Научная статья на тему 'Современные теоретико-методологические представления о конкурентоспособности'

Современные теоретико-методологические представления о конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛИ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / ASSESSMENT / INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Борачук Владимир Валерьевич

Приведены результаты научного исследования в области оценки конкурентоспособности. Показано, что конкурентоспособность представляет собой многостороннюю экономическую категорию, которая может рассматриваться на различных уровнях, поскольку в качестве субъектов конкурентной борьбы могут выступать различные по своей природе объекты: товары, предприятия, отрасли, отдельные страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Борачук Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THEORETICAL AND METHODOLOGICAL CONCEPTS ON COMPETITIVENESS

The article presents the research results in the field of competitiveness evaluation. Competitiveness is shown as a many-sided economic category, which can be treated at different levels, since the objects of different nature (goods, enterprises, industries, specific countries) may act as the subjects of competition.

Текст научной работы на тему «Современные теоретико-методологические представления о конкурентоспособности»

Таким образом, российские банки в настоящее время не имеют реальных возможностей для существенного увеличения объемов инвестирования проектов через кредитные продукты. Для увеличения объемов необходимо либо увеличение ресурсной ба-

зы кредитных организаций (в том числе собственного капитала), либо переориентация на кредитование инвестиционных проектов и повышение их привлекательности в основном за счет снижения рисков с помощью различных финансовых механизмов.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 765-р.

3. Экономическая стратегия развития Иркутской области до 2022 года.

4. Дмитриева И.Н. Сущность инвестиционной деятельности коммерческого банка // Молодой ученый. 2012. №8.

С. 94-96.

5. Официальный сайт администрации Иркутской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.govirk.ru (дата обращения 08.09.2013).

6. Официальный сайт «Фонд Регионального развития Иркутской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.frrio.ru (дата обращения 08.09.2013).

7. Официальный сайт «Банк России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.cbr.ru (дата обращения 08.09.2013).

УДК 339.137.2

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1 9

© Е.А. Никитина', В.В. Борачук2

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,

308018, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Приведены результаты научного исследования в области оценки конкурентоспособности. Показано, что конкурентоспособность представляет собой многостороннюю экономическую категорию, которая может рассматриваться на различных уровнях, поскольку в качестве субъектов конкурентной борьбы могут выступать различные по своей природе объекты: товары, предприятия, отрасли, отдельные страны.

Табл. 1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; оценка; показатели.

MODERN THEORETICAL AND METHODOLOGICAL CONCEPTS ON COMPETITIVENESS E.A. Nikitina, V.V. Borachuk

Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov,

46 Kostyukov St., Belgorod, 308018, Russia.

The article presents the research results in the field of competitiveness evaluation. Competitiveness is shown as a manysided economic category, which can be treated at different levels, since the objects of different nature (goods, enterprises, industries, specific countries) may act as the subjects of competition.

1 table. 7 sources.

Key words: enterprise competitiveness; assessment; indices.

Для того чтобы определиться с общими понятиями и терминологией в области конкурентоспособности, мы должны вначале рассмотреть основополагающие принципы понимания термина “конкурентоспособность”.

1. Конкурентоспособность может проявляться только на рынке.

2. Понятие “конкурентоспособность” может распространяться как на объект рыночных отношений -товар, услуги, так и на субъект - предприятия, отрасли, страны.

3. Конкурентоспособность учитывает качество

товара (услуги) как со стороны товаропроизводителя, так и со стороны покупателя.

4. Конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими и

другими параметрами, так и долей производителя на свободном рынке.

5. Конкурентоспособность объектов и субъектов

хозяйствования имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние.

6. Управляет конкурентоспособностью только

1 Никитина Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, тел.: 89103631553, e-mail: elena_nikitina79@mail.ru

Nikitina Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Business Management, tel.: 89103631553, e-mail: elena_nikitina79@mail.ru

2Борачук Владимир Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства. Borachuk Vladimir, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Business Management.

конкуренция, складывающаяся на том или ином рынке.

В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде означает обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на различных уровнях, поскольку в качестве субъектов конкурентной борьбы могут выступать различные по своей природе объекты.

