Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ВС РФ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ВС РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ РЭБ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносов Роман Сергеевич, Донсков Юрий Ефимович, Зеленская Светлана Геннадьевна, Орлов Владислав Александрович

Определены внешнесистемные и внутрисистемные военно-экономические факторы, оказывающие влияние на военно-экономические условия развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) на современном этапе и в долгосрочной перспективе. На основе сценариев долгосрочного экономического развития Российской Федерации дана характеристика различных военно-экономических условий развития системы вооружения РЭБ ВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аносов Роман Сергеевич, Донсков Юрий Ефимович, Зеленская Светлана Геннадьевна, Орлов Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY MILITARY-ECONOMIC CONDITIONS OF FURTHERING THE EW WEAPON SYSTEM IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper identifies extra- and intrasystem military economic factors that affect the military-economic conditions of progress in the system of EW weapons of the RF AF at the current stage and in the long term. Stemming from long-term economic development scenarios for the Russian Federation it characterizes various military-economic conditions of RF AF EW weapon system development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ ВС РФ»

Современные военно-экономические условия развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы ВС РФ

Полковник Р.С. АНОСОВ, кандидат технических наук

Полковник в отставке Ю.Е. ДОНСКОВ, доктор военных наук

С.Г. ЗЕЛЕНСКАЯ, кандидат экономических наук

Полковник запаса В.А. ОРЛОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Определены внешнесистемные и внутрисистемные военно-экономические факторы, оказывающие влияние на военно-экономические условия развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) на современном этапе и в долгосрочной перспективе. На основе сценариев долгосрочного экономического развития Российской Федерации дана характеристика различных военно-экономических условий развития системы вооружения РЭБ ВС РФ.

Военно-экономические условия, система вооружения РЭБ, государственная программа вооружения, государственный оборонный заказ, сценарии экономического развития, валовой внутренний продукт.

The paper identifies extra- and intrasystem military economic factors that affect the military-economic conditions of progress in the system of EW weapons of the RF AF at the current stage and in the long term. Stemming from long-term economic development scenarios for the Russian Federation it characterizes various military-economic conditions of RF AF EW weapon system development.

KEYWORDS

Military-economic conditions, EW weapon system, State Armament Program, State Defense Order, economic development scenarios, gross domestic product.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

В УСЛОВИЯХ беспрецедентно высокой динамики обновления радиоэлектронных компонентов в вооружении и военной технике противника, широкого внедрения передовых информационных технологий в системы управления войсками (силами) и оружием существенно повышается роль сил и средств войск РЭБ в завоевании информационного превосходства в современных и перспективных войнах и вооруженных конфликтах.

Эффективность сил и средств войск РЭБ определяется возможностями и эффективностью системы вооружения РЭБ, представляющей собой взаимосвязанную по боевому предназначению и функциям совокупность образцов техники РЭБ, которыми оснащаются соединения, части и подразделения РЭБ и органы управления ими, а также специализированных комплексов и средств РЭБ, предназначенных для индивидуальной и объектовой защиты вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), объектов инфраструктуры ВС РФ и страны от средств разведки и управляемого оружия.

Особенностью современного этапа развития системы вооружения РЭБ ВС РФ является переход на интенсивный путь развития, направленный на широкое внедрение в технику РЭБ инноваций, прорывных технологий, конструктивных и технических решений. Такой путь предполагает выполнение взаимосвязанного комплекса мероприятий и работ с определенной технологической последовательностью как по созданию образцов техники РЭБ, так и по развитию обеспечивающих технологий (военных и промышленных), а также формированию опережающего научно-технического и производственно-технологического заделов в области РЭБ. Полная реализация данного комплекса мероприятий возможна лишь в перспективе 20—40 лет, что значительно превышает традиционный расчетный десятилетний программный период. Такое увеличение длительности прогнозного периода требует нового подхода в планировании — планирование в рамках долгосрочных стратегий1.

