Катаева Ольга Владимировна
Современные вызовы
миграционной безопасности государства
Рассматриваются современные вызовы национальной безопасности Российской Федерации со стороны неконтролируемых миграционных процессов. Автором анализируются возможные пути противодействия имеющимся угрозам, делаются выводы о наиболее эффективных способах обеспечения правопорядка в сфере миграции.
Ключевые слова: миграция, иностранные граждане, миграционная безопасность, миграционный правопорядок.
Modern challenges to the migration security of the state
The article examines the current challenges to the national security of the Russian Federation from uncontrolled migration processes. The author analyzes possible ways to counter the existing threats, draws conclusions about the most effective ways to ensure law and order in the field of migration.
Keywords: migration, foreign citizens, migration security, migration law and order.
Миграционное движение населения, являющееся следствием процессов мировой глобализации, в настоящее время приобрело всеохватывающий характер. За последние 50 лет число международных мигрантов увеличилось более чем в три раза, составив около 281 млн человек [1]. Сегодня миграционная обстановка становится доминирующим фактором, определяющим экономическую, политическую и демографическую ситуацию в принимающих государствах.
Российская Федерация занимает четвертую строчку в мировом рейтинге по численности пребывающих на ее территории иностранных граждан, что делает для страны проблематику миграции крайне актуальной [2].
Востребованность страны для мигрантов, с одной стороны, вносит положительный вклад в ее экономику, демографию, социальную сферу. Вместе с тем незаконная и неконтролируемая миграция является одной из главных угроз состоянию защищенности национальной безопасности государства [3, с. 29], поскольку способствует развитию теневой экономики, росту преступности иностранных граждан и, как следствие, социальной напряженности в обществе и культивированию экстремистских проявлений [4, с. 93].
Угрозы национальной безопасности страны со стороны неконтролируемых потоков миграции чрезвычайно высоки. Отечественными учеными справедливо отмечается, что они представляют существенные вызовы суверенитету и территориальной целостности государства [5, с. 32]. Необходимо также отметить, что в действующей Стратегии национальной
безопасности РФ [6] отмечаются актуальность и значимость установления строгого миграционного правопорядка для обеспечения государственной и общественной безопасности.
Осенью 2023 г. прозвучало несколько серьезных заявлений относительно современных вызовов миграционной безопасности государства.
О риске «потерять страну» из-за мигрантов с иной верой заявил патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, поскольку прибывающие в Россию трудовые мигранты не становятся для россиян близкими «ни по вере, ни по культуре» [7]. Действительно, с проблемой сегрегации мигрантов, их нежеланием следовать традициям принимающего социума столкнулись практически все передовые государства. Если в ближайшее время не удастся обеспечить интеграционные процессы, усугубляющийся миграционный кризис станет глобальным вызовом современному миропорядку [8, с. 32].
В докладе Министра внутренних дел РФ В.А. Колокольцева, прозвучавшем 24 октября 2023 г. на заседании коллегии МВД России, отмечалось, что с 2021 г. наблюдается рост преступлений, совершенных иностранными гражданами, при этом в структуре преступности мигрантов возросла доля тяжких и особо тяжких деяний [2]. Особенно настораживает резонансность таких преступлений в обществе, дающая почву для ксенофобии и распространения экстремистских идей.
Глава Следственного комитета РФ А.И. Ба-стрыкин в ходе совещания, посвященного вопросам расследования преступлений, совершенных в сфере миграции, отметил, что в 2023 г.
72
почти на треть выросло количество преступных деяний, совершенных мигрантами, при этом нахождение их в стране в большинстве случаев признается незаконным [9].
Необходимо отметить, что связь преступности и незаконной миграции очевидна. Являясь доходным криминальным бизнесом, незаконная миграция наносит огромный ущерб российской экономике, способствуя ее криминализации и расширяя теневой сектор, способствуя уходу производства от налогообложения и вывозу капитала за рубеж.
Изолированность от принимающего сообщества, нежелание интегрироваться в российский социум приводят к пространственной сегрегации мигрантов, активному формированию этнических анклавов, что влечет рост социальной напряженности в обществе, ксенофобии и радикализма.
Также в последнее время все чаще говорится о связи незаконной миграции с коррупцией в органах государственной власти, с помощью которой культивируется данное негативное явление, организуются каналы для переправки и транзита нелегальных мигрантов, создается система ухода преступников от юридической ответственности.
Мигранты, которые находятся на нелегальном положении, фактически оказываются вне правового поля, вследствие чего не могут пользоваться правами и исполнять обязанности, определенные им государством. Не имея законных средств к существованию, такие лица становятся потенциально склонными к совершению правонарушений. Настораживает также то, что значительные потоки незаконных мигрантов направляются в Россию из государств с нестабильной общественно-политической и экономической обстановкой, питая организованную трансграничную преступность, специализирующуюся на совершении таких опасных преступлений, как торговля наркотиками, оружием и терроризм.
