Научная статья на тему 'Современные тенденции в российском образовании'

Современные тенденции в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
зарубежный опыт управления образованием / информационнаясреда образования / нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного процесса / рынок образовательных услуг / управление образо-ванием / foreign experience in education management / information environment of education / regulatory support of the educational process / the market of educational services / education management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухарина Ж. А.

В статье рассмотрены процессы формирования нормативно-правовой базы рынка образовательных услуг с учетом национальных особенностей развития институтов отрасли. Выявлена потребность в реформировании системы управления образованием посредством изменения правовых норм и образовательной среды с учетом опыта развитых стран. Система образования в текущем, бурно развивающемся социуме, обеспечивает формирование новых человеческих качеств, знаний и умений, от которых зависит степень развития образования и страны в целом. Рассмотрена государственная программа, действующая в современных условиях в Российской Федерации, нацеленная на совершенствование системы образования в стране. Повышение общего уровня образования должно привести к созданию общеобразовательного пространства, которое будет соответствовать европейским нормам и стандартам. Стремительное развитие технологий и мировая компьютеризация предоставляют новые возможности для развития образовательной деятельности. Исследована потребность и значимость формирования национальной образовательной системы, учитывающей отечественные тенденции в области создания рынка электронных образовательных услуг, доступных всем гражданам России с учетом их возможностей и желаний. Выделены проблемы, существующие в системе образования. Изучено мнение экспертов относительно перспектив развития отечественного высшего образования в связи с выходом из Болонского процесса. Рассмотрены проблемно-ориентированный и проектно-ориентированный подходы в обучении студентов. Освещены процессы развития рынка образовательных услуг стран Северной Европы и США в области децентрализации управления образованием и формирования единого образовательного пространства, создающего доступ к информационным ресурсам всем участникам. Рассмотрена особенность неравномерного развития доступности образовательных услуг различных уровней обучения. Определена необходимость сочетания централизованного подхода с децентрализацией рынка образовательных услуг при учете формирования равномерности обеспеченности территорий человеческим капиталом. При исследовании рынка образовательных услуг учтены особенности национального образования при адекватном заимствовании зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухарина Ж. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Trends in Russian Education

The article considers the processes of formation of regulatory and legal framework of educational services market, taking the national features of industry institutions development into account. The need to reform the education management system by changing the legal norms and educational environment considering the experience of developed countries has been revealed. The education system in the current, thriving society provides the formation of new human qualities, knowledge and skills, which determine the degree of quality education and development of the country. The state program, which is operating in modern conditions in the Russian Federation and is aimed at improving the education system in the country. The increase of general education level should result in creating a general education system which will correspond to European norms and standards. Rapid development of technologies and global computerization provide new opportunities for development of educational activities. The article examines the need and importance of formation of a national education system, which would consider domestic trends in the field of creating a market of electronic educational services, available to all Russian citizens, taking their capabilities and desires into account. The problems existing in the educational system have been highlighted. Experts’ opinions on the prospects of domestic higher education development in connection with withdrawal from the Bologna process have been studied. The problem-oriented and project-oriented approaches to student learning have been considered. The author highlights the processes of development of educational services market in the countries of Northern Europe and the USA in the field of education management decentralization and formation of the common educational space that provides access to information resources for all participants. The article considers the peculiarity of unequal development of educational services availability at different levels of education. The necessity of combining a centralized approach with decentralization of the market of educational services has been determined, considering the formation of equality of territorial provision with human capital. When studying the market of educational services, the features of national education have been considered with adequate borrowing of foreign experience.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в российском образовании»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).9-13 УДК 37.01(470+571) JEL H52, I22, I28, Р36

