Научная статья на тему 'Современные выставки орденов дореволюционной России как самостоятельные музейные экспонаты'

Современные выставки орденов дореволюционной России как самостоятельные музейные экспонаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ИМПЕРАТОРСКИЕ И ЦАРСКИЕ ОРДЕНА / IMPERIAL AND ROYAL ORDERS / НУМИЗМАТИКА / NUMISMATICS / АНАЛИЗ ВЫСТАВОК / ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ЭКСПОНАТОВ / THEME EXHIBITS COMPLEXES / ВЫСТАВКА "ЗА ЛЮБОВЬ И ОТЕЧЕСТВО. ФРЕЙЛИНЫ И КАВАЛЕРСТВЕННЫЕ ДАМЫ XVIII НАЧАЛА XX ВЕКОВ" / "FOR LOVE AND THE FATHERLAND. THE MAIDS OF HONOR AND DAMES XVIII EARLY XX CENTURIES" / ВЫСТАВКА "ОРДЕН СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО 310 ЛЕТ ВЕЛИЧИЯ РОССИИ" / THE EXHIBITION "THE ORDER OF ST. ANDREW / ВЫСТАВКА "ДЕРЖАВНЫЕ КАВАЛЕРЫ. ИНОСТРАННЫЕ ОРДЕНА РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ" / THE EXHIBITION "SOVEREIGN KNIGHTS. FOREIGN ORDERS OF RUSSIAN EMPERORS" / THE "FIRST-CALLED" APOSTLE 310 YEARS OF GREATNESS OF RUSSIA"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калашникова Александра Владимировна

Статья представляет собой краткий обзор истории выставок орденов дореволюционной России, проводившихся в последние несколько лет. Императорские ордена в советское время практически не выставлялись, но в последние годы ситуация переменилась. Выставка «За любовь и отечество. Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII начала XX веков» проходила в Историческом музее в 2004-2005 годах, выставка «Орден Св. апостола Андрея Первозванного 310 лет величия России» проходила в 2008 году в музее современной истории России, выставка «Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров» проходила в 2010 году в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля. Опыт анализа этих экспозиций позволяет судить о возможности использования орденов в качестве самостоятельных экспонатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY EXHIBITIONS ORDERS PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA AS INDEPENDENT MUSEUM EXHIBITS

The article presents a brief overview of the history of exhibitions orders of pre-revolutionary Russia, held in the last few years. Imperial orders in Soviet times was considered «not relevant» material, so it is practically not exposed, but in recent years the situation has changed. The exhibition «For love and the fatherland. The maids of honor and dames XVIII early XX centuries» was held in the Historical Museum in 2004 and 2005, the exhibition «The Order of St. Andrew, the «First-called» Apostle 310 years of greatness of Russia» was held in 2008 in the Museum of contemporary history of Russia, the exhibition «Sovereign Knights. Foreign orders of Russian emperors» was held in 2010 in the One-Pillar Chamber of the Patriarch's Palace of the Moscow Kremlin. Experience of the analysis of these exposures allow to judge about the use of the orders as separate exhibits.

Текст научной работы на тему «Современные выставки орденов дореволюционной России как самостоятельные музейные экспонаты»

^ Теория и история культуры

Современные выставки орденов

дореволюционной россии как самостоятельные музейные экспонаты

УДК 930.2:069.8

А. В. Калашникова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья представляет собой краткий обзор истории выставок орденов дореволюционной России, проводившихся в последние несколько лет. Императорские ордена в советское время практически не выставлялись, но в последние годы ситуация переменилась. Выставка «За любовь и отечество. Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII — начала XX веков» проходила в Историческом музее в 2004—2005 годах, выставка «Орден Св. апостола Андрея Первозванного — 310 лет величия России» проходила в 2008 году в музее современной истории России, выставка «Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров» проходила в 2010 году в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля. Опыт анализа этих экспозиций позволяет судить о возможности использования орденов в качестве самостоятельных экспонатов. Ключевые слова: выставка, императорские и царские ордена, нумизматика, анализ выставок, тематические комплексы экспонатов, выставка «За любовь и отечество. Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII — начала XX веков», выставка «Орден Св. апостола Андрея Первозванного — 310 лет величия России», выставка «Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров».

