Научная статья на тему 'Современные тенденции развития многофункциональных театрально-зрелищных комплексов'

Современные тенденции развития многофункциональных театрально-зрелищных комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
796
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многофункциональный театрально-зрелищный комплекс / театр / зрелищный комплекс / многофункциональный комплекс / multifunctional entertainment facilities / theater / spectacular complex / multifunctional complex

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — П С. Ануфриева

В статье рассмотрены черты многофункциональных театрально-зрелищных комплексов, которые построены в России, на примере Крокус Сити Холла, театра «Вишневый сад» и комплекса «Московский Международный Дом Музыки на Красных Холмах». Выявлены сложившиеся тенденции в проектировании многофункциональных театрально-зрелищных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in the development of multifunctional entertainment facilities

The article discusses the features of multifunctional entertainment facilities that were built in Russia, on the example of Crocus City Hall, the «Cherry Orchard» theater and the «Moscow International House of Music on Krasnye Kholmy» complex. The established tendencies in the design of multifunctional entertainment facilities are revealed.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития многофункциональных театрально-зрелищных комплексов»

Всю перечисленную многофункциональную адаптивную среду следует рассматривать как комплексный метод комбинации модульных блоков и ячеек в соответствии с пользователем и целью использования. Различная компоновка модулей будет рассматриваться в разных условиях среды и должна меняться и реагировать относительно контекста, который окружает эти многофункциональные модули.

Большинстве городов России имеют схожие проблемы, которые в большей части связаны с качеством городской и жилой среды. В связи с этим появляется необходимость в разработке универсального подхода к развитию среды. В то же время современный темп жизни требует от архитектуры изменяемости и адаптивности. Таким образом, приемы проектирования жилой среды должны быть адаптивны к запросам потребителя.

Библиография:

1. Анисимов Л.Ю. Принципы формирования архитектуры адаптируемого жилища: специальность 18.00.02: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Анисимов Лев Юрьевич; Московский архитектурный институт. - Москва, 2009.

2. Аракелян Р.Г. Повышение качеств жилой среды с учетом ценностей традиционных жилых образований: специальность 05.23.21: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры /Аракелян Рубен Георгиевич; Московский архитектурный институт. - Москва, 2011.

3. Гейл, Я. Жизнь среди зданий / Ян Гейл; перевод с английского. - Москва: Концерн «КРОСТ»; Альпина Паблишер, 2012.

4. Джейкобс, Дж. Смерть и жизнь больших американских городов / Дж. Джейкобс. - Москва: Новое издательство, 2011.

5. Рыбчинский, В. Городской конструктор: Идеи и города / В. Рыбчинский. - Москва: StrelkaPress, 2015.

6. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре: учебник для вузов / Н.А. Сапрыкина. - Москва: Архитектура-С, 2005.

7. Negroponte, N. The Architecture Machine: Towards a More Human Environment / N. Negroponte. - Cambridge (USA): MIT Press, 1970.

П.С. Ануфриева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0043

P.S. Anufrieva

Современные тенденции развития многофункциональных театрально-зрелищных комплексов

Modern trends in the development of multifunctional entertainment facilities

Ключевые слова: многофункциональный театрально-зрелищный комплекс, театр, зрелищный комплекс, многофункциональный комплекс.

Keywords: multifunctional entertainment facilities, theater, spectacular complex, multifunctional complex. Аннотация: В статье рассмотрены черты многофункциональных театрально-зрелищных комплексов, которые построены в России, на примере Крокус Сити Холла, театра «Вишневый сад» и комплекса «Московский Международный Дом Музыки на Красных Холмах». Выявлены сложившиеся тенденции в проектировании многофункциональных театрально-зрелищных комплексов.

Abstract: The article discusses the features of multifunctional entertainment facilities that were built in Russia, on the example of Crocus City Hall, the «Cherry Orchard» theater and the «Moscow International House of Music on Krasnye Kholmy» complex. The established tendencies in the design of multifunctional entertainment facilities are revealed.

В данной статье будут рассмотрены примеры многофункциональных театрально-зрелищных комплексов, построенных в России, и определены тенденции проектирования такого типа зданий.

Зрелищный комплекс - это комплекс, предназначенный для проведения зрелищных мероприятий.

Многофункциональный комплекс - это здание или группа зданий, совмещающих в себе пространства нескольких функционально-эксплуатационных назначений, в которых могут сочетаться коммерческая, жилая, зрелищная, спортивная и другие функции.

