Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой маркетинг / поисковая оптимизация / поисковый маркетинг / контент-маркетинг / маркетинг в социальных сетях / PPC-реклама / партнерский маркетинг / E-mail-маркетинг / digital marketing / search engine optimization / search engine marketing / content marketing / social media marketing / PPC advertising / affiliate marketing / E-mail marketing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова Зарема Рамазановна

В статье рассмотрены основные предпосылки и причины развития цифрового маркетинга и современные тенденции его развития в России. Отдельно проведен анализ основных инструментов цифрового маркетинга: поисковая оптимизация, поисковый маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, PPC-реклама, партнерский маркетинг и E-mail-маркетинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING IN RUSSIA

The article considers the main prerequisites and reasons for the development of digital marketing and current trends in its development in Russia. The main tools of digital marketing are analyzed separately: search engine optimization, search engine marketing, content marketing, marketing in social networks, PPC advertising, affiliate marketing and E-mail marketing

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ»

6. Суворова, В.В., Андросова, Е.В. Теоретико-методологические аспекты оценки структурных элементов интеллектуального потенциала на основе модели результатов научной деятельности // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 3. - С.39-44.

7. Третьякова, Т.И. Индекс интеллектуального развития как интегрированный показатель оценки интеллектуального потенциала в современной рыночной экономике // Вестник СамГУ. - 2014. - № 8 (119). -С.228-234.

8. Хаджалова, Х.М. Образовательный потенциал: понятие, содержание, методика оценки // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2021. - № 4. С. - 69-73.

9. Шитов, С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №4. - С. 35-41.

УДК 339.138 ББК 65.291.3

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-56-60

Мурадова Зарема Рамазановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Muradova Zarema Ramazanovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING IN RUSSIA

В статье рассмотрены основные предпосылки и причины развития цифрового маркетинга и современные тенденции его развития в России. Отдельно проведен анализ основных инструментов цифрового маркетинга: поисковая оптимизация, поисковый маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, PPC-реклама, партнерский маркетинг и E-mail-маркетинг.

Ключевые слова: цифровой маркетинг, поисковая оптимизация, поисковый маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, PPC-реклама, партнерский маркетинг, E-mail-маркетинг.

The article considers the main prerequisites and reasons for the development of digital marketing and current trends in its development in Russia. The main tools of digital marketing are analyzed separately: search engine optimization, search engine marketing, content marketing, marketing in social networks, PPC advertising, affiliate marketing and E-mail marketing.

Keywords: digital marketing, search engine optimization, search engine marketing, content marketing, social media marketing, PPC advertising, affiliate marketing, E-mail marketing.

В настоящее время цифровизация является объективной закономерностью развития современного общества и затрагивает все сферы его существования, в том числе и сферу маркетинга.

Цифровой маркетинг - это маркетинг продуктов и услуг с использованием цифровых каналов для охвата потребителей. Цифровой маркетинг включает инструменты и технологии продвижения интернет-маркетинга. Digital-маркетинг шире интернет-маркетинга, так как включает каналы, не требующие использования интернета. Сюда относятся: ТВ-реклама (только цифровые каналы), приложения, SMS-рассылка, «второй экран» или second screen технологии, синхронизация с интернет-рекламой. Это также устройства, предоставляющие доступ к интернету (компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д.), локальные сети, внутренние сети компаний - экстранет, мобильные устройства, приложения типа WOW-звонков на телефон, цифровое телевидение, интерактивные экраны, POS-терминалы (digital media, которые постепенно вытесняют стандартную наружную рекламу), digital-гаджеты - устройства, которые могут собирать информацию и передавать ее на другие носители, например «умные часы», фитнес-браслеты и другие digital-устройства [4].

Основными предпосылками и причинами развития цифрового маркетинга являются переход потребителей в цифровые каналы, возможность таргетирования, а также возможность обработки больших данных, позволяющих принимать множество маркетинговых решений, то есть цифровой маркетинг-микс (см. рис. 1).

