Ю. Н. Горун
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИА-И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В МИРЕ
В статье сосредоточено внимание на глобальном смысле медиа- и информационной грамотности, а также тенденции развития этой сферы знаний. Освещены особенности международного сотрудничества в развитии медиа- и информационной грамотности. Рассмотрены перспективные и важные для медиаспециалистов исследования ученых в области медиа- и информационной грамотности. Проанализированы достижения разных стран во внедрении в учебные планы университетов проектов по формированию у студентов этой разновидности грамотности.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, информационная грамотность, медиа- и информационная грамотность, интеркультурный диалог, средства массовой информации, международное сотрудничество, общество знаний, университетская сеть, специалист.
На сегодняшний день любому специалисту нужно взаимодействовать с информационным потоком, в особенности журналистам, редакторам, специалистам по социальным коммуникациям и т. д. Они должны иметь представление о тех источниках, с помощью которых информацию можно найти, осмыслить и передать. Также следует учитывать развитие технологий, которое оказывает влияние на профессиональную деятельность, досуг, семейную жизнь и гражданскую позицию. Во всем мире все большее распространение получают интерактивные и сетевые технологии, происходит процесс глобализации.
Следует принять во внимание и тот факт, что многие люди даже в развитых странах имеют ограниченный физический доступ к технологиям. А представители различных сфер деятельности и слоев населения не имеют должных навыков критического мышления, которые необходимы для принятия решений и поиска путей решения проблем на разных уровнях во всех сферах жизнедеятельности - личной, социальной, учебной и профессиональной [5]. Таким образом, каждая личность нуждается в медиаграмотности - развитой способности человека к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, понимании им социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, использующих медиа [6].
Также существует мнение, что медиаграмот-ность - это движение, которое должно помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум,
которым имеет возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты [3].
Известный российский ученый А. Федоров называет медиаграмотность результатом ме-диаобразования, итогом изучения медиа. Это умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, «читать» медиатекст. Чем больше изучается медиа, тем выше медиаграмотность [2].
А. В. Онкович отмечает, что медиаграмот-ность повышает не только медиакультуру личности, но и культуру в общем, поскольку является ключевой концепцией медиаобразования и дает возможность эффективно применять медиасредства, медиаисточники [4].
С понятием медиаграмотности тесно связана информационная грамотность. Когда говорят об этой разновидности грамотности, то подразумевают способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. Информационно грамотный человек обладает знаниями и навыками, необходимыми для правильной идентификации информации, которая требуется для выполнения определенного задания или решения проблемы. Информационная грамотность способствует эффективному поиску информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализу найденной и извлеченной информации; оценке точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией и т. д.[1].
В последнее время международное сообщество активно интересуется проблемами, тенденциями развития медиа- и информационной
грамотности. На глобальном уровне вопрос развития информационной грамотности рассматривался на II Европейской конференции по информационной грамотности, которая проводилась 20-23 октября 2014 года в Хорватии. Поскольку в ней приняли участие специалисты со всего мира, занимающиеся исследованием и внедрением информационной грамотности в различные сферы жизни общества, можем благодаря конференции выделить актуальные проблемы, которые существуют сегодня в сфере развития информационной грамотности, тенденции и перспективы её дальнейшего развития, а также ознакомиться с существующей и запланированной практической деятельностью по внедрению информационной грамотности в учебные заведения и различные организации в тех или иных странах мира.
Так, на конференции были выделены такие вопросы и проблемы сферы информационной грамотности:
- характер и определение информационной грамотности;
- отношения между научными исследованиями и практикой;
- характер и значение «чтения» в понимании информационной грамотности;
- последствия изменений в области авторского права в цифровом издательском деле;
- возрастные подходы, как для старших, так и для младших возрастных групп;
- медиасоциализация.
Судя по исследованиям различных ученых и специалистов, которые обсуждались на обозначенной конференции, можно сделать вывод, что сегодня информационную грамотность рассматривают с трех позиций:
1) как независимую сферу научных исследований;
2) как составную часть в изучении научных исследований;
3) как часть более широкой области изучения информационных потребностей, а также поиска и использования информации.
