АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА AGRICULTURAL ECONOMICS AND POLITICS
Современные вопросы и проблемы финансирования инвестиционных процессов
аграрной политики России Contemporary issues and problems of financing investment processes of agricultural policy
in Russia
t\ fi московский
ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ чЯ ЖУРНАЛ
УДК 338.43:658.5(007) DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10482
Статья опубликована в соответствии с Планом научно - инновационной деятельности и
научных изданий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ на 2020 год, в рамках научно-исследовательской работы на тему: Совершенствование механизма импортозамещения агропродукции в условиях неустойчивой экономики АААА-А16-116021210249-3 Черникова Светлана Александровна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента. Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, E-mail: [email protected] Chernikova Svetlana Aleksandrovna,
CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov Аннотация. Статья посвящена определению ключевых вопросов финансирования инновационных процессов на федеральном и региональном уровне с целью повышения эффективности формирования аграрной политики России, в целом. Приоритеты в развитии сельского хозяйства страны и выявление основных проблем, а именно: изменений экономических и финансовых условий, нарушение эквивалентности обмена сельского хозяйства и промышленности, диспаритет цен, недостаточное кредитование сезонного недостатка оборотных средств, централизация капитальных вложений, передача
дотирования продукции животноводства с федерального на местные бюджеты, рост задолженности и блокировка счетов большинства предприятий аграрной сферы и предопределили необходимость данного исследования. Обращено особое внимание на связь между аграрной экономикой, рынком и государством, также определены особенности финансирования инвестиционных процессов в сельское хозяйство на современном этапе.
Summary. The article is devoted to identifying the key issues of financing innovative processes at the federal and regional level in order to improve the effectiveness of the formation of agricultural policy in Russia as a whole. Priorities in the development of the country's agriculture and identification of the main problems, namely: changes in economic and financial conditions, violation of the equivalence of the exchange of agriculture and industry, price disparity, insufficient credit for seasonal lack of working capital, centralization of capital investments, transfer of the subsidies of livestock products from the federal to local budgets, the growth of debt and the blocking of accounts of most agricultural enterprises and predetermined the need for this study. Particular attention is paid to the connection between the agricultural economy, the market and the state, and the peculiarities of financing investment processes in agriculture at the present stage are also defined.
Ключевые слова: аграрная политика, импортозамещение, продовольственная безопасность, финансирование, инвестиции, инвестиционные процессы, сельское хозяйство, конкурентоспособность.
Keywords: agricultural policy, import substitution, food security, financing, investment, investment, agriculture, competitiveness.
Целью разработки и реализации аграрной политики государством является эффективное развитие и поддержка сельскохозяйственной экономики. При обострившейся продовольственной проблеме, в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) возникает необходимость в устойчивом развитии сельского хозяйства и его отраслей, совершенствовании аграрных отношений и развитии аграрной политики, стабилизации экономики региона и России.
Аграрная политика направлена на динамичное развитие отраслей агробизнеса, а также на стимулирование социального развития сельской местности, обеспечение занятости и роста жизненного уровня сельского населения. Механизм российской аграрной политики не обеспечивает перспективы развития в сельском хозяйстве, а экономические модели не достигают высокого уровня конкурентоспособности сельской экономики в полном
объеме, поэтому на современном этапе развития сельского хозяйства, как России, так и регионов, в целях реализации политики импортозамещения, для устойчивого функционирования и устойчивого развития, как сельского хозяйства. Являясь частью социально-экономической политики, государственная аграрная политика имеет свои цели, содержит систему соответствующих скоординированных мер, реализуются в аграрном секторе экономики соответствующими механизмами финансового обеспечения стратегического развития аграрной политики, что обусловило актуальность исследования.
Следует отметить, что именно несовершенства в аграрной политике, а также недооцененная роли аграрного сектора привели к трудностям в сельском хозяйстве. На сегодняшний день, на сельское хозяйство выделяется всего 2% расходной части бюджета, в то время как в СССР это было 19-20%. В настоящее время в США в среднем выделяется 27-35% расходной части бюджета, а в Японии и Финляндии 65-70%.
Экономика АПК России была подвержена негативному влиянию мирового экономического кризиса и антироссийских санкций со стороны Европы и США. В связи со сложившейся ситуацией возникла надобность принятия антикризисных программ по обеспечению продовольственной безопасности, основывающихся на динамичном импортозамещении и повышению конкурентоспособности АПК России. Главной ролью этих программ заключается в импортозамещении при слаженном взаимодействии государства и бизнеса [1].
При сложившейся ситуации главной задачей является разработка стратегии аграрной политики на ближайшие 10-15 лет. Данная стратегия предполагает повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора, социальное развитие села, продовольственную безопасность регионов и страны в целом [2].
В ближайшей перспективе выделяют следующие главные задачи аграрной политики: инвестиционные, инновационные, организационно-экономические, отраслевые, региональные, внешнеэкономические и социальные. При реализации задач динамического развития АПК главная роль принадлежит государству при органичном взаимодействии механизмов рынка и государственного регулирования экономики [3].
