Научная статья на тему 'Социальная трансформация бизнесобразования и новая специфика подготовки топ-менеджеров высшей школы'

Социальная трансформация бизнесобразования и новая специфика подготовки топ-менеджеров высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ВУЗОВ / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лёгостев Андрей Викторович

В статье представлена историческая динамика развития основных парадигмбизнес-образования, рассмотрена социальная трансформация бизнес-образования и ее основные доминанты на разных временных этапах, проанализирована специфика бизнес-образования для высшей школы, раскрыта практика реализации программбизнес-образования для топ-менеджеров высшей школы, представлено пилотажное исследование социально-психологических качеств топ-менеджеров образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная трансформация бизнесобразования и новая специфика подготовки топ-менеджеров высшей школы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233). Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. С. 174-178.

А. В. Лёгостев

СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-ОБРАЗОВА НИЯ И НОВАЯ СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье представлена историческая динамика развития основных парадигм бизнес-образования, рассмотрена социальная трансформация бизнес-образования и ее основные доминанты на разных временных этапах, проанализирована специфика бизнес-образования для высшей школы, раскрыта практика реализации программ бизнес-образования для топ-менеджеров высшей школы, представлено пилотажное исследование социально-психологических качеств топ-менеджеров образования.

Ключевые слова: бизнес-образование, основные парадигмы бизнес образования, социальная трансформация, бизнес образование для топ-менеджеров вузов, программа профессиональной переподготовки, потенциальные возможности современных менеджеров образования.

Мировое сообщество XXI в. превращается все более и более в сообщество знаний, когда главной ценностью, определяющей благосостояние как отдельных людей, так и целых государств, становятся не материальные блага, а своевременная и легкодоступная информация. Сегодня высказывание Натана Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» можно смело переформулировать - кто управляет информацией, тот управляет миром. Управление знаниями

- это не только новые подходы, но и новое расширение содержания профессионального образования. Особое место в сфере управления знаниями занимает бизнес-образование (business education), которое предполагает профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в организациях, действующих в условиях современного рынка и ставящих своей главной целью получение прибыли

Хотя первые бизнес-школы появляются в Америке еще в XIX столетии (Бизнес-школа Филадельфийского университета, образованная в 1886 г.), но реально бизнес-образование начинает набирать силу только в эпоху развития космонавтики, в 60-е гг. прошлого столетия. Этот период совпал с исследованиями в области экономико-математических методов, представляющих собой прорыв в сфер}' анализа и обоснования управленческих решений, и с существенными качественными исследованиями в поведенческих науках: социологии, индустриально-организационной психологии, организационного поведения.

Результатом научного всплеска в области управленческих дисциплин явилась первая парадигма бизнес-образования. Ее сущностью стало строгое соответствие научным стандартам, включающим в себя конкретный набор бизнес-дисциплин, соответствующих определенной тематике научного характера (обязательными дисциплинами становятся количественные методы и организационное поведение).

«Научная» парадигма бизнес-образования была направлена на превращение менеджера-практика в широко образованного профессионала посредством углубленного изучения дисциплин, соответствующих определенным бизнес-фу нкциям, таких как управление производством, управление маркетингом, управление финансами, управление персоналом и т. д. Основными методами изучения считался кейс-метод (пришедший из практики юриспруденции). На данных программах осуществлял подготовку высококвалифицированный в научном отношении профессорско-преподавательский состав. Так появилась «классическая» программа МВА, призванная готовить генеральных менеджеров, готовых обеспечивать выполнение всех бизнес-функций.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона «Истина дочь Времени, а не Авторитета» нашел отклик в судьбе «научной» парадигмы бизнес-образования. Данная парадигма подготовки менеджеров не выдержала испытанием времени и оказалась на практике неэффективной