Также следует учитывать, что в связи с пребыванием в центре внимания ученых цифровых средств массовой информации, а также информационно-коммуникационных технологий, на передний план выходят такие разновидности грамотности, как цифровая, визуальная, медиа-грамотность и т. д. Это, в свою очередь, вызывает повышенный интерес к исследованиям взаимосвязи информационной грамотности с вышеназванными видами грамотности [10, С.14].
Исследователь Эндрю Витворт представил исследование радикальной информационной грамотности, которую в 1976 году впервые обозначил Сис Хеймлинк. Если Пол Зурковски в своей формулировке понятия «информационная грамотность» сосредоточил внимание на потребности развивать это умение в самом обществе для поддержания экономического первенства в епоху развития все более крупных оцифрованных так званых «информационных банков», то Сис Хеймлинк представил другое мнение по этому вопросу. Он считал, что информационная грамотность должна быть разработана отдельными лицами или общинами, автономно, для защиты от различных перспектив и точек зрения, которые толкают в общество средства массовой информации. Этот взгляд на информационную грамотность взял свое начало от модели грамотности Пауло Фрейре - освободительной «педагогики угнетенных», что подразумевает власть над информацией и авторитет в пределах уполномоченного сообщества.
Хеймлинк полагал, что информационная грамотность при её развитии в человеке или в сообществе должна позволять перераспределение авторитета и полномочий в информационной практике среди членов этого сообщества. Этому можно противопоставить формы обучения информационной грамотности, в которых скрывают эти авторитеты, и, таким образом, укрепляют их. Эти формы часто институализи-рованы в области высшего образования, а также в библиотечно-информационной науке, но не дают учащимся основ умений оспаривания и интерпретации информации, которую распространяют средства массовой информации.
По мнению Витворта, «информационные банки» просто извлекают данные из населения, не обеспечивая им реальные возможности для обучения взамен. Эти системы основаны на монологической, а не диалогической форме обработки информации, которую и представляет радикальная информационная грамотность. Хоть она не может быть институализирована в библиотеках или вузах, но она может - и должна - иметь место в любом месте, где происходит обмен информацией между людьми одного возраста, статуса, специальности и т.д. Радикальная информационная грамотность не релятивисткая, то есть не подразумевает принцип «подойдет что угодно», она сохраняет нормативную основу, способы оценки качества. Эффективность такой информационной
грамотности, по мнению Витворта, должна оцениваться по производству актуальной и хорошей по качеству информации, а её проверка и дальнейшее развитие должна производиться другими сообществами [10. С. 15].
Также, по нашему мнению, заслуживает внимания представленная на конференции концепция информационной грамотности «личная база знаний». А. А. Дж. ван Хелвоорт предложил свое виденье содержания данной концепции, основанное на научно-исследовательских работах, посвященных развитию комплексных познавательных навыков и приобретению личностью метакогнитивных знаний. По мнению исследователя, эта концепция информационной грамотности согласуется с идеей, что «умение учиться» является одной из основных целей высшего образования. В связи с этим возникает два новых исследовательских вопроса в сфере информационной грамотности:
— Как сферы решения информационных проблем и построения личных знаний взаимодействуют между собой?
— Как стоит измерять или оценивать личные знания студентов? [10. С. 35]
С возрастанием роли социальных сетей и медиа становится очевидным, что и в этой сфере является важным владение информационной грамотностью, связанной с общим доступом и взаимообменом информацией, конфиденциальностью и соблюдением правовых норм. Необходимо, чтобы пользователи социальных сетей и медиа имели определенный уровень грамотности, который позволял бы им оценить надлежащий баланс между их деятельностью по обмену информацией, соблюдением конфиденциальности, как личной, так и по отношению к их контактам, а также необходимость уважать интеллектуальную собственность и репутацию коллег-пользователей Интернета. Таким образом, на конференции было предоставлено понятие информационной грамотности пользователя социальных медиа как способность оценить риски, связанные с взаимодействием с информацией в социальных сетях, а также анализировать свою деятельность в сфере социальных медиа и соблюдать баланс между потребностями для совместного использования информации, неприкосновенности частной жизни и соблюдения правовых норм [10. С. 65].