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ж.А. Бухарина, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены процессы формирования нормативно-правовой базы рынка образовательных услуг с учетом национальных особенностей развития институтов отрасли. Выявлена потребность в реформировании системы управления образованием посредством изменения правовых норм и образовательной среды с учетом опыта развитых стран. Система образования в текущем, бурно развивающемся социуме, обеспечивает формирование новых человеческих качеств, знаний и умений, от которых зависит степень развития образования и страны в целом. Рассмотрена государственная программа, действующая в современных условиях в Российской Федерации, нацеленная на совершенствование системы образования в стране. Повышение общего уровня образования должно привести к созданию общеобразовательного пространства, которое будет соответствовать европейским нормам и стандартам. Стремительное развитие технологий и мировая компьютеризация предоставляют новые возможности для развития образовательной деятельности. Исследована потребность и значимость формирования национальной образовательной системы, учитывающей отечественные тенденции в области создания рынка электронных образовательных услуг, доступных всем гражданам России с учетом их возможностей и желаний. Выделены проблемы, существующие в системе образования. Изучено мнение экспертов относительно перспектив развития отечественного высшего образования в связи с выходом из Болонского процесса. Рассмотрены проблемно-ориентированный и проектно-ориентированный подходы в обучении студентов. Освещены процессы развития рынка образовательных услуг стран Северной Европы и США в области децентрализации управления образованием и формирования единого образовательного пространства, создающего доступ к информационным ресурсам всем участникам. Рассмотрена особенность неравномерного развития доступности образовательных услуг различных уровней обучения. Определена необходимость сочетания централизованного подхода с децентрализацией рынка образовательных услуг при учете формирования равномерности обеспеченности территорий человеческим капиталом. При исследовании рынка образовательных услуг учтены особенности национального образования при адекватном заимствовании зарубежного опыта. Ключевые слова: зарубежный опыт управления образованием, информационная среда образования, нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного процесса, рынок образовательных услуг, управление образованием

Для цитирования: Бухарина Ж.А. Современные тенденции в российском образовании // ВЕЫБРЮиМ. 2023. № 1(46). С. 9-13. ЭО!:

10.34680/ВЕЫЕР1СИ1М.2023.1(46).9-13

ORIGINAL PAPER

CURRENT TRENDS IN RUSSIAN EDUCATION

Zh.A. Bukharina, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

Abstract. The article considers the processes of formation of regulatory and legal framework of educational services market, taking the national features of industry institutions development into account. The need to reform the education management system by changing the legal norms and educational environment considering the experience of developed countries has been revealed. The education system in the current, thriving society provides the formation of new human qualities, knowledge and skills, which determine the degree of quality education and development of the country. The state program, which is operating in modern conditions in the Russian Federation and is aimed at improving the education system in the country. The increase of general education level should result in creating a general education system which will correspond to European norms and standards. Rapid development of technologies and global computerization provide new opportunities for development of educational activities. The article examines the need and importance of formation of a national education system, which would consider domestic trends in the field of creating a market of electronic educational services, available to all Russian citizens, taking their capabilities and desires into account. The problems existing in the educational system have been highlighted. Experts' opinions on the prospects of domestic higher education development in connection with withdrawal from the Bologna process have been studied. The problem-oriented and project-oriented approaches to student learning have been considered. The author highlights the processes of development of educational services market in the countries of Northern Europe and the USA in the field of education management decentralization and formation of the common educational space that provides access to information resources for all participants. The article considers the peculiarity of unequal development of educational services availability at different levels of education. The necessity of combining a centralized approach with decentralization of the market of educational services has been determined, considering the formation of equality of territorial provision with human capital. When studying the market of educational services, the features of national education have been considered with adequate borrowing of foreign experience.

Keywords: foreign experience in education management, information environment of education, regulatory support of the educational process, the market of educational services, education management

For citation: Bukharina Zh.A. Current Trends in Russian Education // BENEFICIUM. 2023. Vol. 1(46). Pp. 9-13. (In Russ.). DOI:

10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).9-13

Введение

Указывая на нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного процесса, остановимся на основных нормативно-правовых актах, регулирующих его. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 43), осуществляется гарантия общедоступности дошкольного и основного общего образования1. Раскрывает конституционные нормы и общие положения Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ2, который содержит определения основных понятий, прямо или косвенно связанных с образовательным процессом, определяет принципы осуществления образовательной деятельности, выделяет формы и виды обучения, предоставляемого в России, формы и виды образовательных организаций, а также порядок проведения и прохождения государственной итоговой аттестации. Государственная программа «Развитие образования» направлена на выполнение основных задач, связанных с социализацией и самореализацией молодежи, применением высоких технологий в образовательном процессе, реализацией принципа «Life Long Learning», созданием системы независимой оценки со стороны общественности3.

