Григорьева Г.Г. кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования
Нижний Новгород, Россия
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Аннотация: Статья посвящена одному из магистральных направлений модернизации дошкольного образования - духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. В статье анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве; раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, Отечества.
Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе; стихийно складывающееся понимание «свободы» как «вседозволенности», а «разумного контроля» как «цензуры»; некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не
соответствующих менталитету российского народа; как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы.
В этих условиях «...образованию отводится ключевая роль духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочению перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»1 (стр. 4-5) То есть, объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы - главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.
Другим основанием являются благоприятные возможности и необходимость начинать ее решение в раннем и дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию, как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру - всё это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс с рождения, с элементарного чувства привязанности к матери.
Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин. Не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них - несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы, в частности, трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.
1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. 23 с.
Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, проясняя образ Божий в каждом ребенке, с точки зрения православия, и целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе, - с позиций светского образования. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является, на наш взгляд, наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из сущностных общих позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. То есть, и православное и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития, самостроительства, самосозидания своего внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, самокоррекции образа «Я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей - одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.
Другая причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в целостное развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка в поведении, в деятельности.
Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур); отсутствие системы в работе; недостаточно высокий уровень духовно-
3
нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.)
Главным ресурсным условием решения данной проблемы является взрослый человек, компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.
Таким образом, налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно -нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования - с другой. Положение усугубляется малоинформативным представлением проблемы духовно-нравственного воспитания в современных нормативных документах по дошкольному образованию, включая ФГТ.
Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ФГТ к дошкольному образованию базовые национальные ценности не представлены в явном виде, они содержатся в контексте документа: частично в социальном портрете ребенка, в содержании образовательных областей, целях и задачах некоторых из них. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
При наличии разнообразных определений духовности человека наиболее адекватным, на наш взгляд, смыслу современного образования человека может быть понимание духовности «... как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».1 Это способ существования человека,
4
достигшего личностной зрелости. В этом определении задан высший уровень, идеал, к которому надо стремиться. Содействие становлению способности к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и есть главная цель духовно-нравственного воспитания поколения.
Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей: содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:
1Краткий психологический словарь -Ростов-на- Дону: «Феникс». Л,А,Карпенко, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский , 1998
1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.
2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:
4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к
святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).
4.2. Культуры их выражения ^вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями/
4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
4.4. Развитию эмоциональной децентрации ^воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).
4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.
5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.
7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Принципы духовно-нравственного воспитания и развития детей
1.Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; - развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; -развитие как саморазвитие «. как фундаментальная способность человека
становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» [9, стр. 109110]. Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка, в тоже время отвечающим запросам социума и ориентированным по возможности на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. В области духовно-нравственного становления личности механизмы саморазвития главные, ключевые. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности к осознанному, целенаправленному саморазвитию ограничены, однако и подражание другому, и выбор цели, средств ее достижения, и элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка, постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОО в детско-взрослом, детском сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.
2.Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса. Объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации
содержания работы - идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
4.Личностно-ориентированный подход предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие; стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект - субъектных отношений, диалогического общения.
5.Индивидульно-дифференцированый подход. Индивидуальный подход детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный - с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
6.Деятельностный подход реализуется в развитии ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности; содействии появлению у ребенка в их условиях субъектной позиции в нравственном поведении.
7. Принцип культуросообразности как следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, предполагает воспитание с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
9. Принцип идентификации - отождествление себя со значимым другим, стремлением быть похожим на него. Соотнесение собственного поведения с нормой, правилом и т.п.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе (ООП), во всех образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка». Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и т.п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересны идеи, выделяемые Е.О.Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются только через другого, через взрослого. Способ передачи новых мотивов имеет свою специфику: через эмоциональное заражение, вовлеченность, создание общего смыслового поля.
Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Полагаем, что термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой
также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности: косвенные - целенаправленное создание взрослым предметной среды; установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например, использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т.п.; прямые - педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве: совете, практической помощи, поощрении, защите и т.п.
Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители - равноправные его субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.
Индивидуальная деятельность детей
1
Деятельность «рядом»
I
Взаимодействие в малой группе
Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?
В связи с этим нам представляется весьма важной позиция известного психолога В.И. Слободчикова. Рассуждая о преемственности (непрерывность образования и развития), он замечает, что прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «... норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях» [9, стр. 122]. Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития мы рассматриваем как ориентир воспитания, мера приближения к которому у детей будет различна, так как духовно-нравственное развитие зависит от очень многих факторов. Важна, на наш взгляд, позитивная динамика в развитии ребенка.
Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста:
игры
рассматривание
предметов, картин
предметная
деятельность
/ "ч
изобразительная
деятельность
*
конструирование
и др.
• наличие первичных духовно-нравственных представлений о
духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
• наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему: (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения;
• стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:
- воспитанник самостоятельно применяет усвоенные правила; владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- воспитанник преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
- воспитанник способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей.
• пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями-
воспитанник задает вопросы взрослому, экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении. способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.
• возникновение предпосылок рефлексивных способностей,
позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями - воспитанник знает собственные достоинства и недостатки
пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами; определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; осознает свое эмоциональное состояние; имеет свою позицию, может обосновать ее.
• развитие способности управлять своим поведением и планировать действия - поведение воспитанника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; ребенок старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.
Один из сложных вопросов духовно-нравственного воспитания -мониторинг эффективности образовательного процесса. Интересны подходы к решению этой проблемы в работах Абраменковой В.В. [1]. На наш взгляд, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях, позволяют увидеть динамику нравственного развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании - Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции / Воспитание и обучение детей младшего возраста - М., 2011. с. 151-169
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011
3. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в новой редакции)
4. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989, №
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008 г.)
6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу: 16 марта 2010 г.)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 мая 2010 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу 20 июля 2011 г)
9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработ. и допол. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с.
10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: «Владос», 2008
11. Сайт http://www.portal-slovo.ru/
12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988