A. V. Kalashnikova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

CONTEMPORARY EXHIBITIONS ORDERS PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA AS INDEPENDENT MUSEUM EXHIBITS

The article presents a brief overview of the history of exhibitions orders of pre-revolutionary Russia, held in the last few years. Imperial orders in Soviet times was considered «not relevant» material, so it is practically not exposed, but in recent years the situation has changed. The exhibition «For love and the fatherland. The maids of honor and dames XVIII — early XX centuries» was held in the Historical Museum in 2004 and 2005, the exhibition «The Order of St. Andrew, the «First-called» Apostle — 310 years of greatness of Russia» was held in 2008 in the Museum of contemporary history of Russia, the exhibition «Sovereign Knights. Foreign orders of Russian emperors» was held in 2010 in the One-Pillar Chamber of the Patriarch's Palace of the Moscow Kremlin. Experience of the analysis of these exposures allow to judge about the use of the orders as separate exhibits.

Keywords: the exhibition, imperial and royal orders, numismatics, theme exhibits complexes, the exhibition «For love and the fatherland. The maids of honor and dames XVIII — early XX centuries», the exhibition «The Order of St. Andrew, the «First-called» Apostle — 310 years of greatness of Russia», the exhibition «Sovereign Knights. Foreign orders of Russian emperors».

КАЛАШНИКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА - соискатель Института истории, истории

культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств 63

KALASHNIKOVA ALEKSANDRA VLADIMIROVNA — doctoral student of Institute of history, cultural history and museology, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: murka-shkurka@mail.ru © Калашникова А. В., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

ф

Предметы нумизматики в широком смысле слова, то есть монеты, медали, ордена и печати, оцениваются в музейном деле как вспомогательный исторический источник и чаще всего используются в экспозиции именно с этих позиций. Однако потенциал этих музейных предметов гораздо шире, и в последние годы в экспозиционном деле появляется новый подход к предметам нумизматики — представление их как самостоятельных музейных предметов, являющихся полноценным историческим источником и способных быть основой для экспозиции.

Так, в 2008 го ду в Ис то ри че ском му зее прошла выставка памятных чугунных медалей «Сравнился с золотом чугун. Русское и зарубежное медальерное искусство XIX— XXI веков».

Медаль рассматривалась авторами экспозиции как исторический источник, отразивший важнейшие события в истории страны. Акцент выставки был сделан на то, что представленные предметы являются материальным свидетельством знаменательных исторических событий, на них запечатлёны портреты членов императорской семьи, государственных деятелей, а также представителей науки, искусства и культуры разных стран и эпох.

Ещё одна выставка, основой которой являлись предметы нумизматики, открылась в сентябре 2012 года. Это выставка «Финансы на службе России», посвящённая 210-летию Министерства финансов.

Выставка рассказывала о денежных реформах в России XIX—XX веков, ведущую роль в осуществлении которых играл главный финансовый орган страны. В экспозиции бы ли представлены бумаж ные деньги, монеты, ценные бумаги, слитки. Эта экспозиция также стала первой в своём роде — первая экспозиция, центральными экспонатами которой являлись деньги.

Что касается орденов, то наиболее яркими примерами нового подхода могут служить три выставки.

Первая из орденских выставок имела на-

звание «За любовь и отечество. Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII — начала XX веков». Она проходила в Историческом музее с 6 ноября 2004 года по 15 января 2005 года.

Орден был учреждён Петром I в 1713 году и стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей. Основанием для награждения традиционно служило про све ти тель ство.

Выставка была посвящена придворным и ка ва лер ст вен ным да мам ор де на Свя той Екатерины при российском императорском дворе в XVIII — начале XX века. Она обращала зрителя к теме повседневного быта рос сий ского им пе ратор ского двора, прочитанной глазами непосредственных уча-ст ниц.

Экспонаты выставки были объединены в ряд комплексов. Среди них комплекс, посвящённый Императорскому Воспитательному обществу благородных девиц (Смольный институт); комплекс, посвящён-ный императрице Марии Фёдоровне, супруге Павла I, а также личные комплексы, посвя щён ные извест ным при дворным дамам (А. Ф. Тютчевой, графине А. А. Толстой, графине П. С. Уваровой, княгине З. Н. Юсуповой).

