Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЕАЛИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МОНИТОРИНГ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЛАТФОРМЕННЫЙ ПОДХОД / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ESG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко К.К.

Новые реалии на мировом туристском рынке нацеливают на ряд ключевых аспектов, релевантных современному состоянию данной бизнес-ниши. Учитывать современные реалии становиться весьма важным с точки зрения повышения конкурентоспособности туристского продукта, выхода на новые потребительские рынки. В статье представлены основные направления и перспективы развития внутреннего туризма относительно его перспективных направлений в соответствии с глобальными трансформационными процессами экономики. Особое внимание уделено проблемам цифровой трансформации туристского продукта, которая закономерно ведет к появлению феномена платформенного и экосистемного качества, связанного с технологическими и цифровыми трансформациями, характеризующими туристскую сферу и объекты ее инфраструктуры. Обосновано, что экосистемный платформенный подход позволяет сформировать эффективные управленческие решения, включая использование природных экосистем на основе стратегии ESG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS AND TRENDS IN DOMESTIC TOURISM IN NEW REALITIES

New realities in the global tourism market aim at a number of key aspects relevant to the current state of this business niche. It is very important to take into account modern realities from the point of view of increasing the competitiveness of a tourist product, entering new consumer markets. The article presents the main directions and prospects for the development of domestic tourism regarding promising directions in accordance with the global transformation processes of the economy. Particular attention is paid to the problems of digital transformation of the tourist product, which naturally leads to the emergence of a phenomenon of platform and ecosystem quality associated with technological and digital transformations characterizing the tourist sphere and its infrastructure. It is justified that the ecosystem platform approach allows the formation of effective management decisions, including the use of natural ecosystems based on the ESG strategy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЕАЛИЙ»

Источники:

1. Абдрахманова Г.И., Баскакова О.Е., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах: аналитический доклад // Координационный центр национального домена сети Интернет - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 144 с.

2. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник // М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 124 с.

3. Джопуа А. А. Особенности развития малого инновационного предпринимательства в период пандемии COVID-19 // E-Scio. - 2021. -№. 4 (55). - С. 605-610.

4. Кузенкова Е. А., Демченко А. А. Роль научных исследований в деятельности предприятий // Научный вестник Крыма. - 2018. - N°. 4 (15). - С. 7.

5. Лысенков М. С. Влияние цифровых технологий на развитие предприятий // Молодой ученый. - 2020. - №. 41. - С. 243-244.

6. Наука. Технологии. Инновации: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 98 с.

7. Петров А. Н., Куракова Н. Г. Проблемы достижения системности целевых показателей национального проекта «Наука» // Экономика науки. - 2019. - Т. 5. - №. 1. - С. 4-18.

8. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 274 с.

9. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) «Россия в цифрах» 2020 Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/G0yirKPV/Rus_2020 .pdf.

10. Федеральная служба государственной статистики: постановление от 28.12.2007 № 107 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службы по труду и занятости статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой на рынке труда». Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoy-statistiki-postanovlenie-ot-28-12-2007-107-ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya.

11. Адаменко, А. А. Потребность в формировании эффективной инновационной системы в форме кластеров в развитии регионов России / А. А. Адаменко, Т. А. Литвинюк // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50(3). - С. 10-12.

12. Вагин, С. Г. Механизм управления процессом инновационно-технологического развития / С. Г. Вагин // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2012. - № 1-2(4-5). - С. 113-119.

13. Хорольская, Т. Е. Инновационное развитие региональной экономики в современных условиях / Т. Е. Хорольская, Р. Р. Аванесова, Д. В. Петров // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45(4). - С. 270-273.

EDN: QMCYWM

К.К. Левченко - к.э.н., заместитель руководителя территориального органа МИД России в г. Сочи, Сочи, Россия, sochikos@yandex.ru,

K.K Levchenko - candidate of economic sciences, Deputy Head of the Territorial Body of the Russian Foreign Ministry in Sochi, Sochi, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЕАЛИЙ CURRENT TRENDS AND TRENDS IN DOMESTIC TOURISM IN NEW REALITIES

Аннотация. Новые реалии на мировом туристском рынке нацеливают на ряд ключевых аспектов, релевантных современному состоянию данной бизнес-ниши. Учитывать современные реалии становиться весьма важным с точки зрения повышения конкурентоспособности туристского продукта, выхода на новые потребительские рынки. В статье представлены основные направления и перспективы развития внутреннего туризма относительно его перспективных направлений в соответствии с глобальными трансформационными процессами экономики. Особое внимание уделено проблемам цифровой трансформации туристского продукта, которая закономерно ведет к появлению феномена платформенного и экосистемного качества, связанного с технологическими и цифровыми трансформациями, характеризующими туристскую сферу и объекты ее инфраструктуры. Обосновано, что экосистемный платформенный подход позволяет сформировать эффективные управленческие решения, включая использование природных экосистем на основе стратегии ESG.

