Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Валентина Евгеньевна, Фокина Елена Николаевна

Формирование мировой системы образования происходит параллельно с развитием и цифровизацией мировой экономики, увеличением академической мобильности и формированием новой парадигмы образования. Рынок образовательных услуг в России находится в постоянном движении под воздействием как внутренней, так и внешней среды, в том числе глобальной системы образования. В статье даны анализ статистических данных и обзор исследований, посвященных основным факторам, влияющим на формирование и трансформацию рынка образовательных услуг в России на примере высшего профессионального и послевузовского образования. Рассматриваются новые направления деятельности и условия работы, формы предоставления образовательных услуг и обучения. Выделяются факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на трансформацию российского рынка образовательных услуг. Приводятся сравнительные характеристики рынка образовательных услуг России и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева Валентина Евгеньевна, Фокина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRANSFORMATIONS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA

The formation of the world education system is taking place simultaneously with the development and digitalization of the world economy, the increase in academic mobility and the formation of a new education paradigm. The market of educational services in Russia is constantly changing under the influence of both internal and external environment, including the global education system. The article provides an overview of statistical data and research on the main factors affecting the formation and transformation of the educational services market in Russia (a case study of higher professional and postgraduate education). The text gives valuable information on new directions of activity and working conditions, forms of provision of educational services and training. We identify factors that have both positive and negative impact on the transformation of the Russian educational services market. It is specially noted comparative characteristics of the educational services market in Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ»

DOI : 10.31660/1993-1824-2021-3-58-72

УДК 338.467.6

Современные трансформации рынка образовательных услуг в России Валентина Евгеньевна Гусева, Елена Николаевна Фокина

Кафедра бизнес-информатики и математики, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Формирование мировой системы образования происходит параллельно с развитием и цифровизацией мировой экономики, увеличением академической мобильности и формированием новой парадигмы образования. Рынок образовательных услуг в России находится в постоянном движении под воздействием как внутренней, так и внешней среды, в том числе глобальной системы образования. В статье даны анализ статистических данных и обзор исследований, посвященных основным факторам, влияющим на формирование и трансформацию рынка образовательных услуг в России на примере высшего профессионального и послевузовского образования. Рассматриваются новые направления деятельности и условия работы, формы предоставления образовательных услуг и обучения. Выделяются факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на трансформацию российского рынка образовательных услуг. Приводятся сравнительные характеристики рынка образовательных услуг России и других стран.

Ключевые слова: образование, онлайн-образование, рынок образовательных услуг, глобальная система образования.

Modern transformations of the market of educational services in Russia Valentina E. Guseva, Elena N. Fokina

Department of Business Informatics and Mathematics, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The formation of the world education system is taking place simultaneously with the development and digitalization of the world economy, the increase in academic mobility and the formation of a new education paradigm. The market of educational services in Russia is constantly changing under the influence of both internal and external environment, including the global education system. The article provides an overview of statistical data and research on the main factors affecting the formation and transformation of the educational services market in Russia (a case study of higher professional and postgraduate education). The text gives valuable information on new directions of activity and working conditions, forms of provision of educational services and training. We identify factors that have both positive and negative impact on the transformation of the Russian educational services market. It is specially noted comparative characteristics of the educational services market in Russia and other countries.

Keywords: education, online education, educational services market, global education system.

Введение

Мировая система образования формируется одновременно с развитием мировой экономики и информационной сферы, увеличением академической мобильности и обмена научными данными, формированием новой парадигмы образования и благоприятной правовой среды для разработки эффективной стратегии организации и образовательных программ [1-3]. В условиях глобализации эти тенденции в той или иной степени проявляются и в России. Исследователи отмечают, что существует прямая зависимость между уровнем образовательного и социально-экономического развития [4].

Российский рынок образовательных услуг можно охарактеризовать как рынок почти однородных продуктов. Несмотря на это спектр образовательных услуг и структура потребления на этом рынке достаточно широки.

Цель статьи — обзор литературы, посвященной исследованию основных факторов, влияющих на развитие и трансформацию рынка образовательных услуг в России.

Рынок образовательных услуг, по определению Н. А. Перевозчиковой и Т. Д. Василенко, — это «система социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг» [5]. Исследователи в основном обращают внимание на изучение особенностей рынка образовательных услуг в контексте вызовов и перспектив его дальнейшего развития. Например, основные направления и перспективы развития с точки зрения интернационализации исследуются А. А. Муравьевой, О. Н. Олейниковой и др. [6], С. В. Булаевой, О. Н. Исаевой [1] и др., а также такой организацией, как Высшая школа экономики [7]. Я. И. Кузьминов рассматривает развитие высшего образования в русле перехода к цифровой экономике [8].

Выявить все факторы, влияющие на развитие и трансформацию рынка образовательных услуг, не позволяет объем статьи. Поэтому основное внимание уделено формированию и трансформации рынка образовательных услуг в системе высшего и послевузовского образования.

