Научная статья на тему 'Современные теоретические предпосылки формирования экологического подхода в дизайне жилого интерьера'

Современные теоретические предпосылки формирования экологического подхода в дизайне жилого интерьера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМФОРТНОСТЬ / ЖЕСТКОЕ КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЭКОПРОСТРАНСТВО / AESTHETIC BALANCE / FUNCTIONAL COMFORT / HARD CONTEXTUAL SPACE / PHENOMENOLOGICAL COMPONENT / ECOLOGICAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Ольга Владимировна

С учетом изменения смыслового содержания многих культурных процессов, в том числе и дизайна как поликультурного явления, в статье анализируются современные исследования, связанные с пространственной и художественной организацией современного жилого интерьера, выявляются содержательные основания для определения и теоретического обоснования тенденций его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Theoretical Prerequisites for Ecological Approach Forming in Interior Design

Taking into consideration the change in semantic contents of many cultural processes, including design as a polycultural phenomenon the modern researches about space and artistic organization of modern interior design are analyzed in the article, as well as fundamental bases for defining and theoretical explanation of the tendencies of its development are revealed.

Текст научной работы на тему «Современные теоретические предпосылки формирования экологического подхода в дизайне жилого интерьера»

УДК 7.011 ББК 85.128

Ефремова Ольга Владимировна

соискатель

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

им. Д. С. Лихачева г. Санкт-Петербург Efremova Olga Vladimirovna Post-graduate

St.-Petersburg Humanitarian University of Trade-Unions

St.-Petersburg

Современные теоретические предпосылки формирования экологического подхода в дизайне жилого интерьера Modern Theoretical Prerequisites for Ecological Approach Forming

in Interior Design

С учетом изменения смыслового содержания многих культурных процессов, в том числе и дизайна как поликультурного явления, в статье анализируются современные исследования, связанные с пространственной и художественной организацией современного жилого интерьера, выявляются содержательные основания для определения и теоретического обоснования тенденций его развития.

Taking into consideration the change in semantic contents of many cultural processes, including design as a polycultural phenomenon the modern researches about space and artistic organization of modern interior design are analyzed in the article, as well as fundamental bases for defining and theoretical explanation of the tendencies of its development are revealed.

Ключевые слова: эстетическая сбалансированность, функциональная комфортность, жесткое контекстуальное пространство, феноменологическая составляющая, экопространство.

Key words: aesthetic balance, functional comfort, hard contextual space, phenomenological component, ecological space.

В течение 2000-2010 гг. дизайн жилого интерьера приобрел более конструктивный, функциональный характер: в формировании художественного образа произошел отказ от частного во имя наглядности общего принципа, продиктованного художественной концепцией. На основе единичных форм были созданы новые формы, которые концептуально соответствовали пространственной и художественной идеи, в результате этого все предметное в пространственной организации интерьера стало иерархически подчинено структурности. Конструктивные принципы, ставшие определяющими для дизайна жилого интерьера периода 2000-2010 гг., способствовали тому, что жилое пространство

стало демонстрировать не уникальные особенности конкретной личности, а жесткую контекстуальную систему связанных между собой элементов, отражающей эстетику времени. Это приводило к нарушению гармонии человека и окружения, разрушению физического и психологического равновесия, к энергоинформационному дисбалансу, к нарушению принципа эниологичности пространства [8, с. 39].

Так, добиваясь эстетической цельности композиции интерьера, абсолютизируя архитектурно-художественные приемы, дизайнеры стали вводить в интерьер только те вещи, которые были подходящими для реализации художественной концепции, отвечали нуждам конкретной ситуации и были способны интегрироваться только с определенными элементами интерьера. Из декорирования интерьера исключили случайные вещи, которыми непременно «обрастает» человек в течение жизни, в том числе и вещи, отражающие традиционные семейные ценности (фото, декоративные поделки, изделия рукоделия, старые светильники и т.д. - то есть все те вещи, которые, по Ж. Бодрийяру, являются «антропоморфными») [1, с. 153].

Своеобразной иллюстрацией, подтверждающей аналогичные идеи в оформлении жилого пространства, могут служить работы, представленные в популярных журналах по дизайну интерьера «Идеи вашего дома», «SALON», в телепередачах «Квартирный вопрос», «Большой ремонт».

