Научная статья на тему 'Виртуальный музей как эффективный инструмент сохранения культурного наследия и развития музейных систем'

Виртуальный музей как эффективный инструмент сохранения культурного наследия и развития музейных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1564
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ / МУЗЕЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / ТРЕХМЕРНЫЙ / ИНТЕР АКТИВНЫЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / VIRTUAL / MUSEUM / RECONSTRUCTION / INFORMATION / 3D-MODELLING / INTERACTIVE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петрова Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются закономерности развития информационных технологий в музейном деле и появление нового вида экспозиционного пространства виртуального музея. Изучаются особенности таких информационных систем, а также применяемые в них методики виртуальных реконструкций и трехмерного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual museum as an eff ective tool for cultural heritage conservation and museum development

Th e main concern of the paper is development of information technologies in museology and appearance of a new type of exposition, namely a virtual museum. It focuses on special features of museum as an information system and tools for virtual reconstruction and 3d-modelling.

Текст научной работы на тему «Виртуальный музей как эффективный инструмент сохранения культурного наследия и развития музейных систем»

УДК 069:002

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 3

Ю. А. Петрова

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ СИСТЕМ

Современные музейные информационные системы: особенности, функции, закономерности развития

Развитие информационных технологий в XX в. оказало существенное влияние на все сферы жизни общества, в том числе культуру и искусство. Постепенно информационные системы заменяют собой бумажные носители: картотеки, рубрикаторы, архивы, оттесняя на второй план менее эффективные традиционные «ручные» методы работы с данными.

В привычном понимании музей представляет собой систематизированное собрание и хранилище объектов, представляющих историческую и культурную ценность, достаточно консервативное и не подверженное существенному влиянию технологических инноваций учреждение культуры. В более широком понимании музей трактуется как социо-культурный центр, к функциям которого относятся, в том числе, образование, воспитание, организация свободного времени [1, с. 319-329].

На практике в музейной деятельности, впрочем, также как и в сфере культуры и искусства в целом, ощущается потребность модернизации сложившегося порядка и внедрения новых современных методов работы как с коллекциями, так и отдельными экспонатами. Сегодня музей как социо-культурный центр выходит за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения. Музейная деятельность направлена на осуществление более широких программ, которые позволят усилить воспитательную роль, активнее принимать участие в жизни общества и организации досуга. Привлечение интереса к культурным проектам, особенно в молодежной среде, трудно представить без учета специфики технологической коммуникации современного общества. Во всех сферах проектной, научной, творческой деятельности на первый план выходят технологии компьютерной графики, виртуальных реконструкций, трехмерного моделирования — разнообразных интерактивных приемов, активно применяемых в информационных системах не только развлекательного, но и обучающего и развивающего характера.

Очевидно, что современному музею не только необходимо, но и эволюционно естественно представительство в сети интернет. Виртуальная информационная система обеспечивает социальную функцию музея за счет своей доступности и открытости широкому кругу посетителей. Особенно важной представляется возможность для семейных «посещений», своеобразных и разнообразных домашних уроков, занятий с родителями, для организации дистанционного обучения и для социализации маломобильных групп населения, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями. Инновационный подход к обучению, формирование новых образовательных программ, альтернативные методы подачи материала могут существенно разнообразить

© Ю. А. Петрова, 2012

132

школьные и вузовские образовательные программы. Применение интерактивных технологий и творческого игрового подхода в обучении может повысить интерес к музейным проектам в молодежной среде, возможно, даже в определенной мере повлиять на организацию свободного времени современных подростков [2, с. 75].

Виртуальные версии музейных композиций все чаще становятся самостоятельными информационными ресурсами, которые не только знакомят с реальной музейной коллекцией, но и расширяют ее. Виртуальный музей постепенно становится новой формой выставочного пространства, он может дополнять реальную экспозицию, а может, и выступать музейным центром, не имеющим реального аналога.

Перемены в музейной деятельности связаны с расширением музейной коммуникации, а также с развитием интегрированных проектов. Создание полноценной информационной системы невозможно без привлечения квалифицированных специалистов различных областей знаний: это музейные сотрудники, художники, дизайнеры, специалисты в области информационных технологий, а также специалисты в области менеджмента и продвижения проектов. Для решения разнообразных задач, встающих перед музейным сообществом, необходимо совместное участие разнопрофильных организаций, развитие партнерских отношений. В новой среде формируются и укрепляются связи между музеями и другими участниками проектов: учебными заведениями, аналитическими информационными центрами, музейными союзами и ассоциациями, административными структурами [3, с. 96-99].

