Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ ОХРАНЫ РОССИЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ И ЗАХОРОНЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ ОХРАНЫ РОССИЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ И ЗАХОРОНЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1126
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТСКИЕ МОГИЛЫ / ВАНДАЛИЗМ / ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ДЕМОНТАЖ / ГЕРОИ / ЗАХОРОНЕНИЯ / ПАМЯТНИКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ / ФАШИЗМ / MASS GRAVES / VANDALISM / MILITARY MEMORIAL OBJECTS / DISMANTLING / HEROES / BURIALS / MONUMENTS / INTERNATIONAL AGREEMENTS / FALSIFICATION OF HISTORICAL EVENTS / FASCISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудченко Анна Владимировна, Колкарева Инна Николаевна, Еремеева Алена Александровна

В статье анализируется проблемы сохранения и охраны российских памятников и захоронений за рубежом в условиях современной тенденции пересмотра итогов Второй мировой войны в ряде европейских и мировых держав. Авторы на многочисленных примерах действий западных стран иллюстрируют актуальность исследуемой проблемы. Акцентируется внимание на причинах, порождающих акты вандализма и демонстрации беспамятства ряда государств, а также, на внутригосударственных проблемах обеспечения сохранности захоронений российских солдат за рубежом. Авторами высказывается тезис о целесообразности формирования кадрового потенциала дипломатических структур РФ, обеспечивающих реализацию основ международных гуманитарных конвенций в сфере сохранности захоронений и памятников героям войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дудченко Анна Владимировна, Колкарева Инна Николаевна, Еремеева Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT DIFFICULTIES OF THE PROTECTION OF RUSSIAN MONUMENTS AND BURIES ABROAD

The article analyzes the problems of preservation and protection of Russian monuments and burials abroad in the current trend of revising the outcome of the Second World War in a number of European and world powers. The authors on numerous examples of the actions of Western countries illustrate the relevance of the studied problem. Attention is focused on the causes of acts of vandalism and a demonstration of unconsciousness of a number of states, as well as on domestic problems of ensuring the safety of burial places of Russian soldiers abroad. The authors express the thesis about the advisability of forming the personnel potential of the diplomatic structures of the Russian Federation, ensuring the implementation of the foundations of international humanitarian conventions in the field of preservation of burials and monuments to war heroes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ ОХРАНЫ РОССИЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ И ЗАХОРОНЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 341.238

DOI 10.23672^5759-4327-7611 -

Дудченко Анна Владимировна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры

бухгалтерского учёта и анализа,

Краснодарский филиал

Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова

A-dyd4enko@yandex.ru

Колкарева Инна Николаевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры

бухгалтерского учёта и анализа,

Краснодарский филиал

Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова

innakolkareva@yandex.ru

Еремеева Алена Александровна

кандидат филологических наук,

кафедра бухгалтерского учёта и анализа,

Краснодарский филиал

Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова

allo_14@mail.ru

Anna V. Dudchenko

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department Accounting and Analysis, Krasnodar branch Russian Economic University named after G.V. Plekhanov A-dyd4enko@yandex.ru

Inna N. Kolkareva

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department Accounting and Analysis, Krasnodar branch Russian Economic University named after G.V. Plekhanov innakolkareva@yandex.ru

Alena A. Eremeeva

Candidate of Philological Sciences, Department of Accounting and Analysis, Krasnodar branch Russian Economic University named after G.V. Plekhanov allo_14@mail.ru

Современные трудности охраны российских памятников и захоронений за рубежом

Аннотация. В статье анализируется проблемы сохранения и охраны российских памятников и захоронений за рубежом в условиях современной тенденции пересмотра итогов Второй мировой войны в ряде европейских и мировых держав. Авторы на многочисленных примерах действий западных стран иллюстрируют актуальность исследуемой проблемы. Акцентируется внимание на причинах, порождающих акты вандализма и демонстрации беспамятства ряда государств, а также, на внутригосударственных проблемах обеспечения сохранности захоронений российских солдат за рубежом. Авторами высказывается тезис о целесообразности формирования кадрового потенциала дипломатических структур РФ, обеспечивающих реализацию основ международных гуманитарных конвенций в сфере сохранности захоронений и памятников героям войн.

Ключевые слова: братские могилы, вандализм, военно-мемориальные объекты, демонтаж, герои, захоронения, памятники, международные соглашения, фальсификация исторических событий, фашизм.

