Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы'

Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / человеческий потенциал / рынок труда / управле-ние / рыночная экономика / перепроизводство / система / сетевое взаимодействие / education / human capital / labor market / management / market economy / overproduction / system / networking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Юрий Николаевич

Очевидно, что в мире формируется новая парадигма системного управления, включающая достижения всех научных школ управления ХХ в. Ориентируясь на си-стемное развитие глобализирующейся экономики, следует отметить, что в сфере управления профессиональным образованием происходит модернизация, основан-ная на пространственном структурировании, взаимосвязях в складывающихся кла-стерах и взаимозависимости в образующихся деловых сетях. Общим принципом управления в этих сетевых структурах становятся взаимоотношения между центром, доминирующим в отрасли, и периферией, в т.ч. экономическими единицами в виде фирм, корпораций, учреждений и др. Преимущество сетевого взаимодействия состоит в том, что обеспечивается си-нергетический эффект от кооперации, минимизируются издержки, в том числе и на управленческий аппарат, повышается качество услуг и товаров, растет квалифика-ция кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is obvious, that in the world, a new paradigm of system management, including the achievement of all schools of management in the twentieth century is being formed. Fo-cusing on the systematic development of a globalizing economy, we note that there is a modernization in the management system of professional education, based on the spatial structuring of the interrelation and interdependence of emerging clusters formed in busi-ness networks. General principle of governance in these network structures are relations between the center, dominating the industry, and the periphery, including economic units in the form of companies, corporations, institutions, etc. The advantage of networking is that it provides a synergistic effect of co-operation, minimized costs, including the expenses on administrative staff, improves the quality of goods and services, increases the qualification of personnel.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы»

УДК 37.014.54

Ю. Н. Фролов

Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы

Очевидно, что в мире формируется новая парадигма системного управления, включающая достижения всех научных школ управления ХХ в. Ориентируясь на системное развитие глобализирующейся экономики, следует отметить, что в сфере управления профессиональным образованием происходит модернизация, основанная на пространственном структурировании, взаимосвязях в складывающихся кластерах и взаимозависимости в образующихся деловых сетях. Общим принципом управления в этих сетевых структурах становятся взаимоотношения между центром, доминирующим в отрасли, и периферией, в т.ч. экономическими единицами в виде фирм, корпораций, учреждений и др.

Преимущество сетевого взаимодействия состоит в том, что обеспечивается синергетический эффект от кооперации, минимизируются издержки, в том числе и на управленческий аппарат, повышается качество услуг и товаров, растет квалификация кадров.

It is obvious, that in the world, a new paradigm of system management, including the achievement of all schools of management in the twentieth century is being formed. Focusing on the systematic development of a globalizing economy, we note that there is a modernization in the management system of professional education, based on the spatial structuring of the interrelation and interdependence of emerging clusters formed in business networks. General principle of governance in these network structures are relations between the center, dominating the industry, and the periphery, including economic units in the form of companies, corporations, institutions, etc.

The advantage of networking is that it provides a synergistic effect of co-operation, minimized costs, including the expenses on administrative staff, improves the quality of goods and services, increases the qualification of personnel.

Ключевые слова: образование, человеческий потенциал, рынок труда, управление, рыночная экономика, перепроизводство, система, сетевое взаимодействие.

Key words: education, human capital, labor market, management, market economy, overproduction, system, networking.

Современный стремительно изменяющийся мир требует поиска новых подходов к образовательной деятельности, к повышению качества образования. Образование ХХ! в. призвано предвосхищать основные перспективы развития существующей реальности, воплощая это буду-

© Фролов Ю.Н., 2015

73

щее не только в инновационных технологиях обучения, но и в новых формах образования, что приводит к появлению новой терминологии. Современные реформы образования направлены на повышение качества образования и вызваны стремлением повысить конкурентоспособность национальных систем образования, стремящихся ответить на вызовы времени. Модернизации подвергаются структуры, содержание и управление образованием; усиливается воспитательный аспект образовательной деятельности.

С 90-х гг. ХХ в. почти все образовательные реформы в мире рассматриваются в аспекте глобализации, чему способствуют развитие коммуникаций, технологический прогресс, информационный бум, развитие мирового образовательного пространства.

Процессы развития глобализации отражаются на изменении парадигмы образования. При планировании и принятии решений в области образования политики уходят от постулатов теории «человеческого капитала», отразившейся в образовательной концепции индивидуализации, к теории «глобальной безопасности», постулирующей развитие кооперации учащихся и интеграции образовательных систем.

Вступив в начале 90-х гг. на путь построения рыночной экономики, Россия столкнулась с мощной инерцией старого мышления граждан, привыкших считать главной задачей своих детей и внуков получение высшего образования (безотносительно к вопросу трудоустройства).

Молодежь стала более прагматичной и менее романтичной, предпочитая как можно быстрее получить достойную профессию и самостоятельно строить свое будущее.

