Литература:
1. https://gomai-fair.ucoz.ru/proekt/sifrovai schkola.doc
2. http://yoropHoro^/dokuments/mun_celev_p/munitipalnaja_celevaja_programma-novaja.doc
Педагогика
УДК 659.113.26
доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы и издательского дела Савченко Любовь Васильевна
Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ КАК БАЗОВОГО ИНСТРУМЕНТА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Аннотация. В статье обозначена сущность понятия рекламы как базового инструмента маркетинговых коммуникаций, исследованы ее характерные черты, сформировано представление о состоянии и перспективах развития современной рекламы.
Ключевые слова: реклама, рекламный бюджет, онлайн-реклама, наружная реклама, мобильная реклама, медиа рынок, инновационные рекламные технологии, интегрированные маркетинговые коммуникации.
Annotation. The article outlines the essence of the concept of advertising as a basic tool of marketing communications, examines its characteristics, formed an idea of the state and prospects of modern advertising.
Keywords: advertising, advertising budget, online advertising, outdoor advertising, mobile advertising, media market, innovative advertising technologies, integrated marketing communications.
Введение. Развитие массового производства и усиление конкуренции способствовало формированию средств и инструментов коммуникаций, которые помогли бы распространить информацию о произведенной продукции. Отметим, что реклама, на сегодня, остается одним из самых эффективных средств маркетинговых коммуникаций.
Необходимо отметить, что на основе анализа последних исследований и публикаций, выявили, что однозначно существует множество определений, которые трактуют сущность понятия «реклама» и раскрывают ее особенности, отличающие ее от других инструментов маркетинговых коммуникаций. Сущность и эволюцию развития рекламы рассмотрена в трудах многих известных зарубежных и отечественных ученых, таких как Ж-Ж. Ламбен, Ф. Котлер, К. Келлер, Дж. Бернет и С. Мориарти, О.В. Суркова, Г.Г. Почепцов и др. Однако, особое внимание обращает на себя анализ современных тенденций и характеристика особенностей развития рекламы как мощного средства маркетинговых коммуникаций, а также эффективные методы ее использования, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии должного изучения данного вопроса. Таким образом, считаем, что указанная тема является актуальной, так как в научных трудах представлена фрагментарно и требует дальнейшего изучения.
Современный мир постоянно видоизменяется, развиваются и технологии, коммуникации, возникают новые формы рекламы, которые требуют дальнейшего анализа. Цель статьи заключается в исследовании понятия рекламы и присущих ей характерных черт, тенденций развития как традиционных, так и современных форм рекламы, определении перспективных направлений развития рекламы.
Изложение основного материала статьи. Реклама есть понятием разносторонним, поэтому существует большое количество его трактовок. В целом можно отметить, что реклама характеризует процесс передачи информационного сообщения, которое вызывает потребность в информированном продукте.
Ж-Ж. Ламбен рассматривает рекламу как средство коммуникации, которое позволяет фирме передать сообщение потенциальным покупателям, осуществить прямой контакт с целевой аудиторией, с которыми он не налажен [4]. Ученый акцентирует внимание на особенностях рекламного сообщения, его значение для потребителя.
Е.В. Суркова акцентирует внимание на том, что реклама многосторонняя, поэтому предоставить универсальную ее характеристику как одного из инструментов продвижения невозможно [5]. Автор отмечает, что реклама является эффективным инструментом, ориентируемым на многих покупателей, проживающих в разных местах, и сравнительно с небольшим количеством средств в расчете на одно сообщение. Однако различные рекламные сообщения могут иметь разные рекламные бюджеты.
Дж. Бернет и С. Мориарти дополняют понятие рекламы, акцентируя внимание на субъекте и средствах передачи информации, то есть отмечают, что «...это любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг определенным рекламодателем среди целевой аудитории, осуществляемая преимущественно через средства массовой информации» [1].
Согласно определению, которое указано в словаре Американской ассоциации маркетинга, реклама - это размещенные объявления и убеждающие сообщения, оплачиваемые в определенное время в любых средствах массовой информации коммерческими фирмами, некоммерческими организациями, государственными учреждениями и лицами, которые стремятся сообщить и/или убедить лиц определенного целевого рынка или аудиторию об их продуктах, услугах, организации или идеи.
Таким образом, авторы рассматривают рекламу как любую оплачиваемую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг идентифицированным спонсором через печатные СМИ (газеты и журналы), радио и телевидение, сетевые носители (телефон, кабель, спутник, беспроводная связь), электронные СМИ (аудиолента, видеозапись, видеодиск, CD-ROM, Web-страница), и дисплейные материалы (рекламные щиты, знаки, плакаты). Исследователи дополняют понятия, уточняя место размещения рекламных сообщений.
А также существует ряд толкований понятия «реклама», а именно: рекламу как диалог между продавцом и потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель -заинтересованность в данном товаре. Если покупатель не проявил интерес, то цель рекламодателя не достигнута. В этой трактовке делается акцент на цели рекламы, ее задачах.