Current difficulties

of the protection of russian monuments and buries abroad

Annotation. The article analyzes the problems of preservation and protection of Russian monuments and burials abroad in the current trend of revising the outcome of the Second World War in a number of European and world powers. The authors on numerous examples of the actions of Western countries illustrate the relevance of the studied problem. Attention is focused on the causes of acts of vandalism and a demonstration of unconsciousness of a number of states, as well as on domestic problems of ensuring the safety of burial places of Russian soldiers abroad. The authors express the thesis about the advisability of forming the personnel potential of the diplomatic structures of the Russian Federation, ensuring the implementation of the foundations of international humanitarian conventions in the field of preservation of burials and monuments to war heroes.

Keywords: mass graves, vandalism, military memorial objects, dismantling, heroes, burials, monuments, international agreements, falsification of historical events, fascism.

В современном и развитом мире у каждого государства присутствуют собственные различные особенности, отличающие их друг от друга. При всем этом прослеживается одна важная объединяющая черта - это уважение к своим предкам и их подвигам, которые были совершены на благо обществу. Почитание их памяти и бережное обращение с военно-мемориальными объектами является единственной данью, которую человек может отдать за их самопожертвования, из чего можно сделать вывод о том, что на текущем этапе развития общества главной и общей задачей, а также, ответственностью различных органов власти РФ выступает осуществление качественного надзора и заботы о российских памятниках и захоронениях, как внутри государства, так и за его границами.

Военно-мемориальная работа состоит из огромной целостной системы мероприятий по отдаче различного долга памяти героев, защищавших отечество ценой собственной жизни. Она служит основной частью вне государственной деятельности Министерства иностранных дел России и других федеральных ведомств.

Установлено в соответствии с аналитическими данными, что в 51 странах расположены 22637 российских, а также, советских захоронений, на которых развеян прах около пяти с половиной миллиона людей, воевавших за свободу своего государства и стран союзников. Воинские памятники и захоронения, связанные с различными сражениями и войнами, примерами которых служит Первая и Вторая мировая, расположены в различных точках мира и поддержание их сохранности является очень труднореализуемым делом в современных политических и экономических реалиях.

Среди всех памятников культурного наследия выделяются братские могилы, а также одиночные могилы солдат, воевавших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., часть которых размещена в основном в Европейской части, где было захоронено свыше двух с половиной миллионов воинов [4, с. 4].

Учет в РФ о состоянии и наличии захоронений за рубежом осуществляется российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Примером может служить созданный в 2010 году отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества при Посольстве России в Федеративной Республике Германия, основной задачей которого выступает паспортизация воинских захоронений, необходимая для составления списков с полным перечнем захороненных защитников отечества и предоставления родственникам информации об их нахождении и состоянии.

Так, масштабная реализация деятельности МИД по охране военно-мемориальных объектов за рубежом основана на Федеральном законе от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Также, для осуществления надлежащего содержания и их сохранности, МИД РФ применяются меры по

подписанию межправительственных соглашений, устанавливающих должностные и финансовые обязательства между участниками договоров. Так, на данном этапе были заключены 16 соглашений, в которых определен порядок ухода, охраны и финансового содержания за счет иностранных государств военно-мемориальных объектов РФ. Такие договоры были подписаны со странами, имеющими большое количество российских захоронений и памятников на их территории. К сожалению, стоит констатировать, что уже очень долго ведутся по проектам соглашений между Россией и Украиной, странами Прибалтики, Великобританией и другими [2]. Что же касается содержания и поддержания надлежащего вида памятников культурного наследия и захоронений в странах, соглашение с которыми не было подписано, то оно реализовывается с помощью финансирования из федерального бюджета РФ.

При всем этом, со многими странами, с которыми заключены межправительственные соглашения, происходят проблемы с финансированием, необходимым для реконструкции и содержания военно-мемориальных объектов. В основном, это связано с объективными бюджетными ограничениями внутри иностранных государств, в большинстве случаев, в странах Восточной Европы.

К сожалению, многие государства не всегда проявляют свое отношение к памятникам культуры и захоронениям в соответствии с международными нормами и положениями Женевских гуманитарных конвенции. С каждым годом увеличивается количество актов осквернения вандалами могил советских солдат, а также памятников культурного наследия в таких странах как Польша, Латвия, Эстония, Чехия и Украина. В связи с этим, был сделан вывод на государственном уровне, что РФ легко и беспрепятственно заключила соглашения по охране советских памятников и захоронений с государствами, осуществляющими военные действия в годы Великой Отечественной войны на стороне Германии, чем со странами, входившими когда-то в состав СССР.