Abstract. New realities in the global tourism market aim at a number of key aspects relevant to the current state of this business niche. It is very important to take into account modern realities from the point of view of increasing the competitiveness of a tourist product, entering new consumer markets. The article presents the main directions and prospects for the development of domestic tourism regarding promising directions in accordance with the global transformation processes of the economy. Particular attention is paid to the problems of digital transformation of the tourist product, which naturally leads to the emergence of a phenomenon of platform and ecosystem quality associated with technological and digital transformations characterizing the tourist sphere and its infrastructure. It is justified that the ecosystem platform approach allows the formation of effective management decisions, including the use of natural ecosystems based on the ESG strategy.

Ключевые слова: туризм, мониторинг, цифровая трансформация, платформенный подход, территориальное туристское объединение, стратегия ESG.

Keywords: tourism, monitoring, digital transformation, platform approach, territorial tourism association, ESG strategy.

В современных реалиях развитие сферы туризма является наиболее прибыльным и эффективным инструментом развития экономики. В последнее время происходит значимое расширение туристских направлений с целью отдыха и путешествий внутри страны по различным регионам и туристским территориям. Предполагается также дальнейший рост внутренних туристских потоков, что можно объяснить уходом большинства зарубежных брендов с российского рынка в сочетании с ростом спроса на внутренние туристские поездки. Новые реалии дают также дополнительные преимущества для более интенсивного развития туристским предприятиям, которые уже начинают набирать вес на рынке внутреннего въездного туризма. В условиях отсутствия иностранных туристов переход на отечественный бренд является более выгодной стратегией для большинства предприятий, поскольку формирует узнаваемость отечественных компаний в России.

Решение проблем развития внутреннего туризма, адаптации к значительному воздействию внешних факторов во многом определяют его современные тренды и тенденции развития перспективу.

Современные реалии диктуют, что каким бы аспектом туристского сектора ни занималось предприятие или организация, необходимо постоянно держать руку на пульсе и отслеживать текущие изменения в сложив-

шихся практиках, которые могут повлиять на динамику туристского спроса [1].

Излюбленные концепции и турпродукты в условиях новых реалий выходят из моды, их заменяют более современные предложения, которые, в конечном счете, захватывают большую долю рынка. Например, новые информационные технологии и новые интеграционные структуры - территориальные туристские объединения вызывают серьезные сдвиги в сфере туризма. Раннее внедрение новых тенденций становится жизненно важным для ведения туристского бизнеса, особенно в условиях активной трансформации глобальных процессов, а также внешнесанкционного давления со стороны недружественных стран. Большое значение в сфере туризма в последние годы уделяется электронной коммерции, развитие которой на национальном уровне обусловлено влиянием таких факторов, как несанкционированные вмешательства во внутренние сети, внешнеэкономическое сотрудничество в технологической и туристской сферах, инвестиции, технологическое и экономическое развитие, потенциал, развитость безвизового режима и прочие. Согласно оценке инвестиционной привлекательности рынков онлайн продажи билетов и туристских путевок, положительные факторы потенциала рынка доминируют над отрицательными, что указывает на благоприятный инвестиционный климат.

Поэтапно рассмотрим ряд трендов, выделенных автором в результате проведенного исследования и мониторинга медиа-ресурсов с использованием статистики поисковых запросов инструмента Google Trends.

1. Смена доминирующей мотивационной парадигмы. Первая и главная из тенденций касается мотивации путешествий. От парадигмы S-S-S (море - солнце - песок), которая доминировала во второй половине XX века, современный внутренний туризм и индустрия путешествий переходит к парадигме L-L-L (знания - пейзаж - отдых) [2].

На наш взгляд, это проявление более глубокой тенденции - дифференциации туристического продукта вследствие глобальных вызовов современности.

2. Цифровая трансформация туристского продукта. Цель цифровой трансформации всей экономики, и сферы туризма, в частности, определяется ростом валового внутреннего продукта, не столько с позиций количественной оценки, сколько с позиций оценки качества.

Цифровая трансформация демонстрирует появление феномена платформенного и экосистемного качества и имеет в туризме свои особенности. Это справедливо как для уровня отдельных субъектов внутреннего туризма, так и индустрии внутреннего туризма в целом. Причем важным фактором выступает определение и формирование функционала цифрового сервиса, обновление требуемых компетенций для специалистов, а также анализа существующей инфраструктуры внутреннего туризма [3]. Одной из перспективных форм проявления цифровизации в туризме может стать технология искусственного интеллекта, которую возможно применять в основных секторах туристской деятельности, поскольку модель развития туризма, основанная использовании потенциала цифровизации, напрямую зависит как от внутренних технологических возможностей организации, так и от внешних условий окружающей среды. На основе использования искусственного интеллекта осуществляется поиск и бронирование различных туров, в гостиничном бизнесе все более популярными становится умные номера, выявляются факторы соответствия, позволяющие подстраивать окружающую среду под индивидуальные потребности и запросы туристов.

Использование технологий искусственного интеллекта дает возможность практического сокращения времени на ответы по запросам туристов по всему временному отрезку в персонализированном формате.

Еще одной современной формой цифровых трансформаций в деятельности туристских организаций является онлайн-покупка туров, спроектированных самими туроператорами.

3. Платформенный подход к развитию туризма

Наиболее интересен, с нашей точки зрения, является платформенный подход к развитию туризма, особенно реализуемый с позиций экосистемы. который тесно переплетается с технологическими и цифровыми трансформациями, характеризующими туристскую сферу и объекты ее инфраструктуры. Технологические трансформации в туризме наиболее ярко демонстрируют появление «экосистемного качества» обслуживания туристов, проявляющегося не только в возможности дистанционных продаж туристского продукта, но и возможности формирования моделей деятельности на основе цифровых технологий и совершенствования основных бизнес-процессов при сохранении экологической среды туристских территорий, то есть их устойчивого развития. Экосистемное качество привносит инновации в туризм, дает новое качество обслуживания туристов, так как большинство бронирований и покупок туров можно совершать онлайн, быстро и в несколько кликов, то есть реализует решение по принципу одного окна, позволяя делать все операции в едином мобильном приложении. Накопление большого количества данных позволяет с помощью экосистемного подхода сформировать «портрет туриста» и обеспечить целостность получения услуг, а также повысить точность адресных предложений под конкретного путешественника. Реализация экосистемного подхода предполагает разработку комплекса мероприятий по достижению сетевого эффекта и эффекта масштаба, заключающегося в трансплантации платформенных моделей туристского бизнеса, определении их минимального функционала для эффективного управления технологическими трансформациями сферы туризма. Экосистемный платформенный подход позволяет также выявить и оценить аттрактивность ресурсов туристских территорий для развития различных видов туристско-рекреационной деятельности и, как следствие, сформировать эффективные управленческие решения, включая использование природных экосистем, сохранения их структуры и функций.

В этом плане большой интерес представляет стратегия ESG, аббревиатура которой интерпретируется как «экология, социальная политика и корпоративное управление».

4. Устойчивое развитие туризма в соответствии со стратегией ESG. ESG - это по большому счету устойчивое развитие туристской деятельности, реализуемое на бережном и ответственном отношении к окружающей среде (E - environment), социальном развитии, как туристских предприятий, так и самих туристов (S -social), высоком качестве эффективного управления (G -governance).

В современной трактовке ESG-принципы были впервые сформулированы экс-секретарем ООН Кофи Аннаном, который рекомендовал крупным мировым компаниям включать данные принципы в планы своего стратегического развития, которые позволили бы быстро реагировать на активные трансформации глобальных процессов, поскольку экосистемные сервисы достаточно удобны и относительно просты в эксплуатации. Исследование, проведенное Booking.com, показывает, что 72 % туристов считают, что люди должны действовать сейчас и сделать выбор в пользу экологичных путешествий, чтобы спасти планету и сохранить ее для будущих поколений. Все больше путешественников перенимают этот образ мышления, поэтому принимают решения о поездках с учетом окружающей среды. Компенсация выбросов углерода, например, становится все более популярной с каждым днем, особенно потому, что путешественники хотят помочь смягчить последствия климатического кризиса. Туристические компании также могут поддержать эту миссию, внося небольшие, но существенные коррективы - отказаться от одноразового пластика или использовать только солнечную энергию.

5. Формирование интегрированных территориальных структур туристско-рекреационной направленности, представляющих собой территориальные объединения, которые определяют цель или желаемый результат, включают основные шаги или вехи, необходимые для их достижения, а также набор стратегических рекомендаций для поддержки создания, поддержания и развития внутреннего туризма в определенной локации- регионе, а также позволяющих распространять эффект от их развития на уровень территорий, входящих в состав [4].

Развитие территориальных туристских объединений подразумевает в первую очередь объем взаимодействия, который целесообразно осуществлять исходя из рекреационной составляющей производственной кооперации, рассматриваемой через призму роста взаимного торгового оборота организаций, инфраструктуры и туристкой деятельности.

6. Использование в туристском бизнесе электронной коммерции. Функционирующие системы онлайн-бронирования в настоящее время не в полной мере обеспечивают возможности бронирования нескольких объектов размещения в рамках одной поездки, а также не обеспечивают привлечение частного сектора, то есть отсутствует возможность съема квартиры или дома. Наличие электронной платформы, включающей все многообразие туристских услуг и всевозможных сервисов в пределах конкретной туристской дестинации, обеспечит удобство для потенциальных туристов при организации отдыха, и станет инструментом централизованного продвижения территории.

В целях устойчивого развития туристских территорий региональную систему управления туризмом необходимо сделать омниканальной. Омниканальность, по сути, представляет собой модель, интегрирующая в единую систему различные каналы коммуникации с туристами. Омниканальная модель интеграции туристской территории позволит интенсифицировать реализацию турпродукта, повысить доступность услуг и обеспечить круглосуточный доступ потребителя к предложению. Использование принципа омниканальности в системе регионального значения определено особенностями потребительского поведения самих туристов.

7. Обеспечение этнокультурной составляющей в турпродукте. Развитие внутреннего туризма позволяет также прикоснуться к культуре народов, населяющих туристскую территорию, увидеть уникальные ландшафты и природные условия. Возможности выбора туристского продукта значительно расширяются для семейных туров, включая детские программы. В этом случае в систему туристического продукта следует включать не только спортивные, но и культурно-экскурсионные, познавательные категории, что в целом должно повлиять на комплексное восприятие подобных туров целевой аудиторией без стереотипного подхода к активному туризму как спортивному досугу.

8. Совмещение туризма и деловых путешествий - это растущая тенденция в туризме, когда люди, путешествующие по работе или по делам, проводят свободное время в пункте назначения. Подобные деловые поездки могут быть запланированы заранее, когда клиенты планируют свой отпуск. Компании могут также предложить своим работникам некоторые туристические впечатления во время командировок. В этом контексте следует упомянуть инсентив-туры (поощрительные поездки для персонала).

9. Трансформационные туры. Это новое направление в туризме, которое быстро набирает популярность. Трансформационное путешествие - это не только путешествие для отдыха, но и стремление изменить жизнь других и себя. Волонтерские поездки являются примером опыта, который приобрел популярность благодаря данному тренду. Путешественники отдыхают, а также выделяют время для волонтерской работы в местах своего путешествия. Потребители могут выбрать также оздоровительные каникулы (ретриты), во время которых они уединятся, присоединятся к занятиям йогой, отдохнут в окружении природы или посетят несколько обучающих занятий, чтобы освоить новый навык или язык.

Таким образом, следует принимать во внимание вышеописанные тренды, оказывающие влияние на технологические и цифровые трансформации в сфере внутреннего туризма.

Для обобщения информации был применен также метод PEST-анализа. PEST является удобным и простым способом, который применяют различные компании, чтобы проанализировать макросреду, что особо значимо в условиях активных трансформаций глобальных процессов в сфере туризма.

Выбранный нами метод предназначен для выявления политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды (таблица 1). Зная данную информацию, можно оставаться активно развивающимся агентством, которое держит руку на пульсе, даже в кризисной обстановке рынка, обусловленной событиями во внешней среде. В ходе анализа использованы данные из отчетов и прогнозов экспертов Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Таблица 1 - PEST-анализ внешней среды сферы туризма