Далее необходимо определиться с понятием «конкурентоспособность».

Конкурентоспособность относится к наиболее сложным понятиям, характеризующим современный рынок. При этом нет ни единого понимания ее сущности, ни даже приблизительно одинаковых взглядов на методику ее определения. Это объясняется необходимостью учета огромного количества факторов, как правило, различных по своей природе, количественное измерение которых порой затруднительно. Более того, здесь большую роль начинают играть качественные характеристики продукции, несовершенство учета которых представляет особую проблему.

Для начала необходимо рассмотреть информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Научных работ, посвященных этим вопросам, опубликовано достаточно много как в отечественной, так и зарубежной печати. Интерес при этом представляет выделение наиболее характерных составляющих той информации, которая окажется полезной при создании информационной системы управления конкурентоспособностью. Специалисты в данной области требуются на уровне высшего и среднего менеджмента предприятий и организаций.

В большинстве случаев конкурентоспособность исследуется лишь с точки зрения влияния на нее факторов рынка и производства, но не рассматривается с другой стороны - со стороны обратного влияния конкурентоспособности на производственную деятельность предприятия. Такой взгляд требует исследования конкурентоспособности с позиций общей теории управления, т.е. рассмотрения конкурентоспособности в качестве управляющего объекта, воздействующего на внутреннее состояние предприятия. Рассмотрение данной категории под таким углом зрения позволит превратить ее из зависимого объекта в управляющий, что, в свою очередь, обеспечит основу для создания методов и выбора инструментальных средств для оперативной адаптации предприятия к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Статус конкурентоспособности как управляющего объекта подтверждается тем, что он должен охватить показатели, отражающие как внешние, так и внутренние факторы. Являясь по существу индикатором положения предприятия на рынке и его финансового состояния, он может быть использован в качестве датчика управляющих воздействий, которые могут быть в свою очередь использованы для воздействия

на различные стороны деятельности предприятия, в том числе на один из важнейших компонентов предприятия - оборотный капитал.

Анализ литературных источников показывает, что, с одной стороны, имеется множество трудов, посвященных теории конкуренции, особенностям формирования конкурентных отношений в различных отраслях (промышленность, связь и т.д.), подходам, принципам, методам их повышения. С другой стороны, работ, сочетающих методы управления, теорию конкуренции и взаимосвязь конкурентоспособности с проводимыми предприятием стратегиями, недостаточно.

Под управлением конкурентоспособностью будем понимать постоянный, планомерный, целенаправленный процесс по определению значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности для установления рациональности и обоснованности создания той или иной качественной продукции и полноценного ее использования.

Управление конкурентоспособностью рассматривается как корректирующий процесс формирования производства и потребления продукции, для того чтобы вынести на рынок уже конкурентоспособный товар и снизить влияние случайных, местных и субъективных факторов. Управление конкурентоспособностью можно рассматривать как органическую часть общего управления производством и одну из его ветвей в дереве целей [1].

Политика в области конкурентоспособности является одним из составляющих элементов общей политики предприятия. Можно выделить несколько основных факторов, наиболее влияющих на формирование такого рода политики:

- конкурентоспособность продукции;

- борьба с конкурентами;

- возможность воплощения передовых технологий;

- ситуация на рынке сбыта;

- состояние дел внутри предприятия;

- вложение инвестиций внутри предприятия.

Реализация многих перечисленных направлений и

их взаимодействие решаются системой управления конкурентоспособностью, которая разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведение определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы конкурентоспособности должны соответствовать задачам и целям конкурентоспособности [2].

Таким образом, система управления конкурентоспособностью предприятия призвана организовать эффективное взаимодействие управляющих и исполнительных подразделений и конкретных лиц, участвующих в создании, изготовлении, использовании и сервисном обслуживании продукции с целью придания ей свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей и запросов потребления при минимальном расходовании всех видов ресурсов и средств.