Новые реалии российской жизни довольно ясно обозначили проблему рассогласования карьерных амбиций молодых людей, их стремления в краткие сроки обрести статус и материальное благополучие, с кадровыми потребностями и экономическими возможностями общества. В начале ХХ1 в. страна столкнулась с очевидным перепроизводством специалистов, получивших высшее образование, большая часть которых в последующем пополняет армию безработных, усугубляя социальное положение в обществе.

Вторая половина ХХ - начало XXI в. характеризуются уходом от крайних позиций в образовании практически во всех странах мира. Так, страны с сильной централизацией (Франция, Италия, Испания, Португалия, Исландия, Греция, Россия) стали тяготеть к децентрализации, а страны с децентрализованной системой образования (Великобритания, Дания, США) усиливают федеральный блок управления системой образования, вводят стандартные государственные учебные планы и программы.

Происходит смена парадигмы: от коллективистского (Греция, Франция, Португалия, Испания, США, Япония, Россия) и жестко индивидуализированного (Великобритания, частично Германия) подходов в образо-

74

вании к кооперативному, подразумевающему соединение групповых и индивидуальных потребностей, возможностей, целей и задач, получение общего результата от совместной деятельности.

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием образования. Именно в этой сфере находится источник роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования были определены как в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [1], так и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [3]. Применительно к сроку реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [2] (далее - Программа) к ним относятся:

• развитие современной системы непрерывного образования;

• повышение качества профессионального образования;

• обеспечение доступности качественного общего образования;

•повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

• эффективный рынок образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.

• Решение этих задач позволит ликвидировать следующие проблемы:

• несоответствие законодательства целям интенсивного развития системы образования;

• чрезмерное государственное регламентирование финансовохозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;

• отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;

75

• несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

В процессе реализации плановых мероприятий были созданы предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающиеся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем в системе образования продолжают развиваться следующие негативные тенденции:

• серьезное отставание российских школьников от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков. Дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем;

• система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда;

• не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу;

• высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов и одновременно снижает потенциал развития научных исследований в России;

• сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к ее ресурсному «истощению», снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг;

• образование перестало играть роль «социального лифта», снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию;

• поступающие в систему образования ресурсы используются неэффективно. Существующая система образования характеризуется нерациональной организацией сети образовательных организаций с устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям.

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.

76

О рынке труда, оторванном от реальных потребностей работодателей, когда в избытке число специалистов одного профиля и в дефиците - другого последнее время говорят на разных уровнях власти. Потери, которые несет экономика, испытывая настоящий голод в специалистах, готовых работать в высокотехнологичных отраслях, никто не подсчитывал. Но очевидно, что в преодолении экспортно-сырьевой направленности экономики, кадры решают все. Настало время изучить все этапы подготовки специалиста, начиная со школьной скамьи, когда будущий программист ли, строитель ли, экономист ли проявляет свои наклонности, направить его в нужное русло и целенаправленно провести по всем этапам подготовки, чтобы дипломированного специалиста с нетерпением ждали там, где он нужен.

Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные на взаимодействие профессионального образования, производства, бизнеса.

Отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство.

Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в значительной степени является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии взаимодействия, являющегося одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере образования, все указанные противоречия не будут устранены, а стоящие перед образованием не найдут своего решения. Решение этой сложной проблемы в определённой степени зависит от уровня сетевого взаимодействия всех субъектов системы образования.

Разработка организационно-управленческих схем сетевого взаимодействия основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия. Сеть - это совокупность акторов - организаций, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения, и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов организаций (общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации

77

высшего образования, образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы, предприятия и др.).

Сетевое взаимодействие основано на равном положении акторов в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных -неиерархических связей. Посредством связей между сетевыми акторами происходит обмен ресурсами, информацией, обеспечивается мобильность обучающихся. Каждый участник сети получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности. Обучающиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться. Владеют ею пока немногие, но, овладев, эффективно позиционируют инновационные образовательные программы, активно функционируют на поле образовательной политики.

Сетевое взаимодействие несёт в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети, основываясь на реалиях деятельности каждого участника. Переживая процесс сетевой стандартизации и самих образовательных программ, и их организационного обеспечения, а также расширения сети, сетевое образовательное сообщество предъявляет широкому профессиональному сообществу новую систему ориентиров и норм, по которым оно уже эффективно работает, добиваясь позитивных результатов.

Сетевое взаимодействие может стать мощным инструментом развития профессионального образования. Этот инструмент способен многократно повысить эффективность государственных инвестиций в инновационные образовательные программы и создать условия для становления сетевого экспертного сообщества, способного оказывать влияние на образовательную политику, активно участвуя в системных проектах модернизации образования. И образовательному сообществу пора безотлагательно совместно в сетевом взаимодействии начинать проектировать своё будущее.

В практике деятельности образовательных организаций начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов для организации образовательного процесса.