Результаты и их обсуждение

Государственная программа «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», включает в себя правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета4. Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на всех уровнях власти.

Отечественная система образования включают в себя такие базовые этапы как дошкольное, начальное, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование.

Начальное и среднее образование формируют основной базовый набор компетенций, необходимый для создания фундамента профессионального развития специалиста. Среднее профессиональное образование обладает широким профилем учебных заведений, в которых возможно получение профессионального образования, целью которого является подготовка квалифицированных рабочих кадров.

Высшее образование, в свою очередь, подразделяется на определенные уровни. Первый и второй уровень включают в себя бакалавриат, специалист и магистратуру; третий уровень - аспирантуру, ординатуру и ассистентуру.

Современное управление образованием сочетает в себе несколько основополагающих принципов управления. В приоритете оптимальное сочетание централизации и де-

1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (2020). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.02.2023).

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (2023). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.02.2023).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2023). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 13.02.2023).

4 Там же.

централизации управления образовательным учреждением, принципы единоначалия и коллегиальности.

В ответ на стремительное техническое развитие новый закон об образовании включил в себя такие понятия, как «сетевое обучение», «электронное и дистанционное обучение», которые подразумевают под собой формы реализации образовательных программ посредством сети Интернет и допускают использование сторонних образовательных ресурсов5. В системе высшего образования используются такие подходы, как проблемно-ориентированный и проектно-ориентированный. Проект-но-ориентированное обучение, которое в том числе успешно реализуется и доказывает свою эффективность как индивидуальная образовательная траектория в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого [1], используется как техника обучения в конкретной предметной области, направленная на создание готового продукта - стартапа. Проблемно-ориентированное обучение направлено на развитие навыков креативного мышления. Иногда ученые сходятся во мнении, что эти подходы совпадают. Оба подхода основываются на принципе социального конструктивизма самонаправляемого обучения, когда студенты не имеют конкретных заданий от преподавателя, а формируют их в процессе совместной работы по поиску и обработке информации, коммуникаций с заинтересованными сторонами [2].

Современные изменения в системе высшего образования связаны с определением своего собственного пути развития.

Руководство Министерства образования Российской Федерации решило применить европейский опыт образовательных систем, и в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, который начался в 1999 г. и предусматривал единое образовательное пространство для стран Европы. Перед Россией стояла сложная задача -сформировать возможность единообразия учебных программ образовательных учреждений России и целого ряда европейских стран. С 2006 г. по 2009 г. в России был реализован приоритетный национальный проект «Образование» (подключение школ к Интернету, поощрение педагогических работников, обеспечение автобусами сельских школ и др.). К особенностям данного периода можно отнести кампанию по оптимизации учебных заведений, в результате которой число общеобразовательных учреждений сократилось на 24%.

В 2012 г. принимается обновленный расширенный Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и с 2013 г. высшее образование в России становится двухуровневым (бакалавриат, магистратура), а аспирантура - отнесена к третьему уровню высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации). В то же время в странах Европы стали задумываться о несовершенстве двухуровневой системы высшего образования.

После принятия нового закона активизируется работа по подготовке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). К настоящему времени уже идет обсуждение ФГОС четвертого поколения. Педагогические работники образовательных учреждений находятся в непрерывном процессе корректировки всех учебно-методических материалов (рабочих программ, методиче-

5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (2023). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.02.2023).

ских комплексов, учебных планов и т.п.). Обеспечение бюрократического администрирования сопровождается его модернизацией с целью формирования доступной среды, в том числе посредством цифровизации образовательных услуг.

В 2022 г. Президент России заявил о несовершенстве Болонской системы и необходимости формирования отечественной независимой доступной системы образования в условиях геополитического давления. Возникла социальная дуалистическая проблема обсуждения будущей структуры системы высшего образования: с выбором между бакалавриатом и специалитетом, с выдвижением вопроса о дальнейшей оптимизации высших учебных заведений, упразднении системы лицензирования и аккредитации учебных заведений и других кардинальных мерах реформирования.

