Научная статья на тему 'Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для Российской высшей школы'

Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для Российской высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРОГРАММЫ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES / INTEGRATION OF EDUCATION AND RESEARCH / EDUCATIONAL STANDARDS AND PROGRAMS / RESEARCH AND INNOVATION ACTIVITIES OF UNIVERSITIES / WORLD UNIVERSITY RANKINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураковский Василий Максимилианович, Воров Андрей Борисович

В статье освещены результаты реализации проекта по созданию национальных исследовательских университетов (далее НИУ) с 2009 по 2015 г. Демонстрируется опыт интеграции образовательной и научно-инновационной деятельности персонала и обучающихся, формы внедрения инновационных технологий, приводятся примеры эффективных педагогических и организационных решений. На основе анализа результатов реализации проекта по созданию национальных исследовательских университетов сформулированы системные эффекты для развития отечественной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF EDUCATION AND RESEARCH IN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES: SYSTEMIC EFFECT FOR THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article highlights the results of the project on creation of national research universities for the period from 2009 to 2015. It demonstrates the experience in the integration of educational, scientific and innovative activities of staff and students, the form of innovative technologies, the examples of effective pedagogical and organizational decisions. On the analysis of the results of the project on the establishment of national research universities the systemic effects for national higher education are formulated.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для Российской высшей школы»

удк/udc 378.095 В. М. Жураковский, А. Б. Воров

V. Zhurakovsky, A. Vorov

интеграция образования и науки

в национальных исследовательских университетах: системный эффект для российской высшей школы

the integration of education and research in national research universities: systemic effect for the russian higher education

В статье освещены результаты реализации проекта по созданию национальных исследовательских университетов (далее — НИУ) с 2009 по 2015 г. Демонстрируется опыт интеграции образовательной и научно-инновационной деятельности персонала и обучающихся, формы внедрения инновационных технологий, приводятся примеры эффективных педагогических и организационных решений. На основе анализа результатов реализации проекта по созданию национальных исследовательских университетов сформулированы системные эффекты для развития отечественной высшей школы.

The article highlights the results of the project on creation of national research universities for the period from 2009 to 2015. It demonstrates the experience in the integration of educational, scientific and innovative activities of staff and students, the form of innovative technologies, the examples of effective pedagogical and organizational decisions. On the analysis of the results of the project on the establishment of national research universities the systemic effects for national higher education are formulated.

Ключевые слова: национальные исследовательские университеты, интеграция образования и науки, образовательные стандарты и программы, научно-инновационная деятельность университетов, мировые рейтинги университетов.

Keywords: national research universities, integration of education and research, educational standards and programs, research and innovation activities of universities, world university rankings.

В ходе планирования и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» удалось создать и успешно исполь-

зовать такой управленческий механизм, как поиск, отбор и поддержка лидеров российского образования, способных достаточно быстро в проектном режиме создать и апробировать инновационные способы и методы ведения управленческой и экономической деятельности с целью решения основной задачи повышения образовательной, научной и инновационной активности.

В соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 24.12.2008 и поручением Президента Российской Федерации от 4.01.2009 № Пр-26 создание сети национальных исследовательских университетов определено как одно из самостоятельных мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». Создание национальных исследовательских университетов (указ Президента Российской Федерации [1]) необходимо для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, научного и кадрового обеспечения потребности отраслей экономики и социальной сферы.

В настоящее время сформирована сеть из 29 национальных исследовательских университетов, которая включает 9 классических университетов, 17 вузов технического профиля, один университет медицинского профиля, один университет экономического профиля, а также академический научно-образовательный центр Российской академии наук. В течение 2009-2014 гг. на реализацию программ развития национальных исследовательских университетов направлено 48 068 млн рублей из федерального бюджета и 20 696 млн рублей собственных средств вузов.

Общий контингент студентов очного обучения НИУ составляет 291,472 тысяч, число

аспирантов и докторантов — 12 610 человек, численность научно-педагогических работников национальных исследовательских университетов составляет 37,6 тысячи человек, из которых 28,1 тысячи человек (74,8 %) имеют ученые степени доктора и кандидата наук. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных национальными исследовательскими университетами в 2014 г, составил 36 326 млн рублей.