Современная реклама презентует товар с позиции покупателя, то есть рассматривает товар якобы его глазами [3]. Она способствует преодолению барьера осторожности, когда создает в сознании субъекта, который принимает решение о покупке, образа товара, что привлекает, возбуждает положительные эмоции, хорошо запоминается.
Необходимо отметить, что с развитием технологий в различных сферах экономики и производства реклама начала приобретать современные черты, то есть выполнять не только информационную функцию, но и формировать потребность в продукте. В современном информационном обществе важным фактором влияния является имидж, бренд. Компания, которая стремится занять ведущее место на рынке, не может обойтись без рекламных средств. Реклама влияет на популярность продукта, его узнаваемость и признание. Она способна формировать потребности и ценности населения, что также имеет определенное влияние и на процесс восприятие рекламируемого продукта.
Сейчас остается нерешенным вопрос об определении единого подхода к оценке эффективности рекламных сообщений, которые требуют дальнейших исследований.
Исследованию эффективности рекламных сообщений уделено внимание в научных работах многих известных исследователей.
Для определения эффективности рекламы используется понятие экономической и коммуникативной эффективности. Экономическая эффективность рекламы определяет экономический результат, который предприятие получает за определенный промежуток времени. Коммуникативная эффективность рекламы, в свою очередь, направлена на оценку информированности аудитории потребителей.
У. Уэлс, Дж. Бернет и С. Мориарти отмечают, что для оценки коммуникационной эффективности рекламы как степени психологического воздействия рекламы на человека необходимо использовать маркетинговые исследования, наблюдения, эксперименты и опрос [6].
М.М. Димшиц [2] считает, что на эффективность рекламных обращений влияют следующие критерии: уровень повышения ожидания товара, уровень идентификации, уровень эстетических характеристик сообщений.
Также используются методы маркетинговых исследований, наблюдение, оценка экспертов. Наиболее распространенным методом оценки можно считать экономическую эффективность рекламы, которая учитывает объем продажи товаров.
Оценка эффективности рекламных сообщений позволяет сделать выводы о целесообразности их использования.
Современные компании используют как традиционные формы рекламы (рекламу в газетах, на радио, телевидении, наружную рекламу) так и новые, интерактивные, с использованием Интернета и мобильной связи (digital display media, mobile media, ambient media), которые становятся все более популярны во многих странах мира.
Отметим, что быстрый темп развития цифровых технологий повлиял и на возможности использования современных маркетинговых коммуникаций в сфере рекламы в частности. Невозможно не заметить стремительное увеличение количества одной из наиболее перспективных форм рекламы - digital-рекламы. Длительное время в общей структуре расходов наибольшую долю занимала телевизионная реклама. Однако, digital-реклама (online-реклама) впервые определена по прогнозам аналитиков как одна из перспективных. Такая форма рекламы является удобной для пользователей современных технологий. Яркие и креативные баннеры, 3D-проекции, промо-сайты, вирусные видеоролики и мобильные приложения приобретают все большую популярность у многих мировых брендов (Adidas, LG, Audi, Nissan и многие другие), которые являются лидерами продаж во многих странах мира. В европейских странах наблюдается тенденция увеличения влияния digital-рекламы по сравнению с телевизионной [6].
Таким образом, исследователи рекомендуют акцентировать внимание на видеорекламе с использованием мобильных устройств, поскольку наблюдается интеграция телевизионной и digital-рекламы. Отметим, что компьютеры и мобильные телефоны занимают все больше времени общественной жизни. Телевидение хоть и остается его неотъемлемой частью, но технический прогресс и дальше будет влиять на индивидуализацию, интеграцию современных цифровых технологий. Хотя темп развития инновационных рекламных технологий несколько отстает от темпа развития в странах Европы и Америки, но наблюдается появление современных методов распространения сообщений, происходит популяризация Интернет-технологий.
Невозможно не отметить увеличение объема интернет-рекламы. Такая тенденция оказывает положительное влияние на дальнейшее формирование медиа рынка.
Кроме традиционных форм рекламы, используют также и инновационные рекламные технологии, перенимая опыт многих успешных зарубежных компаний.
Рассматривая инновационные методы в рекламе, следует выделить технологии Indoor TV в местах продажи, который характеризуется визуальным представлением звуковой и видеоинформации на плазменных экранах, находящихся в наиболее посещаемых местах.
В последнее время все большего внимания приобретает подход, основанный на сочетании нескольких маркетинговых коммуникаций в единую наиболее оптимальную и эффективную целостную систему для достижения наибольшей эффективности. С.Я. Касян отмечает, что для выбора эффективных каналов маркетинговых коммуникаций стоит создавать комбинации средств рекламы и путем сравнения реакций покупателей выбирать наиболее оптимальное их сочетание [3]. Данное утверждение доказывает необходимость использования интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК), основным элементом которых может выступать реклама. Современные рекламные сообщения трансформируются и приобретают большую эффективность в сочетании с другими маркетинговыми коммуникациями.
