Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ АПТЕК «АПРЕЛЬ»)'

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ АПТЕК «АПРЕЛЬ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1250
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПАНДЕМИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ / ПРОВИЗОРЫ / СЕТЬ АПТЕК «АПРЕЛЬ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волненко Владимир Николаевич

Маркетинг многообразен, как многообразны товары и их рынки. Автор, исходя из того, что общая теория маркетинга уже достаточно хорошо известна, ставит целью разобраться в специфике маркетинговой деятельности на одном из важных рынков - рынке фармацевтических товаров. О сфере, которая касается здоровья, а порой и жизни человека, ранее неуместно было говорить в «рыночных тональностях». По этой причине маркетинг в фармации и медицине изначально рассматривался как неуместное явление. Но постепенно товарно-денежные отношения добрались и до здравоохранения, и сейчас рыночные инструменты имеют для данной отрасли не меньшее значение, чем для сферы потребительских товаров. В статье дана краткая характеристика основных законов психофизиологии потребительского поведения на фармацевтическом рынке, представлено описание основных процессов парадигмы маркетинга и его особенностей применительно к рынку лекарственных препаратов. Освещаются вопросы формирования мотивации к потреблению лекарств, позиционирования препаратов на рынке, их продвижения, PR-технологий и адаптации коммуникаций с клиентами под новые реалии диджитал-среды. Рассмотрены основные игроки на фармацевтическом рынке РФ на начало 2022 года и проведен анализ маркетинговой деятельности одного из лидеров данной отрасли - сети аптек «Апрель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ACTIVITIES IN THE PHARMACEUTICAL ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE PHARMACY CHAIN «APRIL»)

Marketing is diverse, just as products and their markets are diverse. The author, proceeding from the fact that the general theory of marketing is already well known, aims to understand the specifics of marketing activities in one of the important markets - the pharmaceutical goods market. Previously, it was inappropriate to speak about the sphere that concerns health, and sometimes human life, in «market tones». For this reason, marketing in pharmacy and medicine was initially viewed as an inappropriate phenomenon. But gradually commodity-money relations have also reached healthcare, and now market instruments are no less important for this industry than for the sphere of consumer goods. The article gives a brief description of the basic laws of psychophysiology of consumer behavior in the pharmaceutical market, describes the main processes of the marketing paradigm and its features in relation to the market of medicines. The issues of formation of motivation for drug consumption, positioning of drugs on the market, their promotion, PR technologies and adaptation of communications with customers to the new realities of the digital environment are highlighted. The main players in the pharmaceutical market of the Russian Federation at the beginning of 2022 are considered and the analysis of marketing activity of one of the leaders of this industry - the network of pharmacies «April» is carried out.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ АПТЕК «АПРЕЛЬ»)»

Маркетинг многообразен, как многообразны товары и их рынки. Автор, исходя из того, что общая теория маркетинга уже достаточно хорошо известна, ставит целью разобраться в специфике маркетинговой деятельности на одном из важных рынков - рынке фармацевтических товаров. О сфере, которая касается здоровья, а порой и жизни человека, ранее неуместно было говорить в «рыночных тональностях». По этой причине маркетинг в фармации и медицине изначально рассматривался как неуместное явление. Но постепенно товарно-денежные отношения добрались и до здравоохранения, и сейчас рыночные инструменты имеют для данной отрасли не меньшее значение, чем для сферы потребительских товаров. В статье дана краткая характеристика основных законов психофизиологии потребительского поведения на фармацевтическом рынке, представлено описание основных процессов парадигмы маркетинга и его особенностей применительно к рынку лекарственных препаратов. Освещаются вопросы формирования мотивации к потреблению лекарств, позиционирования препаратов на рынке, их продвижения, Р1?-технологий и адаптации коммуникаций с клиентами под новые реалии диджитал-среды. Рассмотрены основные игроки на фармацевтическом рынке РФ на начало 2022 года и проведен анализ маркетинговой деятельности одного из лидеров данной отрасли - сети аптек «Апрель».

Ключевые слова: конкуренция в здравоохранении; фармацевтический маркетинг; рынок лекарственных препаратов; маркетинговые коммуникации; пандемия; стратегия продвижения; провизоры; сеть аптек «Апрель».

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-4301-10-16

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ АПТЕК «АПРЕЛЬ»)

Волненко Владимир Николаевич,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85 volnenkovlni@mail.ru

В современном обществе одним из наиболее стратегически важных показателей качества жизни человека выступает уровень его здоровья (как физического, так и психического), функцию обеспечения и поддержания которого выполняет система здравоохранения страны. При этом в условиях нынешней стратегии медицинской деятельности государства значительная роль принадлежит фармацевтической отрасли как общественно значимому сектору экономики.

