Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И КОММУНИКАЦИЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩИХ ПЕРЕМЕН'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И КОММУНИКАЦИЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩИХ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КОММУНИКАЦИИ / КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЦИФРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесчастнова С.П.

Статья посвящена описанию актуальных тенденций, изучению и анализу трендов инвестиционной активности и коммуникаций на фармацевтическом рынке России, изучению и анализу изменений в области коммуникаций и стратегий продвижения лекарственных препаратов на российском рынке. Основной вывод по результатам проведенного анализа - значительное перераспределение инвестиций и коммуникаций на фармацевтическом рынке РФ. Информация, полученная в результате проведенного анализа, позволит усовершенствовать коммуникационную политику в первую очередь российских компаний-производителей лекарственных препаратов, оптимизировать инвестиции в продвижение отечественных цифровых продуктов и лекарственных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN INVESTMENT ACTIVITY AND COMMUNICATIONS IN THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE CONTEXT OF CURRENT CHANGES

The article is dedicated to the description of the current trends, study and analysis of trends in investment development and communications in the Russian pharmaceutical market, study and analysis of the changes in the communication area and strategies for promotion of pharmaceutical products in the Russian market. As the result of the analysis the main conclusion is a significant rebalancing of investments and communications in the Russian pharmaceutical market. The information received as the result of the conducted analysis first of all will make it possible to improve communication policy of the Russian pharmaceutical production companies, to optimize investments in the promotion of local digital products and pharmaceuticals.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И КОММУНИКАЦИЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ТЕКУЩИХ ПЕРЕМЕН»

Современные тренды инвестиционной активности и коммуникаций на фармацевтическом рынке в условиях текущих перемен

Бесчастнова Светлана Петровна

аспирант, ассистент кафедры маркетинга, университет управления, bsp@genfarma.ru

Государственный

Статья посвящена описанию актуальных тенденций, изучению и анализу трендов инвестиционной активности и коммуникаций на фармацевтическом рынке России, изучению и анализу изменений в области коммуникаций и стратегий продвижения лекарственных препаратов на российском рынке. Основной вывод по результатам проведенного анализа - значительное перераспределение инвестиций и коммуникаций на фармацевтическом рынке РФ. Информация, полученная в результате проведенного анализа, позволит усовершенствовать коммуникационную политику в первую очередь российских компаний-производителей лекарственных препаратов, оптимизировать инвестиции в продвижение отечественных цифровых продуктов и лекарственных препаратов.

Ключевые слова: инвестиции, коммуникации, клинические исследования, цифровизация, стратегия продвижения, фармацевтический рынок, цифровое здравоохранение.

Введение

Основными маркетинговыми технологиями в фармацевтической отрасли является, влияние на состояние здоровья, баланс между альтруистичностью и выгодой, эффективное управление имиджем фармацевтической компании. Специфика маркетинговых технологий управления заключается в продвижение лекарственных препаратов с ориентацией на три аудитории одновременно: конечные клиенты, то есть пациенты, медицинское сообщество и владельцы бюджета.

Проблемы построения грамотных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке в современных условиях заслуживают отдельного внимания.

Общая ситуация, сложившаяся на сегодня на рынке, очень непростая. Перед участниками, если целью взаимоотношений стоит стабильность, стоит задача по поддержанию нужного отношения к брендам во всех сферах и областях применения.

Современные способы коммуникации выходят за рамки традиционных медиаресурсов и повышают способность (и спрос) на достоверность информации. Индустрия здравоохранения наводнила общество рекламой, при этом существенное перераспределение инвестиций, игроков при коммуникациях в первую очередь с врачебным сообществом оказало свое влияние на общей инвестиционной и коммуникационной политике фармацевтических компаний.

Инвестиционная активность на фармацевтическом рынке и в области здравоохранения РФ.

Инвестиции в клинические исследования лекарственных препаратов.

Объем инвестиций в клинические исследования лекарственных препаратов всегда отражало уровень развития фармацевтического рынка в любой стране. В условиях текущих перемен инвестиции в клинические исследования как оригинальных, так дженериковых препаратов на территории РФ существенно уменьшились.

