Научная статья на тему 'Современные условия педагогической деятельности преподавателя русского языка в техническом вузе'

Современные условия педагогической деятельности преподавателя русского языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абилова Батжамал Айкеновна

Автор статьи затрагивает проблемы педагогической деятельности русиста в новых условиях образовательного процесса, новых требований к профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные условия педагогической деятельности преподавателя русского языка в техническом вузе»

Теория инновационной деятельности

УДК 378:811.161.1

J

\

Б. А. Абилова

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

______________________С

Аннотация. Автор статьи затрагивает проблемы педагогической деятельности русиста в новых условиях образовательного процесса, новых требований к профессиональной компетентности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, новая парадигма образования, компетенция, кредитная система обучения.

Abstract. The author of article touches on issues of pedagogical activity of the specialist in Russian philology in new conditions of the educational process, new requirements to professional competence.

Keywords: pedagogical activity, new paradigm of education, competence, credit system of training.

В современных педагогических теориях студент рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей, когда учение складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации, осмысливание, творческая деятельность, отвечающая его потребностям и возможностям [15,16]. В этих новых условиях и преподаватель является субъектом учебного процесса, в функции которого входит организация внешних источников поведения, исходя из интересов студента, осуществление активного отбора и использования необходимой информации. В таком аспекте обучение выступает как руководство направленной познавательной активности студента на основе педагогических методов: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, а учение складывается из таких действий обучаемого, как решение задач и оценка результатов, выбор информации и применение знаний [17].

Новая парадигма технического образования характеризуется основной миссией - обеспечение условий самоопределения и самореализации личности студента, его развитие на основе принципов «школы мышления», активного полагания себя в мир интеллектуальной, предметной, социальной и духовной культуры. Основной формой коммуникации между студентом и преподавателем выступает диалогическое общение.

Новым условием преподавания русского языка в современных условиях Казахстана является информатизация профессиональной деятельности, образования, науки, необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с информацией, которая представлена на русском языке. Переход

к новой парадигме обучения русскому языку как неродному в техническом вузе требует иного подхода к самому вопросу научения, овладения другим языком студен-тов-казахов для свободной коммуникации в открытом информационном обществе. Интернационализация образования с широким использованием информационных технологий означает не только переход к новым способам формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, но и к новой культуре общения. Учитывая это, процесс обучения русскому языку невозможно свести лишь к формированию речевой и лингвистической компетенции студентов-казахов технических вузов, но и обеспечивать вхождение в чужую культуру и информатизированную практику деятельности, в том числе учебную. Это может быть достигнуто с помощью информационных технологий, которые, во-первых, обеспечивают динамичность и мобильность обмена информацией; во-вторых, информационные технологии позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также отвечают современным потребностям молодежи как информационных натур (или иммигрантов), особенностям технического склада мышления студентов инженерных вузов.

С развитием международного сотрудничества в сфере образования, академической мобильности и информационно-коммуникативных средств общения значительно повысилась значимость владения не только английским языком, но и русским языком как средством универсального узкопрофессионального общения. В связи с этим в образовательные программы вузов Казахстана была введена дисциплина «Профессиональный русский язык» объёмом в 2 кредита на 2 курсе обучения бакалавриата. Это практический курс,

10

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5

Теория инновационной деятельности

целью преподавания которого является формирование коммуникативной компетенции для осуществления профессиональной речевой деятельности.

Курс профессионального русского языка представлен двумя модулями: первый включает необходимый круг профессионально-ориентированных знаний и второй - углубленное изучение текстов специальности, профессионального дискурса. Курс призван сформировать конкретные способности порождать разные по жанру и стилю профессиональные высказывания. Программа опирается на лингвистические и методические достижения последних лет и на сложившийся опыт профессиональной лингводидактики. За исходный уровень владения профессиональным русским языком принимаются конечные требования, предъявляемые к студентам, знакомым с системой русского языка и особенностями реализации языковых единиц в различных ситуациях словесного общения - С1 Европейского стандарта языкового образования, а также уровни LSP (язык для специальных целей) и LAP (язык для академических целей), которые согласно новой концепции языкового образования в Республике Казахстан [6,14] входят в программу курса «Русский язык» (6 кредитов) на 1 курсе бакалавриата.