Сочетание рекламы и методов стимулирования сбыта, прямого маркетинга и паблик рилейшнз позволяет объединить и усилить преимущества каждого маркетингового инструмента и увеличить конкурентные преимущества продукта.
Подход интегрированных маркетинговых коммуникаций для отечественных предприятий только развивается, поэтому требует дальнейших исследований.
Таким образом, можно сформировать рекомендации для повышения эффективности использования рекламных сообщений предприятия:
- постоянно изучать запросы и потребности потребителей;
- адаптировать формы рекламы к новым современным требованиям;
- применять современные коммуникационные технологии в сети Интернет;
- проводить исследования контента и принципов его потребление, учитывая преимущества использования рекламы в Интернете;
- использовать подход интегрированных маркетинговых коммуникаций, что позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия и усилить лояльность покупателей.
Выводы. Несмотря на большое количество трактовок понятие «реклама», все они выделяют характерные черты, которые отличают ее от всех других маркетинговых коммуникаций. Она характеризует процесс передачи информационного сообщения, цель которого - вызвать потребность в информированном продукте. Тенденции развития медийного рынка в Европе и США свидетельствуют, что цифровая реклама и в дальнейшем будет опережать затратами рекламу телевизионного формата, значительную долю которой будет мобильная реклама. Анализ мирового опыта использования современных рекламных инструментов позволит отечественным компаниям усилить конкурентоспособность на рынке, укрепить имидж и привлечь внимание новых потребителей.
Литература:
1. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти ; пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2001. - 864 с.
2. Дымшиц М.Н. Оценка эффективности рекламы / М.Н. Дымшиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dnp.ru/ puЫicatюns/our-puЫicatюns/marketmgovye-kommuшkatsи/artide.
3. Касян С.Я. Эффективность влияния маркетинговых коммуникаций предприятий на поведение потребителей / С.Я. Касян, Т.Е. Крицька // Экономическое пространство. - 2012. - № 63. - С. 237-243.
4. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен; пер. с франц. -СПб.: Наука, 1996. - XV - 589 с.
5. Суркова Е.В. Основы маркетинга: [учеб. пособ.] / Е.В. Суркова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 152 с.
6. Уэллс У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти; пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 736 с.
Педагогика
УДК: 378
магистр филологических наук Сагитдинова Танзиля Камилевна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань), соискатель
Омский государственный педагогический университет (г. Омск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия формирования педагогической картины мира будущих учителей, среди которых автор выделяет обоснование понимания педагогической картины мира; построение процесса её формирования на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира; организацию процедуры оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей; обеспечение соответствующей подготовкой преподавателей вуза. Автором сделан акцент на требования, предъявляемые к современному образованию и внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование педагогической картины мира будущих учителей.
Ключевые слова: картина мира, педагогическая картина мира, профессиональная подготовка, система, модель, педагогические условия.
Annotation. The article discusses the pedagogical conditions for the formation of the pedagogical worldview of future teachers, among which the author highlights the rationale for understanding the pedagogical worldview; defining the process of its formation on the basis of a model that describes the main stages of the formation of the pedagogical worldview; organization of the procedure for assessing the formation of the pedagogical worldview of future teachers; providing appropriate training for university teachers. The author focuses on the requirements for modern education and external and internal factors that influence the formation of the pedagogical worldview of future teachers.
Keywords: worldview, pedagogical worldview, vocational training, system, model, pedagogical conditions.
Введение. Понятие картины мира достаточно широко и многогранно рассматривается в области различных наук. В общем понимании картина мира является наиболее концептуальной и представляет собой целостную систему знаний и представлений о мире, то педагогическая картина мира, являясь наиболее локальной основывается на представлении образа мира различных профессий, которые могут претерпевать изменения и проявляться в различных сочетаниях в сознании индивида.
Изложение основного материала статьи. Педагогическая картина мира подразумевает формирование основ профессионального мировоззрения, ценностных профессиональных ориентаций, профессиональной мотивации и целостного отношения к профессиональным традициям и обычаям, умений и навыков следования профессиональным нормам и образцам поведения, педагогической культуры и такта.
Вместе с тем, проблема формирования педагогической картины мира остается достаточно сложной из-за неопределенности педагогических условий.
При этом формирование педагогической картины мира будущего учителя рассматривается как процесс и результат освоения им способов последовательного и гармоничного овладения профессионально-педагогическими ценностями и компетенциями на соответствующем уровне, который достигается путем создания соответствующих педагогических условий.
Среди таковых нами были выделены следующие:
- обосновано понимание педагогической картины мира, раскрывающее современные смыслы и ценности педагогической деятельности и педагогической профессии;
- этот процесс строится на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира: когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий;