Научная статья на тему 'Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примере Республики Бурятия)'

Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примере Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МЕНЕДЖЕРОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL LEVEL OF MANAGERS / PROFESSIONALISATION / BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бюраева Юлия Григорьевна

Статья посвящена изучению процесса профессионального развития современных менеджеров в условиях Республики Бурятия. Особое внимание уделяется анализу влияния образования на их профессиональную деятельность. Основные выводы базируются на проведенных автором в 2005-2008 гг. социологических исследованиях, посвященных изучению основных тенденций становления и развития социального слоя менеджеров Республики Бурятия, формированию их идентичности и профессионализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There were changes in management sphere as a result of transformation of the social and economic structure of the Russian society. Managers have formed a separate social stratum. Now they actively develop and their job becomes a profession. In this connection formation of the system of professional education for managers is of great importance. On the basis of the data received during sociological researches by revealing and analysing the main tendencies of formation and functioning of the social-professional group of managers in the urbanized conditions of the Republic of Buryatia it is possible to find out how much they value education. Higher education is an essential factor for management representatives. The educational level of regional managers is high enough 89.3% of managers have higher education. 3.3% of them have a scientific degree (mainly it is the Candidate of Economics). It corresponds to the all-Russian situation. 90% of mangers have higher education in the Russian Federation on the whole. Technical education prevails. It is a good base for managerial activity as practice shows. Specialised education of regional managers is not an obligatory attribute for a successful career. Until recently managers have been deprived possibilities to receive professional managerial education because of the backwardness of the Russian system of business education. At the same time no necessity in specialised education has been caused by unclear market conditions when success of a business is defined by the possession of a developed informal network of acquaintances instead of professionalism. So functions of managers in business organizations are carried out by people who do not possess sufficient knowledge in the field of management in Buryatia. Nevertheless in spite of the fact that only a small part of representatives of management has special managerial education it is possible to notice that managers start to consider this type of education as a basic precondition of high professional mobility and competitiveness at the labour market. Such a tendency will considerably promote homogenization of the social-professional group of managers of the republic, as it is during the educational process that the comprehension of uniform group interests and belonging to the special professional group develops. The educational base becomes the platform for professional associations and communities

Текст научной работы на тему «Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примере Республики Бурятия)»

Ю.Г. Бюраева

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Статья посвящена изучению процесса профессионального развития современных менеджеров в условиях Республики Бурятия. Особое внимание уделяется анализу влияния образования на их профессиональную деятельность. Основные выводы базируются на проведенных автором в 2005-2008 гг. социологических исследованиях, посвященных изучению основных тенденций становления и развития социального слоя менеджеров Республики Бурятия, формированию их идентичности и профессионализации. Ключевые слова: образовательный уровень менеджеров; профессионализация; бизнес-образование.

Трансформация всего социально-экономического уклада российского общества обусловила, в первую очередь, изменения сферы управления. Новая ситуация продиктовала особые требования к управленческому персоналу. В результате их социальный статус и роль кардинальным образом изменились. Менеджеры образовали отдельный социальный слой, который на данном этапе трансформации социальной структуры российского общества активно развивается, приобретает все большее значение и профессионализируется.

В целом профессионализацию управления можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае это создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры, с ростом общих требований к специальности «менеджера». В узком смысле профессионализация означает формирование профессиональной группы менеджеров, а также профессиональных позиций и ролей. Еще в более узком смысле, на индивидуальном уровне - это пригодность и готовность человека к выполнению данной профессиональной роли.

Таким образом, профессионализация слоя менеджеров - это социальный процесс, обусловленный качественными и количественными изменениями в содержании и характере управленческого труда. Данный процесс сопровождается возникновением профессии «менеджер» и различных менеджерских специальностей (менеджер продаж, менеджер туризма, менеджер по персоналу и т.д.), профессиональной культуры (традиции, форма одежды, язык, этикет), технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала. Консти-туирование управленческой профессии и специальностей обусловливается формированием системы квалификационных требований к менеджерам, социальных гарантий и профессиональных ограничений. Большую роль в процессе профессионализации играют возникновение и развитие деятельности профессиональных сообществ (Ассоциация менеджеров (АМР), Международное сообщество менеджеров (Б-хесиЙуе) и пр.).

