Научная статья на тему 'Современные тенденции создания и развития финансовых супермаркетов'

Современные тенденции создания и развития финансовых супермаркетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квочкин О. В.

Целью данной статьи является исследование рынка финансового посредничества, в частности, развитие в России особого вида финансового посредничества финансового супермаркета. Как одна из форм предоставления финансовых услуг финансовый супермаркет широко используется в мире, однако в России до настоящего времени практически не применялся. В работе рассмотрены основные виды услуг, предоставляемые брокерами, их взаимодействие с клиентами и банковским сектором страны. Также в статье анализируются основные тенденции и направления развития финансовых супермаркетов в России и перспективы дальнейшей деятельности этого сектора в связи с финансовым кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции создания и развития финансовых супермаркетов»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ СУПЕРМАРКЕТОВ

О.В. КВОЧКИН Волгоградская академия государственной службы

Россия продолжает интеграцию в мировую экономическую систему, однако современный деловой оборот предъявляет все более жесткие требования к участникам мирового финансового рынка, стремительный рост сферы финансовых услуг ведет к ужесточению конкуренции, в которой выживают наиболее приспособленные участники.

В общемировой практике финансовые супермаркеты начали формироваться в 1920-х гг. в США, однако не получили широкого распространения из-за низкого спроса на предлагаемые продукты, а также из-за законодательных ограничений. Воссоздание идеи финансового центра, предоставляющего максимум финансово-посреднических услуг, произошло в 1970 — 1980-х гг. в Западной Европе в результате слияния банков и страховых компаний. Подобное сотрудничество получило название Bankassurance — предоставление страховых продуктов через банковскую сеть.

На сегодняшний день выделяются три теоретические модели формирования финансового супермаркета [1]:

1. Германская модель предполагает полную интеграцию на базе универсального банка с созданием единой корпоративной структуры без юридических и операционных различий.

2. Британская модель предполагает создание финансовой структуры, в которой банк и небанковское подразделение являются юридически обособленными подразделениями.

3. Американская модель предполагает создание головной холдинговой компании, в которой все виды деятельности производятся самостоятельными подразделениями, однако собственником банка и небанковского подразделения является одно лицо.

Создание финансовых супермаркетов в странах Западной Европы и США на основе интеграции страховой и банковской индустрии позволяет контролировать банкам, по разным оценкам, от 20 до 40 % страхового рынка в Евросоюзе [2]. Основными мотивами объединения банков со страховыми организациями является получение доступа к долговременным активам страховой организации, к преимуществу страховых организаций можно отнести

продажу типовых продуктов через разветвленную филиальную сеть банка.

В финансовых супермаркетах стран Западной Европы соотношение предлагаемых услуг не является однородным: в финансовых супермаркетах ING Group (Нидерланды) 19 % в структуре доходов составляют доходы от розничных банковских продуктов, 25 % — инвестиционных услуг, 56 % — страховых продуктов; в Credite Agricole SA (Франция) соотношение несколько другое: розничные банковские продукты — 24 %, корпоративные и инвестиционные продукты — 20 %, международный розничный бизнес — 7 %, страхование — 20 %, специализированные финансовые услуги - 29 % [3].

К наиболее эффективным моделям экономического сотрудничества в виде предоставления единого комплекса финансово-посреднических услуг сегодня можно отнести:

1. Совместное предоставление единого комплекса услуг на основе договора о сотрудничестве финансовых компаний.

2. Предоставление услуг на основе слияния банка и страховой компании (наиболее распространенная модель сотрудничества в России).

3. Основание банком новой страховой компании.

4. Поглощение более мелких компаний более крупными.

Таким образом, мировой тенденцией функционирования финансового рынка является объединение банковских и небанковских организаций для совместной деятельности и предоставления большего количества продуктов. Синергетический эффект от такого сотрудничества проявляется в более устойчивом состоянии таких объединений: банки, ежегодно теряющие прибыль от уменьшающегося притока средств от различных комиссий, получают доступ к длинным активам страховых, ипотечных, лизинговых компаний. Небанковские структуры получают возможность продавать свои продукты через развитую филиальную сеть банков, что также повышает финансовую устойчивость и конкурентоспособность этих организаций.

Общепринятого определения термина «финансовый супермаркет» на сегодняшний день нет, поэтому

в данной работе под финансовым супермаркетом мы будем понимать компанию — интегрированного финансового посредника, предоставляющего комплекс финансовых услуг, включающих банковские, страховые и инвестиционные услуги.

