МРПЕММ МЛ
s иг» - ш
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Д.С. АРХИПОВА,
кандидат экономических наук.доцент
Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
Современный этап мирового развития определяют процессы глобализации. Формируется новая международная система многосторонних экономических взаимосвязей, основанная на сложном сочетании механизмов конкуренции, кооперации и партнерства. Социально-экономический аспект этого процесса включает превращение рынков товаров и услуг, капиталов, труда, научно-технических знаний в глобальные рынки с унифицированными правилами игры. В этих условиях расширяется и усиливается роль транснациональных корпораций (ТНК), поскольку именно они воплощают в себе типические черты и передовые формы современных международных экономических отношений. Мировая металлургия не стала исключением из этого процесса.
Одним из основных направлений реструктуризации мировой металлургии является консолидация активов, ресурсов и производственных мощностей путем слияний и взаимных поглощений компаний в целях повышения экономической устойчивости и конкурентоспособности на рынках. В настоящее время на долю 10 крупнейших компаний черной металлургии приходится около 25% мирового рынка. Для сравнения: концентрация мировой автомобильной промышленности приближается к 80%, судостроения — к 60%, авиапромышленности — превышает 80%. По-видимому, в металлургии имеется существенный резерв и сохраняются условия для повышения эффективности корпоративного бизнеса путем консолидации и интеграции мощностей.
Интеграционные процессы в черной металлургии активно нарастали в последней четверти XX столетия. Прошла санкционированная руководством Евросоюза волна слияний и поглощений, направленных на повышение конкурентных позиций европейских корпораций. Так, в результате слияния в 1987 г. французских фирм Усинор (Шпог) и Са-силор (8аз11ог) образовалось крупнейшее в Европе объединение с ежегодным объемом производства стали около 17,6 млн т. В 1994 г. группа Арбед (АгЬес!) присоединила компанию Клоекнер (Юоескпег), в 1997 г. в объединенный концерн влилась испанская КСЛ (СБ!). Общий объем сталеплавильных мощнос-
тей объединенной компании составил 18 млн т. В эти же годы произошло слияние итальянских компаний Рива (Riva) и Илва (Ilva). Общие мощности нового объединения достигли 14 млн т стали. В 1999 г. объединились крупнейшие германские компании Тиссен (Thissen) и Крупп (Krupp), а после слияния голландской Хоговен (Hoogovens) и английской Бритиш Стел (British Steel) образовалась группа Корус (Corns). В стадии консолидации активов участвовали три крупные европейские компании — испанская Акералиа (Aceralia), люксембургская Арбед (Arbed) и французская Усинор (Usinor). Суммарная мощность новой корпорации Арселор (Arcelor) - около 40 млн т, что почти вдвое превосходит производственный потенциал прежних мировых лидеров — корейской Поско (Poseo) и японской Ниппон Стил (Nippon Steel). Рыночная стоимость новой корпорации — 4,6 млрд дол. США, оборот - около 30 млрд дол. США.
Весной 2001 г. состоялось слияние двух крупных японских компаний — НКК (NKK) и Кавасаки (Kawasaki), которые образовали корпорацию с годовой мощностью 25 млн т стали. Ниппон Стил (Nippon Steel) и Сумитомо Метал Индастриз (Sumitomo Metal Industries) ведут переговоры о создании альянса. Ниппон Стил (Nippon Steel) уже договорились о слиянии с Кобе Стил (Kobe Steel), и в случае успеха переговоров альянс трех компаний приведет к созданию второго по величине сталепроизводителя Японии. Предполагается, что Сумитомо Метал Индастриз (Sumitomo Metal Industries) и Ниппон Стил (Nippon Steel) заинтересованы в снижении закупочных цен и осознают необходимость сокращения объемов производства^].
Комплексная сделка по созданию крупного сталепроизводителя предполагала ряд операций. Во-первых, произошло поглощение JTHM Холдинг (LNM Holdings), 100% которой контролирует индийский бизнесмен Лакшми Миттал, другой компанией - Испат Интернэшнл (Ispat International), также принадлежащей индийскому бизнесмену (77%). Сумма сделки оценена в 13,3 млрд дол.
На втором этапе к новосозданной структуре за 4,5 млрд дол. присоединился лидер североамериканского рынка, американская компания Интерна-
ДАЙДЖЕСТЫНАВСЫ
55
эшнл Стил Групп (International Steel Group (ISG), в результате чего и появится новый монстр — Митал Стил Компани (Mittal Steel Company).
В результате слияния возникает крупнейшая в мире, как по мощностям, так и по объему продаж стальная группа. Ее предприятия будут действовать в 14 странах, совокупный объем производства стали тремя компаниями, которые войдут в состав Митал Стил (Mittal Steel), в 2004 г., по предварительной оценке, - 57 млн т (в 2003 г. - 48,8 млн т), объем продаж —31,5 млрд дол.
Годовой доход новой компании от операций - 7 млрд дол. и численность занятых -165 тыс. человек. Чистая задолженность составит 3,2 млрд дол., а доля на мировом рынке составит 6%.
Нынешний лидер—Люксембургская компания Арселор (Arcelor) - произвел в 2003 г. 40,2 млн т стали (продажи -29,2 млрд дол.). Таким образом, эти сделки кардинально изменят расстановку сил в мировой стальной индустрии: в последние годы в черной металлургии в основном происходила региональная консолидация. Новая сделка - существенный шаг к реальной глобализации индустрии. По данным Компании КРУ Групп (CRU Group), в настоящее время на долю 6 крупнейших продуцентов стали приходится 18% мировой выплавки стали, а с учетом Митал Стил (Mittal Steel) она увеличится до 23%.
Мощности Митал Стил (Mittal Steel) по выплавке стали оцениваются в 70 млн т в год (у - Арселор (Arcelor) - в 43 млн т). Через 10 лет она предполагает расширить годовые мощности до 100 млн т путем приобретения активов металлургических предприятий в Турции, КНР и Индии.
Большую активность на мировом рынке проявляют китайские металлургические компании, которые скупают зарубежные месторождения и учреждают совместные горнорудные предприятия. Самая крупная сделка в этой сфере состоялась в середине 2004 г. - государственный трейдер Чайна Ме-талс (China Metals) приобрел крупный пакет акций канадской компании Норанда (Noranda), одного из лидеров мировой горнорудной промышленности.
