Виноградова Н.А.
кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием
МГПУ Москва, Россия Максимова Г.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольным образованием
ВлГУ
Владимир, Россия
Современные требования к подготовке бакалавров педагогики по духовно-
нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста
Аннатация: Целью статьи является обоснование актуальности специальной подготовки бакалавров педагогики по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, а также изучение требований, которые декларированы в современных нормативных документах по высшей школе и дошкольному образованию в контексте реализации этой подготовки.
Ключевые слова: подготовка бакалавров педагогики, духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.
Духовно-нравственная составляющая жизнедеятельности общества - это связующий стержень всей системы общественных отношений. Эта составляющая, в свою очередь, основывается на системе моральных ценностей и нравственных ориентиров, предполагающих бережно-уважительное отношение к родному языку, истории, самобытной культуре и культурным ценностям родного народа, а также народов мира. Основным фактором формирования нравственных ориентиров является образование.
Конкретное содержательное наполнение понятий «духовно-нравственное развитие личности» и «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России» дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция) [3].
Концепция является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования, т.е. она формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе, но на по праву может трактоваться и как ценностно-нормативная основа реализации ФГОС ВПО в отношении подготовки бакалавров педагогики к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в контексте преемственности общего и высшего образования.
Поскольку высшее образование как ступень всей системы образования принимает участие в решении важнейших общенациональных задач, то оно должно подчиняться определенной системе общих педагогических требований, в том числе и в отношении духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В отношении высшей школы, как и дошкольного детства, социальный заказ образованию формулируется через одно из фундаментальных социально-педагогических понятий, каким является понятие «социализация» [3;8].
Образование выступает фактором социализации личности, развития ее духовно-нравственной сущности.
В ДОУ процесс социализации уже идёт целенаправленно и планомерно: в условиях организованного педагогического процесса закладывается ценностно-смысловая сфера личности дошкольника, дети знакомятся с традиционными личностно
и общественно значимыми моральными нормами, нравственными идеалами, базовыми национальными ценностями; создаются оптимальные условия для их освоения и принятия, на основе чего развиваются способности ребенка оценивать и осознанно выстраивать с учетом возрастных возможностей взаимоотношения с окружающим миром (на уровне, в первую очередь, семьи и самого ДОУ, а также в контексте традиционных для России конфессиональных канонов, наконец, государства как гаранта сохранения и воспроизводства этих ценностей последующими поколениями граждан). Вместе с тем, духовно-нравственное развитие и воспитание, как и целостное развитие и воспитание личности, обеспечивается не только всем укладом жизнедеятельности ДОУ, но и программно-методическим сопровождением образовательного процесса.
За последнее десятилетие разработан и апробирован ряд комплексных и парциальных образовательных программ для ДОУ, в которых духовно-нравственное направление работы с дошкольниками получило достаточно основательное методическое сопровождение, например, программы: «Истоки», «Детство», «Я -человек», «Дружные ребята», «Вместе веселее», «Наследие» и др.
Должное внимание уделяется этому направлению и в программах дошкольного образования нового поколения, например в программе «От рождения до школы» [5]. Так как теперь уже стало очевидным, что то, какие ценностные установки транслируются детям через образовательные программы, является важным индикатором морально-нравственного состояния самого общества и государства в целом.
Правда, необходимо отметить, что задачи духовно-нравственного развития и воспитания рассматриваются в современных нормативных документах и в большинстве программ дошкольного образования в контексте социально-личностного развития и воспитания дошкольника.
Так, Федеральными государственными требованиями к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) социально-личностное развитие, наряду с физическим, познавательно-речевым и художественно-эстетическим, рассматривается как важнейшее направление, обеспечивающее разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [7]. В качестве результатов освоения детьми ООП Федеральные государственные требования, а в соответствии с ними и Примерные программы дошкольного образования, рассматривают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
Исходя из этого, требования к бакалавру как будущему педагогу ДОУ могут быть сформулированы следующим образом: ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; признание самоценности детства, забота о сохранении духовного и физического здоровья детей, о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка; умение придать личностно-смысловую направленность содержанию образования, использование личностно-развивающих педагогических технологий.
Однако, проблема становления личности педагога, готового и способного к духовно-нравственному воспитанию детей остается недостаточно разработанной. Педагогическая наука находится в поиске новых подходов к духовно-нравственному воспитанию личности самого педагога и подготовки его к духовно-нравственному воспитанию детей [2;8].
Учитывая необходимость специальной подготовки бакалавров педагогики к осуществлению социально-личностного развития ребенка, а также тенденции развития современного образования, достаточный теоретический и методический материал, накопленный в дошкольной педагогике, в детской и социальной психологии, выход в свет образовательных программ и технологий дошкольного образования, мы считаем целесообразным включить в профессиональный цикл учебного плана подготовки бакалавров педагогики по профилю «Дошкольное образование» самостоятельную
учебную дисциплину «Теория и методика социального развития дошкольника», в рамках которой уделить должное внимание актуализации ценностного потенциала и компетентности бакалавров педагогики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста [4].
Конечно, отдельные аспекты социально-личностного развития детей раскрываются и в процессе изучения других учебных дисциплин, в первую очередь, таких как «Методика воспитания и обучения (по профилю «Дошкольное образование»)», «История дошкольной педагогики», «Дошкольная педагогика», а также дисциплин по выбору, например, «Основные концепции развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в истории педагогики», «Саморазвитие личности педагога ДОУ», однако, целостное представление об особенностях и методике социального развития дошкольника у студентов не формируется. Между тем, от того, насколько квалифицированно педагог осуществляет социально-личностное развитие дошкольника, во многом зависит, как будут развиваться процессы социализации личности, формирование ее базовых свойств: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
В результате выпускник будет действительно обладать, в частности, такими компетенциями, как способностью «понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества», готовностью «к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» и другими компетенциями. [6].
В последние годы, как правомерно констатировали участники Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста» (2011г.), «определяется тенденция восстановления традиций нравственно-духовного воспитания в России...» [1; 153]. Эта тенденция уже оформляется на теоретическом и программно-методическом уровнях в отношении дошкольного образования и высшей школы, представляется целесообразным отразить ее и на нормативно-правовом уровне.
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании // Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (27-28 октября 2011 года, Москва). М.: МОЗАИКА-МИНТЕЗ, 2012.
2. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Психолого-педагогический поиск. Научно-метод. журнал: РГПУ им. С.А.Есенина. - 2004. - № 1.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
4. Морозова О.В. Программа курса «Теория и методика социального развития дошкольников». Владимир: ВГПУ, 2006.
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по направлению подготовки 44 б - Педагогическое образование). М., 2009.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: утверждены приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655// Российская газета. 2010. 5 марта.