Потребность в существовании финансового супермаркета назрела и в России. Это связано и с расширением в последние годы филиальной сети как федеральных, так и региональных банков (табл. 1), с появлением и развитием малого бизнеса в стране, с устойчивым спросом на недвижимость со стороны частных лиц и коммерческих структур, с необходимостью дистрибуции розничных финансовых услуг, в первую очередь потребительского кредитования и автокредитования.

В России институт финансового супермаркета еще не создан либо находится в зачаточном состоянии. Законодательные требования по увеличению минимального уставного капитала и собственного капитала ежегодно уменьшают количество неэффективных и убыточных кредитных организаций, однако те организации, что продолжают работать, постепенно развивают филиальную сеть в столице и в регионах, что повышает конкуренцию среди банков и небанковских структур. В связи с этим ряд банков начал процесс объединения с различными небанковскими структурами, чтобы сохранить конкурентоспособность. По пути создания финансовых конгломератов пошли некоторые крупнейшие российские игроки финансового рынка — Банк «Уралсиб», консорциум «Альфа — Групп», Группа компаний «ВТБ», «Энергомашбанк» и др.

На сегодняшний день в России сформировались две основные стратегии существования финансового партнерства.

Первая стратегия — это создание партнерства между финансовыми компаниями на основе договора о совместных агентских продажах своих услуг. Такая модель встречается довольно часто — например, в виде партнерства банков и страховых компаний в случаях обязательного страхования залога при получении банковского кредита, управляющих компаний и банков при продаже паев. Это выгодно как для страховых компаний, получающих страховой

действующие кредитные организации и их филиалы на территории рФ*

дата действующие кредитные организации, ед. Филиалы кредитных организаций, ед.

01.01.2008 1 136 2 735

01.04.2008 1 132 2 764

01.07.2008 1 125 2 797

01.10.2008 1 126 2 837

*Составлено автором на основе данных сайта ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru.

полис без затрат на рекламу и персонал, а также для банков, получающих возможность привлечения рас -четно-кассового обслуживания страховой компании, а также распоряжением ее депозитными активами. Данную модель сотрудничества можно отнести к простейшим видам необходимой финансовой кооперации, предполагающей для клиента узкий выбор как кредитного, так и страхового продукта.

Вторая стратегия — создание на основе единого бренда холдинга, включающего банковскую группу, страховую группу, лизинговую, факторинговую, инвестиционную и иные компании. Такая стратегия предполагает большую интеграцию бизнеса на основе объединения маркетинговой политики и создания единого комплекса финансовых услуг. Это означает создание комплексных продуктов, универсальных финансовых пакетов услуг, необходимых каждому конкретному потребителю, причем стоимость данного пакета услуг будет снижаться благодаря уменьшению трансакционных издержек корпорации благодаря эффекту масштаба деятельности. К этой стратегии финансового супермаркета можно отнести несколько крупнейших финансовых конгломератов России:

1. Финансовая компания «Уралсиб» — многопрофильная финансовая структура, развивающая коммерческий, банковский, инвестиционный и частный банковский бизнес, лизинг и управление активами. В структуру корпорации входят более 80 финансовых компаний различного масштаба. В рамках единого бренда работают банковская группа, страховая группа, управляющая компания, лизинговая и факторинговые компании [4].

2. Консорциум «Альфа-групп», в который входят ряд финансовых организаций — «Альфа-Банк», ТНК-ВР, «ВымпелКом», «Мегафон», «Голден Телеком», X5RetailGroup, ОАО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» и др. [5].

3. Группа компаний ВТБ, в которую входят ОАО Банк «ВТБ», Банк «ВТБ24», «ВТБ-Страхование», «Московская лизинговая компания». География группы представлена 17 странами в СНГ, Европе, Азии и Африке.

Все эти корпорации позиционируют себя как финансовые супермаркеты, предлагая своим клиентам не только отдельные услуги, по и пакеты различных услуг, включающие предоставление кредитных продуктов, страховых, лизинговых, факторинговых продуктов. Однако финансовый супермаркет — это не только возможность получения в одном месте множества предоставляемых услуг, но и возможность выбора из разных продуктов разных брендов наиболее подходящего предложения. Функционирование т. н. финансовых супермаркетов в России на современном этапе не допускает возможности выбора, это

74

финансы и кредит

деятельность по продаже конкретных имеющихся продуктов без права сравнения с аналогичным продуктами др. организаций. По сути, такие «супермаркеты» представляют собой монобрендовый магазин одного-единственного производителя.

