Научная статья на тему 'Современные тенденции развития отечественного художественного образования'

Современные тенденции развития отечественного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1188
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ПЕРЕДАЮЩЕМУ / ЗАКОН ХУДОЖЕСТВЕННОГО УПОДОБЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ / ART EDUCATION / NEW TRENDS / VISUAL ARTS / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / EMOTIONAL ASSIMILATION OF THE PERCEIVER TO THE TRANSMITTER / THE LAW OF ARTISTIC ASSIMILATION AND PERCEPTION / THE PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL DRAMA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граб Маргарита Викторовна

В статье обосновывается общеобразовательная проблема развития отечественного художественного образования и векторов развития изобразительного искусства посредством использования новых технологий, нацеленных на его усвоение в единой образовательно-практической среде. Предлагаются пути совершенствования основ изобразительного искусства за счёт включения в процесс обучения и внедрения новых методов, средств и технологий, развития вариативности учебной программы на основе личностно-ориентированного подхода к обучаемым и создание системы непрерывного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граб Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC ARTISTIC EDUCATION

The article substantiates the general educational problem of the development of the national art education and the vectors of the development of the visual arts with new technologies aimed at its assimilation in a single educational and practical environment. The author suggests ways to improve the foundations of the visual arts by including new methods, tools and technologies in the learning process and introducing variability in the curriculum because of a person-centered approach to learners and the creation of a continuous learning system.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития отечественного художественного образования»

- объективное развитие социальных процессов, развитие жизни в условиях информационного общества, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры, досуга и образования с целью реализации досуговых программ, проектов, планов, ведь превращение свободного времени несовершеннолетнего в его досуг.

Литература:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 02.06.2016 N 166-ФЗ, от 03.07.2016 N 312-Ф3).

3. Закон Краснодарского края № 1539-K3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.07 2008.

3. Положение о Штабе воспитательной работы МБОУ СОШ № 16 г. Краснодара (утверждено приказом директора школы от 01.09.2016 г.).

4. Горбачев А.А., Горбачева Д.А.Педагогика многоуровневой системы социально-культурного и туристского образования: компетентностный подход: Монография. - Краснодар, КГИК, 2017. - 280 с. ил.

5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно- досуговой деятельности: М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

6. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010 - 396 с.

7. Кузьмин А.В., социально культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде // Вестник МГУКИ. 2011. 3 (41). С. 140 - 145.

8. Психологические основы педагогического взаимодействия. - Москва: Профит Стайл, 2007. - 224 с.

9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. М., 1994. - 255 с.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

11. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально - культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Педагогика

УДК:378.2

ассистент кафедры искусств Граб Маргарита Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» Институт психологии и педагогики (г. Тюмень)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается общеобразовательная проблема развития отечественного художественного образования и векторов развития изобразительного искусства посредством использования новых технологий, нацеленных на его усвоение в единой образовательно-практической среде. Предлагаются пути совершенствования основ изобразительного искусства за счёт включения в процесс обучения и внедрения новых методов, средств и технологий, развития вариативности учебной программы на основе личностно-ориентированного подхода к обучаемым и создание системы непрерывного обучения.

Ключевые слова: художественное образование, новые тенденции, изобразительное искусство, личностно-ориентированный подход, эмоциональное уподобление воспринимающего передающему, закон художественного уподобления и восприятия, принципы педагогической драматургии.

Annotation. The article substantiates the general educational problem of the development of the national art education and the vectors of the development of the visual arts with new technologies aimed at its assimilation in a single educational and practical environment. The author suggests ways to improve the foundations of the visual arts by including new methods, tools and technologies in the learning process and introducing variability in the curriculum because of a person-centered approach to learners and the creation of a continuous learning system.

Keywords: art education, new trends, visual arts, personality-oriented approach, emotional assimilation of the perceiver to the transmitter, the law of artistic assimilation and perception, the principles of pedagogical drama.

