Научная статья на тему 'Современные требования к бизнес-образованию'

Современные требования к бизнес-образованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конькова О.М.

Новые тенденции в сфере бизнеса, потребности в формировании новой сферы бизнес-образования, ожидания бизнеса от новой сферы, соответствие бизнес-образования современным требованиям бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования к бизнес-образованию»

Список литературы:

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: «ЧеРо», 2005. - 336 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

5. Каган В.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль. - М.: Смысл, 1999. - 96 с.

6. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях//Психология труда и организационная психология; Т. 1 / Пер. с нем. - Х.: Изд. «Гуманитарный центр», 2003. - 144 с.

7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

- 122 с.

8. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.

9. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. -М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2001. - 376 с.

10. МакДермотт Я., Ширкор Я. НЛП в бизнесе. Новый руководитель / Пер. с англ. Г. Власова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 192 с.

11. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 784 с.

12. Мескон М.Х., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента. 2-е изд. - М.: Дело, 2004. - 800 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006.

- 713 с.

14. Schmalen, H. Grundlagen und Probleme der Betriebswirschaft, 10. Auflage, Koeln 1996.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЮ

© Конькова О.М.Ф

Московский государственный университет экономики, статистики, информатики, Ярославский филиал, г. Ярославль

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат социологических наук, доцент

Новые тенденции в сфере бизнеса, потребности в формировании новой сферы бизнес-образования, ожидания бизнеса от новой сферы, соответствие бизнес-образования современным требованиям бизнеса.

В условиях динамичной рыночной среды российские предприятия не успевают адекватно реагировать на появляющиеся новые тенденции в сферах бизнеса, кадров, науки, образования.

Среди таких тенденций можно отметить, например:

- переход от крупносерийного производства к мелкосерийному, что позволяет максимально учитывать меняющиеся требования потребителей продукции;

- организация производства, исключающая складирование сырья и готовой продукции, что открывает возможность снижения себестоимости последней;

- автоматизация канцелярской работы, обострившая проблему занятости массы служащих;

- интернационализация бизнеса.

Развитие рыночных отношений в России обусловило формирование принципиально новой для отечественной системы образования сферы -бизнес-образования. Создается качественно новый сегмент в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающий экономические регионы России образовательными услугами в бизнес-образовании.

Потребность в современном бизнес-образовании и его приближении к практике обусловлено тем, что уровень квалификации кадров не успевает за уровнем технических новшеств; теряются новаторские элитные кадры, поскольку не развиты системы мотивации и оплаты труда; управленческие кадры не владеют методами инновационного управления.

В настоящее время для российского бизнеса характерны большие структурные изменения и появление новых сфер предпринимательской деятельности как результата развития научно-технического прогресса и потребительского спроса. Закономерным следствием этих процессов явилась ярко выраженная потребность бизнеса - это обучение предпринимателей и менеджеров новой бизнес-логике и соответствующим ей моделям деятельности. Многие компании начинают понимать, что затраченные на обучение средства вернутся прибылью, поэтому готовы выделять бюджет на обучение сотрудников, предъявляя все более высокий спрос на качество бизнес-образования. В связи с этим бизнес-среда ставит перед бизнес-образованием новые вполне конкретные задачи:

- обеспечение условий получения экономического и менеджерского образования с учетом индивидуальных запросов обучаемых и заказчиков;

- разработка, адаптация, формирование и продвижение современных технологий и механизмов подготовки кадров для рыночной экономики;

- отработка эффективных форм учебного процесса, обеспечивающих достижение высокого качества экономической подготовки, наиболее полного учета потребностей рынка труда.

Но готово ли российское бизнес-образование решать эти задачи, соответствует ли оно запросам реальной экономики? На всю огромную страну существует не более десятка сильных школ, которые хоть как-то соответствуют европейским стандартам [1]. Именно они реализуют программу МВА и Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Несомненно, это очень высокий уровень подготовки, но доступный довольно узкому кругу слушателей по причинам ограниченного количества школ и высокой стоимости обучения.

К сожалению, еще господствует мнение, что бизнес-образование - это нечто особое для владельцев бизнеса и топ-менеджеров. Такое представление бизнес-образования сложилось в середине 90-х годов, когда именно этот контингент заполнял аудитории первых российских бизнес-школ. Однако спустя 10 лет качественный состав слушателей бизнес-программ изменился. Сегодня преобладают топ-менеджеры промышленных предприятий и руководители подразделений крупных компаний. Увеличивается доля представителей малого и среднего бизнеса.

Все в большей степени возникает потребность в обучении без отрыва от работы. Не каждый предприниматель, менеджер может покинуть свое рабочее место ради учебы в бизнес-школе. Оптимальным вариантом может стать обучение в режиме оп-Ипе-конференций и общения с преподавателями и со своими коллегами-слушателями через Интернет, обмен опытом и работа над проектами, которые затем могут быть внедрены в практику.

Что хотят получить от современного бизнес-образования российские менеджеры и предприниматели?

В бизнес-образовании следует акцентировать внимание, прежде всего, на следующих областях:

- новая бизнес-логика;

- инновационность и создание компетенций;

- бизнес-идеи, основанные на предоставлении услуг, решении проблем и системной интеграции;

- проектный бизнес, процессы и модели;

- связывание стратегии с проектами;

- предпринимательство;

- новые организационные модели, основанные на сетях, нормах, ответственности;

- клиентоориентированный бизнес [2].

Результатами бизнес-образования должны стать те знания, умения и способности, которые помогают анализировать совокупность экономических данных, делать выводы, видеть, что за этим стоит, прогнозировать ситуацию, понимать, какой алгоритм, в каком случае применять и почему.