«Здоровье по прейскуранту» — это не новое веяние, и оно нашло свое отражение в том числе ив развитии Фарминдустрии. Всё более разнообразными становятся болезни и диагнозы, плюс к этому — не стоит на месте медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их влиянии на организм, а соответственно появляется всё большее количество

лекарственных средств (ЛС), предназначенных для излечения людей или поддержания их жизнеобеспечивающих показателей. В том числе по этой причине фармацевтический рынок стал одним из наиболее быстро развивающихся рынков во всем мире. Характерными его чертами сейчас являются высокий уровень конкуренции, острая борьба за потребителя и специфические технологии продвижения, несколько отличающиеся от инструментов маркетинга, используемых на традиционных рынках.

Главной особенностью, отличающей фармацевтическую промышленность от производства товаров повседневного спроса, стало то, что решение о приобретении продукта принимает не только потребитель, но и врач или сотрудник аптеки. Поэтому здесь важной частью продвижения про-

дукции является работа со специалистами, влияющими на поведение потребителей. Кроме того, данный товар при очевидной пользе может нанести и вред при неправильном употреблении, к тому же обычно имеет побочные эффекты. Поэтому в данном случае даже розничные продавцы должны быть дипломированными специалистами, а производство законодательно ограничено и отрегулировано.

В последнее время все чаще вносятся изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую фармацевтическую деятельность предприятий и холдингов. Все они в основном направлены на пресечение сбыта контрафакта и усиление контроля со стороны надзорных органов. Законодатель прилагает все усилия, чтобы нивелировать негативные последствия, имеющие место на фармрынке и обеспечить максимальную

доступность лекарственных средств.

Одной из последних ведущих тенденций российского законодательства в этой области является процесс единения отечественных норм с положениями Евразийского экономического союза. Участники договорных обязательств стремятся добиться утверждения единых стандартов в различных областях, в том числе в сфере обращения лекарственных средств. Это требует больших согласований с участниками Соглашения и немалых материальных вложений. Однако поэтапная унификация правовых положений в согласии с соглашением ЕАЭС позволяет улучшить показатели экспорта фармацевтической продукции.

На основании ФЗ-61 под фармпрепаратами понимают вещества или же их комбинацию, которые при контакте с организмом вступают в реакцию и оказывают соответствующее воздействие. Фармацевтические средства применяются в профилактических целях, для борьбы с патогенной средой и в качестве реабилитации. В согласии с законом под обращением лекарственных средств в РФ понимается комплекс мероприятий, включающий в себя изучение, анализ, производство новых препаратов, а также транспортировку, реализацию фармп-родукции. В последнее время на фармацевтическом рынке РФ наблюдается высокая доля инновационной продукции и ужесточение контроля со стороны надзорных инстанций.

В 2020 году законодатель ввел изменения в порядок оборота лекарственных средств в РФ. Все участники рынка теперь обязаны вести мониторинг лекарственных препаратов и их маркировку. Про-

изводственным концернам необходимо наносить средства идентификации и вносить соответствующие сведения в единую систему. А оптово-розничным фармацевтическим предприятиям при приемке и сбыте необходимо вносить информацию в систему ГИС «Маркировка».

Представленные преобразования имеют свои преимущества для фармацевтического рынка. Во-первых, внедрение новой системы позволит минимизировать издержки за счет более эффективного управления логистикой. Во-вторых, соответствие продукции утвержденным стандартам позволит организовать поставки на зарубежные рынки (если политика партии позволит, и санкции не будут препятствовать этому). В-третьих, поможет добиться здоровой конкуренции и минимизировать количество сбыта кон-трафакта.

На различных этапах оборота фармпродукции участвует довольно большой круг участников: производственные концерны, оптово-розничные компании, дистрибьюторы, аптечные сети и другие (рис. 1).

Производители ЛП.

Оптовые компании.

-

Медицинские предприятия.

Аптечные подразделения.