Для начала клинического исследования на территории РФ необходимо получить официальное разрешение на его проведение от регуляторных органов. Количество таких разрешений в первые 6 месяцев 2022 г. увеличилось, но фактически начали проводить исследования единичные компании.

По данным Ассоциации организаций по клиническим исследованиям количество разрешений на проведение клинических исследований за первые 6 месяцев 2022 г составило 425, это на 95 разрешений выше показателей 6 месяцев года ранее. Но разрешения в практике применили единичные компании. Резкое падение и разрыв по

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

средним показателям запуска клинических исследований отмечается с мая 2022 г. Аналитик прогнозируют дальнейшее значительное ухудшение картины по клиническим исследованиям. Зарубежные фармацевтические компании заморозили проекты в области вывода новых препаратов на рынок РФ. По результатам опроса Ассоциации клинических исследований по состоянию на июль 2022 года из 111 исследований, одобренных в 1ом полугодии 2022 г. старт почти половины из них был отложен или поставлен «на паузу». По 16% из ранее одобренных исследовании фармацевтические компании приняли отрицательное решение об их запуске, таким образом, клинические исследования по 18 препаратам проводиться в России не будут. И только чуть менее 5% ранее одобренных исследований будут проводиться в России. [14]

Ситуация с клиническими исследованиями лекарственных средств, несомненно, непростая, и с инвестиционной, и с этической точки зрения. Пациенты могут быть лишены передовых лекарственных препаратов, под угрозой стоит бесперебойное обеспечение и жизненно важными лекарственными препаратами, что окажет свое влияние на уровне продолжительности жизни в будущем.

управления дозированием препаратов— для антибиотиков, для инфузионной терапии, в домашнем применении и в стационарном лечении. По мере того, как меняются средства массовой информации, меняются и способы мышления людей, управления информацией и взаимоотношений друг с другом.

Цифровые технологии являются важнейшими факторами, способствующими преодолению разрыва между спросом на здравоохранение и способностью медицинских служб удовлетворять спрос. Использование возможностей и эффективности, предлагаемых цифровой трансформацией, является ключом к тому, чтобы любая организация оставалась жизнеспособной и готовой к будущему, но для европейских служб здравоохранения, которые состоят из множества служб и организаций в различных географических регионах и юрисдик-циях, проблемы и решения являются сложными.

В то же время персонал и ресурсы здравоохранения становятся все более ограниченными, а разрыв между спросом и предложением растет. Большинство стран стремятся к цифровым преобразованиям, чтобы ликвидировать этот разрыв, но прогресс был медленным, а степень цифровой зрелости поставщиков услуг, как внутри стран, так и между ними, сильно различается.

см см о см

СП

о ш т

X

<

т о х

X

Инвестиции в цифровые продукты в области здравоохранения РФ.

Стратегии и модели коммуникации на фармацевтическом рынке наиболее ценны, когда они являются не просто дополнениями, а неотъемлемой частью процесса разработки препаратов, а не просто стратегией выхода на рынок. Одно из последних актуальных направлений совершенствования системы взаимоотношений брендов на фармацевтическом рынке - дополнения препаратов цифровыми приложениями, так называемыми, дополнениями к разрабатываемым лекарственным средствам.

Разработка цифрового «компаньона» к лекарству может даже привести к появлению более персонализированных этикеток лекарств.

Эффективная диагностика — это то, что значительно может изменить цифровое пространство в области здравоохранения, области полностью разработанных программных решений для пациентов. Цифровые продукты как дополнение к медицинской программе лечения, отслеживания кратности приема и периодичности принимаемых на регулярной основе препаратов, это лишь некоторые направления дальнейшего совершенствования системы взаимоотношений брендов на фармацевтическом рынке. В конечном счете, приложения и диагностика должны стать частью стандартного рабочего процесса по лечению пациентов. Вместо того, чтобы обращаться к пациенту с определенными показаниями и назначать ему лекарство, необходим встроенный интеллект, который сообщит, следует ли этому конкретному пациенту принимать препарат х или препарат у, а затем отслеживать его реакцию, чтобы, если это не помогает, была возможность как можно быстрее переключить его на что-то другое, более эффективное. Универсальная цифровая платформа, которая с самого начала объединяет пациентов, чтобы максимально адресно и грамотно пациенты могли начать курс терапии, окажется чрезвычайно ценной.