В результате интенсивного институционального развития и стратегического партнерства с реальным высокотехнологичным бизнесом эти университеты уже вносят заметный вклад в решение актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения. Опыт и результативность научно-инновационной деятельности национальных исследовательских университетов в интересах развития регионов и отраслей стали предметом освещения в значительном числе публикаций [2-4].

Не меньший интерес представляет происходящее в университетах совершенствование образовательной деятельности с целью формирования у выпускников актуальных компетенций на основе органического единства фундаментальной, общепрофессиональной и практической подготовки с активным использованием в учебном процессе элементов развивающего обучения, научных исследований и вовлечения обучающихся в практическую инновационную деятельность. Реализация программ развития университетов с 2009/10 учебного года позволила создать необходимые условия для интеграции образовательного процесса и научно-инновационной деятельности как в части современной материально-технической базы для исследований, так и формирования развитой инновационной структуры вузов.

В результате 6-7-летней работы по реализации программ развития национальные исследовательские университеты стали генератором многих методических, технологических и организационных образовательных инноваций, сформировали эффективные механизмы и структуры, обеспечивающие их распространение в отечественной высшей школе.

К системному воздействию национальных исследовательских университетов на содержание отечественного высшего образования следует отнести достижение значительного прорыва в диверсификации образовательных программ и технологий в соответствии с современными требованиями к профессиональ-

ным, креативным и социальным компетенциям выпускников и их согласование с международными требованиями к результатам (learning outcomes) и технологиям обучения (например, со стандартами Всемирной инициативы CDIO): гибкие уровневые образовательные программы от прикладного бакалавриата до магистерского уровня; самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты (СУОС) и новые образовательные программы; тесное взаимодействие со стратегическими партнерами в определении актуальных компетенций в профессиональных стандартах и требованиях к результатам базового и дополнительного образования; массовый переход на уровневую и целевую подготовку.

В НИУ происходит существенная диверсификация содержания, организации и технологий образования, которой способствуют академические свободы, предоставляемые ФГОС ВПО, а также законодательно закрепленное право университетов работать по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам. Всего за 2009-2014 гг. в НИУ разработано 549 СУОС: 273 — для бакалавриата, 188 — для магистратуры и 88 — для спе-циалитета, — опыт разработки и реализации которых позволяет осуществлять целый комплекс инновационных методических решений на основе повышенных требований к подготовке выпускников.

В университетах проведена системная работа по формированию основных принципов создания самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и программ на их основе, которые предусматривают усиление роли практической подготовки, повышение требований к научно-исследовательской, про-ектно-технологической подготовке выпускников; обеспечение вариативности траекторий обучения и академической мобильности на основе реализации совместных образовательных программ, в том числе международных; установление специальных требований к оснащению научно-образовательного процесса; обязательность использования современных образовательных технологий; повышение требований к абитуриентам и т. п.

Системная работа по разработке собственных инновационных образовательных стандартов и программ проведена в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) на основе глубокого анализа требований реального производства и международных стандартов

инженерного образования [5]. При проектировании, реализации и обеспечении качества базового инженерного образования университет руководствуется международными рекомендациями CDIO Standards, обеспечивающими комплексный подход к подготовке высококлассных специалистов, способных вести инженерную деятельность на всех этапах жизненного цикла технической и технологической продукции.

Комплексная нормативная база для введения СУОС разработана в Московском авиационном институте, на ее основе утверждены стандарты бакалавриата, магистратуры и специалитета, которые предусматривают повышенные требования к условиям реализации образовательных программ в отношении увеличенного удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах, возможности внедрения индивидуальных образовательных программ, обязательное внедрение проблемного обучения на базе созданных учебно-проблемных лабораторий и введение междисциплинарных курсов.

В Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» разработаны 47 самостоятельно установленных образовательных стандартов, отражающих специфику научных школ университета, предусматривающих вариативность образовательных программ, использование уникального учебно-исследовательского и технологического оборудования, реализацию оригинальной системы практик и других форм взаимодействия с работодателями. В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ разработаны инновационная модель и технологии практи-ко-ориентированной непрерывной подготовки инженерных кадров с использованием концепции Всемирной инициативы CDIO и принципов подготовки элитных специалистов на основе единства образовательной, научной и инновационной деятельности на базе созданных 8 «центров превосходства».

Кроме СУОС, в рамках утвержденных направлений подготовки в НИУ впервые разработаны образовательные стандарты по новым направлениям, учитывающие перспективные потребности реальной экономики, например «Организация и управление наукоемкими производствами (по отраслям)», «Экономика инно-ватики», «Инженерия наукоемких химических производств», «Суперкомпьютерное моделирование», «Медиакоммуникации», «Рискоген-ные системы» и др.

Национальные исследовательские университеты активно взаимодействуют со стратегическими партнерами по разработке новых или модернизации существующих образовательных программ. Отличительной чертой инноваций в образовательном процессе является создание необходимого научно-методического обеспечения и постановка специализированных курсов или модулей, формирующих у выпускников необходимые компетенции в области инновационного менеджмента, реализация основных образовательных программ по подготовке профессиональных организаторов инновационной деятельности. Этой цели также способствует включение в учебный процесс плановой научно-исследовательской и проектной работы студентов под руководством преподавателей, ее ориентация на решение конкретных научно-технологических проблем в форме инновационных проектов.

Примером органической связи с реальной экономикой может служить образовательная деятельность Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), который стал головным вузом в республиканском образовательном кластере «Нефтехимия и нефтепереработка», созданном на базе университета. В соответствии с кластерным подходом университетом разработаны совместные сопряженные учебные планы, которые обеспечивают многоуровневую непрерывную профессиональную подготовку кадров для нефтегазодобывающего и нефтегазохимического комплексов России и региона. По заказам предприятий ведется подготовка специалистов по индивидуальным программам с учетом специфики предприятий, мирового технического опыта и современных технологий опережающего обучения [6].

Заслуживает внимания и распространения инициатива РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина по созданию совместно с работодателями профессиональных стандартов по всей технологической цепочке нефтегазового производства: от поисков и разведки месторождений углеводородов до хранения нефти, газа и нефтепродуктов, организации систем нефтепродуктообеспече-ния и газоснабжения. На основе этих стандартов составлены компетентностные модели специалистов и реализованы меры по модификации основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования [7].

Разработка и реализация междисциплинарных образовательных программ является

одним из основных компонентов подготовки в НИУ элитных специалистов по актуальным направлениям научно-технологического развития. С использованием междисциплинарного подхода ведется элитная подготовка специалистов на базе создаваемых в университетах «центров превосходства». Примерами принципиально новых междисциплинарных образовательных программ, разработанных по заказу и с активным участием работодателей, могут служить разработанные в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) программа подготовки специалистов «Муль-тимедиатехнологии в искусстве театра, кино и телевидения» и магистерская программа по урбанистике «Дизайн городских экосистем».

Разработка и реализация массовых открытых образовательных онлайн-курсов (MOOC), в том числе на английском языке, могут рассматриваться как инструмент продвижения российских вузов в международной среде, а использование таких курсов в международных образовательных сетях позволяет приобрести современный методический опыт развития открытого образования. Одним из ведущих российских университетов, активно включившихся в процесс разработки и реализации MOOC, стал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), который в 2014 г. на платформе Coursera реализовал 14 учебных курсов на русском и английском языках и по инициативе которого сформирована Российская национальная платформа открытого образования с участием российских вузов различного профиля.

Национальные исследовательские университеты играют ведущую роль в разработке, применении и распространении электронных образовательных ресурсов. Общими подходами к информатизации образовательного процесса в рамках формирования среды «Электронный университет» является использование автоматизации основных процессов образовательной деятельности: проектирования основных образовательных программ и разработки учебных планов; создания единого банка электронных образовательных ресурсов; использования виртуальных тренажеров и производств, САПР, симуляторов и тестовых систем; учета контингента студентов, текущей и сессионной успеваемости. С использованием информационно-коммуникационных тех-

нологий обеспечивается открытый доступ для родственных вузов к средствам электронного обучения и лабораторному оборудованию, в том числе к автоматизированным лабораторным практикумам удаленного доступа.

