Научная статья на тему 'Современные тенденции развития вооруженных сил Японии: экономические аспекты'

Современные тенденции развития вооруженных сил Японии: экономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
543
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития вооруженных сил Японии: экономические аспекты»

ЭКОНОМИКА

Л.Ю. Щ/пковскал,

выпускница факцлыпе/па лпоновеуения. /Зоапочного инапшпц/па 2)/3?У НМ. Фокин,

Ka.Hquqa.in экономических наук, 2)/3?У

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВООРНЖЕННЫХ СИЛ ЯПОНИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В последнее десятилетие активно дискутируется вопрос о пересмотре сил в мире, военных - не в последнюю очередь. Все более влиятельной в этом отношении силой становится Япония, которая может потерять свой статус «пацифисткой нации». На наш взгляд, актуальным представляется анализ экономических аспектов развития вооруженных сил Японии и перспектив укрепления ее военного потенциала в условиях дефицита государственных финансов.

За рассматриваемый нами период (1991-2008 гг.) доля военных расходов в ВВП Японии не превысила 1%. Более того, начиная с 90-х гг. темпы роста военных расходов имеют тенденцию к снижению. Так, в 2004 и 2005 гг. сумма расходов сокращалась на 1%, в 2006 г. на 0,9%, в 2007 г. - на 0,3%. Но 1% ВВП в абсолютном выражении - сумма весьма внушительная - около 45-50 млрд. дол. Например, в 2008 г. на военные расходы было выделено 4 трлн. 780 млрд. иен (около 43 млрд. дол.) [4]. При этом из-за скачков курса иены по отношению к доллару в некоторые годы ВВП Японии в долларовом выражении оказывался значительно выше, но, что характерно, тогда не происходило резкого увеличения роста расходов на оборону, они плавно изменялись по отношению к прошлому году и составляли значительно меньше 1% ВВП.

Все большее распространение получает мнение, что Япония предпринимает шаги по изменению законодательства, включающего отмену фиксированных военных расходов, чтобы избежать подобной привязки и быть уверенной, что она будет иметь возможность выделить необходимое количество средств на оборону.

Представим, что 1%-й ограничитель снят. Возникает вопрос, какие статьи могут быть сокращены в пользу военного ведомства. Определенно, нельзя расширить оборонную статью за счет двух самых больших расходных статей - обслуживания госдолга и социального страхования в силу демографических проблем. Проблематично сократить статью «переуступка средств

в местные бюджеты», да и сокращение остальных статей неизбежно изменит облик страны и правительства в глазах граждан Японии и мирового сообщества.

Диаграмма - Расходные статьи бюджета Японии (2007 г., млрд. иен) [4]

Социальное

страхование

Обслуживание

госдолга

Всего

расходов

Переуступание в местные бюджеты.

Другое

8,814.3

(10.6)

В млрд. иен

Простой анализ расходных статей бюджета Японии заставляет исследователей склоняться к мнению, что повышенное внимание вопросу о возможном увеличении Японией военных расходов недостаточно обосновано и связано с требованиями США об увеличении расходов и выполнении ранее взятых обязательств. Нельзя упускать из виду и тот факт, что Япония ежегодно снижает военные расходы, что просматривается в отчетах и планах, публикуемых в Белых книгах по обороне.

Что касается доли Японии в мировых военных расходах, основываясь на статистике агентств США, по показателям военных расходов Япония занимает 6-е место после США, Китая, России, Великобритании и Франции. При этом ее доля в мировых военных расходах - 2,79%; для сравнения: доля России 4,75% (т.е., в 1,7 раза больше, чем у Японии), США - 48,28%., Китая - 2,28%. В самой Японии из данного списка исключают Китай и Россию, отметив, что по ним нет точных данных.

Если рассматривать расходы на вооруженные силы с точки зрения распределения средств по видам вооруженных сил, то самые большие отводятся на сухопутные силы самообороны (36,6%), в первую очередь, это связано с тем, что здесь самый многочисленный состав и соответственно самый

высокий фонд заработной платы. Далее идут морские силы самообороны (24%), воздушные силы самообороны (23%), прочие расходы (8,8%), расходы Управления национальной обороны, в январе 2007 г. переименованного в Министерство обороны.