Общей чертой данных проектов можно назвать преобладание эстетически сбалансированной функциональной комфортности, на которую «накладываются» представления дизайнера об устройстве жилого пространства, соответствующие общему характеру и стилевым пристрастиям данного времени. «Многие интерьеры хорошо выглядят на фотографиях, но жить в них трудно» [3], т.к. в художественно-конструктивном решении жилого интерьера не реализовались отдельные аспекты, необходимые прежде всего для удобной (с «душевной», эмоционально-психологической точки зрения) жизни. Дизайн таких интерьеров получался несколько выхолощенным, не способным «питать душу» [3]; из-за его универсальности, типичности пространство неизбежно станови-

лось бездушным, заброшенным, неуютным. Аналогичное тиражирование происходило и на качественном уровне: в дизайне жилых интерьеров 2000-2010 гг. стали чувствоваться профессиональная свобода и опыт, которые сопровождались новым, более тонким формализмом и новыми моральными ограничениями, приводившими к подмене уюта комфортом.

В стремлении создать функциональную, эстетически сбалансированную среду обитания для человека вообще дизайнеры часто руководствовались трендами, навязанными извне, и сводили жизнь обитателя интерьера к культурному и праздному существованию, то есть к утопическому проекту современной комфортной «идеальной жизни» [11, с. 9].

Однако «комфорт», и особенно эмоционально-психологический, не определяется только объективными показателями, поскольку функциональностью, удобствами не исчерпываются человеческие запросы, в такую рациональную схему всегда вмешивается иррациональный мотив поиска личностных отличительных качеств [4].

Вероятно, для того чтобы добиться физического и психологического равновесия, создать комфортное пространство не только с функциональноутилитарной и с эстетической точки зрения, сделать жилой интерьер «местом, где обитает душа» [6, с. 194], необходимо задействовать более тонкие механизмы, связанные с практической и научной деятельностью других областей знания, таких как психология, социология, эниология, праксемика и т.д., обратиться к классическим эстетическим принципам и приемам художественного выражения, к традиционной народной архитектуре, являющейся прекрасным образцом баланса между функцией и «уютностью», душевностью.

Применительно к дизайну жилого интерьера это актуализирует феноменологический аспект, основанный на жизненном, экзистенциональном опыте человека, понятый в более широком смысле: в качестве феноменологии места, или феноменологии человека и места как единого целого, взаимодополняющих друг друга и задающих содержательные рамки его художественной и пространственной организации.

Эта проблема практики дизайна, инициированная новыми возможностями в проектировании, нашла свое отражение в современных философских, культурологических, искусствоведческих исследованиях, в работах по теории архитектуры, психологии, социологии.

Феноменологическая оценка лежит в основе концепции экопространства, предложенной российским ученым В.И. Иовлевым. В своей докторской диссертации «Экологические основы формирования архитектурного пространства» [8, с. 42] он выделил два уровня принципиальных положений по изучению и формированию экопространства:

1) методологический;

2) прикладной.

Методологический уровень подразумевает следующие принципы:

1) принцип целостности и единства человека и пространства;

2) принцип экоцикличности, определяемый временной проекцией пространства-времени;

3) принцип нормативности, уникальности, отражающий феноменологич-ность экологического пространства.

Прикладной уровень В.И. Иовлев определяет исходя из практических задач по решению экологии пространственных проблем. Он предлагает шесть принципов:

1) принцип ресурсности пространства, соответствующий идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

2) принцип контекстуальности, отражающий идею уникальности, фено-менологичности, уместности форм и объектов пространства;

3) принцип хронотопологичности, фиксирующий процессы взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу в формировании архитектурного пространства;

4) принцип композиционной экологизации пространства, направленный на создание экологически полноценных композиций, архетипичности форм и средств композиции;

5) принцип энергоинформационного баланса - эниологичности, подразумевающий создание физического и психологического равновесия, баланса, гармонии человека и окружения;

6) принцип альтернативности, соответствующий положениям синергетики и методам организации многомерного постнеклассического пространства [8, с. 43].

Следовательно, опираясь на концептуальные положения формирования экопространства, предложенные В.И. Иовлевым, современный жилой интерьер необходимо рассматривать только как бытийное, очеловеченное пространство: в единстве и связи с человеком, в процессе их взаимодействия, и только с позиции оценки и нормы.

