Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несмелов Павел Вячеславович, Лаврова Мария Сергеевна, Сиворонов Дмитрий Иванович

В научной статье авторами предпринята попытка обосновать современные тенденции развития тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несмелов Павел Вячеславович, Лаврова Мария Сергеевна, Сиворонов Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TACTICAL AND SPECIAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the scientific article, the authors attempt to substantiate the current trends in the development of tactical and special training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-323-325 © П.В. Несмелов, М.С. Лаврова, Д.И. Сиворонов, 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Павел Вячеславович Несмелов,

заместитель начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: pvnsb@mail.ru; Мария Сергеевна Лаврова, инспектор отделения социально-правовой защиты отдела социальной работы УРЛС Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Дмитрий Иванович Сиворонов, слушатель 862 учебного взвода Института психологии служебной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. В научной статье авторами предпринята попытка обосновать современные тенденции развития тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, образовательные организации МВД России, новые методы преподавания и обучения, практико-ориентированное обучение.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TACTICAL AND SPECIAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Pavel V. Nesmelov,

Deputy Head of the Department of Law Enforcement Activities in Special Conditions of the Educational and Scientific Complex of Special Training,

Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Maria S. Lavrovа,

Inspector of branch of social and legal protection Department of social work URLS Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Dmitry I. Sivoronov,

Student of 862 training platoon Institute of psychology of service activity of the Department of internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In the scientific article, the authors attempt to substantiate the current trends in the development of tactical and special training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords: tactical and special training, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, new methods of teaching and learning, practice-oriented training.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Несмелов П.В., Лаврова М.С., Сиворонов Д.И. Современные тенденции развития тактико-специальной подготовки в образовательных организациях системы МВД России. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):323-5.

Современное информационное общество имеет свойство стремительного развития. И органы внутренних дел также должны «идти в ногу» со временем. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров, способных в короткий срок организовать пресечение массовых беспорядков, осуществить розыск и поиск особо опасных преступников

с минимальным ущербом, как для граждан, так и для самих сотрудников, является первоочередной задачей образовательных организаций МВД России.

В связи с указанной задачей в процессе реализации учебной программы «Тактико-специальная подготовка» значимыми являются разработка новейших методов преподавания и обучения

[4, с. 341-345], внедрение современных проектов и технологий, а также формирование психологической устойчивости сотрудников [2].

Мы знаем, что огромное влияние на качественную подготовку обучающихся оказывают знания и опыт профессорско-преподавательского состава. В большей степени значима не столько теоретическая база, сколько практические умения и навыки, полученные в ходе многолетнего опыта работы в процессе планирования комплекса действий по пресечению массовых беспорядков и поиске особо опасных преступников, при осуществлении мероприятий в условиях чрезвычайного и военного положения.

Также следует отметить, что для организации практико-ориентированного обучения, обмена опытом работы, изучения новых средств и методов преподавания, поиска новых идей развития, подготовки высококвалифицированных кадров необходимо повысить и расширить взаимодействие с практическими органами и подразделениями МВД России, образовательными организациями не только системы МВД России, но и других силовых ведомств, для наиболее эффективной подготовки будущих специалистов. Поскольку передача накопленных знаний и ресурсов является необходимым условием подготовки грамотных и высококвалифицированных кадров.

Сегодня информационные технологии совершенствуются ежеминутно, что дает почти безграничные возможности их применения в разнообразных сферах жизнедеятельности. Преступники находят все больше и больше способов для совершения преступлений. Они стараются обогнать общество и силовые ведомства в своем развитии.

Органы внутренних дел, в свою очередь, все более часто используют новейшие технологии для противодействия особо опасным преступникам, при пресечении массовых беспорядков, для защиты жизни и здоровья граждан. Внедрение высоких технологий, направленных на борьбу с преступниками, влечет необходимость переподготовки профессорско-преподавательского состава для последующей работы и обучения будущих специалистов с использованием новейших средств [6].

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информаци-

онной структуры. Информация становится ценным ресурсом и приобретает важное значение во всех сферах жизнедеятельности общества. Безусловно, и в органах внутренних дел. Ведь увеличивается количество криминальных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В связи с указанной тенденцией все более значимой и актуальной становится задача обеспечения информационной безопасности.

Как известно, тактико-специальная подготовка включает в себя два раздела: общий и специальный. В общем разделе изучается топография, действия сотрудников органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций, а в специальном - непосредственно планирование действий сотрудников правоохранительных органов для проведения мероприятий в особых условиях и в каждой конкретной ситуации.

Исходя из нормативных правовых актов, проведение занятий с использованием документов, содержащих сведения, не подлежащие разглашению, должны проводиться в специально оборудованном помещении [7]. В таких аудиториях должны присутствовать специализированные средства передачи информации обучающимся, при этом они должны исключать утечку информации через различные каналы связи. Поэтому остро стоит необходимость организации и создания таких помещений в стенах образовательных организациях системы МВД России.

Не следует упускать из вида такую важную составляющую профессиональной подготовки, как психологическая подготовка [3]. Каждый сотрудник органов внутренних дел, возлагая на себя обязанности по защите жизни и здоровья граждан, подвергает себя угрозе, попадает в экстремальные обстоятельства. Все они психологически насыщены: напряженностью, эмоциональностью, опасностью, ответственностью и пр. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к подготовленности сотрудников, уровню их нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости, бдительности и готовности к немедленному реагированию. Но у сотрудников правоохранительных органов не всегда хватает знаний и умений в области психологии, и в процессе выполнения оперативно-служебных задач они допускают ошибки, которые могут при-

324

Вестник экономической безопасности

№ 1 /2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вести к самым разнообразным последствиям, в том числе летальному исходу. Для предотвращения таких ситуаций, необходимо добавить в курс изучения тактико-специальной подготовки психологический блок, призванный повысить компетентность обучающихся в данной сфере.

Реализация такой программы в процессе обучения будущих сотрудников органов внутренних дел, поможет повысить качество обучения, а в последующем и проведения специальных мероприятий, снизить уровень напряженности и стресса при их проведении, обезопасить как граждан, так и самих сотрудников ОВД.

Литература

1. Басатин А.Е. Особенности методики преподавания тактико-специальной подготовки // Наука и практика. 2016. № 2 (67). С. 118-120.

2. Басатин А.Е. Пути повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Наука и практика. 2015. № 4 (65). С. 126-128.

3. Костина Л.Н. Особенности профессионально-психологической подготовки курсантов и слуша-

телей в вузе МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 2 (18). С. 59-61.

4. Кужевская Е.Б., Несмелов П.В., Смык Е.И. Игровое моделирование как способ формирования творческого мышления у обучающихся ведомственных образовательных организаций // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 341-345.

5. Невмовенко А.А., Устинов А.А. Роль тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД в формировании их профессиональной направленности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 4. С. 45-48.

6. Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / Г.И. Плохих; Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск. 350 с.

7. Прохоров К.А. Тактико-специальная подготовка в системе МВД России. Требования ФГОС ВПО к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста в части преподавания дисциплины тактико-специальная подготовка (ТСП) в системе МВД России // Закон и право. 2016. № 11. С. 83-86.

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-метод. пособие. Михайлова С.Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и компетент-ностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.