Научная статья на тему 'Современные тенденции развития потребительского рынка Московской области'

Современные тенденции развития потребительского рынка Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительский рынок / торговля / товарооборот / обеспеченность торговыми площадями / сетевая торговля. / consumer market / trade / turnover / supply of retail space / network trade.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития потребительского рынка Московской области»

Мурар В.И.

главный специалист Гохрана России

valentina.murar@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: потребительский рынок, торговля, товарооборот, обеспеченность торговыми площадями, сетевая торговля.

Keywords: consumer market, trade, turnover, supply of retail space, network trade.

Потребительский рынок представляет собой один из важнейших факторов экономического роста региона. Социально-экономическая значимость рынка потребительских товаров и услуг обусловлена его функциями, к которым можно отнести:

- формирование потребительских ценностей и удовлетворение потребностей населения;

- создание рабочих мест;

- формирование сферы деятельности для организаций и предприятий;

- обеспечение налоговых поступлений в бюджет и др.

Рассмотрим основные тенденции развития потребительского рынка Московской области на примере его ведущей сферы - торговли.

Торговля представляет собой один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Подмосковья и формирует 24,8% ВРП области на 1 января 2016 года1.

Среди всех субъектов Российской Федерации Московская область стабильно занимает 2-е место по розничному товарообороту и 3-е место по обороту оптовой торговли.

За период январь-октябрь 2017 года для основных показателей развития потребительского рынка Подмосковья характерна положительная динамика, их значения оказались выше, чем по стране в целом (таблица 1).

Согласно имеющимся данным, оборот розничной торговли увеличился на 5,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Также значительно возрос объем оптовой торговли - на 21,7%.

Таблица 1

Показатели развития потребительского рынка Московской области2

Московская область Справочно по Российской Федерации: в % к соответствующему периоду предыдущего года

фактически выполнено за январь-октябрь 2017 года в % к соответствующему периоду предыдущего года

Оборот торговли, млн. рублей:

розничной торговли по всем каналам реализации 1 720 814,7 105,2 100,8

оптовой торговли в организациях всех видов экономической деятельности 3 841 109,0 121,7

Оборот общественного питания, млн. рублей 82 901,9 109,8

Объем платных услуг, оказанных населению, млн. рублей 381 062,0 100,6 100,2

Кроме того, в первом полугодии 2017 года индекс предпринимательской уверенности увеличился на 1 % относительно соответствующего периода 2016 года и составил 3%. Индекс потребительской уверенности вырос на 14 %, что свидетельствует об улучшении настроений в потребительском секторе3.

Также об улучшении социально-экономической ситуации в Московской области свидетельствует структура оборота розничной торговли. После пика экономического кризиса доля продовольственных товаров в розничном товарообороте постепенно снижается. И уже в октябре 2017 года доля пищевых продуктов составила 46,8 процента (рис. 1).

1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области. - http://www.msko.

gks.ru/

2 Социальное и экономическое положение Московской области за январь-октябрь 2017 года // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области. - http://www.msko.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/msko/rUpuЫicatюns/offidal_puЫicatюns/electromc_versюns/

3 Московская областная Дума: официальный портал. - http://www.mosoblduma.ru/folder/3796/item/96910/

2011 2012 2013 2014 2015 2016 окт.17 ■ непродовольственные товары

| пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия Рисунок 1.

Структура оборота розничной торговли в Московской области

В период с января по октябрь 2017 года структура субъектов рынка в обороте розничной торговли формировалась на 97,8% торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, которые реализуют товары вне рынка. На долю рынков в товарообороте Подмосковья приходится 2,2% (табл. 2).

Таблица 2

Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на рынках

в Московской области1

Январь-октябрь 2017 года, млн. рублей В % к январю-октябрю 2016 года Октябрь 2017 года, млн. рублей в % к:

сентябрю 2017 года октябрю 2016 года

Всего, в т.ч.: 1720814,7 105,2 178747,0 99,5 108,3

оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка 1683408,1 105,0 175329,5 99,8 108,4

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 37406,6 116,1 3417,5 84,2 102,4

В Подмосковье широко развивается сетевая торговля и современные форматы облуживания населения. Торговые сети, с одной стороны, предоставляют широкий ассортимент товаров, удобные условия покупки продукции для потребителей, с другой стороны, обеспечивают значительное снижение издержек предпринимателей.

Формат торговых центров изменяется по мере удаления от Москвы. Гипермаркеты и крупные региональные торговые центры располагаются в зоне до 10 км от столицы. Для среднего пояса характерно наличие районных и микрорайонных торговых центров. На расстоянии более 30 км от Москвы (третий пояс) также функционируют торговые объекты формата районных и микрорайонных торговых центров, однако качество многих торговых объектов не соответствует стандартам.

