Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / РЫНОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтов В.

В статье рассматривается российская индустрия развлечений. Исследуются инновационные проекты, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью инновационных проектов в условиях российского рынка развлечений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENZHENTSII MODERN MANAGEMENT COMPETITIVENESS OF INNOVATION PROJECTS ENTERTAINMENT INDUSTRY

The article deals with the Russian entertainment industry. Explores innovative projects as the basisfor the development of domestic and international entertainment industry. Examines trends competitiveness management of innovative projects in the Russian market of entertainment.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Мамонтов В., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассматривается российская индустрия развлечений. Исследуются инновационные проекты, как основа развития «J ствешшй и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью инновационны х >;/> лхш условиях российского рынка развлечений.

Ключевые слова: индустрия развлечений, рынок развлечений, инновации, инновационные проекты, управление конкуре! т . ностью.

TENZHENTSI1 MODERN MANAGEMENT COMPETITIVENESS OF INNOVATION

PROJECTS ENTERTAINMENT INDUSTRY

Mamontov V., the post-graduate student. Institute of the world economy ami information

The article deals with the Russian entertainment industry. Explores innovative projects as the basis for the development of domestic and nr... entertainment industry. Examines trends competitiveness management of innovative projects in the Russian market of entertainment.

Keywords: entertainment, entertainment market, innovative project management, competitiveness.

Важность индустрии развлечений для общества трудно переоценить. Потребность в развлечениях, отдыхе и духовные потребности так же естественны для человека как потребности в пшце или в безопасности. Индустрия развлечений является важной частью экономики, так как создает рабочие места, способствует развитию высокотехнологичного производства, является привлекательной дня инвестиций, тем самым способствуя экономическому развитию. Так же от степени развития индустрии развлечений и направленности этого развития во многом зависит эмоциональное и физическое состояния населения.

В экономической литературе не существует единого определения рыночных субъектов, иелыо которых является, создание условии для удовлетворения проявляемых нн-тересов и духовных потребностей человека в развлечении.

Наиболее точным, на мой взгляд, является определение предложенное Н.С. Матющенко. Индустрия отдыха и развлечений включает в себя организации и частных предпринимателей, которые способствуют отдыху человека (например, чтение книг, просмотр ТВ, создание произведений искусств и т.п.) и получение им ярких эмоций и праздничных впечатлений ( например, спортивные зрелища, концерты, цирк и т.п.) [I]

В Российской экономике наиболее быстроразвиваюшпмися отраслями Индустрии развлечений являются: интернет-услуги, киноиндустрия (производство и прокат фильмов), видеоигры, телевидение (в особенности платное).

Современное развитие индустрии развлечений происходит в условиях рыночных отношений. Индустрия развлечении является одним из значительных и динамично развивающихся сегментов мировой экономики. По данным транснациональной аудиторской компании РпсеичпсгИодоеСоореге (Р\уС) «Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2012 2016 годы» мировые расходы на развлечения увеличатся с $ 1,6 триллионов в 20II году до-5 2,1 триллионов в 2016 году. Российский рынок развлечений является крупным и динамично развивающимся рынком, что отражает общемировую тенденцию в данной сфере. В 2011 году рынок-развлечении в России составил $ 24.1 миллиардов. К 2016 году рынок развлечений в России станет шестым крупнейшим рынком в регионе ЕМЕЛ (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) и вырастет почти до 5 39 миллиардов. [2]

11а динамику данного процесса колоссальное влияние оказывает внедрение инноваций и развитие новейших технологий, прежде всего цифровых и мобильных. Развитие массмеднйных технологий открыло новое магистральное направление просветительной деятельности, что привело к распространению новых форм социально-культурной деятельности и новых видов досуговых услуг, к которым, например можно отнести интернет-конференции, виртуальные выставки и музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях. [3]

Использование цифровых и мобильных технологии являются неотъемлемой частью деятельности успешных компаний рынка

развлечении, открывая огромные перспективы для дальне! развития. Такое влияние развития технологий на данк. • . деятельности связанно, с желанием потребителя испьталЯ вые впечатления и ощущения.