Политические факторы Экономические факторы

Государственное регулирование отрасли Уровень дохода граждан

Налоговая политика Ценообразование в отрасли

Санкционная политика со стороны недружественных стран Гибкость рынка

Развитие внутреннего туризма Курсы основных валют

Государственная поддержка сферы туризма Инфляция

Краевые стратегии развития туризма Сокращение инвестиций

Социальные факторы Технологические факторы

Пандемия COVID-19 Цифровизация общества

Социальная мобильность граждан Использование передовых технологий

Имидж города, региона Развитие коммуникаций в сети Интернет

Смена тенденций Изменения в стандартах работы турфирм

Половозрастная структура рынка сбыта Нововведения конкурентов

Образ жизни и привычки потребления Отсутствие доступа к некоторым социальным сетям

Возвращение бизнес-поездок Смена площадок размещения рекламы

В результате проведения РБ8Т-анализа относительно внутреннего туризма можно сделать следующие выводы:

- происходит бурное развитие внутреннего туризма на фоне закрытия въезда во многие страны для россиян;

- параллельно временно снижаются масштабы въездного туризма и качество международного сотрудничества;

- растет популярность курортов на побережье Черного моря, и они начинают конкурировать между собой;

- меняется ценовая политика турфирм в связи с экономической обстановкой, инфляцией и курсом валют;

- в постковидный период для общества, на фоне вакцинации населения и улучшения эпидемологической обстановки, возвращаются снова бизнес-поездки и деловой туризм;

- набирает обороты процессы цифровизации, появляются новые технологии и растет медиапотребление в мобильном формате.

При развитии внутреннего туризма необходимо учитывать все соответствующие заинтересованные стороны, чтобы разработать адекватные стратегии и решения, которые принесут пользу всем вовлеченным сторонам.

Было определено, что следующие пять заинтересованных сторон важны в контексте развития сферы туризма:

- федеральные, региональные и муниципальные органы власти,

- бизнес-сообщество индустрии,

- население региона,

- сами туристы,

- печатные и Интернет-СМИ.

Государственный сектор: местные органы власти могут прямо или косвенно участвовать в развитии туризма. Прямое участие относится к реализации законов, правил, инфраструктуры, безопасности (безопасная среда для туристов и местных жителей). Косвенное участие относится к оказанию поддержки частному сектору и стимулов для развития на местах в виде налоговых льгот. Кроме того, косвенное участие поощряет правильное использование объектов культурного наследия.

Индустрия туризма: сюда входят организации различных форм собственности, туристические учреждения и предприятия, учреждения, занимающиеся финансированием туристических проектов, работники сферы туризма, специалисты и консультанты по туризму. Индустрия туризма играет важную роль в развитии отдельных видов туризма, поскольку туроператоры взаимодействуют с туристами, могут внедрять и тестировать новые тур-продукты, формировать новые объекты туристского показа, регулировать форматы посещения охраняемых территорий и воздействия посетителей, могут интегрировать принципы устойчивого развития в свою работу.

Принимающее сообщество: те, кто проживает в туристской дестинации и в результате составляет часть туристического «продукта». Уровень, на котором принимающие или местные сообщества участвуют в принятии решений и вопросах политики в туризме, зависит от степени, в которой эти решения и политика затрагивают их жизнь. Если решения, касающиеся развития туризма в регионе, не будут приниматься в консультации с местными сообществами на этапе проектирования, участие местных сообществ в процессе реализации будет невозможным.

Туристы: сюда входят путешественники и посетители туристских территорий, мест туристского и достопримечательностей.

СМИ: сюда входят как туристические, так и нетуристические СМИ. Туристические СМИ являются важным средством маркетинга туризма, предоставляя непредвзятые обзоры и личный опыт авторов о месте назначения. Нетуристические СМИ формируют общую повестку дня и оказывают влияние на массовую аудиторию, ее восприятие.

Универсальный инструмент для выстраивания продуктивных отношений со средствами массовой информации - это проведение пресс-тура. Этот формат PR-мероприятия для представителей СМИ позволяет редакциям оказаться непосредственно на месте событий и представить читателям (зрителям) подробные репортажи о значимых объектах отдельных видов туризма. Доверие к таким пресс-материалам среди целевых аудиторий намного выше, поскольку журналисты становятся гостями, непосредственными свидетелями и даже участ-

никами туров по заявленным маршрутам. В ходе поездки они могут осуществлять аудиозапись интервью, фото -и видеосъемку, документировать любые события и слова сотрудников парка, публиковать блоги в социальных сетях и на YouTube.