Отметим так же тенденции о необходимости разработки правильных платформ, цифровых продуктов для

Рисунок 1. Инвестиции в российское цифровое здравоохранение 2014-2022 гг.

Так же проанализируем деление сумм инвестиций в разрезе групп продуктов/секторов рынка и отразим на рисунке 2 ниже.

Рисунок 2. Инвестиции в российское цифровое здравоохранение 2014-2022 гг. в разрезе групп/секторов рынка

Как видно, основными статьями инвестиций в области цифрового здравоохранения являются сервисы для пациентов, что логично и обоснованно с точки зрения окупаемости денежных средств и востребованности продуктов на рынке. В условиях текущих перемен и ограничения доступа к иностранным цифровым разработкам такое инвестирование в отечественное программное обеспечение становится особенно актуальным.

Так же нужно отметить существенное влияние пандемии на перераспределение бюджетных расходов правительств всего мира, в том числе России, на расходы в области здравоохранения. Так, к примеру, в России объем инвестиций со стороны государства в здравоохранение достиг пика за последние 10 лет. Аналитики фиксируют максимальные расходы на прикладные исследования в области здравоохранения в 2020-2021 гг.

Так же нужно отметить, что в 2022 году новых членов Российской академии наук в области медицины выбрано вдвое больше кандидатов, чем в предыдущем

2021 г. Членов-корреспондентов так же избрано на 46% именно в области медицины. Увеличивающиеся и стремительно развивающиеся исследования медицинской направленности в связи в непрекращающейся пандемией коронавирусной инфекции послужили тому логичной причиной. Дополнительно профинансированы такие направления исследований как вакцинология, вирусология, клиническая фармакология, медицинская микробиология и молекулярная медицина. «Молекулярная медицина» как одно из наиболее востребованных и перспективных направлений в РАН - яркое отражение тенденций инвестиционной активности в РФ и жизненной необходимостью в условиях текущих перемен. [6]

Коммуникации на фармацевтическом рынке мира и РФ.

Коммуникации среди врачебного сообщества.

Международная фармацевтическая промышленность приложила значительные усилия для обеспечения надлежащего и этичного общения и взаимодействия с врачами и пациентами. Существующие механизмы, регулирующие фармацевтические коммуникации, включают отраслевые кодексы практики, внутренние процедуры компании, законы и нормативные акты, и страны внедрили различные комбинации регулирующих механизмов, отражающих национальные условия. Все они в

2022 г. претерпевают значительные изменения. Аналитики российского фармацевтического рынка отметили

ОБЩИЙ ОБЪЕМ

КОММУНИКАЦИЙ

Кол-во контактов

значительное сокращение объема денежных средств, потраченных на коммуникацию с врачами со стороны международных игроков фармрынка. Международные компании-производители лекарственных средств сокращают квартал за кварталом коммуникацию с врачебным сообществом. В первую очередь значительно уменьшились рассылки, вебинары и удаленные визиты медицинских представителей фармацевтических компаний. При этом российские производители и дистрибьюторы замещают и наращивают объем коммуникаций с целью продвижения отечественных лекарственных средств.

Особую роль в коммуникациях на фармацевтическом рынке играют врачи, отвечающие за назначения препаратов и напрямую влияющие в том числе на репутацию фармацевтических компаний.

Отметим ключевые факторы, оказавшие существенное влияние на врачебное сообщество в связи с пандемией и общими тенденциями рынка за последние несколько лет: -качественные изменения в назначениях тех или иных препаратов врачами с учетом клинических рекомендаций Министерства Здравоохранения РФ, -сохранение тенденции к снижению среднего потока пациентов, особенно эта тенденция заметна в коммерческих лечебных учреждениях, частично пациентский поток переходит в онлайн-среду и телемедицину,

-отложенный спрос на посещение врачей ряда специализаций, несвязанных с лечением коронавирусной инфекцией,

-изменения в выписке отдельных категорий в амбулаторном звене.

Общее увеличение объема коммуникаций с врачебным сообществом во всех каналах в 2ом квартале 2022 г. составляет порядка 3% в сравнении с предыдущим кварталом 2022 г.

Пандемия существенно снизила личные визиты медицинских представителей фармацевтических компаний, но в 2022 г. нужно отметить их возобновление на допандемийный уровень в связи со снятием практически всех ограничений, связанных с COVID-19. Доля личных визитов и их роль в продвижении лекарственных и медицинских изделий всегда занимала существенную долю в объеме общих инвестиций в продвижение. В 2022 г по данным Мониторинга промоци-онной активности фармкомпаний за 2 квартал 2022 года доля затрат фармкомпаний на личные визиты увеличилась и достигла отметки 72%.

DIGITAL: Н Рассылки

Онлайн мероприятия Удаленные визиты МП

NON-DIGITAL: Оффлайн мероприятия Визиты МП (F2F)

СТРУКТУРА МУЛЬТИКАНАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ

Доля контактов в общей структуре

DIGITAL:

ДОЛЯ РАССЫЛОК В DIGITAL

^

^ ^ & # # Рисунок 1. Изменение объема инвестиций в коммуникации на фармацевтическом рынке РФ.

NON-DIGITAL: Оффлайн-мероприятия в визиты МП (F2F)

■ Рассылки Онлайн.мероприятия Удаленные визиты МП

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

При этом фармрынок в условиях текущих перемен стал меньше инвестировать в digital-коммуникацию с врачами и медицинскими представителями. Доля затрат уменьшилась до 23% в 2 квартале 2022 г, тогда как в 4ом квартале 2021 г она составляла 27% от общих инвестиций в коммуникацию и продвижение лекарственных препаратов и медицинских изделий. Причиной тому - сокращение инвестиций международными игроками на рынке РФ. [14]

Приведем структуру мультиканального продвижения лекарственных препаратов среди врачей, наглядно отображающих вышеуказанные цифры.

Изменившаяся стратегия продвижения и коммуникаций ведущих международных фармацевтических компаний явилась следствием меняющихся размеров инвестиций в данные направления. Boehringer Ingelheim на 43% сократила бюджет контактов с врачами по сравне-

нию с 1ым кварталом 2022 года. Более чем на 20% сократили расходы на продвижение компании Sanofi, Takeda и Abbott.

Отдельно заслуживает внимание динамика активности медицинских представителей. Она осталась на прежнем уровне как доказательство одной из самых пусть и дорогих, но эффективных коммуникаций. При этом существенному сокращению подверглись каналы удаленной коммуникации. Сокращение бюджеты данных статей составило от 17 до 24%, при этом, к примеру, рассылки сокращены существенно, чаще вдвое от прежних объемов. Онлайн-мероприятия сокращены еще значительнее, до 82%.

Так же для наглядного отображения изменения объема коммуникаций компаний-производителей лекарственных препаратов приведем диаграмму ниже.

Рисунок 2. Объем и сравнительный анализ изменения коммуникаций ТОР-50 компаний по количеству контактов с целевой аудиторией в 2 квартале 2022 г.

es

CS

о

CS СП

о ш m

X

<

m о х

X

Нельзя не отметить изменение политики продвижения препаратов ключевыми российскими фармацевтическими компаниями. Так «Биннофарм Групп» увеличило коммуникацию на 53%, по факту компания удвоила объем затрат на коммуникацию с врачебным сообществом. Еще один крупный игрок фармацевтического рынка, компания «Фармстандарт» увеличила затраты на 3, что составило увеличение на 33%. Приблизительно те же цифры по увеличению затрат на продвижение препаратов среди врачей демонстрирует компания «Вертекс». При этом нужно отметить присуствтие на российском рынке иностранных игроков, значительно сфокусированных на России, которые не только не снижают свою активность, но и увеличивают затраты на продвижение. Компании Stada и Gedeon Richter яркие примеры данной тенденции, увеличившие инвестиции в коммуникации на 13 и 24% соответственно.

Отдельного внимания в вопросах изменения объема коммуникаций заслуживают врачебные сообщества, которые всегда своей целью ставили важность обмена опытом с врачами по всему миру.

С началом 2ого квартала 2022 г. в этой области произошли существенные изменения, к сожалению, нанесшие российской науке в области медицины и здравоохранения существенный урон.

Российских врачей-онкологов исключили из научной организации ОпсоА1е|1, последствия этого решения мы увидим много позже, но уже сейчас понятно, что данные действия не направлены на здоровье и благополучие пациентов, столкнувшихся с онкологией.

Европейская ассоциация аллергологов и иммунологов так же лишила членства врачей из РФ. По просьбе Национальной психологической ассоциации Украины Европейская ассоциация психологов закрыла доступ и возможность участия в дискуссиях и обмене опытом российским психологам. Действия, которые отмечает врачебное сооб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щество РФ, существенно подрывают независимость и этическое отношение к пациентам по всему миру. Наблюдаемая тенденция опасна и даже критична для дальнейшего развития здравоохранения в РФ, где и так на сегодня наблюдаются существенные перемены.

Отдельно и особенно остро стоит вопрос с обеспеченностью медицинскими кадрами и фармацевтическими работниками. Рассмотрим его отдельно.

Какие меры приняло правительство РФ в связи с оттоком профессиональных кадров и постоянно увеличивающейся нехваткой квалифицированных специалистов?

Основная мера - начало обсуждения алгоритма по визированию документов, подтверждающих медицинское или фармацевтическое образование иностранных граждан, подтверждение квалификации как надлежащие для работы и обучения в РФ. Подобная проверка по замыслу регулятора должна быть инициирована для медиков из других стран для соответствующей аккредитации. На сегодня зарубежные специалисты для подтверждения квалификации сдают специальный экзамен.

Документы иностранным специалистам в медицине и в области фармацевтики будут выдаваться в случае подтверждения надлежащей квалификации Рос-здравнадзором и Рособрнадзором.

После окончания общественного обсуждения законопроекта в сентябре 2022 г, законопроект примут с высокой вероятностью, что позволит значительно улучшить сложную ситуацию с обеспечением профессиональных кадров в медицине и фармацевтике.

Предпринятые правительством РФ меры в связи со сложившейся критичной нехваткой квалицированных кадров в области фармацевтики и медицины, несомненно, помогут нейтрализовать негативный эффект в области коммуникаций внутри международного сообщества врачей и фармацевтических компаний в случае официального принятия обсуждаемого законопроекта.

Так же национальные проекты по развитию программ по борьбе с сахарным диабетом и гепатитом С должны существенно оказать поддержку пациентам, актуальность и необходимость запуска которых в самое ближайшее время отмечена на заседании по стратегическому развитию и национальным проектам Президентом РФ. В.В. Путиным. Необходимость вовлечения частного бизнеса в проекты развития сквозных технологий так же отмечена и получит развитие в самое ближайшее время.

В целом отметим, что взаимодействие между фармацевтическими компаниями и медицинскими работниками всегда должно быть надлежащим и поддерживать надлежащий уход за пациентами, что стремится обеспечить врачебное сообщество России, несмотря на все возникающие сложности в условиях текущих перемен и стремительно меняющихся условий работы фармацевтических компаний и врачей во всем мире.

Вывод

В условиях текущих перемен российский фармацевтический рынок, как и практически любая отрасль, претерпел существенные изменения. Рядом зарубежных фармацевтических компаний введены существенные ограничения в коммуникационную политику организаций, произошло перераспределение инвестиций в разработку и продвижение новых лекарственных препаратов.

При этом здравоохранение всегда занимало отдельное место в области инвестиций и коммуникаций. В данной области скорее произошло перераспределение финансовых потоков и ключевых игроков в сторону российских компаний-производителей лекарственных средств.

Подбор инновационных способов эффективной работы своей аудитории в фармацевтическом секторе всегда актуален. cOvID-19 отменил очные встречи в 2020 году и повлиял на другие формы традиционного маркетинга, что привело к расширению использования цифрового маркетинга и цифровой тактики, что означает, что цифровой рынок стал еще более насыщенным, чем когда-либо.

Социальные сети при правильном использовании могут стать отличным инструментом маркетинга в фармацевтическом секторе и принести пользу как отделам маркетинга, так и отделам продаж. Оплата за клик помогает увеличить посещаемость вашего сайта и увеличить продажи, а также является отличным способом донести информацию о вашей организации, сообщениях и продуктах до пользователей на различных платформах, таких как поисковые системы и социальные сети, где вы платите только за каждое посещение.