Одной из причин модернизации сил самообороны является желание с помощью современных технологий, механизации и т.д. сократить их личный состав и таким образом уменьшить фонд заработной платы, ведь Япония широко известна высокой оплатой труда, и военная сфера не является исключением.

При этом на содержание личного состава (2007 г.) отводится 44% бюджетных военных расходов; доля расходов на обучение персонала и ремонт -21,4%; на приобретение нового оборудования (танков, кораблей, самолетов и т.д.) выделяется 18,1%; на обслуживание баз США на территории Японии - 9,7%, на НИОКР - 3%, на содержание жилищного фонда (аэродромов, домов для военнослужащих и т.д.) - 2,3%, другие расходы - 1,6% [10].

В то же время есть основания и для вывода, что военная политика Японии действительно претерпевает изменения, которые само правительство обуславливает изменением обстановки в мире. Можно сказать, что с 90-х гг. XX в. Япония медленно продвигается по пути отказа от «абсолютного пацифизма». В частности, наблюдаются следующие новые направления.

Первая тенденция может быть условно названа тенденцией реформирования и в определенном смысле «размывания» экономико-правовой базы развития военного сектора в его же пользу. Этому способствовали такие события, как террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., развязывание США и НАТО войны в Югославии, их участие в войне в Афганистане, война в Ираке. Борьба с терроризмом поднята на уровень проблемы обеспечения безопасности Японии. Разработаны и приняты в октябре 2001 г. законы и поправки к существующим законам, создавшие правовую основу для самостоятельных и коллективных действий Японии в борьбе с международным терроризмом: закон об особых мерах против террора, поправки к закону о силах самообороны и закону об управлении по безопасности на море. Принятый в пакете Закон разрешил правительству страны направлять подразделения сил самообороны во время вооруженных конфликтов для выполнения задач по тыловому обеспечению. Такое обеспечение предусматривало семь его видов - от поставок продовольствия, топлива до ремонта и обслуживания техники. Силы, направляемые за рубеж, получали право использовать личное оружие не только для собственной защиты, но и находящихся под их “опекой”, например, раненых или беженцев [1]. В 2007 г. произошло знаковое событие - повышение статуса Управления обороны до уровня министерства и переименование сил самообороны в вооруженные силы Японии. Некоторые зарубежные исследователи полагают, что японскую общественность медленно, но верно готовят к возможности проведения более радикальных изменений.

Вторая тенденция - переформатирование военно-технического и во-енно-экономического сотрудничества с США в направлении от торговли к производственно-техническому и инновационному сотрудничеству.

Япония заявляет о своих задачах развивать равноправные отношения со странами Европы, с государствами АТР, осуществлять добрососедское со-

существование с Россией и Китаем, налаживать контакты в сфере безопасности как с отдельными государствами, так и в рамках НАТО. Однако главный партнер в этой сфере - США. Япония является крупнейшим для США торговым партнером в области вооружений. По некоторым данным объем всех статей военного экспорта Соединенных Штатов в Страну восходящего солнца около 3,3 млрд. дол. США, что в таком случае должно составлять около 5,5% от общего экспорта США в Японию [7].

Япония все активнее позиционирует себя не как покупатель американской техники, а как партнер-производитель. В таком случае закономерен вопрос о пересмотре политики военного экспорта Японии и смягчении жестких ограничений на военно-техническое сотрудничество (ВТС); о необходимости внесения поправок в политику «трех принципов отказа от военного экспорта» (провозглашенных в 1967 г., а в 1976 г. принявших форму полного запрета международных сделок в области ВТС).