Компании Баостил Групп (Baosteel Group) и КВРД (Компания Вал до Рио Дос - CVRD) проводят исследование целесообразности строительства в Бразилии сталелитейного завода, который мог бы поставлять слябы в Китай. Эти же партнеры намереваются построить в богатой ресурсами Бразилии завод стоимостью 1,5 млрд дол. для производства свинца, а в самом Китае учреждено совместное предприятие КВРД (CVRD) и Янкуанг (Yankuang), которое будет производить ежегодно 2 млн т кокса и 200 тыс. т метанола. Кроме того, КВРД (CVRD) договорилась с Йонгченг Коал Электрисити (Yongcheng Coal & Electricity) и Шанхай Баостил
(Shanghai Baosteel) о совместной разработке угольного месторождения в провинции Хэнань. Таким образом, китайцы сумели подружиться с крупнейшим игроком мирового рынка железной руды.
Активизировали свою экспансионистскую стратегию и другие китайские компании. В середине 2004 г. сталелитейные корпорации Вуганг (Wuhan Iron & Steel Group (Wugang), Маганг (Maanshan Iron & Steel Group (Magang), Шаганг (Jiangsu Shagang Group (Shagang) и Тангганг (Tangshan Iron & Steel Group (Tanggang) заключили долгосрочный контракт с компанией Биллитон (ВНР Billiton) на поставки железной руды из Австралии и договорились с этой компанией об учреждении совместного предприятия Виллара (Wheelarra). Китайцы получат 40% акций этого предприятия, Биллитон (ВНР Billiton) будет принадлежать 51%, а владельцами остальных 9% станут японские компании Минерале Австралия (CI Minerals Australia) и Мицуи Корп (Mitsui Iron Ore Corp) [3].
Бразильская компания Жердо (Gerdau) приобрела у Каргил (Cargill) активы Северной Стальной Группы (Nortn Star Steel) за 266 млн дол. и была образована Американская Стальная компания (Аш-eriSteel), ставшая вторым по величине продуцентом сортового проката в США после Нюкор (Nucor).
В результате слияния Арселор (Arcelor) с аргентинской компанией Акинда (Acindar) в середине 2004 г. из-за высоких цен увеличился объем производства длинномерного профиля из углеродистой стали. Отгрузки стали составили 13,4 млн т, что на 9,8% больше по сравнению с 12,2 млн т. в 2003 г. В конце 2004 г. компания Арселор (Arcelor) объединилась с бразильской сталелитейной компанией КСТ (CST), чей вклад в общий объем производства в конце года составил 1,2 млн т. Производство листовой стали увеличилось до 31,9 млн т.
Арселор (Arcelor) планирует прорабатывать вопрос о дальнейшей консолидации своих бразильских активов с созданием единого юридического лица к середине 2005 г. Основной целью является объединение долей в Акесита (Acesita), Белго-Ми-нера (Belgo-Minera) и КСТ (CST) в один холдинг.
Таким образом, в последние годы стальная промышленность характеризовалась в основном региональной консолидацией, что является важнейшим шагом на пути к глобализации индустрии. Сужение пула производителей стали поможет осуществлять эффективное ценообразование и влиять на мировые процессы на рынке стали. Концентрация производства в руках нескольких производителей поможет избежать кризиса, который, по оценкам некоторых экспертов, может наступить уже в 2006 г., вследствие цикличного развития экономики (табл. 1).
56
ДАЙДЖЕСТФИВАВСЫ
Таблица 1
Финансовые показатели деятельности крупнейших мировых сталелитейных компаний
Компания (страна) Выручка (млрд дол.) Чистая прибыль (млрд дол.)
2004 г. 2003 г. 2002 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.
Арселор (Arcelor). Люксембург 37,535 29,347 25,155 2,878 0,29 -0,114
Ниппон Стил (Nippon Steel). Япония 27,064 23,754 ' 20,651 0,384 -0,447 -0,227
ЮС Стил (US Steel) 14,108 9,469 7,054 1,091 -0,463 0,061
Тиссен Круп (Thyssen¡Krupp). Германия 48,489 41,897 36,0 1,114 0,593 0,212
Нюкор (Nucor) США 11,376 6,265 4,801 1,121 0,087 0,242
Источник: данные компаний [10].
Общеизвестно, что крупным компаниям, имеющим значительную долю рынка, проще привлекать финансовые ресурсы, оптимально распределять денежные и товарные потоки, что в итоге позволяет с меньшими потерями пережить период спада. Прогнозируется, что на стальном рынке могут остаться две или три доминирующие сталелитейные компании, каждая из которых будет производить 80-90 млн т стали в год.
Развитие ресурсной базы отрасли. В 2004 г. выплавка стали в мире составила 1,05 млрд т и, по прогнозу Статистического бюро (Iron and Steel Statistics Bureau ISSB), в 2005 г. может превысить показатель 2004 г. В связи с этим эксперты предупреждают об усилении дефицита поставок железосодержащего сырья и стального лома.
В 2004 г. объем международной торговли железной рудой увеличился на 16% - до 670 млн т (с 580 млн в 2003 г.), в том числе перевозимой морским транспортом, - до 590 млн т. В 2005 г. он прогнозируется на уровне 640 млн [10].
Три крупнейших производителя железной руды, на долю которых приходится около 75% трансокеанских поставок этого сырья, - бразильская КВРД (CVRD) и австралийские Рио Тинто (Rio Tinto) и Биллитон (ВНР Billiton) заключили в начале 2005 г. крупнейшие долгосрочные контракты. Дефицит железной руды на мировом рынке возник вследствие резкого расширения китайского импорта: от 70 млн т в 2000 г. до 208 млн т в 2004 г. Контракты «большой тройки» предусматривают поставки до 200 млн т руды в год в течение ближайших 10-20 лет. Такие соглашения выгодны как компаниям - производителям сырья, так и сталелитейным корпорациям. Металлурги получили гарантированное обеспечение рудой по стабильным ценам, а горнодобывающие компании - возможность планомерно вкладывать средства в освоение новых месторождений, продукция которых уже имеет покупателя.
