Научная статья на тему 'Современные тенденции в подготовке специалистов в вузах Германии. Структура направлений деятельности ВУЗа'

Современные тенденции в подготовке специалистов в вузах Германии. Структура направлений деятельности ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ / ТРУДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СВОБОДНАЯ СВЯЗЬ / SOCIAL SYSTEM / ORGANIZATION BASED ON INTERESTS / LABOR ORGANIZATION / THE STRUCTURE OF MAIN ACTIVITIES IN HIGH SCHOOLS / LOOSE LINKAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейн Е.И.

В последнее время можно наблюдать общую тенденцию ВУЗов к оптимизации и изменениям в структуре управления. Инновации касаются как общего стиля управления, так и нововведений в отдельных сферах деятельности ВУЗа. При этом необходимо учитывать специфику деятельности высших учебных заведений и тех целей, которые они преследуют как общественные институты. Новые методы оценки деятельности, а также нестандартные способы рассмотрения структуры направлений деятельности ВУЗа могут быть полезными как в национальном, так и в международном позиционировании университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES IN THE EDUCATION OF PROFESSIONAL LABOR FORCE IN GERMANY’S HIGH SCHOOLS. THE STRUCTURE OF MAIN ACTIVITIES IN HIGH SCHOOLS

A new tendency aimed to optimize and change the management structure of colleges and universities has recently been gaining more and more significance. Innovations concern not only the general style of university management, but also changes in separate lines of college business. It is important to consider the specifics of high schools and their goals, which they set before them as social institutes. New methods in the assessment of high school activities as well as non-typical ways of determining the structure of their main activities can prove to be useful in the positioning of universities on national and international level.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в подготовке специалистов в вузах Германии. Структура направлений деятельности ВУЗа»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ. СТРУКТУРА НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Штейн Е.И., аспирант ФГБОУ ВПО «Московский Государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

В последнее время можно наблюдать общую тенденцию ВУЗов к оптимизации и изменениям в структуре управления. Инновации касаются как общего стиля управления, так и нововведений в отдельных сферах деятельности ВУЗа. При этом необходимо учитывать специфику деятельности высших учебных заведений и тех целей, которые они преследуют как общественные институты. Новые методы оценки деятельности, а также нестандартные способы рассмотрения структуры направлений деятельности ВУЗа могут быть полезными как в национальном, так и в международном позиционировании университета.

Ключевые слова: социальная система, организация по интересам, трудовая организация, структура направлений деятельности, свободная связь.

MODERN TENDENCIES IN THE EDUCATION OF PROFESSIONAL LABOR FORCE IN GERMANY'S HIGH SCHOOLS. THE STRUCTURE OF MAIN ACTIVITIES IN

HIGH SCHOOLS

Shteyn E., the post-graduate student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

A new tendency aimed to optimize and change the management structure of colleges and universities has recently been gaining more and more significance. Innovations concern not only the general style of university management, but also changes in separate lines of college business. It is important to consider the specifics of high schools and their goals, which they set before them as social institutes. New methods in the assessment of high school activities as well as non-typical ways of determining the structure of their main activities can prove to be useful in the positioning of universities on national and international level.

Keywords: social system, organization based on interests, labor organization, the structure of main activities in high schools, loose linkage

Прежде чем оценивать и исследовать организационные процессы в высших учебных заведениях необходимо понять, каковы же их особенности и отличия от других институтов в обществе. Один из способов характеризовать деятельность ВУЗа - рассматривать его как отдельную социальную систему [4]. Социальная система должна выполнять некие функции, то есть ее появление или создание обусловлено появлением конкретной проблемы в обществе, которую она призвана решить. Соответственно, в зависимости от проблемы, система обладает различными характеристиками и инструментами взаимодействия с объектами ее деятельности. Таким образом невозможно рассматривать конкретную социальную систему без учета ее специфики, то есть факторов ее деятельности, которые выделяют ее среди множества других общественных образований. С одной стороны, засчет своей уникальности она выделяется или скорее отделяется от своего окружения. С дугой стороны, социальная система призвана решать конкретную проблему общества, а потому она обязана взаимодействовать с окружающими ее системами.

