Научная статья на тему 'Современные тенденции в области формирования и реализации научно-производственного потенциала'

Современные тенденции в области формирования и реализации научно-производственного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RESEARCH-AND-PRODUCTION POTENTIAL / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / INDUSTRIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кретова Наталья Николаевна, Попова Евгения Сергеевна

В статье рассмотрены основные тенденции формирования и реализации научно-производственного потенциала. Проведён анализ основных методов оценки производственного потенциала предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the basic tendencies of formation and realization of research-and-production potential are considered. The analysis of the basic methods of an estimation of industrial potential of the enterprise is lead

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в области формирования и реализации научно-производственного потенциала»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА Н.Н. Кретова, канд. экон. наук, доцент, Е.С. Попова, аспирант

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Изучение современных тенденций к формированию и реализации научно-производственного потенциала промышленного предприятия заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

В настоящее время слово «потенциал» применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.

В отечественной научной литературе одним из первых понятие «производственный потенциал» использовал А.И. Анчишкин, включая в него «набор ресурсов, которые в процессе производства принимают форму факторов производства» [3].

Этот подход к концепции производственного потенциала получил широкое распространение среди исследователей. Выделяют две «ресурсные» позиции. Первая - производственный потенциал представляет собой совокупность ресурсов без учета их взаимосвязи и участия в процессе производства. Особенность второй позиции заключается в трактовке производственного потенциала как совокупности ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ.

Наряду с ресурсным подходом к определению сущности производственного потенциала встречаются и другие дефиниции. Так, Ю.Ю. Донец считает производственный потенциал синонимом производственной мощности предприятия, объединения и потому полагает возможным определять его как «максимально возможный годовой, суточный, часовой или отнесенный к другой временной единице объем выпуска продукции, понятие носит территориальный характер и распространяется на совокупность производств, распространенных на определенной территории» [3].

Исходя из этих концепций, в производственный потенциал включаются различные ресурсы: иногда к ним относят только производственные фонды и мощности, иногда в производственный потенциал включают производственные фонды и квалифицированные кадры трудящихся, иногда в производственный потенциал вводят производственные фонды, ресурсы управления и организации производства, кадры, научно-техническую информацию.

Анализ вышеизложенных точек зрения приводит к выводу, что производственный потенциал хозяйствующей системы есть совокупность ресурсов, предоставленных в ее распоряжение для созидательной деятельности. Количественные и качественные параметры этих ресурсов, а также их интеграция определяют

производственную способность хозяйственного звена. Однако производственный потенциал, определяя возможность выпуска материальных благ и услуг, не может служить мерой полезного эффекта.

Научный потенциал также в литературе рассматривается как часть экономического /2/.

Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных, инновационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед предприятием целей стратегического развития и поддержания конкурентоспособности.

Совокупность инновационного и информационного потенциалов характеризуется, в основном, своевременностью периодического обновления производства, сменой или усовершенствованием технологий, разработкой новых продуктов, а также возможностью качественной переработки и анализа проходящей информации /2/.

А.Л. Зайцева считает, что научно-

производственный потенциал предприятия - это есть мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы - стратегических технических и организационных изменений /4/.

Что касается вопроса формирования нау^но-производственного потенциала, то он носит разрозненный характер. Кроме того, в литературе в основном изучается производственный и научный потенциал отдельно, но как составляющие производственноэкономического, экономического или рыночного потенциала.

Согласно многоуровневой структурной модели Р.В. Марушкова, материальной основой экономического потенциала являются финансовые ресурсы, отраженные в балансе предприятия, а величина экономического потенциала есть результат их совокупных усилий, выраженный потенциальной прибылью, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтапноструктурный подход к формированию величины экономического потенциала предполагает выделение промежуточных уровней обобщения потенциальных возможностей предприятия. Нижним уровнем является производственный потенциал, представляющий способность производственной системы производить материальные блага, используя ресурсы производства. Связующим звеном является хозяйственный потенциал, т. е. совокупная способность производственного потенциала предприятия и уровня его деловой активности в условиях существующей маркетинговой среды удовлетворять потребности рынка в определенном объеме материальных благ и услуг.

Другие авторы выделяют следующие составляющие потенциала.