Рассматривая прежнюю запретительную политику в области ВТС как «рудимент холодной войны», сторонники пересмотра этой политики обусловливают необходимость «новых подходов» реалиями современной во-енно-стратегической ситуации в регионе и на глобальном уровне. В частности, в качестве таковых используются «корейская ракетная угроза» и необходимость активизации роли Японии в обеспечении «международного мира» путем борьбы с международным терроризмом.

По оценкам японских военных обозревателей, в случае выхода Японии на международный военный рынок, страна может занять «перспективную нишу» прежде всего в сфере производства высокотехнологичного оружия. Если говорить объективно, политика «трех принципов» была частично нарушена японским руководством уже в 1983 г. после послаблений в экспорте военных технологий в США в рамках американской программы «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). С 1999 г. Япония практически участвует в той части американских исследований, которая обозначается как «Расширенная оборона морского театра военных действий» (Navy Theatre Wide Defense - NTWD). В данной программе Япония «отвечает» за разработку четырех компонентов трехступенчатой ракеты-перехватчика SM-3 системы ПВО «Aegis»: инфракрасной системы обнаружения цели и слежения за траекторией ее полета; кинетической боеголовки уничтожения цели; головного обтекателя, защищающего два первых элемента от аэродинамических и тепловых нагрузок; твердотопливного двигателя второй ступени. 9 марта 2006 г. было проведено первое испытание прототипа этой ракеты [3,54], а 17 декабря 2007 г. ракета была успешна протестирована на перехвате [5].

Третья тенденция - реструктурирование экономики вооружений. Реализация этой тенденции означает отказ Японии от старой военной стратегии в области вооружений, которая основное внимание уделяла танкам, боевым надводным кораблям и подводным лодкам. Именно в связи с этим идет сокращение численности сил самообороны (около 14 тыс. чел.) и сокращение единиц военной техники (за счет этого, в том числе идет сокращение военных расходов, наблюдающееся в последние годы). Например, количество танков было решено сократить на 1/3, самолетов - на 40. При этом запланирована качественная модернизация вооружений. Сюда можно отнести переговоры

по закупке истребителей F-22 «Рэптор». Группа самолетов раннего предупреждения будет усилена эскадрильей самолетов радиолокационного дозора Е-2С и дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией Е-767 (AWACS) [15,33]. Непосредственное отношение к этой программе имеют системы ПРО «Иджис» и «Пэтриот». Именно на них было решено сделать упор - отвести 2% оборонного бюджета (981 млн. дол.) на обеспечение задач ПРО. Из них 318 млн. долл. было заложено на экипировку эсминца с системой «Иджис» ракетами SM-3, 534 млн. дол. - на приобретение систем «Пэтриот» [9].

Что касается основных видов вооружений, Япония за некоторыми упомянутыми исключениями можетполностью обеспечивать вооруженные силы отечественной продукцией. В стране нет крупных корпораций, занятых исключительно производством вооружения и военной техники, иначе говоря, военно-промышленного комплекса в нашем понимании там не существует. Вооружения и военная техника выпускаются японскими компаниями наряду с гражданской продукцией, которая является для них профилирующей. Правительство Японии ставит перед национальной промышленностью задачу наладить собственное производство и выпуск всех типов современных вооружений и военной техники (за исключением средств массового поражения), необходимых для удовлетворения потребностей вооруженных сил в условиях их качественного реформирования, при сокращении до минимума зависимости оснащения японской армии от американских поставок.

Претендовать на получение солидных оборонных заказов может лишь незначительная часть японских компаний. На долю 20 из них приходится 75% поставок ВВТ. Среди них 9 крупнейших: «Мицубиси дзюкоге», «Кавасаки дзюкоге», «Исикавадзима Харима дзюкоге», «Мицубиси дэнки», «Тосиба», «Хитати», «Сумитомо», «Мицуи», «Нихон Сэйки». Они берут на себя 52,2% общего количества заказов сил самообороны. Одна только «Мицубиси дзюкоге» с ее 40 основными и дочерними фирмами, выпускающими бронетанковую, авиационную, ракетно-артиллерийскую и военно-морскую технику, обеспечивает более трети оборонного производства. Но даже у этих крупнейших генеральных подрядчиков военного ведомства Японии на долю оборонной продукции приходится менее 13,5% объема их общего производства [3,59].