Содержание программы «Профессиональный русский язык» определяется коммуникативными потребностями студентов в научно-профессиональной сфере, целями и задачами обучения профессиональному русскому языку как средству профессиональной деятельности. Требуемый уровень коммуникативной компетенции на русском языке может быть сформирован в процессе активной работы с аутентичными источниками информации, заимствованными из сферы конкретной профессиональной деятельности, с научно-обоснованным использованием компьютерных методов обучения. Во многих исследованиях по компьютерному обучению различных предметных областей компьютер рассматривается как мультитехническое средство обучения, с помощью которого можно создать обучающую среду, средство эффективности протекания учебной деятельности, а также организации разных видов работ:

• осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога,

• моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео,

• создавать эффект контакта с языковой средой, наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опору в процессе учебного диалога,

• обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи [4,7,11,12,13].

Компьютер позволяет активно использовать в учебном процессе автоматизированные тренировочные упражнения, которые рассчитаны на самостоятельную учебную деятельность. В использовании компьютеров как средства тренировки в учебном процессе по русскому языку как неродному реализуются следующие принципы: принцип многократного повторения речевого материала в разных вариантах, принцип имитации речевого образца в ситуациях общения,

принцип детерминированности ответов и реакции обучающегося в ходе учебного диалога.

Известно, что принципы реализуются через методы. Одним из методов компьютерного обучения являются активные методы. В «Словаре лингвометодических терминов» нами дается следующее определение: «Активный метод обучения - один из комбинированных методов обучения второму языку, направленный на практическое овладение языком в результате обильной речевой практики с использованием элементов суггестивных приемов» [1, с.21]. К методическим основам активных методов относятся:

• сознательная и активная речевая деятельность с преобладанием устной формы общения;

• опора на зрительно-слуховые образы как источник восприятия и семантизации иноязычного материала;

• сознательное и дискурсивное овладение материалом при установке на интуитивное владение языком;

• широкое применение суггестических приемов обучения;

• учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

Активные методы - это методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обучения охватывают все виды занятий со студентами, стимулируют познавательную деятельность обучающегося и строятся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Это: беседа, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг, в последнее время очень часто упор делается на интерактивные методы. Базовым положением данного метода является побуждение обучаемых к размышлению, рефлексии, самостоятельным выводам и умозаключениям.

Доминирующую роль в педагогической деятельности русиста в новых условиях играет профессиональная компетенция, которая включает:

• лингвистическую - совокупность знаний предмета и умения отобрать такие языковые факты и явления, которые могут служить объектом исследования обучающегося;

• педагогическую - умение создать системы проблемных ситуаций и условия обучения;

• психологическую и психолингвистическую - умение учесть психологический тип обучающегося, мотивацию научения, психофизиологические механизмы протекания мышления, иноязычной речевой деятельности и т.п.

При использовании компьютерного обучения -это еще и информационная компетенция - владение информационной культурой и умение организовать процесс обучения с помощью ИКТ. Специфический характер деятельности преподавателя при использовании ИКТ определяется умением проводить анализ учебных и методических потребностей, на основе которых проектируется специальная программа-модуль и отбирается, а при необходимости и разрабатывается соответствующий автоматизированный учебно-методический комплекс. Но важным условием

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5

11

Теория инновационной деятельности

является наличие ИКТ-компетенции русиста и его готовность к инновационной деятельности [9,10].

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность преподавателя». Одни авторы называют данную компетентность «информационной культурой педагога», считают ее составляющей общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе (И. Г. Овчинникова, Л. У. Глухова и др.). Другие считают, ИКТ-компетент-ность - совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации; умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технические средства [3].