Больше всего долгосрочных контрактов на счету КВРД - крупнейшего в мире производителя железной руды. В 2004 г. компания заключила новое соглашение с Баостеел (Baosteel) — ведущей металлургической корпорацией Китая. В дополнение к
существующему контракту компания обязуется отправлять с 2006 по 2016 гг. до 14 млн т руды в год. По соглашениям с европейскими компаниями Арселор (Arcelor) и Корус (Corns), компания поставляет 5 млн т руды, а с 2009 по 2014 гг. объемы поставок будут составлять 10 млн т. Японские концерны Ниппон Стел (Nippon Steel) и ДжейЭфИ Стил (JFE Steel) в течение 10 лет будет получать по 7 млн т руды в год. Корейская Поско (Poseo) с 2005 по 2015 гг. получит от СИРД (CVRD) 103 млн т сырья. [7].
Австралийские компании Рио Тинто (Rio Tinto) и Биллитон (ВНР Billiton) активно сотрудничают с четырьмя китайскими корпорациями - Вуан (Wuhan), Маншан (Maanshan), Янган (Jiangang), Таншан (Tangshan) -12 млн т руды в течение 25 лет. Другим покупателем являются японские корпорации, например, Стел (JFE Steel) -16 млн т. в год в течение 11 лет. [10]
В текущем году заключение долгосрочных контрактов на рынке железной руды прекратилось, последнее соглашение заключила катарская компания Куаско (Qasco). Большинство крупнейших производителей стали в Восточной Азии еще в 2004 г. гарантировали себе поставки по стабильным ценам на длительный период.
Крупнейшим импортером железной руды является КНР. Ее импорт в целом за год оценивается в 205 млн т. (в 2003 г. — 148 млн т). Импорт железной руды в Японию и Республику Корея остается на сравнительно стабильном уровне. В 2004 г. он составил 135 млн и 45 млн т соответственно. Ввоз железной руды в страны ЕС-25 составил в 2004 г. примерно 170 млн т, в том числе ввоз в Польшу вырос - на 45% и ФРГ - на 31 %.
Мировые железорудные компании реализуют программы инвестиций по расширению мощностей. Так, в Австралии Биллитон (ВНР Billiton) намеревалась к концу 2004 г. увеличить добычу руды в районе Полбара (шт. Западная Австралия) до 110 млн т/год, а фактически добыла 80 млн т. Добыча руды компанией Рио Тинто (Rio Tinto) в 2004 г. возросла до 105 млн т с 94 млн в 2003 г. Бразильская КВРД (CVRD) намерена расширить мощности со 190 млн т/год в настоящее время до 300 млн т/год в ближайшие 4 года, а также существенно расширить мощности по выпуску окатышей.
JUI№Б^•шlш
57
Стремительное расширение объемов производства стали в Китае привело к необходимости развития сырьевого рынка. В Китае в 97,5% залежей содержание железа составляет в среднем 32,7%, вследствие чего импорт железной руды стабильно увеличивается. В 2003 г. Китай опередил Японию по объемам закупок железной руды (148,1 млн т) и стал крупнейшим в мире импортером этого сырья. Китайцы закупают руду у всех, кто готов продать: заключен договор с Казахстаном, увеличиваются традиционные поставки от бразильской CVRD и австралийских компаний. По мнению западных экспертов, потребности Китая в зарубежной железной руде и дальше будут увеличиваться высокими темпами, а к 2010 г. могут превзойти 300 млн т. [1].
Впрочем, снабженческие вопросы не ограничиваются одними лишь закупками. В этом году был подписан меморандум о взаимопонимании с правительством Австралии, в соответствии с которым Китай в одном только текущем финансовом году обязуется инвестировать в ее месторождения около 1 млрд дол. Китайские компании сотрудничают с иностранными производителями металлургического сырья и даже реализуют совместные проекты.
Например, государственная корпорация Чайна Интернешнл (China International Trust & Investment Corp) занялась инвестициями в австралийские проекты разработки месторождений железной руды. Чалко (Aluminium Corporation of China - Chalco) не только заключила стратегический альянс с крупнейшим в мире производителем алюминия, американской компанией Алкоа (Alcoa), но и наладила взаимовыгодные отношения с КВРД (CVRD) — уже учреждено совместное предприятие для строительства в Бразилии комбината стоимостью 1 млрд дол., который исходно будет производить
1.6 млн т глинозема в год, а впоследствии его мощности будут увеличены до 7,2 млн т.
Помимо железорудного сырья, металлургическим концернам необходимы марганцевые руды. Китай обладает значительными резервами марганцевой руды. С 2000 г. выпуск материала сохранялся на уровне 3-4 млн т в год. В настоящее время здесь производится около 3,5 млн т этого сырья. Параллельно с сокращением добычи Китай с середины 90-х годов стабильно наращивает импорт марганцевых руд: в 2003 г. его объем достиг
2.7 млн т. Местные и импортные руды используются в чрезвычайно фрагментированном секторе производства марганцевых сплавов, по объему выпуска которых КНР занимает первое место в мире (2,6 млн т). В стране открыто более 200 месторождений, но их руды содержат только 20-25% марганца, поэтому плавильные заводы смешивают китайскую руду с рудами низких категорий из
Бирмы, Индии и Ганы либо с высококачественным сырьем из Австралии, Габона и Бразилии. Один из крупнейших поставщиков металлургических и кремниевых руд китайского сектора производства сплавов — австралийская компания Биллитон (ВНР Billiton/Samancor), контролирующая 30% рынка. Главным образом, китайцы производят силикомар-ганец, объемы выпуска которого были доведены от 600 тыс. т в 1998 г. до 1,6 млн т в 2003-м. При этом производство высокоуглеродистого ферромарганца стабильно — около 1,0 млн т в год. [10].
В настоящее время Китай является крупнейшим в мире экспортером ферросплавов: около 2,0 млн т в год используется местной сталелитейной промышленностью, а остальные 600 тыс. т до недавнего времени поступали на мировой рынок. Активизация спроса на сталь, особенно на листовой материал, приведет к росту использования высококачественных марганцевых сплавов, для производства которых требуется руда высоких категорий. Следовательно, будет расширяться импорт как руды, так и марганцевых сплавов.
На мировом рынке наблюдается также усиление дефицита поставок коксующегося угля, кокса и стального лома.