Характерной особенностью рынка культуры и разв-ic- re^i ляется традиционно высокая конкуренция, даже когда рс-ч уникальном, товаре и услуге. Связанно это с тем, что .loei требностн могут быть удовлетворены различными по точнику способами. I Наглядно это можно привести на npi' u.-м • что человек может выбирать между походом в кинотеатр i смотром фильма online дома. В реалиях современной >« разработка и внедрение инновации должна стать основой : отечественной развлекательной индустрии. Продвижение -а ке новых услуг, строительство новых объектов в индустрия чеипй. и модернизация уже существующих, проведение культурных событий - всё это можно расценивать как рст проектной деятельности. Поэтому конкурентная борьба рынки сбыта и посетителей между рыночными субъектам кательной сферы происходит, в гом числе и как борьба Ti.-мых ими проектов. В результате перед субъектами рагьлг ной индустрии встает проблема управления конкурентоса стыо уже на этапе проектирования нового объекта или

Конкурентоспособность инновационного проекта гя намическое свойство, характеризующее его способность лнзованным в условиях рыночной конкуренции и отража-вви влекательность проекта, как для потребителя, так и л.'« ров, что определяется степенью его экономической эф^—l ти.|4]

Проанализировав ситуацию и направления развития > - .--«л пого рынка развлечений можно выделить следующие тежя характерные для управления конкурентоспособностью тш онных проектов:

1. Укрупнение инновационных проектов. Одной in женных современных тенденций управления конкурент оспе стыо инновационного проектов является реализация кр> т» ектов развлекательных объектов, предоставляющих болы» бор разнообразных развлекательных продуктов (товар» ? ■ Данные объекты представляют из себя альянс оператор зующих различные виды развлечений. Тенденция к >>—тг проектов проявляется в увеличении количества сетевых V и вытеснении с рынка не сетевых участников рынка При подобных сетевых проектов являются современные ра -.ъпз-ные центры (детские развлекательные центры, торгов- -м тельные центры, спортивные), парки развлечений, кшк —

2. Реализация интеграционных проектов, объединяйхаа помимо развлекательной, так же смежные направления сти. Данная тенденция напрямую связанна с тенденцией I лизании и укрупнению проектов. Современные проекты » лц рин развлечений зачастую помимо развлекательных roi^rv-« луг, предоставляют так же продукты из смежных облаете« *

80 INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION. ANALYSIS. PROGNOSES

занных напрямую с развлечением. В то же время, рыночные субъекты. не занятые напрямую в индустрии развлечении, включают в свои проекты развлекательный элемент для привлечения клиентов. За счет подобного сотрудничество в развлекательную индустрию интегрируются рыночные субъекты, ранее напрямую не связанные с ней. Примером подобной интеграции является:

- проекты, объединяющие торговлю с развлечением. Наглядным примером могут служить проекты современных торгово-раз-влекательных центров, в которых развлекательная зона обычно состоит из кинотеатра (являющегося якорным арендатором), зоны игровых автоматов, спортивных развлечений (боулинг, бильярд и т.д.). и предприятий общепита;

- проекты, интегрирующие образовательный процесс и развлечения. В качестве примера реализации подобных проектов можно привести детские развлекательные центры, где детей обучают посредством игры, проекты создания развивающих игр, проекты тематических ресторанов и музеев;

- проекты, объединяющие спорт и развлечение. В качестве примеров подобных проектов можно привести проекты создания боу-лннг-центров; спортивных арен: крытых катков, лыжных спусков и т.д.;

- проекты, объединяющие индустрию здоровья и красоты с развлечениями. Примерами подобного рода интеграционных проектов являются различные spa-салоны и сауны.

3. Реализация тематических проектов, т.е. реализация проектов в рамках определённой тематики в оформлении. В индустрии развлечений оригинальность зачастую является основой конкурентоспособности. Планирование и реализация инновационного проекта в рамках определенной тематики способно привлечь внимание к проекту инвесторов и потенциальных потребителей. Темати-зацпя инновационного проекта позволяет потребителю сделать выбор в пользу того или иного товара, услуги или развлекательного объекта. Примером подобной тематизации проектов могут послужить различные клубы «по интересам», тематические музеи, парки аттракционов и детские развлекательные центры.

4. Виртуализация проектов, т.е. возрастание значения виртуальной составляющей проекта. Развитие виртуальных технологий оказывает огромное влияние, на общество в целом и на культурно-развлекательную сферу в частности. Для того чтобы соответствовать запросам сегодняшнего потребителя инициаторам проекта в индустрии развлечений необходимо «держать руку на пульсе» тенденций развития интернет и мультнмедия технологий. Современные проекты развлекательной индустрии трудно представить без виртуальной составляющей. Даже если инновационный проект не связан напрямую с виртуальными технологиями, размещение информации о проекте, возможность online заказать билеты, или приобрести товары и услуги, является важной частью маркетинговой составляющей конкурентоспособности проекта. Яркими примерами виртуализации инновационных проектов в индустрии развлечений является осуществление развлекательных интернет проектов. таких как интернет-телевидение, создание социальных сетей, создание интернет ресурсов, посвященных различным культурным и развлекательным проектам и мероприятиям, применение компьютерной графики во время шоу-программ, создание компьютерных игр.