С помощью вышеописанного подхода легко характеризовать организационную структуру высшего учебного заведения. Социальную систему можно описать ее структурными особенностями и целью ее существования. У ВУЗов есть четко сформулированная цель - создавать и предоставлять знания. Именно достижением этой цели и обусловлены как выбор отдельных инструментов взаимодействия с обществом, так и особая организационная структура высших учебных заведений [2].

Если рассматривать ВУЗ как организацию, то знания являются ее конечным продуктом. «Производство» знаний - это сложный процесс, который подразумевает постоянное развитие и при этом обладает высокой степенью неопределенности (связан с высокой вероятностью неудачи). Соответственно неоднозначность и непрозрачность научной деятельности ВУЗа остаются важными характеристиками его с точки зрения менеджмента. Этими характеристиками и обуславливается структура направлений деятельности высших учебных заведений [рис. 1]. При этом основными направлениями являются исследовательская деятельность, процесс обучения и управление.

Исследовательская деятельность и процесс обучения студентов являются основными сферами деятельности ВУЗа. Их основной задачей является достижение цели, поставленной перед ВУЗом как перед социальной системой. То есть, «производство» знаний - это главный признак успеха социальной системы в рассматриваемом случае. Оба процесса имеют схожие характеристики и непосредственно связаны друг с другом. Они представляют собой так называемые «Организации по интересам» («organizationbased onmterests») [7].

Исследовательская деятельность реализуется в виде проектов с определенным запланированным сроком. В том числе в тех случаях, когда финансирование осуществляется третьими лицами. Таким образом исследовательские группы формируются не только и не столько из членов одного конкретного ВУЗа, а скорее из людей со схожими интересами и задачами. При этом в исследовательском проекте часто участвуют научные сотрудники разных организаций, и чем больше пересекаются при работе интересы различных групп, тем выше эффективность работы и конечный результат.

Процесс обучения студентов и преподавательская деятельность в структуренаправлений деятельностиВУЗа осуществяется обычно теми же индивидами, что и исследовательская деятельность. Тем не менее эта сфера деятельности обладает некоторыми особенностями. Во-первых, ее цели и процессы в большей степени отражают интересы конкретного института и Государства. Во-вторых, хоть преподавательская деятельность и относится к структурному типу «организация по интересам», она, однако, обладает некоторыми свойствами «трудовой организации» («labororganization»). Например, приказ вести занятия со студентами индивид получает от вышестоящих сотрудников ВУЗа. Таким образом преподавание балансирует между двумя типами структуры («Организация по интересам» и «Трудовая организация») [7]. В этой сфере деятельности также проявляется свобода выбора заинтересованных лиц.Но, тем не менее, она ограничивается различными предписаниями и поддается в определенной степени контролю вышестоящих инстанций.

Управление является единственной сферой деятельности ВУЗа, которая функционирует исключительно по принципам «трудовой организации». Оно осуществляется посредством разделения труда по отделам и придерживания четко сформулированных правил и постановлений [5]. Все отделы в свою очередь подчиняются ректору или ректорату, который в случае необходимости может вмешаться в любой процесс ради удовлетворения потребностей индивидов, занятых в жизнедеятельности ВУЗа. Также управление характеризуется наличием ярко выраженной иерархии и подчинения нижестоящих индивидов и инстанций вышестоящим. Таким образом общая логика и функциональность управленческих процессов отличается от исследовательской и преподавательской деятельности.

Именно в совмещении как элементов «организации по интересам», так и «трудовой организации» в организационной структуре ВУЗа проявляется его особенность и отличие от других общественный и социальных систем. Конечно, ключевыми остаются процес обучения и «производство» знаний. Однако, их успешная реализация невозможна без правильного и хорошо структурированного управления. Исследования призваны помочь обществу научится отличать «правду» от «неправды» и, как следствие, принести новые знания.

I lee," кдовательскя я дсятс.тьность

- низкий уровень формализации

- ярко выраженная самоорганизация

- иерархия ешпу-вверх

Процесс обукшш

- среднийуровень формализации

- легко поддается организации

- иерархия снизу-вверх

Рис. 1. Структура направлений деятельности ВУЗа.

Тогда как процесс обучения и преподавательская деятельность призваны «вырастить» новые кадры и провести так называемый «социальный отсев». Этот отсев происходит посредством раздачи плохих и хороших оценок и присвоением ученой степени [6].