В США кризис с поставками кокса принял большие масштабы. Единственным крупным поставщиком этого материала выступает Американская компания Стел (US Steel), остальные компании сектора обречены на роль покупателей. Кроме того, возможно, из-за дефицита коксующегося угля, компания по ряду контрактов объявила «форс-мажор» по поставкам кокса. Правда, в США в ближайшее время будут введены в строй новые угледобывающие мощности в объеме 6 млн т в год, но на их продукцию уже заключены закупочные контракты, очевидно, весь этот уголь будет поглощен в пределах страны. При этом, поставки из Японии в США сократятся от 1,4 млн до 1,0 млн т, поскольку японские сталелитейные компании будут использовать на своих заводах больше внутреннего сырья.
Других источников новых поставок пока не предвидится. Можно было бы начать разработку мощных месторождений в России, но они расположены в Сибири, вдали от портов, поэтому для создания транспортной инфраструктуры потребуется значительное время. Вероятно, российский уголь появится на рынке в 2010 г., вследствие чего аналитики полагают, что цены будут продолжать рост и в 2006 г.
Объем стали, выплавляемой на металлургических заводах полного цикла, в мире в 2004 г. достиг около 700 млн т. Выплавка электростали на мини-заводах в 2004 г. увеличилась, по оценке, примерно до 350 млн т, что привело к напряженному
58
ДЙЙДЖЕБТ-01Н1СЫ
положению с поставками стального лома и другого железосодержащего сырья.
Общие потребности металлургических заводов в ломе в 2004 г. достигли, по оценке, 450 млн т. Продолжало увеличиваться использование оборотного лома, продуктов прямого восстановления железа, чугуна и покупного лома (потребности в нем в 2004 г. составили около 290^млн т). Объем мирового экспорта стального лома в 2004 г. оценивается в 85 млн т.
Потребности предприятий черной металлургии в стальном ломе останутся на высоком уровне. Потребности в покупном ломе увеличатся, как ожидают, на 26 млн т. К 2010 г. потребности мировой черной металлургии в покупном ломе могут возрасти на 90-100 млн т. В перспективе положение с поставками лома, вероятно, останется напряженным и его цены будут высокими. Это касается и других видов железосодержащего сырья.
Таким образом, два крупнейших в мире продуцента — Австралия и Бразилия — обеспечивают потребности мирового рынка в сырье для стальной индустрии. Кроме того, они расширили поставки железной руды: экспорт австралийской руды оценивается в 200 млн (в 2003 г. — 186 млн т), вывоз железной руды из Бразилии, по оценке, превысил 200 млн (в 2003 г. — 175 млн т). Китайский рынок рано или поздно приблизится к насыщению, а повышение мирового спроса на сталь затормозится. Тем не менее, очевидно, что в ближайшем будущем этого не произойдет, поскольку в Китае потребление стали на душу населения пока еще достаточно низкое. [5].
Ценообразование на мировых рынках стали и стальной продукции. На ценовую конъюнктуру мирового рынка стали и металлопродукции основное влияние оказывали такие факторы, как разные темпы роста экономики основных метало-потребляющих стран, высокие темпы наращивания мирового производства стали, соотношение спроса и предложения на рынках металлургического сырья, соотношение курса валют на финансовых рынках.
В конце 2004 г. лидеры мирового масштаба - европейские Арселор (Arcelor) и ТиссенКрупп (ThyssenKrupp) и японские Стальные компании (JFE, Nippon Steel) — объявили о повышении в 2005 г. цен на свою продукцию. По их прогнозу, стоимость стали по долгосрочным контрактам вырастет на 20%. Руководство этих компаний уверено в сохранении высокого спроса на металл на протяжении всего года. В частности, руководство Арселор (Arcelor) намерено отменить поставки продукции тем клиентам, которые не собираются соглашаться на предложенные нововведения. Среди постоянных потребителей продукции Арселор (Arcelor) немало очень известных крупных фирм по
всему миру, например, Пежо, Рено и Электролюкс (Peugeot, Renault, Electrolux).
Такая же ситуация складывается в Японии. Ниппон Стал (Nippon Steel) планирует повысить цены. В результате обострились отношения между производителями металлов, вызвав появление негативных тенденций в некоторых секторах мировой экономики. Так, в Японии из-за дефицита стали в конце 2004 г. ведущие продуценты автомобилей Ниссан и Судзуки (Nissan и Suzuki) объявили о приостановке на несколько дней своих заводов.
Цены мирового рынка на основные виды металлопродукции изменялись за последнее десятилетие в широких пределах. Сокращение и последующая стабилизация в 1990-1993 гг. мирового потребления металлопродукции и снижение среднего коэффициента использования производственных мощностей сопровождались снижением цен. С 1994 г. вместе с постепенным увеличением мирового металлопотребления начали повышаться и цены, уровень которых в 1996-1997 гг. стабилизировался. Со второй половины 1998 г. началось значительное снижение цен практически на все виды металлопродукции. В начале 2002 г. цены на все виды проката, кроме толстого листа, имели минимальный уровень за весь рассматриваемый период. Так мировой рынок стали отреагировал на значительный избыток мощностей по производству металлопродукции. Только со второй половины 2002 г. началось постепенное повышение цен на основные виды листового и сортового проката.
В течение первой половины 2003 г. цены мирового рынка на сортовой прокат дополнительно повысились на 6-10%. В то же время снизились цены на листовую сталь в рулонах. В целом средние мировые цены на черные металлы неуклонно росли с 2002 г.: в 2 раза на арматурную сталь и холоднокатаный лист, в 1,8 раза на катанку и в 2,2 раза на горячекатаный лист (табл. 2). Мировые цены на стальную продукцию увеличились за 2004 г. в среднем на 50-70% [8].
Основными факторами ценообразования на рынке стали являются следующие:
1. Цены на сырьевые материалы — коксующийся уголь и железную руду.
Европейские продуценты стали ожидают значительного - на 60 - 80% роста цен коксующегося угля на мировом рынке в 2005 г. Эксперты австралийского банка Маквари (Macquarie Bank) в своем прогнозе указали, что не исключают возможность роста цен на такой уголь в 2005 г. вдвое. Извлечь для себя выгоду из такого развития событий, очевидно, смогут компании, добывающие каменный уголь.