Формирование и обоснование долгосрочной стратегии развития системы вооружения РЭБ ВС РФ только с военно-технической точки зрения недостаточно, так как ресур-

сов на реализацию всех намеченных стратегических целей даже в такой долгосрочной перспективе, как правило, не хватает. В условиях плановой экономики СССР, когда финансирование оборонных отраслей промышленности было приближено к потребным уровням, определяющим критерием развития систем вооружения являлась максимизация их боевой эффективности и возможностей. При наличии кризисных процессов в экономике на первый план выходят экономические возможности государства по финансированию мероприятий развития систем вооружения различных уровней, что влечет за собой построение научно обоснованной системы приоритетов по их развитию. В современных условиях ужесточения экономических ограничений значимость и определяющая роль военно-экономических условий снова возросли.

Анализ военно-экономических факторов, влияющих на военно-экономические условия развития системы вооружения войск РЭБ ВС РФ в долгосрочной перспективе, позволил объединить их в две группы.

Первая — внешнесистемные военно-экономические факторы, к которым можно отнести:

• наличие кризисных явлений в мировой экономике и экономике Российской Федерации;

• уровень цен на энергоносители;

• уровень инфляции и экономическая стабильность в государстве;

• реализуемая военно-экономическая и военно-техническая политика.

Важнейшими внешнесистемными макроэкономическими показателями, влияющими на развитие системы вооружения войск РЭБ ВС РФ, являются:

• объем валового внутреннего продукта (ВВП);

• ежегодные темпы роста ВВП;

• доля ВВП, выделяемая на военные расходы.

Вторая — внутрисистемные военно-экономические факторы, включающие уровень финансирования программ и планов развития системы вооружения ВС РФ в целом и системы вооружения РЭБ ВС РФ в частности. В этой группе основными внутрисистемными военно-экономическими показателями, влияющими на развитие системы вооружения войск РЭБ ВС РФ, являются:

• доля военных расходов, выделяемых на развитие ВВСТ в рамках государственной программы вооружения (ГПВ);

• доля ассигнований, выделяемых на развитие техники РЭБ в рамках ГПВ;

• распределение ассигнований на развитие техники РЭБ по стадиям жизненного цикла и видам работ.

Сочетания значений указанных военно-экономических показателей определяют военно-экономические условия развития системы вооружения РЭБ ВС РФ. Необходимо отметить, что прогнозирование значений этих показателей, особенно внешнесистемных, на долгосрочную перспективу затрудняется наличием высокой степени неопределенности. Для ее парирования в качестве основы для определения военно-экономических условий развития системы вооружения РЭБ ВС РФ разрабатывается долгосрочный сценарий экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим варианты такого сценария.

Правительством Российской Федерации определены четыре варианта долгосрочного сценария экономического развития России2'3'4'5:

• базовый — инерционный вариант (вариант 0);

• консервативный вариант (вариант 1);

• инновационный вариант (вариант 2);

• форсированный вариант (вариант 3).

Характеристика указанных вариантов приведена в таблице 1.

Базовый (правительственный) инерционный вариант, является наиболее вероятным сценарием развития России в ближайшей перспективе до 2025 года. Инерционность в экономическом развитии России способствует ее технологическому отставанию от ведущих зарубежных стран в ряде важнейших отраслей промышленности. Такое отставание не может компенсироваться ни макроэкономической стабильностью, ни снижением инфляции, ни темпами роста ВВП.

Следует отметить, что особенностями техники РЭБ являются их высокая наукоемкость и техническая сложность. Это обусловлено необходимостью обеспечения требуемой частотной широкополосности техники РЭБ, малого времени реакции, высокой пропускной способности, энергопотенциала и реализации ряда других специфических требований. Более того, техника РЭБ выпускается малыми сериями, что способствует увеличению ее себестоимости. С учетом этого, а также незначительной доли ассигнований, выделяемых на

Эффективность сил и средств войск РЭБ определяется возможностями и эффективностью системы вооружения РЭБ, представляющей собой взаимосвязанную по боевому предназначению и функциям совокупность образцов техники РЭБ, которыми оснащаются соединения, части и подразделения РЭБ и органы управления ими, а также специализированных комплексов и средств РЭБ, предназначенных для индивидуальной и объектовой защиты ВВСТ, объектов инфраструктуры ВС РФ и страны от средств разведки и управляемого оружия.