Во-первых, систему управления. Для нее важны скорость и обоснованность принятия решений, уровень делегирования полномочий, уровень планирования, качество контроля, проходимость информации, система стимулирования и заработных плат. Все подсистемы «весят» примерно одинаково, улучшение любой из них повышает потенциал предприятия.

Во-вторых, финансы. Здесь важны: объем собственных средств, участвующих в бизнесе (работа на чужих деньгах эффективна и прибыльна, но ограничивает свободу маневра); возможность привлечения кредитов; оперативность управления финансами; объем дебиторской задолженности. Последний параметр вводится с обратным знаком: хотя «дебиторка» может быть необходима в бизнесе (передача товара на реализацию практикуется во многих отраслях), наращиванию потенциала способствует ее уменьшение, а не увеличение.

В-третьих, персонал. Здесь существенны уровень квалификации сотрудников (даже в кризис подобрать высококвалифицированного специалиста составляет проблему), уровень мотивации (которая повышается годами, а разрушена может быть в пять минут), реальная возможность карьерного роста работников.

В-четвертых, стиль руководства. Здесь надо рассматривать комплекс применения лидерской власти, власти должности и власти принуждения. Параметры неравнозначны: максимальному потенциалу соответствует максимальная лидерская власть, умеренная должностная и отсутствие принудительной.

В-пятых, маркетинг. Здесь важны: уровень привязки к реальности, основные покупатели, доля рынка, конкурентные преимущества, имидж. Привязку к реальности мы рассматривали. Основными покупателями могут быть 3-5 оптовиков или 3-5 миллионов конечных потребителей, в последнем случае потенциал предприятия значительно выше, т. к. оно опирается на рынок не пятью «костылями», а буквально «лежит» на нем. Высокая доля рынка дает возможность влияния на прочих игроков, низкая вынуждает адаптироваться. Конкурентные преимущества не требуют комментариев. Имидж включен как равноправный фактор, поскольку репутация предприятия и товара представляет собой капитал (он реально стоит денег -если сложить затраты на рекламу за несколько лет, затраты на обслуживание покупателей, на оборудование мест продаж и тому подобные «имиджеобразующие», пропадет желание рисковать репутацией ради одноразовых сомнительных сделок).

В-шестых, собственно товар или услугу. Здесь важны уровни отношения цена/качество и себестоимость/качество (первый определяется потребителем, речь идет о цене, по которой готовы покупать, и качестве, в которое верят, второй - производственными характеристиками), а также наличие и узнаваемость собственных марок (продавая только чужой товар,

предприятие может укреплять марку фирменных магазинов, марку услуг, свой товар может иметь свою марку). Лучшее соотношение цена/качество при приемлемом себестоимость/качество образует конкурентное преимущество, марка дает дополнительную привязку потребителя.

В-седьмых, производство. Здесь важны технологический уровень и гибкость линий, возможность расширения, качество управления товарными запасами. По поводу товарных запасов до кризиса можно было твердо сказать, что потенциал увеличивает их минимизация. После фактической девальвации рубля в три раза за три месяца товарные запасы в экспортном сырье сохранили свою «долларовую» стоимость, запасы в рублевых товарах отстали от инфляции, хотя и увеличили стоимость «деревянную», рублевая наличность и дебиторская задолженность обесценились. По-видимому, в российских условиях товарный запас «дефицита» еще долго будет работать в плюс потенциалу, тогда как для неходового товара будет выгодна стратегия минимизации запасов.

В-восьмых, сбыт. Здесь важны: наличие собственной (или контролируемой) сбытовой сети, объем продаж, потенциальная пропускная способность сбытовой структуры (если она способна реализовать больше товара при увеличении спроса, этот факт идет в плюс к потенциалу, однако следует отнести в минус дополнительные затраты на поддержание «излишка мощности»).

В-девятых, поставки. Здесь отметим наличие альтернативных поставщиков, кредит доверия (который позволяет получить отгрузку по телефонному звонку, отсрочку оплаты, дефицитный ассортимент, но нарабатывается долгим успешным взаимодействием и зависит от обеих сторон), собственное обеспечение поставок.