В профессиональную ИКТ-компетенцию русиста входит способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач профессиональной педагогической деятельности, это так называемый интеллектуальный уровень ИКТ-компетенции.

В процессуальный уровень ИКТ-компетенции русиста, входит владение навыками компьютерной и информационной грамотности, технологией преобразования предметного содержания как инструментария компьютерного обучения русскому языку.

В уровень креативности включают педагогическое воображение, творческое переосмысление и предвидение, профессиональное общение и перспективность. В оценочный уровень относят способности адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационно-коммуникативных технологий, свой уровень информационной культуры.

Профессиональный уровень владения ИКТ-компетенции наиболее соответствует педагогу-методисту, активно работающему над проблемами компьютеризации учебного процесса по русскому языку для технических вузов. В нее входят:

• уметь анализировать имеющиеся информационные ресурсы и избирательно их использовать в профессиональной деятельности (текстовые, графические, моделирующие, мультимедийные среды, поисковые системы);

• уметь оценивать основные дидактические свойства и лингвистическую основу электронных образовательных продуктов по русскому языку;

• иметь представление об информационной образовательной среде и условиях их применения, уметь креативно преобразовывать их в профессиональной деятельности;

• знать принципы и требования к разработке электронных программ обучения русскому языку, профессиональному русскому языку и средств на основе гипермедиа или на другой иной платформе и уметь разрабатывать свои собственные мультимедийные учебники и пособия и т.д.

Таким образом, в динамично меняющемся мире системы постоянного профессионального развития педагогов являются одним из ведущих факторов качества образования. «За годы независимости РК в системе образования было проведено много реформ, достигнут ряд существенных результатов. Но только сегодня мы

подошли к пониманию и созрели, чтобы кардинально

решить главную задачу - вопрос квалификации педагогов.

Это ключевое звено нового качества образования...» [2].

Литература

1. Абилова Б. А. Словарь лингвометодических терминов. Изд. КазГУ, 1997. 104 с.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. Введ. 2007-07-12. [Эл. ресурс]: URL: http://www.akorda.kz (Дата обращения: 1.10.2014).

3. Дедюхина А. А. ИКТ-компетентность педагога и принципы ее формирования в условиях педагогического колледжа // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. № 8. С. 47-50.

4. Евдокимова М. Г. Компьютерное обучение иностранным языкам как объект научного исследования // Информационные технологии в образовании: научно-методический сб. тезисов докл. М.: МИФИ, 1999. С.265-267.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: тезисы докл. методол. сем. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. М., 2004.

6. Кунанбаева С. С. Современная методология полиязычного образования» // Вестник КазУМОиМЯ им. Абылай хана, Серия «Педагогика». 2011. № 1.

7. Курушкина С. А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.25-28.

8. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефи-лологов. М.: РЯ, 1988. 176 с.

9. Панова Е. С. формирование ИКТ-компетентности педагогов современной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.27-36.

10. Пенькова Е. А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.29-34.

11. Пиотровский Р. Г. Лингвистический автомат и компьютерная поддержка обучению языкам. М.: РГПУ им. А. И. Герцена. 110 с.

12. Рубцов В. В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Основы социальногенетической психологии. Воронеж, 1996. С.236-258.

13. Руденко-Моргун О. И. Русский язык как иностранный на начальном этапе обучения в системе дистанционного обучения // Вестник ЦМО МГУ. 1998. № 1.

14. Типовая программа по русскому языку для неязыковых вузов. Алматы: КазНУ. 2012. 25 с.

15. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С.3-12.

16. Яковлев С. В. Ценностная детерминация жизненного и познавательного опыта личности // Образование и наука. 2011. № 4. С.28-37.

17. Яркова Т. А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. 2009. № 3 (60). С.3-11.

12

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.