ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342.41 EDN: SGNKRQ
doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-9
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА
Дарья Вадимовна Рузаева
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Мировая экономика в настоящее время проходит через процесс становления нового типа промышленного производства, отличающегося большей степенью автоматизации и цифровизации, затрагивающего своими последствиями общественную жизнь, а также механизм государственной деятельности. Со стороны государства в лице органов законодательного блока в данной ситуации требуется своевременная правовая реакция, чтобы сохранить темпы равномерного развития и не допустить правовые пробелы относительно отдельных общественных отношений. При этом следует учитывать, как происходящие глобальные процессы могут сказаться на интересах граждан страны, поскольку основная задача государства - именно защита прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим исследование процесса реализации и исполнения конституционных обязанностей государства, как наиболее основополагающих, приобретает высокую степень актуальности. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели изучены научные материалы, посвященные «промышленной революции XXI века», с использованием междисциплинарного метода были проанализированы политико-экономические тенденции, а также проводимая в настоящее время административная реформа 2020-х гг. Методологическую основу исследования также составили такие методы, как материалистический, историко-правовой, системно-правовой, сравнительно-правовой и др. Результаты. Были обоснованы причины исследования современного процесса реализации конституционных обязанностей государства, а также выделены направления, на которые следует обратить особое внимание, была предложена формулировка для определения «модель исполнения конституционных обязанностей государства», рассмотрены две его разновидности. Выводы. Проведенное исследование показало необходимость более глубокого изучения деятельности государства в настоящее время с учетом быстрых темпов мирового развития. Для обеспечения общественного порядка и безопасности, защиты интересов своих граждан от законодателя требуется своевременная правовая реакция для урегулирования новых общественных отношений. Несмотря на то, что тенденция совместной деятельности частно-государственных субъектов в сфере реализации государственных полномочий и обязательств является общемировой практикой, для России данный инструмент исторически является новым, поэтому за ним нужно тщательно наблюдать.
Ключевые слова: цифровизация, государство, обязанности государства, конституционные обязанности государства, исполнительная власть, модель исполнения конституционных обязанностей государства
Для цитирования: Рузаева Д. В. Современные условия реализации конституционных обязанностей государства // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 3. С. 85-92. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-9 EDN: SGNKRQ
© Рузаева Д. В., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(3). http://esj.pnzgu.ru
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
MODERN CONDITIONS FOR IMPLEMENTING THE CONSTITUTIONAL DUTIES OF THE STATE
Daria V. Ruzaeva
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. The world economy is currently going through the process of establishing a new type of industrial production, characterized by a greater degree of automation and digitalization, affecting the public life, as well as the mechanism of government activity. In this context, the state represented by the legislative bodies should give a timely legal response in order to maintain the pace of equitable development and to prevent legal gaps regarding specific social relations. At that, the state should consider how ongoing global processes can affect the interests of the citizens, since the key task of the state is to protect human and civil rights and freedoms. In this connection, the study of implementing and fulfilling the constitutional duties of the state, as the most fundamental ones, becomes highly relevant. Materials and methods. To achieve this goal, scientific materials devoted to the "industrial revolution of the 21st century" are studied; political and economic trends and currently ongoing administrative reform of the 2020s are analyzed through using the interdisciplinary methods. The methodological basis of the study also includes such methods as materialistic, historical legal, systemic legal, comparative legal, etc. Results. As part of the study, the reasons for examining the modern process of implementing the constitutional duties of the state are substantiated, and areas to which special attention should be paid are highlighted. A definition of "model for fulfilling the constitutional responsibilities of the state" is formulated and two of its varieties are identified and considered. Conclusions. The article shows the need for a more in-depth study into the current activity of the state with regard to the rapid pace of global development. To ensure public order and security, to protect the interests of its citizens, law-making is required to provide a timely legal response to regulate new social relations. Despite the fact that the trend for joint activity of public-private entities in implementing state powers and duties is a global practice, in the Russian Federation this instrument is historically new, so it should be closely monitored.
Keywords: digitalization, state, duties of the state, constitutional duties of the state, executive power, model for fulfilling the constitutional duties of the state
For citation: Ruzaeva D.V. Modern conditions for implementing the constitutional duties of the state.
Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal ""Science. Society. State". 2024;12(3):85-92. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-9
В настоящее время наблюдается активный трансформационный процесс мировой экономики, который с уверенностью можно назвать «промышленной революцией XXI века», своими нововведениями затрагивающей общественную жизнь, а также структуры государственного управления. А. А. Кобяков указывает1 на возникновение абсолютно нового типа промышленного производства, построенного на использовании цифровых технологий, технологий big data, персональной аналитики, автоматизации всех этапов создания продукта от нулевого этапа до момента получения готового товара, на распространении технологии
© Ruzaeva D.V., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
1Вызовы XXI века: как меняет мир четвертая промышленная революция // Фонд «Петербургский международный экономический форум»: сайт. URL: https://forumspb.com/news/news/vyzovy-xxi-veka-kak-menyaet-mir-chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya/ (дата обращения: 25.04.2024).
дополненной реальности, искусственного интеллекта, интернета вещей, снижении роли посредников в экономике, возникновении конкуренции с цифровыми платформами и т.д.
При этом процесс трансформации экономики, последующую за ним адаптацию государственного аппарата нельзя однозначно оценивать положительно или отрицательно, поскольку все изменения закономерны и неизбежны, происходят вне поля нашего желания и становятся новым этапом развития мирового сообщества с учетом достижений научно-технического прогресса. Дополнительно хотелось бы отметить, что распространение технологии искусственного интеллекта привело к началу многочисленных научных дискуссий о возможности его применения не только на бытовом уровне, но и в сфере деятельности государства, в качестве альтернативы или замены государственных служащих на отдельных направлениях. С одной стороны, искусственный интеллект лишь имитирует деятельность человека, опираясь на шаблонные операции, с другой стороны, он значительно превосходит его, если вести речь об обработке, хранении и систематизации данных [1].
Правовая традиция определяет Конституцию как инструмент нормативно-правового закрепления и установления политико-правовой формы государства на определенном временном этапе, правовое положение человека внутри него. В ее тексте также содержится определение отдельных направлений деятельности государства и основные границы. Технико-промышленная трансформация, цифровизация создают необходимость проведения ответной правовой трансформации уже со стороны законодателя, поскольку механизм государственных органов должен развиваться в том же темпе, что и остальные сферы общества, с целью своевременного урегулирования новых общественных отношений, а также обеспечения состояния порядка и безопасности. Именно поэтому современная правовая наука активно использует междисциплинарный подход [2], опираясь в своих исследованиях в том числе на политико-экономические тенденции, поскольку появляется возможность изменить способы ресурсного обеспечения принимаемого правового акта с целью достижения ожидаемого результата. Системному анализу подвергаются факторы, влияющие на формирование уклада жизни в обществе, становление правовой культуры и правосознания, на изменение в статусе частных субъектов и их взаимоотношения с органами публичной власти, модификацию политических и экономических ситуаций, стиля управления и т.д. Правовая сфера, по мнению А. И. Абрамовой, в настоящее время выступает в роли стабилизатора, объединяющего различные сферы общественной жизни [3].
С учетом происходящих изменений изучение механизма реализации государством своих обязанностей перед гражданами не теряет своей актуальности. Меняется природа институтов публичной власти, меняется сама сущность государства, каждое государство осуществляет поиск новых моделей управления [4], обеспечивающих максимально результативное управление при затрате достаточного количества ресурсов. Поэтому перед гражданами и государством возникает задача наблюдения и оценки деятельности государственных органов и должностных лиц, отслеживания их приверженности первоначальным целям и задачам, установленным в тексте Конституции.
Современная наука конституционного права развивается с учетом новых переменных. По мнению Б. А. Страшуна, данная тенденция приводит к расширению границ современного конституционного регулирования, включая в него институты гражданского общества, принципы внутренней и внешней политики государства, не ограничиваясь только перечнем прав и свобод граждан, а также базисными положениями о деятельности органов государственной власти [5]. Несмотря на то, что внесение изменений в текст Конституции - процесс усложненный, конституционное развитие в России идет активными темпами. Так, одним из значимых событий стало внесение в 2020 г. поправок, определивших новые векторы государственного развития.