Многофункциональный театрально-зрелищный комплекс - это здание или группа зданий, совмещающих в себе пространства нескольких функционально-эксплуатационных назначений, в которых основной является театрально-зрелищная функция.

В современном мире наблюдается развитие тенденции приобщения людей к культуре и искусству. Традиционно театр является знаковым объектом социально-культурной жизни. Архитектура театра с течением

времени развивалась и видоизменялась, подбирая новые формы выражения. Сегодня существует запрос в образовании многофункциональных театрально-зрелищных комплексов, в связи с современными социальными, градостроительными, экономическими и другими тенденциями. Городская инфраструктура основывается на постройке архитектурных объектов, которые не способны предоставлять многоцелевые услуги, обладают ограниченным количеством и ограниченной площадью помещений и не имеют современной технической базы. Сегодня сосредоточение различных функций, их симбиоз и взаимоадаптация в рамках одного архитектурного сооружения как основополагающие принципы многофункциональности стали распространяться на объекты культурно-зрелищной сферы [1].

Также на сегодняшний день экономическое положение вынуждает искать новый подход в решении материальных вопросов для учреждений культуры. В основном в нашей стране финансируются театры под реставра-

Практика

199

цию, а на зрелищные комплексы бюджет почти не выделяется. В связи со сложившейся ситуацией театры стараются уходить от государственного финансирования, находясь в поиске инвесторов. Для их привлечения необходимо предусматривать дополнительные площади, которые можно сдавать в аренду. Дополнительные помещения, предназначенные для различных функций, позволяют обеспечить беспрерывную работу многофункциональным театрально-зрелищным комплексам, и таким образом помогают решать экономические вопросы. Так, например, возведение коммерческих площадей в рамках первой очереди позволило запустить процесс окупаемости проекта Крокус Сити Холл уже на этапе строительства самого театра. Годовой оборот Крокус Сити Холла составляет примерно 30 миллионов долларов.

Рис. 1. Крокус Сити Холл. Генеральный план: 1 - Торговый центр, 2-Океанариум, 3-Офисы, 4 - Экспо, 5 - Ресторан, 6 - Зрительный зал до 7233 мест, 7 - Гостиница на 225 номеров

Если брать в расчет, что в городах происходит культурный спад, то можно сделать вывод, что монофункциональные здания больше не могут удовлетворять потребности современных жителей. Для создания здоровой среды необходимо совмещать несколько различных функций - культурных, досуговых, общественных, бытовых и др. - в один комплекс. Многофункциональный театрально-зрелищный комплекс - это тот тип здания, который способен развивать сложившуюся тенденцию.

По функциональной структуре многофункционального театрально-зрелищного комплекса можно отметить главенствующую театрально-зрелищную роль, которая сочетается с дополнительными. Такой многофункциональный комплекс может содержать в себе офисы, гостиницы, рестораны (кафе, бары), торговые площади, выставочные пространства, галереи, спортивные залы и многое другое.

Уникальностью многофункциональных театрально-зрелищных комплексов является единое архитектурное решение, в основе которого лежит ядро театрального зала, композиционное единство всех частей (секций, блоков, корпусов) комплекса, решение градостроительных задач. Эти факторы влияют на архитектурно-планировочное решение театрально-зрелищных комплексов и дают возможность полноценного функционирования таких зданий. Основная объемно-пространственная задача - найти наиболее подходящую связь между ядром театра (зрительным залом и сценой) и остальными частями здания.

Можно отметить, что на сегодняшний день строительство многофункциональных театрально-зрелищных комплексов развито слабо. Поэтому в изучении вопроса уделено внимание как отечественным примерам, так и примерам мирового архитектурного опыта. Но в этой статье будут рассмотрены только примеры отечественного опыта проектирования.

Рис. 3. Театр «Вишневый сад». План 3 этажа: 1 - Зрительный зал на 300 мест; 2 - Офисы.

Различные зоны, такие как культурные, досуговые, бытовые, торговые и другие, в городах распределены неравномерно. Такое расположение пространств заставляет жителей города совершать поездки в другие районы города. Например, такое неравномерное распределение культурных объектов в городской среде зачастую вынуждает горожан совершать поездки в центральную часть города, а потом возвращаться обратно в свои районы. Такое маятниковое перемещение жителей по городу перегружает транспорт, создает большие пробки на дорогах и собирает толпы народа в общественном транспорте в часы пик. Многофункциональный театрально-зрелищный комплекс подразумевает создание театрально-зрелищного пространства и дополнительных функциональных площадей внутри комплекса, которые учитывают потребности жителей.

Если проанализировать объемно-пространственную структуру примеров многофункциональных театрально-зрелищных комплексов в городе, то можно выделить 2 типа размещения таких зданий: вертикальный и горизонтальный.

Примером горизонтального размещения в отечественном опыте проектирования может служить Крокус Сити Холл. Комплекс состоит из нескольких малоэтажных корпусов, которые располагаются вдоль Москвы-реки и занимают площадь 90 га. В случае горизонтального расположения комплекса архитектура здания доминирует на открытых пространствах, вырисовывая панораму района и города. В одном из блоков комплекса размещен зрительный многофункциональный трансформирующийся зал на 6 200 мест. Кроме театрально-зрительного зала в комплекс входят торговый центр, океанариум, офисы, выставочные пространства, ресторан и гостиница на 225 номеров (рис. 1). Крокус Сити Холл расположен рядом с большой транспортной развязкой, которая становится центром активности для людей, живущих в этом районе.

Примером многофункционального театрально-зрелищного комплекса с вертикальной пространственной структурой в отечественном опыте проектирования может служить театр «Вишневый сад». Вертикальный тип подразумевает размещение многофункционально комплекса в центре города. Многофункциональный комплекс располагается по красной линии Садового кольца. Театрально-зрелищный комплекс вписан в участок с плотной застройкой (рис. 2). В условиях существующей исторической архитектуры театр развивается вертикально, включая в себя театрально-зрелищный зал на 300 мест, офисы и кафе. Помимо главного зала в театре есть два малых зала на 120 и 80 мест.

Как в случае с вертикальным развитием архитектурных объемов, так и с горизонтальным многофункциональные театрально-зрелищные комплексы помогают в организации досуга жителей города вблизи от места их проживания. Такие комплексы предоставляют больше возможностей и больший спектр выбора в проведении досуга ежедневно, а не только по выходным или в отпуск, когда появляется возможность выехать за пределы своего района.

Поскольку комплексы сочетают в себе культурную функцию вместе с другими, абсолютно разными, то такая синергия позволяет создавать сложносоставной

объект. Это дает возможность реализовывать современные идеи в облике и структуре комплекса, создавая сложный структурный образ. Современные технологии предлагают вариативность планировочных решений. Театрально-зрелищная функция может находиться в отдельном блоке, как например, в Крокус Сити Холле, а может быть интегрирована в объем многофункционального театрально-зрелищного комплекса, как в случае с театром «Вишневый сад» (рис. 3).

Принцип многофункциональности театрально-зрелищного комплекса заложен в формировании гибкой архитектурно-планировочной структуры с целью расширения спектра услуг и функций.

Многофункциональный театрально-зрелищный комплекс должен отвечать особым требованиям:

- содержать несколько функций, главная из которых театрально-зрелищная;

- служить местом проведения досуга для жителей района;

- экономические вопросы могут решаться с помощью инвесторов и частного бизнеса;

- быть доступным для всех жителей;

- создавать здоровую городскую среду;

- быть современным.

Еще одним примером многофункционального театрально-зрелищного комплекса в России может служить «Московский Международный Дом Музыки на Красных Холмах» в Москве, построенный в 2002 году. Проект разработан архитекторами Ю.П. Гнедовским, В.Д. Красиль-никовым, Д.С. Солоповым, М.М. Гавриловой, С.В. Гнедов-ским. Комплекс представляет собой большой ансамбль. Строительство Московского Дома Музыки стало возможным благодаря привлечению инвесторов. Общая площадь комплекса - около 42 000 квадратных метров. В структуру комплекса входят Российский культурный центр с Домом музыки, Площадь искусств, выставочный зал, гостиница на 220 номеров, офисные здания, ресторан, музыкальный магазин, студия звукозаписи. В Доме музыки размещаются Большой зал на 1699-1800 мест, зал камерной музыки на 556-600 мест, театрально-концертный зал на 400-524 места и летний театр.

Такими примерами многофункциональных театрально-зрелищных комплексов также являются: театральный центр им Вс. Мейерхольда, жилой комплекс «Дом на набережной» с театром Эстрады, «Детский театр эстрады» в Москве, театр «Русская песня», театр Олега Табакова и другие.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день существуют тенденции в образовании многофункциональных театрально-зрелищных комплексов, следование которым позволяет успешно реализовывать проекты таких комплексов в России.

Библиография:

1. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. -Москва: Стройиздат, 1984. - 256 с.: ил.

2. Рекомендации по проектированию концертных залов. Утверждены указанием Москомархитектуры от 27.04.04 г. N 16 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200037074 (дата обращения: 11.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.