Научная статья на тему 'Организация сегментарного учета по центрам ответственности'

Организация сегментарного учета по центрам ответственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоренко Глеб Александрович, Беляева Галина Дмитриевна

В статье рассматриваются современные подходы к формированию адекватных сетевых организационных структур управления в вузах, определяющих их динамические способности в условиях модернизации системы высшего образования и в контексте создания территориальных инновационных кластеров, выдвигающих новые требования к организации образовательного процесса и профессиональным компетенциям выпускников. Авторами уделяется особое внимание определению стратегического видения образовательной системы в условиях инновационного развития и сетевых аспектов взаимодействия на разных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоренко Глеб Александрович, Беляева Галина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация сегментарного учета по центрам ответственности»

Организационные изменения в высших учебных заведениях в условиях

инновационного развития Organization Changes in High Institutions under the Conditions of Innovation

Development

Федоренко Г леб Александрович, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета повышения квалификации, Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

e-mail: fpk-sarfti@yandex.ru

Fedorenko Gleb Alexandrovich, Candidate of Economic sciences, Associate Professor, Dean of the faculty of Advanced Traning. Sarov Physics and Technology Institute of National Research Nuclear University “MIPHT e-mail: fpk-sarfti@yandex.ru

Беляева Г алина Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории, Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

e-mail: MP7050@yandex.by

Belyaeva Galina Dmitrievna, Candidate of Economic sciences, Associate Professor, Head of the chair of Economic Theory. Sarov Physics and Technology Institute of National Research Nuclear University “MIPHI” e-mail: MP7050@yandex.by

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к формированию адекватных сетевых организационных структур управления в вузах, определяющих их динамические способности в условиях модернизации системы высшего образования и в контексте создания территориальных инновационных кластеров, выдвигающих новые требования к организации образовательного процесса и профессиональным компетенциям выпускников. Авторами уделяется особое внимание определению стратегического видения образовательной системы в условиях инновационного развития и сетевых аспектов взаимодействия на разных уровнях.

Abstract: Modern approaches to forming adequate network organized structures of management in universities are considered in the article. Their dynamic abilities under the conditions of modernizing the system of high education in the context of creating territorial innovation clusters are determined by these approaches. The new demands of organizing the process of education and professional competence of graduates are also proposed. A special attention is given by the authors to determining the strategic vision of system of education under the conditions of innovation development and network aspects of cooperation at different levels.

Ключевые слова: модернизация, стратегическое видение, сетевая организационная структура, управление, вуз, профессиональные компетенции, инновационное развитие, кластер.

Key words: Modernization, network organized structure, management, university, professional competence, innovation development, cluster.

Переход страны к экономике инновационного типа сделал очевидной потребность в модернизации, затрагивающей социальную, социокультурную, политическую, индустриально-технологическую сферы. Реализация модернизационного сценария, как взвешенного и комплексного плана развития, может создать предпосылки перехода страны к экономике знаний, информационному обществу, повысить конкурентоспособность в условиях глобализации. Востребованным становится партнерство и согласованность позиций сферы образования, науки, производства, бизнеса, государства и гражданского общества в области создания новых перспективных технологий, продуктов и услуг, выработки и реализации долгосрочных приоритетов в отраслях экономики с очевидными рыночными перспективами, в том числе, и на мировом рынке энергетики, ядерных, компьютерных, космических и коммуникационных технологий.

Важнейшим фактором формирования инновационной экономики становится модернизация системы образования как основы стимулирования экономического роста и социального развития общества, благополучия граждан и безопасности страны. Получение качественного образования продолжает также оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. От национальной системы образования требуется быстрая адаптация к сложным изменяющимся экономическим, научно-техническим, социальным, демографическим условиям развития с учетом тенденций в мировом экономическом и научно-образовательном процессе [1,2,3].

