Научная статья на тему 'Значение конституции для определения границ правосубъектности государства'

Значение конституции для определения границ правосубъектности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правосубъектность государства / правосубъектность / конституционное право / конституция / государство / теория государства / теория государства и права / legal personality of state / legal personality / constitutional law / constitution / state / theory of state / theory of state and law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дарья Вадимовна Рузаева

Актуальность и цели. Современное общество представляет собой сложный механизм взаимодействующих между собой субъектов, отношения между которыми урегулированы системой различных норм. Центральное место в данной системе отведено правовым нормам. Базисным для общественного механизма звеном является связка «человек – государство», основы построения которой прописаны в конституции. Если тема правосубъектности гражданина государства является популярной темой для научных дискуссий, то вопрос правосубъектности государства получает меньше внимания, хотя он не менее важен с теоретической и практической точек зрения. Именно поэтому целью настоящего исследования является изучение понятия правосубъектности государства, определение влияния конституции на формирование пределов правосубъектности, полномочий государства. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели необходимо было изучить научные труды в сфере теории государства и права, конституционного права по теме правосубъектности государства, международные нормативно-правовые акты, современное российское законодательство. Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включая такие методы, как материалистический, историко-правовой, системноправовой, сравнительно-правовой и др. Результаты. Дано определение правосубъектности государства в рамках конституционных правоотношений, дана оценка правосубъектности государства в сравнении с правосубъектностью юридического лица. Изучено общее понятие правосубъектности, описаны ее виды на примере основных субъектов конституционных правоотношений. Обозначена роль конституции в процессе становления государства. Выводы. Проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы правосубъектности государства, доказаны ее значимость и высокий научный потенциал. При этом особое внимание следует уделить теме влияния положений конституции на правовой статус государства, поскольку конституция фактически является актом легитимации государства, выступая фундаментом, устанавливающим границы полномочий государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the Constitution for determining boundaries of legal personality of state

Background. Modern society is a complex mechanism of interacting subjects, relations between which are regulated by a system of various norms. The central place is given to legal norms in this system. The basic link for the social mechanism is a bundle of “man – stateˮ, the foundations of which are spelled out in the constitution. If the topic of the legal personality of a citizen of the state is a popular topic for scientific discussions, then the issue of the legal personality of the state receives less attention, although it is no less important from a theoretical and practical point of view. That is why the purpose of this research is to study the concept of the legal personality of the state, to determine the influence of the constitution on the formation of the limits of legal personality, the powers of state. Materials and methods. To achieve this goal, it was necessary to study scientific works in the field of theory of state and law, constitutional law on the topic of the legal personality of the state, international normative legal acts, modern Russian legislation. The methodological basis of the study was a set of general scientific and private scientific methods of studying phenomena and processes, including such methods as: materialistic, historical-legal, systemic-legal, comparative-legal and others. Results. Within the framework of the study, the definition of the legal personality of the state within the framework of constitutional legal relations was given, the assessment of the legal personality of the state in comparison with the legal personality of a legal entity was given. The general concept of legal personality is studied; its types are described by the example of main subjects of constitutional legal relations. The role of the constitution in the process of formation of the state is indicated. Conclusions. The conducted research has shown the need for further development of the problem of the legal personality of the state, its significance and high scientific potential have been proved. At the same time, special attention should be paid to the topic of the impact of the provisions of the Constitution on the legal status of the state. Since the constitution is actually an act of legitimation of the state, acting as a foundation that establishes the boundaries of the powers of the state.

Текст научной работы на тему «Значение конституции для определения границ правосубъектности государства»

УДК 342.41

ао1: 10.21685/2072-3016-2024-1-10

Значение конституции для определения границ правосубъектности государства

Д. В. Рузаева

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

rdv97@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Современное общество представляет собой сложный механизм взаимодействующих между собой субъектов, отношения между которыми урегулированы системой различных норм. Центральное место в данной системе отведено правовым нормам. Базисным для общественного механизма звеном является связка «человек - государство», основы построения которой прописаны в конституции. Если тема правосубъектности гражданина государства является популярной темой для научных дискуссий, то вопрос правосубъектности государства получает меньше внимания, хотя он не менее важен с теоретической и практической точек зрения. Именно поэтому целью настоящего исследования является изучение понятия правосубъектности государства, определение влияния конституции на формирование пределов правосубъектности, полномочий государства. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели необходимо было изучить научные труды в сфере теории государства и права, конституционного права по теме правосубъектности государства, международные нормативно-правовые акты, современное российское законодательство. Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включая такие методы, как материалистический, историко-правовой, системно-правовой, сравнительно-правовой и др. Результаты. Дано определение правосубъектности государства в рамках конституционных правоотношений, дана оценка правосубъектности государства в сравнении с правосубъектностью юридического лица. Изучено общее понятие правосубъектности, описаны ее виды на примере основных субъектов конституционных правоотношений. Обозначена роль конституции в процессе становления государства. Выводы. Проведенное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы правосубъектности государства, доказаны ее значимость и высокий научный потенциал. При этом особое внимание следует уделить теме влияния положений конституции на правовой статус государства, поскольку конституция фактически является актом легитимации государства, выступая фундаментом, устанавливающим границы полномочий государства.