Таблица 1

Характеристики вариантов долгосрочного сценария экономического развития Российской Федерации

Характеристики варианта Варианты долгосрочного сценария экономического развития Российской Федерации

Инерционный (вариант 0) Консервативный (вариант 1) Инновационный (вариант 2) Форсированный (вариант 3)

Структура экономики Доминирование сырьевого сектора Доминирование сырьевого сектора Диверсификация экономики и экспорта Д иверсификация экономики и экспорта

Поддержание работы энергоемких производств Развитие энергоемких производств

Сохранение внешнеэкономического равновесия Рост импорта товаров Рост доли высокотехнологичных производств и экономики знаний Рост доли высокотехнологичных производств и экономики знаний

Бюджет Бюджетное правило Бюджетное правило Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета

Финансирование экономического роста Сохранение ситуации с оттоком капитала, нулевой приток капитала до 0,1 % Приток капитала на уровне 0,1—0,3 % ВВП Приток капитала на уровне 1—2,53 % ВВП Приток капитала на уровне 3—6,5 % ВВП

Задолженность населения к 2030 году 50% ВВП Задолженность населения к 2030 году 50% ВВП Задолженность населения к 2030 году 54% ВВП Задолженность населения к 2030 году 62% ВВП

Задолженность предприятий к 2030 году 60% ВВП Задолженность предприятий к 2030 году 72% ВВП Задолженность предприятий к 2030 году 73% ВВП Задолженность предприятий к 2030 году 94% ВВП

Удержание счета текущих операций в сбалансированном режиме Счет текущих операций сбалансирован Счет текущих операций сбалансирован Дефицит счета текущих операций 3—6 % ВВП

Место в мировой экономике Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции

кГ м «

180 gas

НОИ

s В В о П д Ми©

М И г

и и д

ООО

2 @ н

вам

развитие системы вооружения РЭБ в рамках ГПВ, эффективное ее развитие требует предельной концентрации сил и максимального конструктивного сотрудничества всей кооперации предприятий — исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также заказывающих и довольствующих органов военного управления6'7.

Анализ опыта реализации предшествующих ГПВ и ГОЗ показывает, что основными негативными факторами, сдерживающими развитие системы вооружения РЭБ ВС РФ, являются:

• отсутствие отечественной современной электронной компонентной базы, нерешенность проблемы им-портозамещения;

• технологическая отсталость части отечественных предприятий, осуществляющих разработку и серийное производство техники РЭБ;

• затягивание сроков разработки ряда образцов техники РЭБ;

• нестабильность социально-экономических условий создания техники РЭБ.

Важное место в развитии системы вооружения РЭБ ВС РФ занимает научный потенциал. Сокращение численности научных работников, снижение масштаба финансирования науки, об-

щий негативный прогноз развития демографического потенциала не могут не отразиться на численности высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых тематикой РЭБ, что создаст предпосылки к снижению способности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) обеспечить реализацию требований к перспективным образцам техники РЭБ в рамках инновационной и прорывной стратегии развития системы вооружения РЭБ ВС РФ.

Согласно проведенным оценкам, успех экономики зависит от численности инженеров и исследователей, т. е. существует явная зависимость между ростом ВВП и численностью специалистов, занятых в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которая отражает отчасти качество национального человеческого капитала в целом. На рисунке 1 представлен вариант прогноза изменения ВВП при реализации сценариев социально-экономического развития, по критерию численности занятых в НИОКР. При этом необходимо отметить, что доля расходов США на НИОКР от ВВП составляет 3 %, а России — 1 %. С учетом того, что ВВП США в 10 раз больше российского, то США тратят на НИОКР в 30 раз больше, чем Российская Федерация.

Рис. 1. Прогноз динамики численности специалистов, занятых в НИОКР, и объемов ВВП в России (вариант)

Доля ВВП, выделяемая на военные расходы в интересах обеспечения безопасности и обороны Российской Федерации, зависит от прогнозируемых сценариев военно-политической обстановки вокруг России.

Развитие военно-политической обстановки в мире в ближайшей перспективе будет происходить под воздействием процессов формирования новой системы международных отношений, связанных со становлением новых «центров силы» и ужесточением конкуренции между ними за ресурсы. При этом расширится практика применения военной силы для обеспечения национальных и коалиционных ин-

тересов в обход общепринятых норм международного права8'9.

В условиях дальнейшей «эко-номизации» внешнеполитических приоритетов государств, когда происходит ужесточение глобальной конкуренции за стратегические ресурсы, их экономические интересы будут все более превалировать над политическими и военными. В результате существенно расширяется спектр условий, при которых может быть применена военная сила.