Многочисленные свидетельства говорили не в пользу научных методов управления

и завышения роли аналитических методов. Основным мотивом критики явилось несоответствие обучения существующим жизненным ситуациям. «Научная» парадигмане успевала за быстро меняющимся миром, требу ю-щим быстрых стратегических и структурных перестроек и перемен. «Академический» менеджер не мог быстро адаптировать научные методы и функциональные знания к постоянно изменяющимся реалиям. Сформированные «научной» парадигмой менеджеры предпочитали, как говорил основоположник европейского тайм-менеджмента Л. Зайверт, правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела; решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы; сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств; исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов; снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль

В 80-е гг. прошлого столетия произошла смена парадигмы бизнес-образования. На образовательном рынке появилась «системная» парадигма, главной идеей которой была адаптация к постоянно изменяющимся внешним условиям и активная предпринимательская позиция. Требования к менеджеру изменились - от менеджера профессионала широкого профиля к новатору-предпринимателю, который демонстрирует более активное поведение с точки зрения поиска новых возможностей, создание новых рынков, быстроту и маневренность. С этого момента менеджер представляется как сильный лидер, человек, способный повести за собой организацию к новым успехам в бизнесе и, более того, сделать свой управленческий персонал командой лидеров на всех уровнях организации. Для бизнес-образования главной задачей было уже не просто сформировать качества менеджера, а подготовить такого человека, который был бы в состоянии решать меняющиеся задачи предприятия в меняющемся мире бизнеса.

«Системная» парадигма существенно изменила требования к бизнес-образованию и его программам. Во главу угла ставились не оценка соответствия программ заданной структуре учебных дисциплин и не научный уровень этих программ, а осознанная формулировка миссии программы, определенной по клиентской группе, целям обучения и другим параметрам. Большое значение в содержание

программ придавалось наличию интегративных курсов: стратегический менеджмент, политика бизнеса, управление изменениями, бизнес-планирование и др. Особо делался акцент на развитие индивиду'альных качеств менеджера. Основными методами в обучении, кроме кейс-метода, стали тренинги профессиональных навыков, сочетание книжного обучения с реализацией «живых» проектов.

Сегодня развитие глобальных информационных сетей кардинально меняет доступ к знаниям. Считается, что в XIX в. мире лидерами в конкуренции будут те организации, которые в состоянии аккумулировать у себя необходимые знания (технические, управленческие, маркетинговые и т. п.), персонал которых будет способен эти знания генерировать, воспринимать, применять и обновлять, а менеджеры смогут управлять знаниями.

Профессор Уортоновской школы бизнеса Джерри Винд считает, что информационные технологии уже привели к зарождению новой парадигмы обучения, которая отличается от предыдущей: а) по способу научения (поскольку произошел переход от пассивного восприятия знаний к обучению посредством выполнения заданий, возникающих в реальном мире); б) по содержанию (в связи с трансформацией образования от стандартизованного к клиенто-ориентированному, индивидуализированному); в) по времени и месту (так как оно перестало быть дискретным, основанным на участии в программах обучения время от времени, а становится непрерывным во времени и пространстве, поскольку человек может учиться в любое время и в любом месте по мере возникновения потребности в новых знаниях и навыках).

Каково состояние бизнес-образования сегодня в России, каку ю парадигму используют сегодня большинство образовательных учреждений, предлагающих услуги в области бизнес-образования?

Бизнес-образование в России - это результат экономических трансформаций двух последних десятилетий. Изменение социально-экономической системы повлекло ряд инфраструктурных изменений и, в частности, изменений в образовании. Образование сегодня вынуждено отражать сущность рыночных отношений и формировать свой рынок образовательных услуг. Потребности рынка обусловили появление такого сегмента образования, как бизнес-образование. В основном

это явилось следствием предпринимательских усилий передовой части российской профессуры. В условиях новой России под бизнес-образованием традиционно понимается, прежде всего, платное образование и обучение, ориентированное на потребителя из сферы менеджмента и бизнеса. Поэтому наряду с понятием бизнес-образование широко используется термин "управленческое образование', который, по сути, является синонимом бизнес-образования.