Среди факторов, влияющих на изменения, происходящие в системе высшего образования России, исследователи наиболее часто выделяют долю расходов на образование в ВВП [5; 9]; спрос и предложение рынка труда [10]; развитие 1Т-технологий [8; 11; 12]; интернационализацию образования [1-3; 11]; демографию [7; 12]; несоответствие уровня образования молодых специалистов ожиданиям работодателей [4; 6; 10; 12]; несоответствие количества выпускников потребностям экономики (например, на рынке труда наблюдаются дефицит инженеров, врачей и избыток экономистов и юристов) [4; 5; 10; 12].

Методы

Одной из причин, обусловивших проявление перечисленных факторов, исследователи называют изменение количества вузов и студентов: рост этих показателей произошел в течение 2008/2009 учебного года, а после этого наблюдалось снижение обоих показателей [13; 14]. Это может быть связано с демографическим спадом в стране, который

влияет на потенциал абитуриентов. По данным Высшей школы экономики, к 2030 году численность населения в возрасте 16-39 лет сократится на 25 % [7].

В то же время высокий спрос на высшее образование способствовал быстрому развитию сектора платных образовательных услуг в вузах страны. Поэтому за два десятилетия (с 1992 по 2012 годы) количество частных вузов увеличилось в 15 раз, большинство из которых, ориентируясь на спрос, открывали в основном наборы на юридические и экономические специальности. Однако в результате оптимизации высшего образования в данном секторе наблюдается спад: в 2013-2018 гг. количество вузов сократилось на 28 %, а филиалов — на 59 % [13-15] (табл. 1).

Таблица 1

Состояние системы высшего образования в России в 1993-2018 гг.

Академический год Количество Количество Количество Количество

высших учебных студентов, принятых абитуриентов, выпускников,

заведений тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.

1993/1994 626 2 613,0 590,0 445,0

1994/1995 710 2 644,5 626,5 395,5

1995/1996 762 2 791,0 681,0 395,5

1996/1997 817 2 624,9 674,3 415,1

1997/1998 880 3 248,3 814,6 436,2

1998/1999 914 3 597,9 912,9 470,6

1999/2000 939 4 073,0 1 059,0 514,6

2000/2001 965 4 741,0 1 292,5 578,9

2001/2002 621 4 797,4 1 461,0 720,0

2002/2003 655 5 228,7 1 504,0 840,0

2003/2004 652 5 596,2 1 411,7 860,2

2004/2005 662 5 860,1 1 385,5 977,0

2005/2006 1 068 7 064,0 1 372,5 1 076,0

2006/2007 1 090 7 310,0 1 376,7 1 055,9

2007/2008 1 108 7 461,0 1 384,0 1 108,9

2008/2009 1 134 7513,0 1 362,7 1 125,3

2009/2010 1 114 7 419,0 1 329,6 1 166,9

2010/2011 1 115 7 050,0 1 399,5 1 177,8

2011/2012 634 5 453,9 1 057,7 1 157,3

2012/2013 609 5 145,3 1 111,6 1 125,4

2013/2014 969 5 647,0 1 247,0 1 291,0

2014/2015 950 5 209,0 1 192,0 1 226,0

2015/2016 896 4 766,0 1 222,0 1 300,0

2016/2017 818 4 399,0 1 158,0 1 161,0

2017/2018 766 4 246,0 1 142,0 969,0

Источник: Росстат; Россия в цифрах 2019 [13].

Растущий спрос на качественные образовательные услуги обостряет конкуренции между вузами за абитуриентов [5]. К сожалению, выбор абитуриентами будущей профессии, как правило, не учитывает тенденций в изменении структуры рынка труда. Например, спрос на специалистов в сфере здравоохранения, социального обеспечения,

сфере производства, консалтинга и ^-технологий превышает количество выпускников. Самый высокий процент востребованности среди выпускников специальностей «здравоохранение» (ВО — 96,9 %, СПО — 31,3 %) и «авиационная и ракетно-космическая техника» (ВО — 85,2 %, СПО — 64 %), а экономистов, юристов и PR-специалистов значительно больше чем требуется [10; 11; 16]. Стоит отметить, что и количество соискателей в сферах государственной службы, административной работы, хозяйственного обеспечения деятельности организаций, искусства превышает потребности рынка труда [10; 12].

Такое положение обусловлено тем, что часто будущие студенты при выборе вуза руководствуются престижностью профессии, мнением родственников и друзей, результатами ЕГЭ, а не реальной ситуацией на рынке труда [5; 8; 10; 16], которая постоянно меняется с появлением новых профессий. Исследователи отмечают, что рынок образовательных услуг не успевает мобильно реагировать на эти изменения [5; 16], что связано с бюрократическими сложностями открытия новых направлений подготовки.

Еще один фактор, привлекающий внимание исследователей, — это уровень подготовки выпускников [5]. По данным Минтруда России, 12,4 % выпускников в первые три месяца работы направляются работодателями на переобучение (дообучение) в связи с недостаточным уровнем подготовки [10]. Эту нишу, как правило, занимают сектор корпоративного обучения, небольшие специализированные организации с узкой направленностью и многопрофильные образовательные учреждения, часто предлагающие обучение в онлайн-формате [17]. Численность реализуемых только онлайн профессиональных образовательных программ выросла более чем в три раза: с 811 тыс. в 2015 году до 2 979 тыс. в 2019 году. Две трети учреждений профессионального онлайн-образования являются частными [18].

Таким образом, несмотря на оптимизацию высшего образования несоответствие спроса и предложения на специальности выпускников 90-х годов сохраняется и сегодня [12]. Остается дисбаланс между количеством выпускников и потребностями рынка труда, который усугубляется уровнем подготовки выпускников, не отвечающим требованиям работодателей [12; 19]. По мнению И. Е. Золина, обучение и подготовка будущих специалистов должны определяться потребностями формирующейся цифровой экономики [12].

Существенный фактор, определяющий развитие рынка образовательных услуг — это доля расходов на отрасль от ВВП. Исследователи отмечают серьезное недофинансирование системы образования в России [5; 9; 12; 16]. Высокий, по сравнению с другими странами, уровень доступности образования в стране не сопоставим с затратами на него государства. По данным Независимой газеты, на одного учащегося в РФ тратится около 6,09 тыс. долларов, в отличие от 11,2 тыс. долларов в среднем по странам ОЭСР, в которых доля расходов на образование составляет почти 5 % ВВП, в то время как в России около 3,4 % ВВП. И этот показатель постепенно снижался, начиная с 2010 года с 4,3 % ВВП (табл. 2). По данным Всемирного банка, по затратам на образование в долях ВВП Россия занимает 120-е место из 197 [14; 20; 21].

Таблица 2

Расходы на образование в Российской Федерации в процентах к валовому внутреннему продукту

Год Государственные расходы, (%) Расходы за счет внебюджетных средств, (%) Всего, (%) На высшее образование На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

2006 3,9 1,3 5,1 0,6 0,03

2010 4,1 0,8 4,9 0,8 0,03

2011 3,7 0,7 4,4 - -

2012 3,8 0,7 4,4 - -

2013 3,9 0,6 4,6 - -

2014 3,8 0,6 4,5 - -

2015 3,7 0,6 4,3 0,6 0,02

2016 3,6 0,5 4,1 0,6 0,03

2017 3,5 0,5 4,1 0,6 0,03

2018 3,4 - - 0,5 0,03

Источник: Индикаторы образования: 2020 [14].

Следующий фактор, влияющий на изменения рынка образовательных услуг, — демографический [6]. На фоне увеличения продолжительности жизни наблюдается старение населения и, как следствие, сокращение количества молодых специалистов. Снижение рождаемости и старение населения, ускорение темпов обновления профессиональных навыков и появление новых технологий обусловливают потребность в создании условий для обучения и переобучения людей старшего возраста [6; 12; 22]. Цифровизация экономики, автоматизация производства и совершенствование приемов работы требуют совершенствования системы профессиональной переподготовки.

В 2015 году европейские предприятия тратили на обучение персонала в среднем 1,7 % от фонда оплаты труда, а ведущие страны — до 2,5 %. В России этот показатель составляет 0,3 %, что меньше более чем в пять раз [20].

В отчете Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики зафиксировано, что в России охват взрослого населения программами непрерывного образования в 2-3 раза ниже, чем в странах Европейского союза (ЕС): средний показатель по ЕС — 40 %, а в Швеции — 60 % [21]. Задача переобучения работников предпенсионного возраста была поставлена в Распоряжении Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р «Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года», изданного в рамках Национального проекта «Демография». Дополнительное профессиональное образование включает в себя программы повышения квалификации (от 16 до 72 часов) и программы профессиональной подготовки (от 250 до 500 часов и более) [22]. В данном секторе рынка образовательных услуг до

2020 года были представлены программы российских вузов (38 %), дистанционное обучение в вузах (11 %), коммерческие курсы (29 %), курсы повышения квалификации (10), веб-сервисы для самообучения (6 %), массовые онлайн-курсы (4 %) и программы зарубежных вузов (2 %) [19].

По данным исследования Высшей школы экономики, охват населения России в возрасте от 24 до 65 лет дополнительными образовательными программами всего за последние 10 лет изменился от 11 до 16 %. По данным Интерфакса, в европейских странах по программам ДПО учатся 40 % трудоспособного населения и более 5 % пенсионеров против, соответственно, 15 % и 1 % в России [22; 23]. Мало используются в обучении взрослых онлайн-формы. По данным совместного исследования, проведенного «Нетологией-групп», Высшей школы экономики и др., на онлайн-образование в секторе дополнительного профессионального образования в 2016 году приходилось всего 6,7 % [19]. По данным Росстата, с 2010 по 2016 годы количество слушателей, использовавших дистанционные форматы образования и обучения, составляло не более 7-8 % в год, оставаясь почти на одном уровне [13], что говорит о необходимости развития рынка онлайн-образования.