Вы ставка, по свя щён ная ор де ну Св. Екатерины, наиболее близка к традиционным представлениям об использовании наград в экспозиции. Её основная цель — показать придворных женщин как отдельную касту, приближенную к монаршей особе посредством награждения её единственным в России женским орденом. Авторы выставки пытались показать возможность изучения истории страны через эту касту.

Непосредственно орден рассматривается как с исторической точки зрения — история его уч ре ж де ния и су ще ст вова ния с пет ров-ских времён до последних Романовых, так и с художественной точки зрения — орден как пред мет юве лирного ис кус ст ва, а так же предметы ювелирного искусства, связанные с орденом.

ф

^ Теория и история культуры

ф

Конечно, как историческая, так и художественная часть орденской темы была представлена, прежде всего, орденской атрибутикой: звёзды и знаки ордена, орденские ленты, орденское платье и орденская шляпа.

Кроме непосредственно предметов, предоставленных Историческим музеем и Оружейной палатой, эта часть экспозиции дополнялась гравюрами из «Установления о Российских Императорских орденах», а также парадными портретами кавалерст-венных дам, которые иллюстрируют правила ношения этой награды.

Что касается части, посвящённой тематике ордена как предмета ювелирного искусства, то она была представлена, кроме самих орденов, в первую очередь документами об изготовлении этих наград лучшими придворными ювелирами, эскизами орденов, костюмами кавалерственных дам и герольдов ордена, а также предметами материальной культуры, украшенными орденской символикой (чаще всего это была посуда).

Центральным экспонатом второго раздела вы ставки, ко торый был по свя щён пер со-налиям, являлся фрейлинский шифр. Фрейлинский шифр, вензель царственной особы, прикалывался на платье фрейлины и являлся её основным знаком отличия.

Тема соседства орденского креста Св. Екатерины и фрейлинского шифра презен тует факт участия большинст ва кава лерст венных дам в дворцовой жизни, что подтвер-жда ет ос нов ной те зис экс пози цио неров о возможности изучения некоторых аспектов истории страны через изучение жизни кавалерственных дам.

Немалую роль в представлении значения ка ва лер ст вен ных дам при дво ре и их ак тив-ного участия в жизни императорской фамилии играют фотографии, которые, наряду с письмами, являются основным вспомогательным источ ни ком в дан ном разделе экспо зи ции.

В целом выставка «За любовь и отечест-

во» бы ла весьма ус пеш ной и при влек ла немало посетителей. Являясь первой в своём роде, она послужила выработке бесценного опы та в про ве де нии по добных вы ста вок.

Выставка «Орден Св. апостола Андрея Первозванного — 310 лет величия России» проходила с 5 по 18 ноября 2008 года. Идея соз да ния этой выставки при над лежит Управлению делами Президента Российской Федерации, организатором выставки был Исторический музей, а местом проведения стал Государственный центральный музей совре мен ной ис тории Рос сии.

Считается, что Орден Св. Андрея Первозванного учредил Пётр1 30 августа 1698 года. Он присуждался за особые заслуги перед Российским государством, включая как боевые подвиги, так и гражданские от-ли чия.

В 1917 году награждение орденом в России бы ло прекра ще но, он был сохра нён в эмиграции Домом Романовых как династическая награ да. 1 июля 1998 года ука зом Президента Российской Федерации Б. Ельцина он был восстановлен как высшая награда России. Первыми кавалерами стали академик Д. С. Лихачёв, оружейник М.Т. Ка лашников и президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Основной идеей создате лей выставки было показать связь между дореволюционным и современным орденами, тем самым демонстрируя высокий статус современной награды. Это стремление выразилось в том, что часть выставки, посвя щён ная современ ному ордену, практически не была отделена от части, посвящённой дореволюционному ордену, создавая ощущение единства наград и условной непрерывности награждений.

Тем не ме нее при ана ли зе экс по зи цию молено разделить хронологически на две части — современный орден и дореволюци-он ный орден.

