Научная статья на тему 'Современные западные ученые о китайской логике'

Современные западные ученые о китайской логике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Логика в Китае / структурализм

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кварталова Наталья Леонидовна

В статье рассматривается взгляды современных европейских ученых, занимающихся проблемами китайской логики. В центре внимания вопрос статуса китайской логики в западной философии и возможности расширения ее предмета и метода с целью для обоснования наличия логики в китайской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN WESTERN SCHOLARS ON CHINESE LOGIC

The paper discusses the views of modern European scholars engaged in the problems of the Chinese logic. The focus problem is the status of the Chinese logic in Western philosophy and the possibility of expanding its scope and method to justify the presence of logic in Chinese philosophy.

Текст научной работы на тему «Современные западные ученые о китайской логике»

Н.Л. КВАРТАЛОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ УЧЕНЫЕ О КИТАЙСКОЙ ЛОГИКЕ

В статье рассматривается взгляды современных европейских ученых, занимающихся проблемами китайской логики. В центре внимания вопрос статуса китайской логики в западной философии и возможности расширения ее предмета и метода с целью для обоснования наличия логики в китайской философии.

Ключевые слова: логика в Китае, структурализм

На Западе идея исследования китайской логики стала чрезвычайно популярной в нашем веке. Этому способствовал и интерес китайцев к европейской логике, и увеличение числа китайцев, стремящихся получить гуманитарное образование на Западе. Мы выделим два аспекта этого процесса: наиболее интересные западные школы и их представители, а также акценты, расставленные европейскими логиками в изучении логического и методологического наследия Китая.

Мы рассмотрим две школы: самую большую и плодовитую — Амстердамскую, — впрочем, включающую в себя и исследователей из Китая (Liu Fenrong), США и Новой Зеландии (Jeremy Seligman)1, и словенскую, представителем которой является Яна Роскер. Под Амстердамской школой мы будем понимать сообщество ученых во главе с Й. ван Бентамом, впервые заявившее о себе в 2010 проведением семинара «История логики в Китае» (The History of Logic in China). Впоследствии

1 См.: Liu Fenrong, Seligman J., Benthem J. van. Models of Reasoning in Ancient China. URL: https://staff.fnwi.uva.nl/j.vanbenthem/moriac.pdf (дата обращения: 15.08.2016).

такие семинары проводились и в Китае с целью сформировать рабочую группу для написания труда по истории логики в Китае.

Исследователи этой группы основным предметом своего анализа избрали моистские тексты. Кроме того, они прослеживают историческую эволюцию понятий, имеющих отношение к логике (имена мин, истина, тождество тун), а также обращаются к конфуцианским текстам. Ими была построена формализованная структура рассуждения, в которой за основные термины приняты «ответы», и «реакции в ситуации»:

Стандартная структура А состоит из домена Б ситуаций/объектов и множества имен, со правилами фа X и отношением подобия инь X к Д для каждого вида X. Теперь каждый объект вида X должен находиться в отношении инь X к случаю фа Х2.

При этом признается, что «ответ» — понятие весьма широкое и предполагает любую реакцию, необязательно вербальную. Исследуется соотношение основных понятий моистской философии, таких как: тождество тун | и различия и М, законы (стандарты) фа Ш и причины (критерии) инь Ш.

Хотя в концепции даны определения основных понятий, претендующие на формальность, даже сами авторы признают, что данная структура — не более чем попытка формализовать способы рассуждения, и она лишь в поле «логических игр». А теория аргументация является лишь логической методологией, и говорить о наличии логики только при нахождении методов теории аргументации в текстах нельзя.

Попытка с помощью современных методов логики исследовать древнюю аргументацию имеет изъян: эти методы были изобретены для применения к точным объектам, которые не имеют меняющихся свойств и чьи признаки поддаются описанию. Но авторы под современной логикой подразумевают некую «философскую» логику, то есть здесь мы снова видим попытку изменить понятие для того, чтобы оно встроилось в концепцию. Этому есть свои основания: в последнее время вопросу о предмете и методе логики уделяется повышенное внимание.

2 Й. еан Бентем. Куда должна, и должна ли, двигаться логика? URL: https:// docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fvox-journal.org%2Fcontent%2Fvox9-vanBen them.doc&name=vox9-vanBenthem.doc&lang=ru&c=578924e9090b (дата обращения: 15.08.2016).