На данном этапе развития мира выделяются такие политические трудности, как неправильное отношение некоторых стран к историческим вопросам и постыдное явление - вандализм военных захоронений. Но самой главной проблемой является то, что противоправные действия, в виде вандализма, даже не пресекаются законно уполномоченными органами, а также власть не устанавливает эту тему значимой для всемирного обсуждения и не находит должного осуждения, по факту чего поощряет действия вандалов.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», ответственными лицами по благоустройству и охране военно-мемориальных объектов являются все уровни исполнительной власти РФ, а также органы местного самоуправления. Из этого следует, что на финансовое содержание этих объектов выделяются средства всех уровней бюджетного финансирования. Но в

связи с различиями возможности финансирования в регионах, большинство мемориалов не поддерживаются нужным образом в связи с нехваткой денежных средств. Кроме всего прочего, в существующем законодательстве о погребении старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях на территории Российской Федерации. Очевидно, что при обнаружении подобных захоронений в иностранных государствах, у них не будет соответствующего статуса [1].

При рассмотрении в 2019 году комитетами Совета Федерации по обороне и безопасности и по международным делам охраны и поддержания в надлежащем состоянии российских памятников и захоронений вне территории государства, были выделено большое количество проблем, такие как:

- отсутствие систематизированного финансового выделения денежных средств из бюджетной системы РФ;

- вандализм в Эстонии, Латвии, Чехии, Польше и Украине;

- нехватка кадрового состава, необходимого для осуществления качественного надзора за сохранностью мемориалов и захоронений;

- отсутствие единой государственной военно-мемориальной политики.

При всем происходящем часть европейских стран, а также страны Прибалтики не рассматривают проблему вандализма захоронений советских солдат особой проблемой, в связи, с чем вандализм начинает выступать как часть государственной политики. К сожалению, можем утверждать, что сегодня уже становится чем-то обыденным очередная новость об очередном акте вандализма и демонтаже памятников реальным героям военных сражений.

В ходе выявления фактов вандализма совершаются предписанные действия по направлению нот протеста в органы общественного и государственного значения соответствующих государств. Опыт последних лет свидетельствует, что только в некоторых, например, в Польше присутствует нетерпимость органов власти к правонарушениям, связанным с осквернением военно-мемориальных объектов [5, с. 15].

Но при этом есть и недостатки по охране мемориалов в Польше, так как подписанное с Россией соглашение действует только на кладбища и захоронения, а также мемориалы на этих территориях, что же касается памятников культуры, находящихся за пределами кладбища, правительство считает их объектами, символизирующими коммунизм.

Основными документами по охране памятников культуры и захоронений советских солдат между Россией и Болгарией являются Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве от 1992 года и Совместная декларация президентов двух

стран об углублении дружественных отношений и партнерства от 2003 года. При всем этом, проблема с охраной военно-мемориальных объектов в Болгарии выступает в последнее время стоит очень остро.

Данная проблема вызвана тем, что оценка происходящего на период 1944 года, когда советская власть помогла Болгарии, в современном болгарском обществе расходится. Так, большая часть политических деятелей считает это событие оккупацией советскими солдатами страны, что влечет за собой ненависть к военно-мемориальным объектам, почитавшим Красную армию. Когда же другая часть чтит память освободителям своей страны и отмечает 9 сентября 1944 года как день свободы от фашизма.

Примером может служить памятник культуры Советской армии -освободительнице, на который часто происходят нападения вандалов, хотя он находится в самом центре столицы Болгарии. На этот памятник зачастую надевали всевозможные маски, разукрашивали его как героев фильмов, приписывали оскорбительные надписи и многое другое. В соответствии с законодательством, его охрану должны осуществлять органы испытательной власти, которые не предпринимают никаких способов защиты монумента от вандалов, при всем этом администрация города не хочет учув-ствовать в борьбе с эксцессами и правонарушениями. В итоге, данный памятник обеспечивается нужным уходом только благодаря общественным организациям, которые повсеместно осуществляют сбор денежных средств. Однако для его очистки и установки видеонаблюдения необходимы огромные денежные средства, которых нет.