В настоящее время структурно-содержательные изменения в филиале ТюмГНГУ в г.Ялуторовске создают благоприятные условия для построения многоуровневого образовательного пространства на территории муниципального образования. Реализация многоуровневой

78

подготовки в филиале в условиях кооперации образовательных организаций предполагает максимальную концентрацию профессиональных образовательных программ на основе уровнево-отраслевого принципа построения образовательного пространства на территории муниципального образования.

Положительными результатами такой интеграции можно считать:

- привлечение обучающихся из других школ района и области;

- сохранение контингента обучающихся в филиале;

- формирование моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций на территории муниципального образования;

- привлечение дополнительных ресурсов в филиал, в том числе финансовых из различных бюджетов;

- расширение возможностей для обучающихся в организации внеучебной деятельности;

- повышение эффективности организации производственного обучения, производственной практики.

Необходимо отметить, что в практике взаимодействия профессионального образования, производства и бизнеса, используются различные формы работы, в том числе следующие:

- обучающимся предоставляется возможность углубленного изучения отдельных предметов, дисциплин, формирования практических навыков на базе образовательных организаций, производства, бизнеса;

- одна из форм работы - проведение очно-заочных школ (далее -ОЗШ). Они создаются в первую очередь для сельских школьников с целью повышения их образовательного уровня, обучения исследовательской деятельности, формирования навыков самостоятельной работы, развития их творческих способностей и обеспечения необходимыми методическими материалами. Многие выпускники ОЗШ продолжают обучение в филиале;

- следующей формой работы с одаренными детьми является создание научных обществ учащихся (далее - НОУ), в которых ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью. В образовательной деятельности НОУ выделяются экскурсии, практические и лабораторные занятия, тематические сборы-лагеря;

- традиционно проводятся научно-практические конференции с применением активных форм работы - практикумы, экспедиции, олимпиады, проектная деятельность совместно с работодателями.

Поддержка взаимодействия образовательных организаций, производства и бизнеса, нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ становится возможным при организации сетевого взаимодействия.

Такой подход в большей степени соответствует идеям профильного обучения, позволяет расширить и укрепить социальную, экономическую, кадровую базу профильного обучения.

79

Основной задачей концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования.

На наш взгляд, модель сетевого взаимодействия может быть реализована в двух направлениях:

• первое - объединение общеобразовательных организаций вокруг такой общеобразовательной организации, которая обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом (ресурсный центр);

• второе - кооперация общеобразовательной организации, филиала ТюмГНГУ (реализующего программы среднего профессионального образования, высшего образования), производства, бизнеса. В этом случае обучающиеся в более полном объеме получают информацию о рабочих профессиях. Задача школьников - сделать правильный выбор профессиональной карьеры.

По типу вовлеченных субъектов, определяющему основные функции сетевого взаимодействия, можно выделить различные варианты:

Вариант 1 - когда субъектами сетевого взаимодействия выступают организации общего образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, предприятия и организации экономической и социальной сферы. Организуется «вертикальное» взаимодействие между образовательными организациями различного уровня образования. Основная функция такого типа взаимодействия, называемого «социальное партнерство образовательного учреждения», - расширение социальной ситуации развития обучающихся за счет привлечения ресурсов внешкольной среды (кадровых, научно-методических, лабораторных и пр.).

Социальное партнерство образовательной организации - система отношений образовательной организации с другими организациями, обеспечивающая возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности обучающихся данной образовательной организации.

Вариант 2 - когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных организаций («горизонтальная сеть»). Основная функция такой сети - создание сетевых групп. Наиболее распространенный тип «горизонтальной» сети - муниципальная сеть профильного обучения (система сетевого взаимодействия образовательных организаций одного муниципального образования).

80

Возможна также комбинация двух приведенных выше вариантов, позволяющая объединить их преимущества.

В качестве инициаторов сетевого взаимодействия могут выступать образовательные организации, органы управления образованием, органы местной власти, предприятия. Выстраивая управление сети, необходимо выстраивать коллективное принятие управленческих решений и создавать соответствующие условия.

Система управления образовательной сетью включает в себя Совет и общий сбор представителей субъектов сетевого взаимодействия.

Совет формируется при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем управление в сфере образования, из числа специалистов муниципального органа управления образованием, представителей общеобразовательных организаций, профессионального образования, предприятий и бизнеса.

Налицо необходимость организации эффективного взаимодействия инновационного образовательного сообщества, но не в административном режиме, а совсем иными средствами и способами и, в первую очередь, на основе механизма сетевого управления.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Федеральный образовательный портал. - URL:

http://sinncom.ru/content/reforma/index1 .htm

2. Федеральная целевая программа развитие образования на 2011-2015 годы. - URL: http://www.fcpro.ru/

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. - UrL: http:// минобрнауки.рф/2228/1з.05.15_2013-2020.pdf

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.