Знаковой статьей, на наш взгляд, является статья того же Й. ван Бента-ма3, в которой он призывает пересмотреть предмет логики и в логической вывод включить такие действия, как задавание вопросов, наблюдение и коммуникацию. Переключение с формальной логики на такую расширенную версию логических рассуждений позволит логике, по мнению ван Бентама, получать новые актуальные знания. Кроме того, множественность современных формальных систем делают логику не единой наукой, а набором теорий с различными свойствами. Последний аргумент, действительно, сложно опровергнуть: в тот момент, как Ян Лукасевич построил свою первую многозначную логику в 1920 г., он тем самым открыл плотину, и неклассические логики с самыми разными свойствами заполнили все следующие десятилетия. Философские вопросы логики отошли на некоторое время на второй план. Но сейчас количество смоделированных логик стремится к бесконечности, и вопросы философского осмысления понятий логики снова вышли на первый план. И в концепцию расширения предмета и метода логики удачно вписались логические идеи Древнего Китая.

Но обратимся к другим западным коллегам, менее категоричным в определении логики Китая. Так, понимание статуса логики в Китае словенским синологом Яной Роскер более близко автору. «Если следовать узкому определению, в которое определяет или приравнивает логику к логическим понятиям, категориям и методам, которые были разработаны в той традиции, которую мы можем назвать Аристотелевской или стоической, мы можем сделать вывод, что как в традиционном, так и средневековом Китае не было никакой логики... Китайская логическая мысль никогда не была переработана в какую-либо явно системную и комплексную формулировку законов разума, равно как и не произвела целостную систему символизма абстрактных рассуждений»4. Однако отсутствие теории и сформулированных законов не говорит об отсутствии в китайской философии логических идей как таковых. К основным логическим школам и персоналиям Я. Роскер относит «спорщиков» (бяньчжэ), к которым восходит школа имен (мин цзя), парадоксы Хуй

3 Johan van Benthem. 'Tell It Like It Is': Information Flow in Logic. URL: http://www.illc.uva.nl/Research/Publications/Reports/PP-2008-08.text.pdf (дата обращения: 15.08.2016).

4 Rosker Jana. Classical Chinese Logic. URL: https://www.academia.edu/1180856 3/CHINESE_LOGIC (дата обращения:15.08.2016).

Ши, «белую лошадь» Гунсунь Луна и поздних моистов, которые разработали «теорию аргументации» (бяньсюэ). Кроме того, важными для логики считаются конфуцианские идеи об исправлении имен (чжэн мин). Интересна адаптация понятия вывода для китайской логики как неформального рассуждения в модели, в которой, однако, можно выделить некоторую структуру5. Я. Роскер, хотя и рассуждает о логической традиции, в целом склоняется не к логике в Древнем Китае, а к существованию структур рассуждения, которые могут быть логическими.

Подводя итог этому краткому обзору, следует признать, что китайское текстовое наследие, которое можно связать с логикой, весьма скудно. И весь процесс анализа текстов вращается вокруг нескольких источников, которые дают лишь обрывочные намеки на существование логической проблематики в древности. Пока не создано логической теории, которая могла бы систематизировать логические идеи Китая, мы склонны считать, что логики в Китае не сложилось.

Интересно, что все исследователи, сравнивая Китай и Грецию в один и тот же период времени, всегда под логикой подразумевают аристотелевскую силлогистику и никогда не говорят о школе стоиков-мегариков, в которой, по сути, была разработана логика высказываний, то есть основания современной логики. Концепции, аналогичной логике стоиков, не сложилось больше нигде в мире, и именно аналогичная ей логика высказываний, отрытая заново и с современным аппаратом, считается логикой, на которую и ориентируются все ученые.

Самое слабое место в позиции ученых западных школ — это попытка притянуть китайские реалии к европейским стандартам. На данном этапе развития западной логики имеется, хотя и постоянно корректируемое, но более-менее четкое определение логики как науки. И пока определение логики еще не расширено до таких объемов, чтобы туда попадали все способы рассуждения, мы можем говорить только лишь о «логических идеях» (можно было бы назвать это «протологикой», но само это понятие в синологии дискредитировано А. Грэмом, так что теперь нужно его заново переопределять и оговариваться в каждом кон-

5 Если смотреть глобально, структуру можно вычленить в любом тексте в широком смысле этого слова. О наличии структуры китайских текстов весьма убедительно писал В.С. Спирин (Спирин В С. Построение древнекитайских текстов. М., 1976). И именно из анализа структуры можно извлечь правила построения текста. Но структурность не тождественна логичности. Любая логика - эта структура, но не наоборот.

кретном случае, иначе по умолчанию «протологика» будет понята как «недологика»). Говорить о логической теории в истории Китая сложно хотя бы потому, что уже по первым критериям - формальности и нормативности - отсеются все моистские, конфуцианские тексты и даже дошедшие до нас отрывки трудов «школы имен». И для поисков логики мы имеем только «И цзин», поскольку его формальность не вызывает сомнений. Но именно к этим источникам по каким-то причинам не обращаются на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.