Также, наряду с представленными странами, острой проблемой по охране российских памятников и захоронений является деятельность политических элит Эстонии, Латвии, Литвы, а также Украины. В них определённая часть людей пытаются демонстрировать показную игру в демократию и защиту прав человека, уничтожая памятники истории и культуры Великой Отечественной войны, не задумываясь о том, что солдаты, отдавшие свою жизнь за мир, также имеют права, например, право на уважение и достойное состояние захоронения. Ведь отношение людей к захоронениям в современном мире представляет собой меру культурного уровня в обществе. Примером высокого уровня культуры и уважения человеческих ценностей могут выступать такие страны, как Австрия, Венгрия, Сербия и Норвегия где к российским памятникам культуры и захоронениям относятся очень бережно, отдавая честь и уважения защитникам и освободителям от фашизма.

Из заявления министра Чехии на период 2020 года можно сделать вывод, что большинство проблем по охране военно-мемориальных объектов в иностранных государствах связанно с нынешними политическими разногласиями между Россией и другими странами. Так, чиновники некоторых стран с нарастающей частотой пытаются осквернить память о подвигах советских солдат, фальсифицируя исторические события,

связанные с огромным вкладом СССР в окончании борьбы с фашизмом. В качестве примера он приводит демонтированный памятник 3 апреля в столице Чехии маршалу Ивану Коневу. Уполномоченный представитель главы этого района обосновал свое распоряжение по сносу памятника культурного наследия в социальных сетях следующим образом «У него не было маски. Правила применяются ко всем одинаково». Данное преступление уже будет классифицироваться в соответствии с новой частью статьи 243.4 «Уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России» УК РФ от 07.04.2020 [3]. В связи с этим, чиновнику грозит либо лишение свободы до 5 лет, либо штраф, либо исправительные работы. Внесённая в УК РФ в 2020 году статья, распространяет свое действие на преступления, совершённые как в России, так и в зарубежных странах.

Также, к основным проблемам по охране российских захоронений на правовом уровне, как в России, так и в других странах относятся:

- определение видовой принадлежности;

- определение границ территории;

- проблема их содержания;

- проблема разграничения полномочий.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 122. С. 432.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 (ред. от 01.04.2020) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 179. С.256.

3. Федеральный закон от 07.04.2020 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50. С. 4848.

4. Мохов М. Российские воинские захоронения за границей России обсудили в Госдуме // КСОРС газета. 2017. С. 4.

5. Абрамова Л. От принятия до отрицания: как в Европе относятся к советским военным мемориалам / Л. Абрамова // Реальное время. 2019. С. 15 ШЬ https://realnoevremya.ru/articles/156806-v-evrope-snosyat-sovetskie-pamyatniki

Следует констатировать, что в данной сфере отсутствуют четкие разграничения полномочий между военкоматами и исполнительными органами государственной власти по вопросу государственной охраны объектов культурного наследия. Также, имеются проблемы материального содержания и охраны этих объектов, в связи с неточным определением полномочий различных органов. Неточное определение военно-мемориальной политики в различных государствах, приводит к ужасным последствиям вандализма, а также государственных установок по разрушению российских памятников и захоронений.

В связи с вышеизложенным, мы считаем наиболее приемлемой мерой борьбы с вандализмом и переписыванием истории легитимацию в нормах основополагающих актов ООН неприязни к актам вандализма памятников культуры и захоронений с имплементацией в законодательство всех государств мира. Общеизвестно, что большинство правонарушений происходят в связи с безнаказанностью.

Также, необходимо продвигать развитие межгосударственных соглашений между Россией и другими странами, в частности Украиной и странами Прибалтики. Но самым действенным способом предотвращения трудностей в охране российских памятников и захоронений может выступать не простое улучшение базы нормативно-правовых актов в этой сфере, а увеличение кадров, для обеспечения их исполнения.

Literature:

1. Federal Law of the Russian Federation of 05.19.1995 № 80-03 (as amended on 02.12.2019) «On perpetuating the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War of 1941-1945» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. № 122. P. 432.

2. Federal Law of the Russian Federation of 01/14/1993 № 4292-1 (as amended on 01/01/2020) «On perpetuating the memory of those who died while protecting the Fatherland» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 179. P. 256.

3. Federal Law of 07.04.2020 № 112-FZ «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 50. P. 4848.

4. Mokhov M. Russian military graves abroad of Russia were discussed in the State Duma // KSORS newspaper. 2017. P. 4.

5. Abramova L. From acceptance to denial: how in Europe they relate to Soviet war memorials // Real-noe Vremya. 2019. P. 15. URL : https://real-noevremya.ru/articles/156806-v-evrope-snosyat-so-vetskie-pamyatniki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.