В рамках международной деятельности национальных исследовательских университетов сложились эффективные практики по расширению экспорта образовательных услуг, участию в международных образовательных и научных проектах, сотрудничеству с международными организациями, проведению мероприятий с международным участием, а также меры по содействию деловой коммуникации в рамках развития международного сотрудничества. Заметно активизирована совместная работа университетов с зарубежными партнерами по разработке образовательных программ, в том числе на английском языке. Всего национальными исследовательскими университетами совместно с зарубежными партнерами реализуется 221 образовательная программа основного и дополнительного профессионального образования. Практика международного сотрудничества НИУ ВШЭ представляет собой пример эффективной системной работы по созданию образовательных программ с зарубежными вузами и бизнес-партнерами, организации международных лабораторий, успешному рекрутингу зарубежных преподавателей,исследователей и студентов.

Существенное значение для узнаваемости университета, повышения авторитета вуза и его выпускников имеет аккредитация профессиональных образовательных программ, в свою очередь повышающая доступность программ для широкого круга заинтересованных лиц и организаций, в том числе за рубежом. С этой целью национальные исследовательские университеты развивают взаимодействие с международными профессиональными организациями и аккредитационными агентствами, проявляют инициативы по формированию отечественных систем профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также сертификации подготавливаемых специалистов в соответствующей сфере деятельности.

В частности, при лидерстве ТПУ сформирована система аккредитации образовательных программ в сфере техники и технологии с использованием международных критериев оценки, система сертификации профессиональных инженеров, создан Центр международной сертификации технического образо-

вания и инженерной профессии по критериям, соответствующим используемым в странах Евросоюза и АТЭС (АРЕС). Выпускники российских вузов, освоившие аккредитованные программы, имеют возможность через Российский мониторинговый комитет Европейской федерации инженерных организаций FEANI зарегистрироваться в FEANI Register и в перспективе стать обладателями «European Professional Engineering Card».

Значительная работа проведена национальными исследовательскими университетами по развитию систем дополнительного профессионального образования, в том числе в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 гг. и Президентской программы подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства России. Общее число специалистов из сторонних организаций, прошедших повышение квалификации и переподготовку на базе НИУ в 2012-2014 гг., составило 340 552 человека, из них 36 439 человек, или 10,7 %, прошли профессиональную переподготовку.

Заслуживает внимания опыт ТГУ по созданию системы дистанционного образования и разработке модели сетевого взаимодействия по реализации дополнительных образовательных программ с использованием интерактивных дистанционных образовательных технологий, который может быть распространен на всю систему образования России. Кроме того, необходимо отметить опыт разработки и реализации совместных, в том числе международных, программ дополнительного профессионального образования. Например, в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» созданы две тренинговые системы: «Работа с векторной графикой в программе CorelDRAW», «Создание и обработка изображений в программе Adobe Illustrator», в НИУ ИТМО разработан комплекс из 13 модульных образовательных программ повышения квалификации, которые реализуются по технологиям дистанционного обучения с использованием Интернета и широко доступны другим вузам и учреждениям дополнительного образования.

В области дополнительного профессионального образования в НИУ широко реализуются программы повышения квалификации специалистов реального бизнеса в области инновационного предпринимательства и технологического менеджмента. Системная ор-

ганизация этой работы ведется специально созданными в университетах образовательными структурами, например Институтом инженерного предпринимательства ТПУ, Институтом дистанционного образования и Высшей школой бизнеса Томского государственного университета, Региональной школой инновационного менеджмента и Региональным коу-чинг-центром Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ).