Уровень и формат торговых сетей в Московской области также варьирует в зависимости от удаленности от Москвы. Федеральные и международные операторы такие, как «Лента», «Auchan», «OBI», «Leroy Merlin», «Магнит», «О'Кей», функционируют в ближнем поясе. Для среднего пояса характерны сетевые дискаунтеры, локальные сетевые операторы, а также развиты объекты формата outlet. В городах, расположенных более 30 км от Москвы, в третьем поясе, стремительно развиваются локальные сети, торговые центры формата retail-park, находящиеся на трассе и охватывающие несколько городов.

По состоянию на август 2017 года в городах Московской области действуют 143 качественных торговых центра суммарной арендуемой площадью 1,9 млн. кв. м. Средний показатель обеспеченности качественными торговыми площадями составляет 257 кв. м на 1000 чел.

Согласно исследованию консалтинговой компании Welhome, в Московской области в период с июня 2016 года по август 2017 года начали работу 7 новых торговых центров площадью 125 тыс. кв. м в таких городах, как Мытищи, Балашиха, Апрелевка, Одинцово, Жуковский. При этом в Апрелевке был открыт первый профессиональный ТЦ «Мелодия», среди арендаторов которого супермаркет «Лента», магазины «Кораблик», «Твое», Sela и другие. В 2018 году планируется открытие шести торговых центров суммарной площадью 149 тыс. кв. м (рис. 2).

1 Социальное и экономическое положение Московской области за январь-октябрь 2017 года // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области. - http://www.msko.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/msko/ra/puЫicatюns/offidal_puЫicatюns/electromc_versюns/

Рисунок 2.

Ввод торговых объектов в городах Московской области1

Несмотря на положительные тенденции развития потребительского рынка Московской области, необходимо отметить некоторые слабые стороны рынка потребительских товаров и услуг. Существенно различаются по муниципальным образованиям Московской области уровни обеспеченности розничной торговой сетью.

Как правило, высокий уровень обеспеченности торговыми площадями характерен для муниципальных образований Московской области, прилегающих к МКАД. Это обусловлено процессами субурбанизации, созданием на выезде из Москвы крупных торговых центров.

Наиболее обеспечен торговыми площадями город Мытищи (более 1000 кв. м на 1000 жителей). В городе действуют 8 торговых центров суммарной площадью 208 тыс. кв. м (рис.3).

К городам, наименее обеспеченным качественными торговыми площадями, относятся Раменское (54 кв. м на 1000 человек), Долгопрудный (86 кв. м на 1000 человек), Егорьевск (113 кв. м на 1000 человек).

При этом необходимо отметить, что за пределами МКАД заброшено или заморожено строительство более десятка торговых объектов, общая площадь которых достигает около 600 тыс. кв. м.

Другой немаловажной проблемой является организация предприятий торговли и услуг в сельской местности для обеспечения жителей необходимым ассортиментом товаров и услуг. Однако создание объектов в отдаленных, малонаселенных сельских районах сопряжено с высокими рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли.

Рисунок 3.

Города Подмосковья, наиболее обеспеченные качественными торговыми площадями по состоянию на август 2017 года2

1 Обзор рынка торговой недвижимости городов Московской области. New Retail. - https://new-retail.ru/business/obzor_rynka_

torgovoy_nedvizhimosti_gorodov_moskovskoy_oblasti8252/ 2 Там же.

Кроме того, социальная значимость нестационарной торговли в Московской области остается высокой. В некоторых сельских населенных пунктах, дачных поселках, садовых товариществах данный вид торговли не имеет альтернативы.

Несмотря на высокую значимость ярмарочной торговли, ее развитие в некоторых районах области сдерживается отсутствием площадок, приспособленных и соответствующих требованиям законодательства Московской области, а также нерентабельностью организации ярмарок в связи с малочисленностью жителей некоторых населенных пунктов.

Ввиду указанных проблем функционирования рынка потребительских товаров и услуг Подмосковья, к основным стратегическим направлениям развития потребительского рынка области можно отнести:

- совершенствование инфраструктуры потребительского рынка посредством возможностей сетевой торговли;

- применение механизмов ГЧП в сфере потребительского рынка;

- возможности межрегионального сотрудничества;

- внедрение новых технологий, форматов торговли и предоставления услуг, развитие электронной торговли с целью обеспечения потребителей необходимыми товарами и услугами, проживающих в отдаленных районах области;

- создание концепции развития потребительского рынка Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.