Таким образом, происходит постепенный переход от понимания виртуальной версии музея как учетной базы данных или ознакомительного сайта к масштабной электронной композиции, а затем к самостоятельному информационному ресурсу, предоставляющему полную информацию о проекте и предлагающему разнообразные методы работы с информационным контентом. Существует тенденция дальнейшего развития музейного дела в сторону интерактивности экспозиций и широкого использования современных средств отображения информации [4, с. 35]. Виртуальный музей в полной мере соответствует этому направлению, по сути являясь инструментом интерактивного информационного взаимодействия с пользователем.

Понятие виртуального музея

Музейные сайты, представленные в сети, можно условно разделить на две группы: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Первый вид информационного ресурса дополняет реальный музей, несет ознакомительную, рекламную и популяризационную функции. Понятие виртуального музея остается достаточно размытым. Четкой формулировки его определения и функций на данный момент не существует [2, с. 79]. Между тем очевидно, что виртуальный музей значительно отличается от электронного альбома, базы данных или справочника. Согласно позиции современных исследователей в этой сфере, виртуальными музеями следует называть "только сайты, сделанные по законам музейного проектирования. Оно предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции (применительно к интернет последнюю точнее было бы назвать «концепцией дизайна") и связующего их экспозиционного сценария» [2, с. 80]. Созданию виртуального музея должно предшествовать написание научной концепции и разработка дизайнерского решения. Виртуальный музей — это не просто электронная версия экспонатов реального музея, но и расширение и дополнение экспозиции

133

(например, несохранившимися объектами, утраченными или сильно видоизмененными), переосмысление или подача материалов в новом видении, соответствующем заявленной концепции, вплоть до обеспечения визуального виртуального путешествия во времени и пространстве, применительно к тому или иному рассматриваемому экспонату.

Виртуальный музей в силу своего экспериментального характера способен в определенной мере повлиять на развитие реального музея, способствовать переосмыслению музейной деятельности. Технологические особенности виртуального музея: строгая структура, эффективная навигация и быстрый поиск информации по разработанной базе данных, доступность — обеспечивают информационную поддержку музейного проекта.

Методы и приемы, используемые при проектировании виртуальных музеев

Виртуальные технологии предоставляют ряд инновационных технологических возможностей по созданию интерактивной, удобной и эффективной в использовании информационной системы.

Наиболее очевидным является создание электронной экспозиции музея, открывающей доступ к виртуальным копиям экспонатов — в случае, если речь идет о виртуальном представительстве реального музейного проекта. Очень часто информация, представленная на подобных сайтах, служит скорее для привлечения посетителей в реальный музей, чем для виртуального ознакомления с коллекциями [2, с. 76-78].

Другой вариант относится к ситуации, когда виртуальный информационный ресурс не имеет реального аналога. Многие масштабные архитектурные и средовые объекты в силу финансовых, временных и других обстоятельств не могут быть музеефициро-ваны. Часто объекты культуры и искусства по разным причинам оказываются безвозвратно утраченными или сильно видоизмененными. В таких случаях незаменимым методом становится виртуальная реконструкция, результаты которой в дальнейшем могут стать основой для проектирования виртуального музея.

Виртуальная реконструкция позволяет создавать компьютерные модели различной сложности: это могут быть отдельные небольшие экспонаты, памятники, исторические планы и карты, здания и архитектурные ансамбли, городские районы и пригородные ландшафты. Работа в виртуальной среде не ограничена физическими рамками помещений и не требует огромных финансовых и временных затрат, необходимых для возведения или перестройки масштабных объектов. Значительным преимуществом виртуальной реконструкции является работа с виртуальной версией объекта, на основе которой отрабатываются возможные варианты, происходит поиск компромиссных решений в вопросах реконструкции или реставрации объекта.

К инструментам виртуального проектирования можно отнести:

— двухмерное и трехмерное моделирование;

— создание интерактивных карт;

— создание интерактивных панорам;

— проектирование виртуальных экскурсионных программ;

— проектирование игровых туров.

Технология трехмерного моделирования изначально применялась в архитектурной деятельности, поэтому и в настоящее время она наиболее эффективна там, где объектом интерпретации являются архитектурное сооружение или его части [4, с. 31].

134

Результатом данного этапа работы является виртуальная модель, которая в дальнейшем может быть представлена как статичное изображение, видеоролик, интерактивное изображение или одна из составляющих виртуальных экскурсионных программ и игровых туров.

Очень важно понимать, что программы трехмерной графики, в которых осуществляется моделирование, представляют собой лишь инструмент для виртуальной реконструкции. Как и в любой другой сфере проектирования, важно разработать корректную методику применяемого подхода. В настоящее время технологии виртуальных реконструкций не до конца изучены и проработаны, но исследователи сходятся во мнении, что виртуальная модель должна быть основана на исторических иллюстративных материалах, аутентичных изображениях, исторических описаниях, архивных сведениях и материалах археологических исследований [5]. Такая технология подразумевает максимальное соответствие разработанных моделей их историческим аналогам. Начальный этап реконструкции включает в себя подробное исследование памятника, изучение исторических материалов, сведений об объекте, содержащихся в музейных фондах и архивах. Примером такого подхода может служить разработанная в рамках проекта «Виртуальный музей дельты Невы» трехмерная модель Петровских ворот (рис. 1).

