Научная статья на тему 'Современные требования к подготовке участкового врача через предметы «Пропедевтика детских болезней» и «Поликлиническая педиатрия». Опыт профильной кафедры Омской медицинской академии'

Современные требования к подготовке участкового врача через предметы «Пропедевтика детских болезней» и «Поликлиническая педиатрия». Опыт профильной кафедры Омской медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / ПОЛИКЛИНИКА / КАФЕДРА / ПРАКТИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / OUTPATIENT'S CLINIC / PEDIATRICS / CHAIR / PRACTICE / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонов О. В.

Стратегические направления службы охраны здоровья матери и ребенка предполагают последовательное укрепление амбулаторно-поликлинических учреждений. Качественное медицинское обслуживание детского населения потребует от врачей поликлиник сразу по окончании академии использования широкого круга знаний, а также ряда специфических умений, приобретенных на кафедрах педиатрического профиля. В статье представлены задачи сотрудников кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской медицинской академии: формирование личности врача-педиатра, организация теоретической и практической подготовки студентов и интернов с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern requirements for district physician training by means of «Children diseases propaedeutics» and «Polyclinical pediatrics» disciplines

Strategic trends of the Motherhood and Childhood Protection service is a consistent strengthening of outpatient institutions. Qualitative medical care of children population should require from outpatients’ physicians forthright on graduating from the academy extensive knowledge as well as peculiar abilities gained at paediatric chairs. In the article goals of the Children Diseases Propaedeutics and Polyclinical Pediatrics chairs staff of Omsk State Medical Academy ensuring paediatrican personality forming, theoretical and practical students and interns training organization in respect to professional activity peculiarities of public health primary level specialists in present-day conditions have been presented.

Текст научной работы на тему «Современные требования к подготовке участкового врача через предметы «Пропедевтика детских болезней» и «Поликлиническая педиатрия». Опыт профильной кафедры Омской медицинской академии»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 614.23: 616 - 053.2 Статья поступила в редакцию 03.04.2012., принята в печать 17.09.2012.

Современные требования к подготовке участкового врача через предметы «Пропедевтика детских болезней» и «Поликлиническая педиатрия».

Опыт профильной кафедры Омской медицинской академии

Modern requirements for district physician training by means of «Children diseases propaedeutics» and «Polyclinical pediatrics» disciplines

О.В. Антонов O. V. Antonov

Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУВПО «Омская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития», г. Омск / Chair of polyclinic pediatry of GBOU VPO «Omsk State Medical Academy», Omsk

Стратегические направления службы охраны здоровья матери и ребенка предполагают последовательное укрепление амбулаторно-поликлинических учреждений. Качественное медицинское обслуживание детского населения потребует от врачей поликлиник сразу по окончанию академии использования широкого круга знаний, а также ряда специфических умений, приобретенных на кафедрах педиатрического профиля. В статье представлены задачи сотрудников кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской медицинской академии: формирование личности врача-педиатра, организация теоретической и практической подготовки студентов и интернов с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения в современных условиях.

Ключевые слова: педиатрия, поликлиника, кафедра, практика, здравоохранение.

Strategic trends of the Motherhood and Childhood Protection service is a consistent strengthening of outpatient institutions. Qualitative medical care of children population should require from outpatients’ physicians forthright on graduating from the academy extensive knowledge as well as peculiar abilities gained at paediatric chairs. In the article goals of the Children Diseases Propaedeutics and Polyclinical Pediatrics chairs staff of Omsk State Medical Academy ensuring paediatrican personality forming, theoretical and

practical students and interns training organization in respect to professional activity peculiarities of public health primary level specialists in present-day conditions have been presented.

Key words: pediatrics, outpatient’s clinic, chair, practice, public health.

Стратегические направления службы охраны здоровья матери и ребенка предполагают последовательное укрепление амбулаторно-поликлинических учреждений, упорядочение и экономически более рентабельное использование стационарного фонда с акцентом на его дальнейшую специализацию, развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи. В связи с этим основное внимание на кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской медицинской академии уделяется подготовке врача-педиатра для оказания первичной врачебной помощи детскому населению и, в частности, не только обучению, но формированию и воспитанию квалифицированного специалиста. Учебным планом предусмотрено объединение вопросов общей и профилактической педиатрии, профилактики детских инфекций, догоспитальной неотложной и скорой помощи. Необходимость междисциплинарной поликлинической подготовки студентов педиатрического факультета обусловлена тем, что большинство выпускников будут работать педиатрами в поликлиниках, диагностических, реабилитационных и медикосоциальных центрах.

