Научная статья на тему 'Современные тенденции управления в сфере образования'

Современные тенденции управления в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1082
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАДИГМА / ПРОФЕССИОНАЛ / ЛИЧНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / КООПЕРАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КЛАСТЕР / SOCIETY / EDUCATION / PARADIGM / PROFESSIONAL / IDENTITY / MANAGEMENT / SYSTEM / COOPERATION / NETWORKING COOPERATION / CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Юрий Николаевич, Габышева Людмила Константиновна

В статье обосновывается необходимость наделения вуза признаками сетевой организационной формы, механизмами взаимодействия деловых структур с целью повышения качества подготовки молодых специалистов в части навыков и личностных качеств. Для осуществления этих функций вуз должен стать координатором всей образовательно-управленческой сети, превратиться в корпорацию, которая будет осуществлять новые функции управления в системе новой полифункциональной сетевой модели. В работе определено содержание термина «системное управление», который означает выявление, структурирование элементов системы профессионального образования, установление их взаимосвязей, процессов, ресурсов, результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF EDUCATION

The article substantiates the need to provide a high school with network organization features and modern mechanisms of interaction between business entities in order to improve quality of young specialists’ training, in particular, their professional skills and personal qualities. To perform these functions a higher school should become a coordinator of the education and management network, and also should transform into a corporation that will execute new management functions in the system of new multifunctional network model. The paper defines a “system management” term, which means identification, structuring of elements of the vocational education system, establishing their relationships, processes, resources, results.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции управления в сфере образования»

УДК 005.7:378.07 Фролов Юрий Николаевич

кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования, директор филиала Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Ялуторовск

Габышева Людмила Константиновна

кандидат социологических наук, начальник учебно-методического управления Тюменского государственного нефтегазового университета

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Frolov Yuriy Nikolaevich

PhD in Education Science, Honored worker of General Education, Director of the Yalutorovsk branch of Tyumen State Oil and Gas University

Gabysheva Ludmila Konstantinovna

PhD in Social Science, Head of Academic Services Department, Tyumen State Oil and Gas University

MODERN TRENDS OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF EDUCATION

Аннотация:

В статье обосновывается необходимость наделения вуза признаками сетевой организационной формы, механизмами взаимодействия деловых структур с целью повышения качества подготовки молодых специалистов в части навыков и личностных качеств. Для осуществления этих функций вуз должен стать координатором всей образовательно-управленческой сети, превратиться в корпорацию, которая будет осуществлять новые функции управления в системе новой поли-функциональной сетевой модели. В работе определено содержание термина «системное управление», который означает выявление, структурирование элементов системы профессионального образования, установление их взаимосвязей, процессов, ресурсов, результатов.

Ключевые слова:

общество, образование, парадигма, профессионал, личность, управление, система, кооперация, сетевое взаимодействие, кластер.

Summary:

The article substantiates the need to provide a high school with network organization features and modern mechanisms of interaction between business entities in order to improve quality of young specialists’ training, in particular, their professional skills and personal qualities. To perform these functions a higher school should become a coordinator of the education and management network, and also should transform into a corporation that will execute new management functions in the system of new multifunctional network model. The paper defines a “system management” term, which means identification, structuring of elements of the vocational education system, establishing their relationships, processes, resources, results.

Keywords:

society, education, paradigm, professional, identity, management, system, cooperation, networking cooperation, cluster.

Ведущим фактором в развитии образования постиндустриальной эпохи становится выработка нового знания, духовно-нравственных ценностей, формирование социально ориентированного человеческого капитала, способного осуществить инновационное решение поставленных ходом общественного развития задач по дальнейшему развитию человеческого общества.

Диалектика развития общества, ориентированного на глобальные вызовы современности, выдвигает в качестве еще одного фактора его развития гуманизацию всех сфер деятельности человека. Одним из ведущих факторов общественного развития в системе образования становится фактор выбора содержания, видов и форм образования. Для его реализации в международном плане начинают складываться условия и механизм изменений в системе образования, обеспечивающие право выбора жизненного пути индивида через образование и в соответствии с постоянным обновлением изменяющегося мира.

Подготовка профессиональных кадров новой формации может стать реальностью при кардинальном изменении парадигмы управления этим процессом и системой.

Управление образованием является, в свою очередь, сложным процессом и системой, частью, элементом общей системы управления и результатом государственной политики в области образования. Может быть, именно потому, что это управление является столь сложным компонентом сразу нескольких систем, оно имеет важное значение как основной системообразующий фактор для решения специфических проблем (в частности кадровых) для всех перечисленных систем и подсистем.

Однако сегодня нельзя сказать, что управление образованием носит системный характер и влияет на выработку государственной образовательной политики в сфере подготовки кадров, специалистов новой формации.

Ориентируясь на системное развитие глобализирующейся экономики, необходимо отметить, что в системе управления глобальной экономикой происходят модернизации, основанные на пространственном структурировании, взаимосвязях в складывающихся кластерах и взаимозависимости в образующихся деловых сетях. Общим принципом управления в этих сетевых структурах становятся взаимоотношения между центром, доминирующим в отрасли, и периферией, в том числе экономическими единицами в виде фирм, корпораций, организаций и т. д.

Отличительной чертой сетевых организационных форм в управлении является взаимозависимость деловых структур.

Главными во взаимодействии структур в сети становятся такие факторы, как идеи и способы решения проблем. На их основе осуществляется модернизация управления, а координация приобретает формы согласования действий на всех уровнях: федеральном, региональном, учрежденческом. Суть взаимодействия всех элементов отраслевой сети (системы образования в том числе) заключается в том, что на федеральном уровне механизм управления призван обеспечить понятные и необходимые для всех «правила игры», включая такие управляющие параметры, как денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная политики, уровень доходов и т. п.