В последнее время наблюдается тенденция к интеграции мирового образования [6; 11]. Так, С. В. Булаева и О. Н. Исаева, С. Е. Мансурова рассматривают интеграцию в образовании как процесс, связанный с постоянно растущей потребностью в сближении систем образования разных стран, что ведет к обострению конкуренции на мировом рынке образовательных услуг [1].

По оценкам Всемирной торговой организации, емкость мирового рынка образования в 2018 году составляла около 90-100 млрд долларов США. К 2030 году этот показатель ожидается на уровне 600-800 млрд долларов США. Во всем мире насчитывается около 140 млн студентов и 36 000 университетов [3]. В 2016 году на Россию приходилось всего около 4,5 % мирового рынка высшего образования, тогда как доля США составляла 17 %. С позиций интернационализации по такому показателю, как экспорт образования, Россия уступает США и странам ЕЭС. Число студентов, поступающих в вузы за пределами своей страны, постоянно растет, составляя около двух миллионов человек. С. В. Булаева и О. Н. Исаева приводят следующее количество иностранных студентов: в США — 548 тыс.; в Великобритании — 200 тыс.; в Германии — 160 тыс.; во Франции — более 140 тыс. За последние годы значительно увеличилось количество иностранных студентов, получающих образование в Японии (+ 15 %), Португалии (+ 13,5 %) и Австралии (+ 11 %). В общей сложности за 15 лет число студентов, получающих образование за рубежом, выросло на 51 % [1].

Одним из показателей интернационализации российского образования является количество студентов, обучающихся в вузах РФ из других стран. Число иностранных студентов, приезжающих в Россию, постоянно растет. Если в 2000-2001 учебном году иностранных студентов было 59 тыс. чел., то в 2019-2020 их количество выросло более чем в 4,5 раза, достигнув 267,1 тыс. чел. По этим показателям Россия приблизилась к показателям таких стран, как США, Канада, заняв 6-е место в рейтинге [13]. С другой стороны, обучение иностранных студентов требует особой ответственности за

качество предоставляемых образовательных услуг, способствуя их развитию и совершенствованию.

Об увеличении академической мобильности говорит число выпускников школ России, поступающих в зарубежные университеты. По данным ЮНЕСКО, около 1,5 % всех российских студентов уезжают учиться за рубеж. С 2012 по 2016 годы их количество выросло на 12 %. В 2014-2018 годах ежегодно приезжало в ЕС от 12 до 16 тыс. россиян [20].

Интернационализация и расширение взаимозависимости стран приводит к конкуренции и усилению борьбы за абитуриентов, что, в свою очередь, становится важным фактором развития рынка образовательных услуг [6]. Стираются образовательные границы, повышается академическая мобильность студентов и преподавателей.

Следующий фактор, на который обращают внимание исследователи — это развитие 1Т-технологий и растущее проникновение Интернета, что обусловливает рост и трансформацию рынка образовательных услуг [6]. Выход информационных технологий на лидирующие позиции во всех сферах жизни как отдельной личности, так и общества в целом и, соответственно, переход к широкому использованию информационных технологий образовательными системами всего мира.

Уровень проникновения Интернета в России является недостаточно высоким (75,5 %) по сравнению с другими странами. Так, например, в США этот показатель равен 95 %, в ЕС — 80 %. Несмотря на существенный рост этого показателя за последние 9 лет Россия находится на 8-м месте в мире по числу интернет-пользователей [24]. При этом всего 3 % россиян используют Интернет для дистанционного обучения, в то время как в США и Южной Корее онлайн-образование востребовано у 20 % интернет-пользователей, в Швеции — 18 %, Финляндии — 17 % [26]. Исследователи отмечают, что растущее проникновение Интернета является одним из основных факторов, обусловливающих рост рынка образовательных услуг [19; 22]. Лидер на мировом рынке онлайн-образования — США, на втором месте — страны Юго-Восточной Азии (в лидерах Китай и Индия). Причем потребление и производство образовательных услуг онлайн в странах Азии происходит быстрее, чем в среднем в остальных странах. Например, в США темпы прироста этого рынка замедляются, прибавляя 4,0-4,4 % в год, в то время как в Китае и Индии годовой прирост составляет 17 % [25].

Результаты

Рынок онлайн-образования в России находится на стадии становления [26]. Можно выделить следующие причины, осложняющие распространение онлайн-образования в России:

• недостаток цифровой инфраструктуры;

• отсутствие квалифицированных специалистов (БММ-щик, маркетолог, менеджер по продажам, преподаватель, эксперт, менеджер образовательных ресурсов) [19; 20];

• низкая платежеспособность целевой аудитории [18; 19];

• трудности с признанием равенства между онлайн-образованием и традиционным образованием [27];

• консервативность потенциальных потребителей образовательных услуг [18; 19].