В связи с резким всплеском преступности иностранных граждан руководством правоохранительных органов предложен ряд мер по совершенствованию публично-правового управления в сфере миграции. Это, например, решение о создании специальных следственных подразделений по вопросам расследования преступлений в сфере миграции с еженедельной отчетностью о проделанной работе, а также решение об обязательности установления фактов возможного совершения должностных преступлений в сфере миграции в случае привлечения к уголовной ответственности нелегального мигранта.
Кроме того, в целях разработки и реализации мер по установлению миграционного правопо-
рядка главам регионов предписано образовать рабочие группы, включающие представителей органов прокуратуры, силовых структур и органов региональной власти.
Принятие такого рода решений в сфере публичного управления миграционными процессами, безусловно, необходимо. В то же время руководством правоохранительных ведомств высказывается мнение о том, что проблемы в сфере миграции должны решаться прежде всего законодательным способом - путем определения соответствующих правовых норм. На необходимость усовершенствования организационно-правовых механизмов, направленных на выявление и пресечение правонарушений в миграционной сфере, а также мер юридической ответственности, применяемых к лицам, их допустившим, также неоднократно указывали отечественные ученые, по мнению которых в Российской Федерации проблема незаконной миграции не нашла разрешения в национальном законодательстве, в связи с чем отсутствует четкая стратегия борьбы с рассматриваемым негативным явлением. При этом исследователи данной проблемы неоднократно высказывались о необходимости принятия цельного нормативного правового акта, регламентирующего деятельность уполномоченных субъектов по противодействию незаконной миграции в Российской Федерации [10, с. 24].
В 2021 г. такая законодательная инициатива была реализована при разработке проекта Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» [11] в разделе «Обеспечение безопасности и правопорядка в сфере миграции», содержащем новые подходы к обеспечению миграционного правопорядка Российской Федерации.
В числе инновационных методов государственного контроля (надзора) в сфере миграции, осуществляемого органами внутренних дел, предложен административный надзор, включающий правовое информирование иностранных граждан, мониторинг соблюдения ими миграционного правопорядка, профилактику правонарушений в сфере миграции, установление в отношении иностранных граждан режима контролируемого пребывания, проведение дактилоскопической регистрации и идентификации иностранных граждан, ведение реестра недобросовестных приглашающих лиц и реестра недобросовестных работодателей.
Также в качестве инновационной меры, направленной на соблюдение правопорядка в сфере миграции, в рассматриваемом законо-
73
проекте предложено информирование иностранных граждан о юридически значимых для них событиях, например о сроках разрешенного пребывания на территории Российской Федерации, о получении разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, о внесении обязательных платежей и др., через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг либо уполномоченными должностными лицами
Кроме того, разработчиками законопроекта в качестве законодательной инициативы предложено подписание иностранным гражданином, въезжающим в Российскую Федерацию, соглашения о лояльности, подразумевающего согласие иностранного гражданина соблюдать запреты, установленные в целях обеспечения национальной безопасности страны.
Думается, что предложенные меры, направленные на противодействие современным вызовам миграционной безопасности государства, актуальны и своевременны, поскольку носят выраженный упреждающий характер воздействия на факторы, обусловливающие развитие незаконной миграции, с учетом реальных и потенциальных угроз. Приходится констатировать, что действующие сегодня нормативные правовые акты в данной области направлены на решение краткосрочных и среднесрочных задач, что во многом связано с динамично меняющейся геополитической ситуацией [12, с. 11], векторы достижения стратегических целей обеспечения миграционного правопорядка в них должным образом не заданы, вследствие чего многие проблемы остаются нерешенными на уровне как законодательства, так и правоприменения [13, с. 18].
Кроме того, детерминанты незаконной миграции глубоко уходят своими корнями в экономическую, политическую, военную и экологическую обстановку, складывающуюся в странах, включенных в миграционный обмен. Эти факторы зачастую комплексно воздействуют на миграционные процессы, образуя сложное сочетание, что также усложняет деятельность по обеспечению миграционного правопорядка [14, с. 301].
По этой причине риски, связанные с миграционными процессами, до настоящего времени не получили должной научной проработки в контексте стратегии управления такими рисками, направленной на решение полного спектра проблем, связанных с миграцией, включая носящие как глобальный, так и локальный характер.
Важно прогнозировать все возможные негативные последствия принятия управленческих решений в области регулирования миграции как для государства в целом, так и для отдель-
ных регионов, благополучия населения страны [15, с. 44].