Ключевые слова: правосубъектность государства, правосубъектность, конституционное право, конституция, государство, теория государства, теория государства и права

Для цитирования: Рузаева Д. В. Значение конституции для определения границ правосубъектности государства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2024. № 1. С. 111-119. doi: 10.21685/2072-3016-2024-1-10

© Рузаева Д. В., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Significance of the Constitution for determining boundaries of legal personality of state

D.V. Ruzaeva

Penza State University, Penza, Russia rdv97@mail.ru

Abstract. Background. Modern society is a complex mechanism of interacting subjects, relations between which are regulated by a system of various norms. The central place is given to legal norms in this system. The basic link for the social mechanism is a bundle of "man - state", the foundations of which are spelled out in the constitution. If the topic of the legal personality of a citizen of the state is a popular topic for scientific discussions, then the issue of the legal personality of the state receives less attention, although it is no less important from a theoretical and practical point of view. That is why the purpose of this research is to study the concept of the legal personality of the state, to determine the influence of the constitution on the formation of the limits of legal personality, the powers of state. Materials and methods. To achieve this goal, it was necessary to study scientific works in the field of theory of state and law, constitutional law on the topic of the legal personality of the state, international normative legal acts, modern Russian legislation. The methodological basis of the study was a set of general scientific and private scientific methods of studying phenomena and processes, including such methods as: materialistic, historical-legal, systemic-legal, comparative-legal and others. Results. Within the framework of the study, the definition of the legal personality of the state within the framework of constitutional legal relations was given, the assessment of the legal personality of the state in comparison with the legal personality of a legal entity was given. The general concept of legal personality is studied; its types are described by the example of main subjects of constitutional legal relations. The role of the constitution in the process of formation of the state is indicated. Conclusions. The conducted research has shown the need for further development of the problem of the legal personality of the state, its significance and high scientific potential have been proved. At the same time, special attention should be paid to the topic of the impact of the provisions of the Constitution on the legal status of the state. Since the constitution is actually an act of legitimation of the state, acting as a foundation that establishes the boundaries of the powers of the state.

Keywords: legal personality of state, legal personality, constitutional law, constitution, state, theory of state, theory of state and law

For citation: Ruzaeva D.V. Significance of the Constitution for determining boundaries of legal personality of state. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2024;(1): 111-119. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2024-1-10

Исследование понятия правосубъектности государства имеет высокий научный потенциал, его значимость выражена не только с теоретической точки зрения, но и с практической, поскольку развитие юридической теории по данной теме вносит вклад в стабильный процесс эволюции сферы законотворчества и конституционного права.

Понятие «правосубъектность» необходимо рассматривать комплексно с проблемой современных правовых отношений между личностью

и государством, характеризующихся динамичным процессом построения двухсторонней системы субъективных прав и обязанностей. Именно поэтому для разработки конституционных правоотношений большую роль играет научная проработанность понятия «правосубъектность государства».

Основной период научных исследований по теме правосубъектности государства пришелся на 1990-е и начало 2000-х гг. Когда Российская Федерация находилась на стадии формирования в качестве молодого государства, тема правового статуса и природы государства на стыке ХХ-ХХ1 вв. имела высокую актуальность и дискуссионность. Большую роль играло обстоятельство, что нужно было выстраивать механизм функционирования нового государства на базе имевшегося советского фундамента. С одной стороны, нужно было определиться с тем, что можно было оставить, от чего на переходном этапе не получалось отказаться, с другой стороны, важно было выделить элементы советского механизма государства, подлежавшие полному реформированию. Принятие Конституции в 1993 г. стало тем событием, которое окончательно закрепило основы новой системы государственной власти и новых правоотношений между государством, личностью и обществом в законодательном поле.