В настоящее время озвучивается ряд идей ухода от существующей в России системы и возвращения к системе советского моноуровневого образования. Для многих стало очевидным, что большого роста в системе высшего образования благодаря Болонскому процессу не произошло. Но, по мнению ученых, в современных условиях наиболее перспективной будет многоуровневая система высшего образования [3]. Это доказывает такой важный и один из основных целевых показателей эффективности реализации развития вузов согласно программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», как «доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, получивших на бесплатной основе дополнительную ква-лификацию»1.

Изменение образовательной системы в результате рыночных реформ отечественной экономики создает повышенное внимание к проблемам развития не только народного хозяйства в целом, но и его отдельных отраслей. Образование является одной из уникальных отраслей с отложенным продуктом производства, что формирует отложенное предложение трудовых ресурсов, которое с существенным запозданием реагирует на потребности рынка ресурсов. В условиях командно-административной экономики СССР рыночное равновесие регулировалось напрямую самим государством посредством государственного заказа и распределения выпускников. Принятие неолиберальной экономической политики вследствие реформ повлекло утрату потребности в социально значимых профессиях общественного сектора производства, наряду с неоправданно быстрым переходом к европейской образовательной системе без учета мнений предпринимательского сообщества и гражданского общества, что снизило общественное восприятие качества образовательных услуг в целом. В условиях геополитического давления и усиления роли относительных конкурентных преимуществ стран-мировых лидеров период восстановления образовательной системы является ключевым для России и определяющим будущее ее народного хозяйства.

В современных реалиях происходит процесс перехода государственного управления российским образованием к

государственно-общественному типу управления. К принятию решений вопросов, касающихся образовательных учреждений, все чаще подключаются педагогический состав в форме советов или ассоциаций и родительские комитеты, академические советы в вузах. Таким образом, широкая общественность получает возможность влиять на систему образования в целом.

В современной системе высшего образования огромное внимание уделяется области естественных и технических наук, для устойчивого развития которых необходимо обратить внимание на высокую значимость междисциплинарных исследований [4]. Важность экономического образования доказывается учеными, как важный фактор формирования социально-экономических парадигм, которые формируются университетами и исследовательскими центрами [5].

Среди уровней управления образованием следует отдельно выделить региональный уровень. Региональная система управления образованием ориентируется на местные традиции и обычаи.

Государственное финансирование образовательных организаций происходит в соответствии с государственной программой «Развитие образования». Согласно официальной информации, предоставленной на портале госпрограмм Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы «Развитие образования» составил на сегодняшний день около 3.8 трлн. руб. (рис. 1). За период 2022-2024 гг. планируется выделить из бюджета на образование 1.27 трлн. руб., что составляет 0.9% к объему ВВП. В общем объеме расходов в федеральном бюджете финансирование образования за прошедший и предстоящие два года по сравнению с 2021 г. увеличится и составит 5.2% ежегодно2.

700

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 1. Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие образования» по годам за период 20132020 гг., млрд. руб. / Fig. 1. Budgetary Allocations for the Implementation of the State Program "Development of Education" by Year

for the Period 2013-2020, billion rubles Источник: построено автором / Source: compiled by the author

В современной системе образования в Российской Федерации можно выделить следующие проблемные моменты:

• последствия недостаточного финансирования си-

1 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 432 «Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (2021). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388261/ (дата обращения: 13.02.2023).

2 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2023). КонсультантПлюс. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 13.02.2023).

стемы образования, особенно остро ощущаемого в 1990-е гг., что повлекло за собой уход большой части молодого преподавательского состава в другие сферы деятельности;

• низкий уровень рождаемости, повлекший за собой значительное сокращение численности школьников и студентов;

• высокий уровень коррупции в средних специальных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях;

• неоднозначная оценка единого государственного экзамена; многие специалисты и исследователи в области образования относятся критично к такой форме сдачи выпускных школьных экзаменов;

• низкий престиж профессии педагога;

• кадровый дефицит квалифицированных специалистов.

Регулирование образовательной деятельностью в Российской Федерации реализуется на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Приведем опыт западных стран в области системы управления образованием, претерпевающих существенные изменения, что связано с глобальным реформированием национальных систем образования и административными реформами, проводимыми на различных уровнях управления.

В первую очередь, необходимо рассмотреть степень децентрализации управления образовательными учреждениями. Данная тенденция на сегодняшний день представляет собой одно из важнейших направлений государственных реформ в зарубежных странах. Цель децентрализации управления образованием заключается в возможности регионального развития и использования преимуществ региональных властей в системе образования региона. Управление образованием передается от центра на места, к территориальным органам управления, что позволяет усилить автономию образовательных учреждений.

