Научная статья на тему 'Современные тенденции совершенствования избирательной системы России'

Современные тенденции совершенствования избирательной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3674
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечипас Юлия Викторовна, Побережная Ирина Адольфовна

Избирательная система России постоянно изменяется и совершенствуется. Нестабильность избирательной системы вызывает потребность проведения анализа причин этих изменений. Статья посвящена выявлению тенденций совершенствования избирательной системы России в настоящее время. Статья подготовлена на основе анализа изменений избирательного законодательства за последний 5 лет. В ней выделены основные 8 тенденций. Они включают, например, поиск оптимальной избирательной системы; обеспечение конкурентности и состязательности политического процесса, принципа политического многообразия и многопартийности; насыщение избирательного процесса более демократическими процедурами, формирование большей открытости, гласности и доступности выборов для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции совершенствования избирательной системы России»

УДК 342.8

Нечипас Юлия Викторовна

доктор исторических наук, профессор. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации [email protected]

Побережная Ирина Адольфовна

кандидат юридических наук, доцент. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации [email protected]

Современные тенденции

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Yuliya V. Nechipas

Doctor of historical Sciences, professor. Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation [email protected]

Irina A. Poberezhnaya

candidate of jurisprudence, associate professor. Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation [email protected]

Current trends of

IMPROVEMENT OF

THE ELECTORAL SYSTEM OF

RUSSIA

Аннотация. Избирательная система России постоянно изменяется и совершенствуется. Нестабильность избирательной системы вызывает потребность проведения анализа причин этих изменений. Статья посвящена выявлению тенденций совершенствования избирательной системы России в настоящее время. Статья подготовлена на основе анализа изменений избирательного законодательства за последний 5 лет. В ней выделены основные 8 тенденций. Они включают, например, поиск оптимальной избирательной системы; обеспечение конкурентности и состязательности политического процесса, принципа политического многообразия и многопартийности; насыщение избирательного процесса более демократическими процедурами, формирование большей открытости, гласности и доступности выборов для населения.

Ключевые слова: избирательная система, тенденции совершенствования избирательной системы, избирательное законодательство, выборы.

Annotation. The electoral system of Russia is constantly being changed and improved. Instability of the electoral system causes requirement of carrying out the analysis of the reasons of these changes. The article is devoted to identification of tendencies of improvement of the electoral system of modern Russia. The article is prepared on the basis of the analysis of changes of electoral laws for the last 5 years. 8 main tendencies are allocated. They include, for example, search of an optimum electoral system; ensuring competition and competitiveness of political process, principle of political variety and multi-party system; saturation of electoral process by more democratic procedures, formation of bigger openness, publicity and availability of elections for population.

Keywords: electoral system, tendencies of improvement of an electoral system, electoral law, elections.

Анализ изменений избирательного законодательства за последние 5 лет позволил выявить следующие тенденции совершенствования избирательной системы России.

Во-первых, поиск оптимальной избирательной системы. В 2011 году вводится смешанная избирательная система на муниципальных выборах (от. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]). Законодательством предусматривается, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из спис-

ков кандидатов. В 2012 и 2013 годах данные положения корректируются и вводится возможность смешанной избирательной системы в муниципальных образованиях с численностью депутатов и менее 20. В соответствии с ч. 3.2. от. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (в^ючая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам [1].

Совершенствуется избирательная система и на уровне субъектов Российской Федерации в 2013 г.

198

с целью обеспечения возможности квотирования мест в парламенте субъектов России в установленных законом случаях для обеспечения представительства малочисленных народов и национальных территориальных образований (ч. 4 от. 4 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]). Предусматривается, что не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Совершенствование избирательной системы на уровне субъектов России в 2012 году было, также, связано с введением порядка избрания (путем всеобщих прямых равных и тайных выборов) высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а позднее, с введением альтернативного порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, что способствует, с одной стороны, более активному участию населения в управлении делами государства, а, с другой стороны, обеспечению самостоятельности и независимости данных органов и более последовательному претворению принципа разделения властей, как одному из важнейших принципов формирования демократического общества [2].

На федеральном уровне в 2014 году также происходит смена избирательной системы. В соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3] предусматривается возврат с 2016 года к простой смешанной избирательной системе.

Во-вторых, обеспечение конкурентоспособности и состязательности политического процесса, принципа политического многообразия и многопартийности. В 2014 году с целью более активного вовлечения политических партий в избирательный процесс и обеспечения максимального участия политических партий, как в избирательном, так и политическом процессах снижается избирательный барьер до 5 %. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом, минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голо-

совании (Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4]).

В целях повышения роли политических партий в политическом процессе и обеспечения механизма заполнения вакантного депутатского мандата при пропорциональной избирательно системе, предусматривается, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом. Депутатский мандат не может быть передан зарегистрированному кандидату, который ранее получил депутатский мандат и полномочия которого также были прекращены досрочно, если его вакантный депутатский мандат не замещен. Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов (ст. 71 [4]).