Но степень проработанности вопроса правосубъектности государства в совокупности к настоящему времени показывает, что данная проблема может рассматриваться как второстепенная [1], несмотря на то что включает в себя базовые понятия для всей теории государства. В отсутствие единой юридической теории по данному вопросу, господства мнения о преимуще-ственности и значимости иных направлений исследования только определенные теоретические положения по правовому статусу государства не вызывают юридических споров [2], например что источником правосубъектности государства является его законодательство или что связь субъекта права и его правосубъектности является значимым элементом механизма правовых отношений. Стоит отметить, что даже в учебниках по конституционному праву тема правосубъектности участников конституционных правоотношений встречается не так часто, как должна.

В качестве возможного объяснения этому можно привести точку зрения о том, что использование понятия «правосубъектность» является характерным для отраслей частного права. Из теории государства и права следует [3], что для каждой отрасли права характерен свой собственный специальный порядок формирования состава субъектов, определения их статуса правоспособности и дееспособности, выбора метода регулирования правовых отношений. Конституционно-правовые отношения действуют в сфере государственной власти при наличии необходимых правовых норм.

Перечень субъектов конституционных правоотношений довольно широкий. Он включает в себя граждан РФ, лиц без гражданства, народ как единое целое, само государство, субъекты РФ, государственные и муниципальные органы, должностных лиц и т.д.

В качестве объекта конституционных правоотношений выступают определенные конкретные права и соответствующие обязанности, направленные на удовлетворение потребностей их участников.

Правосубъектность - это правовая категория, указывающая на способность физического или юридического лица владеть законными правами и обязанностями и осуществлять их непосредственно или через своих представителей. Правосубъектность лица выражается и конкретизируется в его правоспособности, дееспособности и деликтоспособности [4].

Научные исследования по вопросам правосубъектности в конкретных отраслях обычно направлены на определение ее характеристик, зависящих от конкретной ситуации, регулируемой отдельной отраслью права. С. С. Алексеев указывает на тот факт, что понятие правосубъектности остается малоизученным, одним из главных вопросов остается его соотнесение с понятием правоспособности, что особенно проблематично для области гражданского права. При этом конституционное право выступает ведущей отраслью, «предопределяющей содержание других отраслей» [4].

Субъекты конституционного права по умолчанию обладают конституционной правосубъектностью. Обобщая, можно сказать, что субъектами конституционных правоотношений выступают те субъекты, на которых правовые нормы возлагают определенные конституционные обязанности и которым предоставляют конституционные права.

Особенностью конституционного-правовых отношений является то, что они характеризуются особым кругом субъектов, обладающих правоспособностью, отличающейся от правоспособности субъектов иных видов отношений. «Многим субъектам конституционно-правовых отношений не нужно предпринимать конкретных шагов, чтобы продемонстрировать свое участие и, как говорят юристы, выразить свою правовую природу» [4].

Понятие «правосубъектность» обычно выступает в качестве самостоятельной научной категории, однако единого подхода к его определению правовая наука еще не выработала, более того, вопрос существования данного понятия является предметом многочисленных споров. Например, Н. М. Ма-тузов указывает, что не следует использовать термин «правосубъектность», поскольку в законодательстве он официально не закреплен и ведет к новым излишним спорам и дискуссиям [5]. С. С. Кузнецов, Л. Н. Хасимова указывают, что понятие «правосубъектность» признано и утверждено в международных актах о правах [6], поэтому в отдельном законодательном закреплении не нуждается [7].

Правосубъектность является полной характеристикой прав, обязанностей и полномочий, предоставляемых организацией и государством для выполнения своих функций. При этом правосубъектность государственного учреждения обозначается юридической наукой, правом и фактически отдельным понятием - компетенцией [8].

Учитывая неоднородность конституционно-правовых отношений, можно выделить нескольких типов конституционной правосубъектности. Классически

в теории государства и права выделяют общую и специальную правосубъектность [9].

Общую правосубъектность традиционно определяют как способность лица быть субъектом права в целом. Специальная правосубъектности характеризует способность лица быть участником определенных правоотношений в рамках отдельной отрасли права [10]. Используя углубленный подход, в юридической литературе выделяют исключительную (абсолютную), универсальную, общую, специальную конституционную правосубъектность [1].

Характеризуя правосубъектность народа как участника конституционно-правовых отношений, используют термины исключительной или абсолютной правосубъектности. Такой же подход применяется при характеристике правосубъектности нации, чей возможный правовой статус был признан международным правом.