Ярким примером децентрализованного управления образованием может послужить Канада, где на конституциональном уровне закреплено исключительное право субъектов на управление образовательными учреждениями. Исходя из этого права, на сегодняшний день в Канаде успешно реализуются десять независимых образовательных систем. На федеральный уровень управления образованием возложены функции организации сотрудничества и консультаций между территориальными субъектами, а также представительство системы образования на международном уровне.

Еще одним примером наиболее радикальной модели децентрализованного управления образованием является Бельгия. С 1989 г. там существует три автономные системы образования для разноязычных общин. Полномочия Федерального правительства Бельгии заключаются в установлении возрастных рамок образования и требований для получения диплома.

Необходимо понимать, что на сегодняшний день тенденция децентрализации системы образования присутствует практически во всех развитых зарубежных странах.

Система образования в США также достаточно децентрализована и крайне разнообразна, она включает в себя более пятидесяти региональных органов управления образованием. Департамент образования в США выполняет, в первую очередь, функции управления и контроля над использованием средств федерального бюджета, направляемых в вышеуказанные органы управления образованием.

Благодаря такому методу регулирования федеральные власти США могут требовать от получателей средств федерального бюджета соблюдение единых базовых правовых норм, регламентирующих разнообразные аспекты образовательного процесса.

Следующей тенденцией в реформах в области системы образования зарубежных стран является формат непрерывного образования.

Так, например, в США реализуется принцип «Life Long Learning». В Японии эта же тенденция реализована за счет дополнительного образования на предприятиях.

Сегодня в России намечены явные тенденции перехода к принципу непрерывного образования, распространяется культура повышения квалификации, образовательные курсы и ресурсы имеются в общем доступе для каждого желающего, однако России все еще далеко до уровня реализации принципа непрерывного образования США или Японии.

Среди европейских стран следует выделить Францию. В ней степень централизации управления системой образования достаточно высока если сравнивать с другими государствами Европы. Централизация управления образованием заключается, в первую очередь, в том, что управление высшей школой и высшими учебными заведениями осуществляется Министерством национального образования, когда другие образовательные учреждения разделены между территориальными субъектами.

Также в рамках исследования зарубежного опыта управления системой образования необходимо уделить особое внимание развитию электронного обучения. На систему образования оказало существенное влияние широкое распространение компьютерных и интернет-технологий во всех сферах деятельности, развитие новых средств коммуникаций и формирование новой информационной среды.

Общая тенденция для развитых стран в сфере электронного обучения - это регулярное обновление различных учебных материалов, предоставляемых уже работающим людям в сети Интернет. Так, в европейских странах реализована стратегия «Электронная Болонья», подразумевающая единое виртуальное образовательное пространство, доступное студентам Европы и других стран.

Отечественные ученые предлагают создание модели цифровой образовательной среды1, связанной с Единым порталом государственных услуг «Мое образование», что будет выступать инфраструктурой в отношении информационных ресурсов в нашей стране [6].

Среди общих ключевых направлений государственного управления сферой образования в развитых западных странах можно выделить следующие:

1) общедоступность образовательных услуг; государственная политика США в сфере образования нацелена на то, чтобы сделать высшее образование таким же доступным для населения страны, как и среднее;

2) интеграция высших учебных заведений с бизнесом -нацелена, в первую очередь, на расширение внутренних источников финансирования образовательных учреждений, а также на эффективное использование инновационного потенциала бизнеса;

3) продвижение образовательных услуг на международный рынок; в западных странах реализуются це-

1 Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (2020). КонсультантПлюс. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370409/ (дата обращения: 13.02.2023).

левые программы, нацеленные на развитие экспорта образовательных услуг;

4) российскими учеными так же предлагаются методики, применение которых позволит улучшить стратегии развития интеграции власти с вузами и бизнесом, скорректирует региональные программы развития [7].