Необходимым условием осуществления образовательного процесса на базе эффективных образовательных технологий, перспективных научных разработок, передовых достижений в практике производственных и социальных процессов является высокий уровень профессиональных и педагогических компетенций преподавательского состава вузов. В НИУ реализуются различные программы и проекты развития персонала, включающие использование эффективных контрактов и усиление селективных материальных стимулов, опыт внедрения которых широко используется в системе высшей школы. Выполнение программ развития университетов позволило впервые в отечественной практике реализовать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала, включающую массовые стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах. Всего за время реализации программ развития в 2010-2014 гг. повышение квалификации в указанных формах прошли 42 530 научно-педагогических работников и аспирантов национальных исследовательских университетов.

Значительно возрос уровень вовлечения научно-педагогических работников университетов в реальную исследовательскую работу, объем финансирования которой за годы выполнения программ развития вырос более чем в 2 раза и составил в 2014 г. по сети НИУ 36 326 млн рублей, или 1 253 млн рублей в среднем на один вуз, что в 8,5 раза превышает средний уровень по государственным вузам страны — 147,9 млн рублей в год. В 2014 г. преподавателями, научными работниками, студентами, аспирантами и докторантами НИУ опубликованы 40 020 научных работ в периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), а за период реализации программ развития с 2009 по 2014 г. — 157 272 публикации. Необходимо отметить, что за время реализа-

ции программ развития НИУ в 2009-2014 гг. количество индексированных публикаций в среднем на один университет возросло почти в 2,5 раза.

Для реализации в национальных исследовательских университетах эффективной интеграции обучения и научно-инновационной деятельности созданы необходимые материально-технические и организационные условия. За 2009-2014 гг. на приобретение оборудования национальными исследовательскими университетами всего было затрачено 46 152,6 млн рублей, в том числе 37 108,5 млн рублей, или 77 % от всех предоставленных в их распоряжение бюджетных средств на реализацию программ развития.

Институциональные преобразования в национальных исследовательских университетах, направленные на развитие научно-инновационного потенциала, включают в себя два основных направления.

Во-первых, создание и оснащение кафедр, лабораторий и других подразделений университета, а также интегрированных научно-образовательных подразделений, в ряде случаев выполняющих функции центров коллективного пользования приобретенным современным оборудованием, например Объединенный научно-технологический институт (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), Проектно-конструкторский институт и Институт социально-гуманитарных технологий (ТПУ); НИИ «Живые системы» (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского), Объединенный центр коллективного пользования научным и высокотехнологичным оборудованием Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), Центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием в области нанотехнологий МФТИ и др. В университетах расширена практика создания исследовательских лабораторий совместно с организациями научной и производственной сферы, например, в Томском государственном университете (ТГУ) только в 2014 г. созданы лаборатория «Динамическое моделирование и контроль ответственных конструкций» (партнеры ТПУ, ИФПМ СО РАН, ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия"» и Берлинский технический университет); лаборатория «Прецизионные мехатронные системы космических аппаратов» (патртнер ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева).

Исследовательское оборудование этих структур доступно для пользователей других вузов и организаций благодаря созданным системам удаленного доступа. Например, в ТПУ сформирован университетский интегрированный каталог лабораторного оборудования и размещен на сервере вуза с возможностью оформления заявки на его использование заинтересованными лицами и организациями. Сетевой ЦКП с уникальным оборудованием, функционирующий на базе Национального минерально-сырьевого университета «Горный», имеет в числе пользователей 37 вузов, научно-исследовательских институтов и производственных организаций города.

Во-вторых, развитие инновационной инфраструктуры университетов, получившее существенную поддержку в результате реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9.04.2010 № 219 на развитие объектов инновационной направленности: создание инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, конструкторских и технологических бюро, опытных производств, технопарков и других структур. Значимым эффектом от инвестиций в развитие научно-инновационной базы и повышение квалификации научно-педагогического персонала национальных исследовательских университетов является их активное участие в программах инновационного развития компаний с государственным участием в сотрудничестве с другими высшими учебными заведениями, научными и проектными организациями.