Рис. 1. Основные предпосылки цифровизации маркетинга Переход потребителей от традиционных каналов к цифровым связан с тем, что все большее количество людей проводят больше времени в мобильных устройствах, чем у телевизора.

По данным установочного исследования проекта WEB-Index, в феврале-ноябре 2020 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек или 78,1% населения всей страны старше 12 лет. В среднем за день в интернет выходили 87,1 млн человек или 71,1% населения России. Проникновение интернета в России среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 году превысило 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100%. В группе населения 45-54 лет интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 84,2% россиян, а среди самых старших жителей страны (55+ лет) в интернет выходит только половина - 49,7% [5].

Таргетинг позволяет выделить в интернете из всех пользователей свою целевую аудиторию по определенным критериям, что позволяет

нацеливать свои рекламные сообщения на определенную аудиторию. Это позволяет эффективно использовать рекламный бюджет, то есть получать от рекламных кампаний максимальную выгоду. Таргетинг можно использовать в различных сервисах: поисковой рекламе, контекстной рекламе, баннерах и социальных сетях.

Таргетирование позволяет эффективнее взаимодействовать с целевой аудиторией, которая соответствует определенным критериям. Реклама в традиционных каналах, то есть в прессе и на телевидении, обладает очень широким охватом, и соответственно, высоким уровнем так называемой бесполезной аудитории. Таргетирование позволяет нацелить свои маркетинговые усилия именно на тех потенциальных потребителей, которые могут стать клиентами фирмы. Причем можно не ограничиваться чисто демографическими характеристиками, а ориентироваться на личные качества, стиль жизни, профессиональные характеристики и т.д.

Современные возможности обработки «больших данных» открывают перед маркетологами неограниченные возможности сбора и анализа массивов информации о клиентах, потребителях, включая их демографические, психографические, социальные, поведенческие характеристики и использовать эту информация в целях воздействия на процесс принятия решения о покупке на различных этапах от ощущения необходимости удовлетворения определенной потребности до совершения покупки.

В связи с тем, что пользователи регулярно генерируют данные, открывая различные приложения, совершая покупки в интернете, путешествуя со смартфоном, возникают огромные массивы ценной информации, которую компании собирают, анализируют и визуализируют. BigData буквально переводится с английского как «Большие данные». Этим термином называют массивы информации, которые невозможно обработать с помощью человека или обычного компьютера, их можно обработать только с помощью вычислительной мощности суперкомпьютеров. Анализ BigData позволяет компаниям привлечь больше потенциальных клиентов и увеличить доходы, рационально использовать ресурсы и строить эффективные бизнес-стратегии.

Основные инструменты цифрового маркетинга представлены на рисунке 2.

г "Ч Поисковая оптимизация • Search Engine Optimization (SEO)

E-mail маркетинг • E-mail Marketing

Поисковый маркетинг • Search Engine Marketing (SEM)

Контент-маркетинг • Content Marketing

Маркетинг в социальных сетях • Social Media Marketing (SMM)

РРС-реклама • Pay-Per-Click Advertising

Партнерский маркетинг • Affiliate Marketing

Рис. 2. Основные инструменты цифрового маркетинга

Основными инструментами цифрового маркетинга в настоящее время являются поисковая оптимизация, поисковый маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, РРС-реклама, партнерский маркетинг и Б-шаП-маркетинг. Рассмотрим роль каждого инструмента в отдельности.

Поисковая оптимизация предполагает оптимизацию сайта под поисковики таким образом, чтобы это позволило вывести его на первые позиции при поиске. Увеличение количества людей, которые видят данный сайт в поисковой выдаче, приводит к повышению трафика, что положительно влияет на конверсии, которые преобразуются в продажи.