Характерными особенностями профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения являются: осуществление мониторинга здоровья детского населения;

КОНТАКТНАЯ иНфОРМАциЯ__________________________________

Антонов Олег Владимирович - доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России».

644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.

Тел. 8 (3812) 74-02-34.

E-mail: kafpdb@mail.ru

профилактика патологии; медицинское обслуживание детей на дому, в поликлинике и организованных коллективах; проведение догоспитальной диагностики; оказание первой помощи пострадавшим; диспансеризация детей, их медицинская и социальная реабилитация; санитарнопросветительная и санитарно-гигиеническая работа с родителями и педагогами образовательных учреждений, участие в решении медико-социальных проблем детей и их семей, умение грамотно вести учетную документацию.

В связи с развитием предиктивной медицины в последние годы активно изучаются вопросы социальной педиатрии, антенатальной профилактики врожденных и наследственных заболеваний, диспансеризации недоношенных детей, профилактики наркомании, алкоголизма, лечения осложнений тяжелых инфекционных заболеваний [1, 2, 3].

Сразу же по окончании ВУЗа комплексная оценка состояния здоровья ребёнка потребует от молодого врача широкого круга знаний, включающих генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные

ОБРАЗОВАНИЕ

и другие аспекты, а также ряд специфических умений, приобретенных при обучении в академии.

В связи с динамичными изменениями в организации амбулаторно-поликлинической помощи населению особая ответственность ложится на преподавательский состав кафедр поликлинического обучения как педиатрического, так и терапевтического профиля в высших медицинских учебных заведениях. Главные задачи преподавателей, работающих на базах детских поликлиник, - это формирование молодых специалистов, хорошо знающих современные организационные формы работы в первичном звене здравоохранения, обучение студентов и врачей-ин-тернов методам профилактики, ранней диагностики и лечения широкого спектра заболеваний у детей и подростков и методам оказания неотложной врачебной помощи больному ребенку на догоспитальном этапе [4, 5]. В настоящей работе представлен аналитический обзор возможных путей оптимизации учебного и методического процесса на кафедре в связи с новым образовательным стандартом третьего поколения по подготовке врача-педиатра.

особенности структуры учебного процесса_________________

Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии имеет стационарную и поликлиническую базы. На этих учебных базах осуществляется чтение лекций и проведение практических занятий для студентов 2 курса по циклу «Общий уход за детьми», для студентов 3 и 4 курсов - по циклам «Пропедевтика детских болезней» и «Медицинская

генетика», для студентов 5, 6 курсов и врачей-интернов -по циклу «Поликлиническая педиатрия». Кафедра традиционно является ответственной за проведение производственной практики на педиатрическом факультете

академии.

Сотрудники кафедры проводят учебную работу непосредственно в поликлиниках г. Омска, детских дошкольных учреждениях, школах, детских домах и домах ребенка общего и коррекционного типа, диспансерах, межрегиональной медико-ге-

нетической консультации. Это позволяет строить преподавание предмета в соответствии с существующими в практическом здравоохранении формами медицинского обслуживания детей и подростков в первичном звене здравоохранения.

Теоретический этап подготовки. Параллельно с поликлиническим обучением студентов старших курсов на кафедре проводится учебно-методическая работа по пропедевтике детских болезней. Особенностью преподавания пропедевтики как основы практической и научной деятельности врача-педиатра является обучение студентов искусству мануального обследования ребенка, формирование клинического мышления, навыков общения с детьми и их родственниками, интерпретации результатов клинического, лабораторного и инструментального обследования пациентов с учетом ана-томо-физиологических особенностей детей разных возрастных групп, изучение вопросов этики и деонтологии в практической деятельности врача-педиатра.

На лекциях и практических занятиях по поликлинической педиатрии студенты

знакомятся с основными принципами организации лечебно-профилактической помощи детям на педиатрическом участке, функциональными обязанностями участкового врача-педиатра, принципами организации диспансерного наблюдения за детьми различных групп здоровья и возрастных категорий.

Под руководством преподавателей студенты изучают новые приказы и инструктивно-методические письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Омской области, осуществляют обслуживание вызовов к больным детям, осмотр здоровых детей первого года жизни, профилактическую, противоэпидемическую и санитарно-просветительную работу на участке. Под контролем преподавателей и опытных участковых врачей студенты проводят патронаж новорожденных, осуществляют диспансерное наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья, анализируют распределение пациентов по группам здоровья на участке, инфекционную заболеваемость, эффективность вакцинопрофилактики.