Текущие цены на коксующийся уголь и железную руду, мировая торговля которыми осуществля-
ДАЙДЖЕСТ-9ШВСЫ
59
ЗАРУБЕХВЫЙООЫТ
9 (129) - Ж
Таблица 2
Динамика средних мировых цен на черные металлы (дол./т, ЕС, фоб)
Продукция 2002 г. 2003 г. 2004 г. В % к предыдущему году
Арматурная сталь 204,2 265,8 400,0 150,5
Катанка 300,0 300,0 550,0 183,3
Тонкий лист:
• Горячекатаный 246,7 320,2 550,0 171,8
• Холоднокатаной 1 328,3 444,6 650,0 146,2
Источник: БИКИ, № 146 (8792), 21 декабря 2004 г.
ется в долларах, уже в 2004 г. выросли по сравнению с 2003 г. на 20%. Цены стального лома, а также фрахтовые ставки повысились вдвое. Частично, однако, рост цен был компенсирован за счет усиления курса евро по отношению к доллару.
В себестоимости металла на железорудное сырье приходится где-то 12-17%. Поставщики руды перегружены и в состоянии удовлетворить все заказы покупателей. Цены на железорудное сырье на спотовом рынке достигли своего пика. В частности, австралийско-британская компания Биллитон (ВНР Billiton), крупнейший мировой экспортер кокса, заявила о своем намерении в 2005 г. поднять цены на него более чем в 1,5 раза по сравнению с текущим годом. Новые объемы производства сырья не могут существенно повлиять на ситуацию в целом. Увеличилась разработка месторождений в ряде африканских стран (Мавритания, Габон, Сенегал), возобновилась добычи в Северной Корее и Боснии. Если в 2003 г. мировое потребление руды, поданным австралийского аналитического агентства AME, составляло 665 млн т, то к 2009 г. оно достигнет 1,6 млрд т.
Большинство крупных металлургических компаний подписало долгосрочные контракты (от 5-7 до 10-15 лет) на закупку руды у горнодобывающих гигантов — КВРД (CVRD), Рио Тинто (Rio Tinto) и Биллитон (ВНР Billiton). Именно эти три компании и возглавляют переговорный процесс по установлению годовых котировок. В Европе другой состав партнеров - КВРД и европейские металлургические компании.
Известно, что если стоимость железной руды вырастает, то и готовый прокат также дорожает. При этом растут расходы и на другие факторы производства. Необходимо также учесть нестабильность и сезонные колебания цены металлолома, относительный дефицит крупнотоннажных судов и, соответственно, рост стоимости его фрахта.
В начале 2005 г. произошел рост цен на железную руду, что вызвало недовольство со стороны производителей стали. Инициатором повышения цен на железорудный концентрат выступила бразильская компания КВРД (CVRD), крупнейший мировой производитель железной руды. Для основных азиатских партнеров - японской металлургической компании Ниппон Стел (Nippon Steel) и южно-
6В
корейской Поско (Poseo - Pohang Steel Corporation) — цены повышены на 71,5% на весь текущий год (переговоры состоялись 22 и 23.02.05). КВРД объясняет подобное увеличение цен беспрецедентным дисбалансом на рынках металлов и морских перевозок, что в свою очередь и привело к существенному росту цен на соответствующие товары и услуги за последние два года. [13]. Этот рост цен был прогнозируем, он рассчитывается от уровня прошлого 2004 г., когда средняя цена за тонну железорудного концентрата составляла 29 дол. Бразильцы будут продавать его по цене 37,36 дол., что означает рост в 25%. Эксперты КВРД (CVRD) считают такое повышение цен считается умеренным.
Однако ведущие сталелитейные компании мира с этим не согласны. Крупнейший европейский производитель стали Арселор (Arcelor) и Китайская ассоциация чугуна и стали заявили, что такой рост цен противоречит законам рынка, оно не рационально, так как не соответствует уровню спроса на железную руду на мировом рынке.
Сырьевые материалы для производства стали в настоящее время не только подорожали, но и наблюдается их нехватка, поскольку неуклонно растет спрос со стороны китайской стальной индустрии. В КНР выпуск стали за первые 9 месяцев 2004 г. вырос против того же периода 2003 г. на 22%. Китай, который вышел в лидеры и с большим отрывом опережает других продуцентов стали в мире, планирует увеличить ее выпуск в 2005 г. еще на 9%.
В 2004 г. европейские стальные концерны неоднократно повышали цены на свою продукцию, чтобы компенсировать рост затрат на сырье за счет своих клиентов, прежде всего строительных компаний, а также других потребителей стальной продукции. Фольксваген (Volkswagen) и некоторые другие автомобильные компании на переговорах о заключении новых контрактов на 2005 г. уже согласились на повышение цен стали по сравнению с 2004 г. на 20%. Арселор (Arcelor), Корус Групп (Corus Group) и оба ведущих немецких стальных концерна ТиссенКруп (ThyssenKrup) и Залздиттер (Salzditter) уже назначили на начало 2005г. следующий раунд переговоров об уровне цен на сталь.
Австралия и Канада, являющиеся важнейшими поставщиками коксующегося угля на мировой ры-
ДАЙДЖЕСМШ1СЫ
нок, в условиях растущего спроса начали осуществлять расширение угледобывающих мощностей. По мнению аналитиков, нехватка коксующегося угля на мировом рынке будет ощущаться еще в течение ряда лет. Глава крупнейшего в мире стального концерна Арселор (Arcelor) Г. Доле заявляет, что «коксующийся уголь будет главной проблемой в новом году» и средняя цена на негё превысит примерно 100 дол. за т по сравнению с почти 60 дол. в 2004 г.
В сложившейся ситуации улучшаются перспективы добычи каменного угля на новой шахте в Рурском бассейне, поскольку с подорожанием импортного угля повышается конкурентоспособность немецкой угледобывающей отрасли. В настоящее время издержки на новой шахте составляют 140 евро/т.
По словам главы немецкого концерна РАГ (RAG) В. Мюллера, «эксперты по проблемам сырья и инвестиционные банки, такие как Голдман Саш (Goldmann Sachs), ожидают, что на мировом рынке и в отдельной перспективе сохранится дефицит коксующегося угля, который будет дорожать». Он исходит из того, что указанная новая шахта в 2015-2045 гг. сможет поставлять уголь по ценам ниже среднемировых и RAG не будет требовать новых субсидий на угольной отрасли.