Сегодня особую значимость приобретают динамические способности высших учебных заведений, позволяющие им максимально использовать свой образовательный, научный, инновационный потенциал для решения актуальных проблем кадрового обеспечения отраслей экономики, подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов для научной и инновационной сфер деятельности. Повышаются требования к выпускникам вузов, которые должны

быть восприимчивы к инновациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сферах информационных технологий, экономики и менеджмента. Динамические способности вуза становятся ключевым фактором при выборе им направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, способов коммерциализации результатов - трансфера технологий.

В 2009 году руководством страны был взят курс на создание национальных университетов - «локомотивов» модернизации образовательной системы, интеграторов интеллектуального потенциала, лучших достижений образования, науки, технологий, а также инноваций. В рамках модернизации системы образования активно осуществляются процессы изменения существующей организационной концепции высшей школы. Реализуемая на практике стратегия развития высших учебных заведений предполагает укрупнение (агрегацию) учреждений высшего образования с целью создания российских вузов мирового уровня, деятельность которых в полной мере должна отвечать внутренним и внешним потребностям экономики страны, с одной стороны, и выявления, на основе многокритериальных экспертных оценок низкоэффективных вузов, деятельность которых тормозит процессы модернизации высшего образования, с другой стороны. В результате доработки государственной программы развития образования появилась новая категория университетов, введенная в закон «Об образовании» в 2008 г. - национальные исследовательские университеты. В указанной программе дано следующее определение вузов этого типа: «Национальные исследовательские университеты - это сеть вузов, реализующих интегрированные инновационные программы, научно-исследовательские проекты, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики по наиболее приоритетным направлениям развития науки и техники на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, поддерживаемые на конкурсной основе»[12].

Формирование российских университетов нового типа должно базироваться на международном опыте ведущих университетов мира. В аналитической записке «Формирование лидирующих университетов: международный опыт» [12] дан

перечень основополагающих факторов, характеризующих такое понятие, как «университет мирового класса - лучший университет»:

• высокая квалификация и репутация выпускников на глобальном рынке труда;

• выдающиеся результаты исследований, отраженные в публикациях и премиях;

• активный трансфер технологий на международный рынок и влияние на глобальное развитие;

• формирование среды инновационного развития.

В данной аналитической записке приведены следующие причины успеха и хорошей репутации лучших университетов:

• высокая концентрация таланта;

• достаточная обеспеченность ресурсами для создания качественных условий для обучения и проведения передовых исследований;

• конструктивная система управления со стратегическими, инновационными и гибкими подходами.

Таким образом, создание университета мирового класса базируется на динамическом взаимодействии трёх факторов: концентрации талантов,

обеспеченности ресурсами и эффективной системе управления. Эти факторы определяют основной вектор развития российских федеральных и национальных университетов.

В рамках реализации пилотных проектов появились несколько федеральных и национальных университетов с чётко сформулированными целями и определенными траекториями развития: Московский Государственный

Университет им. М.Ю.Ломоносова, Южный федеральный университет (ЮФУ), Сибирский федеральный университет (СФУ), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ), Национальный исследовательский университет Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарёва, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики и другие.

Целью создания Национального исследовательского ядерного университета МИФИ является кадровое и научно-инновационное обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей по профильным специальностям университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования университета, обеспечения интеграции науки, образования и производства. Одной из основных задач национального исследовательского ядерного университета МИФИ является обеспечение социально-экономического развития регионов, на территории которых расположены градообразующие предприятия госкорпорации «Росатом» и образовательные учреждения университета. Предусмотрен комплекс мер по повышению конкурентоспособности и ускорению инновационного развития регионов путем реализации программ воспроизводства кадров для градообразующих предприятий, интеграции науки, образования и производства, внедрения новых инновационных технологий.

Создание новых форм предпринимательского сотрудничества -инновационных кластеров - предполагает серьезную перестройку системы довузовского, среднего профессионального, высшего образования, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования. Это диктуется необходимостью обеспечения потребностей инновационных кластеров в специалистах различных направлений и уровней подготовки, как для высокотехнологичных областей, так и для сервисных и эксплуатационных задач территории.

