Научная статья на тему 'Особенности формирования театрально-зрелищных пространств в контексте реновации индустриального наследия'

Особенности формирования театрально-зрелищных пространств в контексте реновации индустриального наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
518
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / ТЕАТРЫ / РЕНОВАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕНОВАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ЗРЕЛИЩНЫХ ЗАЛОВ / СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ / INDUSTRIAL ARCHITECTURE / THEATERS / RENOVATION OF INDUSTRIAL HERITAGE / RECONSTRUCTION / RENOVATION / TYPOLOGY OF SPECTACULAR HALLS / PRESERVATION OF HISTORICAL INDUSTRIAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трибельская Е.Г., Попова Д.Д., Серегина А.А.

В статье рассматриваются особенности создания зрелищных пространств на базе индустриального наследия. Проводится типологический анализ залов различного назначения и дается краткая справка о промышленных объектах, подвергнутых реновации. Как правило, промышленные территории и объекты после ревитализации являются катализатором положительных культурно-социальных процессов в городах, а промышленная архитектура открывает возможности формирования театрально-зрелищных пространств разного типа и масштаба. Данный тезис проиллюстрирован и подтверждён в статье рядом примеров реализованных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING THEATER AND ENTERTAINMENT SPACES IN THE CONTEXT OF RENOVATION OF INDUSTRIAL HERITAGE

The article examines the peculiarities of creating spectacular spaces based on industrial heritage. A typological analysis of the halls of various purpose is carried out and a brief reference to renovated industrial objects is given. As a rule, industrial territories and objects become a catalyst for positive cultural and social processes in cities after revitalization, and industrial architecture opens up possibilities to form theatrical and spectacular spaces of various types and scales. This thesis is illustrated and confirmed in the article by a number of examples of implemented objects.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования театрально-зрелищных пространств в контексте реновации индустриального наследия»

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.Г. Трибельская, А.М Московцева. Особенности реновации агропромышленных комплексов (на примере элеваторов) — Системные технологии. — 2019. — № 32. — С. 84—95.

FEATURES OF RENOVATION OF AGRICULTURAL COMPLEXES (ON THE EXAMPLE OF ELEVATORS) E.G. Tribelskaya1, A.M. Moskovtseva2

'Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow 2Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow

Abstract

A brief historical overview of the construction of elevators in Russia is given, and their main structures are considered. Particular attention is paid to the construction of silos. The most successful foreign examples of renovation of elevators that have lost their original functions are analyzed. Their features and general features are noted.

Key words:

renovation of agro-industrial complexes, renovation of elevators, silos. Date of receipt in edition: 18.10.19 Date of acceptance for printing: 22.10.19

УДК 725.8 УДК 725.4

Ш ûT

э

I-

u ш

I-н

X

и

ОС <

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОСТРАНСТВ В КОНТЕКСТЕ РЕНОВАЦИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

Е.Г. Трибельская1, Д.Д. Попова2, А.А. Серегина2

!ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва

2 Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности создания зрелищных пространств на базе индустриального наследия. Проводится типологический анализ залов различного назначения и дается краткая справка о промышленных объектах, подвергнутых реновации. Как правило, промышленные территории и объекты после ревитализа-ции являются катализатором положительных культурно-социальных процессов в городах, а промышленная архитектура открывает возможности формирования театрально-зрелищных пространств разного типа и масштаба. Данный тезис проиллюстрирован и подтверждён в статье рядом примеров реализованных объектов.

Ключевые слова:

промышленная архитектура, театры, реновация индустриального наследия, реконструкция, реновация, типология зрелищных залов, сохранение исторических промышленных объектов.