При характеристике правосубъектности государства стоит учитывать его особый, обусловленный правовой природой статус. Поскольку государство может двойственно участвовать в общественных отношениях, с одной стороны, как субъект, обладающий особыми властными полномочиями, отличающими его от всех остальных участников правовых отношений, с другой стороны, в сфере частноправовых отношений правосубъектность государства сравнима с правосубъектностью юридических лиц. В силу этого обстоятельства правосубъектность государства в науке чаще характеризуют термином «специальная правосубъектность», поскольку для государства характерны специфическая правоспособность и дееспособность.

Е. В. Титова использует в отношении государства термин «универсальная правосубъектность» [1], подчеркивая его двойственную природу, а термин «специальная правосубъектность» она применяет в отношении субъектов федерации, органов государственной и муниципальной власти, а также должностных лиц.

И, наконец, физические и юридические лица обладают общей правосубъектностью, действие которой в целом подробно регламентировано частноправовыми отраслями, объем ее зависит от возраста, наличия гражданства (для физических лиц), от положений, прописанных в учредительных документах (для юридических лиц).

Продолжая сравнение правосубъектности государства с правосубъектностью юридического лица, хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на внешне легкопроводимую параллель и допустимость сравнения государства и юридического лица как схожих по организации субъектов права, оно таковым не является.

Правосубъектность юридического лица начинается с момента его регистрации, основные положения по организации, полномочиям закреплены в учредительных документах и прекращается в момент официальной юридической ликвидации деятельности.

При характеристике правосубъектности государства с точки зрения самого понятия государства сравнение конституции с учредительным документом,

начинающим отчет деятельности нового государства, является не совсем корректным. Во-первых, не у всех современных государств есть конституция в ее традиционном понимании, например Великобритания в силу англосаксонской правовой системы, для которой характерно наличие так называемой «неписанной конституции», включающей в себя правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи. Также для ряда государств, построенных на основе законов шариата, конституция выступает инструментом закрепления непреложного статуса религиозных норм.

Во-вторых, создание государства представляет собой процесс более сложный, чем процесс создания юридического лица, это не может рассматриваться буквально, как если бы определенная группа людей собралась вместе в определенный момент и решила создать новую страну.

Государство создается в рамках долгого процесса властью, которая в теории права называется учредительной властью [11]. Понятие учредительной власти предполагает, что после создания государства общество определяет условия его функционирования. Установление государства сопровождается точным определением того, какой будет структура государства, какой будет система государственных органов, в какой системе они будут объединены и какими полномочиями будут обладать. Другими словами, юридически акт создания государства заканчивается точным определением того, как государство будет существовать и каковы ограничения власти, которые общество, создавшее его, «передаст этому государству» [12]. Следовательно, государственная власть имеет правовую основу только в том случае, если переданная власть юридически закреплена в нормативно-правовом акте. Таким нормативно-правовым актом не обязательно должна быть конституция, в рамках начала переходного периода может быть принят документ в другой форме, в частности в виде декларации, итоговый документ может иметь другое наименование. Т.е. юридически предполагается, что был применен правовой акт и что была официально создана конкретная страна.

В отличие от юридического лица принятие нормативно-правового акта, подобного конституции, для государства является актом легитимации фактически сложившегося государства, а также юридическим фактом, закрепляющим фактическую передачу публичной власти от общества к государству. Именно поэтому конституция может быть изменена только обладателями учредительной власти, т.е. народом.

Но, говоря о Российской Федерации, ее правосубъектность как государства определяется в настоящее время Конституцией, принятой в 1993 г. на Всенародном голосовании. Конституция в настоящее время включает в себя основы конституционного строя государства, перечень прав и обязанностей человека и гражданина, основные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, ее положения в дальнейшем получили свое развитие в обширной системе российского законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

В заключение можно сказать, что Конституция РФ играет важную роль при определении правосубъектности государства, выступая фундаментом, устанавливающим границы полномочий государства. Впоследствии положения конституции находят свое расширение и детализацию в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, законодательстве органов местного самоуправления.

Также необходимо подчеркнуть важность научного исследования понятия «правосубъектность государства», актуальность которого остается неизменно высокой, поскольку именно высокий уровень качественной разработки данной теории способен обеспечить системность разрозненного законодательства и повысить его научную обоснованность.

Список литературы

1. Титова Е. В. К вопросу о понимании правосубъектности в теории права и конституционном праве // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19. С. 28-33.

2. Низамиева О. Н., Ксенофонтова Д. С. А. М. Нечаева о правоспособности и дееспособности физических лиц // Социально-юридическая тетрадь. 2019. № 9. С. 58-73.

3. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М, 2012. 560 с.

4. Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. М. : Юрид. лит., 1982. Т. 2. 360 с.