Также на конференции были выделены тенденции и перспективы развития сферы информационной грамотности. Так, были представ-
лены мнения о группах зарождающихся новых разновидностей информационной грамотности. В первую очередь к ним относятся переходные - те, которые являются улучшенными версиями своих предшественников, например, визуальная грамотность трансформируется в (инфо)графическую грамотность; грамотность в сфере данных постепенно переходит в грамотность в области больших данных, владение аналитическими умениями. Следующая группа новых информационных грамотностей возникнет на основе того, что в последующие несколько десятилетий в Интернете сформируется высокотехнологичная комплексная середа, где будет существовать все необходимое для общества и в которой люди (<Лурегреор1е») будут взаимодействовать между собой с помощью новых моделей поведения, специально разработанных интерфейсов, инструментов и систем [10. С. 34].
Помимо этого было представлено немало исследований по внедрению информационной грамотности как дисциплины в учебные планы различных университетов мира, а также полезные для специалистов в сфере массовой информации и социальной коммуникации материалы на такие темы, как информационная этика и информационная грамотность в цифровой среде. Также множество материалов посвящено развитию информационной грамотности в библиотечном деле. В целом, по результату проведению конференции удалось выявить актуальные проблемы, которые существуют сегодня в сфере развития информационной грамотности, а также тенденции её развития. Также стало возможным проследить практический опыт различных специалистов, которые внедрили ее наряду с другими разновидностями грамотности в учебные заведения, библиотеки и прочие организации, и по результатам сделать выводы об эффективности различных разработанных спецкурсов, дисциплин и методик, что будет полезным для педагогов. По нашему мнению, этот опыт можно использовать для улучшения подготовки специалистов, которые наиболее тесно связаны с информационной средой, тех профессионалов, на которых лежит ответственность за поиск, отбор, обработку и донесение информации до общества.
Кроме выше обозначенного хотелось бы акцентировать внимание на том, что вопросами медиа- и информационной грамотности активно занимается ЮНЕСКО, более того, предлагает рассматривать эти два понятия
вместе, поскольку в современном мире невозможно быть информационно грамотным без медиаграмотности. Также ЮНЕСКО постоянно подчеркивает важность, масштаб и остроту проблем формирования медиа- и информационной грамотности на политическом уровне, в сферах образования, массовой коммуникации и информации, а также в обществе. В последнее время немало усилий этой организации направлено на выявление приоритетных проблемных областей; определение профессиональных стратегий и содействие наращиванию усилий по продвижению медиа- и информационной грамотности на международном и национальном уровнях. Кроме того, этот вид грамотности личности лежит в основе всех компетенций и навыков, необходимых для достижения Целей развития тысячелетия ООН, Декларации ООН по правам человека и целей, которые были провозглашены на Всемирном саммите по информационному обществу [7].
Важным шагом во внедрении медиа- и информационной грамотности в общественную жизнь является включение ее развития в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации, СМИ и т. д. Кроме того, в системах образования разных стран мира должны состояться структурные и педагогические реформы, необходимые для развития медиа- и информационной грамотности, среди которых прежде всего особое внимание следует уделить включению медиаграмотности и системы оценки ее уровня в учебную программу на всех уровнях образования, в том числе образования на протяжении всей жизни, обучение на рабочем месте, подготовки и переподготовки преподавателей. ЮНЕСКО вместе с Альянсом цивилизаций ООН считают, что именно медиа- и информационная грамотность и ее внедрение в глобальное образование может улучшить понимание между различными культурами и цивилизациями, поэтому сегодня значительные усилия направляются на поощрение интеркультурного диалога и международного сотрудничества в развитии медиаграмотности во всем мире [9].
На инициативе ЮНЕСКО и Альянс цивилизаций ООН основаны программа и сеть двустороннего сотрудничества университетов (UNITWIN) в рамках разработки и укрепления системы международного сотрудничества в развитии медиа- и информационной грамотности и интеркультурного диалога (МИГИД).