История статьи:

Дата поступления в редакцию 18.10.19 Дата принятия к печати 22.10.19

.а . г

П

I- и ш а а m

ш к

<¡5

<1 ГО

^ а

ш

О

и н

С (К

-I

ГО

4 8

* s

и

Îf

U и

H

êS

lJ о

• я

ш О

Архитектура театральных зданий в настоящее время представлена многообразием объектов, построенных в различное время с использованием большого диапазона конструкций и материалов. Театрально-зрелищные пространства отличаются друг от друга рядом характеристик: жанровой спецификой, стилевыми и художественными особенностями, габаритами, вместимостью и др. Такие контрастные примеры как уникальный Национальный центр исполнительских искусств (Большой национальный театр) в Пекине*, строительство которого окончилось в 2007 году; знаменитый театр «Глобус»** в Лондоне, вновь воссозданный в 1997 году; Байройтский фестивальный театр Вагнера***, 1872-1876 гг.; Эльбская филармония****, открытая в 2017 году, свидетельствуют о широкой трактовке театрального пространства, разнообразии направлений развития архитектуры театральных зданий, диалоге традиционных и новаторских направлений в данной сфере.

Упомянутая Эльбская филармония является примером новой тенденции: приспособления индустриальных зданий для зрелищной функции. Такое перепрофилирование имеет свои особенности: деликатное отношение к сохранившемуся объекту при реализации технических и технологических решений, изначальное ограничение вместимости и параметров зала, архитектурно-художественное решение внутреннего и внешнего облика здания с учётом его сложившегося образа, структуры, планировки, исторических особенностей и т. д. При этом данные ограничения компенсируются рядом возможностей и преимуществ: возникают оригинальные архитектурно-планировочные решения трансформации залов, возможности их расширения и объединения; перепрофилирование возвращает активность в исторический промышленный объект, в котором зрелищная функция часто становится базой многофункционального культурного центра. Здание приобретает статус новой достопримечательности. Переосмысление индустриальной эстетики, сочетание её с элементами современного дизайна расширяет представление о традиционном зрелищном пространстве.

Для исследования были выбраны зарубежные примеры зрелищных пространств, размещённых в бывших индустриальных объектах: концертный зал в Снейпе около Олдборо (Великобритания), Colosseum Theatre в Эссене (Германия), театральный центр St. Ann's Warehouse в Бруклине (Нью-Йорк, США), Live Theatre в Ньюкасле (Великобритания), культурный центр CAIXAFORUM в Мадриде (Испания), Theatre de Kampanje в Ден-Хелдер (Нидерланды), С-Mine в Генке (Бельгия), открытый амфитеатр Levitt Pavilion SteelStacks в Бетлехеме (США), 77 Theatre в Пекине (Китай), зал мультимедиа Fondazione PRADA в Милане (Италия), бывшая электростанция EC1 в Лодзи (Польша), многофункциональный зал в Old Water and Observatory Tower в Праге (Чешская Республика).

Рассмотренные зрелищные пространства можно выделить в следующие типологические группы (приняты по аналогии с [3]): концертные (музыкальные), театральные, универсальные залы (включая универсальные зрелищные пространства), кинозалы, уникальные залы. Они имеют различия в пространственных характеристиках, предъявляемых технологических требованиях к ним, возможностях трансформации и др.

Рассмотрение приёмов организации зальных пространств названных типологических групп в бывших промышленных зданиях является целью данного исследования.

Для реализации цели исследования необходимо выделить объёмно-планировочные особенности организации зальных пространств в бывших индустриальных объектах, проанализировать социальную

*Оперный театр Пекина: чудо современной архитектуры. URL: https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/mir/ opiernyi-tieatr-piekina-chudo-sovriemiennoi-arkhitiektury?from=cl (дата обращения: 16.07.2019).

**Театр Глобус (Globe). URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ TEATR_%C2%ABGLOBUS%C2%BB_GLOBE.html/ (дата обращения: 16.07.2019).

***Байройтский фестивальный театр Вагнера (Фестшпильхауз). URL: http://kannelura.info/?p=10776 (дата обращения: 16.07.2019).

****Филармония по проекту Herzog & de Meuron в Гамбурге. URL: https://www.admagazine.ru/arch/100695_elbskaya-filarmoniya-po-proektu-herzog-de-meuron.php (дата обращения: 16.07.2019).