Поэтому особенно важными сегодня видятся проведение дальнейших глубоких аналитических исследований и прогнозирование миграционных процессов в целях принятия стратегических решений в сфере обеспечения миграционной безопасности.
Особенно актуальным и востребованным было бы принятие решения об обязательной дактилоскопической регистрации и фотографировании всех иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, одновременно с их постановкой на миграционный учет. При этом в долгосрочной перспективе было бы целесообразно распространить эти меры на всех иностранных граждан, въезжающих в страну, предусмотрев исключение только для лиц, следующих транзитом через территорию Российской Федерации.
Также в целях недопущения незаконной миграции необходимо прежде всего, несмотря на затратность, принять действенные меры по инженерно-технической укрепленности Государственной границы РФ, продолжающей сегодня сохранять свойство «прозрачности».
Важно повышать уровень правовой культуры в сфере миграционных отношений как самих мигрантов, так и российской принимающей стороны с учетом того, что национальное законодательство в данной области по-прежнему характеризуется значительной объемностью и несогласованностью.
Что особенно значимо, необходимо совершенствовать информационные ресурсы в сфере миграции, поскольку установление миграционного правопорядка напрямую зависит от эффективности процесса информатизации сферы управления миграцией.
Необходимо отметить, что отечественные исследователи сегодня, говоря об эффективности регулирования миграционных процессов, акцентируют внимание именно на необходимости использования достижений научно-технологического прогресса [16, с. 89], называя в числе такого инструментария дактилоскопическую регистрацию, возможности цифрового фотографирования и систем распознавания лиц и др.
Президентом РФ неоднократно обращалось внимание на необходимость принятия мер по повышению уровня обеспечения миграционной безопасности, в том числе за счет расширения спектра используемых в данной области информационных технологий [17].
Выполнению этой задачи в части повышения эффективности пограничного контроля и качества мониторинга миграционной ситуации
74
в стране, а также эффективности мер по федеральному государственному надзору в сфере миграции, безусловно, будет способствовать внедрение современных технологий, в том числе биометрических систем идентификации и средств видеонаблюдения [18, с. 9].
Кроме того, наличие информационных ресурсов в сфере миграции, отвечающих современным требованиям, позволит создать цифровой профиль иностранного гражданина, дающий возможность персональной аналитики с использованием, например, геолокации, что позволит «вывести из тени» миграционные потоки, сделав их открытыми [19, с. 30]. В свою очередь, использование данных цифрового профиля обеспечит иностранным гражданам возможности оперативного заключения трудовых договоров, получения государственных услуг, а также получения целевых рассылок, информирующих их о юридически значимых фактах, что будет способствовать укреплению миграционного правопорядка в стране.
Для реализации этой задачи в первую очередь потребуется модернизация информаци-
онной инфраструктуры, т.е. создание единой государственной информационной платформы, содержащей сведения о процессах, касающихся всех видов миграции - внутренней, внешней, в том числе трудовой и вынужденной. Однако приходится констатировать, что уровень внедрения цифровых технологий в данной сфере пока остается недостаточным, что свидетельствует о востребованности и актуальности научных разработок в данной области.
Совершенствование безопасности в сфере миграции в нашей стране должно идти по пути укрепления российского федерализма, цивилизованного поступательного развития государства. Необходимы усиление контроля за миграционными процессами и совершенствование институтов обеспечения безопасности государств [20, с. 30]. По нашему мнению, реализация внесенных предложений в полной мере будет способствовать преодолению современных вызовов миграционной безопасности, что сегодня имеет для страны стратегическое значение.
1. Страны с самой высокой численностью мигрантов. На каком месте Россия? URL: https://dzen.rU/a/YGjUFm2ZA UTOnZkZ (дата обращения: 13.01.2024).
2. Колокольцев: Россия занимает четвертую строчку в мировом рейтинге по численности мигрантов. URL:https://dzen.ru/a/ZTehtpxpVFYV_ iuV (дата обращения: 15.01.2024).
3. Капинус О. С. Противодействие незаконной миграции как угрозе национальной безопасности России // Миграционное право. 2016. № 1. С. 29-33.
4. Никитенко И. В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект). М., 2013.
5. Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования // Миграционное право. 2022. № 1. С. 32-35.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
7. Патриарх заявил о риске «потерять страну» из-за мигрантов с иной верой.URL: https://www.rbc.ru/politics/25/10/2023/653912d7 9a 7947f8a37d8363?from=copy (дата обращения: 15.01.2024).
8. Мукомель В. И. Трансформация миграционных потоков: циркулярные миграции // Миграционное право. 2012. № 3. С. 28-33.
9. Глава СК поручил создать следственные группы, работающие с преступлениями в сфере миграции. URL:https://tass.ru/obschestvo/18787201 (дата обращения: 13.01.2024).
1. Countries with the highest number of migrants. Where is Russia? URL: https://dzen. ru/a/YGjUFm2ZA UTOnZkZ (date of access: 13.01.2024).
2. Kolokoltsev: Russia ranks fourth in the world ranking in terms of the number of migrants. URL: https://dzen.ru/a/ZTehtpxp VFYV_iu V (date of access: 15.01.2024).
3. Kapinus O.S. Countering illegal migration as a threat to Russia's national security // Migration law. 2016. No. 1. P. 29-33.
4. Nikitenko I.V. Migration security of Russia (criminological aspect). Moscow, 2013.
5. Khabibulin A.G., MursalimovK.R. Countering illegal migration: problems of security and legal education // Migration law. 2022. No. 1. P. 32-35.
6. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. July 2, 2021 No. 400. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
7. The Patriarch stated the risk of "losing the country" due to migrants with a differentfaith. URL: https://www. rbc.ru/politics/25/10/2023/653912d7 9a7947f8a37d8363?from=copy (date of access: 15.01.2024).
8. Mukomel V.I. Transformation of migration flows: circular migrations // Migration law. 2012. No. 3. P. 28-33.
9. The Head of the IC instructed to create investigative groups working with crimes in the field of migration. URL: https://tass.ru/ obschestvo/18787201 (date ofaccess: 13.01.2024).
10. Kozlov V.F., LukyanovA.S. Consolidation of national legislation in the field of combating illegal
75
10. Козлов В.Ф., Лукьянов А. С. Консолидация национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 22-25.
11. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation. gov.ru (дата обращения: 15.01.2024).
12. Емелин С.М. Миграционная безопасность: внутренние проблемы России // Миграционное право. 2023. № 3. С. 11-13.
13. Костюк М.Ф., Кунц Е.В. Теоретико-правовые проблемы внешней миграции // Миграционное право. 2022. № 4. С. 16-18.
14. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения. М., 2019.
15. Дроздова Ю.А. Миграционные риски: к вопросу об определении и методологии исследования // Научный вестник ВФ РАНХиГС. Политология и социология. 2016. № 2. С. 44-48.
16. Плюгина И. В. Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции //Журнал российского права. 2023. № 11. С. 89-102.
17. Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы: утв. Президентом Рос. Федерации 6 марта 2020 г. № Пр-469. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
18. Жеребцов А.Н., Малышев Е.А. Миграционная безопасность России: вопросы профилактики незаконной миграции административно-правовыми средствами // Миграционное право. 2023. № 3. С. 8-10.
19. Солдатов Д.И. Механизм противодействия теневым миграционным потокам в практике Российской Федерации // Миграционное право. 2022. № 4. С. 28-30.
20. Хабибулин А. Г. Некоторые направления противодействия угрозам миграционной безопасности // Миграционное право. 2021. № 3. С. 30-32.
migration // The Russian justice system. 2015. No. 3. P. 22-25.
11. Federal Portal of draft normative legal acts. URL: https://regulation.gov.ru (date of access: 15.01.2024).
12. Emelin S.M. Migration security: internal problems of Russia // Migration law. 2023. No. 3. P. 11-13.
13. Kostyuk M.F., Kunts E.V. Theoretical and legal problems of external migration // Migration law. 2022. No. 4. P. 16-18.
14. Andrichenko L.V., Plyugina I.V. Migration legislation of the Russian Federation: development trends and application practice. Moscow, 2019.
15. Drozdova Yu.A. Migration risks: on the question of the definition and methodology of the study // Scientific Bulletin of the Volgograd Branch of RANEPA. Political science and sociology. 2016. No. 2. P. 44-48.
16. Plyugina I.V. Legal means of improving federal state control (supervision) in the field of migration // Journal of Russian Law. 2023. No. 11. P. 89-102.
17. List of instructions on the implementation of the Concept of State Migration Policy for 20192025: approved by the President of the Russian Federation on March 6, 2020 № Pr-469. Access from the legal reference system "Garant".
18. Zherebtsov A.N., Malyshev E.A. Migration security of Russia: issues of prevention of illegal migration by administrative and legal means // Migration law. 2023. No. 3. P. 8-10.
19. Soldatov D.I. The mechanism of countering shadow migration flows in the practice of the Russian Federation // Migration law. 2022. No. 4. P. 28-30.
20. Khabibulin A.G. Some directions of countering threats to migration security // Migration law. 2021. No. 3. P. 30-32.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Катаева Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина; e-mail: Kataeva_70@ mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
O.V. Kataeva, Candidate of Science in Jurisprudence, Associate Professor, Chief of the Department of Management and Administrative Activities of the Agencies of the Ministry of Internal Affairs, Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Kataeva_70@ mail.ru
76