Научная статья на тему 'Современные требования к подготовке бакалавров педагогики по духовнонравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста'

Современные требования к подготовке бакалавров педагогики по духовнонравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Н.А., Максимова Г.Ю.

Целью статьи является обоснование актуальности специальной подготовки бакалавров педагогики по духовнонравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, а также изучение требований, которые декларированы в современных нормативных документах по высшей школе и дошкольному образованию в контексте реализации этой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern requirements to the education of pedagogy bachelors for spiritual and ethic development and education of preschool children

The objective of the paper is demonstration of the importance of the education of pedagogy bachelors for spiritual and ethic development and examination of the requirements declared in the present-day regulatory document for higher school and preschool education in the context of implementation of that education.

Текст научной работы на тему «Современные требования к подготовке бакалавров педагогики по духовнонравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста»

Виноградова Н.А.

кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием

МГПУ Москва, Россия Максимова Г.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольным образованием

ВлГУ

Владимир, Россия

Современные требования к подготовке бакалавров педагогики по духовно-

нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста

Аннатация: Целью статьи является обоснование актуальности специальной подготовки бакалавров педагогики по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, а также изучение требований, которые декларированы в современных нормативных документах по высшей школе и дошкольному образованию в контексте реализации этой подготовки.

Ключевые слова: подготовка бакалавров педагогики, духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

Духовно-нравственная составляющая жизнедеятельности общества - это связующий стержень всей системы общественных отношений. Эта составляющая, в свою очередь, основывается на системе моральных ценностей и нравственных ориентиров, предполагающих бережно-уважительное отношение к родному языку, истории, самобытной культуре и культурным ценностям родного народа, а также народов мира. Основным фактором формирования нравственных ориентиров является образование.

Конкретное содержательное наполнение понятий «духовно-нравственное развитие личности» и «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России» дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция) [3].

Концепция является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования, т.е. она формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе, но на по праву может трактоваться и как ценностно-нормативная основа реализации ФГОС ВПО в отношении подготовки бакалавров педагогики к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в контексте преемственности общего и высшего образования.

Поскольку высшее образование как ступень всей системы образования принимает участие в решении важнейших общенациональных задач, то оно должно подчиняться определенной системе общих педагогических требований, в том числе и в отношении духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В отношении высшей школы, как и дошкольного детства, социальный заказ образованию формулируется через одно из фундаментальных социально-педагогических понятий, каким является понятие «социализация» [3;8].

Образование выступает фактором социализации личности, развития ее духовно-нравственной сущности.

В ДОУ процесс социализации уже идёт целенаправленно и планомерно: в условиях организованного педагогического процесса закладывается ценностно-смысловая сфера личности дошкольника, дети знакомятся с традиционными личностно

и общественно значимыми моральными нормами, нравственными идеалами, базовыми национальными ценностями; создаются оптимальные условия для их освоения и принятия, на основе чего развиваются способности ребенка оценивать и осознанно выстраивать с учетом возрастных возможностей взаимоотношения с окружающим миром (на уровне, в первую очередь, семьи и самого ДОУ, а также в контексте традиционных для России конфессиональных канонов, наконец, государства как гаранта сохранения и воспроизводства этих ценностей последующими поколениями граждан). Вместе с тем, духовно-нравственное развитие и воспитание, как и целостное развитие и воспитание личности, обеспечивается не только всем укладом жизнедеятельности ДОУ, но и программно-методическим сопровождением образовательного процесса.

За последнее десятилетие разработан и апробирован ряд комплексных и парциальных образовательных программ для ДОУ, в которых духовно-нравственное направление работы с дошкольниками получило достаточно основательное методическое сопровождение, например, программы: «Истоки», «Детство», «Я -человек», «Дружные ребята», «Вместе веселее», «Наследие» и др.

Должное внимание уделяется этому направлению и в программах дошкольного образования нового поколения, например в программе «От рождения до школы» [5]. Так как теперь уже стало очевидным, что то, какие ценностные установки транслируются детям через образовательные программы, является важным индикатором морально-нравственного состояния самого общества и государства в целом.

Правда, необходимо отметить, что задачи духовно-нравственного развития и воспитания рассматриваются в современных нормативных документах и в большинстве программ дошкольного образования в контексте социально-личностного развития и воспитания дошкольника.

Так, Федеральными государственными требованиями к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) социально-личностное развитие, наряду с физическим, познавательно-речевым и художественно-эстетическим, рассматривается как важнейшее направление, обеспечивающее разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [7]. В качестве результатов освоения детьми ООП Федеральные государственные требования, а в соответствии с ними и Примерные программы дошкольного образования, рассматривают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Исходя из этого, требования к бакалавру как будущему педагогу ДОУ могут быть сформулированы следующим образом: ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; признание самоценности детства, забота о сохранении духовного и физического здоровья детей, о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка; умение придать личностно-смысловую направленность содержанию образования, использование личностно-развивающих педагогических технологий.

Однако, проблема становления личности педагога, готового и способного к духовно-нравственному воспитанию детей остается недостаточно разработанной. Педагогическая наука находится в поиске новых подходов к духовно-нравственному воспитанию личности самого педагога и подготовки его к духовно-нравственному воспитанию детей [2;8].

Учитывая необходимость специальной подготовки бакалавров педагогики к осуществлению социально-личностного развития ребенка, а также тенденции развития современного образования, достаточный теоретический и методический материал, накопленный в дошкольной педагогике, в детской и социальной психологии, выход в свет образовательных программ и технологий дошкольного образования, мы считаем целесообразным включить в профессиональный цикл учебного плана подготовки бакалавров педагогики по профилю «Дошкольное образование» самостоятельную

учебную дисциплину «Теория и методика социального развития дошкольника», в рамках которой уделить должное внимание актуализации ценностного потенциала и компетентности бакалавров педагогики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста [4].

Конечно, отдельные аспекты социально-личностного развития детей раскрываются и в процессе изучения других учебных дисциплин, в первую очередь, таких как «Методика воспитания и обучения (по профилю «Дошкольное образование»)», «История дошкольной педагогики», «Дошкольная педагогика», а также дисциплин по выбору, например, «Основные концепции развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в истории педагогики», «Саморазвитие личности педагога ДОУ», однако, целостное представление об особенностях и методике социального развития дошкольника у студентов не формируется. Между тем, от того, насколько квалифицированно педагог осуществляет социально-личностное развитие дошкольника, во многом зависит, как будут развиваться процессы социализации личности, формирование ее базовых свойств: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

В результате выпускник будет действительно обладать, в частности, такими компетенциями, как способностью «понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества», готовностью «к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» и другими компетенциями. [6].

В последние годы, как правомерно констатировали участники Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста» (2011г.), «определяется тенденция восстановления традиций нравственно-духовного воспитания в России...» [1; 153]. Эта тенденция уже оформляется на теоретическом и программно-методическом уровнях в отношении дошкольного образования и высшей школы, представляется целесообразным отразить ее и на нормативно-правовом уровне.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании // Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (27-28 октября 2011 года, Москва). М.: МОЗАИКА-МИНТЕЗ, 2012.

2. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Психолого-педагогический поиск. Научно-метод. журнал: РГПУ им. С.А.Есенина. - 2004. - № 1.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

4. Морозова О.В. Программа курса «Теория и методика социального развития дошкольников». Владимир: ВГПУ, 2006.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по направлению подготовки 44 б - Педагогическое образование). М., 2009.

7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: утверждены приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655// Российская газета. 2010. 5 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.