В-десятых, эксклюзивные возможности. Сюда следует отнести исключительный доступ к сырью, доступ к эксклюзивной информации, эксклюзивное право на часть рынка. Все это приобретается как «закулисными» ходами, так и (в теории) специфическими качествами предприятия, позволяющими лучше обслужить государственный сектор экономики. Например, местная власть может объявить конкурс на поставку водосчетчиков для оборудования всех квартир областного города. Выигравшее предприятие становится единственным поставщиком города по данному виду продукции, что значительно увеличивает его потенциал (если город платежеспособен) /5/.

В качестве компонентов научно-производственного потенциала предприятия А. Л. Зайцева определяет стратегию, инновационную политику и цели фирмы, маркетинг и менеджмент, производственный и технологический уровень, финансовое состояние предприятия и др. /4/.

Очевидно, что для того, чтобы научнопроизводственный потенциал смог осуществить непрерывный и постоянно возобновляющийся процесс

деятельности предприятия, он сам также должен непрерывно и постоянно воспроизводиться, т.е. научнопроизводственный потенциал должен обладать способностью к самовоспроизводству.

Формирование и развитие научно-

производственного потенциала предполагает его оценку и определение оптимальных размеров производственного потенциала.

По мнению Л. Д. Ревуцкого, для расчета системы экономических оценок производственного потенциала предприятия могут использоваться:

- потенциальная годовая производственная мощность в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции; потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, работ, услуг (выручка), в рублях; потенциальная величина добавленной стоимости, условно-чистой или конечной продукции, в рублях; потенциальный чистый годовой доход/объем произведенной чистой продукции;

- потенциальная годовая балансовая прибыль от произведенной деятельности при возможных вариантах ценовой стратегии предприятия, в рублях.

Оценка инновационного потенциала предприятия призвана оценить степень обеспеченности конкурентоспособности продукции или услуг предприятия по научно-техническим показателям конкурентоспособности предприятия в целом. При этом оценка производится на основе уровня имеющихся на предприятии разработок и выполняемых инженерных исследований, состояния конструкторской и технологической подготовки производства, применения экологичных технологий и т.д.

Также немаловажным моментом в оценке инновационного потенциала можно считать оценку инновационного задела, который представляет собой готовые к внедрению в производство научно-технические разработки, и в том числе разработку новых видов продукции. Тем самым оценка инновационного потенциала учитывает не только интенсивность проводимых на предприятии разработок, но и их конкретную отдачу /2/.

Существующие методики оценки производственного потенциала предприятий (метод денежной оценки элементов потенциала; индексный метод; ресурсно-регрессионный метод; индикативный метод; метод приоритетной оценки ресурсов и др.) позволяют лишь в определенной мере измерять количественное влияние отдельных производственных факторов с учетом довольно широкого спектра их качественных характеристик на результативность функционирования предприятий. Например, недостатки метода денежной оценки элементов потенциала заключаются в том, что формальное сложение ресурсов в денежном выражении позволяет судить лишь о массе ресурсов и частично об их структуре, тогда как возможности предприятия остаются за рамками исследования (два предприятия с одинаковой суммарной стоимостной

оценкой ресурсного потенциала могут иметь разный уровень результативности производства). Крайне сложно дать стоимостную оценку трудовых и земельных ресурсов, объективно отражающую их качественные характеристики. Следует отметить, что данный подход предполагает учет абсолютно всех имеющихся ресурсов, а не только тех, которые могут быть реально задействованы в процессе производства.

Основным недостатком индексного метода является определение сравнительной ресурсообеспечен-ности, а не совокупной полезности накопленных ресурсов. Вместе с тем данный метод требует абстрагирования от структуры потенциала и не учитывает пропорциональность сочетания отдельных ресурсов.

Ресурсно-регрессионный метод оценки потенциала предполагает использование корреляционнорегрессионных моделей, позволяющих описать зависимость конечных результатов производства от изменения отдельных факторов и условий. Действительно, этот метод, в отличие от предыдущих, позволяет оценивать влияние структурных изменений потенциала, определять нормативы отдачи ресурсов, выявлять вклад отдельных ресурсов в формирование потенциала. Но и он имеет определенные недостатки, так как корреляционно-регрессионные модели описывают зависимости лишь при сложившихся определенным образом условиях хозяйствования. В данной модели также практически невозможно учесть производственное направление хозяйства, что может привести к искаженному представлению о потенциале предприятия.

Недостатком индикативного метода, заключающегося в расчете отклонений фактических экономических параметров производства от нормативных, является определенная субъективность самих нормативов, поскольку от их качества и достоверности будет зависеть направление поиска резервов роста эффективности использования потенциала.