Субъекты обращения фармпродукции в сфере производства обязаны соблюдать положения, касающиеся госрегистрации и лицензирования. Лицензирование в сфере обращения лекарственных средств является важной составляющей законного осуществления деятельности. Разрешительная документация с истекшим сроком может привести к административным санкциям, вплоть до приостановления деятельности. Торговля фармпрепаратами аптечными сетями может осуществляться только при наличии лицензии на данный вид деятельности. В качестве контролирующего субъекта оборота лекарственных средств выступает Министерство здравоохранения РФ и соответствующие надзорные подразделения. Они занимаются разработкой законодательства в сфере производства и реализации лекарственных препаратов, а также их законного оборота на территории РФ. Федеральная служба по надзору борется с различными проявлениями противоправных действий со стороны фармацевтических компаний,организует различные внеплановые проверки и иные мероприятия, направленные на

• Юридические подразделения, которые осуществляют розничную реализацию ЛС согласно требованиям закона (аптечные киоски, аптечные пункты и сами аптеки).

Рис. 1. Основные участники рынка сбыта фармацевтической продукции

• Холдинги, занимающиеся производством фармпродукции в согласии с утвержденными требованиями регулятора закона.

• Фармацевтические организации, которые занимаются сбытом и транспортировкой ЛП.

• Больничные учреждения, занимающиеся приемкой и реализацией фармпрепаратов для пациентов.

предотвращение сбыта некачественной продукции. В лице надзорной инстанции также выступает Роспотребнадзор, главная цель которого защита прав потребителей и благополучие человека. В случае фиксации поддельных препаратов предпринимаются активные действия вплоть до аннулирования лицензии фармкомпа-нии. Роспотребнадзор и Рос-здравнадзор совместно с соответствующим Департаментом обеспечивает законность передвижения ЛС на территории РФ. Действия всех перечисленных инстанций, направленные на контроль за выпуском и обращением лекарств, чрезмерная бюрократия, сопутствующая деятельности фарминдустрии, конечно, усложняют ведение фармбизнеса, но выгоды столь высоки, что оно того стоит.

Основной ролью фармацевтического маркетинга (как части маркетинга здравоохранения) является построение отношений между клиентами (первичными — потребителями, и вторичными — аптеками, госпитальным сектором, дистрибьюцией) и компанией-производителем. Продуктом здесь являются лекарственные средства в различных формах, биологически активные добавки, парафармацевтика и космецевти-ка, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от потребности потребителя, но и от квалификации врача или фармацевта.

Специфика маркетинга на фармацевтическом рынке отличается рядом особенностей: ♦ усложнение классической формула купли — продажи, потому что в систему покупатель (пациент) — продавец (провизор)

включается третье звено — врач, который в равной, а иногда и в большей степени является генератором спроса (хотя не всегда может проконтролировать покупку);

♦ наличие в системе продвижения дополнительного звена — квалифицированного медицинского представителя, влияющего на врача или фармацевта;

♦ товар зачастую рассматривается как необходимая, а не желаемая покупка, следовательно, импульсные покупки играют небольшую роль;

♦ недостаточная осведомлённость покупателя о продукте;

♦ превалирующая роль соображений эффективности и безопасности по сравнению с ценой;

♦ недопустимость появления на рынке товаров низкого качества;

♦ связь с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска) [1].

Если рассматривать три основных вида маркетинга — ориентированный на производство, на потребителя и на продажи — то в фарммаркетинге наибольшую роль играет как раз ориентация на потребителя, потому что потребность в продукте мало зависит от сезонности, а такие механизмы привлечения покупателя, как реклама и мерчендайзинг, в рецептурном сегменте особой роли не играют: что выписали, то пошел в аптеку и купил.

Если вспомнить универсальную пирамиду Маслоу, то, на первый взгляд, лекарственные средства удовлетворяют только нижние

потребности — физиологию и безопасность (комфорт). Однако был выявлен интересный факт: препараты, вместо того чтобы распространять свое влияние внизу списка Маслоу, оказываются наиболее важными для верхней его части. Медикаменты могут влиять на качество жизни «здоровых» людей, столкнувшихся с тревогой, ожирением, потерей памяти или выпадением волос. Более того, на тренингах для медицинских представителей наглядно показывают, как лекарство может удовлетворять потребности принадлежности к группе (группа заботящихся о здоровье), уважения (к здоровому человеку) и самореализации (через преодоление болезни).

Встречаются примеры ярких несовпадений между желанием и потребностью. Например,человек по множеству причин (получение по почте рекламных материалов, рекомендации знакомых и родственников, наличие наркотической зависимости) хочет принимать препарат, но не нуждается в нем. Или наоборот — нуждается в лекарстве, но по множеству причин (недостаточное понимание необходимости приема, высокая цена, отсутствие диагноза или неверный диагноз) не хочет принимать его. Поэтому важная социальная задача фармацевтического маркетинга — эффективное и рациональное приведение в соответствие желания и потребностей покупателя [2].

Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ,направленных

на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей. К основным задачам фармацевтического маркетинга можно отнести представленные на рисунке 2.

Стоит отметить, что список обозначенных задач, конечно же, не исчерпывающий и с проникновением и развитием рыночных отношений в отрасли здравоохранения лишь множится.

Есть вещи, на которых не принято экономить. Здоровье — одна из них. Правда, в России отношение к этой теме немного специфично. Из-за недостаточно высокого качества медицинских услуг, или попросту из-за недостатка врачей и поликлиник в некоторых уголках страны,население достаточно часто занимается самолечением и покупает те лекарственные средства, которые разрекламированы СМИ или соседом. С точки зрения инвестиций рынок медикаментов — это один из самых интересных кластеров в потребительском секторе. Количество аптечных учреждений в РФ на конец февраля 2022 года достигло 71,5 тыс., что больше по отношению к марту 2021 года на 4% (в марте 2021 года их насчитывалось 68,9 тыс.). Общая выручка аптек за два месяца 2022 года продемонстрировала положительный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+18%) и достигла отметки 289 млрд руб., выручка на одну аптеку тоже выросла (+14%) и составила 2 021 тыс. руб.

Благодаря постоянному спросу отечественный лекарственный рынок ежегодно растет (рис.3).

В отличие от многих отраслей, переживших кризисные 1998, 2008-2009, 2014-2015, 2020-

2022 года с большим трудом, рынок лекарств чувствовал и чувствует себя очень хорошо. За рассматриваемый на рисунке период (март 2021 года - февраль 2022 года) объем проданных средств вырос до 1 253 млрд. руб. в стоимостном выражении. И на этом потенциал рынка далеко не исчерпан. Для позитивных прогнозов есть несколько причин. Первая и самая важная (хоть и вызывающая грусть-печаль) - стареющее население России. В силу возраста и накопившихся болезней старики - самая активная группа покупателей лекарственных средств. Естественно, чем больше будет пожилых людей, тем выше будет спрос на лекарства. Анатолий Вишневский, директор Института

демографии НИУ «Высшая школа экономики», писал: «Хронологическое старение идет везде по миру, но получается так, что наших 60-летних надо сравнивать не с 60-летними итальянцами или японцами, а с 70-летними. И у нас доля населения старше 60 лет — 20%, а, к примеру, в той же Японии доля населения старше 70 лет — всего 18%. Если у нас люди достигают порога старения раньше, чем в других странах, то раньше возникают и все те сложности, с которыми пожилое население обращается за лечением»1.

Впрочем, и сравнительно молодые россияне активно развивают спрос на рассматриваемом рынке. Широкое распространение

анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения

анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития

повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств

разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля

выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств

разработка методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарств и их реализации с учетом макроэкономической конъюнктуры и потенциала компании

Рис. 2. Основные задачи фармацевтического маркетинга

Рис. 3. Рынок лекарственных препаратов России, март 2021 года - февраль

2022 года*

* https://alpharm.ru/ru/analytics/ezhemesyachnyy-otchyot-ytd2-2022.

1 https://www.ng.ru/health/2019-03-19/8_7534_old.html.

вредных привычек,неспортивный и нездоровый образ жизни у немалой части молодых людей, сидячий образ жизни (как известно ПК — двигатель прогресса, но не двигатель тела), неправильное питание — все это приводит к тому, что средства, улучшающие работу сердца или других органов, занимают верхние строчки в отчетах о продажах лекарственных препаратов.

Ну и, конечно же, пандемия ко-ронавируса и последствий от него, внёсшие значительный вклад в карман фармацевтических компаний, уже третий год рассматривается как локомотив в небывалом подъеме бизнеса, построенного на здоровье населения. В связи с пандемией фармацевтическим компаниям потребовалось адаптировать коммуникацию с клиентами под новые реалии: сИдйа! стал приоритетным каналом продаж.

Но, несмотря на весомость перечисленных причин для активизации темпов роста, российский фармацевтический рынок всё же характеризуется низкой степенью насыщения. Среднестатистический россиянин тратит на лекарства 1,8% от своих потребительских расходов. В то время, как например, в США аналогичный показатель составляет 8%. В среднем по стране ежегодные расходы российской семьи на лекарства составляют 19,5 тыс. рублей в год (это меньше 2% годового дохода домохозяйств) — такие данные представлены исследовательским холдингом «Ромир», который ежеквартально изучает динамику доли затрат российских семей на медицинские товары2.