Работая в дошкольных учреждениях и школах, студенты закрепляют целый ряд пропедевтических навыков: умение оценить физическое, нервно-психическое и половое развитие детей, состояние здоровья каждого ребенка в группе или классе. На этих базах будущие врачи-педиатры учатся оценивать и анализировать адаптационные возможности детей к яслям, детскому саду, школе, знакомятся с лечебно-оздоровительной работой в детских образовательных учреждениях, определяют группы закаливания

и физического воспитания, работать с документацией.

В процессе обучения на циклах студентам читаются лекции и ежедневно проводятся семинарские занятия по утвержденным программам дисциплин. На каждом цикле студенты готовят и проводят научно-практические конференции.

К каждому практическому занятию по соответствующей дисциплине имеется методическая разработка для преподавателей. Данная разработка является существенным помощником для молодого специалиста, приступившего к освоению педагогической деятельности, и показательной для оценки качества подготовки студентов и врачей-интернов по той или иной теме дисциплины. В методической разработке отражены актуальность темы, цель занятия, необходимые навыки и умения, техническое оснащение, представлены реферативный и дидактический материал, список основной литературы, доступной в библиотеке академии, перечень действующих приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Омской области, вопросы для самостоятельной подготовки студентов по соответствующей теме. Для каждого занятия в настоящее время разработаны новые комплекты ситуационных задач, контрольных заданий, вопросов для тестового контроля, иллюстративные материалы. Сегодня мы работаем над оформлением комплектов этих разработок в единое методическое пособие, что, на наш взгляд, окажет существенную помощь студентам в учебе и дальнейшей практической работе.

Кроме того, в настоящее время - с целью качественной и современной трансляции учебной информации -сотрудники кафедры активно работают над созданием электронной методической литературы, видеофильмов и учебных пособий для студентов и врачей. На протяжении последних лет благодаря постоянной поддержке учебного управления кафедра оснащается необходимым новым медицинским оборудованием, наглядными пособиями, фантомами, учебной мебелью и оргтехникой.

Этап профессиональной подготовки. Во время профессиональной подготовки вра-ча-педиатра большое внимание уделяется широкому внедрению в учебный процесс практического аспекта обучения специалиста. Сегодня практические занятия по неотложной помощи осуществляются в учебных классах кафедры в поликлинике. В прежние годы практические умения по оказанию неотложной помощи детям на догоспитальном этапе студенты приобретали на базах станций специализированной неотложной и скорой помощи и приемного отделения многопрофильной больницы. Полагаем, что было бы целесообразным возродить прежнюю практику.

Безусловно, важным и необходимым является закрепление теоретических знаний и практических умений, полученных на занятиях в период летней практики. В связи с требованиями реформирования подходов к медицинскому образованию в нашей стране совершенствуются учебные программы по производственной практике на клинических кафедрах в соответствии с государственным

образовательным стандартом [6, 7].

Производственная практика рассматривается как процесс учебы студентов в медицинской академии, который позволяет на разных этапах обучения допускать их к профессиональной медицинской деятельности различной степени сложности - от работы по уходу за здоровыми и больными детьми до работы в качестве помощника врача.

Профессиональная подготовка будущего врача состоит из нескольких этапов: познания, знакомства, знания, умения и навыков. Практические навыки - это умения, доведенные до автоматизма, появляющиеся с опытом, на приобретение которого уходят многие годы. Ускорению этого процесса служат производственная практика студентов и последипломная практика врачей в клинической интернатуре, когда студент или молодой врач могут проявить полную самостоятельность в овладении навыками, ощущая свои слабые стороны, и в тоже время получить необходимый совет опытного врача и педагога, не допустив врачебной ошибки.

Вопросами эффективного проведения практики в Омской государственной медицинской академии занимается управление по лечебной работе и производственной практике студентов. Управление в течение всего учебного года проводит большую организационную работу, подготовку и издание учебно-методических разработок, санитарное обследование студентов, обеспечение преемственности между отделом производственной практики академии, кафедрами и клиническими базами.

В решении проблемы приобретения студентами

практического опыта необходимо отметить сотрудничество и активную поддержку учреждений здравоохранения, заинтересованных в подготовленных кадрах. Ежегодно при заключении договоров Министерство и Департамент здравоохранения предоставляют лучшие лечебные учреждения города и области в качестве баз для прохождения практики, а также специалистов для контроля работы студентов непосредственно на рабочих местах.

Для общего руководства назначается ответственный руководитель, обеспечивающий качественную организацию производственной практики на факультете, и опытные преподаватели - для контроля работы студентов на клинических базах.

При разработке программ по производственной практике учитываются, в первую очередь, требования организации лечебного процесса. Уход за пациентами приобретает особое значение в работе клиник в связи с внедрением в практику здравоохранения двухстепенного обслуживания, при котором непосредственный уход за больным осуществляют врач и медицинская сестра. Это особенно актуально в работе с новорожденными и детьми раннего возраста. В первую очередь, будущий врач обязан хорошо владеть практическими навыками ухода как за здоровыми, так и за больными детьми.