Главная задача стратегического управления состоит в создании и использовании собственного потенциала предприятия с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. Эту общую задачу можно разбить

на две отдельные задачи принципиального значения. В краткосрочном плане на первое место выдвигается задача текущей эффективности, т.е. превращение имеющихся ресурсов в рыночные конкурентные преимущества, тогда как в долгосрочной перспективе задача заключается в развитии новых ресурсов и компетенций, которые позволили бы использовать рыночные возможности [7].

О качестве разработанной деловой стратегии можно судить по следующим критериям: в какой степени она укрепляет позиции предприятия, расширяет его возможности успешно конкурировать на рынке, в какой мере она повышает шансы предприятия на получение преимуществ перед конкурентами, в какой мере способствует получению высокой прибыли. Предприятию необходимо стараться, чтобы имеющиеся или создаваемые конкурентные преимущества были трудно копируемыми.

Для каждого фактора конкурентоспособности предприятия возможно предложить несколько вариантов стратегических альтернатив. Также одна стратегическая альтернатива может быть рекомендована при наличии различных факторов конкурентоспособности. Например, если фактором конкурентоспособности предприятия является наличие новых технологий, то среди прочих альтернатив возможны следующие стратегии: стратегия лидерства, стратегия постоянных нововведений, если у предприятия имеются достаточные ресурсы, или же возможны стратегии лидерства, межфирменного сотрудничества и кооперации при недостатке собственных ресурсов, а также времени.

Сущность методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия заключается в детализации стратегических направлений в разрезе функциональных стратегий. Можно выделить следующий комплекс основных стратегических направлений повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: снабжение, производство, сбыт, финансы.

Конкурентоспособность предприятия в значительной степени определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Уровень конкурентоспособности продукции зависит как от ее потребительских свойств, так и от цены. Чем выше потребительские свойства продукции, чем выше ее полезный эффект при доступной для потребителя цене, тем выше реальная возможность ее реализации. Сопоставление цены и полезного эффекта продукции с аналогичными показателями другой продукции дает представление об уровне ее конкурентоспособности.

Важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность продукции, - это ее качество. Качество представляет собой совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в конкретных условиях потребления и эксплуатации. Необходимо отметить, что набор параметров, определяющих конкурентоспособность продукции, относительно стабилен, но в то же время в зависимости от сложившейся на рынке ситуации их значимость может меняться [6].

Количественную оценку конкурентоспособности продукции проведем, используя интегральный коэф-

фициент конкурентоспособности (К), который определяется соотношением сводного индекса конкурентоспособности по потребительским параметрам Опотреб) и сводного индекса экономических параметров конкурентоспособности товара (Юконом):

п

•а

_^потреб Т — 1______

, потреб ’

^кон Р П

где а - значимость, вес параметра; п - количество потребительских параметров;

I — —-------,

экон ’

т

где а - значимость, вес параметра; m - количество экономических параметров. Если К>1, то можно сделать вывод, что данный товар конкурентоспособен.

Недостатком вышеприведенных моделей следует считать трудности расчета конкурентоспособности товарной массы, которая может включать десятки позиций.

В настоящее время особенно интересным является попытка выведения в рамках данной модели взаимосвязи между показателем конкурентоспособности предприятия и сбытом его товаров на рынке. Она основана на вполне логичном предположении, что если предприятие конкурентоспособнее своего соперника, то последний будет постепенно вытесняться с рынка и доля первого будет увеличиваться.

При стратегическом партнерстве между предприятиями устанавливаются долгосрочные отношения, происходит согласование целей, взаимоувязка стратегий, обмен информацией в реальном времени [4]. При интеграции происходит поглощение или слияние с контрагентами. Фактически мы возвращаемся к самостоятельному производству, но на качественно ином уровне - предприятие получает в пользование все ресурсы партнера (знания, умения, технологии и др.). Интеграция может быть вертикальной, горизонтальной и конгломеративной. Последняя, в свою очередь, подразделяется на интеграцию, предусматривающую расширение спектра продуктов с целью географического расширения, и собственно конгломеративное слияние.