Одним из самых важных факторов обеспечения продовольственной безопасности и обеспечения занятости около 50 млн сельского населения является стабильное развитие сельского хозяйства, которому нужно уделять особое внимание. Из-за мирового кризиса, антироссийских санкций, влияния короновирусной инфекции (2019-nCoV), перед государством стоит задача динамичного импортозамещения, которую реально решить только с помощью взаимодействия с аграрным сектором экономики. При этом,
необходимо разработать варианты (сценарии, инструменты, механизмы) выхода экономики на докризисный уровень, экономической стабилизации в стране и регионах.
В современных условиях, в преодоление проявлений кризиса в производстве продуктов питания, при необходимости удовлетворения потребностей населения, определяющую роль имеет аграрная политика.
Необходимо предпочтение отдать государственным инвестициям. А именно: финансированию инвестиционных процессов, непосредственно в отрасли оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ), необходимо рассмотреть возможно повышения инвестиций в отрасль сельского хозяйства и определить первоочередные меры поддержки предприятий аграрной сферы, как крупных перерабатывающих предприятий, сельхозтоваропроизводителей, так и предприятий малого и среднего бизнеса.
Вопрос финансирования инвестиционных процессов в сельское хозяйство, является одним из самых приоритетных в формировании новой аграрной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях и системы тактических и долгосрочных стратегических государственных мер. Автором проанализированы объемы финансовых инвестиций в сельское хозяйство в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые вложения организаций по видам экономической деятельности за 2018 году по 2019 год (миллионов рублей)*
Показатели Всего в том числе
долгосрочные краткосрочные
2018 год
Все финансовые вложения 1732961,5 54481,0 1678480.5
в тон числе:
Сельское, лесное хозяйство, охота, рЫООЛОЕСТЕО и рЫООЕОДСГВО 2664,5 5,4 2659,1
2019 год
Все финансовые вложения 1512700.2 62063,4 1450636.8
в тон числе:
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболов ств о н рЫООЕ ОДСГЕ О 4156,4 5,7 4150,7
* Составлено и рассчитано по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики и> Перископу краю (Периьсгаг) [&]
По данным таблицы 1 видно, что финансовые вложения в «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», в 2019 году составляют всего 4156,4 млн руб., это 0,27% от всех финансовых вложений (1512700,2 млн руб.). Из этих 0,27% практически все приходится на краткосрочные инвестиции, проведя сравнительный
анализ финансовых вложений организаций по видам экономической деятельности в 2019 году по сравнению с 2019 годом, мы видим, что объем финансовых вложений всех организаций по видам экономической деятельности сократился на 12,7%, что составляет 220261,3 млн руб., однако, финансовые вложения «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» увеличилось 1,55 раз, что составляет 1491,9 млн руб., проведенный анализ подтверждает необходимость формирование механизма привлечения инвестиций в сельское хозяйство, как значимого и приоритетного направления[6] .
Согласованная реализация финансирования инвестиционных процессов в краткосрочном и долгосрочном инвестиционных циклах, обеспечивающая удовлетворение экономических интересов и решение социальных и экономических проблем, изменяя систему продовольственного обеспечения населения. При этом, инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности представлены в следующей таблице 2.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности за период с 2017 год по 2019годы_.
Показатели 2017 г. Уд. вес, % 2018 г. Уд. вес, % 2019г. Уд. вес. аЛ
Всего 188233.3 100.0 183083.0 100.0 220529.8 100.0
е том числе:
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рЫООЕОДСТЕО 3355,1 1,8 2980,7 1,6 2806,6 1,3
Обрабатывающий е производства 81377,3 +3,2. 84689,3 46,3 100761,2 45,7
в том числе: ПрОНЗЕ ОД сте О пищевых продуктов 2082,1 1,1 2194,7 1,2 2798,3 1,3
Обеспечение электрической энергией, газом и п аром: конднцноннроЕа ни е воздуха 22656,3 12,0 12653,4 6,9 14500,6 6,6
Водоснабжение: в одоотв еденн е, организация сбора и т/щлнз ацнн отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 936,5 0,5 871,3 0,5 1322,1 0,6
"Составлено и рассчитано по ланным территориального органа Фвдеральнои службы государственной статистики по Пермскому крак^ (Персиьстаг) [9]
Инвестиции в основной капитал в 2019 г., по сравнению с 2017годом, увеличились на 14,64% и составили 220529,8 млн руб., из них 2806,6 млн руб. приходится на долю
сельского хозяйства. С целью эффективного финансирования инвестиционных процессов аграрной политики необходимо использовать современный финансовый инструментарий инвестирования в сельское хозяйство.