Однако не только банковские группы сегодня позиционируют себя как полноценные финансовые супермаркеты. На сегодняшний день ряд федеральных кредитных и ипотечных брокеров представляют себя организациями, имеющими основания называться финансовыми супермаркетами. К таким организациям можно отнести крупнейших кредитных брокеров страны. В настоящее время компании — кредитные брокеры начинают отходить от первоначальной модели монопродуктовых компаний, имеющей ряд минусов (ограниченность продуктового предложения, отсутствие полной и объективной модели по финансовому рынку, узость аудитории потенциальных клиентов, отсутствие перекрестных и дополнительных продаж продуктов, отсутствие построения комплексных финансовых решений для клиентов) к мультипродуктовым, муль-тибрендовым компаниям, основанным на широком спектре оказываемых услуг и от помощи в подборе кредитной программы до инвестиционных проектов, подборе страховых продуктов, налоговых консультаций. Однако такая позиция также не подходит к трактовке финансового супермаркета, когда на основе развитой филиальной сети банковской группы предоставляются не только кредитные продукты данного банка и продукты, входящие в нее на основе договора или слияния небанковской структуры, но и продукты других кредитных организаций.

Позиции, что финансовый супермаркет в России понимают несколько упрощенно, придерживаются и ряд специалистов. Так, Н. Николенко считает, что если есть взаимодействие участников финансового рынка, которые занимаются кросс-продажами страховых, лизинговых, факторинговых услуг и паев ПИФ, то в этом случае возможно говорить лишь о кросс-сейлинге [6]. Т. Мартынова говорит о сложности построения сегодня в России финансового супермаркета. Специалист связывает это с диаметральной противоположностью мента-литетов страховщика и банкира. «...банкир продает реальный продукт уже сегодня, а страховщик продает обещание. О качестве страховой услуги клиент не узнает, пока не произойдет страховой случай. Лаг между заключением договора и отсроченной услугой может быть и год, и пять, и десять лет — если речь идет о пенсионном страховании. Банкир не мыслит такими масштабами» [8]. Так же к проблемам построения такой формы взаимодействия можно отнести разницу в уровне развития участников финансового

супермаркета, т. к. все подразделения супермаркета должны находиться примерно на одном уровне подготовки с точки зрения бизнес-процессов, корпоративной и управленческой культуры.

В этой ситуации мы подходим к принципиально новой стратегии построения финансового супермаркета — супермаркета, построенного на модели независимого поставщика финансовых услуг. Такая стратегия реализуется через предоставление банковских и небанковских услуг через независимого посредника, который сотрудничает с банками, страховыми компаниями, инвестиционными и управляющими компаниями и предлагает их продукты на равных условиях [8]. Безусловно, чтобы такая стратегия функционирования финансового супермаркета работала, необходимо финансирование такой организации участниками супермаркета на равной основе, то есть оплата услуг должна происходить по одинаковой тарифной сетке, обязательной для каждого члена супермаркета, иначе существование такой организации просто не имеет смысла. Главным преимуществом такой организации для финансового сообщества в целом является то, что деловая репутация такой компании будет повышать вовлеченность населения в финансовый рынок за счет предоставления наиболее полной информации.

Однако на сегодняшний день серьезной проблемой развития подобных супермаркетов в России являются бизнес-барьеры между банками, страховыми организациями, инвестиционными компаниями, незнание банковскими структурами тонкостей функционирования данных рынков. Существенным препятствием является также различное правовое регулирование экономической сферы функционирования — банки в России регулируются Центральным банком России, страховые компании — Федеральной службой страхового надзора, профессиональные участники рынка ценных бумаг — Федеральной службой по финансовым рынкам. Разночтения в правовом поле создают проблемы функционирования интегрированных финансовых посредников. Ряд технологических трудностей влечет за собой проблема сращивания операционных систем.

В условиях развивающегося общемирового финансового кризиса создание финансовых супермаркетов в России становится одним из необходимых условий нормального функционирования финансовой сферы в целом. Соединение коммерческих организаций в финансовый институт может произойти следующим образом: банк, страховая, управляющая, лизинговая, факторинговая либо любая другая небанковская финансовая организация объединяются в рамках одного холдинга, а также к этой группе компаний присоединяется организация — кредитный бро-

кер. На первом этапе выстраивается дивизиональная структура по видам бизнеса, выделяются отделения, ответственные за конкретные направления будущей деятельности. На втором этапе выравниваются уровни развития бизнеса, дивизионы объединяются общим «брендом». На третьем этапе происходит сращивание баз данных, интеграции 1Т, формирование общих бизнес-процессов, формирование совместной корпоративной структуры холдинга.