Рынок онлайн-образования, как и любой рынок, формируется под воздействием спроса. Самое развитое направление в мировом онлайн-образовании — это курсы для студентов и специалистов, которые хотят расширить свои карьерные возможности и получить дополнительные знания в профессиональных областях. В сегменте курсов повышения квалификации в 2018 году наиболее востребованными были курсы по бизнесу, программированию, финансам и педагогике. Не снижается спрос на курсы по иностранным языкам и языкам программирования. Необходимо отметить, что в большинстве исследований обращается внимание на недостаточное использование возможностей Интернета для расширения рынка образовательных услуг, обучение профессиям, необходимым в экономике. Почти не освоено обучение «синих воротничков» [17; 18].

Важным фактором трансформации рынка образовательных услуг, а в особенности рынка онлайн-образования, не только в России, но и в мире стала пандемия. В связи с переходом на дистанционное обучение Минобрнауки в марте 2020 года опубликовало перечень бесплатных онлайн-курсов от ведущих российских вузов, включающий свыше 630 бесплатных веб-ресурсов, что значительно расширило возможности получения онлайн-образования. Если в 2016 году доля онлайн-образовательных технологий в ВПО не превышала 4 % [23], а 73 % студентов не знали о существовании массовых онлайн-курсов, то 2020 год резко изменил это положение.

Стремительный рост рынка онлайн-образования в период пандемии выявил ряд проблем. Например, в частном секторе онлайн-образования 48 % основателей проектов не имеют опыта работы в образовании. Особенностью деятельности является отсутствие регулирования со стороны государства и профессионального сообщества [12]. Большинство онлайн-курсов ориентировано на обучение взрослых в таких секторах, как образование и саморазвитие (36 %), медиа, диджитал, маркетинг (17 %), творчество, прикладные декоративные навыки, хобби (13 %), спорт, здоровье (9 %), духовные практики и личностный рост (7 %), иностранные языки, психология, специализации узкого профиля (по 6 %) [17; 18]. По данным Busines Stat, за 2016-2019 годы объем рынка образовательных услуг в секторе дополнительного профессионального образования вырос на 26,3 %, а в 2020 году сократился на 13 %, что объясняется переносом запланированного повышения квалификации из-за карантина и общим ухудшением экономической обстановки. Переход к дистанционным формам позволил избежать дальнейшего падения [23].

Перевод всех уровней образования в онлайн в связи с пандемией выявил не только проблемы, связанные с наличием техники и доступом в Интернет, но и такие проблемы, как нехватка живого общения с преподавателем, проблемы оценивания результатов обучения, что не могло не повлиять на трансформацию рынка образовательных услуг, которая выразилась в изменении форм и методов этих услуг, сочетающих в себе как электронные ресурсы, так и общение с преподавателем в режиме реального времени.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК), казавшиеся решением многих проблем онлайн-образования, и пик публикаций которых в России приходится на 2015-2016 гг., постепенно уступают место ОРМ (Online Program Management). Модель ОРМ позволяет значительно повысить качество образовательной услуги, предоставляемой онлайн. Выходя в онлайн, вуз становится производителем IT-продукта, который должен отвечать определенным требованиям. Чтобы публикуемый курс стал конкурентоспособным, мало просто записать лекции и организовать вебинары. То содержание, которое вуз оттачивал годами, необходимо упаковать в соответствующую оболочку: педагогический дизайн, учебная аналитика, подбор и привлечение экспертов, маркети-ниг, менторское сопровождение. Все это помогают вузам воплотить в жизнь ОРМ-компании. ОРМ — это набор методов и инструментов, с помощью которых создаются, внедряются и оцениваются онлайн-курсы. Причем вуз остается автором контента, а внешняя компания берет на себя все, что связано с внешним оформлением, внедрением, распространением онлайн-курса. На российском рынке образовательных услуг это направление еще пока только осваивается.

Сочетание информационных технологий с классическими формами обучения имеет хорошие перспективы развития:

• повышение эффективности работы бюджетных учебных заведений, в которых внедрение EdTech не только способствует оптимизации существующих процессов, но и созданию новых;

• появление большого количества платных онлайн-курсов и образовательных услуг;

• существование медиаресурсов, предоставляющих учебную информацию и образовательные услуги бесплатно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Н. В. Кузнецова [28], кроме вышеперечисленных причин, осложняющих распространение онлайн-образования в России, немаловажным является низкий процент слушателей, успешно завершающих дистанционное обучение (по статистике только 15 % слушателей бесплатных онлайн-курсов успешно их заканчивают).