Изюминка фармрынка заключается еще в том, что спрос на лекарства неэластичен по цене. Оно и понятно, даже если средство от гриппа, зубной боли или хондро-за подорожает вдвое, на него всегда найдутся покупатели. Прошедшие два года, подстегнувшие не только спрос на лекарства, но и на цены, особенно показательны в этом смысле. Официальная отчетность гласит, что за 2021 год стоимость лекарств выросла в российских аптеках в среднем на 11,4%3. Однако стоит учитывать, что это «средняя температура по больнице». Популярные препараты, например «Арбидол» (прирост объема продаж которого за последний год составил 225%) и ему подобные, за ковидный период выросли в цене чуть ли не вдвое, а некоторые лекарственные препараты — остались на прежнем уровне. Именно поэтому, оценивая перспективы различных российских фармацевтических компаний, стоит учитывать возможность, которую сулит им применение грамотного маркетинга в продвижении лекарственных средств.

Если рассмотреть российский фармацевтический рынок в разрезе основных игроков, представленных на нем, то по итогам февраля 2022 года в ТОП-10 аптечных сетей на первой строчке разместилась «Ригла» (Москва), доля которой достигла 6,9%. Второе место принадлежит АС «Апрель» (Краснодар), занявшей 5,8% розничного коммерческого рынка. Тройку лидеров замыкает «Имплозия» (Самара) (табл.)

В качестве объекта исследования в статье была выбрана аптеч-

ная сеть «Апрель» и особенности управления ее маркетинговой деятельностью. Данная федеральная аптечная сеть — это 21 год безупречной работы на рынке фар-мритейла, более 3600 аптек в 61 регионе России (при этом компания продолжает экспансию в регионы России) и миллион активных карт лояльности. При этом карту носить с собой необязательно, достаточно показать ее кассиру в приложении.

Количество открытых аптек позволяет с уверенностью говорить о том, что «Апрель» — это аптека формата «у дома». Открываются аптеки сети в самых удобных местах, вблизи крупных ЖК и на транспортных узлах, в крупных городах и небольших поселках. Более того, для ещё большего удобства покупателей запущены и бесперебойно работают интернет-сайт и приложение, где можно в любой момент найти интересующий препарат, узнать его стоимость и наличие в ближайших аптеках и воспользоваться услугой доставки (кроме рецептурных лекарств и лекарств со специальными условиями хранения — это можно приобрести только на месте). На сайте «Апрель» доступна оплата заказов онлайн банковской картой.

«Апрель» — это первая аптечная сеть, запустившая услугу доставки лекарственных средств до двери клиента, одна из первых перешла на систему «Честный знак»4 и ввела возможность оплаты по ОЯ-коду. Уникальная в своём роде, гибкая программа лояльности «Апрель+Аптечный клуб» разработана для удобства каждого покупателя. При этом у покупателя есть выбор — копить баллы

2 https://new-retail.ru/novosti/retail/skolko_rossiyane_tratyat_na_lekarstva2484/.

3 https://novayagazeta.ru/articles/2022/01/02/gorkaia-tabletka.

4 Честный знак — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий.

* Рецептурные препараты. ** Безрецептурные препараты.

*** Для предприятия, которое продает товары, количество БКЦ! - это количество отличающихся друг от друга по своим свойствам, обособленных товаров.

Таблица

Основные игроки на фармацевтическом рынке РФ на начало 2022 года

Аптечная сети Кол-во регионов Кол-во АУ на янв. 2022 Общий объем продаж, млн руб. Ср.выручка на 1 аптеку в месяц, млн руб. Средний чек по сети, руб. RX* OTC** БАД Кол-во SKU*** Доля рынка, %

Ригла (Москва) 58 3374 10 206,98 3,03 634,08 35% 42% 7% 27491 7,09%

Апрель (Краснодар) 61 3124 8 063,63 2,58 590,52 38% 37% 8% 28136 5,60%

Имплозия (Самара) 60 3543 7 985,95 2,25 558,46 38% 41% 6% 29536 5,55%

Планета Здоровья (Пермь) 54 2175 7 938,68 3,65 718,49 34% 39% 9% 26787 5,52%

Эрка&мз (Москва) 51 1814 7 405,91 4,08 724,71 35% 39% 8% 28301 5,15%

Ирис (Москва) 50 2886 7 109,99 2,46 591,37 37% 40% 8% 32933 4,94%

Нео-фарм (Москва) 14 994 5 646,47 5,68 909,73 36% 42% 7% 25019 3,92%

Group 36,6 (Москва) 10 1627 5 437,03 3,34 634,64 32% 40% 9% 27483 3,78%

Вита (Самара) 40 2082 4 893,81 2,35 554,07 37% 42% 6% 29808 3,40%

Фармленд (Уфа) 10 1558 4 258,10 2,73 590,49 36% 41% 6% 28705 2,96%

на карте или пользоваться широким спектром низких цен.

Еще одно новое веяние — сеть аптек «Апрель» вместо традиционных бумажных чеков предоставляет своим покупателям электронные, которые имеют такую же юридическую силу. К такому решению фармацевтическая компания пришла из-за временных перебоев с поставками бумаги в России. Получить электронный чек может любой покупатель аптеки. Для этого надо просто сообщить фармацевту свой контактный номер телефона или же электрон-

ную почту. А для владельцев карты программы лояльности «Аптечный клуб» процесс получения электронного чека еще проще. В мобильном приложении «Аптека Апрель» в разделе «Настройки» можно самостоятельно добавить свой e-mail и чеки будут приходить на почту. Данная функция позволит покупателям не хранить чеки в бумажном виде (если по какой-то причине они нужны покупателю), так как в электронном сервисе хранится вся необходимая информация, в том числе сумма и ассортимент приобретён-

ных товаров. Такие чеки не желтеют, не выгорают и к ним всегда есть доступ, в том числе и у государственных контролирующих органов.

Все вышеобозначенные инструменты и приемы маркетинговых коммуникаций, используемые сетью аптек «Апрель», вкупе с качественным сервисом и гибкой ценовой и ассортиментной политикой позволяют ей занимать лидирующие позиции в отрасли обращения лекарственных препаратов.

ИСТОЧНИКИ

1. Калмыкова Д.С. Стратегии повышения конкурентоспособности отраслей экономики в период пандемии // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 10—11 марта 2022 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 126—129.

2. Воронов АА, Семенова С.В., Попова Т.С. Ключевые идеи концепции маркетинга отношений в отраслях и видах деятельности // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков: материалы VI Международной научно-практической конференции, Краснодар, 17—18 ноября 2021 года. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. С. 89—93.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-4301-10-16

Marketing Activities in the pharmaceutical enterprise management system (on the Example of the Pharmacy Chain «April»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volnenko Vladimir Nikolaevich,

Candidat of department of management and marketing; Belgorod State National Research University; Pobedy str. 85, Belgorod, Russia, 308015 (volnenkovlni@mail.ru)

Marketing is diverse, just as products and their markets are diverse. The author, proceeding from the fact that the general theory of marketing is already well known, aims to understand the specifics of marketing activities in one of the important markets - the pharmaceutical goods market. Previously, it was inappropriate to speak about the sphere that concerns health, and sometimes human life, in «market tones». For this reason, marketing in pharmacy and medicine was initially viewed as an inappropriate phenomenon. But gradually commodity-money relations have also reached healthcare, and now market instruments are no less important for this industry than for the sphere of consumer goods. The article gives a brief description of the basic laws of psychophysiology of consumer behavior in the pharmaceutical market, describes the main processes of the marketing paradigm and its features in relation to the market of medicines. The issues of formation of motivation for drug consumption, positioning of drugs on the market, their promotion, PR technologies and adaptation of communications with customers to the new realities of the digital environment are highlighted. The main players in the pharmaceutical market of the Russian Federation at the beginning of 2022 are considered and the analysis of marketing activity of one of the leaders of this industry - the network of pharmacies «April» is carried out.

Keywords: competition in healthcare; pharmaceutical marketing; drug market; marketing communications; pandemic; promotion strategy; pharmacists; pharmacy chain «April».

REFERENCES

1. Kalmykova, D.S. (2022) Strategies for increasing the competitiveness of economic sectors during the pandemic. Structural transformations of the economy of territories: in search of social and economic equilibrium: Collection of scientific articles of the 5thAll-Russian Scientific and Practical Conference, Kursk, March 10—11, 2022. Kursk: Southwest State University, 2022, pp. 126-129.

2. Voronov, A. A.; Semenova, S.V.; Popova, T.S. (2021) Key ideas of the concept of marketing relations in industries and activities. Problems and prospects of formation of marketing strategies in unstable markets: materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, November 17-18, 2021. Krasnodar: Kuban State University, 2021, pp. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.