При этом следует отметить, что очень многое из вооружений на этих гражданских предприятиях до сих пор производится по лицензиям (в основном принадлежащим США и Франции), либо это совместные разработки, как правило, с американскими компаниями (уже упоминались Lockheed Martin, Raytheon Со, Bowing). В результате того, что до конца 80-х гг. Япония затрачивала на НИОКР чуть более 1% средств, выделенных на силы самообороны, к началу 90х гг. было разработано менее трех десятков чисто японских образцов вооружений.

Четвертая тенденция - все более активное использование для военных целей разработок частных корпораций и на базе этого - выделение сравнительно небольших бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Для Японии характерен процесс инверсии, когда получившие мощный стимул развития отрасли военных технологий стали находить все большее

применение в военном производстве, причем вначале в Соединенных Штатах, а затем в самой Японии. Дело в том, что и сейчас доля частных корпораций в развитии НИОКР военно-прикладного характера в целом по стране превышает государственную, составляющую в последние годы около 3%. Управление национальной обороны, а теперь Министерство национальной обороны давно начало прибегать к услугам НИИ частных корпораций, разработки которых используются, прежде всего, в гражданском секторе экономики, а затем, по мере поступления заявок от военного ведомства, приспосабливаются к военным нуждам.

Одна из причин быстрого подъема уровня японских инновационных технологий заключается в том, что, будучи предназначенными для коммерческого использования, они проходят через жесточайшую конкуренцию, в результате чего выживают лишь те образцы продукции, которые обладают наилучшими качествами, требуют меньших ресурсов и энергозатрат на их изготовление и основаны на последних достижениях техники.

Японские технологии еще в первой половине 80-х гг. привлекли внимание военных кругов Вашингтона. По мнению специалистов Пентагона, они могли успешно использоваться в области производства новых вооружений. В ноябре 1983 г. было заключено первое японо-американское соглашение о передаче японских высоких технологий военному ведомству США. Затем в 1987 г. последовало подписание соглашения о подключении японских государственных и частных НИИ к американской программе СОИ (созданию космических вооружений). Далее следовали соглашения о совместных разработках самолетов-истребителей, систем противоракетной обороны и т.д.

Главное, что разработанные в Японии высокие технологии коммерческого предназначения, изначально не учитывавшиеся в военных расходах, с успехом используются в военном производстве. Например, к их числу можно отнести производство углеродного волокна, разработанного японскими текстильщиками. Вначале оно использовалось для производства атрибутов игры в гольф, потом Япония стала поставлять на американский рынок лучшую в мире карбоновую фибру, которая применяется в самолетостроении и создании космических кораблей. Рынок для подобных материалов как для военного, так и для аэрокосмического применения в количественном отношении довольно умерен и не требует крупных правительственных инвестиций в проекты, специально предназначенные для производства таких материалов. Для правительства экономичнее закупать японскую фибру, которая уже находится в массовом производстве, постоянно совершенствуется и, главное, выдержала всесторонние испытания без дополнительных субсидий в частные проекты реконструкции и развития.

Еще одним примером использования японских коммерческих высоких технологий в военном деле может служить создание в США стратегического бомбардировщика «Стеле», фюзеляж которого способен отражать волны радиолокационных средств. Бомбардировщик покрыт специальной краской, «невидимой» для радиолокационных средств. Такая краска впервые была разработана в Японии специально для применения в мостостроении, так как мостов в Японии много, и они могут создавать помехи для радио-волновой связи. Покрытые такой краской балки и опоры мостов хорошо отражают радиоволны и снижают уровень шумов.