Изучение рынка консалтинговых услуг выявило отсутствие предложений по оценке рассматриваемого вида потенциала. Однако следует отметить, что проводится оценка производственного, трудового и ресурсного потенциалов на российских предприятиях. Как правило, принято оценивать уровень того или иного потенциала. К примеру, исследования, проводимые на ОАО «ВАСО», ОАО «Рудгормаш», ОАО «Электросигнал», показали, что в большинстве случаев оценке подвергаются производственный, ресурсный и трудовой потенциалы. Результаты представлены в таблице.

Что касается уровня научно-производственного, некоторые авторы считают, что единственным надежным способом определения «разумности» является сравнение с эффективностью других предприятий отрасли, причем предел устанавливается не ниже среднего уровня.

Результаты оценки уровня производственного, ресурсного и трудового потенциалов

Оценка уровня потенциала предприятия по составляющим ОАО «ВАСО» ОАО «Рудгормаш» ОАО «Электросигнал»

Производственный потенциал Средний Средний Средний

Ресурсный потенциал Средний Высокий Средний

Трудовой потенциал Средний Средний Низкий

Необходимо отметить, что каждое вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия при обязательном неослаблении остальных /5/.

Практически каждый может выбрать то, что готов менять, и принять накладываемые ограничения. Но по этой же причине результат может быть высокополезным для предприятия, или декоративным: правильная расстановка приоритетов здесь полностью в компетенции руководителя, для решения могут быть выбраны как актуальные в данной ситуации вопросы, так и второстепенные, обусловленные сценарием или привычкой. Существуют также проблема измерения факторов потенциала и проблема их взаимозависимости. Например, проходимость информации тесно связана с мотивацией персонала и системой стимулирования, выделить один фактор, определить степень его усиления и уровень влияния на остальные представляется сверхсложной задачей. Тем не менее, в данной концепции проблема совершенствования предприятия в целом упрощена разбиением на отдельные блоки, сведена к уровню локальных задач, поддающихся решению. Системность целей обеспечивается наличием общей идеи.

Преимущество подхода наращивания потенциала еще и в том, что в ситуациях неопределенности он предоставляет руководителям цели и стратегии их достижения /5/.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

• Не уточнено понятие и содержание научнопроизводственного потенциала. Многие авторы рассматривают отдельно производственный и научный или научно-технический потенциал предприятия, однако не указывают их взаимосвязь и взаимозависимость.

• Производственный и научный потенциал тесно взаимосвязаны с экономическим, в литературе их рассматривают как часть экономического или рыночного. Исходя из этого, механизм формирования и развития научно-производственного потенциала в основном рассматривается укрупненно в составе экономического, производственно-экономического или рыночного потенциала, не исследуются его особенности, принципы формирования и развития.

• Формирование и развитие научнопроизводственного потенциала предполагает его оценку и определение оптимальных размеров. В настоящее время эта проблема остается открытой.

Литература

1. Кузык Б.Н. Россия 2050 - стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. М.: Экономика, 2004.- 632 с.

2. Гунина И. А. Механизм развития экономического потенциала промышленного предприятия: теория методы: монография / И. А. Гунина. Воронеж: Научная книга, 2005. - 238с.

3. http://www.mirrabot.com/work/work 46208.htm

4. Зайцева А.Л. Формирование стратегии технического и организационного развития промышленных предприятий / А. Л. Зайцева. www.NWPI.ru/news/doc/d3.doc

5. http://www.mivaot.com/ok/goor

6. http://www.smartcat.rU/2/54 2 2.shtml

7. Гончарова Л.Н. Оценка и механизм повышения эффективности использования производственного потенциала машиностроительных предприятий: авто-реф. ... канд. экон. наук / Л.Н. Гончарова. Белгород, 2000. - 22 с.

® 8(4372)43-76-67

[1] Научно-производственный потенциал — это есть мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы -стратегических, технических и организационных изменений [4].

[2] Научно-технический потенциал представляет

собой совокупность кадровых, материально-

технических, информационных, инновационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед предприятием целей.

[3] Производственный потенциал хозяйствующей системы есть совокупность ресурсов, предоставленных в ее распоряжение для созидательной деятельно-

сти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.