Научная статья на тему 'Современные тенденции развития российского телевидения'

Современные тенденции развития российского телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5182
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития российского телевидения»

© 2007 г. Е.Е. Корнилова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Телевидение - величайшее явление ХХ в., которое объединило в себе самые передовые достижения научно-технической мысли, культуры, журналистики, искусства, экономики. Став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества.

Как показывает исторический опыт, включение в систему новых, ранее не существовавших СМК всегда являлось прогрессивным шагом в плане оперативности передачи социально-значимой информации и ее технической обработки. Однако новое средство массовой коммуникации не могло не унаследовать, особенно на начальном этапе своего развития, целый ряд уже устоявшихся жанров и методов подачи информации. Так, например, радио, массовое распространение которого пришлось на начало ХХ в., на заре своего существования использовало «газетные формы» подачи материала. Затем и телевидение, на которое, кстати, стали смотреть как на новое средство коммуникации, выполняющее социальные функции, только в конце 50-х годов, называли «видением по радио», потому что оно также использовало достижения своего «предшественника», т. е. радийные формы подачи информации. Мультимедийные сетевые технологии, которые произвели революцию в системе СМК и сделали возможным появление сетевых изданий в конце 90-х гг., сейчас только ищут новые формы работы в мультимедийном формате, основная же доля информации подается ими в традиционном текстовом виде и иллюстрациях.

Появление новых видов и источников общественной информации способствует дальнейшему формированию системы СМК, неизбежно ведет к перераспределению «обязанностей» внутри системы в соответствии с характером, свойствами и техническими возможностями каждого из компонентов, а также к корректировке приемов воздействия.

Опережающее развитие ТВ по сравнению с другими СМК объясняется наибольшей достоверностью, наглядностью в передаче информации, а также стремительным увеличением технических новаций, обеспечивающих ТВ информации эти преимущества. Радио, поначалу потесненное телевидением и уступающее ему в наглядности, завоевало прочное место в сфере информационно-музыкального вещания, получив название «фонового», т. е. позволяющего сочетать радиопрослушивание с какой-либо другой деятельностью. Еще некоторое время назад радио достаточно регулярно обгоняло телевидение в оперативной подаче новостей, на сегодняшний же день, когда ни один информационный телевизионный выпуск новостей не обходится без прямых включений с места события, при которых техническая обработка видеоматериала

не занимает столько времени, как при монтаже, телевидение соперничает с радио на вполне одинаковых условиях. А радиовещание, учитывая это обстоятельство, как правило, предпочитает ограничиваться краткими ежечасными обзорами новостей, отдавая предпочтение музыке и рекламе.

Понятно, что за печатными СМК в этих условиях остается более высокая степень аналитичности, инст-руктивности, даже директивности информации, что обеспечено возможностью возврата к напечатанному тексту, доступностью его для изучения, сопоставления, хранения.

Сетевые издания, сочетающие в себе качества и телевидения, и печати: наглядность, аналитичность, хранение и отбор информации и пр., и репрезентирующие новые: отсутствие ограничения объема информации, предоставление запрашиваемых сведений и архивов, поиск по «ключевому слову», подписка и рассылка новостей в формате «оп-Ипе» и пр., а также отсутствие законодательства, регламентирующего их деятельность, сделали потоки информации безграничными и неуправляемыми, что, несомненно, сказалось на функционировании всей системы СМК.

Становление средств массовой коммуникации и, конечно, всей системы в целом происходило и происходит в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей развитие новых форм и методов работы, а также плодотворного взаимовлияния и взаимопроникновения. Поэтому на сегодняшний день мы не можем говорить о завершении формирования системы СМК даже с учетом включения в нее новейших коммуникационных средств, основная проблема которых состоит в их малой доступности в связи с большой ценой на сопутствующее оборудование. Поэтому телевидение остается наиболее массовым и популярным каналом распространения информации, в результате чего ему принадлежит особое место и роль в системе СМК, что наиболее остро проявилось после распада СССР.