5. Матузов Н. И. Субъективные права граждан СССР / под общ. ред. И. Е. Фарбер. Саратов : Приволжск. кн. изд-во, 1966. 190 с.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) // Организация Объединенных Наций. URL: http://https://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conven-tions/pactpol.shtml (дата обращения: 22.05.2023).

7. Кузнецов С. В., Хасимова Л. Н. Институт правосубъектности в общей теории права: основные подходы и взгляды // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. С. 35-38.

8. Шахрай С. М., Клишас А. А. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд., доп. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. 736 с.

9. Головкин Р. Б., Третьякова О. Д., Борисова И. Д. [и др.]. Теория государства и права : учеб. пособие / под ред. Р. Б. Головкина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. 680 с.

10. Рассолов М. М., Иванов А. А., Малахов В. П. Актуальные проблемы теории государства и права : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 352 c. URL: https:// www.iprbookshop.ru/123356.html (дата обращения: 22.05.2023).

11. Белов С. А. Конституционное право, курс лекций, прочитанных в Санкт-Петербургском государственном университете в 2018/2019 учебном году. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/18010/1/Белов%20С.А.%20Лекции%20по%20 конституционному%20праву%20ч1.pdf (дата обращения: 22.05.2023).

12. Коркунов Н. М. Русское государственное право : в 2 т. Т. I. Введение и общая часть. 6-е изд. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1909. URL: https://istmat.org/ node/24926 (дата обращения: 22.05.2023).

References

1. Titova E.V. On the issue of understanding legal personality in legal theory and constitutional law. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2010;(19):28-33. (In Russ.)

2. Nizamieva O.N., Ksenofontova D.S. A.M. Nechaeva on the legal capacity and capacity of individuals. Sotsial'no-yuridicheskaya tetrad' = Social and legal notebook. 2019;(9):58-73. (In Russ.)

3. Nersesyants V.S. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik = General theory of law and state: textbook. Moscow: Norma: INFRA-M, 2012:560. (In Russ.)

4. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: v 2 t. = General theory of law: in 2 volumes. Moscow: Yurid. lit., 1982;2:360. (In Russ.)

5. Matuzov N.I. Sub"ektivnye prava grazhdan SSSR = Subjective rights of citizens of the USSR. Saratov: Privolzhsk. kn. izd-vo, 1966:190. (In Russ.)

6. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopt by resolution 2200 A (21) of the General Assembly of December 16, 1966). Organizatsiya Ob"edinennykh Natsiy = United Nations Organization. (In Russ.). Available at: http://https://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/pactpol.shtml (accessed 22.05.2023).

7. Kuznetsov S.V., Khasimova L.N. The institute of legal personality in the general theory of law: basic approaches and views. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian legislation. 2013;(2):35-38. (In Russ.)

8. Shakhray S.M., Klishas A.A. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. 3-e izd., dop. = Constitutional law of the Russian Federation. The 3r issue, supplemented. Moscow: OLMA Media Grupp, 2011:736. (In Russ.)

9. Golovkin R.B., Tret'yakova O.D., Borisova I.D. et al. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie = Theory of state and law: textbook. Vladimir: Izd-vo VlGU, 2020:680. (In Russ.)

10. Rassolov M.M., Ivanov A.A., Malakhov V.P. Aktual'nye problemy teorii gosudarstva i prava: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgo-tovki «Yurisprudentsiya» = Current problems of the theory of state and law: textbook for university students of "Jurisprudence". Moscow: YuNITI-DANA, 2022:352. (In Russ.). Available at: https://www.iprbookshop.ru/123356.html (acessed 22.05.2023).

11. Belov S.A. Konstitutsionnoe pravo, kurs lektsiy, prochitannykh v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete v 2018/2019 uchebnom godu = Constitutional law, course of lectures given at St. Petersburg State University in 2018/2019 academic year. (In Russ.). Available at: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/18010/1/Belov%20S. A.%20Lektsii%20po%20konstitutsionnomu%20pravu%20ch1.pdf (accessed 22.05.2023).

12. Korkunov N.M. Russkoe gosudarstvennoe pravo: v 2 t. T. I. Vvedenie i obshchaya chast'. 6-e izd. = Russian state law: in 2 volumes. Volume 1. Introduction and general part. The 6th edition. Saint Petersburg: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1909. (In Russ.). Available at: https://istmat.org/node/24926 (accessed 22.05.2023).

Информация об авторах / Information about the authors

Дарья Вадимовна Рузаева аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Daria V. Ruzaeva Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: rdv97@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 29.05.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 02.11.2023 Принята к публикации / Accepted 11.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.