Выводы

Рынок образовательных услуг в России находится в постоянном движении под влиянием ряда факторов. Положительно влияют на формирование этого рынка следующие тенденции:

• обострение конкуренции между вузами и оптимизация сети высших учебных заведений;

• ориентация на спрос и предложение рынка труда;

• интернационализация образования и, как следствие, приток иностранных студентов;

• постепенный переход к цифровой экономике и цифровизация образования (совершившая рывок в период пандемии);

Но есть и факторы, значительно замедляющие как непосредственно трансформацию рынка образовательных услуг, так и изменение качественных показателей:

• глобальное и постепенно увеличивающееся недофинансирование всех уровней образования;

• уменьшение человеческого капитала как результат спада рождаемости и старения населения;

• перекос рынка онлайн-образования в сторону дополнительного образования;

• слабый учет вузами запросов рынка труда; по данным Минтруда России, количество выпускников в разрезе специальностей не соответствует реальному спросу на соответствующих специалистов на рынке труда;

• очень медленно изменяется влияние работодателей на выбор абитуриентами уровня образования и специальности.

В целом трансформация рынка образовательных услуг носит неоднородный, часто стихийный характер, показывая высокие показатели по таким направлениям, как экспорт образования, рост числа образовательных онлайн-платформ и сервисов, доступность образования. С другой стороны, по финансированию образования и качеству предоставляемых образовательных услуг Россия значительно отстает от стран ОЭСР.

Неисследованными остаются такие секторы рынка образовательных услуг, как мобильное обучение и микрообучение.

Библиографический список

[1] Булаева, С. В. Система мирового образования : современные тенденции развития : монография / С. В. Булаева, О. Н. Исаева; Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. - Рязань, 2012. - 128 с. - Текст : непосредственный.

[2] Кузовенкова, К. О. Глобализация, интернационализация и интеграция в сфере образования как факторы формирования мировой образовательной системы / К. О. Кузовенкова. - Текст : непосредственный // Поволжский педагогический вестник. - 2018. - Т. 6, № 3 (20). - С. 47-55.

[3] Барциц, И. Интеграция и конкуренция в образовании : мировой опыт : [презентация] / И. Барциц. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomo gatelnye-podrazdeleniya/obshchestvennye-organizatsii/presidium/%D0%91%D0%B0% D1%80%D1%86%D0%B8%D1%86_%D 1%84%D0%BE%D 1%80%D 1%83%D0%BC-%D0%9F%D0%9F%D0%A1_01.02.18_3.pdf (дата обращения: 13.12.2020). - Текст : электронный.

[4] Fokina, E. Factors in the development of the education system in Russia / E. Fokina. -Direct text // Amazonia Investiga. - 2019. - Vol. 8, Issue 23. - P. 720-733.

[5] Перевозчикова, Н. А. Концептуальные основы механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / Н. А. Перевозчикова, Т. Д. Василенко. -Текст : непосредственный // Вестник института экономических исследований. -2018. - № 1 (9). - С. 14-21.

[6] Муравьева, А. А. Основные векторы развития высшего образования : международная перспектива / А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, А. О. Викторова. - Текст : непосредственный // Вестник нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - № 4 (56). - С. 311-320.

[7] Глобальная конкурентоспособность Российского образования. Материалы для дискуссии / И. В. Абанкина, А. А. Беликов, О. С. Гапонова [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. -Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 112 с. - (Современная аналитика образования. - № 3(20)). -URL: https://ioe.hse.ru/data/2018/09/06/1155163187/%D0%A1%D0%90%D0%9E _3(20)_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD% D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 25.01.2021) - Текст : электронный.

[8] Кузьминов, Я. И. Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации / Я. И. Кузьминов. - Текст : электронный // Ректор вуза. - 2019. - № 9. -URL: https://panor.ru/articles/yaroslav-kuzminov-o-razvitii-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyakh-tsifrovizatsii/5309.html.

[9] Кузьминов, Я. И. Высшее образование в России : тенденции и возможные решения. Выступление на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» 10 июля 2018 года / Я. И. Кузьминов. - URL: https://www.hse.ru/news/edu/298333825.html (дата обращения: 15.02.2021). - Текст : электронный.

[10] Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России / ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. - 2019. -URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/ (дата обращения:15.01.2021) - Текст : электронный.

[11] Россия и Франция в мировом образовательном пространстве. Аналитический доклад / И. Н. Барциц, Е. В. Пономаренко, К. Е. Быков [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Барцица ; Российская академия народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации, Институт государственной службы и управления. - Москва : Дело, 2017. - 395 с. - Текст : непосредственный.

[12] Золин, И. Е. Социальные факторы регулирования Российского рынка труда : специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография» : диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Золин Игорь Евгеньевич ; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2020. - 310 с. - Текст : непосредственный.

[13] Россия в цифрах 2019. Краткий статистический сборник / Росстат. Федеральная служба государственной статистики. - Москва, 2019. - 549 c. - URL : https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rus19.pdf (дата обращения: 25.01.2021) -Текст : электронный.

[14] Индикаторы образования : 2020. Статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - 494 с. - Текст : непосредственный.