В-третьих, одним из направлений развития и совершенствования избирательного законодательства на современном этапе является насыщение избирательного процесса более демократическими процедурами, формирование большей открытости, гласности и доступности выборов для населения. К таким изменениям следует отнести введение языка Брайля при голосовании, а также информационной доступности материалов выборов для избирателей, являющихся инвалидами по зрению в 2011 году.

Статья 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4], регулирующая вопросы организации и оборудования помещения для голосования, была дополнена п. 7.1, предусматривающим, что для информирования избирателей и участников референдума на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, участки референдума, н а информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти - решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Кроме того, статья 63, определяющая порядок изготовления бюллетеней была также дополне-

199

на п. 2.1, предусматривающим, что в помощь избирателям, участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля [4].

Данное изменение позволяет избирателям, имеющим проблемы со зрением, самостоятельно, без чьей-либо помощи участвовать в выборах.

В последние четыре года активно корректируется процедура сбора подписей и требования к подписным листам с целью обеспечения их подлинности, объективности, достоверности, нефальсифицированное™.

В целях обеспечения демократизации процедуры голосования, недопустимости многократности голосования, фальсификации голосов избирателей в 2011 год ужесточается процедура и порядок изготовления, передачи и выдачи открепительных удостоверений. С целью обеспечения доступности, прозрачности процедуры голосования, подлинности выборов вводится требование о «прозрачности» ящиков для голосования, изменяется порядок формирования избирательных округов. Кроме того, совершенствуются механизмы обеспечения и реализации гарантий прав граждан при организации и осуществлении голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума и их опубликования, предусматривается право граждан на обжалование результатов выборов, референдума, изменяются и уточняются основания для отмены решения комиссии об итогах голосования и другие изменения.

В-четвертых, оптимизация избирательных процедур. Изменены основания для исключения кандидатов из списка, допущенного к распределению депутатских мандатов, или списка кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N° 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») [5, с. 10].

Для оптимизации процедуры голосования вне помещений для голосования, а также с точки зрения обеспечения фактической возможности избирательными комиссиями проведения такого голосования изменяется порядок изготовления и применения используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, а также вносятся иные изменения.

В-пятых, оптимизация проведения многоуровневых выборов. В 2012 году был введен единый выборный день для голосования на выборах в

Литература:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фе-

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье сентября. Введение единого выборного дня, с одной стороны, направлено на оптимизацию проведения выборов, однократную мобилизацию всех сил и ресурсов государства, муниципалитетов, избирательных комиссий, сокращения расходов, а, с другой стороны, для обеспечения большей понятности для населения, когда выбираются все органы. Кроме того, введение единого выборного дня будет способствовать устранению такого явления как «электоральная усталость».

В-шестых, повышение профессионализма и стабильности участников избирательного процесса. Изменение порядка формирования и статуса участковых избирательных комиссий, с одной стороны, направлено на повышение профессиональной грамотности членов избирательной комиссии, а, с другой стороны, обеспечение большей доступности населения к деятельности избирательных комиссий. С 2012 года участковые комиссии стали формироваться на постоянной основе, сроком на 5 лет.

В-седьмых, исключение возможности иностранного влияния на политические процессы в России. Чтобы исключить возможность внешнего влияния на выборных должностных лиц, обеспечить их большую независимости в принятии решений в 2013 году были введены дополнительные ограничения пассивного избирательного права, связанные с недопустимостью наличия иностранных активов, а также денежных средств в иностранных банках.

В-восьмых, исключение попадание «криминала» во власть и вмешательство в политику криминальных структур. Корректируются ограничения пассивного избирательного права, связанные с привлечением кандидатов к ответственности с целью исключения из политического процесса «уголовных элементов». В частности, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется вышеназванные ограничения.

Literature:

1. About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation: The

200

деральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

5. Опалева АЛ. Правовые ограничения права на защиту чести и доброго имени публичных должностных лиц (сравнительно-правовой аспект) / А. А. Опалева, Ю.В. Казимирская // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 2. С. 6-13.

federal law of 06.10.2003 № 131-FZ // RLS Con-sultantPlus.

2. About the general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of the government of subjects of the Russian Federation: The federal law of 06.10.1999 № 184-FZ // RLS ConsultanPlus.

3. About elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of Russia: The federal law of 22.02.2014 № 20-FZ // RLS ConsultantPlus.

4. About the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation: The federal law of 12.06.2002 №67-FZ // RLS ConsultantPlus.

5. Opaleva A.A. Legal restrictions of the right for protection of honor and reputation of public officials (comparative and legal aspect) / A.A. Opaleva, Yu.V. Kazimirskaya // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2014. № 2. P. 6-13.

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.