Введение. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры, перестают обеспечивать сцепление необходимых обществу ценностей. Культурный процесс касается развития общества и человека и выражается в формах организации жизнедеятельности, материальных и духовных ценностях. Необходимость познания человека кроется в динамике жизни и диктуется потребностями поиска новых ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Система жизнедеятельности выражает согласованную волю человека. Стремительная трансформация общественных процессов диктует целесообразность создания «внутреннего пространства, основанного на философии бытия, способного контролировать происходящие изменения» [2].

Интерес к анализу тенденций развития художественного образования вызван современным этапом обновления общества и человека, формированием новых отношений, требующих глубоких знаний в области обработки информации.

Научный подход предполагает обобщение и определённый уровень шкалы предмета исследования, поэтому в данной статье мы будем следовать постулату, что «изменился традиционный взгляд на художественное образование через новое пробуждение, заложенной в человеке потребности к изобразительной (графической) деятельности» [9].

Предназначение понятия «художественное образование» состоит в том, чтобы разрешать проблемы осмысления универсалий культуры, критического анализа и формирования новых идей. В этом процессе универсалии культуры из оснований искусства и жизни превращаются в формы, на которые направлено сознание человека посредством социальных категорий и схематизации универсалий культуры. Если личный интерес есть основа сознания человека, то надо позаботиться о том, чтобы его интересы совпадали с

векторами его творчества. Если человек не свободен, то его свобода заключается в возможности проявления личностных свойств, и поэтому нужно позаботиться о месте для его деятельности [6, 8].

Общеобразовательный подход рассматривает художественное образование в ракурсе личностно-ориентированной педагогики, определения коллективного и индивидуального концептов; воспитания культуры отношений к явлениям, творчеству и пластическому искусству; развития психологии ассоциативного мышления. Профессиональный подход предъявляет к художественному образованию концепты аналитики, методов, опыта, достижений искусства и педагогики [7].

Методологический подход к художественному образованию предопределён философией, педагогикой, теорией и практикой, и средствами деятельности (Ф. Бэкон) с опорой на дедуктивный и генетический, частный и опытный подходы, законы преемственности научных теорий (Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм, Г. Гегель, др.); действия и приёмы, организационные формы (Ср.: эвристическая беседа и поисковый метод репродуктивного характера; демонстрация опытов и работ объектов; получение данных из практических действий и наглядных источников, записей; сочетание словесного, наглядного и практического методов) [11].

Кроме того, практика свидетельствует, что усвоение знаний и приобретение навыков происходит на осознанном восприятии и воспроизведении материала по образцу, иллюстративных и творческих способов деятельности.

Метод историографической интроспекции и условия изолированности культур определили набор величин для формирования гибкого мышления на занятиях по изобразительному искусству. А «репродуктивная деятельность постереотипам» ориентирует не на «репродуктивный» образ, а на рутинную зажатость» [3, 12].

Проблема заключается в том, что передача художественной информации должна происходить не только с помощью эмоционального уподобления воспринимающего передающему, так как иначе возникает лишь знание, а не понимание. Закон художественного уподобления является «законом художественного восприятия в прямой взаимосвязи методов и принципов педагогической драматургии и ситуаций уподобления» [10].

Значит, познание изобразительного искусства возможно только при создании атмосферы увлечённости и высокого уровня эмоциональности.

Целостность эмоционального освоения представляет проблему методом поэтапных открытий, восприятия и созидания, обобщения и творческой интерпретации материала. Постоянство связи с жизнью предопределяется «восприятием и сознанием жизненности проблем изобразительного искусства, привлечением личного эмоционального, визуального и бытового опытов в индивидуальной и групповой деятельности» [6, 7].

Опора на апогей обобщает, и поэтому типичное в изобразительном искусстве доводится до апогея, а форма и содержание доминируют с потребностью в приобретении навыков посредством «метода свободы в системе ограничений и диалогичности; сравнения групповых и индивидуальных работ, сочетания восприятия искусства с музыкой и литературой» [13].

Изложение основного материала статьи. Система художественного образования объединяет предметы художественного цикла и изобразительное искусство в многоуровневой общеобразовательной системе. Начальное художественное образование даётся в детских художественных школах и детских школах искусства, кружках изобразительного искусства и факультативах по искусству.