Реализация конкурентоспособности происходит в том случае, если предприятия взаимодополняют друг друга, что означает саму возможность создания, производства и доставки благодаря совместным усилиям партнеров продукта (услуги), который может быть продан конечному потребителю. Если на рынке нет организаций, которые смогут помочь в реализации конкурентоспособности данной фирмы, то ей придется или отказаться от производства данного продукта, или самой заняться созданием недостающих звеньев.

При исследовании конкурентоспособности товаров и услуг рекомендуется учитывать пять факторов ее достижения:

- качество системы менеджмента, определяемое согласованностью совместных действий людей в процессе производства и реализации товаров и услуг, а

а

также звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними;

- качество проектно-конструкторской документации на объект с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности, экологичности, технологичности, эргономичности, патентоспособности, дизайна, стандартизации и унификации;

- качество изготовляемого объекта, определяемое прогрессивностью оборудования, технологии, материалов, системы управления качеством объекта, уровнем организации производства и труда;

- затраты конкретного потребителя на приобретение, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию (при необходимости) объекта за весь нормативный срок службы;

- степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм защиты прав потребителей, качеством упаковки, условиями хранения, поставки, гарантийного обслуживания и др.

Применение при разработке управленческих решений научных подходов, принципов и методов менеджмента, экономическое обоснование каждого решения являются важнейшими условиями достижения конкурентоспособности объектов [5].

Грамотно построенное маркетинговое исследование гарантирует высокую вероятность рыночного успеха товара. Неожиданное отсутствие спроса влечет за собой убытки предприятия. Причины несосто-явшегося ожидания иногда находятся на поверхности. Но чаще они не видны и требуют исследования.

Следует отметить, что конкурентоспособность, на наш взгляд, наиболее целесообразно выражать в концентрированном виде через обобщающий показатель, который должен отвечать следующим требованиям:

- иметь теоретическое обоснование;

- быть важнейшей характеристикой предприятия;

- отражать основополагающий принцип конкурентного преимущества - эффективность или качество функционирования совокупности применяемых, потребляемых и производимых ресурсов;

- соответствовать конечным целям развития предприятия;

- быть относительно устойчивым к изменениям конъюнктуры рынка;

- не зависеть от степени монополизма предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- быть пригодным для использования в качестве критерия оптимальности в оптимизационной модели выбора наилучшего варианта экономического развития на отраслевом рынке.

При оценке конкурентоспособности предприятия, предполагающей сравнение предприятий по эффективности их работы, необходимо прежде всего произвести оценку конкурентоспособности его продукции.

Нами предлагается [3] процедура проведения комплексной сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия, состоящая из следующих этапов:

- конкретизация целей и задач комплексной оценки;

- выбор исходной системы показателей;

- организация сбора исходной информации;

- расчет и оценка значений показателей (мест, балльных оценок, коэффициентов по исходным показателям и т.п.);

- обеспечение сравнимости оцениваемых показателей (определение коэффициентов сравнительной значимости);

- выбор конкретной методики, т.е. разработка алгоритмов и программ расчета комплексных сравнительных оценок;

- расчет комплексных оценок;

-экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;

- анализ и использование комплексных сравнительных оценок.

Предложенный общий порядок оценки конкурентоспособности позволит наиболее полно охватить все сферы деятельности предприятия. Рассмотрим определяющие положения и основные требования к комплексной оценке конкурентоспособности предприятия:

1. Итог оценки конкурентоспособности предприятия во многом определяется ясностью, с которой результаты этой оценки могут быть выражены и объяснены.

2. Надежность итоговых выводов об уровне конкурентоспособности предприятия зависит не только от вида функции, связывающей частные показатели, но и от качества исходной информации.

Предприятие является производственнохозяйственной единицей с внутренней и внешней средой, поэтому, на наш взгляд, для оценки конкурентоспособности необходимо придерживаться ресурсной концепции.

Нами предлагается следующая методика определения конкурентоспособности предприятия (К).