2. Цены на энергоносители. Рост цен на энергоносители на фоне усиления развития мировой экономики обеспечили предприятиям по производству стальных труб ФРГ значительный приток заказов. В 2004 г. прирост их производства в стране по сравнению с 2003 г. оценивается в 10% (примерно до 3,4 млн т).
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА) в период до 2003 г. потребности в инвестициях для расширения инфраструктуры глобальной энергетики составляют 16 млрд дол., из которых только на КНР будет приходиться 14%. Сооружение новых электростанций, нефтеперерабатывающих заводов, нефте- и газопроводов потребует в возрастающем объеме использования стальных труб большого диаметра. Вместе с тем серьезные проблемы предприятиям по выпуску труб создает значительный рост цен на сталь, в частности, на горячекатаную рулонную, используемую для производства сварных труб большого диаметра - с 310 евро/т в сентябре 2003 г. до более чем 500 евро/т в последнее время. Наряду с этим отмечается дефицит поставок листа, особенно толстого, что ведет к сокращению примерно на 10% выпуска труб большого диаметра, используемых для строительства нефте- и газопроводов.
Примерно 60% издержек производства сварных труд большого диаметра приходится на горячекатаную рулонную сталь. Изменить что-либо в такой структуре за счет внутренних резервов по
|Д|ДХЕСТ«1ШСЫ
экономии не представляется возможным. Таким образом, рост цен на сталь становится для продуцентов труб непреодолимым препятствием.
Производство стальных труб относится к высоко экспортоориентированным отраслям Германии. Почти 76% всего выпуска реализуется за рубежом, при это растет доля вывоза в страны, где имеет хождение доллар. Несмотря на наблюдаемое в настоящее время ослабление курса доллара, предприятиям отрасли удается покрывать свои издержки. Острая нехватка стали облегчает необходимое повышение цен, что не представлялось возможным в 2002-2003 гг.
Ввиду обострения конкуренции на мировом рынке в отрасли усилился процесс концентрации капитала. Продуцент стали и труб - концерн Залз-диттер (8а1гсИиег - земля Нижняя Саксония) после приобретения четыре года назад предприятий по выпуску стальных труб у компании Маппе8шапп неоднократно проявлял интерес к слиянию с компанией Диллингер (ОНИвдег НиеПе). Кроме того, немецкие концерны осуществляют программы по рационализации своих предприятий. В результате общее число занятых уменьшилось с 30 тыс. в 1990 г. до 18 тыс. в настоящее время.
Крупнейшим в мире производителем стальных труб является КНР, увеличившая их выпуск за 1999-2003 гг. более чем вдвое. С 2003 г. Китай стал нетто-экспортером труб. Очевидно, можно, представить то время, когда китайские поставщики труб внедрятся на немецкий рынок. Картина была обратной в конце 70-х гг., когда до 500 тыс. т в основном бесшовных труб в год немецкие компании поставляли в Китай. [4].
3. Спрос на стальную продукцию. Уровень цен на продукцию значительно зависит от спроса со стороны Китая и других стран Дальнего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Согласно данным Международного института чугуна и стали спрос на сталь в мире в 2004 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%. В 2005 г. его рост прогнозируется на уровне 5%, в первую очередь за счет КНР. В европейских странах в условиях активного спроса наблюдается рекордный рост цен на металлопродукцию, в частности на листовой прокат из углеродистой стали. Благодаря небольшому подъему в экономике Германии увеличился
Таблица 3
Мировое производство стальных труб (млн т)
Годы Всего КНР ФРГ
1999 57,68 8,52 3,13
2000 63,25 9,11 3,13
2001 68,13 11,53 3,49
2002 69,00 14,41 3,29
2003 72,65 17,70 3,10
Источник: БИКИ, № 4 (8800), 15.01.2005 г., с. 15.
61
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
0 (129) - 2005
приток заказов у стальных компаний. Так, за первую половину предыдущего года он вырос на 25% по сравнению с тем же периодом 2003 г. Концерн ТиссенКрупп (ThyssenKrupp) с 1 января 2005 г. повысил базовые цены проката на 20 евро/т, в том числе на горячекатаную рулонную сталь — до 320 евро/т, на холоднокатаную рулонную сталь - до 400 -410 евро/т [15].!
Более низкий спрос характерен для стран Ближнего и Среднего Востока, Африки.
4. Состояние валютных рынков. Косвенно на уровень цен на региональных рынках и на перераспределение экспортных потоков влияли курсы европейской и американской валют. Укрепление курса евро не способствовало увеличению экспорта металлопродукции из ЕС в третьи страны и положительно повлияло на соотношение «спрос-предложение» в странах Азии.
5. Цена на металлический лом. В настоящее время быстрее всего растут затраты прокатных мини-гзаводов, выплавляющих сталь из лома в электродуговых печах: в начале 2004 г. цены на это сырье побили все исторические рекорды, хотя китайский импорт набирал темпы не слишком быстро. Разумеется, основная проблема — нехватка лома. Например, из всех азиатских стран только у Японии накопились его излишки для экспорта, но этого явно недостаточно для удовлетворения регионального спроса. Поэтому раньше потребители интенсивно закупали лом в США, во времена кризиса в сталелитейной промышленности считавшихся крупнейшим источником этого сырья. Однако теперь американская металлургическая отрасль шире использует местный лом, так что дальнейший рост его экспорта становится проблематичным.
В долгосрочном плане поставки металлолома не могут возрастать быстрее, чем объемы выплавки стали из руды, хотя, казалось бы, вполне достижимо временное превосходство лома за счет более интенсивной утилизации отработанных автомобилей и устаревшего заводского оборудования. Тем не менее этот резерв уже практически исчерпан. Поэтому возможен резкий рост цен на лом. Компании, специализирующиеся на утилизации черных металлов, в настоящее время затрачивают большие усилия на сбор сырья. Дальнейшее расширение объема поставок просто невозможно: по данным Ворлд Стил Динамике (World Steel Dynamics - WSD), мировой показатель утилизации лома из источников металла, произведенного 8-30 лет назад, составляет 85%.