Event-мероприятие. Для объединения стейкхолдеров на одной площадке и инициации диалога предлагается провести онлайн-мероприятие - выставку ACTIVE DIGITAL EXPO (сокращение от англ. exposition, в значении «выставка достижений в различных отраслях, науки, культуры»). По предлагаемому плану дистанционная выставка в режиме онлайн может включить интерактивные 3D-стенды различных объектов туристского показа. Экспозицию можно подразделить на несколько тем, которым посвящены отдельные виртуальные павильоны, в соответствии с различными видами и секторами сферы туризма. В рамках подобных выставок гости смогут узнать о новых турпродуктах и туристских услугах этой ниши, а также пообщаться напрямую без посредников с представителями данной сферы в ходе веб-конференции.

Ключевые темы круглого стола возможно представить по следующей тематике:

- актуальные вопросы государственной политики в сфере активного туризма в Российской Федерации;

- экосистемный подход к развитию внутреннего туризма;

- образование в сфере туризма;

- специфика развития отдельных форм и видов туризма;

- событийные мероприятия в сфере туризма;

- обеспечение безопасности в туризме;

- инновационные решения в сфере развития туризма;

- формирование доступной среды в туризме.

Масштаб, визуальное оформление, смысловая подача выставки могут произвести яркое впечатление не только на потенциальных потребителей продукта, но и на всех приглашенных лиц из числа стейкхолдеров.

Таким образом, дальнейшие направления развития внутреннего туризма происходят в новых реалиях в условиях активных трансформаций глобальных процессов, определяемых готовностью и желанием туристов к использованию цифровых технологий и электронных инструментов, способностью российского предпринимательства предоставлять подобные услуги, и наличием соответствующего потенциала.

Источники:

1. Костенко Я. Дома лучше: внутренний туризм в 2021-м может заработать вдвое больше // iz.ru/1106130/iaroslavakostenko/doma-

luchshe-vnutrennii-turizm-v-2021 -m-mozhet-zarabotat-vdvoe-bolshe.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2018. № 2.

3. Стратегия в Российской Федерации на период до 2035 года // welkometimes.ru/opinions/strategiya-razvitiya-vnutrennegoturizma-v-

rossii-v-2021-godu.

4. Левченко К.К. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: монография / К.К. Левченко, Т.П. Левченко.

- М.: РУСАЙНС, 2021.

EDN: RLMBDW

Д.В. Лейер - к.т.н., доцент кафедры строительных материалов и конструкций, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, dasha_leyer@mail.ru,

D.V. Leyer - candidate of technical sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.В. Бакулин - обучающийся архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, bav@alexey-bakulin.ru,

A.V. Bakulin - student of thefaculty of architecture and construction, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ КУПОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БОТАНИЧЕСКОГО САДА ECONOMIC ASPECTS OF INNOVATIVE SOLUTIONS DOME SYSTEM OF THE BOTANICAL GARDEN

Аннотация. В статье выполнен анализ экономической целесообразности и оценка актуальности возведения ботанических садов круглогодичного использования в городской и пригородной застройке г. Краснодара. Был проведён анализ существующих проблем энергоэффективности светопрозрачных покрытий купольных конструкций. Выявлены основные проблемы и экономические потери, возникающие в холодные периоды года и межсезонье. Кроме того, выявлены основные проблемы данного типа конструкции и подобраны наиболее экономичные пути решения поставленной задачи. По результатам конечно-элементного моделирования с использованием современных компьютерных программ проведён экономический анализ металлических купольных конструкций ботанического сада с «умным» остеклением на 5710 кв. м. Проанализирована экономическая эффективность требуемых систем вентиляции, охлаждения и обогрева, обеспечивающих исключение образования наледи и значительных перепадов температур вблизи покрытия в холодные периоды года, а также снижение снеговой нагрузки на несущие конструкции купола. В результате проведённых исследований была определена экономическая эффективность использования современных технологий удалённого поддержания микроклимата внутреннего пространства в совокупности с датчиками дождя, температуры, влажности и ветра.

Abstract. The article performs an analysis of economic feasibility and assessment of the relevance of the construction of botanical gardens of year-round use in urban and suburban buildings of Krasnodar. An analysis of the existing problems of energy efficiency of translucent coatings of domed structures was analyzed. The main problems and economic losses that occur in the cold periods of the year and the off -season were identified. In addition, the main problems of this type of design have been identified and the most economical ways to solve the problem were selected. Based on the results of the end-element modeling using modern computer programs, an economic analysis of the metal dome structures of the botanical garden with a "smart" glazing of 5710 square meters was carried out. m. The economic efficiency of the required ventilation, cooling and heating systems, which ensure the exclu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.