Сегодня главными заказчиками бизнес-образования являются, в первую очередь, управленцы частного бизнеса. Государство на протяжении десяти лет создавало условия для развития нового для страны класса, класса предпринимателей, и, в частности, предпринимателей с управленческим образованием. Правительство РФ создало систему с бюджетным финансированием, целью которой являлась подготовка управленческих кадров для становящегося в стране бизнеса. Президентская программа подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации, которая существует уже свыше десяти лет, для обучения на управленческие специальности выбирала только тех, кто представлял сферу бизнеса в промышленности, в сельском хозяйстве и торговле. Но с глубокими изменениями в экономике и социальной сфере меняются и заказчики бизнес-образования. В этом году в поле интересов Президентской программы попали у правленцы системы образования и здравоохранения. И это не просто потому, что в стране уже достаточно управленцев в промышленной и сельскохозяйственной сфере. Проблемы бизнеса стали проблемами государственных учреждений, таких как образовательные учреждения и здравоохранение. Право на бесплатное образование и бесплатное лечение не исчезло. Но платные услуги стали в этих организациях неким остовом, который им позволяет существовать. По сути, развивая систему платных услуг, государственные учреждения вынуждены принимать правила игры рынка и постоянно реагировать на изменчивость и динамичность внешней среды.

Интересен факт, что изначально университеты выступили, отражая потребности бизнес-сообщества, как высшие школы бизнеса. Через десятилетие университеты вынуждены входить в бизнес-сообщество и

сами, являясь бизнес-единицей, сегодня объективно нуждаются в бизнес-образовании, следовательно, становятся потенциальными заказчиками.

Сегодня образовательные учреждения должны постоянно реагировать на состояния, связанные с мировой глобализацией, с развитием разнообразной рабочей силы, изменяющиеся требования к квалификации и т. д. Современный менеджмент образовательных учреждений представляет собой сложную систему, включающий в себя порой несовместимые и конфликтующие элементы. С одной стороны, еще большинство высших заведений страны являются государственными учреждениями, своей деятельностью опирающимися на нормы и законы, выработанные государством, с другой стороны, рынок образовательных услуг отражает реально рыночную экономику с высокой динамикой изменений и трансформаций, которые противоречат зачастую правовым актам, принятым еще при другом социально-экономическом укладе в стране. Поэтому управление образовательным учреждением сегодня не только сложно с правовой и экономической точки зрения, но и с психологической, так как в самом управлении образовательным учреждением заложен внутренний конфликт. Конфликт проявляется между собственно управлением для реализации образовательной функции, основанной на государственных академических стандартах и сводом государственных законов, и управлением образовательного учреждения в ситуации новизны, неопределенности, т. е. практического осуществления действий, которые раньше никогда и никем не осуществлялись.

Прагматическая направленность бизнес-образования становится «панацеей» для управленцев высшей школы. Именно бизнес-образование, отражая специфику изменений внешней среды, может дать наиболее адекватные способы решения проблемы, которые позволят создать современную, т. е. адаптивную, систему менеджмента в образовании. Решением проблемы является компетент-ностная и психологическая подготовка менеджеров высшей школы.

Опыт бизнес-образования управленцев высшей школы можно проследить в ряде университетов страны. Повышение квалификации проректоров, деканов и руководителей подразделений уже несколько лет организо-

вано в Томском политехническом университете, в котором разработана совместно с University of London (Великобритания) в рамках выполнения проекта Британского совета BRIDGE программа повышения квалификации топ-менеджеров российских вузов в области университетского менеджмента. Программа построена в соответствии с требованиями ведущих европейских университетов к программам бизнес-образования. Программа повышения квалификации проводится в форме семинаров, где всесторонне обсуждаются проблемы современного университетского менеджмента с учетом российского и мирового опыта, в частности: стратегический менеджмент в вузе; менеджмент научной, образовательной и инновационной деятельности; корпоративная культура вуза; управление персоналом в вузе.