Эта программа была создана, чтобы служить как катализатор и посредник для инновационных проектов, направленных на снижение поляризации между нациями и культурами на основе взаимного сотрудничества.
Сеть UNITWIN состоит из восьми университетов из разных географических регионов, среди них: Автономный университет Барселоны, Испания; Каирский университет, Египет; Университет Вест-Индии, Ямайка; Университет Сан-Паулу, Бразилия; Temple University, США; Университет Циньхуа, Китай; Технологический университет Квинсленда, Австралия; Университет Сиди Мохамед Бен Абделла, Фез, Марокко. Эти университеты сотрудничают с целью содействовать проведению исследований, совершенствования системы образования и подготовки кадров, а также осуществления пропаганды на тему медиа- и информационной грамотности и интеркультурного диалога.
Основной задачей сети UNITWIN, кроме содействия сотрудничеству между университетами-членами, является создание потенциала в каждой стране мира для продвижения сферы медиа- и информационной грамотности и интеркультурного диалога, а также обеспечение свободы слова, свободы информации и свободного потока идей и знаний.
Деятельность сети включает в себя разработку университетами разных стран широкого спектра так называемых МИГИД-проектов, а также обмен опытом и достижениями в области медиа- и информационной грамотности между различными странами.
В целом эта инициатива основана на предпосылке, что если гражданам со всего мира улучшить их коммуникативные способности и способность к критическому мышлению, они смогут внести свой вклад в развитие демократического общества и обеспечения мира и гармоничных отношений между представителями различных культур и наций.
Основными действиями Программы сети UNITWIN по сотрудничеству в развитии медиа- и информационной грамотности и интеркультурного диалога являются:
1. Развитие образования для всех: Образование имеет важное значение при условии, если люди в его процессе приобретают навыки, необходимые для работы и жизни в постоянно меняющемся мире. Как известно, чтение, письмо и арифметика являются основой исследования и знания. Но сегодня эти навыки осуществляются через средства массовой ин-
формации, с помощью новых технологий и с помощью новых языков. Новые формы СМИ требуют новых разновидностей грамотности. В этом контексте овладение медиа- и информационной грамотностью является основной целью всей системы образования.
2. Научно-технический и экономический прогресс: В последние десятилетия наблюдается безоговорочный экономический прогресс, который привел к росту таких показателей человеческого развития, как вероятная продолжительность жизни, ВВП на душу населения, уровень образованности граждан во всех странах мира. Однако этому прогрессу может значительно навредить, например, неравномерное распределение богатства, что, в общем, само по себе может стать неисчерпаемым источником конфликта. Только гармоничное развитие экономики с прогрессированием к демократии и необходимости развития технологий может обеспечить дальнейший прогресс. В этом контексте МИГИД также играет ключевую роль, поскольку получение новых навыков требует наличия новых технологий и новых производственных систем, все это делает людей все более автономными и способными приспосабливаться к новым технологиям и медиасреде.
3. Развитие обществ знаний, в том числе свободных, независимых и плюралистических средств информации: Общества знаний должны быть в состоянии интегрировать всех своих членов с целью содействия возникновению новых форм солидарности с участием как нынешних, так и будущих поколений. Никто не должен быть исключен из общества знаний, где знания являются общественным благом, доступным для каждого человека. Свобода и демократия зависят от этой интеграции и требуют соблюдения условий равенства и гармонии. Здесь также МИГИД является очень актуальным. Следствием обеспечения свободного распространения информации, свободы выражения мнений и свободы информации является то, что в настоящее время граждане должны обладать навыками, которые необходимы для пользования всеми преимуществами этих и других основных прав человека. Развитие медиа- и информационной грамотности способствует приобретению гражданами этих навыков, а также тех, которые связаны с универсальными стратегиями по расширению возможностей молодежи, гендерного равенства и культурного и языкового разнообразия. Медиа- и информационная грамотность обеспечи-
вает возможность расширения участия граждан в общественной жизни и в обществах знаний, а также является ключом к консолидации демократической публичной сферы, где диалог и сотрудничество могут быть эффективными в создании космополитического гражданства, основанного на правах человека. Это можно реализовать только в рамках культурного взаимопонимания.
4. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин: Распространение информации, появление новых технологий и социальных медиа во многих частях мира предоставили немало источников для доступа к информации, связанной с гендерной тематикой. В то время как неравенство и гендерные стереотипы существуют в социальных структурах и представлениях людей, СМИ и другие источники информации владеют потенциалом как для распространения и увековечения этих стереотипов, так и для их искоренения и решения проблем, связанных с ними.
Университеты, входящие в сеть UNITWIN, активно исследуют возможности интеграции медиа- и информационной грамотности в высшее образование. В частности, это новые спецкурсы для студентов: в Университете Вест-Индии внедрено два спецкурса - «Обучение информационной грамотности» и «Инструкции по информационной грамотности»; в Университете Циньхуа студентов знакомят с основами сбора информационных материалов и особенностями создания новостей с помощью курса «Обучение студентов-нежурналистов созданию новостей». Здесь также уделяется внимание внедрению в процесс обучения одной из основных концепций медиа- и информационной грамотности - «активного расследования» - путем введения методов поощрения активности студентов во время проведения лекций и уменьшение роли педагога.
В Университете Сан-Паулу активно используются медиаклассы, где студенты рассматривают различные представления мира, его культур, проблематики и т. п.
Технологический университет Квинсленда внедряет практику проведения дискуссий о медиа- и информационной грамотности еще в детских садах, а также занимается разработкой такого онлайн-курса, который был бы доступным для педагогов любой страны мира.
В Марокко развитие медиа- и информационной грамотности пока находится на ранней стадии, а соответствующие учебные курсы
- «Введение в медиаобразование» и «Меди-аобразование и киберкультура» - постепенно внедряются в учебный план Университета Сиди Мохамед Бен Абделла. Овладение студентами медиа- и информационной грамотности оснащает их аналитическими умениями для ответственного пользования разнообразными средствами массовой информации и контентом, который они распространяют. Для более широкого понимания людьми концепции МИГИД и необходимости ее внедрения в Университете был проведен международный форум, целью которого было подчеркнуть актуальность и важность развития медиа- и информационной грамотности, раскрыть роль и функции средств распространения информации, а также механизмы критического восприятия, отбора и оценки медиапродуктов. Также здесь создан региональный центр медиа- и информационной грамотности и интеркультурного диалога для продвижения и популяризации медиа- и информационной грамотности в Марокко и арабском мире в целом.
В Университете Темпл, США существует Центр медиа- и информационной грамотности, в котором в последнее время разработано несколько проектов с целью получения МИГИД в партнерстве с местными высшими художественными школами. Также Университет занимается решением проблем в создании ме-диаклуба, который можно было бы посещать в свободное от занятий время.
Автономный университет Барселоны исследует МИГИД и возможности ее внедрения в систему образования в контексте политики, учитывая ее влияние на все сферы жизни. Так, университет активно участвует в проектах Европейской комиссии, а также тех, которые посвящены разработке политики медиа- и информационной грамотности в Европе.
В то же время Международная академия инженерных и медиаисследований, Каир исследует необходимость регуляторной политики в сфере медиа- и информационной грамотности, в частности, связанной с желанием сохранить исторически точную информацию о туристической среде, учитывая влияние на нее меди-асообщений, например, наружной рекламы [8].
В целом, практически по всех уголках мира есть большая заинтересованность в развитии медиа- и информационной грамотности как необходимого и приоритетного условия форми-
рования успешного общества. Поэтому ныне наблюдается, да и предполагается в будущем возникновение все большего количества подобных проектов, которые направлены на создание медиа- и информационно грамотной личности.
Список литературы
1. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.ifap.ru/projects/infolit.htm.
2. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиа-грамотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.
3. 1ванов В. Медiаосвiтатамедiаграмотнiсть: короткий огляд / В. 1ванов, О. Волошенюк, Л. Кульчинська, Т. 1ванова, Ю. Мiрошниченко. -2-ге вид., стер. - К. : АУП, ЦВП, 2012. - 58 с.
4. Онкович, Г. В. Медiаосвiта як штелек-туально-комушкативна мережа // Вища освга Украши. - 2008. - № 3. - Д. 1. - 212 с. - С. 130137.