[15] Бюллетень о сфере образования. Развитие негосударственных вузов в России / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - Выпуск № 15, март 2018. - 18 с. - Текст : непосредственный.

[16] Россия в цифрах 2018. Краткий статистический сборник / Росстат. Федеральная служба государственной статистики. - Москва, 2018. - 522 с. - URL : https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (дата обращения: 25.01.2021) -Текст : электронный.

[17] Федоляк, В. С. Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда : причины и способы преодоления / В. С. Федоляк. - Текст : электронный // Профессиональная ориентация : электронный научный журнал. - 2018. - № 2. -С. 49-53. - URL: https://miparadigma.m/projects/joumals/proforientatiya/8/ (дата обращения: 22.02.2021).

[18] Guseva, V. Structural changes in the professional training of higher education students in Russia. - Direct text // Amazonia Investiga. - 2019. - Vol. 8, Issue 23. - P. 693-706.

[19] Соловьёв, А. С. Исследование рынка онлайн-образования в России / А. С. Соловьёв, А. Дорофеева. - 2020. - URL: https://ed-barometer.ru/ (дата обращения: 23.01.2021). -Текст : электронный.

[20] Древаль, М. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий : [презентация] / М. Древаль. - URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/ share/211448255 (дата обращения: 25.01.2021). - Текст : электронный.

[21] Рейтинги стран мира по уровню расходов на образование. Институт статистики ЮНЕСКО. The World Bank Group. - Текст : электронный // Гуманитарный портал : сайт. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure (дата обращения: 21.02.2021).

[22] 12 Solutions for a New Education : Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / National Research University Higher School of Economics ; Edited by Y. Kuzminov, I. Froumin. - Moscow, 2018. - 99 p. - URL: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1848-9. - Text : electronic.

[23] Обучение и образование взрослых : востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры/ И. А. Коршунов, К. С. Кужелева, Б. А. Грачев, К. А. Сергеев ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 44 с. - (Факты образования. -№ 1 (16)). - Текст : непосредственный.

[24] Российский рынок EdTech в дополнительном профессиональном и дополнительном образовании взрослых. - Текст : электронный // Интерфакс : сайт. - 2020. - 3 февраля. - URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/ (дата обращения: 25.01.2021).

[25] Интернет-доступ : мировой рынок. - Текст : электронный // Tadviser : сайт. - URL: https://www.tadviser.ru/a/53635 (дата обращения: 25.01.2021).

[26] Цифровая экономика : 2020 : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - 112 с. - URL: https://issek.hse.ru/digec2020 (дата обращения: 25.01.2021). - Текст : электронный.

[27] Guseva, V. E. Effect of Media and Non-Media Factors on the Development of Online Education in Russia / V. E. Guseva, E. N. Fokina. - DOI 10.15655/mw/2020/v11i4/204636. -Direct text // Media Watch. - 2020. - Vol. 11, Issue 4. - P. 668-678.

[28] Кузнецов, Н. В. Онлайн-образование : ключевые тренды и препятствия / Н. В. Кузнецов. - DOI 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25. - Текст : непосредственный // E-Management. - 2019. - Т. 2, № 1. - С. 19-25.

References

[1] Bulaeva, S. V., & Isaeva, O. N. (2012). Sistema mirovogo obrazovaniya: sovremennye tendentsii razvitiya. Ryazan, 128 p. (In Russian).

[2] Kuzovenkova, K. O. (2018). Educational globalization, internationalization and integration as factors for forming global educational system. Povolzhskiy pedagogicheskiy vest-nik, 6(3(20)), pp. 47-55. (In Russian).

[3] Bartsits, I. (2018). Integration and Competition in Education : World Experience. (In Russian). Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/ vspomogatelnye-podrazdeleniya/obshchestvennye-organizatsii/presidium/%D0%91%D0% B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%86_%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0% BC-%D0%9F%D0%9F%D0%A1_01.02.18_3.pdf

[4] Fokina, E. (2019). Factors in the development of the education system in Russia. Amazonia Investiga, 8(23), pp. 720-733. (In English).

[5] Perevozchikova, N. A., & Vasilenko, T. D. (2018). The conceptual basis of the mechanism of co-operation between the labour market and market of educational services. Vestnik of institute of economic research, (1(9)), рр. 14-21. (In Russian).

[6] Muravyеva, A. A., Oleynikova, O. N., & Viktorova, A. O. (2019). Key vectors of higher education development: international outlook. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: social sciences, (4(56)), рр. 311-320. (In Russian).