Заключение

На сегодняшний день системы управления образованием практически во всех странах претерпевают существенные изменения. Следует отметить, в первую очередь, что в развитых зарубежных странах - это тенденция к децентрализации управления образованием. Примерами децентрализованной системы образования являются Канада, США, Бельгия. Там управление образованием возложено не на государственный уровень, а на территориальные органы управления, что позволяет добиться усиления автономии образовательных учреждений. На федеральном уровне в странах с децентрализованным управлением образованием регулируются вопросы финансирования территориальных субъектов, сотрудничества и консультаций между ними, а также установление единых базовых правовых норм, регламентирующих разнообразные аспекты образовательного процесса.

Процесс непрерывного образования хорошо реализован в США и Японии.

Также следует отметить тенденцию к развитию электронного обучения во всех зарубежных развитых странах, однако в России реализация общедоступного электронного обучения на сегодняшний день остается несовершенной, т.к. оснащение многих образовательных учреждений персональными компьютерами и всей необходимой техникой остается на невысоком уровне.

В настоящее время система образования в Российской Федерации находится перед выбором своего собственного пути. Свои изменения внесет выход нашей страны из Болон-ского процесса. О том, какой будет новая система высшего образования, станет ясно в ближайшее время. Но, как было сказано выше, многоуровневая система высшего образования имеет свои преимущества.

Библиография

[1] Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Том 29. № 8(9). С. 104-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104116

[2] Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Том 29. № 1. С. 135-149. DOI: 10.31992/0869-3617-

2020-29-1-135-149

[3] Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Том 32. № 2. С. 9-24. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-2-9-24

[4] Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Том 32. № 3. С. 84-102. DOI: 10.31992/0869-36172023-32-3-84-102

[5] Антропов В.В. Глобальная социально-экономическая парадигма в системе высшего образования и государственного управления // Экономика. Налоги. Право. 2022. Том 15. № 6. С. 33-44. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-33-44

[6] Рожкова А.Ю., Иванова О.П., Трифонов В.А. Сетевая форма занятости ресурсов в высшем образовании // BENEFICIUM. 2022. № 4(45). С. 98-108. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45).98-108

[7] Данейкин Ю.В., Иванова О.П., Трифонов В.А. Вклад университета в развитие региона: экосистемный подход // Перспективы науки и образования. 2021. Том 5. № 53. С. 591-606. DOI: 10.32744/pse.2021.5.40

References

[1] Daneykin Yu.V., Kalpinskaya O.E., Fedotova N.G. Project Approach to the Implementation of Individual Educational Paths in Modern University // Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29(8-9). Pp. 104-116. (In Russ.). DOI: 10.31992/08693617-2020-29-8-9-104-116

[2] Khamidulin V.S. Development of a Model of Project-Based Learning // Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29(1). Pp. 135-149. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-202029-1-135-149

[3] Konstantinova, L.V., Petrov, A.M., Shtykhno, D.A. Rethinking Approaches to the Level System of Higher Education in Russia in the Context of the Country's Withdrawal from the Bologna Process // Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2023. Vol. 32(2). Pp. 9-24. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-29-24

[4] Zinevich, O.V., Melekhina, E.A. Higher Education for Global and Local Sustainable Development // Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2023. Vol. 32(3). Pp. 84-102. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102

[5] Antropov V.V. Global socio-economic paradigm in the system of higher education and public administration // Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law. 2022. Vol. 15(6). Pp. 33-44. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15- 6-33-44

[6] Rozhkova A.Yu., Ivanova O.P., Trifonov V.A. Network Form of Resource Employment in Higher Education // BENEFICIUM. 2022. Vol. 4(45). Pp. 98-108. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45).98-108

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Daneykin Yu.V., Ivanova O.P., Trifonov V.A. University contribution to the development of the region: ecosystem approach // Perspectives of Science and Education. 2021. Vol. 53(5). Pp. 591-606. (In Russ.). DOI: 10.32744/pse.2021.5.40

Информация об авторе / About the Author

Жанна Александровна Бухарина - соискатель, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород,

Россия / Zhanna A. Bukharina - External Doctoral Candidate, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

E-mail: Buharinaj@mail.ru

SPIN РИНЦ 8404-3823

ORCID 0009-0004-4342-8186

ResearcherID HZK-5260-2023

Scopus Author 278641

Дата поступления статьи: 01 марта 2023 Принято решение о публикации: 28 марта 2023

Received: March 01, 2023 Accepted: March 28, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.