Научная статья на тему 'Современные тенденции развития виртуальной культуры на примере многоаспектного феномена - веб-сайт музея'

Современные тенденции развития виртуальной культуры на примере многоаспектного феномена - веб-сайт музея Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
625
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калатура Ю. Ю.

Что представляет собой виртуальный музей, основные проблемы понимания этого феномена и вопросы его функционирования в современной системе модернизации музейного дела и эволюции Интернет пространства попытаемся выяснить в этой статье, целью которой является систематизация данных по этой теме научных изысканий отечественных исследователей в области виртуальной культуры и собственно виртуальных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития виртуальной культуры на примере многоаспектного феномена - веб-сайт музея»

труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Список литературы:

1. Лазарев А. Д., Чирун С.Н. Социология молодежи. - Кемерово: Куз-ГТУ, 2006.

2. Волков Ю.Г., Добренков В.И. Социология молодежи. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

3. www.rumetrika.rambler.rU/review/0/4145.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ МНОГОАСПЕКТНОГО ФЕНОМЕНА - ВЕБ-САЙТ МУЗЕЯ

© Калатура Ю.Ю.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Что представляет собой виртуальный музей, основные проблемы понимания этого феномена и вопросы его функционирования в современной системе модернизации музейного дела и эволюции Интернет пространства попытаемся выяснить в этой статье, целью которой является систематизация данных по этой теме научных изысканий отечественных исследователей в области виртуальной культуры и собственно виртуальных музеев.

В современном мире, на мой взгляд, все более рациональным становится обращение к виртуальному пространству. Идет активное его использование обществом в целях получения и последующего применения информации, необходимой человеку нынешнего поколения в быту или в профессиональ-

* Аспирант кафедры Культурологии.

ных целях. Таким образом, виртуальная реальность становится неотъемлемой частью жизнедеятельности для многих из нас. У человека XXI века возникает необходимость в развитии разного рода электронных источников информативного и развлекательного характера, которая побуждает специалистов многих областей науки к разработке, внедрению и постепенному улучшению качества специальных программ, технологических инноваций, способных обеспечить доступ к востребованным услугам виртуального мира.

Компьютерные технологии используются во многих областях научной и практической деятельности: в медицине, военном деле, криминалистике, метеорологии, образовании. Наряду с другими сферами жизнеобеспечения человека, в которых происходят революционные изменения в связи с активным развитием глобальной электронной технологической информатизации, модифицируется и культурная среда. Одним из важных новшеств, занявших значимую нишу в культурной жизни нашей страны и за рубежом, стал такой феномен как виртуальный музей - тип веб-сайта, оптимизированный для экспонирования музейных материалов из самых различных областей (от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий) [1].

Первые виртуальные (веб-сайт) музеи стали появляться в Интернете с 90-х годов XX века. Сначала они были только сетевыми представительствами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт музеи [1].

Одним из первых, кто смог распознать и предугадать перспективность данного вида технологических новшеств, стал американский предприниматель и разработчик в области электронно-вычислительной техники, основатель Шсгобой - ведущей компании в мире в сфере программного обеспечения - Билл Гейтс.

В русскоязычном Интернет пространстве в 1996 году возник сервер «Музеи России», - www.museum.ru - который изначально представлял обширнейшую справочную информацию о большинстве отечественных музеев. До этого времени в нашей стране еще не было серьезных коммерче -ских каталогов и справочных систем в сети, созданных специально для презентации наследия и деятельности русских музеев. Тогда же возникли и многие музейные сайты в России.

На рубеже 1990-2000-х. гг. велась полемика по поводу правомочности применения термина «музей» «по отношению к собранию изображений на электронных носителях» [2], а также об их воздействии на музейное дело. Для многих участников дискуссий было характерно преувеличение, абсолютизация значения виртуальных музеев, которые якобы могут заменить реальные. И с некоторыми доводами можно полностью согласиться. Например, известный современный музейный проектировщик Т.П. Поляков, свое несогласие с введением в теорию и практику музейного дела понятия

«виртуальный музей» приводит следующее объяснение: «Музей - это не абстрактный «институт социальной памяти». Музейная информация вещественна, предметна... Музейного предмета здесь (замечание от автора статьи: имеется в виду в случае с виртуальным музеем) нет, и, следовательно, называть этот электронный феномен музеем можно только в метафорическом смысле. Здесь отсутствует проблема сохранности предмета (точнее переводится в иную плоскость и носит чисто юридический характер), поскольку отсутствует сам музейный предмет» [9, с. 209]. Тем не менее, в начале XXI века понятие «виртуальный музей» прочно вошло в лексикон пользователей Интернет пространства и музейных специалистов, и возобладал разумный, взвешенный взгляд на это явление: виртуальные музеи, не заменяя реальные, могут предоставлять максимально широкий доступ к информации о культурном наследии широкому кругу пользователей, служить экспериментальной площадкой для музейного проектирования [2]. Кроме того, на сегодняшний день одной из главных задач специалистов по разработке и внедрению современных компьютерных технологий в музейную деятельность является привлечение посетителей из «виртуального музея» в реальный, представить веб-сайт музеи как связующее звено ме^ду «виртуальной реальностью» и «реальным музеем». Теоретическая разработка проблем взаимодействия музеев и информационных сетей осуществлялась и продолжает реализовываться в нашей стране A.B. Лебедевым, Л.Я. Нолем, H.A. Кононыхиным и другими.