Для полноценного исследования правового статуса человека необходим в настоящее время встречный анализ деятельности государства, поскольку с правовой точки зрения качество жизни человека сильно зависит от нее. Особенность правового государства в том, что только оно обозначает для себя рамки должного поведения [6]. У граждан есть лишь
небольшой список способов законным образом донести свою позицию до органов государственной власти и государственных должностных лиц в случае причинения вреда их законным правам и интересам либо же с целью дачи обратной связи по текущим правовым процедурам. Поэтому отдельное внимание с учетом быстрого общественного развития должно уделяться именно юридической теории о конституционных обязанностях государства и механизмах их реализации, чтобы в случае несоответствия его деятельности конституционным целям, недостаточного выполнения им своих обязательств перед гражданами существовали совершенные механизмы восстановления, компенсации и возвращения изначального направления работы либо его изменения, в том числе с активным использованием органов судебной власти и органов, задействованных в исполнении судебных решений.
При этом особенности восприятия предмета конституционного права разными правовыми системами позволяют назвать данный подход характерным преимущественно для российской правовой системы, в которой больший акцент, по мнению С. А. Белова1, делается на правовых принципах положения личности и его обеспечения публичной властью, чем на устройстве государства. И. Ю. Богдановская отмечает, что в странах англо-американской правовой системы государству как субъекту правовых отношений уделяется меньше внимания, а благодаря прецедентному праву отсутствует необходимость обновления или принятия новой конституции, поскольку изменяются ее толкование и практика применения отдельных норм [7]. А. Н. Диценко, исследуя юридические обязанности государства в целом, делает вывод о том, что данный термин требует большего исследования [8]. При этом обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина выступает не результатом провозглашения его правовым, а именно необходимым условием для достижения цели становления его таковым.
Под обязанностями государства традиционно понимаются его социальные обязательства перед своими гражданами. И. И. Ларинбаева указывает, что триада, установленная в ст. 2 Конституции 1993 г., олицетворяет собой основные функции государства и только государство несет ответственность за их соблюдение [9]. Законодательно установленные обязанности государства трансформируются в его функции, условно их можно соотнести с деятельностью отдельных ветвей государственной власти. Признание прав человека есть деятельность законодательной ветви власти, осуществляемая в порядке принятия законов и иных нормативных актов, а также в форме легитимации уже существующих стандартов и иных международных норм. Соблюдение прав человека соотносится с деятельностью исполнительной ветви власти любого уровня, направленной на строгое и неукоснительное выполнение требований правовых норм. И, наконец, защита прав человека реализуется в рамках судебной ветви власти. Консолидируя научную теорию, можно сделать вывод о том, что конституционные обязанности государства представляют собой «меру должного поведения государства, устанавливаемую нормами Конституции и федерального законодательства, осуществляемую через деятельность, выраженную в активных действиях или позитивном бездействии государственных органов власти и государственных должностных лиц, направленную на соблюдение и защиту прав и свобод человека, создание условий для их реализации» [10].
По сравнению с предыдущими историческими этапами в настоящее время государство воспринимается в частных правовых отношениях как субъект, равный остальным участникам. Существенно расширился диапазон его функций и одновременно ответственности, прежде всего социальной. Н. А. Косолапов отмечает, что нагрузка на институт государства возросла не только во внутренней сфере, но и во внешней, при этом «эпоха господства» [11] государства в международной сфере давно позади, поскольку влияние набирают негосударственные структуры в лице международных организаций и транснациональных корпораций. О возросшем влиянии международного коммерческого сектора свидетельствуют следующие
1 Курс лекций по конституционному праву, прочитанных Беловым С. А. // Архив открытого доступа Санкт-Петербургского государственного университета : сайт. URL: http://hdl.handle.net/11701/18010 (дата обращения: 25.04.2024).
факторы: транснациональные корпорации определяют динамику мирового рынка, способны за счет инвестиционных вложений влиять на деятельность стран с низкими темпами развития экономики, влияют на темпы развития международной миграции и, наконец, сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства, тем самым способствуя промышленной революции [12]. Об их возросшем влиянии также свидетельствует распространение применения лоббизма как инструмента возможного влияния транснациональных корпораций на политику государства для создания наиболее выгодных для себя экономических условий [13].