Диссертационные исследования (И.Г. Елинер «Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн-проектировании», А.Г. Краснобородкина «Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века», Н.Ю. Демидов «Теоретическая модель проектирования предметной среды средствами индустриального дизайна», М.А. Павлов «Интегральная концепция интерьера в современной культуре общества») подтверждают старую мысль о том, что человек - мера всех вещей. В названных работах понятия «человек», «жизненное пространство», «предметно-пространственная среда» рассматриваются как дифференцированные части, связанные в единое целое.

Человек, пишет А.Г. Краснобородкина, «находится в центре проблемы дизайна как способа организации предметно-пространственной среды, прежде всего, как субъект социально-исторического и производственного процесса, как личность, взятая в совокупности ее общественных и социально-культурных характеристик» [9, с. 11].

В работе Н.Ю. Демидова исследуется проблема взаимодействия предметного мира и человека, определяются области, являющиеся источниками конфликтов между ними в сфере современного дизайна на разных этапах потребления и создания его продуктов [5, с. 112]. Рассматривая процесс проектирова-

ния, автор выделяет причины конфликта между человеком и предметным миром, как то:

1) отсутствие целостной модели человека;

2) изменение внешних условий проекта;

3) отсутствие осознания принципов взаимодействия динамической среды и человека.

Н.Ю. Демидов в своей работе говорит о том, что, помимо физических качеств, современный потребитель все больше ценит индивидуальный характер связи с предметом. Это приводит к необходимости учитывать в процессе проектирования все потребности человека, от эргономических до духовнопсихологических [5, с. 7].

И.Г. Елинер в своем исследовании делает акцент на необходимости нахождения оптимального дизайнерского решения из всего многообразия имеющихся у дизайнера альтернатив, оптимальность которых всегда связана с поиском компромисса, в первую очередь между дизайнером и заказчиком [7, с. 5].

Для того чтобы избежать интерьеров, оставляющих у их создателей и владельцев чувство взаимной неудовлетворенности, И.Г. Елинер предлагает оптимизировать как способы нахождения компромисса на пути поиска оптимального решения при выполнении заказа, о которых неопытный или недостаточно опытный дизайнер может не знать, так и сотворческий процесс, в особенности на стадиях его подготовки, созревания и проверки. В этом случае архитекторы и декораторы, выработавшие свой стиль, и их заказчики, сформировавшие свой вкус, находят друг друга безошибочно и соединяются в единое целое.

М. А. Павлов предлагает рассматривать интерьер как интегральную структуру. «Интерьер со всей его начинкой (пространственное, техническое, вещное, эстетическое и экологическое насыщение) создаётся для человека. Это не пустое пространство, не среда-оболочка, не место для экспозиции роскоши, а среда жизнедеятельности для человека, а значит, эта среда должна учитывать весь набор социокультурных функций человека, его жизненных потребностей и способностей, а значит, и совокупность тех деятельностей, которые осуществляет

хозяин и члены его сообщества (семья, коллеги, клиенты, гости). Жилая среда, основанная на интерьере, функционально превращается в жизненную среду. Предусмотреть эти метаморфозы - задача проектировщика» [10, с. 4].

H.Ю. Стабина в статье «Интерьер и психология» [12] исследует механизм перенесения представления человека об «идеальном доме», содержащего множество личностных смыслов и значимых образов, в план внешнепредметной обстановки посредством дизайнерской деятельности.

Таким образом, «в свете современных достижений науки, технологии и авангардно-модернистских находок в сфере художественного выражения» [2] происходит переосмысление концептуальных подходов в художественной и пространственной организации жилого интерьера, связанное с отходом от формальной функционально-эстетической комфортности в сторону личностных, душевных потребностей человека.

Можно предположить, что гуманитарно-экологические принципы, в основе которых лежит феноменологическая оценка, акцентирующая пространственный аспект взаимодействия человека и среды и рассматривающая жилой интерьер как системно организованную, динамично развивающуюся предметнопространственную среду, обладающую социальными, индивидуально значимыми характеристиками, становятся приоритетными при формировании художественно-эстетического образа жилого интерьера.

Вероятно, это и будет определять основные критерии художественности в организации жилого пространства, и задавать тенденции развития практики дизайна жилого интерьера в последующее время

Библиографический список

I. Бодрийар, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийар; пер. с фр. - М.: Рудомино,

1995. - 173 с.