Также приоритетом в аграрной политике в преодолении кризиса является поддержка и совершенствование местного сельского производства. Для этого развития государству следует создать благоприятные условия в экономике и праве, которые будут привлекать инвестиции частных и коммерческих структур, а также будут стимулировать малые предприятия. Также немаловажным в развитии АПК является изучение практического опыта зарубежных стран и перспективных направлений аграрной политики страны, налаженная связь государства, бизнеса и экономики [4].
Приоритетом в ближайшем развитии должна стать политика стимулирования доходов сельхозпроизводителей и престижности мотивации сельскохозяйственного труда.
Сегодня в стране существует несколько ведущих регионов. Развитие этих регионов достигается за счет наличия сырьевой базы и широкой работе промышленных производств мясомолочной продукции, плодоовощных и мясных консервов, сахара и алкоголя. Ускоренное развитие сельских подсобных промыслов и фермерских хозяйств, а также крупных сельских кооперативов способствует увеличению занятости и доходов сельского населения, росту объема перерабатываемых продуктов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что стабильное развитие сельской отрасли возможно при увеличении поддержки и контроля со стороны государства, например, увеличение бюджетирования государством до 15-18% от общих расходов бюджета.
Сбалансированность экспортной, импортной и внутренней аграрной политики возможно достичь путем разработки программы импортозамещения продовольствия государством.
Еще одним фактором обеспечения реализации стабильного развития АПК должен быть ввод госзаказов на производимую продукцию по устойчивым рентабельным ценам, с условием коррекции цены при инфляции. Однако, без реанимирования государственного планирования и функционирования АПК в целях всестороннего эффективного развития его отраслей, восстановление системы госзакупок и госзаказов сельхозпродукции будет сложным. Система стратегического планирования, которая разрабатывает прогнозы развития АПК путем использования современных методов планирования, должна входить в государственное планирование АПК. Такое стратегическое планирование должно учитывать возможное развитие и партнерство государства, частных и международных структур.
Важным фактором применения данных направлений является как усиление роли государства, так и мотивация и повышение престижности сельского труда.
Другим значимым направлением развития АПК страны является пересмотр норм регулирования земельных отношений в аграрном секторе, которое поможет сформировать и урегулировать цивилизованный рынок земли, учитывая интересы государства и всех сельскохозяйственных производителей.
Итак, проведение государством единой финансовой, экономической, социальной, бюджетной и внешнеэкономической политики в сфере АПК даст возможность решить проблему упадка сельской экономики, снабдить рынок отечественными продуктами питания, повысить конкурентоспособность сельского хозяйства России, повысить социальный уровень жизни сельского населения.
На основании вышеизложенного, согласованные действия всех уровней власти, в вопросах по выходу из кризиса и стабилизации экономики региона и России, реализации первоочередных мер на различных уровнях управления для снижения последствий от короновирусной инфекции (2019-nCoV) для экономики и социальной сферы, должны направляться на создание в аграрном секторе экономических и социальных условий для эффективной деятельности предприятий, сферы производства и обращения, на формирование развитой инфраструктуры и системы рыночных отношений, обеспечивающих повышение уровня жизни населения. В этих условиях изучение опыта и обоснование направлений развития арарной политики является важной предпосылкой стабилизации положения и создания условий для последующего роста аграрного бизнеса.
Список литературы
1. Сидоренко В.В., Михайлушин П.В. Стратегия антикризисного развития сельского хозяйства России / Сидоренко В.В., Михайлушин П.В. // Краснодар: Мир Кубани, 2015. 209 с.
2. Сидоренко В.В. Стратегия аграрных преобразований в России.// Краснодар: Мир Кубани, 2013. 515 с.
3. Трубилин А.И., Сидоренко В.В. Михайлушин П.В. / Трубилин А.И., Сидоренко В.В. Михайлушин П.В. // Аграрная политика. Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. 363 с.
4. Коровкин В. Аномальные изменения климата и ситуация на мировом рынке требуют принятия закона о продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 3. С. 19-24.
5. Черникова С.А. Состояние и основные направления развития финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной отрасли // ежеквартальный научный журнал «Вестник Казанского ГАУ», 2019 — №4(56), декабрь - С. 154-161
6. Черникова С.А. Механизм формирования системы проектного финансирования инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий молочной отрасли // АПК: экономика, управление, 2020. — № 5 - С. 54-63. (Agris)
7. Alekneviciene V. и др.Evaluation of the efficiency of European Union farms: a risk-adjusted return approach/Alekneviciene V., Stareviciute B., Alekneviciute E. // Agricultural Ecjnjmics.-2018.- Vol.64, N 6.P.241-255.Bibligr.:p.254-255.*http:// www.agriculturegornals.cz/ web/agricecon.htm?volume-6 1&type=volume#№.%207.
8. Alexandrova S., Nikolov D. RDP financial instruments-opportunity for funding sustainability in agriculture // Икон. Упр. селск. Стоп. - 2015. - Vol.60,N 4. - P.53-62. - Рез. англ. - Bibligr.:p.62. Шифр П 25945 2015 60 (4).
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).