Необходимы выстраивание крепких и доверительных отношений между государством и его гражданами, а также постоянный контроль за эффективностью деятельности субъектов реализации конституционных обязанностей государства [14], что представляет собой весьма сложную задачу, поскольку государственный механизм сам по себе одна из самых обширных управленческих систем. С другой стороны, за счет цифровой трансформации происходит усиление взаимодействия и взаимопонимания между государством и обществом [15].
Для изучения механизмов реализации государственного управления требуется не только само понятие обязанностей государства, но и процесс их осуществления. Поэтому необходимо в науку конституционного права ввести понятие «модель исполнения конституционных обязанностей государства», которая могла бы вместить в себя схематичное отображение деятельности государства в данном направлении. В. С. Плетников, изучая применение термина «модель» в юриспруденции [16], отмечает, что данное понятие направлено на создание достаточного интеллектуально-волевого описания моделируемого объекта, процесса или явления государственно-правовой жизни, сформировавшегося под влиянием совокупности объективных и субъективных факторов общественного развития. Таким образом, понятие «модель исполнения конституционных обязанностей государства» включает в себя интеллектуальную схему, отображающую внутригосударственные процессы, направленные на реализацию конституционных положений в сфере выполнения обязательств государства перед его гражданами. Также необходимо отметить, что данная формулировка не является окончательной и при необходимости будет корректироваться.
При этом модель исполнения конституционных обязанностей государства должна включать в себя следующие аспекты:
1) характеристики и правовое положение Конституции как источника закрепления политико-правовой формы государства на определенном историческом этапе;
2) подход к положению государства и его граждан, перечень конституционных обязанностей государства;
3) перечень субъектов, участвующих в реализации конституционных обязанностей государства;
4) инструменты, с помощью которых на данные субъекты переходит исполнение государственных обязательств.
Также, изучая современный статус государства и его исторический образ, можно выделить как минимум две разновидности модели исполнения конституционных обязанностей государства:
1) самостоятельную;
2) гибридную или частно-государственную. В данном случае гибридная модель характерна для новой формы государства, складывающейся под воздействием описываемых ранее трансформационных процессов. Поскольку государство как правовой субъект характеризуется неперсонифицированностью, в результате чего его полномочия реализуют государственные органы и должностные лица, олицетворяя перед гражданами само государство.
Выделение двух разновидностей модели исполнения конституционных обязанностей государства обусловлено, прежде всего, тенденцией государственного управления к вовлечению в свою деятельность все большего числа сторонних субъектов с помощью управленческих решений, а также механизмов делегирования своих полномочий (государственные корпорации и организации, органы местного самоуправления, частные организации, экспертные организации [17] и т.д.), что приводит к расширению негосударственной части
государственного аппарата. Субъекты делегирования осуществляют управленческие функции в публичных интересах «в соответствии с предписаниями законодательства, политическим курсом правительства и под контролем государственных органов» [18].
В отличие от самостоятельной модели исполнения конституционных обязанностей, действовавшей на раннем историческом этапе и предполагавшей деятельность исключительно государственных субъектов, концентрацию власти преимущественно за блоком органов исполнительной власти [19], гибридная модель предполагает активное использование института делегирования исполнения государственных обязательств частным субъектам. Наименование «гибридная» олицетворяет комбинированный характер субъектов реализации по признаку их отношения к государству, а также с учетом процессов цифровизации новой формы государства, сочетающей привычные системы обработки документов и информации с электронными системами, что также является характерным на данном этапе [20].
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что государственный механизм на данном этапе находится в стадии постоянного развития, двигаясь вслед за промышленной трансформацией. Учитывая постоянное усложнение общественных отношений, особое внимание следует уделять именно реализации конституционных обязанностей государства, поскольку в макроэкономических масштабах государственной деятельности интересы граждан могут быть смещены на второй план. С другой стороны, проводимая государством трансформация, может послужить «сближающим» с гражданами фактором, что упростит порядок получения социальных услуг населением, а также снизит напряженность. Самое главное - проведение грамотного разграничения компетенций между субъектами, а также организация финансовых потоков внутри государства.
Дополнительно был предложен термин «модель исполнения конституционных обязанностей государства» в целях исследования активной деятельности государства по данному направлению, поскольку понятие «конституционные обязанности государства» в настоящее время сформировало теоретический базис.