Хотя цены на железную руду и кокс также выросли, лом в этом отношении стал безусловным лидером, поэтому оптимальная бизнес-модель сталелитейной компании уже претерпела изменения. В настоящее время крупные интегрированные
заводы США - Берне Харбор (Burns Harbor), компании ИСГ (ISG) и Гари (Gary), корпорации Стел (US Steel) — по операционным расходам имеют преимущество перед многими мини-заводами, примерно в 25 дол. на т горячекатаной полосовой стали. Так, в 2002 г. у Берне Харбор (Burns Harbor) затраты на производство тонны стали были на 70 дол. больше, чем у мини-заводов за счет низких цен налом, значительно более высоких эксплуатационных расходов и массы обязательств по социальному обеспечению. Следовательно, всего за два года соотношение затрат изменилось на 90-100 дол. в пользу Берне Харбор (Burns Harbor).
Таким образом, прокатные мини-заводы утратили свое преимущество, основанное на использовании дешевого сырья, и теперь оптимальной стала модель интегрированной компании с доменными печами, собственными месторождениями железной руды, угольными шахтами и коксовыми батареями. Фактически развитие пошло вспять: ведь именно эта комбинация активов 50 лет тому назад считалась оптимальной, а 5 лет назад — устаревшей. Тем не менее, выплавляющие сталь в доменных печах предприятия, у которых нет собственных мощностей в начале технологической цепочки, менее успешны: из-за дефицита поставок металлургического сырья некоторые компании США и Европы не могут ввести в эксплуатацию законсервированные печи и вынуждены сокращать объемы производства готовой продукции.
Наращивание объемов ввоза в Китай металлургического сырья обусловило еще одну проблему глобального характера: в мире возникла острая нехватка океанских транспортных судов грузоподъемностью порядка 150 тыс. т, поскольку именно такие сухогрузы используются для перевозки железной руды и угля. В результате тарифы на доставку руды из Бразилии в Китай за два года шагнули с 8 дол. за т до 33 дол. Учитывая простои, сопряженные с погрузкой и выгрузкой материала, один сухогруз может за год перевезти около 1,2 млн т металлургического сырья. Помимо того, для обеспечения дополнительных ежегодных поставок в размере 30 млн т железной руды и коксующегося угля, необходимы 25-30 сухогрузов. Однако в настоящее время мировой сектор морских перевозок располагает флотилией из 500 сухогрузов и «комбинированных судов», и, по данным агентства ССИ (SSY), за 2003-2005 гг. этот флот увеличится лишь на 15%, т.е. на 75 новых транспортников. При этом все судоверфи мира сейчас полностью загружены заказами на сооружение современных нефтяных танкеров с двойной обшивкой, так что не стоит ожидать, что они перейдут к выполнению новых заказов на сухогрузы ранее 2006 г.
62
ДАЙДЖЕСТ-МШШСЫ
Коррекцию цен на мировом рынке могла бы обеспечить замена руды и кокса альтернативным сырьем. Однако такая замена сопряжена с проблемами либо низких объемов поставок заменителей, либо необходимостью масштабных инвестиций в конверсию производства, например на использование природного газа. Кроме того, масштабный переход на иное сырье обусловит не только «эффект домино», но и повышение спроса на иные виды сырья, что повлечет за собой соответствующий скачок цен на них. Цены на природный газ в США и Европе и без того сохраняются на высоком уровне.
Анализ мирового рынка сырьевых товаров показывает, что рост цен за последние два года в значительной степени был вызван сочетанием целого ряда объективных причин. К ним относятся, например, оживление мировой экономики, продолжающийся высокий спрос со стороны КНР и других стран Азии, девальвация доллара по отношению к другим мировым валютам, низкая ставка рефинансирования в США, а также усиление спекулятивного фактора, возросшая активность инвестиционных фондов и целый ряд геополитических изменений.
Динамика производства и потребления стали. Согласно прогнозу Международного института чугуна и стали, в 2004 г. потребление стальной продукции в мире увеличилось по сравнению с 2003 г. на 7,6% - до 950 млн т и по оценкам в 2005 г.
- на 3,9 - 5,0%. Более 60% прироста потребления стальной продукции в 2004-2005 гг. будет приходиться на долю КНР. Удельный вес КНР в общем потреблении стальной продукции в мире возрастает с 26,3% в 2003 г. до 27,7% в 2004 г. и до 30,2% в 2005 г. КНР превзошла США в два раза по потреблению стали [2].
Потребление стальной продукции в Японии в 2005 г., по прогнозу, увеличится до 77 млн т с 73, 4 млн в 2003 г. В других странах Азии суммарное потребление стали увеличится, как ожидают, с 72,4 млн т в 2005 г. до 72,8 млн т в 2004 г. и до 74,5 млн в 2005 г., хотя среднегодовые темпы прироста к 2005 г. снизятся до 2,3%.
В странах Центральной и Южной Америки потребление стальной продукции в 2004 г. составило по данным МИЧС в 32,4 млн т по сравнению с 28,2 млн в 2003 г., а в 2005 г. прогнозируется в 34,2 млн т. В Африке соответственно - в 2004 г. на 5,9%
- до 44,9 млн т и в 2005 г. оно может возрасти на 3,8%-до 44,6 млн т [7].
Согласно прогнозу экспертов Л ИЧС, в 2005 г. потребление стальной продукции возрастет по сравнению с 2004 г. на 7,5% - примерно до 52,2 млн т, т.е. в большей степени, чем прогнозировалось ранее. Потребление стали надушу населения
Д1ЙДХЕСШНМСЫ
в регионе существенно ниже, чем в промышленно развитых странах. Перспективы спроса на стальной прокат являются благоприятными почти для всех стран региона.
Благодаря активизации спроса на внутреннем рынке экспорт стальной продукции из стран Латинской Америки, по оценке экспертов ЛИЧС, в 2004 г. уменьшился по сравнению с 2003 г. на 3,9% - до 23 млн т. Экспорт железной руды из стран Латинской Америки в 2004 г. оценивается в 187 млн т, что соответствует примерно 30% объема мировой торговли железорудным сырьем, перевозимым морским транспортом.
Почти 40% общего потребления стальной продукции в регионе приходится на долю Бразилии. В 2004 г. спрос в стране вырос на 12%, в Мексике, доля которой — 32%, на 4,5%, в Венесуэле — на 11%. Рост потребления и спроса на внутреннем рынке может привести в 2005 г. к существенному увеличению импорта в Бразилию - почти на 20% -до 13,6 млн т. [11, с.15].