Расчет соответствующего показателя необходимо проводить на основе схемы комплексной оценки, включающей оценку производственной деятельности, экономической деятельности, финансовой деятельности, эффективности сбыта и конкурентоспособности товара. Показатель конкурентоспособности основывается на методике ресурсной концепции и будет определяться по формуле

Кп=«1 • Пд+«2 • Фн+^3 • Эс+^4 • Кт+«5 • с^

где а1за2,аз,а4,а5 - коэффициенты весомости

( а) обобщающих критериев, определяющих; - соответственно критерии эффективности производственной деятельности (Пд), финансового положения (Фн), экономического состояния (Эс), конкурентоспособности товара (Кт) в сравнении со значением конкурента и эффективности сбыта. Значение плановых и фактических показателей необходимо сравнивать со среднеотраслевыми значениями.

Расчет планового показателя конкурентоспособности предприятия предлагается производить по сле-

дующей формуле:

тлплан тлфакт 1

п п р.темп надежности 1

где Сртемп - средний темп роста показателя конкурентоспособности; кнадежности - коэффициент прогнозируемой надежности предприятия (имеет три варианта значения: 1,1 - 1 - 0,9).

Темп роста показателя конкурентоспособности рассчитывается на основании сравнения показателей ряда лет (трех лет как минимум), и с учетом этих данных определяется средний темп роста конкурентоспособности предприятия:

X ті,

^факт

С — -И-----------,

р.темп ’

п

где троста • Кфакт - фактические значения темпа роста

показателя конкурентоспособности за пять лет; п -число показателей.

Эффективность производственной деятельности

(Пд) определяется по следующим показателям:

фондоотдача основных производственных фондов; материалоемкость выпускаемой продукции; производительность труда одного рабочего. Финансовое положение предприятия (Фп) характеризуют следующие показатели: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (коэффициент финансирования) - показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств; коэффициент финансового риска или “плечо рычага” - показывает соотношение заемного и собственного капитала; коэффициент автономии (независимости) - характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия (норматив ^ 0,5), он важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия. Экономическое положение отражают показатели: рентабельность производства; рентабельность продаж; рентабельность собственного капитала.

В каждой группе выбирается максимальное значение соответствующего показателя, которое считается «эталонным». Далее проводится нормализация показателей относительно «эталонного» с целью преобразования их в относительные безразмерные величины.

Конкурентоспособность товара (Кт) определяется интегральным индексом конкурентоспособности продукции - соотношение потребительских свойств

товара (1потреб) и экономических (1ЭЮЖ) (формула

приведена выше).

Эффективность сбытовой политики характеризуется:

- соотношением долей, занимаемых предприятиями на отраслевом рынке:

I. —

где D1, D2 - доля предприятий на рынке, которая определяется путем деления объема выпущенной

предприятием продукции на общий объем выпуска аналогичной продукции в отрасли (регионе или городе);

- коэффициентом прогнозирования спроса

Объем_произведенной_продукции ;

к 4 — ..

Объем_реализованной_продукции

- коэффициентом точности выбора поставщиков

т

Е П

в3=-^—,

3 П

где П - сумма экспертных баллов всех поставщиков;

П - сумма экспертных баллов выбранного поставщика.

Для определения коэффициента прогнозируемой надежности предприятия необходимо вначале рассчитать:

1. Коэффициент выполнения плана.

2. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов). Отражает общую возможность предприятия оплатить текущие долги.

3. Рентабельность совокупного капитала. Характеризует отдачу в виде общей прибыли или чистой прибыли, которая приходится на рубль среднегодовой стоимости совокупного капитала.

Каждый из показателей оценивается по балльной шкале (соответствие плановым или нормативным значениям) - максимум 5 баллов. Всего 3 показателя по 5 баллов - максимум 15 баллов (таблица).

Критериальная оценка показателя прогнозируемой надежности

Баллы к надежности

от 15 до 12 1,1

от 12 до 9 1

ниже 8 баллов 0,9

Эти показатели в совокупности, на наш взгляд, оказывают наибольшее влияние на будущую эффективность работы предприятия, и их динамика на конец фактического периода не может не отразиться на работе в плановом периоде.

Набор показателей индивидуален для каждой отрасли и предприятий подотраслей. Главный принцип, которого нужно придерживаться - открытость, доступность и правдивость информации, на основании которой производятся расчеты.