При организации производственной практики на педиатрическом факультете внедрено два уровня подготовки среднего медицинского персонала: сестринский

и общеврачебный.

Сестринский уровень подготовки. По окончании 4-го семестра на 2-курсе студенты

работают в качестве помощника палатной медицинской сестры по программе санитар-ской практики. Базами являются детские стационары города, дома ребенка и детские отделения районных больниц Омской области, а также других регионов. В соответствии с разработанным перечнем, студенты закрепляют навыки, полученные на практических занятиях по организации лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Под руководством постовой сестры они приобретают навыки по дифференцированному уходу за пациентами при различных заболеваниях, общению с детьми различного возраста (элементы ухода и воспитания), по оказанию первой доврачебной помощи, осваивают принципы медицинской этики и деонтологии, проводят санитарно-просветительную работу по вопросам личной гигиены и профилактике заболеваний.

Второй уровень подготовки среднего медицинского персонала проводится после окончания 6-го семестра на 3-м курсе по сестринской программе скорой и неотложной помощи. Базы практики - ведущие детские стационары, где практиканты работают в процедурных кабинетах, приемно-диагностических отделениях, палатах интенсивной терапии, отделениях реанимации. Студенты закрепляют знания по уходу за детьми, полученные на 2-м курсе. Однако основное внимание акцентируется на их участии в лечебном процессе, освоении манипуляций (инъекции, венепункции), подготовке больных к лабораторно-инструментальным методам исследования, оказанию посиндромной неотложной помощи, умению ухаживать

литература__________________

1. Грачева А.Г. Подготовка участковых педиатров — основа эффективного развития амбулаторной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2007, Т. 6., № 3. С. 9-11.

2. Грачева А.Г. Проблемы поликлинической педиатрии и возможности их решения через систему подготовки детских врачей // Российский педиатрический журнал. 2005. № 1. С. 55-58.

3. Чичерин Л.П. Проблемы общественного здравоохранения применительно к педиатрической службе // Общественное здоровье и здравоохранение. 2005. № 3-4. — С. 4-10.

4. Антонов О.В. Новые организационные формы оказания амулаторно-поликлиниче-ской помощи населению // Здравоохранение Российской Федерации.. 2007. № 2. С.11-13.

5. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: информационные материалы / О.Н. Прудникова [и др.]. (изд. 2-е, доп.. и перераб.). Омск, 2007. 79 с.

за тяжелобольными детьми. Имея аттестацию по фармакологии, пропедевтике детских болезней и общей хирургии, студенты закрепляют знания по расчету возрастных доз препаратов, проведению ин-фузионной терапии, составлению меню детям раннего возраста и мануальным навыкам при клиническом обследовании пациентов.

Общеврачебный уровень. Основная цель практики после 8-го семестра на 4-м курсе по программе «Общеврачебная» - применить знания и навыки, полученные ранее на теоретических и клинических дисциплинах. Совместно с практическими врачами студенты участвуют в лечебно-диагностическом процессе, курируя больных хирургического, терапевтического, гинекологического профиля, а также работают в женских консультациях, наблюдая за состоянием здоровья беременной женщины и плода в условиях аку-шерско-педиатрическо-тера-певтического комплекса. Все это помогает повысить уровень практической подготовки и дает возможность педиатру в будущем выбрать специальность врача общей или семейной практики.

Поликлинический уровень. Учитывая основную специальность студентов педиатрического факультета, производственная практика по поликлинической педиатрии после 5-го курса (в качестве помощника участкового врача) помогает, при

отсутствии субординатуры, более глубоко освоить ведение медицинской документации, работу со здоровыми и больными детьми с периода новорожденности до подросткового возраста. Навыки работы с пациентами студенты осваивают в процессе лечебно-профилактической работы на дому и на приеме в поликлинике. Самостоятельная работа на практике в поликлинике позволяет студентам, осознавая собственную ответственность, освоить алгоритмы оказания экстренной и неотложной помощи во время дежурств, учиться действовать быстро и квалифицированно в критических ситуациях.

заключение______________

Таким образом, проводимая комплексная подготовка молодого специалиста осуществляется в соответствии с последними требованиями образовательного стандарта, включает компетент-ностный подход и направлена на решение современных задач по оказанию высококвалифицированной медицинской помощи детскому населению. На кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, которая является для студентов педиатрического факультета базовым учебным и методическим подразделением в академии, созданы все условия для эффективной подготовки студентов и врачей-интернов. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.