и градостроительную значимость перепрофилирования промышленного наследия, когда бывшая производственная территория получает статус активного историко-культурного центра.

В данном исследовании были использованы сопоставительный, и типологический методы анализа примеров формирования зрелищных пространств на базе объектов индустриального наследия.

Концертные (музыкальные) залы

Концертный зал в Снейпе (Великобритания)

Концертный зал в бывшем здании солодовни в Снейпе был открыт в преддверии Олдборского музыкального фестиваля 1967 г. (Aldeburgh Music Festival). Архитекторами проекта выступила компания Arup Associates.

Рис. 1. Рассматриваемые театрально-зрелищные пространства в объектах индустриального наследия — пять типологических групп (* подгруппа — универсальные зрелищные пространства).

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

л

. I

П

l. а

ш а

а т

ш А

<1 ГО

^ а

са О

и н

С (К

ГО

и

is

U U lJ °

• Я

ш О

Зал размерами 40,8 м на 17,6 м был предназначен для 800 зрителей. С северной стороны зала в пристроенном объёме разместилось фойе с гардеробом и лестницей на 2-й этаж: здесь находится ресторан.

Интерьер зала решён так же лаконично, как и сохранившийся объём исторического объекта. Богато используется дерево — как для отделки внутренней поверхности крыши, так и для мебели.

На базе концертного зала позже сформировался целый музыкальный кластер: здесь открылась Школа музыки. [4]

Colosseum Theatre в Эссене (Германия)

В 1993 году было решено реорганизовать пустующие индустриальные территории бывшего сталелитейного завода Essen Krupp.

Старое трехпролетное промышленное здание (одно из немногих сохранившихся исторических сооружений завода) преобразовалось в музыкальный театр, арендованный владельцем компании Stage Entertainment.

Здание музыкального театра сохранило стеклянные фонари, обеспечивающие естественное освещение, и уникальные металлические конструкции (фермы, краны, связи), которые формируют оригинальный промышленный интерьер всего сооружения.

«Большой музыкальный зал рассчитан на 1400 человек (партер, амфитеатр, балкон). Фойе, в котором могут разместиться около 2000 человек, используется как многофункциональное пространство для различных мероприятий, в котором представлены экспонаты современных художников и скульпторов».

На сегодняшний день Colosseum Theatre является известным местом проведения популярных мюзи-

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

клов и музыкальных шоу.

Театральные залы

St. Ann's Warehouse в Нью-Йорке (США)

Здание театра St. Ann's Warehouse расположено в городе Нью-Йорк рядом со знаменитым Бруклинским мостом на берегу Ист-Ривер. Раньше в нём хранили табак, а после нескольких лет запустения сюда переехала театральная компания St. Ann. Здесь она организовала свою первую резиденцию.

Пространство театра гибкое, оно плавно соединено с входным вестибюлем: отсутствуют жёсткие границы в виде стен. Зрительская зона в зависимости от принятой конфигурации может вмещать 300-700 зрителей. Обслуживающие помещения собраны в компактную функциональную группу, отделённую от самого демонстрационного пространства коридором, соединяющим улицу Уотер-стрит и берег Ист-Ри-вер. Планировочная структура квартала определила появление с западной стороны здания рекреационной зелёной зоны — сада по проекту ландшафтных архитекторов Michael Van Valkenburgh Associates. Площадь всего комплекса составляет 2 323 квадратных метров.

От здания склада остался периметр стен толщиной около 730 см с арочными проёмами. В этот контур была включена современная структура из стали, стекла и клеёной фанеры. Она намеренно была поднята выше внешних стен по технологической необходимости: вместе с тем такой контраст подчеркнул суть решения, диалог прошлого и настоящего. Верхняя часть нового объёма сложена из прозрачного кирпича, благодаря чему внутреннее пространство получило дополнительное освещение, а значит и дополнительную возможность проведения мероприятий, требующих естественного освещения. Проектировщики заложили в реконструкцию принципы зелёного строительства и получили сертификат LEED.