Список литературы
1. Маслов В. И., Лукьянов И. В. Четвертая промышленная революция: истоки и последствия // Вестник Московского университета. Серия 27, Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 38-48. EDN: YTOBWT
2. Затонский В. А. Междисциплинарный подход - методологическая основа определения эффективности права и правоприменения // Государственно -правовые исследования. 2020. № 3. С. 392-397. EDN: VPYYKL
3. Абрамова А. И. Междисциплинарный подход к изучению вопросов правоприменительной практики // Журнал российского права. 2015. № 10 (226). С. 30-39. doi: 10.12737/13260 EDN: UWPKEN
4. Романовская О. В. Конституционные принципы делегирования властных полномочий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1 (45). С. 5-14. doi: 10.21685/2072-3016-2018-1-1 EDN: LZRDHV
5. Страшун Б. А. Тенденции развития современных конституций // Lex Russica (Русский закон). 2017. № 1 (122). С. 164-171. doi: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.164-171 EDN: YJGGMH
6. Диценко А. Н. Сущность юридической обязанности государства и ее взаимосвязь с функциями государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 4 (48). С. 5-12. EDN: NBLSLZ
7. Богдановская И. Ю. Классификация конституций стран «Общего права» // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1. С. 80-90. EDN: PVACGZ
8. Диценко А. Н. Юридические обязанности государства как социально-юридический феномен // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 2 (24). С. 108-111. EDN: NXBQFL
9. Ларинбаева И. И. Юридические обязанности правового государства // Международный академический вестник. 2015. № 3 (9). С. 65-67. EDN: UAWKRP
10. Рузаева Д. В. Понятие конституционных обязанностей государства и субъекты их реализации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 3. С. 91-99. doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-3-9 EDN: QADMFC
11. Косолапов Н. А. Государство как корпорация и корпорация как государство: продукт глобализации или новая феноменология? // Сравнительная политика. 2011. Т. 2, № 2 (4). С. 19-38. EDN: QILDKV
12. Косевич А. В., Кожина В. О. Воздействие транснациональных корпораций на принимающие страны и их роль в мировой экономике // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 4 (21). С. 81-84. EDN: VNUFVT
13. Бекмурадов К. А. Лоббизм как основной фактор воздействия на процесс развития парламентских согласительных процедур // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8 (105). С. 75-85. doi: 10.17803/1994-1471.2019.105.8.075-085 EDN: EQNPQL
14. Тишков В. А. Что такое современное государство? // Современное государство: политико-правовые и экономические исследования : сб. ст. М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. С. 8-13. EDN: MSXCQX
15. Пархомчук А. А. Сервисное государство как функциональная модель современного государства // Крымский академический вестник. 2021. № 20. С. 195-203. EDN: KPIIQP
16. Плетников В. С. Понятие и виды моделей в современной отечественной юриспруденции: теоретико-правовое исследование // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16, № 2. С. 121-135. EDN: WEBHQT
17. Иванова О. С., Плаксин С. М. Практика использования экспертиз и исследований в процессе исполнения государственных функций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 1. С. 5-32. EDN: JYADJJ
18. Зеленцов А. Б., Ястребов О. А. Концепция публичной администрации в современном административном праве (сравнительно-правовое исследование) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10, № 4. С. 626-654. doi: 10.21638/spbu14.2019.402 EDN: XFYDAT
19. Соловьев С. А., Воронина Е. В. «Сервисное государство» в контексте повышения эффективности государственного управления // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование : сб. науч. тр. по итогам II Нац. науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Федосеева (г. Санкт-Петербург, 7 ноября 2019 г.). СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 173-178. EDN: ZCENFS
20. Кравцова Е. А. Возникновение и развитие органов государственной власти в дореволюционной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. 2015. № 2 (26). С. 46-51. EDN: ULXLLN
References
1. Maslov V.I., Lukyanov I.V. The Fourth Industrial Revolution: Origins and consequences. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 27, Globalistika i geopolitika = Bulletin of Moscow University. Series 27, Globalistics and Geopolitics. 2017;(2):38-48.
2. Zatonskiy V.A. Interdisciplinary approach - a methodological basis for determining the effectiveness of law and law enforcement. Gosudarstvenno-pravovye issledovaniya = State and Legal Studies. 2020;(3):392-397.