Для оказания услуг промышленности с привлечением научно-педагогического персонала, обучающихся и инновационных научно-исследовательских разработок в университетах развернуто формирование инжиниринговых центров, например, «Ядерные и радиационные технологии» (ТПУ); Инжиниринговый научно-образовательный центр «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» (МГТУ им. Н. Э. Баумана); Инжиниринговый центр волоконной оптики (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева); Инжиниринговый химико-технологический центр (ТГУ); Инжиниринговая компания по направлению «Электроника» (НИУ ИТМО) и др. При создании инжиниринговых центров используется имеющийся потенциал национальных исследовательских университетов в области международного сотрудничества. Например, инжиниринговый центр «Центр компьютерно-

го инжиниринга СПбПУ» создан в сотрудничестве с крупнейшими мировыми инжиниринговыми центрами, такими как EDAG Engineering & Design Ag, Porsche Engineering, Simolution GmbH, SEMCON, RLE, aXep GmbH и др.

В целях коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в инновационном поясе национальных исследовательских университетов созданы 625 малых инновационных предприятий на 3 570 рабочих мест, которыми в 2014 г. выполнены заказы в объеме более 2 204 млн рублей, а за период 2010-2014 гг. - более 12 млрд рублей. В числе исполнителей 50 % пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров представлены 20 национальных исследовательских университетов: Инновационный территориальный кластер «Зеленоград» (МИЭТ); Инновационный территориальный кластер «Технополис "Новый Звездный"» (ПНИПУ); Инновационный территориальный кластер «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» (ТГУ, ТПУ); Камский инновационный территориально-производственный кластер (КНИТУ) и др.

В качестве генераторов образовательных и научных инноваций национальные исследовательские университеты сформировали достаточно эффективные формы распространения новых методических и организационных решений, а также учебно-методических информационных ресурсов.

Эффективным инструментом обмена лучшей практикой и интеграции образовательного потенциала национальных исследовательских университетов и широкого круга российских вузов является сетевое взаимодействие. Например, в целях формирования системы опережающей целевой подготовки кадров по направлениям в области электроники при координации МИЭТ с активным участием заинтересованных бизнес-партнеров организована совместная образовательная деятельность с другими ведущими и региональными вузами. В форме сетевой работы реализован проект «Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения», в результате которого создан Суперкомпьютерный консорциум университетов России, в состав которого входят 45 университетов. МГСУ сформирована развернутая система сетевого взаимодействия на базе Открытой сети образования в строительстве, включающей

более 20 университетов, ведущих подготовку по строительным специальностям.

Организационными формами межвузовского взаимодействия являются также созданные на базе национальных исследовательских университетов учебно-методические объединения (УМО) профильных вузов и факультетов, национальные технологические платформы, а также различные ассоциации и консорциумы. Например, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина является базовым для ассоциации нефтегазовых вузов и УМО по нефтегазовому образованию, систематически организует мероприятия по обмену лучшим опытом, с целью информационного обеспечения образования и исследований в сфере углеводородной энергетики в университете создана Национальная электронная нефтегазовая библиотека, интегрированная с электронными библиотеками профильных вузов и отраслевыми базами данных предприятий топливно-энергетического комплекса. Университет является координатором Технологической платформы «Технологии добычи и использования углеводородов» с участием 242 организаций, в том числе 37 высших учебных заведений, 28 научно-исследовательских институтов, 2 опытно-конструкторских бюро, 90 проектных и сервисных организаций и 67 производственных предприятий.

В рамках межвузовского партнерства Московский энергетический институт (МЭИ), являясь базовым вузом УМО по энергетическим направлениям, в который входят 280 российских вузов, успешно развивает средства удаленного доступа к учебно-методическим разработкам и лабораторному оборудованию, в том числе к автоматизированным лабораторным практикумам удаленного доступа, и более чем 1,5 тысячи образовательных ресурсов и электронных учебно-методических комплексов для энергетического инженерного образования.

В результате выполнения программы развития НИЯУ МИФИ сформировался как сетевой территориально распределенный инновационный образовательно-научный комплекс в рамках ядерного образовательного кластера России. При этом важным координационным инструментом решения проблем кадрового обеспечения атомной отрасли выступает сформированный на базе университета Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в который входят все ведущие вузы страны, готовящие профильные кадры для атомной отрасли.