По нашему мнению современная система сквозного профессионального образования в условиях кластерного развития территорий должна:

а) обеспечивать условия для «сквозного» непрерывного образования, способствующего формированию у обучаемых правильной образовательной траектории на различных уровнях образования и профессиональной деятельности;

б) обеспечивать инновационные предприятия специалистами, обладающими набором необходимых профессиональных и бизнес-ориентированных компетенций, высоким уровнем мотивации к инновационной деятельности;

в) обеспечивать широкие международные и межрегиональные коллаборативные научные, производственные, образовательные, социальные, культурные связи, способствующие формированию долгосрочных профессиональных и бизнес взаимодействий инновационных предприятий с внешними партнерами;

г) предоставлять широкому кругу заинтересованных потребителей сетевой доступ к научно-образовательным и вычислительным ресурсам, банку образовательных программ различных уровней на основе современных образовательных и информационных технологий (SCORM, E-learning, вебинарии и др.);

д) обеспечивать постоянно повышение квалификации и переподготовку работников предприятий, входящих в инновационный кластер, с целью поддержания и развития их профессионального уровня соответствующего (опережающего) требованиям производства и бизнеса;

е) способствовать продвижению результатов интеллектуальной деятельности и инновационных высокотехнологичных продуктов, создаваемых на предприятиях кластера, путем современных маркетинговых технологий (CRM, SFA и др.).

Таким образом, в условиях инновационного развития необходима сквозная адаптивная система подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающая долгосрочное и устойчивое воспроизводство востребованных высокотехнологичными отраслями специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями и практико-ориентированными навыками коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, способствующих развитию бизнеса предприятий инновационного кластера.

Особое место в процессе реорганизации отечественных вузов должны занимать вопросы адаптации сложившегося, традиционного статичного организационно-управленческого механизма к новым условиям функционирования. Без решения этой фундаментальной задачи все последующие мероприятия по реформированию могут не иметь положительного эффекта, поскольку от того, как будут выстроены организационная структура и система

управления вузом, зависят его динамические способности, профессиональные компетенции выпускников, возможность решения тех задач, которые поставлены перед ним обществом и государством.

Анализ имеющихся концептуальных подходов, официальных документов, а также нормативных актов, регламентирующих процесс создания и развития федеральных и национальных университетов, позволяет сделать вывод о том, что университеты нового типа позиционируются как сетевые организации (например, «сетевой регионально-распределенный образовательно-научный комплекс НИЯУ МИФИ»). При этом наблюдается явная семантическая неопределенность термина «сетевой», допускается многообразие интерпретации данного термина.

В официальных документах, регламентирующих процесс становления федеральных и национальных университетов, превалирует технический (технологический) аспект преобразований - под «сетевой организацией» понимается территориально-распределенная организация, в которой основой, техническим базисом для реализации функциональных процессов и решения управленческих задач являются сетевые информационные и компьютерные технологии. Например, «информационно-коммуникационная среда университета, обеспечивающая сетевое взаимодействие между регионально-распределенными образовательными комплексами» [7]. Кроме того, в отдельных трактовках наблюдается синонимия терминов «сетевой», «территориально-распределённый», «регионально-распределенный».

Понятие «сетевой университет» [9,10,11] имеет более глубокий мировоззренческий смысл и должно трактоваться с позиции новой организационной концепции, парадигмы управления и взаимодействия заинтересованных сторон, в рамках которых могут реализовываться нетрадиционные для высшей школы подходы к управлению, способствующие реальной трансформации федеральных и национальных образовательных комплексов в конкурентоспособные университеты мирового уровня, органично интегрирующиеся в процессы перехода к инновационной экономике.

По нашему мнению возможны следующие пути развития и

соответствующие модели сетевой организационной структуры вуза нового типа:

• технологически-ориентированная модель, подразумевающая в первую очередь использование в функциональных процессах современных информационных и сетевых технологий в рамках традиционной организационной структуры и системы взаимоотношений работников и руководителей вуза;

• социально-ориентированная модель, базирующаяся на новой парадигме профессионально-социального поведения и ответственности работников и руководителей вуза, при этом технологические и технические аспекты реализации функциональных процессов в рамках данной модели имеют второстепенный, обеспечивающий характер.