В результате исследователи телевидения говорят о двух принципиально новых взаимосвязанных явлениях, получивших развитие на отечественном ТВ в постсоветский период. Во-первых, это переход от жёсткой вертикали (система Гостелерадио) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями. А во-вторых, освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. При этом на первый план все более остро стали выходить экономические проблемы преобразования телевещания. Но, несмотря на экономический и политический кризисы в стране и, как следствие, обилие тяжелых социальных проблем, Россия продолжала развивать техническую базу распространения телевизионного сигнала, увеличивая охват населения телевещанием из года в год.

Телевидение переживало периоды гласности, перестройки, демонополизации, децентрализации и

концентрации параллельно с другими СМК. Какие-то процессы на телевидении в силу его специфики проходили более остро, какие-то более либерально, тем не менее, всё, происходящее с телевещанием в России, было неразрывно связано с общими процессами, касающимися системы СМК в целом.

По нашему мнению, на сегодняшний день в России существуют три основных вещательных телеканала федерального значения: Первый канал, Россия, НТВ, которые являются основными телекомпаниями, связывающими телевизионное информационное пространство России и бывших союзных республик в единое целое.

Сегодня, как сообщает официальный сайт телекомпании, Первый канал является не только самым масштабным (программы Первого канала принимаются на территории, где проживает 98 % населения страны), но и самым популярным телеканалом страны. Лидерство Первого канала убедительно подтверждают данные нескольких социологических служб, пользующихся разными методами измерения телеаудитории. По их данным, с сентября 1995 г. и по сей день Первый канал является единоличным лидером в эфире - доля аудитории Первого канала больше, чем у основных конкурентов. Территория страны, занимающая двенадцать часовых поясов, разделена с востока на запад на пять вещательных зон, для каждой из них программа Первого канала подготавливается и передается отдельно, чтобы определенные циклы передач приходили к зрителям в удобное время. В настоящее время Первый канал и его дубли («Орбита-1», «Орбита-2», «Орбита-3», «Орбита-4») имеют возможность смотреть 98,8 % населения Российской Федерации. Программы Первого канала распространяются также по наземным и спутниковым каналам.

Исторически сложилось так, что в России государственное телевидение занимает особое место в системе телевещания, но на сегодняшний день оно уже не соответствует этой модели, суть которой заключается в том, что «государственное телевидение», стоящее на страже интересов власти, финансируется из госбюджета и его деятельность полностью контролируется государством. Классический пример такой организации - телевидение Советского Союза.

Создание компании, неподвластной контролю Гос -телерадио СССР, появление в России альтернативного источника информации стало одним из важнейших событий общественной жизни конца 80-х начала 90-х гг. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) была образована 14 июля 1990 г. согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

В начале 1993 г. ВГТРК получила статус общегосударственной телерадиокомпании. С 1993 г. компания является действительным членом Европейского Вещательного Союза и принимает активное участие в его мероприятиях. Сегодня ВГТРК превратилась в разветвленный и динамично развивающийся холдинг, осуществляющий теле-, радио- и интернет-вещание во всех субъектах Российской Федерации.

Телеканал «Россия» - один из двух национальных телеканалов, вещание которых покрывает практически всю территорию России. Его аудитория составля-

ет 98,5 % населения России. Более 50 миллионов телезрителей смотрят телеканал «Россия» в странах СНГ и Балтии. После начала вещания международной версии «РТР-Планета» аудитория канала существенно увеличилась. Сегодня наши программы смотрят жители Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. В планах канала - начало трансляций на Соединенные Штаты Америки.

Визитной карточкой телеканала «Россия» всегда являлись «Вести», которые можно смело назвать главной информационной программой страны. Программа «Вести» - лауреат премии «ТЭФИ» 1995 и 2001 г. в номинации «Лучшая информационная программа». В прошедшем телевизионном сезоне «Вести» перешли на круглосуточный режим производства программы с двухчасовым шагом, что позволяет транслировать выпуски новостей в прямом эфире по всем часовым поясам.