Часть экспозиции, посвящённая ордену Российской Империи, тематически делилась на три блока. Первый из них был по свя щён ис тории ор де на. Цен траль ны-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Ф

ми экспонатами здесь являлись документы, такие как статуты разных лет, неут-верждённые проекты стату тов, част ная переписка ранних кавалеров ордена, а также изобра зительные источ ни ки — икона Св. Андрея Первозванного времён учреждения ордена, портреты Петра I и первых кавалеров ордена.

Что касается непосредственно орденов, то в этом блоке были широко представлены ранние варианты награды — первые знаки ордена (без изображения двуглавого орла) и ши тые звёз ды.

Сочетание этих предметов с более поздними вариантами наград давало возможность представить, как изменялся внешний вид награды на протяжении веков.

Центральное место в экспозиции занимал блок, посвящённый значению ордена Св. Ан д рея Перво зван ного в Российской Империи. Значение ордена рассматривалось как с позиций государственных институтов, так и с по зи ций при сут ст вия на гра ды в бы ту аристократии.

Значение ордена для государства демонстрировалось в первую очередь предметами государственной символики. Это изображение государственного герба, большая государственная печать, знамёна армейских и гвардейских пол ков, гвардейские пол ковые знаки, а также наградное оружие с изображением Андреевского креста.

При сут ст вие изо бра же ния на гра ды в быту аристократии было проиллюстрировано предметами материальной культуры, в основном посудой — орденскими сервизами и кубками с изображением знаков и звёзд орде на.

Таким образом, мож но ска зать, что наиболее нематериальная тема, значение награды для государства, может быть выражена максимально приземлёнными предметами быта и материальной культуры. Использование здесь письменных источников или большого количества изобразительного материала оказалось ненужным.

Вспомогательными экспонатами к этому

блоку служили документы, касающиеся государственных заказов на изготовление орденов в раз лич ных юве лирных мас терских, из которых молено было почерпнуть информацию о пробе металла, качестве эмали и количестве драгоценных камней, использовав ших ся в раз ные годы для из го тов ления как капитульных наград, так и подарков из личного кабинета Его Императорского Величества.

Что касается второй части экспозиции, расска зы вав шей о со вре мен ном ор де не Св. Ан д рея Пер во зван ного, то она яв ля-лась как бы продолжением последнего блока первой части, то есть была посвящена в основном персоналиям. Здесь были представлены портреты и личные вещи всех со-вре мен ных ка ва ле ров ор де на, а так же писателя А. Солженицына, отказавшегося от награды. В отдельной витрине был представлен комплект современного ордена — знак, звезда, лента и цепь ордена, здесь же был при ве дён ста тут со вре мен ного ор дена.

Выставка «Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров» проходила с 27 октября по 9 марта 2010 года в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля.

На выставке была впервые представлена уни кальная кол лек ция ев ропей ских и восточных наград, хранящихся в Музеях Московского Кремля — иностранные ордена русских правителей XVIII — начала XX веков, которые в полной мере раскрывают историю взаимоотношений России и зарубежных стран. Организаторами выставки были музеи Мос ков ского Крем ля.

Тематически выставку молено разделить на две части. Первая из них посвящена истории фор ми рова ния кол лек ции, вто рая — непосредственно награждениям, которые рас-смат ри ва ют ся как с по ли ти че ской, так и с «технической» точки зрения.

Обратимся к первой части. Собрание иностранных орденов Оружейной палаты Московского Кремля берёт начало с XVIII веков, ко гда в 1798 го ду по рас по ряже нию

Ф

ф

^ Теория и история культуры

Ф

Павла I на хранение был передан медальон-мощевик XVI века.

Ос нов ную часть кол лек ции ино стран ных наград Музеев Кремля составили поступления из Капитула Российских Императорских и Цар ских ор де нов и двор цо вого имущества. После февраля 1920 года усилиями со труд ни ков Ору жей ной па латы бы ли спасены от обезличивания Комиссией по сортировке ценностей Гохрана РСФСР около 6 тысяч экспонатов, среди которых были и орденские знаки членов императорской фамилии. В последующие годы было спасено ещё 700 предметов из числа дворцовых ценностей.

В 1963 году в Оружейную палату Московского Крем ля бы ли переданы иностран ные ордена из Управления драгоценными металла ми Гохра на. Из них наи бо лее ин терес ны-ми яв ля ют ся зна ки выс ших ев ропей ских орденов на цепях, которые,вероятнее всего, были связаны с последним российским императором Николаем II: знаки и цепи ордена Благовещения (Сардиния), Чёрного Орла (Пруссия), Св. Губерта (Бавария), Золотого Руна (Испания) и Железной короны (Авст-ро-Венг рия).

Интереснейшие из этих наград ста ли центральными экспонатами в витринах, посвя-щённых истории коллекции. Вспомогательными экспонатами здесь являлись документы о передаче наград в Оружейную палату, дореволюционные описи и перечни предметов, а также фотографии сотрудников музея совет ского периода.

Обратим ся ко вто рой час ти, ко торая была посвящена непосредственно «теории и практике» монаршего обмена наградами.

Высшие европейские, а затем и восточные награды, которыми были удостоены российские монархи, начиная с Петра I, сыграли большую роль в возвышении статуса рос-сий ских им пе раторов как на роди не, так и за её пре де лами.

Первые на гра ж де ния пра ви те лей России высшими европейскими орденами происходили после крупных военных побед. На-

при мер, та кие выс шие на гра ды Ев ропы, как польский орден Белого Орла и датский орден Слона, были вручены Петру I в 1712 и 1713 годах в связи с победами России в Север ной вой не.

Традиция награждения орденом Святого Андрея Первозванного как династической наградой на церемониях бракосочетания членов царской семьи была положена 14 октября 1711 года во время свадебной церемонии цесаревича Алексея Петровича с принцессой Шарлоттой-Христиной-Софьей.

Немалую роль в этой части экспозиции сыграли и изобразительные источ ники — парадные и камерные портреты членов царской семьи с теми или иными иностранными наградами, а также их фотографии начала XX века.

Что касается самих орденов, то в этой части выставки они были экспонатами «зашкаливающей аттрактивности», ведь что может быть привлекательнее, чем очень редкий иностранный орден, да ещё и весьма старин ный, да к тому же при над лежавший одному из русских императоров. В этом отношении очень выгодным было размещение экспонатов — от менее аттрактивного к более аттрактивному, что позволяло быть уверенным в том, что ни один из экспонатов не ос та нет ся не за ме чен ным.

Анализируя три орденские выставки, можно сказать, что выставка, состоящая преимущественно из орденов, может иметь разнообразную тематику, раскрывая как общие, так и более конкретные вопросы истории. Это такие темы, как внешняя и внутренняя политика страны, повседневная жизнь им ператор ского двора, юве лир ное искусство определённого периода, история кон крет ной на гра ды и ис тория кон крет ного музейного собрания. Однако какие бы конкретные темы она не затрагивала, она всегда строится на идее высших государственных ценностей и призвана внушать чувство гордости за свою стану и лучших её представителей — кавалеров высших государствен ных на град.

Ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Примечания

1. Вилинбахов Г. В., Левин С. С., Болотина Н. Ю. Орден Св. апостола Андрея Первозванного — 310 лет величия России. Издание к выставке. Москва, 2008.

2. Гаврилова Л. М. Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. Каталог выставки. Москва, 2010.

3. Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII — начала XX веков. Каталог выставки / под ред. Т. Г. Игумновой. Москва, 2004.

References

1. Vilinbakhov G. V., Levin S. S., Bolotina N. Yu. Orden Sv. apostola Andreya Pervozvannogo — 310 let velichiya Rossii. Izdanie k vystavke [The Order of St. Andrew, the «First-called» Apostle — 310 years of Russia's greatness. Edition of the exhibition]. Moscow, 2008.

2. Gavrilova L. M. Derzhavnye kavalery. Inostrannye ordena rossiyskikh imperatorov. Katalog vystavki [Sovereign Knights. Foreign Orders of Russian emperors. Exhibition Catalogue]. Moscow, 2010.

3. Igumnova T. G., ed. Freyliny i kavalerstvennye damy XVIII — nachala XX vekov. Katalog vystavki [The maids of honor and dames XVIII — early XX centuries. Exhibition Catalogue]. Moscow, 2004.

ф

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.