Несмотря на то, что от исторического здания остались лишь внешние стены, они стали мотивом продолжения промышленной темы и внутри здания: такая стилизация помогла сохранить память об утраченных интерьерах. [4, 8]

* Colosseum Theater. [Электронный ресурс]: URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Colosseum_Theater (дата обращения: 16.07.2019).

Live Theatre в Ньюкасле (Великобритания)

Река Тайн утратила свою роль значимой транспортной артерии вследствие процессов деиндустриализации последних десятилетий XX в., что привело к деградации расположенных на её берегах промышленных комплексов. Как бывает часто в таких случаях, освободившиеся здания стали привлекательными для творческих коллективов, среди которых — Live Theatre.

Два перестроенных дока на территории бывшей промзоны вместили в себя два театральных зала и подсобные помещения. Следует отметить, что процесс освоения наследия был длительным (почти тридцать лет, с 1982 г.), но результат получился весьма убедительным. Сейчас набережная реки Тайн — центр туристической активности города.

Успешный опыт Live Theatre сопровождался параллельной ревитализацией других промышленных зданий в городе: в одном из них разместился центр современного искусства BALTIC. Таким образом, появилась перспектива создания целого культурного квартала вокруг театра. [4]

Универсальные залы

Культурный центр CAIXAFORUM в Мадриде (Испания)

CAIXAFORUM спроектирован в 2001-2007 гг. известным архитектурным бюро Herzog & de Meuron Architekten. Здание, состоящее из 6 этажей — 4-х наземных и 2-х подземных, является ярким городским акцентом, формирующим транзитную площадь, благодаря необычному конструктивному решению культурного центра. Памятник индустриальной архитектуры (электростанция), построенный в 1900 году, разобрали на части, чтобы приподнять его над уровнем земли и присоединить к новому основанию-ядру сооружения. Кирпичные стены электростанции гармонично сочетаются с надстройкой, выполненной из стальных панелей corten с перфорированными и сплошными металлическими текстурами.

Полезная площадь центра составляет 8 тыс. квадратных метров. В подземных залах к распоряжению посетителей представлены несколько конференц-залов, кафе, книжный магазин, ресторан и универсальный зал для театральных постановок и кинопоказов на 322 места. Зрительские места, представленные ярусами, располагаются в партере и амфитеатре.

«Культурный центр, приобретенный Фондом Caixa в 2001 году, благодаря масштабной и сложной реконструкции не только сохранил характерные черты промышленного объекта, но и приобрел уникальный облик современного выставочного центра». [9]

Theatre de Kampanje в Ден-Хелдер (Нидерланды)

«The Kampanje», расположенный в бывшем портовом здании небольшого голландского города Ден-Хелдер, является культурным центром, центральное место в котором занимает универсальный зал. Кроме него в здании расположены арт-центр, офисы, ресторан.

Главная особенность зала — «гибкость» и способность трансформации его ограждения в зависимости от целей мероприятия. Ограждение состоит из 2-х слоёв — деревянного и стеклянного: благодаря подвижности панелей может достигаться определённый баланс света и темноты.

Культурный центр является важным объектом в полностью перепрофилированном квартале бывшего корабельного двора. Здесь находятся музеи, посвящённые морской тематике, рестораны, кафе. [4, 8]

С-Mine в Генке (Бельгия)

«Проект реновации промышленных зданий старого угольного рудника Винтерслаг в Бельгии в культурный центр C-MINE был разработан архитектурным бюро 51N4E <...> Исторические кирпичные здания бывшего рудника являются памятниками архитектуры: проект предполагал их ре-

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

л

. I

! Í

i- и

ш а

а т

ш А

<1 ГО

^ а

ш

О

и н

С (К

-I

ГО

4 8

и

ÉS

и и

Н

iJ 0

• Я

ш О

ставрацию и приспособление под туристический центр, знакомящий посетителей с историей местных угольных шахт». [3]

Основное историческое здание было дополнено двумя новыми объемами, в которых располагаются большой театральный и малый концертный залы. Новые включения, построенные из бетона и метала прекрасно дополняют исторический комплекс рудника. Современные части здания соединяются с индустриальными помещениями, открытыми террасами, которые поддерживают логику связи старого и нового.

Зрительские места, находящиеся в большом театральном зале, рассчитанном на 500 человек, выстроены ярусами. В то время, как малый концертный зал имеет плоский пол, что позволяет приспосабливать помещение под различные функции. Оба объема хорошо инсолируются за счет сплошного остекления, снаружи закрытого металлическими жалюзи. Благодаря тому, что залы имеют прозрачные стены, промышленные корпуса и шахтная башня становятся своеобразными декорациями для представлений. [3]

Универсальные зрелищные пространства

Levitt Pavilion SteelStacks в Бетлехеме (США)

Открытая сценическая конструкция с консольным навесом является центром открытого пространства-амфитеатра, где собираются зрители во время мероприятий (вместимость 2500 человек). Объект находится на территории бывшего завода Бетлехем Воркс, занимающего западную часть территорий Бет-лехемской металлургической корпорации (основана в 1857 г.).

Высокие доменные печи Стилстэкс превратились в индустриальные декорации, на фоне которых разместился нарочито современный павильон, облицованный блестящими металлическими панелями. [4, 8]

77 Theatre в Пекине (Китай)

Театральное сооружение 77 Theatre было построено в Пекине на территории некогда процветающей типографии офсетной печати 1960-х годов, которая превратилась из центра промышленной деятельности в пустынную складскую территорию, окруженную домами и городскими переулками.

Фабричная территория подверглась реновации в 2012-2014 гг. архитектурным бюро Origin Architect.

Здание театра, облицованное сталью corten, представляет собой новую конструкцию, возведенную на месте снесенных технических построек во внутреннем дворе фабрики. Главный фасад здания — трансформируемая раздвижная стена, с помощью которой появляется возможность использовать зрительный зал вместе с уличным пространством в различных постановках и мероприятиях. Чтобы поддержать тему открытого театра без границ, была сформирована связь в виде мостов, лестниц между зрелищным сооружением и историческими фабричными постройками, крыши которых используются как дополнительные сцены или трибуны для зрителей, что позволяет создать уникальное пространство взаимодействия актеров и публики.

77 Theatre — это яркий пример ревитализации и адаптации заброшенных промышленных зон Пекина в общественную жизнь города. [6]

Кинозалы

Fondazione PRADA в Милане (Италия)

Современный арт-квартал был создан Ремом Колхасом на основе миланской спиртовой фабрики, возведенной в начале ХХ века в районе Ларго Изарко.

Основная идея проекта заключалась в создании актуальной общественной зоны общей площадью 22 000 м2, здания и территории которой будут тактично интегрированы в окружающую среду.

Три новых здания-акцента («Podium» — пространство для выставок; «Torre» — башня, предназначенная для экспозиции коллекции фонда Prada; «Cinema» — зал мультимедиа/кинотеатр), включенные в историческую промышленную зону, образуют уникальное внутренне пространство.

Кинозал, в котором могут разместиться 200 человек, задуман как центр личностного и культурного образования, в котором будут представлены разнообразные форматы кинематографа: классика, редкие фильмы и реставрации, экспериментальные работы, блокбастеры, телевизионные проекты и пр.

Мультимедийное сооружение облицовано зеркальным остеклением и представляет собой самостоятельную постройку, частично углубленную под землю.

Все существующие элементы этого арт-квартала в совокупности формируют уникальную современную среду, основанную на сочетании исторических и новых сооружений и сохранении промышленного наследия. [1]

Уникальные залы

Электростанция EC1 в Лодзи (Польша)

Электростанция на улице Таргова была введена в эксплуатацию в 1907 году и действовала вплоть до начала XXI века. Комплекс промышленных зданий был реконструирован в 2008 году с целью создания современного научно-культурного центра.