В таблице 2 приведена доля ВВП, выделяемая на военные расходы, при различных сценариях военно-политической обстановки.

Таблица 2

Доля ВВП, выделяемая на военные расходы, при различных сценариях военно-политической обстановки в период до 2050 года

Характеристика сценария военно-политической обстановки Характеристика вариантов сценария Степень внешней угрозы (от 1 до 10 баллов) Доля ВВП, выделяемая на военные расходы

Сценарий № 1 (Мобилизационный): предполагает, что развитие России крайне затруднено в условиях военно-силового давления и противоборства с западной локальной человеческой цивилизацией (ЛЧЦ) Вариант № 1: Конфликт с использованием «облачного противника» Наиболее вероятна (8 баллов) 8—10 %

Вариант № 2: Участие США и НАТО в прямых военных действиях против России Вероятна (7 баллов) От 10—15 % до 30 %

Вариант № 3: Глобальная война на различных ТВД Наименее вероятна (5 баллов) До 40 %

Сценарий № 2 (Инерционный): предполагает, что развитие России сдерживается расходами на безопасность Вариант № 1: Сохранение существующего военно-силового противоборства Вероятна в отдельные периоды (3 балла) До 5 %

Вариант № 2: Усиление силового противоборства Вероятна (6—7 баллов) До 7 %

Сценарий № 3 (Оптимистический): новые центры силы переносят противоборство в иную плоскость Вариант № 1: Война с западной коалицией и с КНДР Маловероятна (3 балла) До 5 % («вооруженный нейтралитет»)

Вариант № 2: Война с исламской ЛЧЦ Вероятна (3 балла) До 5 % (участие в коалиции)

Вариант № 3: Война с западной ЛЧЦ и другими центрами силы Очень маловероятна (2—3 балла) До 3 %

Современная военно-политическая обстановка формируется таким образом, что, как и прежде, потребует от России мобилизации всех ресурсов с целью получения синер-гетического эффекта потому, что механическое противостояние при соотношении сил с Западом измеряется соотношением от 1:1 до 1:5 — в демографической области, от 1:1 до 1:25 в технологической области. Поэтому мобилизационный сценарий должен принципиально отличаться от других сценариев, которые формируются на социально-экономических аспектах развития нации, общества и государства. Основой реализации мобилизационного сценария является изменение целевых установок на

уровне государства. Однако мобилизационные сценарии выбираются властью, как правило, в условиях ведения войны или неизбежного вступления в войну.

Как отмечено выше, важнейшими внутрисистемными военно-экономическими факторами, определяющими военно-экономические условия развития системы вооружения РЭБ ВС РФ, являются доля бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие техники РЭБ в рамках ГПВ, и их распределение по стадиям жизненного цикла техники РЭБ и видам работ.

На рисунке 2 показана динамика финансирования работ по развитию системы вооружения РЭБ ВС РФ в рамках ГОЗ в период 2015—2018 годов.

Рис. 2. Динамика финансирования работ по развитию системы вооружения РЭБ ВС РФ в рамках ГОЗ в период 2015—2018 годов

Проведенный анализ показывает, что существенных изменений в динамике загрузки и объемах финансирования научно-технической базы, занятой созданием техники РЭБ, в 2015—2018 годах не было. Однако в 2017 году загрузка научно-технической базы НИОКР снизилась более чем в 2 раза (на 799,2 млн руб.),

а в 2018 году — приблизилась к уровню 2016 года.

Прогноз финансирования мероприятий развития системы вооружения войск РЭБ ВС РФ на долгосрочную перспективу (до 2050 года) при инерционном (консервативном) сценарии экономического развития Российской Федерации приведен на рисунке 3.

Рис. 3. Прогнозируемая динамика финансирования работ по развитию системы вооружения РЭБ ВС РФ в период до 2050 года, млрд руб.