Цифровые технологии уже начали менять то, как работает фармацевтическая и медицинская индустрия. Но поскольку отрасль обширна, а организации в ней крупные, многое еще предстоит сделать - особенно в области маркетинга и продаж.

Особенно пристальное внимание при этом заслуживают разработка и вывод на рынок инновационных препаратов, инвестиции в соответствующую инфраструктуру и обучение профессиональных кадров на территории России.

Литература

1. Билайн Бизнес запускает сервис телемедицины для корпоративных клиентов. [Электронный ресурс]. URL: https://moskva.bee-line.ru/about/press-center-new/press-releases/details/1484065/. URL: https://moskva.beeline.ru/about/press-center- new/press-releases/details/1484065/ (In Russian)].

2. ВЦИОМ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/anaNticheskii-obzor/telemediczina-v-rossii-segodnya-i-zavtra обращение 8.05.2021

3. Ведомости. МегаФон запускает решение для дистанционного мониторинга здоровья. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/07/23/ megafon-zapuskaet-reshenie-dlya-distantsionnogo-monitoringa-zdorovya) (Доступ 15.03.21).

4. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб./Рос-стат. — М., 2021. — 171 с.

5. Половинка В.С., Свиридова Т.Б., Демьянков К.Б., Лотоцкий М.М. Системы дистанционного мониторинга за состоянием здоровья работников. Состояние проблемы и перспективы развития. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2018(2):113-122

6. Карпов О. Э., Никуличев А. А., Пензин О. В., Субботин С. А., Андриков Д. А„ Перфильев А*. Е. Архитектура медицинских информационных систем нового поколения. Вестник НМХЦ им. Н. И. Пирогова. 2019; 3 (14): 126-134.https://doi.

org/10.25881/BPNMSC.2019.43.34.025

7. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утв.

X X

о го А с.

X

го m

о

О

м м

CS CS

о

CS СП

о ш m

X

<

m о x

X

Приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 года № 364.

8. Медицинский онлайн-сервис СберЗдоровье. [Электронный ресурс]. Официальный сайт URL: https://www.sberbank.com/ru/eco/sberhealth

9. Медвестник: Мониторинг изменит систему. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/interviews/ Monitoring-izmenit-sistemu.html (Доступ 16.03.21)

10. Приложение МТС 120/80: помощь людям с высоким давлением. [Электронный ресурс]. URL: https://media.mts.ru/ technologies/186632/

11. SmartMed - это приложение для смартфона на iOS или Android. [Электронный ресурс]. URL: https://medsi.ru/lands/ smartmed.php

12. Приложение 18 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_348101/5284cfe3 d3845d754c4e0bcca0e8b26c21cc12bc/ ].

13. Шадеркин И.А., Шадеркина В.А. Удаленный мониторинг здоровья: мотивация пациентов. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2020(3):37-43. https://doi.org/10.29188/2712-9217-2020-6-3-37-43

14. Фармвестник: Международные производители лекарств сократили промоцию во втором квартале. [Электронный ресурс]. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Mejdunarodnye-proizvoditeli-lekarstv-sokratili-promociu-vo-vtorom kvartale.html (Доступ 31.08.21)

15. Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий (введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ).

16. Федеральный регистр медицинских работников [Электронный ресурс]. URL: https://support.egisz.rosminzdrav.ru/ index.php?/Knowledge/List/Index/63

17. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021 г.)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/41021 e09a57 b2db1834266a1635d5a7a7a9e7ce9/).

18. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция) / Консультант- Плюс [Интернет]. Доступно на: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/

19. Улумбекова Г. Э., Гиноян А. Б., Калашникова А. В., Альвианская Н. В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.) // «Оргздрав. Вестник ВШОУЗ» И 2019 г. https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/finansirovanie- zdravookhraneniya-v-rossii-2021-2024-gg-/

20. Juniper: К 2025 г. будет насчитываться 1,4 млрд пользователей медицинских и оздоровительных приложений. [Электронный ресурс]. URL: https://evercare.ru/news/juniper-k-2025-g-budet-

naschityvatsya-14-mlrd-polzovateley-medicin_,skikh-i-ozdorovitelnykh.