ЕС1 включает в себя не только инновационное пространство со всей необходимой инфраструктурой, но и универсальные зрелищные площадки, что открывает новые возможности для разнообразных направлений творчества и науки.

В здании ЕС1 Восток в 2016 году появился один из самых современных и посещаемых в Европе планетариев. «Сферический экран, установленный в куполе, диаметр которого составляет 14 метров, имеет разрешение 23 млн. пикселей. Благодаря ему можно получить четкое изображение, на котором видны звезды очень малого размера. Зрительный зал рассчитан на 110 мест, кресла приводятся в удобное для посетителей положение. <...> Каждый сеанс имеет определенную тему: история покорения космоса, Солнечная система, развитие цивилизаций и многое другое»6.

Также в здании электростанции располагается универсальный зал с различными вариантами трансформации пространства, где некоторые элементы интерьера (лестница, площадка) применяются в качестве декораций и сцены.

Интерактивный центр науки и техники был открыт в январе 2018 года. «На почти 8,5 тыс. м2 выставочной площади в Ed-Запад были созданы три образовательных маршрута. Первый из них касается преобразования энергии, второй — развития науки и цивилизации, а третий позволяет нам исследовать секреты микро- и макромира»*. [7]

Old Water and Observatory Tower в Праге (Чешская Республика).

Водонапорная башня бывшей станции, построенной во второй половине XIX века, является единственным сохранившимся до наших дней сооружением комплекса.

После реконструкции здание эксплуатируется в качестве молодежного образовательного центра.

До того, как окружающие территории были застроены, водонапорная башня являлось доминантой с панорамным видом на город. «Концепция проекта заключается в идее воссоздания смотровой площадки путем организации обсерватории. Дымоход паровой машины для перекачки воды был

* Суперсовременный Планетарий ЕС1 открылся в Лодзи. [Электронный ресурс]: URL: http://day-off39. ru/zarubezhnye-novosti/3423-planetarij-es1-v-lodzi (дата обращения: 16.07.2019).

Ш

СС Э I-

и ш

I-м

X

и

се <

л

. I

i Í

i- и

ш а

а m

ш к

<1 ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ а

ш

О

и

I-

С (К

-I

ГО

4 8

* s

и

U U

lJ о

• я

ш О

приспособлен под механизм перископа. Благодаря мощной системе наведения, его можно использовать не только для рассматривания отдельных домов, кварталов и панорамы города, но и для наблюдения объектов на ночном небе».

В бывшем резервуаре для воды был создан небольшой многофункциональный зал с механическими выдвигающимися плитами, позволяющими создавать различные варианты трансформации зрительского пространства. Механизм перископа, в свою очередь, может служить необычной декорацией для мероприятий. Из зала можно попасть в кабину для наблюдения с оптическим прибором и на служебную лестницу, ведущую к стропилам, где расположен часовой механизм.

Водонапорная башня была деликатно восстановлена, сохранив свой облик благодаря максимальному сохранению исторических элементов. [5, 10]

Таким образом, говоря об организации театрально-зрелищных пространств при перепрофилировании индустриального наследия, можно выделить их в 5 основных типологических групп:

- концертные (музыкальные);

- театральные;

- универсальные залы (включая универсальные зрелищные пространства);

- кинозалы;

- уникальные залы.

При этом зрелищное пространство может полностью занимать объект наследия, быть частью многофункциональных культурных и научных центров, выходить за границы физических объёмов и объединяться с внешней средой.

Рассмотренные зарубежные примеры создания зрелищных пространств в объектах промышленного наследия демонстрируют успешный опыт подобного перепрофилирования. Размещение зала в существующих габаритах индустриального пространства накладывает определённые ограничения на вместимость, размещение и размеры сцены, возможные параметры сценического оборудования. Важно отметить, что набор таких исходных параметров формирует не только ограничения, но и новые возможности: различные варианты трансформации зрительского и сценического пространства, эксперименты с самим театральным залом: замкнутый закрытый объём или пространство без границ, связанное с другими помещениями комплекса. Индустриальная эстетика фасадов и интерьеров становится постоянной пространственной декорацией, позволяющей смело экспериментировать в области сценографии и реализовать новые постановочные идеи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Деловой квартал» современная архитектура. Фонд «Прада».[Электронный ресурс]: URL: http://delovoy-kvartal.ru/ fond-prada-arh-rem-kolhas/ (дата обращения: 16.07.2019).

2. Культурный центр на месте рудника. [Электронный ресурс]: URL: https://archi.ru/world/31062/kulturnyi-centr-na-meste-rudnika (дата обращения: 16.07.2019).

3. Кузнецова Е.Н., Трибельская А.М.. Зрелищные пространства в современных культурных центрах. — Системные технологии. — 2019. — № 30. — С. 106-114.

4. Попова Д.Д. Театрально-зрелищные пространства в бывших промышленных районах: некоторые примеры зарубежной практики. Системные технологии. — 2019. — №1 (30). — С. 101-106.

5. Серегина А.А., Трибельская Е.Г.. Приемы организации внутреннего пространства при реновации исторических индустриальных сооружений. — Системные технологии. — 2019. — № 30. — С. 138-146.

6. Театр с раздвижным фасадом в Пекине [Электронный ресурс]: URL: http://architime.ru/specarch/origin_architect/ offset_printing_factory.htm#1.jpg (дата обращения: 16.07.2019).

7. Центр науки и культуры ЕС1 в Лодзи. [Электронный ресурс]: URL: https://www.poland.travel/ru/ tematicheskie-marshruti/tsentr-nauki-i-kulturi-v-lodzi-es1 (дата обращения: 16.07.2019).

8. Черкасов Т.Н., Попова Д.Д. Изменение парадигмы образа театра. Архитектура и строительство России. — 2018. — № 4 (228). — С. 34-43.

9. Caixa Forum. [Электронный ресурс]: URL: https://arcspace.com/feature/caixa-forum/ (дата обращения: 16.07.2019).

10. Old Water and Observatory Tower in Prague / Petr Hajek ARCHITEKTI [Электронный ресурс]: URL: https:// www.archdaily.com/908203/old-water-and-observatory-tower-in-prague-petr-hajek-architekti (дата обращения: 16.07.2019).

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.Г. Трибельская, Д.Д. Попова, А.А. Серегина. Особенности формирования театрально-зрелищных пространств в контексте реновации индустриального наследия— Системные технологии. — 2019. — № 32. — С. 95—103.

PECULIARITIES OF FORMING THEATER AND ENTERTAINMENT SPACES IN THE CONTEXT OF RENOVATION OF INDUSTRIAL HERITAGE

E.G. Tribelskaya1, D.D. Popova2, A.A. Seregina3

'Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow 2 3 Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow

Abstract

The article examines the peculiarities of creating spectacular spaces based on industrial heritage. A typological analysis of the halls of various purpose is carried out and a brief reference to renovated industrial objects is given. As a rule, industrial territories and objects become a catalyst for positive cultural and social processes in cities after revitalization, and industrial architecture opens up possibilities to form theatrical and spectacular spaces of various types and scales. This thesis is illustrated and confirmed in the article by a number of examples of implemented objects.

Key words:

industrial architecture, theaters, renovation of industrial heritage, reconstruction, renovation, typology of spectacular halls, preservation of historical industrial objects. Date of receipt in edition: 18.10.19 Date of acceptance for printing: 22.10.19

Ш

0C о

I-

u

Ш

I-м

X

и

ОС <

л

. I

i f

I- <u

ш a

a m

ш ■

<f (Q

^ a <6

CQ

О

<u

IC IK

-I

(Q

4 8

* s

U

u и

Si

lJ °

• я

ш О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.