2. Бычков, В.В. Эстетика.Часть 29 [Текст]: учебник / Бычков, В.В. - М.: Гардарики, 2004. 556 с.

3. Глазычев, В.И. Архитектура и дизайн [Электронный ресурс]: персональный сайт. URL: http://www.gl azychev.ru/habitations&cities/200407 Zhilye eto ne tolko kvadratnye metry.htm (дата обращения: 16.11.2010).

4. Глазычев, В.И. Жилье - это не только квадратные метры [Электронный ресурс]: персональный сайт. URL: http ://www. glazy chev.ru/habitations&cities/200407

Zhilye eto ne tolko kvadratnye metry.htm (дата обращения: 16. 11.2009)

5. Дейл, К. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство [Текст] / К. Дейл. - М.: Ладья, 2000. - 272 с.

6. Демидов Н.Ю. Теоретическая модель проектирования предметной среды средствами индустриального дизайна: дисс. ... канд. искусств. Екатеринбург, 2005. 121 с.

7. Елинер, И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн-

проектировании: автореф. дисс. ... канд. искусств. СПб., 2002. 26 с.

8. Иовлев, В.И. Экологические основы формирования архитектурного пространства дизайна: автореф. дисс. ... докт. архитект. М., 2008. 48 с.

9. Краснобородкина, А.Г. Дизайн как способ организации предметно-

пространственной среды в культуре XX века: дисс. ... канд. культур. Нижневартовск, 2004. 128 с.

10. Павлов, М. А. Интегральная концепция интерьера в современной культуре общества: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Н. Новгород, 2008. 33 с.

11. Панкратова А.В. Дизайн интерьера как семиотическая структура: дисс. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2007. 178 с.

12. Стабина, Н.Ю. Значение дома как жизненного пространства личности // Вестник практической психологии образования. 2010. №1. С. 50-56.

Bibliography

1. Bodriyar, J. The System of Things [Text] / J. Bodriyar; Translated from French. - Moscow: Rydomino, 1995. - 173 p.

2. Bychkov, V.V. Aesthetics. Part 29 [Text]: Textbook / Bychkov V.V. - Moscow: Garda-riki, 2004. - 556 p.

3. Dail, K. Places Where the Soul Dwells. Architecture and Environment As a Remedy [Text] / K. Dail. - M.: Ladia, 2000. - 272 p.

4. Demidov, N.Yu. Theoretical Model of Subject Environment Designing by Means of Industrial Design: Diss. ... Candidate of Art [Text]. - Yekaterinburg, 2005. - 121 p.

5. Elinger, I.G. Optimizing Factors of Searching Algorithm in Design: Synopsis of Diss. ... Candidate of Art. - Saint-Petersburg, 2002. - 26 p.

6. Glazychev, B.I. Architecture and Design [Electronic Resource]: Personal Site. - Access

Mode: http ://www. glazy chev.ru/habitations&cities/200407

Zhilye eto ne tolko kvadratnye metry.htm (date of use: 16.11.2010).

7. Glazychev, B.I. Accommodation Is Not Only Square Metres

[Electronic Resource]: Personal Site. - Access Mode:

http://www.glazychev.ru/habitations&cities/200407 Zhilye eto ne tolko kvadratnye metry.htm (date of use: 16.11.2009).

8. Iovlev, V.I. Ecological Bases of Architectural Space Forming in Design: Synopsis of Diss. ... Doctor of Architecture. - Moscow, 2008. - 48 p.

9. Krasnoborodkina, A.G. Design As a Method of Subject-Space Environment Organization in the Culture of XX Century: Diss. ... Candidate of Culturology. -Nizhnevartovsk, 2004. - 128 p.

10. Pankratova, A.V. Interior Design As a Semiotic Structure: Diss. ... Candidate of Philosophy. - Nizhny Novgorod, 2007. - 178 p.

11. Pavlov, M.A. Integral Interior Conception in Modern Society Culture: Synopsis of Diss. ... Candidate of Philosophy. - Nizhny Novgorod, 2008. - 33 p.

12. Stabina, N.Yu. The Meaning of a House As a Vital Space of Personality // Bulletin of Practical Educational Psychology. - 2010. - №1. - P. 50-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.