В условиях перехода к инновационной экономике вузам необходимо ориентироваться на социально-ориентированную, инновационную модель развития, поскольку она наиболее полно отвечает задачам подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих набором профессиональных компетенций, требуемых в условиях генерации и продвижения инноваций.

Переход к сетевой организационной модели вуза может быть осуществлен при соблюдении трёх основополагающих условий: выработка миссии вуза, формирование организационной культуры на основе разделяемых всеми сотрудниками ценностей и диверсификации источников финансирования. Плавный переход от традиционной иерархической структуры вуза к сетевой организации возможен путём встраивания в неё элементов «академического предпринимательства», начиная с базовых звеньев вуза - кафедр (методология организационных матриц [5, с. 109-114]).

При формировании сетевой организационной структуры должен быть сделан особый акцент на роли информационных технологий: без должной организационной проработки и текущего организационного обеспечения функциональных процессов ни одна информационная система не будет эффективной. Это мнение разделяется многими учёными такими, как Х. Саймон, Д.М.Гвишиани, М.Хаммер, Дж.Чампи и др. Кроме того, все исследователи, отмечая значимость влияния информационных технологий на системообразующие процессы в организации, не выделяют их в качестве

основополагающего фактора, определяющего тенденции развития организационного дизайна вуза. В связи с этим необходимо сначала рассматривать вопросы организационного взаимодействия пользователей, распределить их роли в системе, алгоритмы реализации функций управления и функциональных процессов. Все это должно быть возведено в статус организационного регламента (корпоративного стандарта), разделяемого всеми участниками процесса и чётко исполняемого ими. Только в этом случае, можно говорить об эффективности информационно-технологической составляющей в сетевой структуре вуза.

К сожалению, многими высшими учебными заведениями и их руководству модель сетевого построения и взаимодействия представляется ориентированной именно на технологические аспекты организации: внедрение сетевых технологий и информационных систем, позволяющих поддерживать функциональные связи между территориально-удаленными подразделениями вуза.

Социально-ориентированная либеральная модель сетевой организационной структуры предопределяет профессиональную социализацию организации вуза. Прежде всего должны измениться мировоззрение людей, определяющее их место и роль в решении функциональных задач, приоритеты в управленческих процессах и методах принятия решений. Каждый работник вуза в этой модели рассматривается как определенный доступный «ресурсный» элемент, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками в рамках своей профессиональной деятельности, готовый к решению профессиональных задач. При использовании предлагаемой модели возможно получение синергетического эффекта за счёт взаимного дополнения полезностей, создаваемых работниками и динамического перераспределения ресурсов DRR [8, С.73], подобно его получению в технических системах сетевого взаимодействия пользователей на основе grid(грид)-технологии [12] в рамках виртуальной организации.

Таким образом, применяя либеральную модель профессиональной социально-ориентированной сетевой организации вуза, рассматривая в качестве ресурсных центров традиционные подразделения вуза и его кадровый состав, можно утверждать, что при выполнении функциональных задач творческими

группами и коллективами в рамках либеральной модели профессиональной социально-ориентированной сетевой организации вуза, возможно достижение синергетического эффекта через коллективное мышление и действие. Это обеспечивается процессами адекватного планирования, эффективного обмена знаниями и ресурсами между сотрудниками и подразделениями, а также текущей координацией работы.

Как было отмечено, эффект DRR возможен только в случае сформированной организационной культуры и разделяемых сотрудниками ценностей. В рамках предлагаемой социально-ориентированной сетевой модели организации вуза работники должны отойти от эгоистического принципа «каждый за себя».