3. Abramova A.I. Interdisciplinary approach to the study of law enforcement practice. Zhurnal ros-siyskogoprava = Journal of Russian Law. 2015;(10):30-39. doi: 10.12737/13260 EDN: UWPKEN
4. Romanovskaya O.V. Constitutional principles of delegation of powers. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = Proceedings of Higher Education Institutions. Volga Region. Social Sciences. 2018;(1):5-14. doi: 10.21685/2072-3016-2018-1-1
5. Strashun B.A. Trends in the development of modern constitutions. Lex Russica (Russkiy zakon) = Lex Russica (Russian Law). 2017;(1):164-171. doi: 10.17803/1729-5920.2017.122.1.164-171
6. Ditsenko A.N. Essence of the legal duty of the state and its interrelation with the functions of the state. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2010;(4):5-12.
7. Bogdanovskaya I.Yu. Classification of constitutions of the "common law" countries. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics. 2012;(1):80-90.
8. Ditsenko A.N. Legal obligations of the state as a socio-legal phenomenon. Vestnik Kaliningrad-skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of Kaliningrad Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2011;(2): 108-111.
9. Larinbaeva I.I. Legal duties of the rule-of-law state. Mezhdunarodnyy akademicheskiy vestnik = International Academic Bulletin. 2015;(3):65-67.
10. Ruzaeva D.V. Concept of constitutional duties of the state and subjects of their implementation.
Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(3):91-99. doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-3-9
11. Kosolapov N.A. State as a corporation and corporation as a state: A product of globalization or a new phenomenology? Sravnitelnayapolitika = Comparative Politics. 2011;2(2): 19-38.
12. Kosevich A.V., Kozhina V.O. Impact of transnational corporations on host countries and their role in the global economy. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava = Bulletin of International Institute of Economics and Law. 2015;(4):81-84.
13. Bekmuradov K.A. Lobbying as the main factor influencing the development of parliamentary conciliation procedures. Aktualnye problemy rossiyskogo prava = Topical Issues of Russian Law. 2019;(8):75-85. doi: 10.17803/1994-1471.2019.105.8.075-085
14. Tishkov V.A. What is a modern state? Sovremennoe gosudarstvo: politiko-pravovye i ekonomich-eskie issledovaniya: sb. st. = Modern State: Political, Legal and Economic Studies: Collection of Articles. Moscow: Institut nauchnoy informatsii po obshchestvennym naukam RAN, 2010:8-13.
15. Parkhomchuk A.A. Service state as a functional model of a modern state. Krymskiy akad-emicheskiy vestnik = Crimean Academic Bulletin. 2021;(20): 195-203.
16. Pletnikov V.S. Concept and types of models in modern Russian law: Theoretical and legal research. Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Uralskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk = Scientific Yearbook ofInstitute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2016;16(2): 121-135.
17. Ivanova O.S., Plaksin S.M. Practice of using expertise and research in the process of executing state functions. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya = Issues of Public and Municipal Administration. 2009;(1):5-32.
18. Zelentsov A.B., Yastrebov O.A. Concept of public administration in modern administrative law (comparative legal study). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Bulletin of St. Petersburg University. Law. 2019;10(4):626-654. doi: 10.21638/spbu14.2019.402
19. Soloviev S.A., Voronina E.V. "Service state" in the context of improving the efficiency of public administration. Teoriya i praktika upravleniya gosudarstvennymi funktsiyami i uslugami. Tarifnoe reguliro-vanie: sb. nauch. tr. po itogam IINats. nauch.-prakt. konf. (g. Sankt-Peterburg, 7 noyabrya 2019 g.) = Theory and Practice of Management of Public Functions and Services. Tariff Regulation: Proceedings of the 2nd National Scientific and Practical Conference. Edited by I.V. Fedoseyev (St. Petersburg, November 7, 2019). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet, 2019:173-178.
20. Kravtsova E.A. Emergence and development of government bodies in pre-revolutionary Russia. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina = Bulletin of I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015;(2):46-51.
Информация об авторе / Information about the author
Д. В. Рузаева - аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
D. V. Ruzaeva - Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 27.04.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.06.2024 Принята к публикации / Accepted 30.07.2024
ISSN 2307-9525 (Online)