Национальные исследовательские университеты с 2009 по 2014 г динамично развивали свой научно-образовательный потенциал и достигли уровня, позволяющего эффективно участвовать в глобальных международных рейтингах, что способствует повышению международного престижа российской системы высшего образования.

Если в международный рейтинг QS (Quacquarelli Symonds) World University

Rankings 2009-2010 гг. входили только 3 национальных исследовательских университета на следующих позициях: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) — 321-я, ТГУ — 401-500-я, НИУ ВШЭ — 501-600-я, то в последнем рейтинге QS 2014-2015 гг. [8] число представленных национальных исследовательских университетов увечилось до 11 (рис. 1).

Рис. Положение российских вузов в мировых рейтингах университетов по результатам 2014-2015 гг.

Анализ положения национальных исследовательских университетов в глобальных рейтингах по предметным областям также показывает определенную положительную динамику в приоритетных направлениях их развития в соответствии с профилем образовательной и научной деятельности. В частности, в 2014 г. в рейтинге Times — Times Higher Education по предметной области «Физические науки» НГУ занимает 85-ю позицию, НИЯУ МИФИ — 95-ю позицию. В Times Higher Education: BRICS & Emerging Economies Rankings 2015 представлены 4 национальных исследовательских университета с позициями: НИЯУ МИФИ (13-я), НГУ (34-я), МФТИ (69-я), МГТУ им. Н. Э. Баумана (90-я) [9]. В рейтинге QS по естественным наукам НГУ находится на 210-й позиции, НИЯУ МИФИ — на 248-й позиции, МФТИ — на 367-й позиции, а в области социальных наук и управления НИУ ВШЭ занимает 232-ю позицию. В рейтинг QS University

Rankings: BRICS 2015 среди двухсот вузов, представляющих страны БРИКС, вошли 22 национальных исследовательских университета [10]. Опыт участия национальных исследовательских университетов в глобальных международных рейтингах может служить примером для других российских вузов по представлению их потенциала в конкурентной академической среде.

Анализ развития образовательной и научно-инновационной активности национальных исследовательских университетов, форм их межвузовского взаимодействия в части распространения методических и организационных инноваций и кооперации в совместном использовании материально-технической базы позволяет отметить следующие значимые эффекты деятельности этих университетов для развития отечественной высшей школы:

• методическое обеспечение разработки и реализации уровневых основных образо-

вательных программ от прикладного бакалавриата до магистратуры, самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, реализующих принципы интеграции обучения, научных исследований и практической деятельности в профессиональной сфере;

• методология формирования и практика использования междисциплинарных основных образовательных программ как эффективного педагогического инструмента, обеспечивающего переход от узкопрофильной подготовки к формированию специалистов-системщиков с широким кругом компетенций в профессиональной области деятельности;

• формы и методы взаимодействия с работодателями в формировании практико-ори-ентированных образовательных программ, а также механизмы их участия в образовательном процессе в части привлечения специалистов-практиков и использования современной материально-технической базы стратегических партнеров;

• создание сетевых образовательных программ на основе партнерства российских и зарубежных вузов с кооперацией в использовании достижений научных школ, учебно-методических разработок, кадрового и материально-технического потенциала, механизмов академической мобильности;

• комплексное решение задач информационного обеспечения учебной, научно-инновационной и административной деятельности университетов, включая разработку и распространение электронных образовательных ресурсов, включение в российские и международные информационные сети, создание виртуальных тренажеров, симуляторов и производств, массовых открытых онлайн-курсов, профильных порталов и электронных библиотек, доступных родственным вузам;

• консолидация современного учебно-исследовательского и технологического оборудования в интегрированных учебно-научных структурах и центрах коллективного пользования с обеспечением возможности доступа пользователей из других вузов, научных организаций и реального бизнеса;

• опыт формирования совместно со стратегическими партнерами комплексной инновационной структуры университетов, обеспечивающей исследовательскую и про-ектно-конструкторскую и инжиниринговую деятельность, защиту и использование ин-

теллектуальной собственности, опытное производство и выход на высокотехнологичный рынок, включая продукцию малых инновационных предприятий;

• обеспечение межвузовского взаимодействия и обмена опытом в образовательной и научно-инновационной деятельности в рамках учебно-методических объединений, ассоциаций и консорциумов, координация сотрудничества вузов и других организаций при формировании и деятельности национальных технологических платформ, инновационных территориальных кластеров;

• результаты участия университетов в глобальных рейтингах и опыт представления конкурентных преимуществ российских вузов в международной академической среде.