Кроме того, телеканал «Россия» первым среди российских телеканалов развернул собственное крупномасштабное производство телевизионных фильмов -полнометражных и многосерийных. Проект производства и показа собственных телесериалов и телефильмов получил название «Русский телевизионный роман» и с огромным успехом шел в прошедшем сезоне.

Коммерческое телевидение существует за счет рекламы, и рейтинг - это то, что регламентирует его работу. Главные фигуры - рекламодатель и спонсор. Содержание коммерческого телевидения в основном ориентировано на запросы и потребности массовой аудитории, от числа которой зависит количество рекламы на телеканале, а следовательно, и его финансовое состояние. Невозможно не согласиться с тем, что «реклама» один из столпов, на котором зиждется коммерческое благополучие ТВ.

Первая коммерческая телекомпания НТВ, начавшая свое вещание в 1993 г. на восьмой московской телевизионной частоте (4-й канал), завоевала популярность у российской аудитории, подтвердив это полученным в 1998 г. званием лучшего информационного канала страны.

Сегодня НТВ - крупнейшая частная телекомпания в России, количество зрителей которой составляет более 81 % от населения страны. С целью доведения до телезрителей высококачественного сигнала заключено более 130 договоров на ретрансляцию с местными операторами эфирных и кабельных сетей в регионах. На территории России программы транслируются в эфир с помощью 610 передатчиков различной мощности. НТВ - это более 125 миллионов зрителей в России и СНГ. Структура вещания НТВ построена на основе спутниковой цифровой сети. Помимо территории России, вещание НТВ распространяется на страны СНГ, а также на Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду.

По мнению многих зрителей, а также экспертов, НТВ сегодня - лучший российский телеканал, и он «ближе всех подошел к формуле современного западного медиа-бизнеса, согласно которой главной движущей силой предпринимательства становится не пропаганда и не стремление издателя получить политические выгоды от услуг властям (хотя в современной России без этого не обходится), а сохранение и увеличение прибылей». С 1 января 2002 г. эксклюзив-

ным продавцом рекламных возможностей телеканала НТВ является ООО «НТВ-Медиа», 100%-я дочерняя компания НТВ. «НТВ-Медиа» также обладает эксклюзивными правами на продажу рекламных и спонсорских возможностей телеканала ТНТ и каналов спутникового цифрового телевидения «НТВ-Плюс».

Тем не менее, несмотря на официальный статус «коммерческого телевидения», рекламы, которая является смыслом и формой существования телевидения именно такого типа, на НТВ сегодня не больше, чем на Первом канале и на канале «Россия».

Такой ситуацией, сложившейся на современном отечественном телевидении, его всеобщей коммерциализацией, которая неотвратимо «лепит образ» нового российского телевидения, что на деле означает существенное ограничение завоеванных свобод, прямое или косвенное выражение интересов крупного капитала - его, телевидения, реального собственника, превращая программу в товарный конвейер (первичность рекламы и вторичность экранных произведений), озабочены исследователи новейшей истории телевидения. Профессор Р.А. Борецкий пишет, что такое телевидение вынужденно ориентируется на массовый спрос -значит, чуть ли не автоматически управляется рейтингом. Результат - политическая ангажированность при неизбежном падении интеллектуального, эстетического, нравственного уровня. «Три сходных явления» -пропаганда, реклама, масскульт - «работают» на среднестатистического массового потребителя, заключает он в другой статье [1]. Два, три, ну, пять процентов «высоколобых» с их интеллектуальным уровнем и интеллигентскими привередливыми запросами, как правило, ими попросту игнорируются. Такова уж неизбежная закономерность, если угодно, способ бытия культуры, поставленной на почву коммерции. Тезис о том, что все телевидение России сегодня коммерческое, оспорить трудно. Исключением является канал «Культура», концепция которого до недавнего времени не включала в себя демонстрацию рекламы, тем не менее, этот канал не пользуется большой популярностью у аудитории и не имеет достаточно бюджетных и спонсорских средств для своего существования. Однако и коммерческому телевидению не всегда хватает рекламных бюджетов, чтобы покрыть расходы. «Телевидение в России нельзя назвать прибыльным бизнесом», - считают исследователи В. Цвик и А. Качкаева [2]. Тем не менее, частный капитал охотно поддерживает его, рассчитывая на лоббирование своих стратегических интересов. Политическое влияние давало и дает возможность контролировать целые отрасли экономики и открывает доступ к распределению ресурсов. Вообще, деньги, вкладываемые в «четвертую власть», на самом деле вкладываются во власть.

Социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория «из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем „всеобщую", - отмечает аналитик К. Разлогов [3], но, как считает немецкий социолог К. Поппер, «...демократия не выживет, если телевидение не будет поставлено под контроль. Она не долго продержится, если власть телевидения не будет полностью разъяснена» [4]. В нашей же стране создалась «бескомпетентная

ситуация, когда президент России фактически держит под контролем все ведущие центральные телеканалы без каких-либо консультаций с Федеральным Собранием и общественностью, бьет тревогу Л. Ефимова, обозреватель «НГ» [5]. А когда исполнительная власть перестает считаться с мнением представительной ветви, это уже не демократия, а произвол. Интересно, в этом плане, замечание одного из американских режиссеров Годфри Реджио, который называет телевидение символом технократического фашизма нашей цивилизации. Возможно, это и так, но вопрос в том, как его использовать.

У телевидения действительно практически неограниченные возможности в формировании сознания масс и воздействии на общественное мнение. Вместе с отдельными программами, рекламными роликами и музыкальными клипами, а то и целыми каналами, оно порой насаждает нам и западную культуру с ее ценно -стными критериями, чуждыми российскому зрителю. Как и любой общественный феномен, телевидение воздействует параллельно и одновременно на обе составляющие нашей психики. Мера этого воздействия определяется, с одной стороны, содержанием передачи, а с другой - «экзистенцией» телезрителя, которая, в свою очередь, зависит от социального климата и множества других факторов.

Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. По мнению исследователей, на постсоветском информационном рынке все же стала, пусть иногда и бестолково, но складываться «новая» система СМК. Сегодня электронные СМК, несмотря на многие трудности и ошибки, остаются одной из тех немногих сфер в России, которая не сворачивает объемы, а растет. После распада Гостелерадио СССР рождение независимого, альтернативного Российского телевидения воспринималось как зримая примета скорой новой, прекрасной жизни. Но, как показала жизнь, нынешнее разнообразие зрелищ в эфире зачастую лишь видимость. И как следствие этого - падение уровня телепродукции, потому что ТВ каналы все чаще вынуждены заполнять эфир сенсациями, лишь бы привлечь публику, сохраняя и повышая рейтинги. Коммерциализация - одна из главных тенденций «нового» российского телевидения, не имеющего, как кажется, другого варианта поддержания своего существования, чем привлечение рекламодателей любыми путями и способами.

Другой важной тенденцией является то, что власть во что бы то ни стало не желает выпускать из рук такой важнейший коммуникационный канал, как телевидение, и факторы государственного влияния на СМК оказывали и будут оказывать воздействие на все процессы, происходящие на информационном рынке России, который, по мнению Михаила Лесина, «за 10 лет так и не был сформирован», а модели государственного и общественного телевидения до сих пор не определены, потому что именно реклама является той необходимой составляющей телевещания, которая обеспечивает продуктивное развитие современного информационного российского рынка, процессы которого не замыкаются рамках традиционных СМК.

Литература

1. Борецкий Р. Телевидение на перепутье: Статьи 19891998. М., 1998. С. 35.

2. Цвик В., Качкаева А. Реформы в обществе и на телевидении. 1995-1999 // Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С. 157.

Ростовский государственный университет

3. Разлогов К. Пришествие телевидения // Искусство кино. 1997. № 2. С. 57.

4. Поппер К. Против злоупотребления телевидением // Искусство кино. 1996. № 1. С. 137.

5. Ефимова Л. Телевидение и свобода слова. Как избавиться от президентского диктата // Независимая газета. 1997. 14 окт. С. 2.

4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.