Вариативность художественного образования расширяет содержание программ общеобразовательной системы, однако позиция по формам в единой системе воспитания остаётся неизменной. Система художественного образования едина, поскольку объединяет сферы общеобразовательной школы и внеурочной деятельности. Обучение пониманию искусства и его эмоциональное освоение целенаправленно способствует осознанию концепта «эстетически развитой личности» [3].

Другая проблема заключается в том, что задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования глубоко дифференцированы.

Согласно ГОСТу, общеобразовательная двухуровневая система раскрывает эстетические и общекультурные аспекты художественного образования: часовой регламент с организацией материала об аспектах искусства и эстетические двухчасовые классы [1].

Дошкольное художественное образование включает 4 стадии: (Д.С. Лихачёв, Г.Д. Гачев, И.Л. Лернер, Н.И. Киященко, др.) [5].

- до изобразительная стадия учит первоначальным кругообразным линиям и очертаниям;

- стадия бесформенных изображений отрабатывает выражение замысла и навыки художественной деятельности в работе с материалами;

- стадия схематического изображения способствует появлению образности и выразительности;

- стадия правдоподобных изображений способствует переходу к изображению видимых особенностей людей, животных, предметов), углубляет образное содержание деятельности через расширение навыков.

Начальная школа закладывает основы художественного образования, пробуждает интерес к жизни через искусство, знакомит с видами художественной деятельности; средняя школа знакомит с видами искусства через синтез с музыкой и литературой, театром и кино, цирком и телевидением.

Начальное профессиональное образование в детской художественной школе строится по 5 предметам: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств [8].

На занятиях по рисунку проблема заключена в создании конкретного риверса навыков конструктивно-аналитического мышления посредством системной работы над постановкой и конструктивного анализа формы по памяти и воображению в реализации набросков и зарисовок. На занятиях по живописи учат точной конкретизации пластической и световоздушной организации пространства; лепке объёмов цветом, этюдной работе в сочетании длительных и краткосрочных работ. На занятиях по композиции способствуют пониманию законов, принципов и средств композиции при усвоении видов художественной деятельности и опыта мастера. (Земляная С.И.) [4].

На занятиях по декоративно-прикладному искусству усваивают материалы синтеза архитектуры, скульптуры, монументального и прикладного искусства; формы и цвета, текстуры и фактуры; стилизации и декорирования; виды композиций и способы построения. На занятиях по скульптуре занимаются лепкой с натуры и по памяти; созданием плоского и объёмного рельефа и объёмной скульптуры композиции, натюрмортом; наблюдением людей, предметов быта, птиц и животных. На занятиях по истории искусств

изучают мировой историко-художественный процесс национальных линий в сложной сети пересечений, заимствований и обменов, сближений и расхождений; диалогичности культур и их проявлений [3, 4].

Поэтому мы полагаем, что структура занятия по изобразительному искусству должна складываться из готовности к такому непростому виду обучения с усвоением целевой установки, решению проблемной задачи с введением игрового момента. Экспликация материала обязательно должно включать логический переход к новой теме через выделение главного в изучаемых объектах посредством наглядности и меж предметных связей, постановки эвристических вопросов, нестандартных ситуаций и упражнений.

Практическая работа на занятиях по изобразительному искусству отличается выставкой и анализом работ, выявлением активности и осуществлением комментирования. Работа ведётся в индивидуальной, групповой, коллективной и фронтальной формах; формами занятий выступают лекция об искусстве, беседа, практикум, интегрированное или комбинированное занятие, творческий диспут, тематический семинар (или форум) и игра [3, 4].

Меж предметные связи на интегрированных и комбинированных занятиях по изобразительному искусству осуществляются на уровне истории, литературы, музыки, географии и иностранного языка.

Роль наглядности и зрительного ряда определяет успешность занятия по изобразительному искусству. Поэтому разрешение проблемы соответствия материала, его загрузки зрительными впечатлениями; отсутствие в зрительном ряде готового решения поставленной цели и активное использование технических средств предопределяет результативность работы.

Так, педагогический рисунок графически поясняет материал, но он не имеет художественного значения; в контексте работы служит подготовкой к решению задач; упрощению, схематизации экспликации структуры; пониманию конструкции и пластических особенностей.

Правка работ демонстрирует исправление с целью усвоения техники; определять кратковременность работы над рисунком, где рисунок должен быть наглядным и не перегружаться деталями [13].

Следовательно, программы занятий по изобразительному искусству должны затрагивать проблему, предопределять целии задачи содержания, предъявлять новые методические подходы к формированию блочного построения занятий и их логической организации.

Рациональным представляется создание новейшей методики процесса художественного образования, его роли и функций, причинно-следственную логику: что выступает целью художественного образования, для чего оно служило в течение долгого периода времени, с чего начинался его процесс и к чему он должен был привести; какие механизмы и принципы целеполагания определили его движение.

Художественное образование должно способствовать осознанию творческой самореализации и социальной значимости в стремлении к взаимодействию с окружающими через изображение мира и его познание.

Поэтому занятие по изобразительному искусству должно быть направлено на осознание значимости искусства, духовного начала в человеке, освоение культурной копилки и формирование мировоззренческих и эстетических позиций.

Мы согласны с позицией Н.И. Киященко в том, что на современном этапе «процесс обучения - это не культурно-исторический процесс, а передача знания, опыта, умения и навыков вне раскрытия природных задатков, и стремления к красоте» [5].

Интегративным фактором творческой личности выступает художественное образование для обогащения культурного опыта. Если вектор искусства направлен в будущее, то он представляет «внутреннюю движущую сущность культурного процесса, носителя культуры настоящего и созидателя культуры будущего, знающего культурное наследие и способного к творчеству и духовным переживаниям». (Д.С. Лихачёв, В.А. Школяр, Б.П. Юсов, др.) [6, 10, 11].

Образование единых пространств, вызванное развитием информационных технологий, привело к формированию многоуровневых занятий по изобразительной практике с использованием разных видов художественно-творческой деятельности и сведений из истории искусства.

Занятия по изобразительному искусству должны быть логически связаны и включать информацию научно-познавательного характера; материал должен рассматриваться в региональном и национальном, историческом и культуросообразном, этническом и педагогическом аспектах.

Содержание художественного образования должно быть скорректировано социокультурными особенностями региона в условиях взаимодействия человека с культурными ценностями, уровнем потенциала человека и его потребностей самореализации в творчестве, общественно-духовной жизни.

Выводы. Таким образом, художественное образование должно представлять активный познавательный процесс в культурно-историческом познавательном пространстве с погружением в культуру настоящего мировоззрения и освоением культурного наследия.

Изобразительное искусство должно представлять системные занятия искусством под руководством педагога с применением знаний о произведениях искусства. Занятия изобразительным искусством должны включать аспекты самостоятельного восприятия художественного полотна, скульптуры, чтения книг, слушания «живой» музыки; посещения библиотек и театров, музеев и работы с архивными материалами; посещение парков и ансамблей, центров культуры древних и живых народов; изучение жизни и творчества людей искусства.

Проблема полихудожественного развития должна разрешаться через деятельность по восприятию произведений разных видов искусства, сотрудничества с предметами естественно-гуманитарного цикла, привлечения информации из «полимодальных» областей знаний (Б.П. Юсова); восприятия разных видов искусства, развития интереса к работе в разных художественных техниках. (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, др.) [6, 11].

Д.С. Лихачёв убеждён (и мы вслед за ним), что «художественное образование должно привлекать разные виды искусства и учить разбираться в кино, живописи, музыке, литературе» [9].

Следовательно, новые концепции художественного образования необходимо строить на основе сотрудничества разных видов искусства, усилении значимости предметов художественного цикла, расширении информационно-познавательного материала по искусству, обращении к проблемам общечеловеческого характера, конструировании пространственной модели (композиция, форма, ритм, динамика, пространство).

Актуальным для современной парадигмы художественного образования является формирование единой

картины мира (П.П. Блонский) [2]. Поэтому важно избегать усвоения ограниченной суммы предметных знаний и выстраивать информационно-познавательную структуру освоения действительности за счёт выхода за границы предмета с обогащением материалом других предметов.

Интегрированная форма организации занятия по изобразительному искусству должна быть построена на взаимодействии искусств и привлечении знаний из других областей для развития творческих способностей и творческого проявления(Л.С. Выготский, Г.В. Лабунская, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Г.Г. Рожкова, М.Н. Семенова, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов, др.); «восприятия, исполнительского мастерства и свободы творчества свободы творческого проявления и творческой деятельности, творческого мышления» (Б.М. Теплов) [2, 6, 9].

Поэтому построение процесса на основе культурологической модели и концепции интеграции других предметов возможно при понимании роли и значения предметов художественного цикла, понимания потенциальных возможностей интеграции предметов, готовности к сотрудничеству, желании создать единое образовательное пространства, стремлении к сотрудничеству и проявлению интереса к содержанию программы.

Организация образовательного пространства создаст условия для освоения инновационных педагогических технологий, творческого проявления и самореализации, построении процесса художественного образования; моделирования интерактивной образовательной среды через самооценивание в творческих проявлениях, ситуации роста ответственности за качество выполнения творческих работ; повышение мотивации на творческую деятельность; создание мобильных творческих групп; проведении интегрированных занятий; интеграции подходов и открытости выражения творческих сил.

Выводы. В заключение мы делаем вывод о том, что современные тенденции развития отечественного художественного образования обусловлены целесообразностью, ролью и ответственностью в изменении его ландшафта, вне сомнения. Возможность создания альтернативной среды, культур- и изо-сферы будет конструированием новой художественной реальности, основа которой зиждется на неограниченном объёме ее скрытых ресурсов и творческого потенциала человека.

Литература:

1. ФЗ РФ от 01.12.2007. N 309-Ф3. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 10.08.2018.).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., АСТ, 2015. - 98 с.

3. Ермолинская Е.А. Методико-педагогические основания интеграции предметов гуманитарного цикла и взаимодействия искусств. / «Художественная культура и образование». - М., Юсовские чтения, 2015. - 165 с.

4. Земляная С.И. Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. - Ярославль, 2013. - 147 с.

5. Киященко Н.И. На пути к новой парадигме эстетического воспитания. // Современные подходы и теории эстетического воспитания. Материалы и тезисы буровских чтений. - М., ИХО РАО, 2017. - 127 с.

6. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания. - М., РАО, 2016. - 85 с.

7. Лернер Н.И. Дидактические основы методов обучения. - М., Педагогика, 2016. - 79 с.

8. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. // Личность в современном мире. - Кемерово, 2014. - с. 3-34.

9. Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений. / Модернизация художественно эстетического образования. Проблемы и перспективы. // «Педагогика искусства интеграция культуры в образование будущего учителя. - М., Юсовские чтения, 2016. - 125 с.

10. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - 3-е изд. - М., Просвещение, 2017. - 125 с.

11. Юсов Б.П. Концепция образовательной области «искусство». Альтернативный вариант. // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы. - Арзамас, АГПИ. - 214 с.

12. Институт культурной политики. [Электронный ресурс] ЦЯК-%'%гл'.сроНсу.ш. (дата обращения 10.08.2018.).

13. Неменский Б.М. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд". / Пояснительная записка [Электронный ресурс] ИRL:http://nsc.1september.ru/article.php?id=200203006 (дата обращения 09.08.2018.).

Педагогика

УДК 37.013.43

аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Губенко Наталья Николаевна

Институт культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Аннотация. В статье рассматриваются условия повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Автором предлагаются рекомендации для создания благоприятных условий данного процесса, адресованные для администрации, педагогов и родителей воспитанников.

Ключевые слова: формирование национальной самоидентификации, воспитывающая среда, целостность и системность педагогического процесса, социальное открытое пространство, интеграция образовательных областей, педагогическое сопровождение семьи.

Annotation. The article elaborates on the conditions for efficiency improvement of the formation of national self-identification of children of the senior preschoolers by musical activity means in pre-school educational institution. Author offers guidelines for the administration, teachers and parents on creating auspicious conditions for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.