Преимущество сетевого взаимодействия состоит в том, что обеспечивается синергетический эффект от кооперации, минимизируются издержки, в том числе и на управленческий аппарат, повышается качество услуг и товаров, растет квалификация кадров.

Степень дефицитности ресурсов «знание» и «время», а не «капитал» и «труд» определяют дальнейшее развитие, а следовательно, и управленческие модернизации. Сетевое управление опирается на коммуникативную рациональность организации с ориентацией на стратегические цели. Его особенностью становится смена вертикальной иерархии на горизонтальное взаимодействие, отработка субъект-субъектных отношений (вместо прежних субъект-объектных), определение «правил игры» не априори, а в ходе делового сотрудничества равноправных организаций.

Управленческие сетевые технологии включают совместные соглашения, договорную деятельность на производство товаров и услуг, кооперацию по технологической разработке проектов развития различных структур, совместное производство, связи с посредниками, потребителями и пользователями услуг на внутреннем и внешнем рынках, определение стандартов, их внедрение и т. д.

Начиная с середины ХХ столетия, получили свое развитие процессный, ситуационный и системный подходы в управлении.

Очевидно, что в мире формируется новая парадигма системного управления, включающая достижения всех научных школ управления в ХХ в., и на основе имеющихся, проверенных опытом индустриальной эпохи, функционального, ситуационного, поведенческого и других подходов интегрируется их применение в совершенно новой ситуации, требующей системного видения не только процесса, но и результата развития [1, с. 3].

Парадигма в нашем представлении - это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач. В то же время парадигма управления - это система взглядов и принципов организации взаимодействия людей с целью создания условий для развития управляемого объекта.

Анализируя изменения управления, происходящие под мощным давлением глобализационных факторов общественного развития, мы можем отметить, что ни одна система управления до сих пор не являлась универсальной [2, с. 2]. Очевидно, что новая системная парадигма управления должна учитывать практику управления в каждом государстве, отрасли, организации; учитывать предпочтительные модели и технологии, уровень развития экономики и человеческого фактора и еще много других параметров, чтобы стать системной, универсальной в информационную эпоху, предоставляющую уникальные средства для быстрого системного анализа всех без исключения составляющих управляемых объектов и окружающей их среды, а также процессов взаимодействия как внутри объекта, так и вне его.

Парадигма нового системного управления в условиях глобализации представляет собой усиление взаимозависимости и взаимодействия всех организационных субъектов. Поэтому появляются новые модели управления, основанные на ценностных коммуникационных формах взаимодействия (деловые проекты, контактные организации, договорные ситуации и т. п.) вместо существующих моделей управления финансами, кадрами, материальными ценностями и т. д.

Системное управление образованием в этом случае становится главным стимулятором снижения роли государства в управлении, быстрого формирования ассоциаций университетов (налицо сетевое управление); руководящим принципом в управлении становится автономизация

образовательных организаций с усилением их ответственности за конечный результат своей деятельности.

Управляющие структуры всех уровней должны исходить из главного принципа - ответственности образования перед обществом. Если традиционная парадигма управления образованием ориентировалась на жесткую стандартизацию программного содержания, отрицала мно-гоуровневость и вариативность образовательных моделей, то формирующаяся парадигма системного управления ориентирует подготовку специалиста на развитие личности, право на свободу выбора своего образовательного маршрута, но при этом требует не только овладения специальными знаниями, умениями и практическими навыками, но и фундаментальной общегуманитарной подготовки.

Тенденции глобализации в мире поставили перед управлением высшим образованием сложные задачи. Одной из главнейших является формирование нового инновационного университета [3, с. 3].

Если вуз, университет превратится в центр профессиональной подготовки и непрерывного образования специалистов всех специальностей и квалификаций, станет реальным центром образования взрослых, научно-исследовательским и методическим центром, обеспечивающим постоянный инновационный процесс обновления и совершенствования профессиональной квалификации, значит, он станет ведущей силой в развитии современного общества.

Но для осуществления этих функций университеты должны стать координаторами всей образовательно-управленческой сети, превратиться в университет-корпорацию, которая будет осуществлять новые функции управления в системе новой полифункциональной сетевой модели.

Главной задачей университетов является не только осуществление упреждающего и прогностического образования в определении форм будущей жизни, но и предупреждение общества, помощь правительству и парламентам в принятии решений. Эту задачу университеты должны решать на основе постоянно проводимых научных исследований, изучения социальных, экономических, политических тенденций в рамках междисциплинарных подходов, формировать не просто информационное общество, а общество, основанное на знаниях.

Несомненно, инновационный образ университета касается каждого вуза и каждой профессиональной образовательной организации, потому что именно там готовится кадровый потенциал, который будет решать проблемы жизни общества в целом. Новые задачи вузов, университетов определяют новые направления развития системы управления.

Новая парадигма - системное управление - означает выявление, структурирование элементов системы образования, установление их взаимосвязей, процессов, ресурсов, результатов.

Парадигма системного управления образованием в условиях информационного общества -это всеобщая система применения принципов управления системой образования как единым, взаимосвязанным комплексом. За ним - будущее развитие общества.

Ссылки:

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. 2007. № 3.

2. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности : аналит. обзор / Е.В. Вашурина, Н.В. Дронбусова, Я.М. Евдокимова, И.А. Майбуров. Екатеринбург, 2006.

3. Виноградов В.Н., Прикот О.Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии. СПб., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.