Возможно, причиной такого явления служит не только экономическая нецелесообразность отдельных исследований в военной области относительно того, что можно создать или уже создано в частном секторе, но и ограниченность Японии в размерах военных расходов. Для сравнения, США тратит на НИОКР до 16% ее военного бюджета, что в абсолютном выражении - 73 млрд. дол. - чуть ли не в два раза превышает весь оборонный бюджет Японии [29]. При этом США признает крайне выгодным сотрудничество с Японией, которая официально тратит на НИОКР из оборонного бюджета лишь около полутора млрд. дол. В этом контексте становится понятным, почему это Японии может быть крайне выгодно и почему она добивается отмены запрета на экспорт вооружений.

Выделение сравнительно небольших бюджетных средств на НИОКР и использование для военных целей разработок частных корпораций. Для Японии характерен процесс инверсии, когда получившие мощный стимул развития отрасли гражданских военных технологий стали находить все большее применение в военном производстве, причем вначале в Соединенных Штатах, а затем и в самой Японии. Доля частных корпораций в развитии НИОКР военно-прикладного характера в целом по стране превышает государственную, составляющую в последние годы около 3% (по сравнению с 16% США). Управление национальной обороны, а теперь Министерство национальной обороны давно начало прибегать к услугам НИИ частных корпораций, разработки которых используются прежде всего в гражданском секторе экономики, а затем, по мере поступления заявок от военного ведомства, приспосабливаются к военным нуждам. Одна из причин быстрого подъема уровня японских инновационных технологий заключается в том, что, будучи предназначенными для коммерческого использования, они проходят через жесточайшую конкуренцию, в результате чего выживают лишь те образцы продукции, которые обладают наилучшими качествами.

Таким образом, повышение градуса дискуссий вокруг возможного движения Японии в сторону чрезмерного укрепления вооруженных сил не означает, что такое движение происходит, по крайней мере, в настоящее время. Японии гораздо выгоднее решать вопросы не с помощью наращивания военной силы, а путем мирного урегулирования и экономического развития. Стремление развивать вооруженные силы представляется достаточно обоснованным в свете последних событий в мире и обстановки в АТР. На наш взгляд, иметь армию, которая называется силами самообороны и не оснащена оружием массового поражения - это, во-первых, не означает, что ею можно воспользоваться, во-вторых, в свете современной обстановки в мире это стало практически необходимостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Японии //http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/document/ show.action; jsessionid=115E14EC530D3A611BF63DlCB8138FEE?document. id=14438.

2. Шлындов А. Вооруженные силы Японии // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №4. С. 21-34.

3. Там же.

4. Budget of Japan 2007 'Г')к 19^|':!i \'VlH http://www.mof.go.jp/jouhou/syukei/ hi 9/h 19top.htm.

5. Japan successfully test fires its first Raytheon-built Standard Missile-3 // http:// www.raytheon.com/newsroom/feature/sm3_ 12-17.

6. Military budget of the United States // http://en.wikipedia.org/wiki/United_States_ Department_of_Defense.

7. Office of Trade and Industry Information, Manufacturing and Services, International Trade Administration, U.S. Department of Commerce // http://tse.export.gov/ NTDChartDisplay.aspx?UniqueURL=u2gb5o45fwrohd45ofhnjx45-2008-5-2-6-36-39.

8. Shah A. World Military Spending // GlobalIssues.org, Last updated: Saturday, March 01, 2008 // http://www.globalissues.org/Geopolitics/ArmsTrade/Spending. asp. 34

9. Taniguchi T. Why Japan went ballistic //http://www.atimes.com/atimes/Japan/ FD29Dh01.html. 35

10. ^^19^/^x1571% // http://www.clearing.mod.go.jp/hakusho_data/2007/2007/

pdf/index.html. Белая книга no обороне Японии (2007 г.). 8.

Jnastasia U. Sutkovskaija Nikolai J .jFokin

Contemporary tendencies of Japanese military forces development: economic aspects

The article analyzes contemporary tendencies of Japanese military forces development from economic point of view. Authors review four new tendencies. The first one is reformation economic and legislative base of military development. The second concerns shift from trade ties to productive and innovative development cooperation with USA. The third tendency is restructuring of defense economics. The last one connected with «private corporatization» of research and development in defense technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.