Поисковый маркетинг - это комплексная деятельность, целью которой является увеличение посещаемости сайта представителями целевой аудитории с помощью поисковых машин. Этот инструмент цифрового маркетинга основан на использовании таких методов, как прямое привлечение целевого трафика ссылками из менее релевантных сайту мест. С помощью поискового маркетинга можно привлечь лишь ту аудиторию, которая сама заинтересована в приобретении товаров и услуг фирмы.

Контент-маркетинг является инструментом построения долгосрочных взаимоотношений с целевой аудиторией на основе создания и распространения релевантного контента. Если у компании есть свой блог, то это способствует привлечению потребителей на 55% больше. Как показывают исследования, 47% покупателей просматривают от 3 до 5 постов, прежде чем купить товар или услугу. Контент-маркетинг может быть эффективен на различных стадиях процесса принятия решения о покупке: осознание проблемы, поиск решения, рассмотрение вариантов и покупка.

Маркетинг в социальных сетях - это инструмент цифрового маркетинга, который предполагает диалог социальной группы и предмета маркетинга компании, это работа в сообществах, охватывающих целевую группу пользователей. В настоящее время аудитория социальных сетей сопоставима с аудиторией телевизионных каналов. Кроме того, здесь эта аудитория гораздо активнее и внимательнее. Маркетинг в социальных сетях не обладает мгновенным эффектом, но дает долгосрочный результат при условии целевого и правильного использования, а также при незначительных затратах возможен огромный эффект.

РРС-реклама - это одна из самых эффективных моделей онлайн-рекламы, которая заключается в следующем: рекламные объявления, деньги за которые снимаются с рекламного бюджета только тогда, когда потенциальный клиент кликает по рекламе и переходит на продвигаемый сайт, интернет-магазин или другой онлайн-ресурс. Это позволяет оптимизировать расходы на интернет-продвижение, так как рекламодатель платит только за целевые действия пользователей, которые с высокой вероятностью могут стать реальными покупателями.

Партнерский маркетинг как инструмент цифрового маркетинга предполагает метод продвижения бизнеса в сети, в котором партнер получает вознаграждение за каждого посетителя, подписчика, покупателя или продажу, осуществленные за счет его усилий. Партнерский маркетинг позволяет получить дополнительный источник дохода со своих соцсетей, блога или других каналов коммуникации. В настоящее время тренд на партнерский маркетинг растет в связи с тем, что затраты небольшие, а конверсия в покупку может быть высокой.

E-mail -маркетинг является наиболее распространенным инструментом цифрового маркетинга, который позволяет привлекать новых клиентов, удерживать существующих клиентов и повышать лояльность к бренду с помощью E-mail- рассылок.

Таким образом, самой главной тенденцией развития цифрового маркетинга на современном этапе является огромное количество и разнона-правленность явлений, способных качественно менять суть маркетинговой деятельности. Использование цифрового маркетинга позволит современным компаниям привлекать потенциальных потребителей и выстраивать с ними долгосрочные отношения, будет способствовать росту лояльности и доверия к торговой марке, будет обеспечивать индивидуализированный подход к клиенту с учетом изменений в его потребительских предпочтениях. На наш взгляд, наиболее важными направлениями приложения усилий становится постепенное включение новых инструментов в деятельность все большего количества компаний и интегрирование «традиционных» и новых видов маркетинговых коммуникаций.

Список литературы:

1. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг: учебник для бакалавров / М.В. Аку-лич. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. -352 с.

2. Кочеткова, Е.С. Эффективность современных инструментов интернет маркетинга / Е.С. Кочеткова, Е.А. Семенов // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 25. - С. 982-986.

3. Цифровой маркетинг: обзор каналов и инструментов / Д. А. Шевченко // Практический маркетинг. - 2019. - № 10(272). - С. 29-37.

4. Шевченко, Д.А., Шевченко, Д.Д. Цифровой маркетинг-микс. Учебник. М.:- ЛитРес. Издательские решения. - 2021.

5. Аудитория интернета в России. - URL: https://media-scope.net/news/1250827/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.