21. J'son and partners consulting, Рынок мобильной медицины в России и в мире: основные тенденции и прогнозы. [Электронный ресурс]. URL: https://json.tv/ict_telecom_ana-lytics_view/rynok-mobilnoy-meditsiny-v-rossiH-v-mire-os-novnye-tendentsii-i-prognozy).

22. Grand View research, mHealth Apps Market Size, Share & Trends Analysis Report By Type (Fitness, Medical), By Region (North America, APAC, Europe, MEA, Latin America), And Segment Forecasts, 2021-2028. [Electronic resource]. URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/mhealth-app-market.

23. Zion Market Research. Global mHealth Apps Market Will Reach USD 111.1 Billion By 2025. [Electronic resource]. URL: https://www. globenewswire.com/news-release/2019/01/24/1704860/0/en/Global-mHealth-Apps-Market-Will-Reach-USD-111-1-Billion-By-2025-Zion-Market-Research.html.

24. Mobile Health Monitoring, Diagnostic Devices and Services - Global Market Trajectory & Analytics. [Electronic resource]. URL: https://www. researchandmarkets.com/reports/5140488/mobile-health-monitoring-diagnostic-devices-and?utm_source=ixbtcom.

25. Companies In The Artificial Intelligence In Healthcare Market Are Introducing AI-Powered Surgical Robots To Improve Precision As Per The Business Research Company's Artificial Intelligence In Healthcare Global Market Report 2022, https;//www1globenewswire2com/newsrelease/2022/03/30/ 2413072/0/en/CompanieszIn-ThezArtificial-Intelligence-In-Healthcare2Market-Are-Introducing-AI-Powered-Surgical-Robots-To-Improve-Precision-As-Per-The-Business-Research-Company-s-Artificial-Inte.html

Modern trends in investment activity and communications in the

pharmaceutical market in the context of current changes Beschastnova S.P.

State University of Management

JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20_

The article is dedicated to the description of the current trends, study and analysis of trends in investment development and communications in the Russian pharmaceutical market, study and analysis of the changes in the communication area and strategies for promotion of pharmaceutical products in the Russian market. As the result of the analysis the main conclusion is a significant rebalancing of investments and communications in the Russian pharmaceutical market. The information received as the result of the conducted analysis first of all will make it possible to improve communication policy of the Russian pharmaceutical production companies, to optimize investments in the promotion of local digital products and pharmaceuticals. Keywords: investments, communications, clinical trials, digitalization, communication promotion strategy, pharmaceutical market, digital healthcare. References

1. Beeline Business launches a telemedicine service for corporate clients.

[Electronic resource]. URL: https://moskva.bee-line.ru/about/press-center-new/press-releases/details/1484065/. URL:

https://moskva.beeline.ru/about/press-center-new/press-releases/details/1484065/ (In Russian)].

2. VCIOM. Official site. [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemediczina-v-rossii-segodnya-i-zavtra accessed 8.05.2021

3. Vedomosti. MegaFon launches remote health monitoring solution.

[Electronic resource]. URL:

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/07/23/megafon-zapuskaet-reshenie-dlya-distantsionnogo-monitoringa-zdorovya) (Accessed 03/15/21).

4.Health care in Russia. 2021: Stat. Sat/Rosstat. - M., 2021. - 171 p.

5. Polovinka V.S., Sviridova T.B., Demyankov K.B., Lototsky M.M. Remote

monitoring systems for workers' health. State of the problem and

development prospects. Modern problems of healthcare and medical statistics 2018(2):113-122.

6. O. E. Karpov, A. A. Nikulichev, O. V. Penzin, S. A. Subbotin, and D. A.

Andrikov, Perfil'ev A*. E. Architecture of new generation medical information systems. Bulletin of the NMHC them. N. I. Pirogov. 2019; 3 (14): 126-134. https://doi. org/10.25881/BPNMSC.2019.43.34.025

7. The concept of creating a unified state information system in the healthcare

sector, approved. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated April 28, 2011 No. 364.