Бизнес-образование должно давать знания и навыки, позволяющие развивать стратегическое мышление, способность видеть не только текущие проблемы, но и перспективы, охватить ситуацию в целом, то есть определять стратегию развития компании. Знания и навыки в конкретной предметной области необходимы руководителям для разработки тактических планов по реализации стратегических задач, внесения необходимых корректировок в зависимости от реальной ситуации и контроля над выполнением таких планов.

Бизнес-образование принципиально отличается от всех других видов образования тем, что оно имеет ярко выраженный прикладной характер. Оно дает интеллектуальный предпринимательский инструментарий, с помощью которого решаются конкретные задачи в освоенных сферах бизнеса. В то же время люди, принимающие решения, не могут опираться только на чисто практический опыт, коммуникативные навыки, творческий подход. Новый стиль мышления, ориентированный на принятие конкурентоспособных решений, следует формировать на основе знакомства с новейшими тенденциями в теории менеджмента.

Сегодня в бизнесе ценятся люди, которые умеют мыслить стратегически, способны сохранять психологическое равновесие в кризисных ситуациях, действуют рационально. Бизнес-образование должно способствовать формированию этих качеств у будущих руководителей, крайне важных для того, чтобы грамотно сформировать команду для решения определенных задач и эффективно руководить такой командой.

Формирование перечисленных способностей и умений должно быть встроено в систему, в которой каждый последующий навык на основе новых знаний развивает и закрепляет предыдущий. В основе этой системы должны лежать цели конкретного бизнеса, конкретной компании [3].

Успешные организации ориентированы на найм людей, способных и стремящихся к повышению своих бизнес-квалификаций. Однако наличие бизнес-образования не всегда дает преимущества при трудоустройстве. Для таких работодателей небезразлично, какова специализация бизнес-школ, законченных претендентами, какого уровня освоена учебная программа и как она стыкуется с требованиями к претендентам на конкретную позицию в компании.

Как же добиться максимальной интеграции запросов бизнеса с содержательной частью образовательных программ? Избежать оторванных от реалий бизнеса образовательных программ возможно, если представители бизнеса станут не только заказчиками, партнерами, но и, по возможности,

соавторами в их разработке. Когда речь идет о реализации краткосрочных корпоративных программ, этот процесс находится под непосредственным влиянием заказчика. Что касается программ дипломного уровня, то их корректировка обычно осуществляется организаторами бизнес-образования и преподавателями, исходя из их видения новых требований практики и, как правило, без учета мнений представителей бизнеса. Необходимо участие работодателей в процедурах разработки стандартов бизнес-образования и контроля его качества. Привлечение представителей бизнеса в качестве преподавателей для проведения практических занятий позволит при разработке новых программ учитывать тенденции развития бизнеса.

Инновационное построение современных учебных программ бизнес -образования должно отвечать следующим требованиям:

1. отражение в составе и содержании учебных программ современных потребностей и особенностей развития рыночной экономики в России. Учет сложных процессов формирования и функционирования рынка специалистов, проблем занятости, повышения деловой активности, разнообразия и развития различных форм хозяйствования;

2. учебные программы разрабатываются таким образом, чтобы помочь современному предпринимателю, менеджеру, финансисту действовать в условиях рынка, успешно выполнять предпринимательские проекты, разрешать проблемы и принимать эффективные решения, полнее реализуя свои способности и развивая профессионализм в избранной сфере деятельности;

3. предоставление широкого диапазона возможностей для выбора дисциплин, форм проведения занятий, специализации и самостоятельного регулирования учебной нагрузки. Идеология программ современного бизнес-образования предполагает развитие дистанционного обучения при соответствующем методическом обеспечении;

4. овладение в процессе обучения навыками исследовательской работы;

5. образовательные программы отражают не только потребности современного состояния и развития экономики, но и возможность прогнозирования, организации делового образования с опорой на закономерные тенденции экономического развития.

Таким образом, бизнес-образование, развиваемое с соответствии с требованиями современного российского бизнеса, имеет ряд характерных черт, отличающих его от традиционных экономико-управленческих специальностей и направлений. Это, прежде всего:

- целевая, прагматическая нацеленность на обеспечение развития в регионах предпринимательства, малого и среднего бизнеса, широ-

кие связи с федеральными, региональными и муниципальными властными, деловыми и коммерческими структурами;

- инновационный характер построения и содержания образовательных программ;

- интегрированный, междисциплинарный характер бизнес-образования, включающего экономико-управленческие, правовые дисциплины, а также в области маркетинга, финансов, современного делопроизводства, информатики, психологии.

Мы живем в постоянно развивающемся мире, в котором судьба любой организации зависит от способностей руководителей предугадывать будущее. Бизнес-образование предназначено для подготовки менеджеров к решению задач, стоящих пред компаниями, и должно дать им возможность изменять стереотипы существующего ведения бизнеса, использовать системный подход в решении задач различной степени сложности, поэтому образовательные бизнес-программы должны становиться более разнообразными и специализированными. Инвестиции компаний в бизнес-образование своих сотрудников - это вклад в собственное развитие и, более того, развития страны в целом.

Список литературы:

1. Катькало В. Бизнес-образования «вообще» - не существует // Пер-сонал-микс. - 2005. - № 1. - С. 38-39.

2. Викстрем К. Какие вызовы бизнес-образованию бросает современный бизнес // Персонал-микс. - 2005. - № 1. - С. 5.

3. Вызовы реального бизнеса // Персонал-микс. - 2005. - № 1. - С. 4245.

РОЛЬ КОМАНДНОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ

© Котомина О.В.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, Пермский филиал, г. Пермь

О создании команд специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно. Первые исследования командной деятельности, опубликованные в начале 60-х годов, были посвящены

* Ассистент кафедры Общего менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.