v-sovremennom-yakutskom-sele (дата обращения: 29.11.2018).

5. Ефимова Л. С. Алгыс саха в записях А. Ф. Миддендорфа // Вестник СВФУ. 2009. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/algys-saha-v-zapisyah-a-f-middendorfa (дата обращения: 29.11.2018).

6. Ефимова Л. С. Коммуникативная функция алгыса якутов // Вестник СВФУ. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-funktsiya-algysa-yakutov (дата обращения: 29.11.2018).

7. Брагина Д.Г. О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец XX -начало XIX вв.). Наука и образование. 2014; 3: С. 30-35.

8. ПМА, Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Сунтар, июнь 2018 г.

9. Ионин Л. Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. - Минск, 1998. - С. 104-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.