8. Medical online service SberHealth. [Electronic resource]. Official website

URL: https://www.sberbank.com/ru/eco/sberhealth

9. Harvester: Monitoring will change the system. [Electronic resource]. URL:

https://medvestnik.ru/content/interviews/Monitoring-izmenit-sistemu.html (Accessed 03/16/21)

10. Application MTS 120/80: help for people with high blood pressure. [Electronic resource]. URL: https://media.mts.ru/technologies/186632/

11. SmartMed is a smartphone app for iOS or Android. [Electronic resource].

URL: https://medsi.ru/lands/smartmed.php

12. Appendix 18 to the order of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 19, 2020 N 198n. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_348101/5284cfe3 d3845d754c4e0bcca0e8b26c21cc12bc/].

13. Shaderkin I.A., Shaderkina V.A. Remote health monitoring: patient motivation. Journal of Telemedicine and eHealth 2020(3):37-43. https://doi.org/10.29188/2712-9217-2020-6-3-37-43

14. Pharmvestnik: International drug manufacturers cut promotions in the second quarter. [Electronic resource]. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Mejdunarodnye-proizvoditeli-lekarstv-sokratili-promociu-vo-vtorom kvartale.html (Accessed 08/31/21)

15. Federal Law of November 21, 2011 N 323-FZ (as amended on May 26, 2021) "On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation" Article 36.2. Features of medical care provided with the use of telemedicine technologies (introduced by the Federal Law of July 29, 2017 N 242-FZ).

16. Federal Register of Medical Workers [Electronic resource]. URL: https://support.egisz.rosminzdrav.ru/index.php?/Knowledge/List/Index/63

17. Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 (as amended on March 9, 2021) "On Information, Information Technologies and Information Protection" (as amended and supplemented, effective from March 20, 2021) 2021)" [Electronic resource]. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/41021e09a57b2db183426 6a1635d5a7a7a9e7ce9/).

18. Federal Law "On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation" dated November 21, 2011 No. 323-FZ (last edition) / Consultant Plus [Internet]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

19. Ulumbekova G. E., Ginoyan A. B., Kalashnikova A. V., Alvianskaya N. V. Healthcare financing in Russia (2021-2024) // Orgzdrav. Vestnik VSHOUZ" and 2019 https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/finansirovanie- zdravookhraneniya-v-rossii-2021-2024-gg-/

20. Juniper: By 2025, there will be 1.4 billion health and wellness app users.

[Electronic resource]. URL: https://evercare.ru/news/juniper-k-2025-g-

budet-naschityvatsya-14-mlrd-polzovateley-medicin-skikh-i-

ozdorovitelnykh.

21. J'son and partners consulting, Mobile medicine market in Russia and in the world: main trends and forecasts. [Electronic resource]. URL: https://json.tv/ict_telecom_ana-lytics_view/rynok-mobilnoy-meditsiny-v-rossii-i-v-mire-os-novnye-tendentsii-i-prognozy).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Grand View research, mHealth Apps Market Size, Share & Trends Analysis Report By Type (Fitness, Medical), By Region (North America, APAC, Europe, MEA, Latin America), And Segment Forecasts, 20212028. [Electronic resource]. URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/mhealth-app-market.

23. Zion Market Research. Global mHealth Apps Market Will Reach USD 111.1 Billion By 2025. [Electronic resource]. URL: https://www. globenewswire.com/news-release/2019/01/24/1704860/0/en/Global-mHealth-Apps-Market-Will-Reach-USD-111-1-Billion-By-2025-Zion-Market-Research.html.

24. Mobile Health Monitoring, Diagnostic Devices and Services - Global Market Trajectory & Analytics. [Electronic resource]. URL: https://www. researchandmarkets.com/reports/5140488/mobile-health-monitoring-diagnostic-devices-and?utm_source=ixbtcom.

25. Companies In The Artificial Intelligence In Healthcare Market Are Introducing AI-Powered Surgical Robots To Improve Precision As Per The Business Research Company's Artificial Intelligence In Healthcare Global Market Report 2022, https;//www1globenewswire2com/newsrelease/2022/03/30/2413072 /0/en/CompanieszIn-ThezArtificial-Intelligence-In-Healthcare2Market-Are-Introducing-AI-Powered-Surgical-Robots-To-Improve-Precision-As-Per-The-Business-Research-Company-s-Artificial-Inte .html

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

2 O

ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.