Рис. 1. Реконструкция Петровских ворот начала XVII века.

Основа для реконструкции — фрагмент панорамы А. Ф. Зубова «Санкт-Петербург» (Материалы проекта «Виртуальный музей дельты Невы» (философский факультет СПбГУ, кафедра музейного дела и охраны памятников; факультет искусств СПбГУ, Институт искусств)).

Виртуальные реконструкции позволяют воссоздать не только сам памятник, но и окружающую среду, почувствовать пространственно-временные условия его существования, оценить изначальный замысел художника или архитектора. Для решения таких задач могут использоваться технологии интерактивных карт и панорам.

Интерактивная карта как элемент интерфейса информационной системы в значительной мере упрощает и делает более эффективной работу пользователя с масштабными реконструированными средовыми объектами. Примерами могут служить карты городов и исторических ландшафтов с нанесенными на них памятниками (рис. 2). Интерактивная карта может отображать современное состояние объекта или соответствовать определенному временному периоду (рис. 3).

135

Рис. 2. Интерактивная карта как элемент интерфейса виртуального музея (Материалы проекта «Создание интерактивной карты «Исторический ландшафт древнего Новгорода» (факультет искусств СПбГУ, Институт искусств)).

Рис. 3. Интерактивная карта Петровского Петербурга и подоснова для реконструкции — «План города Ст. Петербурга в царствование государя императора Петра Великого

около 1714 и до 1725 года. Восстановленный приблизительно на основании подлинных сведений и чертежей. 1839» (Материалы проекта «Виртуальный музей дельты Невы»).

Еще одним эффективным инструментом виртуальной реконструкции являются интерактивные панорамы. Они могут быть созданы на основе разработанных трехмерных моделей или «собраны» из фрагментов иллюстративного материала. Интерактивные

136

панорамы, в зависимости от сложности исполнения, могут представлять собой целые экскурсионные туры, наполненные экспонатами, по каждому из которых пользователь может получить сведения в процессе ознакомления с предложенной виртуальной программой. Такая технология позволяет передать атмосферу эпохи, в которой разворачивается действие (рис. 4).

Рис. 4. Пример интерактивной панорамы — Верхняя набережная (современная Дворцовая набережная), 1720-е гг.

(Материалы проекта «Виртуальный музей дельты Невы»).

В современной реставрационной практике виртуальные реконструкции используются для визуализации утраченных элементов и внешнего облика памятника в различные временные периоды без внесения изменений в существующее состояние объекта. В образовательной сфере технологии виртуальной реконструкции используются при создании новых образовательных программ и обучающих интерактивных туров. Виртуальные реконструкции позволяют эффектно показать памятники культурного наследия, а также наглядно, в игровой форме, продемонстрировать самые различные исторические события и объекты.

Несмотря на довольно больший опыт в практике применения технологии виртуального моделирования, методы самой реконструкции остаются недостаточно проработанными с точки зрения их стандартизации и научного подхода. Но хотя в применении экспериментальных методов виртуального проектирования остаются сложности, реконструкции являются неотъемлемой частью виртуальной музейной среды.

Обобщая изложенный материал, можно вывести следующие основные преимущества виртуального музея как полноценного и эффективного инструмента сохранения культурного наследия и развития музейных систем:

— комплексный подход:

— наглядность экспозиционных материалов;

— информация доступность;

— возможность межмузейного обмена информацией и интеграции нескольких музейных проектов;

— экспериментальный характер системы, возможность переосмысления концепции реального музейного проекта;

137

— возможность эффективной работы с масштабными средовыми объектами;

— поиск компромиссных решений в вопросах необходимости реконструкции или реставрации памятников культуры и искусства;

— возможность создания комплексных виртуальных реконструкций утраченных или видоизмененных объектов культуры и истории;

— интерактивное взаимодействие пользователя с системой;

— применение игрового подхода;

— возможность воссоздания исторической среды, отражающей дух времени, характер эпохи.

Литература

1. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. — 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004.

2. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. Н. А.Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999..

3. Ноль Л. Я. Информационные технологии в музейной деятельности. Программа курса для специальности № 02.10.00 «Музеология».

4. Лебедев А. В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Российское экспертное обозрение. 2007.

5. Кальницкая Е. Я. Трехмерное моделирование как новый инструмент историка архитекту-ры.URL: http://conf.cpic.ru/upload/eva2005/reports/tezis_725.doc (дата обращения: 03.03.2012).

Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.