Управленческая деятельность, в свою очередь, ориентирована на правовую систему и, соответственно, призвана выполнять определенные нормы [1]. В Германии университеты долгое время подчинялись непосредственно приказам канцлера [3]. Несмотря на то, что многие ВУЗы в последнее время переходят на рыночную модель управления, все еще можно наблюдать как администрация и научно-преподавательский состав стараются дистанцироваться друг от друга. Это приводит к неэффективным схемам управления и часто вредит как деятельности ВУЗа в целом, так и функционированию отдельных сфер в частности.

В сравнении с ВУЗами структура направлений деятельности-частных предприятий выглядит более убедительной. Они руководствуются довольно простой логикой получения наибольшей выгоды. Соответственно все подразделения предприятия нацелены на ее достижение. Данная логика, к сожалению, не применимак ВУЗам. Как уже было сказано выше, различные организационные единицы руководствуются различной логикой. При этом они обязаны взаимодействовать друг с другом и представлять единую социальную систему. В связи с этим возникают различные управленческие парадоксы, и возрастает вероятность ошибок и конфликтных ситуаций при координации действий в различных сферах деятельности. Оптимальным в такой ситуации представляется сохранение определенной дистанции между отделами таким образом, чтобы их деятельность пересекалась в необходимых случаях. Эта управленческая схема называется «свободной связью» («1оозе1шк^е") и позволяет совмещать различные типы организационных структур [8].При ее использовании становится возможным достижение целей ВУЗа («производство» знаний») без создания нежелательных конфликтных ситуаций в процессе управления. Использование «свободной связи» также повышает гибкость и стабильность ВУЗа как организации и позволяет сохранять данные характеристики в долгосрочной перспективе [8]. Наиболее благоприятным является применение данной схемы управления для университетов, что не раз было доказано многими государственными ВУЗами Германии (Кёльн, Маннхайм, Мюнхен и т.д.)

Специфика российской системы высшего образования отличается от немецкой. Тем не менее, рассмотрение ВУЗа как социальной системы и выводы о его структуренаправлений деятельностипри-веденные выше могут способствовать как национальному, так и международному продвижению и позиционированию ВУЗа. Кроме того управленческая схема «свободная связь» призвана помочь в применении некоторых элементов менеджмента организации

в управлении ВУЗа для успешной реализации всех аспектов его деятельности.

Литература:

1. Breitbach, М. (2005): Kurator, Kanzler, Vizeprqsident - ein deutscher Irrweg? Опубликовано в: Wissenschaftsrecht, Beiheft 15. Тюбинген, стр. 119-139.

2. Gibbons, M.; Limoges, C.; Nowotny, H.; Schwartzmann, S.; Scott, P.; Trow, M. (1994): The New Production of Knowledge. The dynamic of science and research in contemporary societies, Лондон.

3. ШЯ, J. (2003): Ist der Universit^skanzler ein Fremd^rper in einer entstaatlichten Universit,t? Опубликованов: Mayer, E.: Die neue Verantwortung der Hochschulen, Бонн, стр. 123-124.

4. Luhmann, N. (1987a): Soziale Systeme. GrundriЯ einer allgemeinen Theorie. 1. Издание, Франкфурт-на-Майне.

5. Luhmann, N.(1987b): Zwei Quellen der Bbrokratisierung von Hochschulen. Опубликованов: Luhmann, N.: Soziologische Aufkl,rung 4. Beitr,ge zur funktionalen Differenzierung der Gesellschaft, Опладен, стр. 212-215.

6. Luhmann, N. (1987c): Codierung und Programmierung. Bildung und Selektion im Erziehungssystem. Опубликованов: Luhmann, N.: Soziologische Aufklqrung 4. Beitrqge zur funktionalen Differenzierung der Gesellschaft, Опладен, стр. 182-201.

7. Schimank, U. (2004): Handeln in Institutionen und handelnde Institutionen. Опубликованов: Jaeger, F.; Straub, J.: Handbuch der Kulturwissenschaften. Paradigmen und Disziplinen. Штуттгарт, Веймар, стр. 293-307.

8. Weick,K. E. (1998): Der ProzeЯ des Organisierens. 2. Издание, Франкфурт-на-Майне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.