Исторически сложилось так, что проблемы с организационной культурой в традиционной организации возникали из-за слабой функциональной связанности работников различных подразделений. Поэтому понимать до конца цели организации и вырабатывать разделяемые ценности было практически невозможно. Кроме того, действующие принципы оценки деятельности и профессионализма работников, отсутствие единых объективных подходов к стимулированию труда и другие факторы снижали заинтересованность исполнителей в результатах и их качестве. Поэтому представляется очевидным, что на начальном этапе формирования организационной культуры необходим комплекс мер по созданию «прозрачных» (transparent) экономических механизмов оценки деятельности и стимулирования труда. Причем эти механизмы должны учитывать все возможные направления деятельности работников в вузе: от учебной, научной до предпринимательской, инновационной и других. Фактически встает задача выработки критериев количественной оценки качества труда каждого работника по направлениям деятельности, закрепление их в виде корпоративного стандарта (регламента), что предполагает его неукоснительное исполнение всеми заинтересованными сторонами - руководством и работниками. Затем необходимо апробировать эти механизмы в практической деятельности вуза.

Руководство высшего учебного заведения в своей деятельности должно перейти от традиционной роли администратора, использующего командноадминистративные методы управления, к роли профессионального лидера-тренера, благодаря опыту и поддержке которого развиваются творческие способности работников. В вузах целесообразно формирование сетевых структур прямого сотрудничества, ориентированных на сотрудников не как функционеров, а как на потенциальные ресурсы (центры определённых способностей), доступные для всех. Руководители всех уровней управления не должны быть исключением. Каждый из них также является носителем определённых знаний, опыта, связей, которые могут быть востребованы при решении разнообразных задач. При расширении границ самоуправления структурные подразделения всё меньше будут требовать от руководителей профессионального управленческого совета, а больше профессиональной управленческой поддержки.

Таким образом, либеральная социально-ориентированная сетевая модель функционирования и развития российских вузов представляется наиболее целесообразной. Идеи плавного выстраивания новой парадигмы функциональных взаимоотношений работников, прямого сотрудничества, открытого «перелива» ресурсов на уровне структурных подразделений, так и вуза в целом, взаимного дополнения индивидуальных полезностей в целях получения синергетического эффекта наиболее близки по духу творческой, академической среде. Это будет способствовать решению вузами тех задач, которые поставлены обществом перед ними.

Список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р);

2. Национальная доктрина образования (Постановление Правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000);

3. Указ Президента РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» № 308-Ф3 от 01.12.2007 г.;

4. Е.Балацкий Университетские системы: сети против иерархии // Платное образование. М.: -2007.- №12.

5. Е.А.Неретина, Г.А.Федоренко Структурное построение и механизм управления государственным высшим учебным заведением. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-185 с.

6. Экономика университета (институты и организации) // Сборник переводных статей с комментариями. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

7. Концепция развития национального исследовательского ядерного университета МИФИ на 2009-2015 годы и на период до 2020 года. -www.mephi.ru 10.10.2008 г.

8. Опыт и проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов: монография / под общ.ред.В.В.Бондаренко. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009.-288 с.

9. Dill, David, and Barbara Sporn. 1995. “The Implications of a Postindustrial Environment for the University: An Introduction.” In Emerging Patterns of Social Demand and University Reform: Through a Glass Darkly, edited by D.Dill and B. Sporn. Oxford: Pergamon Press.

10.Dill, David, and Barbara Sporn. 1995. “University 2001: What will the University of the Twenty-first Century Look Like?” In Emerging Patterns of Social Demand and University Reform: Through a Glass Darkly, edited by D. Dill and B. Sporn. Oxford: Pergamon Press.

11.Dill, David, and Barbara Sporn. 1995. Emerging Patterns of Social Demand and University Reform: Through a Glass Darkly. Oxford: Pergamon Press.

12.Антонова А.С., Изместьев Д.В., Козленко А.Г. Анализ международного опыта стратегического управления, организации и развития университетов, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных проектов и задачи регионального развития // Отчет по

проекту «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов», М., 2008 г. ЦКЬ: univer.academy.ru (дата обращения 15.09.2012 г.)

13.Концепция грида ЦКЬ: www.gridclub.ru (дата обращения 12.10.2012 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.