В Уральском государственном университете им. А. М. Горького опыт бизнес-образования для управленцев высшей школы реализован несколько шире. На протяжении данного учебного года Институтом управления и предпринимательства УрГУ организованы ряд сессий стратегического планирования университета, в которых принимает участие во главе с ректором весь ректорат (т. е топ-менеджмент) и деканы факультетов. Кроме того, в университете для топ-менеджеров используются основные модели бизнес-образования: от MBA (Мастер Делового Администрирования)

- программы профессиональной переподготовки («Директорские курсы») до тренингов профессиональных компетенций.

Первыми слушателями программы MBA (Master of Business Administration Program) в университете наряду с собственниками и управленцами бизнеса с открытого рынка стали топ-менеджеры университета. Содержание и методология программы соответствуют «системной» парадигме бизнес-образования. В содержание программы включены такие интегративные курсы, как стратегический менеджмент, политика бизнеса, управление изменениями, бизнес-планирование и др. Особо слушатели программы был отмечен блок на развитие индивидуальных качеств менеджера. Основными методами обучения в программе стали кейс-методы, тренинги профессиональных навыков, обучение на реализации «живых» проектов.

Программа профессиональной переподготовки «Директорские курсы», разработанная

для открытого рынка, получила признание в ректорате университета и была предложена для обучения деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, состоящих в управленческом резерве университета. Программа базируются на принципах: приоритет человека, а лишь затем общество и технологии. Содержание программы рассчитано на формирование навыков у правляющего широкого профиля и формирование конкретных лидерских способностей, позволяющих работать в постоянно изменяющейся внешней среде.

Серия пилотажных эмпирических исследований, участниками которых выступили слушатели программ «Директорские курсы», позволила обнаружить достаточные свидетельства в пользу высоких потенциальных возможностей современных менеджеров образования. Более 78 % слушателей обнаружили предпринимательский потенциал, который связан с инициированием новых идей, деловым риском и тесной увязкой личной деятельности и интересов (в том числе материальных) с успехом или неудачей предприятия. 54 % слу'шателей относятся к так называемому в социальной и организационной психологии типу «А», характеризующемуся агрессивной вовлеченностью в постоянную борьбу за достижение все большего и большего за все менее короткий период, считая, что успех определяется главным образом тем, как много в жизни им удалось достигнуть и приобрести. Так установлено, что характерными психологическими особенностями управленца образования выступают: хорошо развитая интуиция; выраженные познавательные потребности и стремление к профессиональному росту; выраженный интернальный локус ответственности, проявляющий сенситивность к ситуациям успеха и неудачи; ориентация на результат, а не на процесс; явное доминирование интересов и ценностных установок, связанных с работой, нежели с другими сферами жизни, направленность данных установок в будущее; сформированные рефлексивные способности, выраженная самоидентификация с бизнесом, высокие самоэффективность и уверенность в себе; развитая и адекватная система психологических защит.

В то же время обнаружены факты проявления тревожности, неконструктивного эмоционального переживания возникающих проблем, повышенной сенситивности от-

дельных частных самооценок к ситуации неудачи. Установленные особенности свидетельствуют о необходимости ресурсной вос-полняемости психологического потенциала управленца образовательного учреждения, а также о доступности оптимизации и даже раскрытия потенциальных возможностей в формате бизнес-образования.

Важной особенностью этих пилотажных исследований является подтверждение того, что менеджер образования потенциально го-

тов принимать участие в практической работе, направленной на достижение целей организации, пусть и ради собственной карьеры и предпринимательского успеха.

Социальная трансформация бизнес-образования обнаружила четкую тенденцию к практико-ориенированной управленческой деятельности. В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг современное бизнес-образование является ресурсом любого университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.