Значительное место в области изучения данной темы занимают теоретические и эмпирические данные, которые приводит в различных научных источниках доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии Министерства культуры РФ и РАН A.B. Лебедев. Он провел полновесные исследования, которыми на сегодняшний день может пользоваться и профессионал, основательно занимающийся темой представительств реально существующих и виртуальных музеев, и любитель, желающий ознакомиться с научными сведениями по данному вопросу с целью правильного выбора подобных сайтов в Интернет. В своих статьях доктор искусствоведения приводит анализ своих исследований и дает как общую картину состояния указанных феноменов сетевой культуры на сегодняшний день, так и свои взгляды относительно их перспектив на будущее.

По мнению A.B. Лебедева, действительно виртуальным музеем можно назвать только те сайты, которые построены по определенному принципу: «сделанные по законам музейного проектирования», которое предусмат-ривает наличие научной концепции, «концепции дизайна» (которая представляет собой архитектурно-художественную систему) и «связующего их экспозиционного сценария» [4]. Как утверждает A.B. Лебедев, музеи, выстроенные по такой структуре, существуют, хотя их пока немного.

Но это объяснение доктора искусствоведения не дает полное представление, что же на самом деле считать виртуальным музеем человеку мало знакомому с этим феноменом Интернет-технологий. Кроме того, когда мы вводим по ключевым словам «виртуальный музей» любая поисковая система в Интернете выдает нам множество сайтов, где эти слова задействованы. При просмотре этих сайтов возникает желание разобраться в том, «что есть что», и навести некоторый порядок. Здесь нам может помочь разграничение представленных в сети музейных сайтов по специфике их функционирования и работы с ними, а также по целям и базе их создания. Так, многие исследователи феномена виртуального музея, среди них A.B. Лебедев, приводят два типа музейных сайтов, существующих в современном Интернете:

- представительства реально существующих музеев;

- собственно виртуальные музеи.

Называются все они пока одинаково: виртуальные музеи.

Сайты реальных музеев весьма многочисленны и популярны. Они обеспечивают Интернет пространство информацией о многих музеях мира, их экспозициях, выставках, каталогах, месте расположения, времени работы и разных мероприятиях, т.е. традиционный сайт реально существующего музея есть лишь техническое средство для распространения музейной информации и в некотором роде реклама. Актуализация, дополнения и «обратная связь» делают музейный сайт живым и интересным для повторных посещений, а сам он становится самостоятельной музейной формой. Сайт музея совершенствует и научную работу, проводимую сотрудниками, придает ей новые формы. В сети можно представить информацию о коллекциях музея, публиковать научные работы, предоставлять доступ к музейной базе данных и т.п.

Относительно исследований различного рода сайтов-представительств реальных музеев можно выделить следующую структуру их построения:

- информация о возможности посещения;

- история музея;

- коллекции и отдельные предметы;

- постоянная экспозиция музея;

- выставки;

- образовательные программы;

- научная информация.

При этом коллекции и история музея представлены повсеместно, информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки - заметно реже, образовательные программы и научная информация - в единичных случаях [5, с. 341].

Собственно виртуальные музеи встречаются в Интернет пространстве реже, их куда меньше, чем представительств реально существующих музеев, но последнее время их становится все больше.

Виртуальные музеи и Интеренет-представительства реального музея -это разные организации. Отличительным фактором виртуального музея выступает, прежде всего, то, что он является не только носителем той или иной информации, но и ее первоисточником, а организационно его не существует (при этом он является музеем, поскольку подходит по всем ха-рактеристикам данного социально-культурного явления). Важным остается и то, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и систему, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для него служит реальный музей и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.), а что-то каждый привносит свое, создавая свой особый виртуальный музей [6].

Особенностью виртуального музея является и то, что зритель (пользователь) превращается в участника этой «новой реальности», здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея [3]. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время, без ограничений на период пребывания в музее для просмотра экспонатов, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо боль -ше, чем у реального. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой «сценарий»: это его структура, план и т.д., но инициатива при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому человеку [6].