Итак, управленческий труд становится профессиональным, во-первых, в результате качественных изменений трудовых функций, обусловленных потребностями общества, а также окружающими условиями. Во-вторых, благодаря способности человека овладевать такими знаниями, умениями, навыками, которые позволят ему квалифицированно, профессионально выполнять трудовые функции. Здесь первостепенное значение приобретает формирование системы профессио-

нальной подготовки менеджеров. Специальное управленческое образование легитимирует власть управленцев на конкретном предприятии, помогает приобретению относительных преимуществ относительно других социальных групп, повышает общественное положение менеджеров [1].

Основываясь на данных, полученных в ходе социологических исследований по выявлению и анализу основных тенденций формирования и функционирования социально-профессионального слоя менеджеров в условиях урбанизированной среды Республики Бурятия1, можно проследить, какое значение придается образованию представителями менеджмента Республики Бурятия.

Наличие высшего образования является достаточно важным фактором для представителей менеджмента. «Безусловно, образование имело очень большое значение. То, что я учился в институте, - это не просто, что я получил диплом. Важен был процесс учебы в вузе, в ходе которого у меня сформировалось определенное мировоззрение, т.е. на многие вещи ты уже смотришь по-другому» (мужчина, коммерческий директор торговой компании). Поэтому в целом образовательный уровень региональных менеджеров достаточно высок -89,3% менеджеров имеют высшее образование, из них 3,3% обладают научной степенью, число которых в основном составляют кандидаты экономических наук, что совпадает с общероссийской ситуацией. В среднем по РФ 90% менеджеров имеют высшее образование.

Следует отметить, что почти все сегодняшние руководители вне зависимости от профиля образования отмечают престижность своей профессии. С целью выявления престижности профессии менеджеров просили оценить уровень престижности своей профессии по 10-балльной шкале, где 0 - наименьшее значение, а 10 - наивысшее. Результаты представлены в табл. 1. Как видно, большинство менеджеров оценивают престиж своей профессии на 7-8 баллов.

Если рассматривать уровень образования в зависимости от гендерной принадлежности, то можно отметить, что соотношение уровня образования мужчин и женщин примерно одинаковое. Перекос в пользу мужчин имеет место только среди менеджеров, имеющих научную степень. Однако профиль образования подтверждает очевидную гипотезу, что среди мужчин-менеджеров большинство имеют инженерно-

техническое образование (48,9% от числа опрошенных мужчин), а среди женщин более распространено экономическое образование (43,4% от числа опрошенных женщин) (табл. 2).

Т а б л и ц а 1

Распределение респондентов по профилю образования и оценке престижности профессии, % к каждой группе менеджеров

с определенным профилем образования

Профиль образования Престижность профессии менеджер Итого

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Инженерно-технический 1 1 5 8 19 17 20 13 8 8 100

Экономический 1 0 1 7 10 12 21 22 13 13 100

Управленческий 0 0 0 4 17 12 25 21 8 13 100

Технический (среднее специальное образование) 0 0 0 0 33 0 0 50 0 17 100

Другой 0 1 1 6 13 14 20 23 15 7 100

Т а б л и ц а 2

Распределение респондентов по профилю образования, % к количеству женщин и мужчин

Профиль образования Женщины Мужчины

Инженерно-технический 22 49

Экономический 43 24

Управленческий 8 6

Технический (среднее специальное образование) 2 2

Другой 26 18

Итоговая сумма превышает 100%, т.к. некоторые респонденты имеют два образования

Преобладание технического образования характерно для представителей высшего менеджмента. Так, 40,6% менеджеров окончили технические вузы. Только Восточно-Сибирский государственный технологический университет (г. Улан-Удэ) окончили 34% менеджеров, имеющих высшее образование. Данное соотношение, с одной стороны, обусловливается резким сокращением производственной сферы в 1990-е гг. и как следствие перепроизводством инженеров всех профилей, которые нашли себе примене-

Как показывает практика, техническое образование является хорошей базой для успешной управленческой деятельности. Оно закладывает иные принципы лидерства, в том числе интеллектуального. Лидер-управленец такого рода должен уметь не просто создавать знания и перерабатывать их, но и стремиться донести их до других. При этом знания сами превращаются в очень важный продукт потребления. Очень мало выходцев из экономических вузов достигли значительных высот в бизнесе. Одной из главных причин являются устаревшие принципы обучения, поскольку они учили, что основные двигатели экономики - это рациональное поведение и прибыль, где все ясно и правильно. По мнению профессора Высшей Школы Бизнеса МГУ О.С. Виханского, бизнес всегда неправилен, для него не годится логическое мышление, его основной принцип - делай по-другому, необходимы законы интеллектуальной организации. Пока коренным образом не изменится экономическое и управленческое образование, будущее и успех в бизнесе - за представителями естественно-научной среды. Добивается успеха тот, кто умеет решать задачи по принципу: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что [4].

ние в рыночном секторе экономики, нередко получив дополнительное экономическое образование. С другой стороны, проявляется общероссийская тенденция - именно техническая интеллигенция, будучи самой активной и в то же время образованной частью общества, стала основным источником пополнения большинства первых российских менеджеров [2]. Так, доля менеджеров с техническим образованием в среднем по России превышает аналогичную долю в Бурятии на 13,3% (табл. 3).

Так, наличие специального образования у региональных менеджеров не является обязательным атрибутом успешной карьеры. Вся профессиональная деятельность строится на основе практического опыта и природного ума, поскольку законы рынка пока не действуют в полной мере. «Очень выручает природная смекалка и сообразительность». По мнению руководителей, специальное образование необходимо, прежде всего, для наемных работников, в то время как для собственников предприятий решающее значение имеет близость к властным иерархиям. Обладание специальным образованием в какой-то мере облегчает процесс вхождения новых членов в бизнес-сообщество, однако не является решающим моментом. Основной проблемой на данный момент является значительное расхождение между практикой управления и учебным процессом. Аналогичная ситуация наблюдается не только в регионе. Она крайне актуальна в общероссийском масштабе, а также мировом. Так, один из известных современных классиков менеджмента Г. Минцберг [5] констатирует, что сложившиеся к сегодняшнему времени стиль управления и система подготовки менедже-

Т а б л и ц а 3

Сравнительное распределение респондентов по профилю высшего образования, % к общему количеству обследуемых

Профиль образования Республика Бурятия РФ в целом [3]

Инженерно-технический 41 54

Гуманитарный 10 17

Управленческий 7 5

Юридический 4 2

Сельскохозяйственный 1 1

Экономический 25 Нет данных

Естественный 2 Нет данных

Медицинский 3 Нет данных

Военный 1 Нет данных

ров столкнулись с серьезными трудностями. По его мнению, не родилась еще та учебная аудитория, в которой можно создать руководителя. Очень сложно учить менеджменту как профессии, поскольку нужно готовить менеджеров, глубоко вовлеченных в практику управления, а не профессионалов, оторванных от нее. Багаж полученных теоретических знаний часто совершенно не востребован на практике. «Специальное образование, конечно, необходимо, но реально в жизни мало что используется», - таково мнение действующих руководителей предприятий. Тем не менее они все чаще рассматривают получение специального образования в качестве хорошего вложения средств, которое, возможно, понадобится им в будущем в случае смены деятельности.

Только небольшая часть (6,8% от общего числа менеджеров) руководителей в Республике Бурятия имеет специальное управленческое образование. «Все успешные бизнесмены в Республике - не экономисты по образованию. Это инженеры-строители, инженеры-механики, инженеры-автомобилисты и, самое интересное, спортсмены, последние, думаю, добиваются успеха в силу своего закаленного характера и воли» (мужчина, руководитель строительного предприятия).