Таким образом, с учетом оптимистических и пессимистических вариантов сценария экономического развития Российской Федерации, развитие системы вооружения войск РЭБ ВС РФ может осуществляться в следующих военно-экономических условиях:

вариант № 1 — экономическая стабильность, отсутствие кризисных явлений в РФ и за рубежом, стабильный рост ВВП, высокие мировые цены на энергоносители, финансирование программ и планов развития системы вооружения РЭБ ВС РФ в объемах, позволяющих реализовать вариант ее динамичного долгосрочного развития на период до 2050 года;

вариант № 2 — относительная экономическая стабильность, приемлемые мировые цены на энергоносители, удовлетворительное финансирование программ и планов развития системы вооружения РЭБ ВС РФ, обеспечивающих потребный вариант ее развития в программном периоде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вариант № 3 — относительная экономическая стабильность, возможность финансирования основных комплексов работ потребного варианта развития системы вооружения РЭБ ВС РФ;

вариант № 4 — кризисные явления в экономике РФ, неопределенности объемов финансирования, финансирование программ и планов развития системы вооружения РЭБ ВС РФ в объемах, позволяющих ре-

ализовать минимально допустимый вариант ее развития;

вариант № 5 — мировые кризисные явления, в значительной мере затрагивающие экономику РФ, неопределенность и недостаточность выделяемых ассигнований, возможность финансирования только приоритетных работ и поддержания критических технологий в области РЭБ.

В целях оперативного реагирования на изменение военно-экономических условий варианты программ и планов развития системы вооружения РЭБ ВС РФ формируют под различные варианты финансирования. Как правило, определяются два экстремальных и ряд промежуточных вариантов финансирования.

Верхней границей диапазона вариантов финансирования развития системы вооружения РЭБ ВС РФ является максимально возможный вариант. Он формируется путем наложения наилучшего варианта макроэкономического прогноза развития государства (объем ВВП и доля ВВП, выделяемая на военные расходы) на наилучший вариант финансирования развития ВВСТ (доля ассигнований, выделяемых на ВВСТ в целом и технику РЭБ в частности). Нижней границей диапазона вариантов финансирования развития системы вооружения РЭБ ВС РФ является критический вариант. Его формирование осуществляется путем наложения наихудше-

го варианта макроэкономического прогноза развития государства на наихудший вариант финансирования развития ВВСТ. При таком варианте значительно снижается эффективность системы вооружения РЭБ ВС РФ и сохраняется только минимальное ядро научно-производственной базы. Промежуточные варианты финансирования формируются из комбинаций вариантов макроэкономического прогноза и прогноза финансирования развития ВВСТ.

Таким образом, развитие системы вооружения РЭБ ВС РФ является основой обеспечения национальной

безопасности в информационном пространстве, а также эффективной реализации боевого потенциала всех видов ВС РФ и родов войск. При этом прогноз военно-экономических условий развития системы вооружения РЭБ ВС РФ показывает, что в долгосрочной перспективе макроэкономические и другие параметры не дают оснований для сокращения финансирования ее развития как наукоемкой и экономически целесообразной составляющей военного потенциала России, позволяющей адекватно парировать превосходство информационно-управляющих систем противника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Луценко А.Д., Орлов В.А., БывшихД.М. Основы военно-экономического обоснования стратегии развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации: монография. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018.

2 Подберезкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. Московский государственный институт международных отношений (ун-т) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Центр военно-политических исследований. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. 1956 с.

3 Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 и период до 2020 года. URL: https//garant.m/products/ipo/ prime/doc/70963160/ (дата обращения: 20.07.2020).

4 Прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации и расходов бюджетных ассигнований в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 2016—2025 годы. URL:

https://www.economy.gov.ru/material/ directions/makroec/prognozy_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya/ (дата обращения: 20.07.2020).

5 Прогноз развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

6 Шойгу С.К. Техническое оснащение Вооруженных Сил РФ — первоочередная задача оборонно-промышленного комплекса страны. URL: https//federalbook/ files/OPK/Soderjanie/OPK-II/III/Shoygu. pdf (дата обращения: 20.07.2020).

7 О государственном оборонном заказе / Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 275 // Доступ с информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ URL: https://base.garant.ru/70291366/ (дата обращения: 20.11.2020).

8 Доклад Междунарондного валютного фонда 15 июня 2017 года. Российская Федерация. Доклад персонала для консультаций 2017 года в соответствии со статьей IV URL: htt://www.inf.org.cr17197r. ashx DokIad_MVF_po_Rossii (дата обращения: 20.06.2020).

9 Батанов А.С., Подберезкин А.И., Зоркальцев В.И. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов развития России. М.: Русская консалтинговая группа, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.