Основными критериями, которым должны удовлетворять виртуальные музеи являются: репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, (исключающие искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, эпохе) и многослойно сть представленной информации, подходящей для разных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.

Таким образом, виртуальный музей можно назвать удачным примером применения Интернет-технологий для решения проблемы широкого, быстрого и легкого доступа к различного рода экспонатам, представляющим историческую и культурную значимость, вызывающим интерес у зрителей. Задача виртуального музея, как и реального, - помочь людям, оторванным географически от музейных центров, сформировать свою систему ценностей вне зависимости от того, где они проживают, таким образом, виртуальный музей несет не только информационную функцию, но также образовательную, ценностно-эстетическую.

Однако при посещении виртуального музея возникает вопрос, адекватно ли впечатление от виртуальной экскурсии впечатлению от реальной?

В связи с этим приведем результаты опроса на тему: «Считаете ли Вы, что виртуальный музей может заменить обычный?», который проводился среди посетителей Белгородского государственного художественного му-

зея в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и неполным высшим образованием разного пола и профессиональной принадлежности. Итоги следующие:

- «ДА» ответило 13 % респондентов,

- «НЕТ» - 73 %

- «НЕУВЕРЕН» - 10 %

- «НЕ ЗНАЮ» - 4 %.

Прежде всего, эта статистика относится к виртуальным музеям, берущих за основу специфику художественных музеев. Несомненно, для того чтобы познакомиться с тем или иным музейным экспонатом и тем более понимать суть и выделить технические характеристики произведения изобразительного искусства необходимо видеть его в реальном времени и пространстве: восприятие совершенно иное (это как разница ме^ду подлинником картины и ее копией). Виртуальный музей в данном случае может явиться источником информации о существовании конкретного произведения искусства и вызвать желание ознакомиться с ним в реальном варианте.

Подводя итог, можно утверждать, что функционирование такого социально-культурного института как музей на сегодняшний день существенно модернизируется, что связано с изменением самой музейной среды и необходимостью расширения рамок действия музеев, которым теперь доступно виртуальное пространство и глобальная репрезентация. Все приведенное заставляет активизировать усилия специалистов в области технической проработки специфических вопросов относительно современной музейной деятельности.

В связи с этим можно предположить, что технология музейных сайтов и в дальнейшем будет играть важную роль в развитии музейного дела в нашей стране и за рубежом.

Список литературы:

1. Виртуальный музей [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. - URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ Виртуальный музей.

2. Виртуальный музей [Электронный ресурс] // Электронное издание «Культурное наследие». Copyright (с) Российская сеть культурного наследия. - URL: http://www.rchn.org.ru.

3. Кононыхин Н. Музеи в Интернет и виртуальные музеи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russ.ru/

4. Лебедев A.B. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 108-130. - (На пути к музею XXI века).

5. Лебедев A.B. Художественные музеи России в Интернет. Итоги и перспективы // Материалы конференции EVA 98, Москва - М., 1998. - С. 341-345.

6. Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет // Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ - Новосибирск, 2005. - С. 161-172.

7. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее: учебное пособие. -М., 1999. - С. 92-93.

8. Поваляев Е. Виртуальные музеи в Интернет // КомпьютерПресс. -2000. - № 9.

9. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» - 2 / М-во культуры РФ. Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Рос. ин-т культурологи. - М., 2003 - С. 209.

СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ

© Кудинова И.Ю.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В обзоре представлены исследования сибирских городов, выполненные в начале 21 века, причем, особое внимание уделено исследованиям в рамках нетрадиционных для сибирской урбанистики культурологических парадигм: знаково-символической и аксиологической. Отмечен потенциал актуальных концепций креативного города и креативного класса для преодоления фрагментарности культурологического исследования города.

В настоящее время большинство исследований сибирского города находятся в проблемном поле исторической урбанистики. Традиционными являются исследования отдельных ракурсов городской истории, культурное наследие города. Характерным примером могут служить исследования Красноярска, которые сосредоточены вокруг следующих основных направлений: городская историография (в том числе, краеведческие очерки), деятельность отдельных социальных слоев и исторических персон. В этих работах большинство авторов рассматривает исторические периоды до начала 20 в. [1, 2, 3 и др.].

Между тем, культурологический подход к изучению города предпола-гает целостное изучение городской среды [4, 5]. В этой связи представляется актуальным аксиологический подход, который обладает большими возможностями методологического синтеза. Резун Д.Я., авторитетный сибирский урбанолог, указывает, что на современном этапе перспективными являлись бы работы, в которых исследуются «механизмы взаимодействия социального лидера с другими слоями и группами городского населения», «рассмотрение вопросов городской культуры и городского менталитета как социальной сущности горожанина». Резун Д.Я., употребляя в обзоре

* Старший преподаватель кафедры Журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.