Экспорт стальной продукции из Бразилии сократился на 12% до 6,2 млн т. Снижение вывоза обусловлено активным спросом на внутреннем рынке. Бразильские стальные компании в первую очередь стремятся обеспечить потребности местных потребителей. Рост продаж на внутреннем рынке страны связан с увеличением закупок листового проката автомобильным фирмам.
Динамично развивающаяся международная торговля стальной продукцией будет способствовать расширению бразильского экспорта в 2005 г., по оценке, на 12% - до 25,4 млн т. благодаря росту продаж стальной продукции на внутреннем и внешнем рынках и высокому уровню экспортных цен у стальных компаний стран Латинской Америки улучшатся результаты финансовой деятельности. Однако негативным явлением остается рост издержек производства из-за высоких цен на сырье для производства стали.
Мировая торговля продукцией черной металлургии непрерывно развивается. Экспорт (и соответственно импорт) готовой стальной продукции в мире за период 1990-2001 гг. увеличился примерно на 75%, aero доля в объеме производства продукции возросла с 26 до 40%. Наиболее активными участниками мировой торговли металлопродукцией на протяжении всего рассматриваемого периода являются Франция, Германия и Италия, имеющие стабильно высокие показатели доли экспорта в производстве и доли импорта в потреблении продукции.
По данным Американского института стали и чугуна (AISI), импорт стальной продукции в США в 2004 г. составил, по оценке, 36 млн т., или на 56% больше, чем в 2003 г. (23 млн т), что отра-
63
ЗАРУБЕЖНЫЙ 1ИЫТ
9 (129) - 2005
Таблица 4
Динамика мирового потребления стальной продукции
2003 г. . 2004 г. 2005 г.'>
млн т в % к итогу млн т в % к итогу млн т
Всего: 882,6 100 950,1 100 987,8-997,8
КНР 232,4 26,3 263,0 27,7 280,0-290,0
Япония 73,4 8,3 76,8 8,08 76,9
Республика Корея \ 45,4 5,1 47,4 5,0 48,4
Прочие 70,4 - 72,8 - 74,5
Северная Америка 133,5 15,1 145,8 15,3 150,2
США 117,8 13,3 120,5 12,7 129,6
Южная и Центральная Америка 28,2 3,2 32,4 3,4 34,2
Страны ЕС (25) 158,8 18,0 164,1 17,3 167,9
Прочие 23,6 - 25,1 - 26,8
СНГ 44,2 5,0 45,4 5,0 47,8
Африка /Ближний и Средний Восток 44,4 5,03 44,9 4,7 46,6
0 — прогноз.
Источник: Международный институт чугуна и стали [7].
жает оживление спроса и отмену в конце 2003 г. действий ограничений на ввоз (в соответствии со ст. 201 Закона о торговле).
На рынке США традиционно наблюдается дефицит некоторых видов стальной продукции, что вызывает необходимость их импорта. В этой связи американский рынок остается привлекательным для иностранных поставщиков. Одной из причин наблюдающегося увеличения импорта стальной продукции в США считают более умеренные темпы роста спроса на прокат в КНР. Если Китай будет продолжать сокращать его внутреннее потребление, то все больше металла будет поставляться в Северную Америку. США останутся крупным импортером стальной продукции.
Стабильным в последние годы является состав крупнейших импортеров металлопродукции. Первые три места занимают США (27,8 млн т), КНР (25,6 млн т) и Германия (19,0 млн т).
Основная часть экспорта стран ЕС (около 71 %) реализуется внутри региона. Остальную часть закупают преимущественно страны Европы, не входящие в ЕС, и Северная Америка (2/3 экспорта ЕС, направляемого в другие регионы). Япония экспортирует свою металлопродукцию в основном в страны Азиатско-Тихоокенского региона (60%), КНР и Северную Америку. Страны СНГ, в том числе Россия, экспортируют свою продукцию в основном в страны Азиатско-Тихоокенского региона, КНР, Ближнего Востока и Африки. Импорт металлопродукции в Северную Америку (США и Канада) осуществлялся главным образом из стран своего региона (23%), Латинской Америки (21%) и ЕС (19%). [9].
Производство стали за 2004 г. увеличилось на всех основных региональных рынках, в том числе в Европе — на 5,6%, в Северной Америке — на 5,4%,
в странах Азии — на 13%. Крупнейшим товарным рынком в настоящее время является азиатский рынок, на котором доминирующее положение занимает Китай, где выплавка стали достигла 272,5 млн. т. (+23,2%). Удельный вес КНР в мировой выплавке стали составил 26%, в 2005 г. он возрастет, как ожидается, до 28%. [6].
Общеэкономическая ситуация в мире остается в целом благоприятной. Своеобразие современной обстановки на рынках черных металлов заключается в том, что в 2005 г. практически все основные факторы роста цен в 2004 г. остаются в силе. По оценкам экспертов ООН, в 2005 г. в мире лидерами по росту ВВП будут азиатские страны, где он составит в среднем 6,2%. Однако для рынка металлов наиболее важными являются не абсолютные темпы роста ВВП, а экономическая стабильность в мире и отсутствие крупных кризисов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведомости. Ежедневная деловая газета. № 47 (1239), 18.03.2005, С. Б1, №54 (1234), с. А5, 21.03.2005.С. А5, № 73(1355), 25.042005.С.Б1.
2. БИКИ, № 131. 16 ноября 2004 г. Черные металлы. - Прогноз потребления стали в мире.
3. БИКИ, № 4 (8800), 15 января 2005 г. О консолидации в мировой черной металлургии.
4. БИКИ, № 4 (8800), 15 января 2005 г., с. 14-15. Состояние рынка стальных труб ФРГ.
5. БИКИ, № 13 (8809), 1 февраля 2005 г. Прогноз мирового рынка железной руды.
6. БИКИ, № 38 (8834), 5 апреля 2005г. О перспективах развития черных металлов. С. 15.
7. БИКИ, № 46 (8842), 23 апреля 2005г. Мировой рынок черных металлов в 2004-2005 гг.
8. Г. Резник. Повышение цен и его последствия. Металлы мира, № 3, 2004 г. По материалам Metal Bulletin.
9. Г. Резник. Сталелитейная промышленность НС. Металлы мира. № 5, 2004 г. По материалам Metal Bulletin.
10. Эксперт. 28.03-03.04, № 12 (459) 2005 г., с. 106. Металлургия. Специальное обозрение.
84
ДАЙДЖЕСТ1Ш1СЫ