Благодаря брокеру происходит бъстрое сращивание операционнъх систем, появление общей клиентской базы с типовой информацией о каждом клиенте, решается проблема совместного использования продающего персонала через подготовленный и наиболее профессиональный персонал кредитного брокера. В условиях общеэкономического спада такая корпорация, предлагающая широкую линейку собственных продуктов, дополненную продуктами сторонних организаций, будет способна привлекать лояльных клиентов, которые получат целый перечень финансовых продуктов и услуг в «одном окне». Финансовый супермаркет, построенный по такому принципу, получит возможность увеличить количество розничных потребителей своих услуг, предоставляя возможность сравнить сразу несколько предложений различных финансовых структур, а также повысит финансовую устойчивость такой финансовой корпорации. Наиболее актуальной моделью построения финансового супермаркета из трех существующих (германской, британской, американской) для России, особенно в условиях финансовой нестабильности, захлестнувшей финансовый сектор экономики, является американская модель. Объединение, построенное по такой модели (возможно, за исключением единого собственника на этапе создания в условиях финансового кризиса), может пройти в более сжатые сроки, а значит, с наименьшим количеством затрат. Тогда не будут стоять так остро вопросы о быстром сращивании операционных систем, а также правовом регулировании финансового супермаркета со стороны государственных органов, т. к. согласно данной модели сотрудничества, все виды деятельности будут производиться самостоятельными подразделениями.

Финансовое сотрудничество, выстроенное по схеме финансового супермаркета, в своей деятельности будет консолидировать ряд положительных факторов:

— наличие широкой целевой аудитории;

— одновременное представление продуктов от множества кредитных компаний;

— межпродуктовая синергия, т. е. построение комплексных финансовых решений;

— представление различных видов продуктов:

ипотечного кредитования, залогового и беззалогового кредитования, автокредитования, расчетно-кассового обслуживания, потребительского кредитования, страховых продуктов, депозитных инвестиционных продуктов, включение в свою продуктовую линейку продажи паев ПИФ;

— переход к единому способу оплаты услуг — агентских комиссий от кредитных организаций;

— индивидуальный подход к т. н. «сложным» клиентам, имеющим нестандартные кредитные предпочтения или условия пользования кредитом (например, организации, имеющие ярковыражен-ную сезонность работы);

— предоставление иных финансовых услуг для предприятий: написание бизнес-планов для начинающих компаний, составление бухгалтерской и налоговой отчетности, аудиторских и иных услуг;

— налоговые консультации как для субъектов малого и среднего бизнеса, так и для физических лиц.

«Финансовые супермаркеты», предоставляя возможность получить финансовую поддержку новым и небольшим игрокам рынка, приведут к некоторому выравниванию финансового рынка, росту объема финансового рынка путем привлечения дополнительного числа клиентов и за счет более глубокого проникновения продуктов в клиентскую базу, а также повысят собственную финансовую устойчивость масштабом деятельности.

Список литературы

1. Власенкова Ю. Б. Возможности развития финансовых супермаркетов в России: международный опыт и российская практика // Финансы и кредит. 2007. № 20. С. 39.

2. Кадыкова М. Финансовые супермаркеты — взгляд изнутри // Газета. 20.03.2007. № 49.

3. Власенкова Ю. Б. Перспективы развития финансового супермаркета в России//КВК. RU: ежедн. интернет-изд. 2007. URL: http://www. rcb.ru/dep/2007-10/8802/ (дата обращения: 17.12.2008).

4. Официальный сайт Финансовой корпорации УРАЛ-СИБ. URL://http://www. uralsib. ru/about/general/ index. wbp (дата обращения 19.12.2008).

5. Официальный сайт ОАО «Альфа-Банк». URL: http://www.alfabank.ru/about/ (Дата обращения:

19.12.2008).

6. Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня». Интервью с Н. П. Николенко. URL:http:// www.insur-info.ru/comments/532 (дата обращения

14.01.2009).

7. Мартынова Т. Финансовый супермаркет — недостижимый идеал или будни розничного банка? // Банковское обозрение. 2007. № 12. C. 13.

8. Беляев М. Тенденции и модели развития финансовых супермаркетов. URL: http://www.v-klad.ru/presscenter/ publications/pub14/ (дата обращения 05.01.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.