В целом создание сети национальных исследовательских университетов может быть признано эффективной управленческой инновацией в рамках реструктуризации российской высшей школы, в результате которой приоритетная государственная поддержка позволила существенно повысить образовательный и научно-инновационный потенциалы вузов, отобранных на конкурсной основе по критериям интеграции в их деятельности образования, науки и вовлеченности в развитие регионов и отраслей экономики. Несмотря на фактическую роль этих университетов в качестве лидеров в соответствующих кластерах вузов и достаточно широкое межвузовское взаимодействие в разных формах, задача распространения лучшего опыта и доступность для вузов-партнеров образовательных ресурсов и материально-технических возможностей НИУ продолжает оставаться актуальной задачей.

1. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов : указ Президента Российской Федерации от 7.10.2008 № 1448 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 41. - Ст. 4665.

2. Фияксель Э. А. Национальный исследовательский университет как ядро регионального инновационного кластера // Инновации. - 2009. - № 12. - С. 85-89.

3. Фирсова А. А. Оценка эффективности взаимодействия национальных исследовательских университетов и бизнеса в регионе. // Инновационная деятельность. -2014. - № 3(30). - С. 76-85.

4. Реализация программ развития национальных исследовательских университетов: состояние и перспективы (справочно-аналитический материал) // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. -№ 1 (89). - С. 85-110.

5. Похолков Ю. П., Рожкова С. В., Толкачева К. К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути решения // Проблемы управления в социальных системах. - 2012. - Т. 4, Вып. 7. - С. 6-14.

Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения / Г. С. Дьяконов, В. М. Жу-раковский, В. Г. Иванов и др. ; под ред. С. Г. Дьяконова. — Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. — 498 с.

Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Двадцатилетний опыт уровневой подготовки инженерных кадров в Губкин-ском университете. Уроки, вектор развития. — Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. — С. 131-142. QS World University Rankings 2014/2015 [Электрон-

10.

ный ресурс]. — URL: http://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-university-rankings/2014. The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 201 5 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2015/brics-and-emerging-economies#/search/russia.

QS University Rankings: BRICS 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.topuniversities.com/brics-rankings.

удк/udc 37.048.45

С. Н. Чистякова S. Chistyakova

теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях

theoretical-methodological bases of preparation of students to professional self-determination in modern conditions

Работа выполнена при поддержке РГНФ, Грант № 14-06-00426 а.

В статье раскрыты методологические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся, охарактеризованы проблемы выбора профессии, предложены рекомендации о том, как формировать у школьников интерес к конкретной профессии на различных возрастных этапах и проектировать путь продолжения образования.

The article deals with methodological approaches to students' professional self-determination, described the profession choice problems, offered advice on how to develop a pupils' interest in a particular profession in different age stages and design a way of continuing education.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, социальные партнеры.

Keywords: vocational guidance, professional work, social partners.

Актуальность проблемы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере обусловлена социокультурными и социально-экономическими преобразованиями общества, трансформацией оснований и по-

литическими переменами, существенно изменившими взгляд на образование, обозначена его приоритетная роль в новых социальных, политических и экономических условиях, что, в свою очередь, повлияло и на изменение научно-методических, организационных подходов к профессиональной ориентации учащейся молодежи как важнейшей составляющей общего и профессионального образования.

Согласно определению, введенному и одобряемому Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом европейского союза и Всемирным банком, в 2004 г расширяется значение термина «профессиональная ориентация»: ориентация на профессию предполагает и ориентацию на карьеру, что требует объединения учебной и профессиональной ориентации в интегрированный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показательно, что раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Сейчас, как считает психолог Л. М. Митина, «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.