5. Реализации проектов, ориентированных на слаборазвитые, но перспективные сегменты российского рынка развлечений. Па сегодняшний момент в российской индустрии развлечений можно наблюдать двоякую картину. С одной стороны в столицах, а так же в некоторых городах милионннках рынок развлечений в традиционных сферах, таких как, например киноиндустрия, приближается к своему насыщению. В peí ионах же ситуация иная. Развлекательная сфера там остается слаборазвитой. Прежде всего, это касается небольших населенных пунктов с населением до 100 тыс. жителей. Именно за счет продвижение в регионы в последние годы происходит расширение рынка развлечении. В условиях сложившейся картины на развлекательном рынке, его участники управляют конкурентоспособностью инновационных проектов путем географического перемещения места их реализации в регионы, пытаясь таким образом занять пока еще не занятые конкурентами ниши на региональных рынках. Следует отметить, что осуществление инновационных развлекательных проектов в регионах является важной социальной задачей.

При »том даже в крупных городах следует признать неразвитость индустрии развлечений в ряде направлений. На начальной

стадии развития находятся такие объекты отдыха и развлечений, как тематические парки, клубы здоровья, гольф-клубы, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки, комп-лексы аттракционов на базе электронной тех-никн. По сравнению с странами Европы и США в России во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров.[5] Между тем реализация проектов в рамках данных слаборазвитых направлении является еще одним способом добиться конкурентоспособности. т.к. в рамках данных направлений деятельности конкуренция менее агрессивная.

6. Ориентация качества реализации инновационных проектов на мировой уровень. В плане качества предоставляемых услуг российская развлекательная индустрия в целом, в значительной степени отстает от развитых стран. Например, в некоторых российских городах нет ни одного развлекательного заведения отвечающего международным стандартом качества. Такое положение дел обусловлено рядом негативных факторов, оказывающих влияние на сферу развлечений. Прежде всего, это связанно с техническим и технологическим отставанием российских организаций занятых в данной сфере, а так же с отсутствием квалифицированного управляющего персонала, понимающего специфику отрасли. Не маловажную роль для. организаций сферы досуга также играет помещение. в котором оно оказывает свои услуги. Многие заведения развлекательного толка осуществляют свою деятельность в зданиях изначально не предназначенных для этого, например, на территории бывшего завода или склада. Поэтому зачастую современные развлекательные заведения можно встретить только в недавно построенных бизнес и торговых центрах с заранее запланированной развлекательной зоной.

Между тем понятие качества результата проекта в досуговой индустрии является важнейшим для конкурентоспособности, т.к. индустрия развлечений «работает» непосредственно с эмоциями потребителя. Именно от качества результата проекта (продукта) зависит степень удовлетворенности клиента. Поэтому инициаторы и разработчики инновационных проектов в индустрии развлечений начали уделять особое внимание управлению качества реализации проекта, начиная с фазы разработки бизнес-плана н оканчивая эксплуатацией результатов проекта. В условиях глобализации и открытости рынка, современные проекты индустрии развлечений должны отвечать мировым требованиям к производству и сервису. Кроме того управление качеством проекта предполагает его реализацию в срок и в рамках установленного бюджета, что снижает затраты на проект, позволяет достичь поставленных целей и увеличить инвестиционную привлекательность, рыночного субъекта, реализующего проект.

На основании вышеизложенного материала можно сделать выводы, что мировой рынок развлечений с полной уверенностью можно назвать динамично развивающимся и ориентированным на использование высоких технологий. Развитие отечественного ссг-мента данного рынка подстраивается под общемировой вектор развития. Всю большую актуальность в индустрии развлечений приобретает необходимость в реализации инновационных проектов, как единственного способа развития своей деятельности и конкурентных преимуществ. Борьба между игроками рынка развлечений все чаще происходит как борьба реализуемых ими проектов. Проанализировав тенденции развития современного рынка развлечений можно заключить, что конкурентоспособность инновационного проекта зависит от возможности результатов проекта удивлять потребителя, заставлять его переживать новые впечатления и ощущения. Пути достижения данной цели могут быть различны: предоставление уникального развлекательного продукта; комбинация различных развлекательных продуктов и/или их комплексное предоставление; оригинальный способ реализации продукта и т.д. При этом для того чтобы инновационный проект был по настоящему конкурентоспособным в процессе его реализации н эксплуатации необходимо ориентироваться на международные стандарты качества.

Литература:

1. Матющенко Н С. Организация индустрии отдыха и развлечений на туристско-рекрсационных территориях : (методологический аспект) : монография / Н. С. Матющенко ; М-во образования и

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS. PROGNOSES 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.