Далее на основе сопоставления плановых и фактических данных предлагается разделить предприятия

на три уровня: кп™ > Кфакт- убывающий уровень

ту* план Кфакт

конкурентоспособности; п = п - средний уровень конкурентоспособности; кплан < Кфакт - возрастающий уровень конкурентоспособности.

Каждый из этих уровней позволит охарактеризовать работу предприятия и наметить дальнейшие тенденции развития. Это может быть связано с изменением экономической стратегии, которой предприятие придерживалось до этого момента. Необходимо про-

о

вести анализ всех факторов конкурентоспособности на основе исследования внутренней и внешней среды и выбор стратегических альтернатив.

Предлагаемая авторами оценка показателя конкурентоспособности, выбор уровня и рекомендации по

повышению конкурентоспособности могут быть использованы на промышленных предприятиях различных отраслей с учетом их специфических особенностей.

Библиографический список

1. Белоусов В.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №85. С.321-323.

2. Канищев Р.Ю., Усманов Д.И. Теория ролей и институциональных факторов, воздействующих на инновационное развитие локальных региональных рынков на уровне муниципальных образований // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова. 2013. №2. С.115-121.

3. Никитина Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятий // Научные ведомости БГУ. 2007. № 8 (39), вып.

4. С.226-230.

4. Рудычев А.А., Гетманцев А.А. Проблемы оценки инно-

вационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2013. №2. С.131-132.

5. Снитко Л.Т., Алябьева М.В., Доценко А.Н. Экономика предприятия // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №12. С.84-85.

6. Problems and trends of economy and management in the modern world/ Proceedings of the International Conference. Bulgaria, Sofia, 2012.

7. Worthington S. A. Tri-dimensional approach for auditing brand loyalty / S. Worthington, R. Russel-Bennet, C. Hartel // Journal of Brand Management. 2010. Vol. 17. P.243-253. Рубрика - Социально-экономические и общественные науки.

УДК У9(2Рос)421.52

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

© О.В. Никишина1, И.В. Никишин2, Д.А. Сафронов3, Ю.В. Бужеев4

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Для полноценного вовлечения объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот разработан перечень критериев и показателей, характеризующих эффективность инвестирования с точки зрения получения инвестором выгоды. Предложенный механизм анализа результатов является основанием для выявления инвестиционно-привлекательных объектов незавершенного строительства. Точная и объективная оценка эффективности инвестиций в объекты незавершенного строительства является одной из приоритетных задач, решение которой позволит впоследствии наметить адекватные меры по повышению инвестиционной привлекательности. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: незавершенное строительство; оценка эффективности инвестиций; объекты незавершенного строительства; критерии и показатели эффективности инвестиций; инвестиции.

ECONOMIC EFFICIENCY OF INVESTMENTS IN CONSTRUCTION OBJECTS IN PROGRESS O.V. Nikishina, I.V. Nikishin, D.A. Safronov, Yu.V. Buzheev

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

A list of criteria and indices characterizing investment efficiency from the standpoint of investor's profit has been developed for the full involvement of construction objects in progress in the economic turnover. The proposed mechanism for the result analysis serves the basis for revealing investment-attractive objects under construction. Accurate and objective evaluation of the efficiency of investments in the construction objects in progress is one of the priority tasks, whose solution will allow to map out appropriate measures to improve investment attractiveness.

1 figure. 2 tables. 6 sources.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: construction in progress; investment efficiency evaluation; construction objects in progress; investment efficiency criteria and indices; investments.

1Никишина Ольга Валерьевна, магистрант кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89646564670, e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru

Nikishina Olga, Graduate Student of the Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru

2Никишин Иннокентий Владимирович, магистрант кафедры экспертизы и управления недвижимостью Nikishin Innokenti, Graduate Student of the Department of Real Estate Expertise and Management.

3Сафронов Дмитрий Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью Safronov Dmitry, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management.

4Бужеев Юрий Васильевич, магистрант кафедры экспертизы и управления недвижимостью Buzheev Yuri, Graduate Student of the Department of Real Estate Expertise and Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.