[7] Abankina, I. V., Belikov, A. A., Gaponova, O. S., Dudyrev, F. F., Koreshnikova, Yu. N., Korshunov, I. A.,... Frumin, I. D. (2018). Global competitiveness of Russian education. Discussion materials. (In Russian). Available at: https://ioe.hse.ru/data/2018/09/ 06/1155163187/%D0%A1%D0%90%D0%9E_3(20)_%D 1%8D%D0%BB%D0%B5%D0% BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf

[8] Kuzminov, Ya. I. (2019). Yaroslav Kuzminov - o razvitii vysshego obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii. Rektor vuza, (9). (In Russian). Available at: https://panor.ru/ articles/yaroslav-kuzminov-o-razvitii-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyakh-tsifrovizatsii/ 5309.html

[9] Kuzminov, Ya. I. (2018). Vysshee obrazovanie v Rossii: tendentsii i vozmozhnye resh-eniya. Vystuplenie na Vserossiyskom molodezhnom obrazovatel'nom forume "Territoriya smyslov na Klyaz'me". July 10, 2018. (In Russian). Available at: https://www.hse.ru/ news/edu/298333825.html

[10] Analiz polozheniya vypusknikov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem na rynke truda v Rossii. (2019). (In Russian). Available at: https://spravochnik.rosmintrud.ru

[11] Bartsits, I. N., Ponomarenko, E. V., Bykov, K. E., Bystryakov, A. Ya., Vidal', F., Kras-nova, G. A.,... Tagirova, Sh. V. (2017). Rossiya i Frantsiya v mirovom obrazovatel'nom prostranstve. Analiticheskiy doklad. Moscow, Delo Publ., 395 p. (In Russian).

[12] Zolin, I. E. (2020). Sotsial'nye faktory regulirovaniya Rossiyskogo rynka truda. Diss. ... dokt. sotsiol. nauk. Nizhny Novgorod, 310 p. (In Russian).

[13] Russia in figures 2019. Statistical handbook. (2019). Moscow. (In Russian). Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rus19.pdf

[14] Bondarenko, N., Borodina, D., Gokhberg, L., Kovaleva, N., Kuznetsova, V., Ozerova, O.,... Schugal, N. (2020). Indicators of Education in the Russian Federation: 2020: Data Book. Moscow, National Research University Higher School of Economics Publ., 496 p. (In Russian).

[15] Byulleten' o sfere obrazovaniya. Razvitie negosudarstvennykh vuzov v Rossii. (2018). Issue 15, March, 2018, 18 p. (In Russian).

[16] Russia in figures 2018. Statistical handbook. (2018). Moscow. (In Russian). Available at: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf

[17] Fedolyak, V. S. (2018). Nesootvetstvie rynka obrazovatel'nykh uslug trebovaniyam rynka truda : prichiny i sposoby preodoleniya. Professional'naya orientatsiya, (2), pp. 49-53. (In Russian). Available at: https://niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/8/

[18] Guseva, V. (2019). Structural changes in the professional training of higher education students in Russia. Amazonia Investiga, 8(23), pp. 693-706. (In English).

[19] Solovyov, A. S. & Dorofeeva, A. (2020). Research of the online education market in Russia. (In Russian). Available at: https://ed-barometer.ru/

[20] Dreval', M. Issledovanie rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya i obrazovatel'nykh tekhnologiy. (In Russian). Available at: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/211448255

[21] Rankings of countries in the world by the level of spending on education. UNESCO Institute for Statistics. The World Bank Group. (In Russian). Available at: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure

[22] Kuzminov, Y., & Froumin, I. (Eds) (2018). 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics. Moscow, National Research University Higher School of Economics Publ., 99 p. (In English). URL: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1848-9

[23] Korshunov, I. A., Kuzheleva, K. S., Grachev, B. A., & Sergeev, K. A. (2018). Obuchenie i obrazovanie vzroslykh: vostrebovannye programmy, vozrastnaya i otraslevaya struktury. Moscow, National Research University Higher School of Economics Publ., 44 p. (In Russian).

[24] Rossiyskiy rynok EdTech v dopolnitel'nom professional'nom i dopolnitel'nom obrazovanii vzroslykh. (2020). (In Russian). URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/

[25] Internet access: the world market. (In English). Available at https://www.tadviser.ru/ a/53635

[26] Abdrakhmanova, G. I., Vishnevskiy, K. O., Gokhberg, L. M., Dem'yanova, A. V., Kevesh, M. A., Kovaleva, G. G.,... Shugal', N. B. (2020). Tsifrovaya ekonomika: 2020: kratkiy statisticheskiy sbornik. Moscow, National Research University Higher School of Economics Publ., 112 p. (In Russian). Available at: https://issek.hse.ru/digec2020

[27] Guseva, V. E., & Fokina, E. N. (2020). Effect of Media and Non-Media Factors on the Development of Online Education in Russia. Media Watch, 11(4), pp. 668-678. (In English). DOI: 10.15655/mw/2020/v11i4/204636

[28] Kuznetsov, N. V. (2019). Online Education: Key Trends and Barriers. E-Management, 2(1), pp. 19-25. (In Russian). DOI: 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25

Получена / Submitted: 07/07/2021 Доработана / Revised: 27/07/2021 Принята к публикации / Accepted: 25/08/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.