Стремительно меняющиеся условия рынка вынуждают менеджеров своевременно реагировать, предугадывать возможные последствия, приспосабливаться и функционировать в новых реалиях. В связи с этим требования к управленцу как профессионалу постоянно возрастают. Совершенствование собственного профессионализма становится неотъемлемой частью работы менеджера. Если ранее перед менеджером ставилась задача овладеть целым рядом организационных идей и технологий, чтобы успешно исполнять свои функцио-

нальные обязанности, то сегодня наблюдается формирующийся процесс непрерывного управленческого образования, характерный для многих цивилизованных стран. В основе лежит идея о том, что менеджер - это, прежде всего, своеобразное, специфическое мировоззрение, базирующееся на фундаментальных разработках многих наук. Постепенно получает распространение новая для российской и региональной практики концепция профессионального развития менеджеров, основанная на приоритете постоянной практической подготовки и развития управленческих навыков.

Так, только 5% региональных менеджеров не требуются новые знания. В основном современные менеджеры ощущают недостаток знаний в области теории и практики управления (рис. 1). Таким образом, проявляется перекос технического и гуманитарного образования в качестве базового. Кроме того, нестабильная ситуация в области законодательства и правового регулирования требует юридических знаний для грамотного ведения дел. Потребность менеджеров в знаниях в области права составляет 40%, а налогообложения - 28%. В условиях быстрорастущей конкуренции необходимы объективный анализ интересов и потребностей покупателей, изучение рынка, механизма сбыта товаров и услуг. По мере развития рыночных отношений увеличивается значение маркетинговых коммуникаций. Главным принципом маркетинга является формула - производить то, что действительно нужно потребителю, помочь ему осознать свои потребности и сформировать спрос на изделия и услуги, которые его удовлетворят в полной мере. В связи с этим ощутимо количество менеджеров, нуждающихся в знании маркетинга и умении использовать его механизмы на практике (37,2%).

Бух. учет и аудит Иностр. язык Искусство делового общения Маркетинг Налогообложение Право

Пром. гражд. строительство Социология, психология и другие гуманит. науки Теория и практика управления Технология производства Финансы и кредит Эконом. теория Нет потребности Нет ответа

] 24

Ц 29

Ц23

137

] 21

40

] 46

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

0

0

Рис. 1. Необходимые менеджерам области знаний, % к общему количеству опрошенных

До недавних пор менеджеры были лишены возможности получать профессиональную управленческую подготовку из-за неразвитости российской системы бизнес-образования. Однако и сегодня, как уже отмечалось, среди региональных менеджеров специальное образование не пользуется особым спросом. В первую очередь это связано с отрывом от профессиональной деятельности и полным погружением в учебный процесс, что трудновыполнимо в постоянно меняющихся социальноэкономических условиях российской действительности. Кроме того, региональное образование пока не может претендовать на качественную подготовку управленцев, прежде всего, из-за низкого уровня профессиональной компетенции преподавательского состава, отсутствия у них практического опыта, несмотря на достаточно высокую теоретическую подготовку.

«Более предпочтительны, как я уже говорил, именно альтернативные формы образования, т.е. прохождение специальных курсов, семинаров или других специализированных форм подготовки, которые проводят различные фирмы. Например, фирма Майкрософт проводит курс обучения и сертификации сотрудников по продвижению ее товаров на рынок. Подобного рода курса могли бы представлять интерес» (мужчина, руководитель фирмы по информационному обслуживанию).

Тем не менее необходимость бизнес-образования, специальной управленческой подготовки отмечают подавляющее большинство руководителей. «На данный момент сфера моей профессиональной деятельности больше юридическая, а у меня чисто экономиче-

ское образование. Но необходимо отметить: то, что давали по менеджменту, помогает. Менеджмент же на стыке разных наук. Знания по менеджменту универсальны, позволяют наладить работу организации в любой сфере, если их грамотно применять» (мужчина, арбитражный управляющий).

Дефицит необходимых знаний и теоретической подготовки главным образом компенсируется самостоятельным обучением. При этом немаловажным источником являются Интернет-ресурсы, включая регулярные рассылки по различным вопросам управления. Второй по значимости источник получения знаний -опыт, приобретаемый в процессе практической работы. Довольно популярным способом получения дополнительного образования являются краткосрочные бизнес-курсы, особенно распространенные среди менеджеров самой молодой группы (21-30 лет) - 48% от численности группы. Стажировку за рубежом, как правило, довольно краткую, прошли всего 7% руководителей. Следует отметить, что возраст наибольшей части этой группы менеджеров (42%) приходится на 31-40 лет, поскольку именно это поколение менеджеров смогло воспользоваться преимуществами начавшейся в 1997 г. Федеральной Президентской программы по подготовке управленческих кадров, действовавшей в 76 регионах, которая предусматривала стажировку за рубежом и на ведущих российских предприятиях (рис. 2).

«Моя учеба по Президентской программе стала поворотной точкой в моей профессиональной деятельности. После нее моя карьера пошла вверх» (мужчина, начальник отдела капитального строительства).

Практический опыт Дистанционное образование Самообразование Бизнес-курсы Стажировка за рубежом Опыт аналогичных п/п Конференции по обмену опытом с иногород. коллегами Второе высшее образование Президентская программа повышения квалификации

Нет ответа Никакие

0 10 20 30 40 50 60 70 80

164 ¡8

1 7

133

1 7 ] 1 ] 1 ] 1 ] 1 ] 1 □ 3

Рис. 2. Формы повышения квалификации, используемые менеджерами, % к общему количеству опрошенных

Таким образом, сегодня в Республике Бурятия до- организациях выполняют люди, не обладающие доста-

вольно часто функции менеджеров в бизнес- точными знаниями в области управления. Основной

причиной низкого уровня профессионализации российских руководителей является отсутствие в регионе развитых формальных институтов собственности и управления.

Несмотря на то что специальное управленческое образование есть только у небольшой части представителей менеджмента Бурятии, можно отметить, что все большее количество менеджеров начинают рассматривать этот тип образования как основную предпосылку высокой профес-

сиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. Такая тенденция будет в значительной степени способствовать гомогенизации социально-профессионального слоя менеджеров республики, поскольку именно в процессе получения образования происходит осознание единых групповых интересов и принадлежности к особой профессиональной группе, а наличие образования становится платформой для профессиональных объединений и сообществ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Объектом исследования выступили менеджеры высшего звена урбанизированной среды Республики Бурятия, работающие в коммерческой сфере. Объем выборки первого исследования составил 365 человек (8% от генеральной совокупности), при формировании которой применялась методика квотного отбора. В качестве квотных признаков были использованы организационно-правовая форма и отрасль экономики, в которой функционирует руководимое предприятие. Исследование проводилось методом анкетного опроса в 2005-2006 гг.

В ходе второго исследования использовался метод экспертного интервью. Было опрошено 20 топ-менеджеров предприятий в 2008 г. в следующих отраслях экономики: торговля, строительство, издательская деятельность, транспорт, управление, туризм. Интервью состояло из нескольких блоков, содержание которых таково:

- понятие «успех», «успешность» применительно к карьере и руководимому предприятию;

- деловая карьера (начало, основные этапы, поворотные точки, перспективы, ограничения);

- образование (значение, влияние, необходимость для развития карьеры);

- профессиональная идентичность (принадлежность к социально-профессиональной группе, осознание, характер взаимоотношений с ее представителями);

- специфика управления (мужские и женские; региональные и национальные особенности).

ЛИТЕРАТУРА

1. АбрамовР.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: Комкнига, 2005.

2. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический взгляд со стороны. ИЯЬ: www.elitarium.ru/2007/02/26/rossijjskie_menedzhery.html

3. Матвеев А. Кто управляет российскими компаниями. ИЯЬ: www.arm.ru

4. Элитный управленец для науки и бизнеса: кто он? ИЯЬ: www.rsci.ru/rt/?action=more&id=28

5. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую политику управления и систему подготовки менед-

жеров. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 20 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.