5. Онкович, Г. В., Горун, Ю. М., Литвин, Н. О., Нагорна, К. А. та ш. Медiакомпетентнiсть фахiвця : колективна монографiя / за наук. ред. д. пед. наук, проф. Онкович Г.В. - К. : Логос,
2013. - 360 с. - С. 23.
6. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. — Vol. 14 / Eds. N. J. Smelser & P. B. Baltes. — Oxford, 2001.
7. Media and information literacy [Електрон-ний ресурс] / UNESCO. - URL: http://portal. unesco.org/.
8. MILID Yearbook 2013: Media and Information Literacy and Intercultural Dialogue / Ed. Ulla Carlsson, Sherri Hope Culver. - 2013. -416 p.
9. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization / UNESCO // Education for the Media and the Digital Age. — Vienna: UNESCO, 1999. - Р. 273-274.
10. The Second European Conference on Information Literacy (ECIL) / Abstracts // Editors: S. Spiranec, S. Kurbanoglu, R. Catts, E. Gras-sian, D. Mizrachi, M. Banek Zorica. - Zagreb,
2014. - 239 p.
Yu. N. Gorun
MODERN TRENDS IN MEDIA AND INFORMATION LITERACY IN THE WORLD
The article focuses attention on the global sense of media and information literacy, as well as trends in the development of this field of knowledge. Highlighted features of international cooperation in the development of media and information literacy. Perspective and importantfor media research scientists in the field of media and information literacy. Analyzed the achievements of different countries in the implementation of the curricula of universities projects form the students of this variety of literacy.
Keywords: media education, media literacy, information literacy, media and information literacy, intercultural dialogue, the media, international cooperation, knowledge society, the university network specialist.
References
1. Informatsionnaya kul'tura, informatsionnaya gramotnost' i komp'yuternaya kompetentnost' [=Information culture, information literacy and computer competence], available at : http://www.ifap. ru/projects/infolit.htm, accessed 10.12.2014 (in Russ.).
2. Fedorov, A. V. (2010) Slovar' terminovpo mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramot-nosti, mediakompetentnosti [=Glossary of media education, media education, media literacy, media competence], Izd-vo Taganrog. gos. ped. in-ta, Taganrog, 64 c. (in Russ.).
3. ivanov, V., Voloshenyuk, O., Kul'chins'ka, L., ivanova, T. and Miroshnichenko, Yu. (2012) Mediaosvita ta mediagramotnist': korotkiy oglyad [=Media education and media literacy: a short review], AUP, TSVP, Kiev, 58 p (in Ukr.).
4. Onkovich, G. V. (2008) "Mediaosvita yak intelektual'no-komunikativna merezha" [=Media education as an intellectual and communicative activity], in: Vishcha osvita Ukraini [=Higher education of Ukraine], N 3, D. 1, pp. 130-137 (in Ukr.).
5. Onkovich, G. V., Gorun, Yu. M., Litvin, N. O., Nagorna, K. A. and others. (2013) Mediakompe-tentnist' fakhivtsya : kolektivna monografiya [Mediacompetences: collective monograph], za nauk. red. d. ped. nauk, prof. Onkovich G. V., Logos, Kiev, 360 p., p. 23 (in Russ.).
6. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (2001), vol. 14, eds. N. J. Smels-er & P. B. Baltes, Oxford.
7. Media and information literacy, UNESCO, available at: http://portal.unesco.org/, accessed 10.12.2014.
8. MILID Yearbook 2013: Media and Information Literacy and Intercultural Dialogue, eds. Ulla Carlsson, Sherri Hope Culver, 416 p.
9. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization, UNESCO, in: Education for the Media and the Digital Age, UNESCO, Vienna, 1999, pp. 273-274.
10.The Second European Conference on Information Literacy (ECIL) (2014) Abstracts, editors: S. Spiranec, S. Kurbanoglu, R. Catts, E. Grassian, D. Mizrachi, M. Banek Zorica, Zagreb, 239 p.
Горун Юлия Николаевна, аспирант Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины.